Искандер Фазиль Абдуллович

Упоминание книг автора:

  • Список Бориса Стругацкого: книги, которые можно перечитывать бесконечноПодборки
  • 100 книг для школьниковПодборки
  • Семейная сагаПодборки
  • Лучшие книги российских авторовПодборки

Цитаты из книг автора

Школьный вальс, или Энергия стыда

<p>Тот, кто был богатым и обнищал, еще тридцать лет чувствует себя богатым. Тот, кто был нищим и разбогател, еще тридцать лет чувствует себя нищим.</p>

Школьный вальс, или Энергия стыда

<p>Искусство недосказанности – одно из самых неподвластных разуму: интуитивных. Недосказывая, надо недосказать так, чтобы воображение, перепрыгивая с камня на камень, не бултыхнулось в реку. Но и расстояние между камнями должно быть достаточно большим, чтобы прыжок ощущался как истинно захватывающий дух, истинно рискованный, и тогда он по-настоящему встряхнет, взбодрит нас.</p>

Школьный вальс, или Энергия стыда

<p>Каприз – хромой призрак власти.</p>

Школьный вальс, или Энергия стыда

<p>Человек, который богатеет на наших глазах, всегда кажется нахалом.</p>

Стоянка человека

<p>”Культура, это не количество прочитанных книг, а количество понятых”.</p>

Все рецензии

Учеба и первые литературные опыты

Блестяще закончив русскую школу в Сухуме, Фазиль Искандер уехал учиться в Москву, собираясь поступить на философский факультет МГУ, но, услышав слова: «кажется, на вашу нацию есть разнарядка», решил поступить в Библиотечный институт . Отучившись три года, перевелся в Литературный институт им.А.М.Горького, который и закончил в 1954 году.

Следующие два года он работал как журналист в Брянске («Брянский комсомолец») и Курске («Курская правда»), а в 1956 году вернулся в Сухум, где стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Здесь в 1957 году вышел первый поэтический сборник Ф.Искандера «Горные тропы». В том же году он стал членом Союза писателей СССР.

Вслед за первой успешной публикацией последовали и другие поэтические сборники – «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960), «Дети Черноморья» (1961). С конца 1950-х Ф.Искандер стал печататься в журнале «Юность», наряду с другими представителями «молодой прозы» 1960-х – Юрием Казаковым, Василием Аксеновым, Олегом Чухонцевым, Владимиром Войновичем и др.

Первым сочинением в прозе, опубликованным в журнале «Пионер» (1956), стал рассказ «Первое дело», а в 1962 году в «Юности» появились «Петух» и «Рассказ о море».

Политическая и общественная деятельность

У нас в республике Фазиля Искандера знают в каждом доме. В своих произведениях он создал потрясающий образ Абхазии. Писатель Искандер — выдающийся. К сожалению, человек он не столь выдающийся. Сто раз выступив в защиту разных народов, он за всё время войны ни разу не возвысил голос в защиту родной Абхазии.

Владислав Ардзинба, первый президент Абхазии,

В советское время — свободомыслящий интеллектуал, либерал, скептически относящийся к перспективам обновления страны и общества. По мнению Искандера «Переворот семнадцатого был классической революцией черни — рабов, для которых оптимальным состоянием является рабское, по полной их неспособности ни к какой деятельности, кроме доносительства и угнетения».
Как общественный деятель и духовный авторитет неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, подписал множество писем в защиту высланных и репрессированных писателей. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила острый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем публичной политикой больше не занимался. Сохраняя верность либеральным взглядам, сочетал их с социальным пессимизмом.

От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался, в период грузино-абхазской войны как общественный деятель находился в тени. Неизвестно ни одного публичного выступления Искандера в поддержку суверенитета Абхазии — напротив, Станислав Рассадин цитировал речь Искандера, где он выступал против отделения Абхазии от Грузии, мотивируя тем, что это путь в «кровавый тупик», а сецессия болезненно воспринимается даже в Европе.

В и 2003 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Фазиль был старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.

Примечания[править | править код]

  1. Искандер Фазиль Абдулович // Большая советская энциклопедия:
  2. Наталья Иванова, литературовед. . Абхазская интернет-библиотека (2011). Дата обращения: 13 августа 2016.
  3. . Абхазия, № 1 — 1995 (1 января 1995). Дата обращения: 21 ноября 2016.
  4. Рассадин С. Б. Книга прощаний. М., 2004. С.188-189
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 мая 2012.
  6. . Расцвет российских СМИ.
  7.  (недоступная ссылка). Новая газета (20 марта 2003). Дата обращения: 5 апреля 2019.
  8. . Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение (2013). Дата обращения: 24 октября 2013.
  9. . russia.tv. Дата обращения: 19 августа 2020.
  10. . Спутник-Абхазия (6.03.2017).

↑ Восприятие абхазского конфликта

Когда началась война в Абхазии, Фазиль Искандер уехал в Москву. С тех пор он посещает родину раз в несколько лет. Писатель, как правило, воздерживается от жёстких высказываний в адрес одной из сторон конфликта. Лишь однажды, осенью 2008 года, Искандер подписал коллективное письмо в поддержку независимости Абхазии и Южной Осетии. В Абхазии писателя считают живым классиком и наиболее выдающимся культурным деятелем страны, хотя сам Искандер не раз определял себя как русского, а не абхазского писателя. В 2009 году непризнанная республика даже выпустила серебряную монету в честь Фазиля Искандера. На сегодняшний день это единственная абхазская монета с изображением ныне живущего человека.

Творческая биография Искандера

Окончив учебу, 25-летний Фазиль опубликовал несколько стихов. Интересен факт, что изначально он думал, что в будущем станет исключительно поэтом.


Фазиль Искандер в молодости

В 1957 г. в печать вышла первая книга Искандера «Горные тропы». Почувствовав уверенность в собственных силах, он принялся писать прозу.

Позже Искандер устроился работать журналистом и редактором в издательствах «Курская правда» и «Брянский комсомолец».

Параллельно с этим он печатал свои произведения в разных в журналах и газетах.

Литературное творчество

В том же 1962 году Ф.Искандер переехал в Москву – и, как оказалось, навсегда. Признание читателей и писательскую славу Фазилю Искандеру принесла сатирическая повесть «Созвездие Козлотура», опубликованная в августе 1966 года в либеральном журнале «Новый мир», который в те годы возглавлял поэт и журналист Александр Трифонович Твардовский. В 1970 году повесть вышла отдельной книгой.


«Созвездие Козлотура» — превосходный образец сатиры, высмеивающий советское общество, селекционные опыты советского мичуринского агробиолога Трофима Лысенко и сельскохозяйственные кампании администрации Никиты Хрущева. Александр Твардовский дважды (1966, 1968) выдвигал повесть на Государственную премию по литературе, но книгу, полную острой политической сатиры, партийные критики от литературы, естественно, не пропустили .

В следующие годы Ф.Искандер выпустил несколько сборников рассказов: «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966) и «Запретный плод» (1966). Отдельные рассказы — «Начало» (1969), «Лов форели в верховьях Кодора» (1969), «Летним днем» (1969), «Письмо» (1969), «Встреча в поезде» (1969), «Бедный демагог» (1969) – выходили в журналах «Юность» и «Новый мир».

В 1973 году в «Новом мире» (№ 8-11) стали публиковаться отдельные новеллы из самого главного произведения Ф.Искандера – «Сандро из Чегема» . Даже журнальный вариант романа, несмотря на то, что он был сильно исковеркан цензурой, давал представление о философской глубине эпопеи, «воспевающей поэзию народной жизни». Это одновременно и драма, и притча, и сказка, и анекдот.

История Сандро, его родственников и жителей горного села Чегем начинается в дореволюционном прошлом и разворачивается в период сталинских репрессий и коллективизации. В повествовании, помимо отдельных вымышленных персонажей и целых народностей (кенгурцев и эндурцев), играют свою роль реальные исторические фигуры (Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Нестор Лакоба), а действие происходит в отчасти реальных, отчасти вымышленных декорациях – горном селе Чегем, Мухусе (псевдоним Сухума), Батуме и Кенгурске .

Полностью роман был опубликован в переводе на английский язык в американском издательстве русской литературы Карла и Эллендеи Профферов «Ардис» (1979, 1981). Роман был высоко оценен американскими литературными критиками, которые сравнивали художественный подход Ф.Искандера со стилем М.Твена, У.Фолкнера и Г.Г.Маркеса . Впервые полностью на русском языке роман был издан в только период Перестройки – в 1989 году .

В тот же год, когда роман был издан на Западе, Ф.Искандер принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», где свои произведения опубликовали 22 русских писателя – Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Юз Алешковский, Виктор Ерофеев. В сборнике, который появился в самиздате, были напечатаны два сочинения Ф.Искандера — повесть «Маленький гигант большого секса» и рассказ «Возмездие». Одна из копий «Метрополя» была переправлена за пределы СССР и переиздана в «Ардисе». Авторы-участники альманаха подверглись гонениям, некоторые были вынуждены эмигрировать. Ф.Искандер не был исключен из Союза писателей, но попал в «черные списки» и на несколько лет был практически отлучен от публикаций в советских литературных журналах.

В связи с этим опытом новая философская повесть-притча «Кролики и удавы» была написана Ф.Искандером в совершенно другой форме – в духе и стилистике мировой антиутопии XX века. Это едкая сатира на общество, которое с благословения своего Короля-диктатора соглашается на противоестественный и каннибалистский «общественный договор». «Кролики и удавы» – это книга о природе власти, держащейся на лжи, насилии и неподготовленности человека к тому, чтобы «жить правдой». Книга создавалась ради избавления «человека идеологизированного» всех времен и народов, одновременно жертвы и палача, кролика и удава. Неудивительно, что повесть, впервые опубликованная в издательстве «Ардис» в 1982 году, смогла увидеть свет в России только в период Перестройки, появившись в журнале «Юность» (1987).

Со второй половины 1980-х сочинения Ф.Искандера вновь начинают печатать. В эти годы выходят рассказы «Защита Чика» (1983), «Бармен Адгур» (1986), «Чегемская Кармен» (1986), повесть «Сумрачной юности свет» (1990), роман «Человек и его окрестности» (1993). По книгам Фазиля Искандера ставят спектакли и снимают фильмы («Чегемский детектив», «Мосфильм», «Грузияфильм», 1986; «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», киностудия им.М.Горького, 1989), а их автора награждают престижными наградами. Среди них — Государственная премия СССР (1989), премия имени А.Д.Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1992) и др. .

Личная жизнь

С 1960 года Фазиль Абдулович был женат на поэтессе Антонине Михайловне Хлебниковой. Вместе они прожили всю жизнь, родили двоих детей и дожили до золотой свадьбы.

Фазиль Искандер признавался, что пишет он исключительно в моменты вдохновения, рабочего графика у него нет. Он так и не освоил компьютер, по старинке печатал на машинке, а позже у него появилась помощница. Когда он не творил, то занимался общественной деятельностью, собирал информацию. Через всю жизнь он пронес воспоминания о детстве и любовь к родной Абхазии.

К «золотой» свадьбе поэт и поэтесса выпустили сборник стихов «Снег и виноград»

Умер писатель 31 июля 2016 года. Антонина Михайловна поведала, что это ее муж до последнего дня вел активный образ жизни. Причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Классика отечественной литературы похоронили на Новодевичьем кладбище. Соболезнования выразили, в том числе, министр культуры, премьер и президент РФ.

Литература

  • Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М.: Советский писатель, 1990. — 320 с.
  • Рассадин Ст. Игра и тайна в книгах Фазиля Искандера // Литературная газета. 1990. 1 августа (№ 31).
  • Ермолин Е. Твердь: мироздание по Искандеру // Континент. — 2004. — № 2. — С. 377-389.
  • Большев А. О. Искандер Фазиль Абдулович // Русская литература XX века / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: ОЛМА-Пресс Инвест, 2005. — Т. 2: З—О. — С. 111—113. — 719 с. — ISBN 5-94848-262-6.
  • Ермолин Е. Эдельвейсы с Ошхамахо // Континент. — 2009. — № 1 (139). — С. 12.
  • Рассадин Ст. Фазиль, или оптимизм. — В кн.: Рассадин Станислав. Книга прощания. Воспоминания. М., «Текст», 2009. С. 41 — 42.
  • Жолковский А. Пантомимы Фазиля Искандера. — В кн.: Жолковский А. Очные ставки с властителем. Статьи о русской литературе. M.: Издательство РГГУ, 2011. С. 219 — 227.
  • Выгон Н.С. «День жизни отличать от ночи», или Фазиль Искандер // Преподаватель XXI век. — 2012. — № 4, ч. 2. — С. 355-361.
  • Денисенко В.А. Александр Солженицын и Фазиль Искандер: об одном неучтенном источнике философской сказки «Кролики и удавы» // Политическая лингвистика. — 2014. — № 4 (50). -С. 231-236.
  • Сарнов Б.М. Красные бокалы: Булат Окуджава и другие. — М.: АСТ, . – 476 с.
  • Жолковский А. «Летним днем». Эзоповский шедевр Фазиля Искандера // Новый Мир. 2015. №4.
  • Жолковский А. Семиотика власти и власть семиотики: «Пиры Валтасара» Фазиля Искандера // Звезда. — 2020. — № 10. -С. 248-261.
  • Искандер М. Искандер и его окрестности // Story. — 2020. — № 1/2. — С. 96-108.
  • Ермолин Е. Последние классики. М.: Совпадение, 2020. — ISBN 978-5-903060-36-2.
  • Гальперин И . Созвездие Чика // Журналист. — 2020. — № 9. -С. 6-7.
  • Кнорре К. Человек солнечного дара // Православие и мир . – https://www.pravmir.ru/chelovek-solnechnogo-dara/
  • Новодворская В. Задумавшийся из Чегема // Новое время . — https://newtimes.ru/articles/detail/79940
  • Романенко А.П. Иронический эпос Фазиля Искандера: особенности идиостиля // Киберленинка . – https://cyberleninka.ru/article/v/ironicheskiy-epos-fazilya-iskandera-osobennosti-idiostilya
  • Старовойтенко Н. Вышли мы все из Чегема // Новое время . — Режим доступа: https://newtimes.ru/articles/detail/2927
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.

Личная жизнь

В 1960-м Фазиль Искандер женился на поэтессе Антонине Хлебниковой. Девушка была моложе на 11 лет, происходила из интеллигентной семьи. Антонина изначально и безоговорочно признала супруга главным в семье. Как говорила Валерия Новодворская:

Хлебникова работала в научно-исследовательском институте министерства энергетики, редактором в экономических журналах. Еще до встречи с Искандером писала стихи, но впервые вынесла плоды труда на суд публики только к золотой свадьбе: в 2011-м супруги выпустили совместный сборник «Снег и виноград».


Фазиль Искандер и Антонина Хлебникова

Дочь Марина по образованию филолог, пишет картины. Через двадцать лет, в 1983-м, родился сын. Александр окончил факультет журналистики, но по специальности не работал, выбрал сферу финансов. Изредка писал рассказы, которые очень нравились Фазилю Абдуловичу. Сам Искандер любил творчество Александра Пушкина и Иосифа Бродского, произведения Фёдора Достоевского и Ивана Бунина.


Фазиль Искандер с сыном и женой

Сына писатель крестил, помог в этом Александр Мень, с которым Искандер часто вел беседы на богословские темы. После убийства священника, спустя десять лет, Фазиль принял православие.

Писатель работал по старинке – на печатной машинке, собственноручно перепечатывал сочинения, причем с каждым разом они увеличивались в объеме.

Литература

Искандер окончил институт в 1954-м, но еще на студенческой скамье опубликовал первые стихи, полагал, что их и будет писать. Всего Фазилем Абдуловичем выпущено девять поэтических сборников. В 1957-м опубликована первая книга – «Горные тропы». Позже, когда Искандер перешел на прозу, говорил, что сделал это под влиянием творчества Исаака Бабеля, когда понял, что нет разницы между поэзией и прозой.

Писатель Фазиль Искандер

Выпускник Литературного института приобрел опыт журналистской и редакторской работы в газетах «Курская правда» и «Брянский комсомолец», в абхазском отделении государственного издательства. Рассказы, романы и повести Искандера публиковались на страницах изданий «Смена», «Юность», «Неделя, «Костер».

Всесоюзную славу писатель приобрел после публикации в 1966 году повести «Созвездие Козлотура». Произведение через тридцать лет получило воплощение на киноэкране в одноименной комедии с участием Армена Джигарханяна и Семена Фарады. Цитата из нее – «начинание хорошее, но не для нашего колхоза» – превратилась в форму вежливого, но категоричного отказа от недальновидных, опасных, а порой и абсурдных экспериментов.

Семена Фарада и Армен Джигарханян в фильме «Маленький гигант большого секса»

Повесть дважды выдвигалась на Государственную премию СССР по литературе, но неудивительно, что столь смелое описание эзоповым языком хрущевских «кукурузных опытов» признания тогда не получило.

Общественное признание получил рассказ о наивной и честной девушке «Софичка», социально-психологические повести «Морской скорпион» о судьбе интеллигенции и «Стоянка человека», в которой суровая и непреклонная бабушка – это бабушка Фазиля, вгонявшая семью в ужас тем, что открыто говорила то, что думала.

Фазиль Искандер

Творчеству Фазиля Искандера присущ особый стиль. Так, «Сандро из Чегема» – не просто роман, а цикл новелл, над которым писатель работал не одно десятилетие. У них нет общей сюжетной линии, но один главный герой. Автор не противопоставляет открыто героев произведений существующему политическому строю и царившим в то время нравам. Наоборот, им присущи изящная сатира и сарказм вкупе с точной передачей национального характера и живой разговорной речи.

По мотивам одной из новелл – «Пиры Валтасара» – снят художественный фильм, в котором главный герой Сандро Чегемский приглашен на банкет к Сталину. Валтасаров пир, как известно, – библейский сюжет, означающий разгульное веселье в преддверии беды. По сюжету новеллы и фильма действие происходит в 1935 году, и после банкета начинают исчезать его участники.

Книги Фазиля Искандера

Точно так же нет единой фабулы и у «Детства Чика». Герой новелл – мальчик по имени Чик, ребенок, но в перипетиях жизни решающий отнюдь не детские задачи и проходящий таким образом путь духовного становления. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» от начала и до конца пронизан юмором, но весьма поучителен. Перед читателем ставится вопрос – что в действительности есть подвиг, как в одном человеке сочетаются трусость и мужество.

Путем жизнеописания героев произведений Искандер рассуждал о таких понятиях, как честь, достоинство, уважение, справедливость. Писатель мастерски использовал аллегорию и гротеск. Царство змей в «Кроликах и удавах» – тоталитарное государство, Цветная капуста – надежда на светлое будущее.

Даже имена кроликов носили потаенный смысл: Задумавшийся – искатель правды и истины, Находчивый – приспособленец, сумевший добиться расположения Короля, Возжаждавший – ищущий справедливости, истовый продолжатель дела своего учителя.

Геннадий Хазанов в фильме «Маленький гигант большого секса»

Повесть об основах власти впервые опубликована в США, в альманахе «Метрополь», как и «О, Марат!». Последняя также была экранизирована: в 1992-м вышла картина «Маленький гигант большого секса», где главную роль сыграл Геннадий Хазанов.

Самый известный пересказ произведений Фазиля Искандера в кино – «Воры в законе» по мотивам рассказов «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», опубликованных в 1986 году в журнале «Знамя».

Вариант 2

Писатель Искандер – один из главных авторов своего времени, который через свои многочисленные произведения доносил до своего читателя множество различных тем, которые так или иначе влияли на формирование их мирровозрения, личность, и конечно же, личной позиции. Благодаря множеству подобных произведений, автор смог изменить жизнь множества людей, которые так или иначе были заинтересованы в творчестве автора, и конечно же, люди которые искали именно такого автора, который сможет направить их, или же помочь в трудной ситуации.

Фазиль Искандер – популярный автор, написавший большое количество произведений, в каждом из которых он доносил интересную мысль до своего читателя, однако делал он это достаточно просто и не принужденно, коим образом он и пишет практически все свои произведения. В его произведениях читатель может найти для себя, как и довольно уморительный сюжет и идею, так и довольно глубокие, сравнимые с философскими, мысли, которые он доносит до своего читателя, дабы он целиком и полностью понял эту тему, и смог порассуждать над этой темой вместе с читателем, и целиком и полностью осознать её.

Фазиль Искандер родился 1929 году в Абхазии. Растёт он в селе Чегем. Семья у мальчика была очень хорошая, ведь она поддерживала всё то, за что бы не взялся мальчик, даже за то, что у него плохо получалось. Так случилось и с литературой. Поначалу у Фазиля мало что получалось, однако даже в этом случае родители поддерживали своего сына, только мотивируя его, и вот спустя время у Фазиля начало что-то получаться. Литература стала настоящей страстью будущего писателя, и потому он принял решение заниматься ей всю свою жизнь, и добиться литературных высот чего бы это ему не стоило. Его первые произведения хоть и не стали мгновенно популярными и читаемыми, однако у него медленно росла читательская база, и позже он стал одним из самых читаемых авторов своего времени. Прожив жизнь вместе с литературой он скончался в 2016 году от остановки сердца.

Таким образом, мы видим, что это довольно талантливый автор, который отдал свою жизнь на благо литературе и обществу, и тем самым смог очень сильно повлиять на мир литературы, в котором он изменил многие вещи, начиная от самых простых вещей, заканчивая фундаментальными понятиями, в которые он также внёс своё влияние. Потому автор и и считается одним из самых талантливых авторов своего времени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий