Иванов Александр Андреевич

Главное творение

Воодушевившись успехом, художник берется за написание новой работы – картины «Явление Христа народу». Мастер начал писать ее в 1837 году, а закончил лишь спустя 20 лет. Художник работал над картиной в Италии, где попутно развивал свое мастерство, изучая работы художников эпохи Возрождения и набивая руку на их копировании.

Во время работы над картиной Александр Андреевич Иванов написал с натуры более 600 этюдов. Это была не только масштабная, но и очень кропотливая работа. Сам художник называл сюжет полотна «всемирным»

Полотно имеет глубокий смысл, помимо самого появления Спасителя перед народом, в ней присутствует особый символизм, который показывает человечество во время такого важного момента

В центре располагается Иоанн Креститель, который совершает обряд крещения в Иордане, а также указывает всем на приближающегося Христа. Рядом с Крестителем изображены несколько апостолов: Петр, Андрей Первозванный, юный Иоанн Богослов, а также Нафанаил, которого называют сомневающимся.

На переднем плане можно увидеть старцев и юношей, что в символизме живописи обозначает непрекращающуюся жизнь. В ближайшей к Христу фигуре можно уловить схожесть с портретом Н. В. Гоголя. А. Иванов создаст его отдельный вариант в 1841 году.

Интересный факт, что в страннике с посохом, который расположен на полотне неподалеку от Иоанна, можно узнать черты самого художника. Несмотря на то что картина имеет насыщенную многофигурность, в целом она идеально сбалансирована. Помимо прекрасно прорисованных лиц и фигур персонажей, работа имеет прекрасную цветовую палитру и реализм.

Личная жизнь

В жизни Иванова, полностью посвятившему себя творчеству, было несколько попыток создать семью.

В 1829 году Александр влюбился в дочь преподавателя музыки в Академии художеств, француженку мадемуазель Гюльпен. Ради женитьбы на ней он готов был пожертвовать поездкой в Италию, на которую к тому моменту Общество поощрения художников уже выделило средства. Отец был против женитьбы сына: дело в том, что женатые выпускники Академии теряли возможность уехать за границу. Отец и друзья художника уговорили его отказаться от женитьбы и продолжить обучение в Италии.

Живя в Италии, художник вел замкнутый, даже аскетический образ жизни. В 1947 году он, бывая с визитами в доме С.С. Апраксиной, влюбился в ее дочь, молодую русскую аристократку Марию Владимировну. Он был уверен, что она согласится стать ему спутницей жизни, но девушка предпочла другого. Любовная неудача привела художника к болезненному душевному состоянию, усилению недоверчивости и подозрительности. С тех пор он стал настолько замкнутым, что перестал пускать в свою студию даже коллег-художников и близких.

Личная жизнь

Первой женой пародиста, которому было уже глубоко за 30, стала блондинка по имени Эля. Александр познакомился с ней на отдыхе в Крыму, сразу сделал предложение и привез свою избранницу в Москву. У женщины уже был сын-подросток, к которому Александр привязался всей душой.

Эля не выдержала испытания «высшим светом» Москвы – стала вести разгульный образ жизни, изменять мужу. Среди многочисленных любовников она выбрала обеспеченного югослава. Узнав о неверности жены, обычно спокойный А. Иванов с треском выгнал ее из дома.

Со второй супругой, ставшей верной спутницей до конца его жизни, пародист познакомился в конце 70-х на гастролях в Ленинграде. Ей стала Ольга Леонидовна Заботкина, советская балерина и актриса, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В кино она сыграла роль Кати Татариновой в фильме «Два капитана» по одноименному роману В. Каверина.

Ольга Заботкина

Вскоре после знакомства поэт переехал к возлюбленной в Ленинград. Когда ему поступило предложение стать ведущим телепередачи «Вокруг смеха», Ольга оставила сцену и переехала в Москву. Официально А. Иванов и О. Заботкина поженились в 1980 году.

С Ольгой Заботкиной

Ольга Заботкина скончалась в 2001 от рака в Москве в возрасте 65 лет, похоронена в Санкт-Петербурге. Детей у пары не было.

Биография художника Иванов Александр Андреевич

Живописец, график

Сын известного живописца А. И. Иванова; первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1817–1828 состоял «посторонним» учеником ИАХ в классе исторической живописи, занимался под руководством отца и А. Е. Егорова.

В 1824 за программу «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» был награжден малой золотой медалью, в 1827 за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» и картон со слепка «Лаокоон с детьми» — большой золотой медалью из средств Общества поощрения художников, в 1828 получил звание классного художника.

В 1830 отправлен пенсионером ОПХ в Италию; по пути посетил Германию, Австрию, города Северной Италии, Флоренцию. В 1831 прибыл в Рим.

В 1830–40-х неоднократно предпринимал путешествия по Италии, с целью «изучить характер всех школ»: в 1834 путешествовал по Северной Италии (Болонья, Венеция, Падуя, Виченца, Верона, Брешия, Бергамо, Милан, Парма), в 1839 — по Средней и Северной Италии, в 1846 посетил Палермо, в 1847 — Флоренцию, Ливорно, Геную, Милан; неоднократно бывал в Неаполе.

Создавал произведения на библейские сюжеты; обращался к пейзажу, выполнил множество жанровых зарисовок и акварелей. В 1831 по заданию ОПХ копировал фрески Микеланджело «Сотворение Адама» в росписях потолка Сикстинской капеллы.

В 1836 за присланную в Совет ИАХ картину «Явление Христа Марии Магдалине» был удостоен звания академика.

С 1833 работал над эскизами к картине «Явление Христа народу», в 1837 приступил к исполнению картины, Работал с перерывами до начала 1850-х, выполнив за этот период более 400 подготовительных этюдов.

В 1851 получил книгу Д. Штрауса «Жизнь Христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного художником особого храма. В 1851–1857 воплотил идеи росписей в серии «библейских эскизов».

В 1857 совершил поездку в Вену и Интерлакен для лечения, в сентябре того же года посетил Лондон. В мае 1858 возвратился в Петербург, где состоялась выставка картины «Явление Христа народу» с этюдами к ней, вызвавшая противоречивые оценки критики (приобретена Александром II и пожертвована в Московский Румянцевский музей после смерти художника).

Ретроспективные выставки творчества Иванова проходили в Москве (1897, 1898, 1926, 1956, 1981–1982) и Ленинграде (1956).

Иванов — выдающийся русский художник первой половины XIX века.

Его ранние работы («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824; «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831–1834) в целом отвечают классицистической традиции; им свойственны уравновешенность композиции, равномерное распределение масс на плоскости, фигур и предметов по планам, плавный контурный рисунок, локальный колорит. Произведения зрелого периода («Явление Христа народу», эскизы к картине, цикл «библейских эскизов», 1837–1857) тяготеют к эстетике позднего романтизма, что выразилось в ощущении глубинности пространства, динамики форм, стремлении к эмоциональной выразительности. Характерной особенностью зрелого творчества мастера является ярко выраженный религиозно-философский, нравственный характер работ.

Подготовительные работы к «Явлению» составляют самостоятельную область художественной деятельности Иванова. Демонстрирующие достижения в изучении натуры (постижении пространства, воплощении в персонажах определенных качеств и состояний), они вместе с тем отличаются философской глубиной ее восприятия.

Особенно выразительны выполненные на пленэре пейзажные этюды, в которых Иванов стремился объективно передать все многообразие жизни природы, познать основные законы ее развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо.

Этюды голов и фигур, напротив, представляют собой сложный синтез работы с живой натуры и по образцам классического искусства.

Произведения Иванова находятся в крупнейших музейных собраниях России — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

ФАТАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Запрет на официальное «пенсионерство» удалось обойти с помощью недавно организованного Общества поощрения художников (ОПХ), давшего деньги на четырехлетнее пребывание молодого живописца в Италии. К слову, этой же возможностью несколькими годами раньше воспользовался Карл Брюллов. Впрочем, поездка Иванова чуть не сорвалась, и тут напрашивается очевидная рифма с судьбой отца художника. Иванов, влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, решил жениться на ней — этот поступок закрыл бы ему дорогу в Европу. Отцу с большим трудом удалось отговорить сына от опрометчивого шага.

Несколько забегая вперед, хотелось бы сразу «закрыть» женскую тему жизни Иванова. Его якобы фатальное одиночество нередко служило сюжетом для более или менее мифологических интерпретаций особенностей его натуры. Но дело в том, что это одиночество вовсе не было фатальным. Так, уже в его итальянских письмах, датируемых летом 1831 года, вновь зазвучали слова о необходимости создания семьи. Вероятно, они были вызваны увлечением Витторией Кальдони, которая в конце концов предпочла Иванову его приятеля Григория Лапченко и вышла за последнего замуж.

Около восьми лет (с 1836-го года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть глухие упоминания в его переписке. Опыт этот был не слишком удачным. Тереза трижды обворовывала его, делала сцены, которые «интроверт» Иванов на дух не переносил, и в 1844 году он с ней расстался. Наконец, в 1847 году Александр не без взаимности страстно влюбился в графиню Марию Апраксину. Но и тут его ждала катастрофа — «Машеньку» (как художник называл девушку в своих записках) выдали замуж за князя Мещерского. Вот, кажется, и все романтические истории художника. И, как итог, самоприговор: «Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества». Или, как обмолвился современник: «Картина заменила ему семью».

Аппиева дорога при закате солнца (1845)

Аппиева дорога является устойчивым символом Древнего Рима. Она ведет из Рима в Капую. Прокладывали ее по правилам инженерного искусства в IV веке до н.э. под присмотром цензора Аппия Клавдия. Один из древнеримских поэтов назвал Аппиеву дорогу «царицей всех дорог». Со временем вдоль обочин появились гостиницы, постоялые дворы, гробницы.

Существует предположение, что художник хотел показать в своей работе историческое значение дороги «свозь века».

Древние развалины гробниц с акведуком и горизонтальной линией с графическим изображением города как будто задают исторический вектор, объединяя в единое целое время и пространство.

В вечерней дымке тонет силуэт собора святого Петра.

В цветовой гамме скрывается решение художественной задачи — построения пространства, где цвет играет такую же значимую роль, как и следование законам перспективы.

Явление Христа народу (1837-1857)

Главной идеей грандиозного полотна Иванова является напоминание о событии, изменившем историю человечества – пришествии Христа в мир людей.

В одном произведении соединено два эпизода из Евангелия от Иоанна: проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися людьми из Иудеи, их крещение в водах Иордана и явление Христа народу.

Событие происходит на фоне красивейшего пейзажа под вековым оливковым деревом. По выжженной солнцем каменистой равнине смиренно ступает к людям сын Божий. Его темные одежды резко контрастируют с голубыми очертаниями гор.  Силуэт Христа несколько размыт. В этом есть некая таинственность. По всей вероятности, автор намеренно делает акцент не на фигуре сына Божия, пришедшего в мир для избавления человечества от грехов, а на реакцию иудеев к этому явлению. В статье «Исторический живописец Иванов» Гоголь пытался «рассказать» картину:

Каждый персонаж картины достоин отдельного исследования.

На первом плане картины показаны люди разных сословий и верований, пришедшие к Священной реке, чтобы очиститься от грехов. Они смотрят на Крестителя по-разному: с умилением, с недоверием, со злобой.

Иоанн Креститель является центральной фигурой композиции. Это высокий человек, одетый в верблюжью шкуру и светлый плащ.  Он призывает народ к покаянию и указывает на явившегося Спасителя. В левой руке он держит крест – символ новой веры. Его жест говорит о восторге, с которым он встречает Мессию.

Слева от Иоанна стоит группа апостолов (будущих учеников Христа), оживленно обсуждающих свершившееся чудо. В центральной группе показан сомневающийся молодой мужчина с черной бородой, кутающийся в длинный синий хитон. Его опущенные вниз глаза говорят о его неуверенности в правоте пророка. Седобородый мужчина в темном плаще с боязнью прислушивается к словам Иоанна. Это скорее всего язычники, слушающие проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.

В водах Иордана остановился старик, опирающийся на палку. Рядом с ним обнаженный мальчик, только что совершивший омовение. Они с любопытством всматриваются в Христа и уже готовы принять новую религию.

Справа от пророка расположились на земле люди, еще не определившиеся в выборе веры. Их лица озлоблены. Враждебно настроенными к проповеднику героями являются книжники и первосвященники, сторонники старой веры.

Ближе всех к зрителю виден зажиточный господин, которому подает одежду раб с веревкой на шее. Невольник с умилением слушает пророка. Слова Крестителя произвели на него настолько сильное впечатление, что можно быть уверенным в том, что раб обязательно примет христианство. По мнению художника, новая вера должна объединять людей разных сословий.

Справа спускается с холма толпа фарисеев и саддукеев, не принявших Христа – посланника Бога. Среди них заметна фигура беззаконника в коричневом облачении, в этом персонаже узнается друг художника Н. В. Гоголь

На конях сидят римские легионеры, наблюдающие за порядком.

Иванов долго искал натуру для пейзажа. Оливковое дерево можно назвать лучшим пейзажным этюдом художника.

Под деревом еле видна группа кающихся людей, воздевших руки к небесам и передвигающихся к вершине холма.

Автор следует академическим законам (требующим идеальной правильности от изображения) постольку, поскольку они служат «идеологии», но его следование нельзя назвать абсолютным. Известен факт: художник С. К. Зарянко заметил неверность в расположении стоп Христа. По мнению искусствоведов, автор сознательно обращается к опыту иконописцев, изображавших Спасителя не идущим, а летящим «по земле».

Н. В. Гоголь дал следующее описание этой картины:

В своей работе художник показал людей разных сословий и вероисповеданий, их неоднозначные (противоречивые) чувства по отношению к новой вере.

Рядом с этим шедевром все остальные академические произведения художника заметно меркнут. Продолжительность работы над картиной всей жизни вызывает восхищение. Называть Иванова «автором одной картины» не совсем правомерно. Автору потребовалось выполнить свыше 600 подготовительных этюдов. Метод работы художника над этим шедевром – тщательнейшее исследование всех возможных вариантов ее написания и поиск единственно-точного исполнения. Задолго до выбора сюжета в 1829 году Иванов писал о своей задаче:

В 1831 году художник сообщал своей сестре об особенностях работы:

Сформулировав задачу, он обдумывал достойный сюжет, отвечающим художественным принципам исторической живописи, которой был верен.

До всенародной славы

Будущий сатирик родился в Москве 9 декабря 1936 года в творческой семье. Отец был художником, и от него мальчику передались способности к рисованию. С детских лет мальчик начал писать стихи. Родители Александра умерли рано.

Позже А. Иванов не раз иронически отвечал на соответствующий вопрос, что фамилия у него настоящая – от папы с мамой.

По окончании средней школы Александр поступил в московский заочный педагогический институт (МГЗПИ) по направлению черчения и рисования. Получив диплом в 1960 году, молодой человек устроился преподавателем начертательной геометрии и черчения в один из столичных техникумов.

За высокий рост в сочетании с астеничной и прямой, как палка, фигурой ученики прозвали его «Циркуль», но уважали за терпение и чувство юмора.

Работа не приносила Александру удовлетворения, и все свободное время он посвящал литературным экспериментам. Он много читал – повсюду в его небольшой комнате в коммуналке лежали стихотворные сборники и литературные журналы. Спустя много лет с экрана Иванов расскажет, как обрел дар пародиста:

«Когда я читал хорошие стихи, я понимал, что так писать не могу. Когда читал плохие стихи, я понимал, что так я могу. И еще и не так могу!».

Шедевр Иванова А.А. – картина «Явление Христа народу»

Картина была исполнена русским художником в период с 1837 по 1857 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Основной смысл картины заключается в различной реакции её героев на слова Спасителя.

Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров

А. Иванов в письме президенту академии А.Н. Аленину

Конечно же, на протяжении многих веков сюжет крещения Христа пользовался необыкновенной популярностью среди европейских художников. Поэтому слова Иванова следует понимать, как  желание изобразить Христа так, чтобы в нём узнавался Бог-Спаситель. Основа композиции – это диалог жестов и мимических выражений. Когда были написаны этюды и сформировался окончательно замысел картины, Иванов переехал в другую мастерскую, в которой можно было уместить огромный холст.

«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твёрдой стопой уже приближается к людям»

Н. Гоголь о Христе в картине Иванова

Прототипом ближайшего к Христу сомневающегося мужчины был сам Гоголь.   Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения. В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург, молодой император Александр II интересовался у автора, какая роль отведена рабу. Ответ Иванова нам не известен, но мы знаем, что этот образ самый «откомментированный» в советском «классовом» искусствоведении.

Литература

  • Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; л.ил. — С.272-320.
  • Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
  • Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
  • Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
  • Алленов М. М. Александр Иванов . — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
  • Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
  • Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
  • Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
  • Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
  • Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
  • Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
  • Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
  • Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
  • Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
  • Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: , 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
  • Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
  • Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
  • Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
  • Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — , IV, XIV, 253 с.
  • Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
  • Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
  • Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., л. ил.
  • Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — . — Январь-февраль.
  • Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., л. цв. ил. — ISBN 9785210016386

Судьба полотна

После завершения работы над картиной художник в 1858 году решается отправить ее в Санкт-Петербург на строгий суд критиков и любителей живописи. Он также решает ехать в столицу, и после доставки картины ее выставляют в одном из демонстрационных залов Академии художеств. Сама выставка произвела серьезное впечатление на зрителей и вызвала массу положительных и восхищенных отзывов.

Спустя месяц после прибытия в Санкт-Петербург художник умер. Через несколько часов после известия о его смерти император Александр II приобрел полотно за 15 тыс. рублей, что являлось весьма внушительной суммой в то время. После покупки он передал картину в дар Румянцевскому музею, однако через некоторое время она была перемещена из Северной столицы в Москву и расположилась в доме Пашкова. Музей был вынужден построить отдельный зал для демонстрации полотна.

В настоящее время эта картина Александра Андреевича Иванова находится в Третьяковской галерее, этюды и эскизы к ней располагаются там же, а также и в Государственном Русском музее.

ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Жизнь он при этом вёл более чем скромную. Буквально сразу же по приезде в Италию художник лишился материальной поддержки отца — тот, вследствие интриг, был вынужден уйти из Академии, потеряв профессорское жалованье и казенную квартиру. На жизнь Андрей Иванович с тех пор зарабатывал, расписывая петербургские церкви.

Иванову младшему приходилось постоянно искать деньги — на материалы, на аренду мастерской, на оплату натурщиков. На два года выручило ОПХ, продлив в 1834 году его командировку. В 1838 году в мастерскую художника заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову трёхлетнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц — Ф. Чижова, Н. Гоголя, небезызвестной «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. В 1845 году Иванова в Риме посетил император Николай I, даровав художнику 300 червонцев. Наконец, в 1857 году вдовствующая императрица Александра Фёдоровна, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила его на свои средства на лечение в Германию — это был первый выезд живописца из Италии за 27 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий