Кандинский Василий Васильевич

Жизнь в России

Будущий художник родился в Москве в 1866 году в семье успешного коммерсанта. Вскоре после рождения художника его семья переехала в Одессу, где мальчик стал подростать и получил свои перые уроки живописи и музыки.

В 1885 году переехал в Москву и поступил в Московский университет Кандинский Василий Васильевич. Картины в то время его не сильно занимали, поскольку он хотел посвятить свою жизнь юридическому делу. Однако спустя 10 лет, в 1895, он решает бросить это направление и с головой погружается в искусство. Это было связано с выставкой, на которой худоджник увидел работу Моне “Стог сена”. К слову, ему на тот момент было уже 30.

После приезда из-за границы, художник стал активно участвовать в общественной и образовательной деятельности, однако в 1921 году Кандинский В.В. принял решение больше не возвращаться на Родину. Это было вызвано существенными разногласиями с властями. Однако, даже несмотря на вынужденный отъезд, художник до конца своих дней хранил в сердце любовь к русскому народу и культуре, которую выражал на своих полотнах.

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Память

Мемориальная доска на Дерибасовской, 17

  • В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по улице Дерибасовской, где жил художник, была открыта мемориальная доска.
  • В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
  • 6 августа 2012 года в честь Кандинского назван кратер на Меркурии.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN) носит имя «В. Кандинский».
  • В 2016 году в Москве появилась улица Кандинского.
  • 2 сентября 2016 года на Аллее Звезд Одессы появилась звезда Василия Кандинского
  • В Екатеринбурге строится здание Кандинский Хаус.
  • В Израиле в городе Кирьят Ата одна из улиц города носит имя Василия Кандинского.

Основоположник абстракционизма

Кандинский, как и большинство художников, постоянно искал себя. Он знакомился с принципами фовизма, экспрессионизма и другими модными направлениями живописи. Но ему хотелось сосредоточиться на выражении всего чувственного без привязки к материальным формам. Свои искания он описал в книге «О духовном искусстве», оказавшей значительное влияние на целую плеяду художников.

Само же видение того, как именно уйти от формы, пришло к живописцу во время одного интересного эпизода. Продолжая обдумывать свои открытия, Кандинский внезапно увидел невероятный холст, который поразил его своим великолепием и содержал какой-то непонятный сюжет. Оказалось, что это его собственная картина, поставленная на бок. В этот момент он остро осознал, насколько сильно на него подействовали краски картины, когда не было возможности обдумывать сюжет. С этого момента он сосредоточился в первую очередь на цветовых пятнах и линиях картины, а не на передаче конкретных форм.

Осваивая новое для себя абстрактное направление, Кандинский выделил три разных типа картин. Наивысшей формой абстракции он считал композицию, поскольку именно она демонстрировала стихию движения и была призвана полностью захватить чувства зрителя. Это было сродни музыке, уводящей человека от размышлений в мир ощущений. По этой причине композиции художника никогда не имели названий и отличались только номерами.


Василий Кандинский. «Композиция VII». 1913 г.

К другим формам абстракции он относил импровизацию (бессознательная передача накопленных от мира впечатлений) и импрессию (сознательное отображение окружающего мира).


В.В. Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)».

Хронология жизни

Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его папа был успешным торговцем родом из Сибири. Мама – прибалтийская немка. Это была воспитанная и культурная женщина. Она научила сына высоким манерам. Из-за этого Кандинский картины писал только в классическом костюме.

Прадед Василия нападал на караваны, которые проходили на Шелковом пути, пока его за это не отправили в ссылку. В заключении он начал торговать и благодаря этому стал успешным купцом. Остроумие и интеллект у Кандинских в крови.

Родители в пять лет отдали его в художественную школу. В семь Кандинского взяли в гимназию. Когда он ее окончил, родители настояли на том, чтобы он стал юристом. Кандинский согласился с их решением.

С 1885 по 1893 Василий Кандинский учился в Москве на юриста. Университет он закончил с идеальным аттестатом. Василия сразу назначили доцентом и он начал преподавать.

С 1893 по 1895 работал ученым. Он начинал понимать, что не хочет заниматься наукой.

В 1895 в Москву приехали европейские импрессионисты. Они организовали выставку и показывали на ней свои картины. Кандинский решил на нее сходить, и это решение изменило его жизнь. На выставке он увидел «Стог сена» француза Клода Моне. Живопись на ней перевернула сознание Кандинского. Под картиной не было подписи, и он даже залез в журнал, чтобы узнать имя автора. «Стог сена» разделила жизнь ученого на до и после: он решил стать художником.

Неизвестно, какая точно картина вдохновила Кандинского. Искусствоведы предполагают два варианта: «Стог сена на закате возле Живерни» или «Стог сена под солнцем». Так же есть версия, что его вдохновила опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».

Когда он приехал домой, сразу начал учиться рисовать. В 1895 Василий еще занимался ученой деятельностью, но вскоре окончательно бросил это. Позже он признался, что никогда не любил и не верил в нее. И упомянул, что не может постоянно работать при полной концентрации.

В 1896 году он закончил карьеру ученого. После этого Кандинский переехал в Мюнхен. Там он поступил в школу художника Антона Ажбе. Это была очень престижная школа. Вместе с Кандинским учились знаменитые русские импрессионисты и натуралисты. Например, Алексей Явленский или Мстислав Добужинский. Он без проблем окончил школу, но решил еще больше учиться.

За знаниями он пошел к Францу фон Штуку. Он был известным и высококлассным живописцем. Тогда он работал в академии живописи. Франц оценил талант Василия, но посчитал, что тот использует слишком яркие цвета. Обучение в академии дало результат, и Кандинский решил организовать творческий союз.

С 1911 по 1914 художник сотрудничал с Францем Марком. Они экспериментировали и пытались понять, как геометрия влияет на восприятие картины человеком.

В 1914 вернулся в родной город, чтоб избежать войны. В Москве он семь лет работал с государством, чтобы продвинуть абстракционизм в российские массы.

В 1922 Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать живопись в Баухаус. Название Баухаус расшифровывается, как Высшая школа строительства и художественного конструирования. Сам Вальтер был основателем этой школы.

С 1922 по 1932 ездил в США с лекциями по абстракционизму и преподавал.

В 1932 году Гитлер выгнал Кандинского из Германии. Он выгонял всех абстракционистов из страны потому, что не признавал это направление живописи.

В 1933 году Василий уехал жить во Францию. Прожил он там 11 лет. Все это время он творил и учил молодых художников.

Василий Васильевич умер в 1944 году.

Кандинскому мешали творить, гнали из страны; его искусство не понимали и не принимали, но он все равно продолжал настаивать на своем. Он был упорным, сильным и талантливым человеком.

Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция

Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910

Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:

• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;

• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);

• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).

“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:

Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913

Страшный суд (1912); Импровизация “Потоп” (1913); Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма); Незнакомому голосу (1916).

Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.

Кандинский В. Импровизация VIII, 1923

Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.

Согласно его объяснениям:

  • Импрессия создается непосредственно под впечатлением, полученным извне, со стороны, попытки осмысления в ходе создания полотна избегаются;
  • Импровизация является зарисовкой внутренних импульсов, бессознательных процессов – представляет собой по сути импрессию, с той лишь разницей, что основа импрессии – впечатления внешние, а импровизации – идущие изнутри;
  • Композиция представляет собой синтез импрессии и импровизации в одной работе.

Библиография

Литература

  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 120—128. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. — Вып. 2: Столичный город. — М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
  • Азизян И. А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. — С. 189—249.
  • Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1969. — С. 101—111.
  • Соколов Б. М. Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920—30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 171—191.
  • Турчин В. С. В. В. Кандинский в Московском университете // Вопрсы искусствознания. Вып. 2—3/1993. — М.: Галарт, 1993. — С. 194—212.
  • Русина О. И. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 295—296. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker, 2002. — ISBN 3-8297-1004-6.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. — N. Y., 1958.
  • Schulz,Paul Otto. Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. — ISBN 3-7701-4159-8.

Память

Мемориальная доска на Дерибасовской, 17

  • В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по улице Дерибасовской, где жил художник, была открыта мемориальная доска.
  • В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
  • 6 августа 2012 года в честь Кандинского назван кратер на Меркурии.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN) носит имя «В. Кандинский».
  • В 2016 году в Москве появилась улица Кандинского.
  • 2 сентября 2016 года на Аллее Звезд Одессы появилась звезда Василия Кандинского.
  • В Израиле в городе Кирьят-Ата одна из улиц города носит имя Василия Кандинского.

Старая история

Нина Кандинская в 1924 году. Фотография Гуго Эрфурта. Изображение: wikipedia.org

В 1921 году супруги навсегда покинули родину и уехали в Берлин, а через семь лет были лишены советского гражданства как «невозвращенцы». В последующие семьдесят лет Кандинский был под запретом в СССР: его картины изъяли из музеев, а статьи и книги попали под каток цензуры.

В Берлине пара жила замкнуто. С соотечественниками Василий и Нина почти не общались, зато каждый день ходили в кино: оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в веймарском «Баухаусе» — школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна, и он с радостью ухватился за эту возможность. Однако с приходом к власти Гитлера история повторилась: произведения Кандинского, объявленные «дегенеративным» искусством, были изъяты из музеев и публично сожжены, а сам художник был вынужден бежать во Францию.

В очередной эмиграции художник так и не стал «своим». Он не понимал ни слова по-французски, а Парижу был чужд язык абстракции. И все-таки именно в этом городе Кандинский нашел свое последнее прибежище, хотя и не успел увидеть крах нацизма. Он умер в 1944 году, за три дня до своего 78-летия. После его смерти Нина больше не вышла замуж, она бережно хранила наследие супруга, продавала и дарила его работы разным музеям, организовала мемориальные выставки…

А что же стало с Габриэль Мюнтер? После расставания с Кандинским она надолго забросила живопись и вела замкнутый образ жизни. Однако в годы нацизма, когда «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, рискуя головой, прятала архив и работы Кандинского в подвале собственного дома. А в 1957 году передала всю коллекцию в дар Мюнхенской городской галерее.

Так две разные, но одинаково самоотверженные женщины спасли наследие художника, которым теперь восторгается весь мир…

Творчество

Кандинского живопись привлекла в художественной школе, в которую он ходил в детстве. Уже тогда учителя отмечали его необычную палитру. Он использовал нестандартные сочетания цветов. Еще в детстве Василий знал о наличие характера у цвета.

Университетские годы

Ключевой момент произошел, когда Василий Кандинский учился в университете. Он изучал историю этносов, чтобы понимать глубину народной души. Однажды он поехал с другими студентами изучать религию язычников. После экспедиции в своих записках он писал, что увиденное в поездке ему очень помогло. Он научился проживать то, что происходит в картинах.

Обучение в Ажбе

Когда Кандинский учился в школе Ажбе, он постоянно экспериментировал, чтобы найти свой стиль. Помимо живописи, он пробовал себя и в других направлениях. Например, Василий организовал объединение «Фаланга». Он сам в нем преподавал и устраивал выставки. Это были первые проблески его желания обучать.

Габриэла Мюнтер пришла на один из его уроков в Фаланге. Они сразу полюбили друг друга. Через несколько лет они переехали в Баварию, в Мурнау. Там он продолжил экспериментировать и искать себя в разных направлениях: экспрессионизме, фовизме, абстракции.  Самые известные экспрессионистские картины он написал именно здесь.

«Синий всадник»

После выпуска из академии Кандинский начал сотрудничать с Францем Марком. Они организовали объединение «Синий всадник». В их мастерской они экспериментировали, чтобы получить новые знания. Они находили ассоциации, которые вызывали цвета, линии и композиции. Здесь пригодился ученый опыт Василия: он без труда проводил параллели и докапывался до сути. Результатом опытов стал труд Кандинского «О духовном в искусстве».

Василий Кандинский хотел соединить несколько противоположных видов искусств. Он играл на виолончели, любил театр и мечтал связать воедино цвет, музыку и сцену. Поэтому он давал своим работам такие музыкальные имена: «Композиция» и «Импровизация». Частично он смог осуществить свою мечту: Василий подготавливал спектакль «Желтый звук». По его задумке произведение с помощью композиции объединяло музыку, цвет, пластику и слово, за которые отвечали оркестр, цветные проекторы, пантомима и певцы. Постановку отменили из-за войны, зрители ее увидели только спустя 58 лет.

Баухаус

Когда Василий преподавал в Баухаусе, он написал книгу «Точка и линия на плоскости». С этого времени в творчестве он начал больше уходить в сторону геометрии. Особенно Кандинский делал акцент на круге: он считал его романтическим. А для него романтика его времени содержала больше смысла и была прекраснее. У нее была внешняя и внутренняя оболочка. Хуже было тем людям, которые не видели этой глубины.

Парижские годы

Парижане не приняли Кандинского. Они не любили приезжих и абстракционизм. Из-за этого художник общался только с друзьями. Он продолжал экспериментировать: цвета стали бледнее, формы биоморфнее.

В Париже Кандинский столкнулся с тем, что публика и коллеги не видят смысл картин. Никто не мог разглядеть тот самый огонь, никто не понимал, что картины абстракционистов рядом с миром природы создают новый мир искусства — настоящий и вполне конкретный мир. Поэтому он предпочитал звать «абстрактное искусство» конкретным искусством.

Список самых знаменитых работ Василия Кандинского:

  • Амазонка;
  • Ахтырка. Красная церковь;
  • Гора;
  • Двое на лошади;
  • Желтый, красный, синий;
  • Из прохладных глубин;
  • Импровизация 10;
  • «Импровизация 26 (Гребля)»;
  • «Импровизация 31 (Морской бой);
  • «Квадраты с концентрическими кругами»;
  • «Композиция VIII»;
  • «Композиция X»;
  • «Москва»;

Библиография

Литература

  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 120—128. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. — Вып. 2: Столичный город. — М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
  • Азизян И. А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. — С. 189—249.
  • Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1969. — С. 101—111.
  • Соколов Б. М. Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920—30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 171—191.
  • Турчин В. С. В. В. Кандинский в Московском университете // Вопрсы искусствознания. Вып. 2—3/1993. — М.: Галарт, 1993. — С. 194—212.
  • Русина О. И. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 295—296. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker, 2002. — ISBN 3-8297-1004-6.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. — N. Y., 1958.
  • Schulz,Paul Otto. Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. — ISBN 3-7701-4159-8.

Сочинения

  • В. В. Кандинский (текст художника). — М., 1918.
  • Über das Geistige in der Kunst. — Münch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. — Т. 1. — . — С. 47—76).
  • Кандинский В. В. К реформе художественной школы / Рос. Акад. худож. наук. — Москва: , 1923. — с.
  • Klange: Digte 1912 / Wassily Kandinsky; Pa dansk ved Asger Schnack. — København: Brøndum, Cop. 1989. — 88 с. : ил.— ISBN 87-7385-117-5.
  • Du spirituel dans l’art et dans la peinture en particulier / Kandinsky; Éd. établie et pres. par Philippe Sers; Trad. de l’allemand par Nicole Debrand; Trad. du russe par Bernadette du Crest. — : Denoël, Cop. 1989. — 214 с. : ил.
  • Василий Кандинский / . — М.: МАГМА ; London: Sirrocco, 2005. — 80 с.: цв. ил. — ISBN 5-93428-020-1
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001. — Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 года (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гилея, 2008
  • Кандинский В. В. Звуки:  — Москва: Кучково поле, 2016. — 144 c.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6
  • Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Köln:DuMont, 1998 — ISBN 3-7701-4159-8
  • Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
  • Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
  • Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. — 2002.— Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
  • Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. — 448с. — ISBN 5-9900349-1-1
  • Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. С. 189—249.
  • Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru,  , 

Василий Кандинский: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Василий Кандинский: жизнь и творчество художника
4.8 (95%) 4 голос(ов)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий