Кармен Роман Лазаревич

Экранизации

Одними из первых перенести испанскую историю страсти на телеэкраны решился итальянский режиссер Героламо Ло Савио. В 1909 году состоялась премьера черно-белого фильма «Кармен», главную роль в котором исполнила актриса Виттория Лепанто.

Виттория Лепанто в образе Кармен

Уже через год собственную экранизацию новеллы представили американцы. Фильм «Сигаретница из Севильи» представлял собой переработанную новеллу Мериме. Роль циничной и жестокой Кармен досталась мадам Пилар-Морин.

В 1959 году вышел музыкальный фильм «Кармен из Ронды». Кинокартина создана в двух вариантах: французском и испанском. Первая версия отличается от оригинала несколькими добавленными сценами. Главную роль сыграла актриса и певица Сара Монтьель. Артистка самостоятельно исполнила песни, которые поет в кадре цыганка.

Сара Монтьель в образе Кармен

В 1989 году на Венецианском кинофестивале французский режиссер Жан-Люк Годар представил собственное видение образа Кармен. Фильм «Имя: Кармен» представляет собой объединение новеллы Мериме и мюзикла «Кармен Джонс». Роль цыганки исполнила Марушка Детмерс.

Еще одна криминальная драма «Кармен» увидела свет в 2003 году. Сюжет кинокартины развивается в современной России. Лента – свободная интерпретация классического произведения. Образ преступницы по прозвищу Кармен воплотила актриса Ольга Филиппова.

Киноэпопея «Великая Отечественная»

В 1977 году Роман Кармен стал художественным руководителем и режиссёром советско-американского документального сериала «Великая Отечественная». Для подготовки документального материала было отсмотрено 30 млн метров хроники, из которой надо было выбрать фрагменты для 17-часового фильма. Сроки его подготовки были назначены очень жёсткие, работа проходила в спорах, поскольку требовалось представить Великую Отечественную войну советского народа против фашистов американскому зрителю, чьи знания по этой теме были ничтожны. Американцы считали, что основной материал надо выполнить в цвете, что требовало досъёмок с участниками войны, так как в хронике войны в цвете была выполнена лишь съёмка парада Победы в 1945 году. Кармен поддержал американцев в идее сделать интервью с легендарными героями — Маресьевым, Кожедубом, Покрышкиным, героями Сталинграда генералами Чуйковым, Родимцевым, Батовым, Шумиловым, с водрузившим знамя Победы над рейхстагом Мелитоном Кантария. Он также решил, что цветные съёмки восстановленных Сталинграда, Киева, Севастополя, Новороссийска создадут сильный контраст по отношению к военной кинохронике, зафиксировавшей опустошение этих советских городов.

Договор о создании сериала был подписан 18 апреля 1977 года, а уже в августе в Москву прибыл ведущий сериала Берт Ланкастер. С ним прошли натурные съёмки в Москве, Мурманске, Ленинграде, Бресте, Минске, Хатыни, Киеве, Бабьем Яре, Волгограде, Новороссийске и на Малой земле.

28 октября 1977 было записано интервью Брежнева, 16 ноября — Косыгина и 28 ноября — Устинова.

В декабре рабочие материалы фильмов просмотрел американский режиссёр-консультант И. Кляйнерман, высказавший существенные замечания по всем фильмам. Особенно нервно проходили переговоры по дикторским текстам, которые американцы почти полностью отвергли. В феврале 1978 года в США прилетели Роман Кармен, Генрих Боровик, Тенгиз Семёнов, Александр Суриков, которым американцы пытались объяснить, что советским авторам трудно представить себе, насколько ничтожны знания зрителей США о Великой Отечественной войне. Если для советских людей Сталинград преисполнен великой силы духа, то для американцев это слово не значит ничего. А значит, надо объяснить и где находится Сталинград, и каково его стратегическое значение. Если для советского зрителя бессмысленно строить драматургию на том, победит ли Красная армия фашистов под Сталинградом, то американцев будет держать в напряжении вопрос, победят или не победят русские под Сталинградом.

Тем не менее после визита сценаристов в США удалось записать дикторский текст к «Блокаде Ленинграда», что задало формат для монтажа, записи шумов и музыки, определению заставок к другим фильмам в точном соответствии с требованиями американского телевидения.

Второй раунд переговоров по текстам состоялся в Москве, в марте 1978 года. После горячих дискуссий было решено писать тексты совместно, на что потребовался ещё месяц. Последним был согласован дикторский текст фильма «Освобождение Польши», в котором был дан бой зарубежной историографии по особо острым вопросам: Польский поход, Варшавское восстание и Катынь.

Работа над эпопеей вступила в завершающую стадию, напряжение нарастало, и это подорвало силы Романа Кармена. Премьера 20-серийного фильма прошла уже без него, однако и на американской, и на советской премьерах был продемонстрирован его фильм «Неизвестный солдат» — заключительная картина эпопеи.

Семья

Отец Кармена, Лазарь Осипович Корнман (литературный псевдоним Кармен; 1876–1920), русский писатель. С 1894 г. печатался в одесских газетах. Его очерки и рассказы из жизни портовых грузчиков («Дикари», 1901, и др.), беспризорников («Дети глухари», 1902), одесских люмпенов («На дне Одессы», 1904), рабочих каменоломен («Сын колодца», 1905; «Цветок», 1909, и др.) написаны со знанием среды и с симпатией к «отбросам общества». Событиям революции 1905 г. и погромам «дней свободы» посвящены рассказы «За что?!» (1906), «Потемкинские дни» (1907) и др. По рассказу «Сон вехтера. Из жизни палестинских рабочих» (журнал «Еврейский мир», 1910), посвященному С. Ан-скому, можно заключить, что автор побывал в Эрец-Исраэль. Регулярно печатался в еврейских периодических изданиях «Новый восход» и «Рассвет». После революции 1917 г. писал о новой жизни трудящихся («На пятом этаже», 1918; «Воскресший очажок», 1919, и др.).

Детство и юность

Документалист родился в ноябре 1906 года в семье писателя Лазаря Кармена. Отца Романа называли одесским Максимом Горьким. Мужчина дружил с Корнеем Чуковским и Александром Куприным и первым в роду стал использовать псевдоним Кармен вместо фамилии Коренман. Рома осиротел в неполные 14 лет. Причиной смерти Кармена-старшего стало обострение туберкулеза, вызванное нахождением в застенках Антона Деникина.

После кончины Лазаря Осиповича его друзья издали сборник рассказов писателя и отдали гонорар вдове. Женщина с двумя детьми переехала в Москву. Чтобы семья не голодала, Роман, едва оправившийся после сыпного тифа, пошел работать приемщиком в ломбард. Юноша безуспешно пытался поступить в Московское техническое училище, сейчас носящее имя Николая Баумана.

Роман Кармен в молодости

Мать Романа стала печатать тексты для возрождаемого журнала «Огонек», который пользовался популярностью еще до революции. По замыслу редактора Михаила Кольцова, чтобы издание заинтересовало и неграмотных, в нем должно было быть как можно больше фото. Посмотрев снимки Кармена, Михаил Ефимович выдал парню удостоверение фотокорреспондента журнала.

Роман быстро стал отличным репортером. Юноша для получения эффектного кадра не боялся рисковать и экспериментировать — снимал с подъемных кранов и крыш движущихся вагонов. На первый гонорар он купил добротный костюм, понимая, что хорошая одежда открывает двери перед корреспондентом. Когда умер Ленин, Кармен ухитрился получить все мыслимые пропуска во все комиссии, организующие прощание с вождем.

Вскоре Роману стало тесно в профессии фотографа. В 1932-м парень окончил операторский факультет института кинематографии, а за 2 года до получения диплома уже работал на студии «Союзкинохроника».

Биография

Роман Кармен был сыном известного писателя Лазаря Кармена.

Позже семья Кармена переехала в Москву. Роман учился на рабфаке. С детских лет Роман занимался фотографией. В сентябре 1923 года в журнале «Огонёк» были опубликованы его первые снимки. С 1923 г. — фотокорреспондент, с 1930 г. — кинооператор.

В 1932 Ромен Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии. После окончания обучения Кармен начал работать на Центральной студии документальных фильмов.

Работает как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».

Кармен много раз снимал документальные фильмы о войне. Известность к нему пришла после того, как он снимал в Испании во время гражданской войны (1936 — 1939 годы). На основе его съёмок выпускалась кинохроника о войне в Испании. На материале, снятом Карменом (совместно с Б. Макасеевым) в годы гражданской войны в Испании, созданы 22 выпуска кинохроники «К событиям в Испании», фильмы «Испания» (1939, режиссер Эсфирь Шуб), «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1968, сценарии Кармена совместно с К. Симоновым).

С конца 30-х гг. выступал также как сценарист и режиссер снятых им фильмов («День нового мира», 1940, совместно с М. Слуцким, 1907–59; «В Китае», 1941, и др.).

Вторая мировая война

Кармен снимал на фронтах Великой Отечественной войны во время сражений под Москвой и под Ленинградом; кадры, снятые Карменом, вошли во многие фильмы; был оператором фильма «Майданек» (1944).

В феврале 1943 года Кармен снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. 9 мая в Берлине Кармен снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Руководил съемками Нюрнбергского процесса, на основе которых создал фильм «Суд народов» (1947) с включением кадров из советской и немецкой кинохроники о массовом уничтожении населения. На материале военной кинолетописи Кармен создал в 1965 г. юбилейный апологетический фильм «Великая Отечественная». Кармен снимал официозные фильмы, в которых приукрашивалась внутренняя жизнь СССР («Повесть о нефтяниках Каспия», 1953; «Покорители моря», 1959) и фальсифицировались международные события («Вьетнам», 1955; «Пылающий остров», 1961; «Пылающий континент», 1972, и др.). Фильмы Кармена вписывались в стандартную советскую документальную продукцию, самым известным создателем которой он был. В качестве официального кинопублициста Кармен был удостоен трех Сталинских (1942, 1947, 1952), Ленинской (1960) и Государственной премий СССР (1975), а также званий народного артиста Советского Союза (1966) и Героя социалистического труда (1976); с 1965 г. был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

После Великой Отечественной войны Кармен снимал во Вьетнаме и в Южной Америке в 50-х и 60-х годах.

Кармен верил в идеалы коммунизма. Кармен снимал руководителей международного коммунистического движения и революционных лидеров: Мао Цзэдуна в Китае, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Фиделя Кастро на Кубе, Сальвадора Альенде в Чили.

Среди известных работ Р. Л. Кармена такие фильмы, как «Испания», 1939 год; «Разгром немецких войск под Москвой», 1942 год; «Ленинград в борьбе», 1942 год; «Берлин», 1945 год; «Суд народов», 1946 год о Нюрнбергском процессе; «Повесть о нефтяниках Каспия», 1953 год; «Покорители моря», 1959 год; «Вьетнам», 1955 год; «Утро Индии», 1956 год; «Широка страна моя…», 1958 год — первый советский панорамный фильм; «Пылающий остров», 1961 год; «Великая отечественная», 1965 год; «Гренада, Гренада, Гренада моя…», 1968 год, авторы Роман Кармен и Константин Симонов; «Товарищ Берлин», 1969 год; «Пылающий континент», 1972 год.

Кармен имел огромное влияние на документальное кино Советского Союза.

Кармен преподавал во ВГИКе. Зав. каф. режиссуры документального кино ВГИКа. Профессор, автор книг.

В искусстве

В музыковедении обсуждается вопрос о влиянии оперы «Кармен» Жоржа Бизе на симфонию № 5 Д. Д. Шостаковича и фактов из биографии композитора и Романа Кармена. Видимо первый, кто заметил влияние тематического материала оперы на интонационный комплекс симфонии был Л. А. Мазель, указав, что мелодико-гармонические обороты побочной партии первой части симфонии, вызывают ассоциации с оборотами припева «Хабанеры» (на словах «Любовь, любовь»), предполагая, что это «внешнее» влияние было случайным. Владимир Спиваков писал, что Шостакович не случайно ввёл в симфонию «цитату из „Кармен“, тему любви». По мнению музыковеда А. С. Бендицкого, советский композитор обратился к опере Бизе в связи с его неудачным романом с переводчицей Еленой Константиновской, которая в конечном итоге уехала в Испанию, где у неё завязались близкие отношения с Карменом. Таким образом совпадение фамилии последнего с нарицательным именем «женщины-вамп», автобиографические мотивы вызвали ассоциативную связь этого произведения «с двойным дном» Шостаковича с оперой Бизе. По мнению М. Г. Раку, трактовка программы Пятой симфонии предложенная Бендицким является излишне «размашистой», а появление указанных реминисценций видимо носило исключительно интрамузыкальный характер.

В 1963 году французский режиссёр Фредерик Россиф создал полнометражный монтажный фильм «Умереть в Мадриде» (Mourir à Madrid), получивший в 1963 году приз Жана Виго и номинированный на премию «Оскар» в 1965 году. Фильм посвящён военным корреспондентам, погибшим в Мадриде, а также кинооператорам и журналистам, которые освещали ход гражданской войны в Испании. В ленту вошли съёмки, произведённые Романом Карменом.

Личная жизнь

С момента встречи с Аксёновым, приехавшим в Ялту с женой Кирой, личная жизнь Майи Кармен перевернулась с ног на голову. Это была любовь с первого взгляда, роковая страсть, которая сметала всё на своём пути. Но Кира Менделеева тоже любила мужа и не желала с ним разводиться. Такие же чувства испытывал к жене и Роман Кармен.

Майя Кармен и Василий Аксенов

Василий Аксёнов и Майя Кармен начали встречаться тайком. Они вместе ездили в Сочи, Коктебель и Прибалтику. Но держать в тайне личную жизнь таких известных людей невозможно. Об этом романе судачила вся литературная богема Москвы. Как позже признался Василий Аксёнов, его однажды чуть не избил Юлиан Семёнов, друживший с Романом Карменом и искренне переживавшим за страдающего друга. 

Юлиан Семёнов

Их связь действительно была очень рискованной. Ведь Роман Лазаревич Кармен – Народный артист СССР и Герой соцтруда. Он корифей документального кино, снимавший кадры сдачи Паулюса под Сталинградом и подписание акта о капитуляции Германии. Более того: Кармен – личный друг самого Леонида Брежнева. А Василий Аксёнов – диссидент, его всё больше ругают в прессе и почти не издают. Свой любовный роман Василий Павлович позже описал в своём автобиографическом произведении «Ожог». Там Майя Кармен названа Алисой.

Леонид Брежнев дружил с Романом Карменом

Майя так и не смогла бросить Романа Кармена. Она разрывалась между ним и Аксёновым до самой кончины Романа Лазаревича. Его не стало в 1978 году. Развода так и не произошло. Но с уходом режиссёра последняя преграда между Майей Кармен и Василием Аксёновым исчезла. После развода с Кирой Василий Павлович, наконец, смог жениться на Майе. Их совместную жизнь теперь не могло омрачить ничто, даже фактическое изгнание из страны.

Майя Кармен и Василий Аксенов

В мае 1980-го влюблённые сыграли свадьбу. Отметили событие в Переделкино, на даче, где собрались близкие друзья. А уже в июле того же года 48-летний Василий Аксёнов и 50-летняя Майя с дочерью Алёной и внуком Ваней отправились в Париж. Через пару месяцев они переехали в Америку, собираясь там пожить некоторое время. Планировалось, что это будет 2 года. Но писателя оперативно лишили гражданства. Так супруги и остались в США на долгие 24 года. Майя Кармен, как и муж, работала в университете, преподавая русский язык.

Майя Кармен с семьей

В 1999 году в семье случилось огромное горе. Трагично погиб, выпав из окна, 26-летний внук Майи Иван. Но это была лишь первая трагедия, вслед за которой последовали другие. В 2004-ом Майя и Василий Аксёновы получили квартиру в Москве. Вернее, им вернули отобранную когда-то квартиру в том же доме, на Котельниках. А через 4 года у Аксёнова случился инсульт. Писатель выезжал из двора той самой высотки. 

Почти 2 года Василий Павлович пребывал в коме. Перенесённые операции не спасли его. Всё это время рядом с любимым мужем находилась Майя. Вскоре ей довелось пережить новый удар. Летом 2008 года внезапно, во сне, умерла дочь Елена, приехавшая, чтобы помочь ухаживать за отчимом. А летом следующего года Майя Кармен похоронила мужа. В одном из последних интервью женщина призналась, что её держит на этом свете лишь любимый пёс Аксёнова, спаниель по кличке Пушкин.

Критика и оценки

Константин Симонов назвал Кармена одним из самых выдающихся и неутомимых деятелей советской документалистики и талантливым литератором.

По мнению составителей советского энциклопедического словаря «Кино», фильмы Кармена насыщены «авторской интонацией, темпераментом, глубиной и точностью анализа исторических ситуаций»:

Сам режиссёр в интервью французской газете «Леттр Франсез» говорил, что, хотя документалистику принято отождествлять с «киноправдой», далеко не всегда так это бывает в действительности:

Луис Корвалан, чилийский политик и генеральный секретарь Коммунистической партии Чили, про которого Кармен снял документальный фильм «Сердце Корвалана» (1975), говорил о нём следующее:

Библиография

  • Аэросани. — М., 1931
  • Год в Китае. — М., 1941
  • Автомобиль пересекает пустыню. — М., 1954
  • Свет в джунглях. — М., 1957
  • Вьетнам сражается. — М., 1958
  • По Индии. — М., 1960
  • По странам трёх континентов. — М., 1962
  • Буэнавентура — гражданин Кубы. — М., 1966
  • Героика борьбы и созидания. — М., 1967
  • О времени и о себе. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1969.
  • Но пасаран!. — М.: Советская Россия, 1972. — 384 с.
  • Макс Альперт. — Москва: Планета, 1974. — 100 с.
  • Искусство кинорепортажа. — М., 1974
  • Чили — время борьбы, время тревог. — М., 1975
  • Отель «Флорида». — М., 1976
  • Неизвестные войны Романа Кармена. — Новосибирск: Приобские ведомости, 2007. — 483 с.
  • Кармен, Р. Л. Под пулемётным огнём: записки фронтового оператора. — М.: Алгоритм, 2017. — 270 с. — ISBN 978-5-906947-67-3.

История создания

Автор новеллы о непокорной красавице – французский писатель Проспер Мериме. Первые мысли о написании новеллы, в которой переплетались человеческая трагедия и жизнеописание испанского народа, посетили автора «Кармен» в Испании. Мужчина провел в солнечной стране полтора года и глубоко изучил порядки и привычки местного населения.

Писатель Проспер Мериме

Не меньшее влияние на вдохновение Мериме оказала работа Пушкина «Цыгане». Французский писатель с детства изучал русский язык, поэтому без труда перевел творение поэта. Особенно мужчину впечатлили искренность и свободолюбие действующих лиц произведения.

В 1845 году новелла была представлена публике, а в 1875 году состоялась премьера оперы «Кармен», композитором которой выступил Жорж Бизе.

Жорж Бизе

И опера, и новелла не произвели на критиков положительного впечатления. Но именно разгромные отзывы, появившиеся в газетах, привлекли публику. Музыкальное произведение заполонило театральные подмостки, принеся Бизе невероятную популярность. При этом литературный источник оперы остался незамеченным для многих современников Мериме.

Фильмы

По оценке Константина Симонова, роль Кармена в военной кинодокументалистике равноценна вкладу Ильи Эренбурга в публицистику. Роман Лазаревич прошел все фронты Великой Отечественной. Глазами оператора весь мир увидел блокаду Ленинграда и битву за Москву. Опыт съемок боев Кармен получил еще в Испании, запечатлев гражданскую войну на Пиренейском полуострове.

Роман Кармен и вторая жена Майя Кармен (Аксёнова)

Оператора отличали смелость и находчивость. В начале карьеры Кармен снимал полет аэростата. Летательный аппарат начал падать, но Роман, рискуя быть раздавленным, не прекратил съемки. На фронте, чтобы запечатлеть мужество солдат, он бежал вместе с ними в атаку. С не меньшей отвагой оператор проявил себя при съемке морских сражений — кадры впоследствии вошли в серию «Битва на море» киноэпопеи «Неизвестная война».

Находчивость документалист проявил, когда захотел попасть в пылающую Испанию. Роман написал письмо Иосифу Сталину со словами «Советский оператор обязан снимать Гражданскую войну. Именно советский оператор». Через 2 недели Кармен летел военным самолетом в Испанию.

Когда в 1937–1938 годах знакомые мужчины стали оказываться в тюрьмах, оператор начал проситься в дальние и даже зарубежные командировки, в частности в Китай. Репрессии, как и фронтовые ранения, миновали Кармена. В 1955-м фильмография Романа Лазаревича пополнилась картиной о соседе Китая — вышла художественно-документальная лента «Вьетнам».

Фильм Романа Кармена «Великая Отечественная»

Критики нередко обвиняли документалиста в жестокости (оператор недрогнувшей рукой снимал матерей, оплакивающих погибших детей) и провокационности (якобы, запечатлевая нелегкий труд нефтяников, съемочная группа Кармена для эффектных кадров сама поджигала нефть). Роман Лазаревич отвергал обвинения, но подчеркивал, что кинодокументалистика не тождественна объективности и беспристрастности. Оператор показывает зрителям только те кадры и ракурсы, которые соответствуют его позиции или заданию.

Курьезен случай на Нюрнбергском процессе. Кармен долго подкарауливал момент, когда подсудимый Герман Геринг почешет шею, чтобы сопроводить кадр комментарием — «Обвиняемый чувствует, что его ждет веревка». Кинохроника с этими словами вышла на советские экраны, а нацистский преступник избежал виселицы: жена смогла передать мужчине капсулу с ядом.

Личная жизнь

Личная жизнь Романа Лазаревича выделывала немыслимые пируэты. Первая спутница жизни документалиста, с которой он познакомился летом 1929 года, — дочь революционера Емельяна Ярославского (Минея Губельмана) Марианна, недолго прожив в браке с Карменом, ушла от него к дипломату Марселю Розенбергу.

Когда второго мужа репрессировали, женщина выучилась на скульптора и уехала в сибирскую глубинку. Третьей любовью Марианны стал молодой натурщик Василий Воронкин, впоследствии ставший профессором, пионером советской реабилитологии инвалидов по зрению.

Роман Кармен и жена Нина Орлова с сыном / Time Note

Вторую жену Нину Орлову, с которой кинематографист прожил больше 20 лет, мужчина «отбил» у сына отца народов Василия Сталина. Третья супруга Майя Овчинникова в течение 10 лет изменяла Кармену с другим Василием — писателем-диссидентом Аксеновым, за которого после смерти документалиста вышла замуж. Об адюльтере, всколыхнувшем всю советскую богему, писали и сам автор романа «Остров Крым», и его многочисленные биографы, включая Александра Кабакова.

Роман Лазаревич дружил с литературным отцом Штирлица — писателем Юлианом Семеновым и написал послесловие к сборнику произведений друга. Кармен — автор нескольких книг, из-под пера кинематографиста вышли «Автомобиль пересекает пустыню» и «Под пулеметным огнем. Записки фронтового оператора».

Оба сына документалиста (старший, рожденный в первом браке, названный в честь отца и пошедший по стопам родителя, и младший, связавший биографию с международной журналистикой) умерли в 2013 году. Внук Романа Лазаревича Максим Кармен стал оператором и продюсером.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий