Кольцов Николай Константинович

Публикации[править | править код]

Монографииправить | править код

  • «Исследования о форме клетки. Часть I. Исследование о спермиях десятиногих раков в связи с общими соображениями относительно организации клетки». 1905.
  • «Исследования о форме клетки. Часть II». 1908.
  • «Организация клетки. Сб. экспериментальных иссл., статей и речей». — М.—Л., 1903—1935.
  • «Памяти павших. Жертвы из среды московского студенчества в октябрьские и декабрьские дни». 1906.
  • «К университетскому вопросу». 1909, 1910.

Статьиправить | править код

  • «Образование новых видов и число хромосом» // Успехи экспериментальной биологии. Т. 1. Вып. 2. 1922.
  • «Генетический анализ психических особенностей человека» // Русский евгенический журнал. Т. 1. Вып. 3—4. 1923.
  • «Улучшение человеческой породы». Пг., 1923.
  • «Влияние культур на отбор в человечестве» // Русский евгенический журнал. Т. 2. Вып. 1. 1924.
  • «Жизнь» // Научное слово. № 9. 1928.
  • «Физико-химические основы морфологии» // Успехи экспериментальной биологии. Сер. Б. Т. 7. Вып. 1. 1928.
  • «Задачи и методы изучения расовой патологии» // Русский евгенический журнал. Т. 7. Вып. 2—3. 1929.
  • «Об экспериментальном получении мутаций» // Журнал экспериментальной биологии. Т. 6. Вып. 4. 1930.
  • «Проблема прогрессивной эволюции» // Биологический журнал. Т. 2. № 4—5. 1933.
  • «Наследственные молекулы» // Наука и жизнь. № 5. 1935.
  • «Структура хромосом и обмен веществ в них» // Биологический журнал. Т. 7. № 1. 1938.
  • «Физико-химические основы морфологии» // Классики советской генетики. 1920—1940. — Л., 1968.

Литература

  • Астауров, Б. Л., Рокицкий, П. Ф. Николай Константинович Кольцов / АН СССР. — М.: Наука, 1975. — 168 с. — (Научно-биографическая серия). — УДК 57(092)
  • Бабков, В. В. Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало медицинской генетики. — М.: Прогресс—Традиция, 2008. — 816 с. — ISBN 5-89826-262-8.
  • Котикова П. Б. КОЛЬЦОВ Николай Константинович // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 341—343. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Озернюк Н. Д. Научная школа Н. К. Кольцова. Ученики и соратники. — М.: Тов-во науч. изд. КМК, 2012. — 360 с.
  • Полынин В. М. Пророк в своём Отечестве. — М.: Советская Россия, 1969. — 216 с.
  • Раменский, Е. В. Николай Кольцов. Биолог, обогнавший время. — М.: Наука, 2012. — 385 с. — (Научно-популярная литература).

Творческий подъём

Вторую свою поездку в Москву, а затем в Петербург А. В. Кольцов совершил в 1836 году. Его, выходца из мещанской семьи, ласково принимают в самых известных домах обеих столиц. Среди его новых знакомых В. Ф. Одоевский, А. А. Краевский, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Н. И. Надеждин, композитор Ф. Н. Глинка, художник А. Г. Венецианов. Стихи поэта с успехом печатаются в лучших столичных журналах. В это же время Алексей Васильевич знакомится с А. С. Пушкиным, перед которым благоговеет. На смерть своего кумира в 1837 году поэт напишет стихотворение «Лес», в котором через эпические образы передаст всю силу и величие пушкинского гения.

В родном Воронеже слава Кольцова достигла немыслимых высот, когда к нему в 1837 году с визитом заехал сам Жуковский, сопровождающий цесаревича в путешествии по России. И хотя влиятельные знакомые сына не раз помогали Василию Петровичу Кольцову в делах, отец по-прежнему недоволен литературной деятельностью Алексея. С великим неудовольствием суровый глава семейства отпускает поэта в Москву в 1838 году. На этот раз Алексей Васильевич не занимается прасольскими делами, а предается приятному времяпрепровождению: посещает театры и музеи, подолгу беседует с Белинским, занимается философией. По совету друга-критика Кольцов приступает к написанию своих знаменитых «дум». Его литературный талант, так долго томившийся в «оболочке» скучного купеческого быта наконец-то достигает расцвета.

Последняя поездка Алексея Васильевича в столицу относится к 1840 году. Невыгодно завершив отцовские дела и потратив вырученные от продажи скота деньги, Кольцов впадает в глубокое уныние и с тяжелым сердцем возвращается в Воронеж. Здесь его ждут унылые серые будни, нескончаемые отцовские упреки и… новая любовь.

Биография

Родился в московской семье бухгалтера крупной меховой фирмы.

С золотой медалью в 1890 году окончил 6-ю Московскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где поначалу специализировался в области сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии. Научным руководителем Кольцова в этот период был один из ведущих русских зоологов М. А. Мензбир.

После окончания (в 1895 году) университета с дипломом 1-й степени и золотой медалью за сочинение «Пояс задних конечностей и задние конечности животных» (1894) он был рекомендован Мензбиром к оставлению «для подготовки к профессорскому званию» по кафедре сравнительной анатомии.

С осени 1897 года занимался за границей: в гистологической лаборатории Флемминга в Киле и на различных зоологических станциях — в Неаполе, Виллафранке, Роскове.

С 1899 года Кольцов — приват-доцент Московского университета. В 1901 году защитил магистерских диссертацию «Развитие головы миноги». Эта работа наметила очертания совершенно нового направления в биологии — физико-химического объяснения формы живых образований. В 1902—1903 годах Кольцов вновь работал за границей: в лабораториях Германии (у Бючли и Флемминга) и на морских биостанциях в Неаполе и Виллафранке. Занимаясь физико-химическими исследованиями внутриклеточных структур, он выработал так называемый «принцип Кольцова», по которому форма клетки зависит от формы коллоидальных частиц, образующих клеточный скелет (цитоскелет). Начатая во второй заграничной командировке работа «Исследование о спермиях десятиногих раков в связи с общими соображениями относительно организации клетки» (1905), предназначалась для докторской диссертации.

В начале 1906 года Кольцов отказался от защиты докторской диссертации, поддержав начавшуюся тогда забастовку студентов Московского университета. В день открытия первой Думы он опубликовал брошюру «Памяти павших. Жертвы из среды московского студенчества в октябрьские и декабрьские дни»; книга была в тот же день конфискована, хотя больше половины тиража успело разойтись. Всё это вызвало неудовольствие и гнев его научного руководителя, а позднее и неудовольствие ректора университета; в течение 1906—1909 годов усилиями М. А. Мензбира он был ограничен в преподавательской и научной деятельности, вследствие чего был вынужден фактически перенести свою научно-педагогическую деятельность из стен Московского университета: уже с 1903 году он был профессором на Высших женских курсах, а с 1908 года стал профессором в народном университете имени Шанявского, где в 1912 году организовал первую учебно-исследовательскую лабораторию экспериментальной биологии и преподавал до 1918 года. Выступая за университетские свободы в 1911 году в знак несогласия с политикой министра народного образования Л. А. Кассо он покинул университет вместе с большой группой профессоров и доцентов (дело Кассо). Кольцов вернулся в Московский университет только после февраля 1917 года и преподавал в нём до 1929 года.

В 1916 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук по биологическому разряду отделения физико-математических наук (Российской — с 1917-го, АН СССР — с 1925-го); академик ВАСХНИЛ (1935).

С момента возникновения журнала «Природа» в 1912 году был его соредактором, с 1914 года — редактором.

Летом 1917 года на средства Московского общества научных институтов был создан Институт экспериментальной биологии, который возглавил Н. К. Кольцов. С работой в этом институте связаны все его основные научные достижения послереволюционного периода. Это был первый многодисциплинарный институт, независимый от высших учебных заведений, который объединил биологов различных специальностей — генетиков, физиологов, цитологов и т. д. К 30-м годам он стал признанным научным центром мирового уровня. Гонения на генетику, естественно, не могли не затронуть институт. В 1938 году институт был передан из системы Наркомздрава РСФСР в Академию наук СССР, реорганизован и переименован в Институт цитологии, гистологии и эмбриологии, а в следующем году Кольцов был снят с должности директора.

Личная жизнь

В браке Алексей Васильевич никогда не состоял, но романтические чувства ему были знакомы. В 18 лет поэт испытал первое сердечное томление, влюбившись в крепостную своего отца, добрую и красивую девушку Дуняшу. Однако Василий Петрович счел недопустимым союз сына с прислугой и в одну из своих деловых поездок продал Дуняшу донскому помещику. От горя Алексей заболел и едва не умер. Едва оправившись от нервной горячки, безутешный юноша пытался вернуть возлюбленную, но поиски оказались напрасными. По слухам Дуняша не то вышла замуж, не то зачахла от тоски. Свою боль от душевной раны Кольцов сполна излил в стихах «Первая любовь», «Ты не пой, соловей», «Последняя борьба», «Измена суженой».

Оказавшийся неудачным первый любовный опыт оставил глубокий след в душе поэта. Отец не раз пытался женить Алексея, предлагая ему самые выгодные партии, но тот чурался невест, будто чёрт ладана. Как потом напишет В. Г. Белинский в посмертной статье о Кольцове: «…обаять и покорить эту сильную натуру могла только женщина с сильным характером, которой страсти и воля не останавливались перед деревянным болваном общественного мнения, перед лицемерным судом безнравственных моралистов, глупых умников и невежественных глупцов». И такую женщину Алексей Васильевич встретил, вернувшись из своей последней поездки в Москву. Варвара Григорьевна Лебедева – купеческая вдова, статная, полная жизни и огня красавица сумела растопить лёд в сердце поэта. Рядом с ней, обожавшей достаток и веселье, Кольцов вновь начал улыбаться и строить планы на будущее. В своём письме к Белинскому он описывает предмет своего обожания размашисто, не жалея красок: «С меня ростом, брюнетка, стройна до невероятности, хороша чертовски, умна, образованна порядочно, много читала, думала, страдала, кипела в страстях. Голубые большие глаза, чёрные брови, тело – мрамор, тёмно-русые волосы, коса – шёлк, дивная коса, ножки лучше нет в Воронеже, и что больше – она меня немножко любит». Интересен тот факт, что Лебедева и Кольцов были знакомы с юности. В 1829 году Алексей даже писал стихи для милой Вареньки («Послание В. Г. О.). Настоящей же страсти суждено было вспыхнуть спустя годы.

Преисполненный радужных надежд поэт планирует перебраться с новой возлюбленной в Петербург, к Белинскому, вот только средств на переезд нет ни у него, ни у неё. Именно материальные трудности предопределили печальный исход этих отношений. Вскоре Лебедева соглашается стать компаньонкой состоятельного помещика и отправляется к нему в поместье. Кольцов отпускает свою Варвару без единого упрека и даже оправдывает её не слишком благовидное решение: «Она права, что уехала: чем же ей было жить. Не воздухом же питаться». Горе по утраченной любви поэт выплакал в проникновенном стихотворении «Разлука», впоследствии положенном на музыку А. Л. Гурилевым. Жить ему остаётся несколько месяцев.

Биография 2

Кольцов Алексей Васильевич – торговец, ставший поэтом, преодолевая препятствующие ему обстоятельства благодаря собственным усилиям и помощи друзей, оценивших его талант.

Будущий поэт родился в 1809 году в семье торговца скотом, в Воронежской губернии. Мать его была неграмотна, а отец считал, что его сыну для ведения торговых дел хватит и элементарного образования, поэтому Алексею не удалось закончить даже второй класс уездного училища. Однако он тянулся к знаниям и исполняя обязанности по перегону и продаже скота, много читал, тратя свои деньги на приобретение книг.

Первая стихотворная публикация Кольцова (1830 год) была анонимной. В следующем году он, во время поездки в Москву, носящей деловой характер, познакомился с литераторами, в чем ему оказал содействие Н. В. Станкевич.  Тогда же вышла его первая публикация под своим именем – стихотворение «Перстень».

На творчество Кольцова в большой степени повлияли обстоятельства его жизни. Его стих связаны с фольклорными мотивами, так как первыми книгами, с которых он начал свое самообразование были сказки. Общение с простым народом, в ходе поездок, связанных с торговлей скотом, как и само происхождение из купеческой, а не дворянской семьи близко познакомило будущего поэта с народным творчеством. В частности, впоследствии критики отмечали сходство его стихов с народными песнями. Недаром ряд стихотворений были переложены на музыку.

Значительное место в творчестве Кольцова занимает и любовная лирика. Причиной послужила неудачная любовь его к крепостной девушке, жениться на которой ему помешали.

В 1835 году вышел первый, изданный при жизни сборник поэта (он же стал единственным). Назывался он просто и незатейливо – «Стихотворения Алексея Кольцова». Примечательно, что значительную помощь Кольцову здесь оказали его друзья из литературных кругов – книга была издана на средства, собранные по подписке.

В 1836 году к поэту пришла слава и признание. Его стихи печатали ведущие литературные журналы страны. Одно из них оценил и опубликовал Пушкин.

Талант поэта, к сожалению, не смог быть реализован полностью. В 1842 году, в возрасте 33 года Кольцов скончался от чахотки.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Творчество

Ранние поэтические опыты Алексея Кольцова представляют подражания стихотворениям Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Козлова, Хераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру. Но и среди них уже налицо такие стихотворения, в которых нельзя не видеть будущего творца песен. С другой стороны, попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с песнями, да и среди последних некоторые ближе к книжным формам, чем к той специфической манере, в которой можно видеть особенности кольцовского стиля. Другой жанр Кольцова — думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Познакомившись мельком с философскими спорами столичных друзей, главным образом в кружке Белинского, Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы. Любимым стихотворным размером зрелого Кольцова был пятисложник, который (в дань памяти поэту) стиховеды нередко обозначают как «кольцовский пятисложник».

Судьба воронежского поэта

Но получилось так, что краткая биография Кольцова оказалась насыщенной неудачами. Стихотворения, пусть и напечатанные, и одобренные мэтрами литературы, не имели никакого значения в глазах властного отца. Василия Петровича интересовал только заработок, а его-то сын в дом не приносил. Мало того, в 1840 году он завершил деловые предприятия в столице с явным убытком, и глава семейства был в бешенстве.

Не везло Алексею Кольцову и в личном плане. В молодости он влюбился в Дуняшу — девушку крестьянского происхождения, бывшую служанкой в их доме. Но глава семейства вновь решил все по-своему. Не желая «мезальянса», он во время очередной поездки сына силком выдал служанку замуж за донского казака из отдаленной станицы. Склонный к рукоприкладству муж возлюбленной поэта вскоре насмерть забил несчастную женщину. Вернувшийся домой Алексей был поставлен перед фактом и тяжело воспринял случившееся, едва не умерев от сразившей его горячки. Тоска по Дуне вдохновила Кольцова на создание ряда стихотворений.

Незадолго до собственной смерти Алексей Васильевич повстречал другую любовь – купеческую вдову Варвару Лебедеву. Голубоглазую брюнетку с тонкой талией он считал воплощенным совершенством и тратил на нее последние деньги, усугубляя отношения со своим отцом. Но вскоре Варвара уехала из Воронежа, став содержанкой офицера.

Ко всему этому добавились серьезные проблемы со здоровьем. Чахотка мучила поэта в течение года. Отец отнесся к неожиданной напасти равнодушно и не желал давать денег на лекарства. Лишь мать и приходящий к Кольцову доктор относились к нему с сочувствием. 29 октября (10 ноября) 1842 года «поэт-мещанин», «поэт-прасол» Кольцов Алексей Васильевич умер тихо и незаметно.

Творческий путь

Поэзией, которой к тому времени увлекся мальчик, отец запрещал заниматься: требовал, чтобы все время и внимание тот уделял торговле. Но независимо от этого Алексей в возрасте 16 лет все же написал свое первое стихотворение – «Три видения»

Однако через некоторое время он его уничтожил, так как считал, что подражает стилю своего любимого поэта. А хотелось найти свой, уникальный стиль.

Примерно в это же время в биографии Алексея Васильевича Кольцова появились люди, которые помогли талантливому поэту выразить свою индивидуальность.

Первым человеком, с которого начался творческий путь юного стихотворца, стал Дмитрий Кашкин, продавец книг в лавке по соседству. Он позволял Алексею пользоваться книгами бесплатно, естественно, только при условии бережного отношения к ним.

Свои первые работы Кольцов показывал ему: Кашкин был очень начитанным и развитым и тоже любил писать стихи. Продавец видел в молодом поэте себя, поэтому хорошо к нему относился и помогал чем мог. Благодаря этому в течение пяти лет юный поэт безвозмездно пользовался книгами, учился и развивался самостоятельно, не бросая помогать отцу.

Вскоре стихотворца случились перемены в личной жизни: он влюбляется в девушку, которая была крепостной крестьянкой. Но их отношения настолько серьезные, что они собираются пожениться. Однако Господин Случай разлучает пару. Эта драма оставляет горький след в творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова, краткое содержание стихотворений 1827 года говорит о том, что все они были посвящены несчастной любви.

В том же году в его жизни появляется семинарист Андрей Сребрянский, который спустя время стал близким другом и наставником на творческом пути. Знакомство с этим человеком помогло Алексею пережить разрыв с любимой. Благодаря напутствиям и советам Сребрянского в 1830 году были опубликованы четыре стихотворения, и свет узнали, что есть такой поэт – Алексей Кольцов.

Главным этапом творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова является знакомство с Николаем Владимировичем Станкевичем. Это произошло в 1831 году. Публицист и мыслитель заинтересовался работами юного поэта и опубликовал его стихи в газете. Через четыре года Станкевич издал первый и единственный при жизни автора сборник «Стихотворения Алексея Кольцова». После этого автор стал популярен даже в литературных кругах.

Несмотря на свой творческий прорыв, Алексей не переставал заниматься делом отца: он продолжал ездить в разные города по семейным делам. А судьба все также продолжала сводить его с выдающимися людьми. Плюс к этому поэт начал собирать местный фольклор, много писал о жизни обычных людей, крестьян и об их нелегком труде.

Память

В Воронеже

Именем А. В. Кольцова названы сквер, гимназия, библиотека, Воронежский государственный академический театр драмы и улица в Воронеже.

Могила А. В. Кольцова

Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка. На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.


Гравюра первого надгробия на могиле А.В. Кольцова


Надгробный памятник на могиле Колльцова (до реконструкции)

Надгробный памятник на могиле А.В.Кольцова в Воронеже (после реконструкции)


Могила_отца_А_В_Кольцова


Могила матери А В Кольцова


Памятник на могиле сестре А.В.Кольцова (Воронеж)

Одна из сторон памятника на могиле А.В.Кольцова

Памятники А. В. Кольцову

В Кольцовском сквере в 1868 году установлен бюст поэта. Памятник поэту в 1976 году установлен также на Советской площади Воронежа. Последний в 2020 году демонтирован с площади, и в 2020 году установлен на Кольцовском бульваре Кольцовской улицы.

Памятники А. В. Кольцову в Воронеже


Бюст Алексея Кольцова в центре Воронежа, 28.06.2009


Памятник Алексею Кольцову

Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова


Государственный Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова

В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воронежскому государственному драматическому театру было присвоено имя Алексея Васильевича Кольцова. За год до этого главный режиссёр театра Фирс Ефимович Шишигин поставил спектакль «Алексей Кольцов» по одноимённой повести В. А. Кораблинова. Премьера состоялась в мае 1958 года. Воронежский писатель и журналист Валентин Ющенко писал в то время:

19 июня 1958 года в рамках Декады профессионального и самодеятельного искусства Воронежской области в Москве спектакль «Алексей Кольцов» был показан на сцене театра имени Вл. Маяковского. Многие актёры после этого были награждены почётными званиями.

В других населённых пунктах

Именем поэта названо село Кольцово (бывшее — Сергиевское) в Калужской области.

Кольцовская улица в Таганроге переименована (бывшая Выгонная) в честь поэта в 1909 году.

В честь поэта в 1981 году в Святошинском районе Киева назван бульвар.

Вклад в науку[править | править код]

  • Показал, главным образом на сперматозоидах десятиногих ракообразных, формообразующее значение клеточных «скелетов» (кольцовский принцип), действие ионных рядов на реакции сократимых и пигментных клеток, физико-химических воздействий на активацию неоплодотворённых яиц к развитию;
  • разработал гипотезу молекулярного строения и матричной репродукции хромосом («наследственные молекулы»), предвосхитившую главнейшие положения современной молекулярной биологии и генетики (1928);
  • привнёс физико-химический метод, вошедший в набор основных методов биологических исследований.

При возрождении отечественной биологии важнейшую роль сыграют ученики Н. К. Кольцова. В конце XX века учредили международный проект «Геном человека». В XXI веке его продолжением и развитием стал новый проект — «Эпигеном человека». Цель последнего — изучить метилирование ДНК человека в связи с наследственными болезнями.

Путь к успеху

Развитию кольцовского таланта в немалой степени поспособствовал воронежский книгопродавец Кашкин. Человек образованный и умный, Кашкин всячески поощряет юного поэта, даёт ему дельные советы по написанию стихов, разрешает безвозмездно пользоваться своей библиотекой. Благодаря покровительству старшего товарища Алексей Васильевич познакомился с творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, И. Ф. Богдановича. В начале 1830-х г.г. Кольцов входит в культурный круг Воронежа и сближается с семинаристом А. П. Серебрянским, под влиянием которого обретает вкус к философскому мышлению. Рождаются первые серьёзные произведения – «Молитва», «Божий мир», «Великая тайна».

Дальнейшее будущее поэта определила счастливая случайность. Н. В. Станкевич, купец Воронежской губернии, владелец винокуренного завода, куда местные торговцы скотом загоняли свои стада для кормления бардой, однажды долго ждал своего камердинера. Явившийся наконец слуга объяснил своё опоздание тем, что за ужином заслушался песнями вновь прибывшего прасола Кольцова и в доказательство привёл несколько оставшихся в памяти куплетов. Заинтригованный помещик загорелся желанием познакомиться с поэтом-скототорговцем. При личной встрече Алексей Васильевич передал Н. В. Станкевичу тетрадку своих стихов, и тот в 1831 году опубликовал на страницах «Литературной газеты» несколько произведений. В своём рекомендательном письме Николай Владимирович представляет Кольцова, как « самородного поэта, который нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади». Так на литературном небосклоне зажглась новая звезда…

В мае того же 1831 года А. В. Кольцов по отцовским делам впервые выезжает в Москву, где знакомится с людьми из окружения Станкевича, в том числе и с В. Г. Белинским, ставшим впоследствии его ближайшим другом. В московском «Листке» поэт публикует несколько стихотворений. В 1835 году выходит первый печатный сборник Кольцова, в который вошли такие известные произведения, как «Размышления поселянина», «Не шуми ты, рожь», «Сельская пирушка». Кстати, В. Г. Белинский принял это издание без особого сочувствия, но признал в воронежском прасоле «талант небольшой, но истинный».

Сын-бунтовщик

Между тем, короткого школьного периода хватило Алексею Кольцову для того, чтобы пристраститься к чтению и познакомиться с людьми, разделяющими такие же интересы. И, подчинившись отцу и занимаясь малоинтересными ему торговыми делами, Алексей не пожелал отказаться от своих увлечений.


Молодой Алексей Кольцов в кругу семьи

Его поддержал приятель, сын купца Варгина, не разделявшего взглядов Василия Петровича Кольцова на образование, и имевшего небольшую личную библиотеку. Сын разрешил товарищу пользоваться ею, а потом завещал ему свои книги (Варгин-младший умер молодым).

Помог юноше и крупный воронежский книготорговец Дмитрий Кашкин. Он держал в своем доме нечто вроде литературного клуба, и в течение 5 лет разрешал Кольцову бесплатно пользоваться своей личной (весьма богатой) библиотекой. Немало дала Кольцову дружба с семинаристом Андреем Сребрянским – позже он оставил семинарию, учился в университете и сумел заинтересовать друга философией.


«Кольцов со стадом в степи», художник В.Шаврин, 1954 г.

Вопреки политике семьи, будущий поэт Алексей Кольцов и сам покупал книги. Он тратил на них средства, выдаваемые на развлечения и сладости. Таким путем в его руки попал поэтический сборник И. Дмитриева, сделавший его поэтом.

Перевоспитание вместо уничтожения

После революционных событий советская наука обратилась к евгенике, но под лозунгом не биологического изменения человека, а изменения социальной среды и искоренения пороков и болезней «перевоспитанием».

Уже в январе 1920 года Николай Кольцов создал при Институте экспериментальной ботаники евгенистический отдел, а в октябре – первое евгенистическое общество, в которое вошли антрополог Виктор Валерианович Бунак, психиатр Тихон Иванович Юдин, врач Николай Иванович Семашко, гигиенист Альфред Александрович Мольков и санитарный врач Алексей Николаевич Сысин. В отличие от идеологов большевизма, ученые «смотрели в корень» и горели желанием установить биологические носители передачи наследственной информации и найти пути улучшения генофонда народов России.

Адреса

Адреса в Воронеже

Ул. Большая Стрелецкая, 53 — предположительно на этом месте стоял дом, в котором родился Алексей Васильевич. В 1984 году во время празднования 175-летия со дня рождения поэта на стене дома была повешена мемориальная доска со следующим содержанием:

  • Девиченская ул. (ныне ул. Сакко и Ванцетти), 72 — на этом месте находилось уездное училище, в котором учился А. В. Кольцов. Сейчас здесь построен один из корпусов Воронежской технологической академии.
  • Ул. Большая Дворянская (ныне проспект Революции), 22 — бывшая резиденция воронежских губернаторов — здесь Кольцов неоднократно бывал на приёме у губернатора.
  • Ул. Большая Дворянская (ныне проспект Революции), 30 — дом Тулиновых, на стене которого висит мемориальная доска:
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий