Комаров Владимир Михайлович

Кому докладывать?

С первого полета Гагарина сложилась традиция, согласно которой генеральный секретарь встречал космонавтов на Красной площади для торжественного отчета последних о проделанной операции.

После приземления «Восхода» на борту с Владимиром Комаровым Н. Хрущев уже был отстранен от власти, кому читать подготовленный доклад, неизвестно. Пока кресло генсека оставалось без правителя, экипаж космонавтов не выпускали из Байконура. Целых пять дней специалисты пробыли за закрытыми дверями, поскольку улетели при Н. С. Хрущеве, а вернулись, как позже станет известно, при Л. И. Брежневе.

Когда экипажу дали добро на приезд в Москву, Владимир в момент перелета начинает переписывать доклад и тексты рапортов с заменой официального обращения. Из них теперь исчезают фразы: «Дорогой Никита Сергеевич!»

Полет на «Восходе» полностью меняет жизнь военного летчика: отныне космонавт Владимир Комаров – Герой Советского Союза.

Последние слова Комарова

Переговоры с Комаровым с Земли вел сам Юрий Гагарин. В документальном фильме российского «Первого канала» запись их разговора с последними словами Комарова. «Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении», — сказал Гагарин, а Комаров ему ответил: «Спасибо. Передайте всем. Произошло раз…».

Далее «Союз-1» вошел в плотные слои атмосферы и связь прервалась. Скорее всего, Комаров собирался сообщить о разделении спускаемого аппарата и корабля.

Некоторые источники утверждают, что Комаров едва ли не проклинал все руководство СССР и перед своей смертью успел связаться с семьей, но опубликованная запись разговора опровергает эти слухи. К тому же в конце 60-х технические возможности были весьма ограничены: связь с космонавтом перед посадкой была возможна только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся.

На момент гибели Владимиру Королеву было 40 лет.

Второй полет

23-го апреля 1967-го года командир корабля Владимир Комаров стартовал с первой площадки Байконура на борту «Союз-1». Данный полет был первым испытанием космического корабля новой серии «Союз».

Кроме того, спустя почти сутки, вслед за Комаровым должен был последовать экипаж корабля «Союз-2», в состав которого входили космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. Основной задачей данной космической программы была стыковка двух кораблей на орбите Земли.

Однако, вероятно по причине запуска кораблей нового образца, были упущены некоторые неполадки. С выходом на орбиту космонавт Комаров столкнулся со следующей проблемой: панель с одной из двух солнечных батарей не раскрывалась, что приводило к недостатку энергии. Владимир Михайлович совершил сложный маневр — раскрутку космического аппарата вокруг своей оси, однако ситуация не изменилась. По этой причине космический полет был прекращен досрочно, а корабль сошел с орбиты и отправился на Землю.

На завершающем этапе, уже после вхождения в атмосферу, на высоте около 7 км, вытяжной парашют не смог вытянуть прикрепленный к нему основной парашют. Кроме того, запасной парашют, который вышел на высоте 1,5 км, не раскрылся полностью, так как его стропы намотались на вытяжной парашют, который, в свою очередь, не был отстрелян. По вышеуказанным причинам спускаемый аппарат с полковником Комаровым внутри ударился о поверхность Земли на скорости 50 метров в секунду. Кроме того, на борту спускаемого аппарата находились контейнеры с пероксидом углерода, которые, после значительного повреждения, незамедлительно загорелись и привели к практически полному сгоранию спускаемого аппарата.

Причина неполадки парашютной системы окончательно выяснена не была. Полет длительностью чуть более суток был трагически окончен – космонавт Комаров разбился неподалеку от города Орск, что в Оренбургской области, где был установлен Мемориал.

Ввиду неполадок корабля «Союз-1», космический аппарат «Союз-2» не был запущен, что, возможно, спасло жизнь экипажу.

Детство и юность

16 марта 1927 года в Москве родился будущий герой Советского Союза Владимир Комаров. Родители мальчика – Михаил Яковлевич и Ксения Игнатьевна – жили на Третьей Мещанской улице.

Владимир Комаров

Владимир с юности грезил небом. Ребенок много времени проводил на крыше родного дома, запуская в небо бумажные самолетики. Возможно, что увлечение полетами стало следствием интересного знакомства. Одновременно с Комаровыми в том же здании жил Борис Николаевич Юрьев (создатель геликоптера), любивший поговорить с подростком на отвлеченные темы.

В 1943 году юноша получил диплом о среднем образовании. Мальчик ходил в школу №235, сразу после окончания которой поступил в Первую Московскую спецшколу ВВС. Во время обучения юноша окончательно убедился в собственном выборе, поэтому спустя 2 года Владимир поступил в Борисоглебское военное авиационное училище.

От военного истребителя к космическому испытателю

В 1952 году Комаров был снова переведён по службе. На этот раз его новое место жительства было в западном украинском городке Мукачево. Будучи старшим лётчиком около семи лет, Комаров продолжал развиваться, учиться и расти как профессионал. Космонавт в 1959 году получил высшее образование, окончив академию имени Н. Е. Жуковского. Далее его карьера продолжилась в Государственном Краснознамённом НИИ ВВС.

Учреждение отличалось от предыдущих научно-исследовательских институтов профильной направленностью – испытания новейших моделей авиатехники. Переход сюда стал в каком-то смысле фатальным для Комарова – именно здесь ему предложили работу по испытанию космических аппаратов, о которой распространяться было запрещено. Уже с 1961 года он начал готовиться к полётам на «Востоке» и «Восходе».

Примечания

  1. Во многих официальных изданиях, в том числе в Советской военной энциклопедии указано звание полковник-инженер, это неправильно: слово «инженер» стало добавляться в конце с декабря 1971 года, до этого времени слово «инженер» стояло вначале.
  2. ↑ . Департамент образования города Москвы (12 апреля 2017). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  3.  (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 24 января 2018.
  4. В Третьяковской галерее есть портрет Комарова работы художника А. И. Лактионова с двумя золотыми звёздами Героя на груди, хотя вторую ему дали посмертно
  5. Почётный охотник // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 1, январь 1966. стр.45
  6. Малютина Н. В. . МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького (2011). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  7. . www.astronaut.ru. Дата обращения: 15 апреля 2017.
  8. Елена Ерофеева, Николай Бурмистров. . Оренбургская ГТРК (24 апреля 2012). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  9. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает / Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 109. — 35 000 экз.
  10. . Государственное информационное агентство «Апсныпресс» (24 Марта 2014).
  11. . МДЦ «Артек». Дата обращения: 15 апреля 2017.
  12. . Коммерсантъ (15 апреля 2014). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  13. John Uri.  (англ.). nasa.gov. NASA (19 July 2019). — «The items included a silicon disc<…>, an Apollo 1 patch commemorating astronauts Virgil I. Grissom, Edward H. White, and Roger B. Chaffee lost in the 1967 fire, two Soviet medals honoring cosmonauts Vladimir M. Komarov killed in the Soyuz 1 accident and Yuri A. Gagarin<…>, and a small gold olive branch…». Дата обращения: 26 августа 2019.
  14.  (англ.). Boosey & Hawkes. Дата обращения: 15 апреля 2017.

О космонавте, сгоревшем заживо при посадке

Корабль “Союз-1”, возвращаясь на Землю 23 апреля 1967 года, потерпел крушение по причине отказа парашютной системы. Гибель космонавта Комарова в ходе испытания данного корабля стала очередным ударом для всей советской страны. Конечно, первые запуски были не до конца продуманными и изученными. Беспилотный режим представлял опасность, поэтому и произошла неудача. За год до этого происшествия, 28 ноября 1966 года, аварийную посадку с орбиты совершил первый автоматический “Союз-1”, или “Космос-133”, как о нем было сообщено в ТАСС. Чуть позже, в декабре этого же года, потерпел аварию по причине разрушения стартового стола “Союз-2”.

Биография

16-го марта 1927-го года в столице РСФСР родился выдающийся космонавт Советского Союза — Владимир Михайлович Комаров. Семь лет среднего образования окончил в 1943-м году, после чего, желая стать летчиком, поступил в первую Московскую спецшколу ВВС, которую завершил летом 1945-го года, уже после Великой Отечественной войны. Далее Владимир вступил в ряды курсантов Борисоглебского Военного авиаучилища для летчиков. Спустя год, Владимира Комарова перевели в Батайское военное авиаучилище им. А. Серова. Окончив в 1949-м году училище, будущий космонавт отправился на службу в роли военного летчика-истребителя. Дивизия базировалась в столице Чеченской Республики — городе Грозный. Здесь же будущий космонавт встретил свою будущую жену Валентину.

В ноябре 1951-го года Комаров стал старшим летчиком, а спустя год его перевели в Закарпатскую область, город Мукачево, Где Владимир Михайлович прослужил два года. В 1959-м году будущий космонавт окончил Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА им. Жуковского), получив специальность в сфере авиавооружения.

После получения образования был распределен в Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС в поселке Чкалоский, где работал помощником главного инженера, а также испытателем одного из отделов

Проводя испытания различной новой авиационной техники, Владимир Комаров привлек внимание комиссии по отбору в отряд космонавтов. Комиссия предложила будущему космонавту некую секретную миссию, и Комаров согласился

Таким образом, Владимир попал в самый первый набор отряда космонавтов.

Лунная гонка и форсирование сроков

Гонка с США — очень важный момент, ведь в то время Штаты опережали СССР в «битве за Луну». Америка уже проиграла Союзу, который первым запустил искусственный спутник в космос, первым отправил человека в космос и первым же нацелил зонд на Луну, но в этот раз не собиралась уступать.

В 1961 году тогдашний президент Джон Кеннеди выступил с речью перед конгрессом, где заявил, что эта программа обойдется каждому мужчине, женщине и ребенку в 50 центов в неделю (более четырех долларов с учетом инфляции). Но первый человек на спутнике Земли должен быть американцем, и точка.

Так что к 1967 году в США работы над лунными программами шли уже давно, а отобранные для экспедиций кандидаты активно тренировались. Конечно, в СССР об этом знали — еще с момента речи Кеннеди, — но по каким-то причинам отложили выполнение своей «лунной миссии». Может, не восприняли заявления американцев всерьез или же решили вложить средства в другую отрасль (скорее всего, военную, так как на дворе была холодная война). Но первые успехи с «Аполлоном» в 1964-м заставили советских специалистов взяться за задачу всерьез, и СССР вступил в эту гонку с опозданием в пару лет.

Для сравнения: за время, пока планировался полет «Союза-1», американцы сумели спроектировать и построить пилотируемый космический корабль «Джемини» для отработки лунных экспедиций, провести десять полетов и даже отрепетировать на орбите несколько лунных операций. Так что советским конструкторам пришлось поторопиться.

Джемини-7. Фото: wikipedia

Еще один немаловажный факт. В 1967-м в СССР готовились отметить полувековой юбилей Октябрьской революции, первомайские праздники тоже никто не отменял. Очевидно, что такие события не могли обойтись без новой громкой победы — например в космосе. Весной того года планировался орбитальный полет сразу двух «Союзов», в ноябре — первый облет Луны. В общем, сроки сильно форсировались: нужно было успеть к важным для страны, по мнению ее руководства, датам.

Примечания

  1. Во многих официальных изданиях, в том числе в Советской военной энциклопедии указано звание полковник-инженер, это неправильно: слово «инженер» стало добавляться в конце с декабря 1971 года, до этого времени слово «инженер» стояло вначале.
  2. ↑ . Департамент образования города Москвы (12 апреля 2017). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  3.  (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 24 января 2018.
  4. В Третьяковской галерее есть портрет Комарова работы художника А. И. Лактионова с двумя золотыми звёздами Героя на груди, хотя вторую ему дали посмертно
  5. Почётный охотник // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 1, январь 1966. стр.45
  6. Малютина Н. В. . МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького (2011). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  7. . www.astronaut.ru. Дата обращения: 15 апреля 2017.
  8. Елена Ерофеева, Николай Бурмистров. . Оренбургская ГТРК (24 апреля 2012). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  9. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает / Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 109. — 35 000 экз.
  10. . Государственное информационное агентство «Апсныпресс» (24 Марта 2014).
  11. . МДЦ «Артек». Дата обращения: 15 апреля 2017.
  12. . Коммерсантъ (15 апреля 2014). Дата обращения: 15 апреля 2017.
  13. John Uri.  (англ.). nasa.gov. NASA (19 July 2019). — «The items included a silicon disc<…>, an Apollo 1 patch commemorating astronauts Virgil I. Grissom, Edward H. White, and Roger B. Chaffee lost in the 1967 fire, two Soviet medals honoring cosmonauts Vladimir M. Komarov killed in the Soyuz 1 accident and Yuri A. Gagarin<…>, and a small gold olive branch…». Дата обращения: 26 августа 2019.
  14.  (англ.). Boosey & Hawkes. Дата обращения: 15 апреля 2017.

↑ Детство и годы обучения

Владимир Михайлович появился на свет 16 марта 1927 года. Рос в небогатой дворницкой семье. С малых лет засматривался на пролетающие в небе самолеты и запускал с крыши дома воздушных змеев. Родной город – Москва.

С 7 лет проходит обучение в 235-й школе, которая в настоящее время носит номер 2107. Окончив там семилетний курс общего образования в 1943, в разгар Великой Отечественной Войны, принимает судьбоносное решение стать летчиком.

Для осуществления своего замысла он зачисляется в первую Московскую спецшколу Военно-воздушных сил СССР. В ней Владимир Михайлович осваивает первоначальные навыки летного мастерства. Спустя два года, в 1945-м, успешно выпускается из школы ВВС. К этому моменту война уже успела подойти к концу. Однако этот факт никак не повлиял на намерения будущего покорителя космоса.

В этом же году Владимир поступает в Сасовскую авиационную школу начального обучения, где совершенствует свои способности, а затем переводится на первый курс в Военное авиационное училище города Борисоглебска. Летом 1946-го осуществляет перевод в Военное авиационное училище имени А. К. Серова города Батайска. Обучается там на протяжении трех лет и получает летную специализацию.

Литература

  • А. И. Осташев. Сергей Павлович Королев — гений XX века: прижизненные личные воспоминания об академике С. П. Королеве. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. — ISBN 978-5-8135-0510-2.
  • С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / Под редакцией В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 978-5-906674-04-3.
  • Кудрявцева Г. Н. Три подвига Владимира Комарова. — М.: Политиздат, 1969. — 120 с. — (Герои Советской Родины). — 200 000 экз.
  • И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.

Секретное предложение

В 1959 году, будучи военным летчиком, Владимира Михайловича вызвало руководство в кабинет, где его встретили двое представительных людей. Один из них был военным врачом, а второй – полковником ВВС. Молодому специалисту предложили секретную работу и сказали лишь о том, что необходимо будет испытывать технику и летать на большой высоте. “Наконец-то”, — подумал Владимир Комаров, ведь летать было его мечтой. Поэтому ответ был незамедлительный и положительный.

В этот год шел отбор космонавтов-испытателей, основными требованиями были: рост 1,7 метра, вес до 70 кг и возраст до 30 лет. На тот момент Владимиру было 32 года, но его теоретические знания были необходимы командованию, и он попал в отряд из 20 избранных для секретных испытаний.

Летчикам ежедневно приходилось бегать, тренироваться в термокамере, центрифуге и прыгать с парашютом. Лишь спустя 3 месяца стало понятно, что ребят готовят для отправки в космос.

Причины гибели космонавта Комарова

При спуске потерпел крушение “Союз-1”. Владимир Комаров не мог сразу заметить осложнения в работе аппарата. Сначала до высоты 150 км от Земли все было нормально, но при входе в атмосферу нужно было разделить корабль на три части, то есть отделить кабину от бытового прибора и отсеков. Именно в момент разделения вентиляционный клапан сработал преждевременно, хотя открытие его должно было произойти позже, возле самой Земли.

Причина такого неожиданного открытия клапана до сих пор так и не установлена. Специалисты считают, что при разделении корабля на отсеки разорвались пироболты от ударных нагрузок, форточка могла открыться от взрыва клапана дыхательной вентиляции и движения запирающего штока. При спуске в аппарате сильно понизилось давление, и космонавт просто не успел отстегнуть ремни для того, чтобы закрыть образовавшуюся дырку (форточку), в итоге потерял сознание.

При обнаружении погибшего врачи констатировали наличие азота в крови, кровоизлияние в мозг, кровь в легких. После этого случая пилотируемые полеты на 2 года были прерваны. Советская космическая техника срочно нуждалась в доработках. Это инцидент повлиял на власти. Космонавтам стали выдаваться специальные костюмы, иная одежда в полете была недопустима. Меры для безопасности людей были приняты в срочном порядке.

Литература

  • Осташев А. И. Сергей Павлович Королёв — гений XX века: прижизненные личные воспоминания об академике С. П. Королёве. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. — ISBN 978-5-8135-0510-2.
  • С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / Под редакцией В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 978-5-906674-04-3.
  • Кудрявцева Г. Н. Три подвига Владимира Комарова. — М.: Политиздат, 1969. — 120 с. — (Герои Советской Родины). — 200 000 экз.
  • Маринин И. А., Шамсутдинов С. Х., Глушко А. В. (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.

Первый опыт работы

После получения высшего образования героя распределили в Краснознаменный институт ВВС. Там юноша стал «правой рукой» инженера и по совместительству начал примерять на себя должность почетного испытателя в одном из стратегических отделов заведения.

В процессе проведения испытательных мероприятий в отношении нового технического приспособления мужчина привлек внимание комиссионной группы, занимавшейся отбором испытателей в новый отряд. В итоге руководство предложило этому человеку принять участие в секретной миссии, отчего летчик не смог отказаться

Данное событие стало предвестником первого полета в космос.

От военного истребителя к космическому испытателю

В 1952 году Комаров был снова переведён по службе. На этот раз его новое место жительства было в западном украинском городке Мукачево. Будучи старшим лётчиком около семи лет, Комаров продолжал развиваться, учиться и расти как профессионал. Космонавт в 1959 году получил высшее образование, окончив академию имени Н. Е. Жуковского. Далее его карьера продолжилась в Государственном Краснознамённом НИИ ВВС.

Учреждение отличалось от предыдущих научно-исследовательских институтов профильной направленностью – испытания новейших моделей авиатехники. Переход сюда стал в каком-то смысле фатальным для Комарова – именно здесь ему предложили работу по испытанию космических аппаратов, о которой распространяться было запрещено. Уже с 1961 года он начал готовиться к полётам на «Востоке» и «Восходе».

Литература

  • А. И. Осташев. Сергей Павлович Королев — гений XX века: прижизненные личные воспоминания об академике С. П. Королеве. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. — ISBN 978-5-8135-0510-2.
  • С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / Под редакцией В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 978-5-906674-04-3.
  • Кудрявцева Г. Н. Три подвига Владимира Комарова. — М.: Политиздат, 1969. — 120 с. — (Герои Советской Родины). — 200 000 экз.
  • И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.

Личная жизнь

Космонавт познакомился со своей будущей женой в Грозном в 1949 году. Мужчина увидел портрет девушки в витрине фотоателье. Ослепленный очарованием красавицы Комаров долго пытал фотографа, кто же изображен на снимке. Но работники студии знали только, что девушка – студентка педагогического университета. Как военный выяснит позже, красавицу звали Валентина.

Владимир Комаров с женой и дочерью

Вместе с другом Владимир проводил свободное от службы время неподалеку от учебного заведения, пока не встретил незнакомку с фотографии. Вместо букетов цветов будущий герой СССР приносил на встречи дефицитные плитки шоколада. Через полгода после первого свидания молодые люди поженились.

Сначала у новобрачных родился сын. Мальчика назвали Евгением, а еще через 8 лет на свет появилась дочка Ирина. После смерти супруга Валентина не вышла замуж, сделав центром собственной жизни подрастающих детей.

Второй полёт

В сентябре 1965 года он был включён в группу подготовки к полёту по программе «Союз». В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром назначили Юрия Гагарина (вполне возможно, что будь жив Королёв, было бы наоборот, поскольку генеральный конструктор обещал Гагарину второй полёт на новом корабле). Этот полёт 23 апреля — 24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Бортовой журнал и магнитофон сгорели. Обугленные человеческие останки в дымящихся руинах распознали далеко не сразу.

В день катастрофы по распоряжению Брежнева СМИ хранили полное молчание, будто и не было никакого полёта. В заявлении ТАСС, опубликованном лишь на следующий день, говорилось:

На месте гибели сооружён памятный комплекс.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полёта, награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно). Международный комитет по аэронавтике и космическим полётам отметил подвиг космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами. Прах Владимира Комарова помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве 26 апреля. Но официальная могила – вторая. После того, как госкомиссия увезла в Москву останки, продолжавшие работать на месте специалисты нашли ещё несколько фрагментов тела. Не связываясь с официальными инстанциями, они на следующий день после трагедии, то есть накануне официальных похорон, захоронили найденные фрагменты прямо на месте гибели Комарова в степи под Орском.

В 2006 году снят фильм «Космос. Первая кровь», основанный на документальных фактах об этом космическом полёте. Авторы фильма провели собственное расследование катастрофы. Впервые в фильме прозвучит полная звукозапись переговоров Владимира Комарова с Землей перед трагическим спуском. Ранее эту запись слышали лишь несколько специалистов.

Последние минуты жизни Комарова

Владимир Комаров вел переговоры с Юрием Гагариным, и подлинная запись до сих пор сохранилась. Речь шла о том, что Комаров не мог открыть левую батарею. Уже перед посадкой Гагарин поручил подготовиться к заключительным операциям, внимательно и спокойно отнестись к автоматическому спуску, ориентируясь на Луну. Комаров говорил, что все в порядке, якобы он находится в кресле и пристегнут ремнями. Гагарин пожелал дышать глубже при приземлении, и после ответа Комарова: «Спасибо, передайте всем…» – связь с ним мгновенно оборвалась. Это всё, что успел сказать в тот миг Владимир Комаров. Космонавт, последние слова которого удалось услышать диспетчерам, навсегда остался в памяти людей, которые его знали.

Аппарат стал спускаться после выхода в атмосферу. Поисковым самолетам он был виден, и летчики увидели запуск вытяжного парашюта. Далее они доложили, что корабль горит на самом деле. Последние фразы были роковыми. Корабль загорелся, и в тот момент Комаров Владимир Михайлович знал, что погибнет. Не знает никто, что он чувствовал в эти минуты жизни. Все сгорело: и бортжурнал, и бортовой магнитофон.

По легенде, пилоты с поисковых самолетов якобы слышали, как бранился космонавт, но это миф. Услышать голос можно было только через антенну, находившуюся на стропах основного парашюта, но раскрыться ему суждено не было.

Ночью 25 апреля останки Владимира Комарова были доставлены в госпиталь Бурденко. Прибыл главнокомандующий Вершинин, маршал авиации, чтобы торжественно проститься с погибшим, но увидев, что от него осталось, приказал срочно кремировать.

Причины гибели космонавта Комарова

При спуске потерпел крушение «Союз-1». Владимир Комаров не мог сразу заметить осложнения в работе аппарата. Сначала до высоты 150 км от Земли все было нормально, но при входе в атмосферу нужно было разделить корабль на три части, то есть отделить кабину от бытового прибора и отсеков. Именно в момент разделения вентиляционный клапан сработал преждевременно, хотя открытие его должно было произойти позже, возле самой Земли.

Причина такого неожиданного открытия клапана до сих пор так и не установлена. Специалисты считают, что при разделении корабля на отсеки разорвались пироболты от ударных нагрузок, форточка могла открыться от взрыва клапана дыхательной вентиляции и движения запирающего штока. При спуске в аппарате сильно понизилось давление, и космонавт просто не успел отстегнуть ремни для того, чтобы закрыть образовавшуюся дырку (форточку), в итоге потерял сознание.

При обнаружении погибшего врачи констатировали наличие азота в крови, кровоизлияние в мозг, кровь в легких. После этого случая пилотируемые полеты на 2 года были прерваны. Советская космическая техника срочно нуждалась в доработках. Это инцидент повлиял на власти. Космонавтам стали выдаваться специальные костюмы, иная одежда в полете была недопустима. Меры для безопасности людей были приняты в срочном порядке.

Предыстория

Как уже отмечалось, советское правительство любыми силами старалось сделать прорыв в космической сфере. Поэтому все подготовительные мероприятия осуществлялись в спешке. Изначально вместо Комарова планировали отправить другого астронавта. Но, узнав о количестве трудностей, с которым придется столкнуться, он «слег» с болезнью, возникшей из-за повышения давления. В итоге правительство соответствующих структур назначило Комарова, который хорошо знал теорию и владел практическими нюансами.

После того как корабль вышел на орбиту, и в нем было обнаружено множество неполадок, испытатель принял решение вернуться на Землю. Тот факт, что он сгорел заживо, на широкие массы не выносился. Но в СМИ было несколько конкретных предположений касательно причин несчастного случая:

  • небрежные действия монтажника, который просверлил отверстия в экране;
  • ошибки, совершенные создателями парашютной системы;
  • недочеты, связанные с организацией микроклимата внутри замкнутого пространства;
  • промахи представителей вышестоящих инстанций, допустивших специалистов к полету раньше времени без прохождения предварительных проверок.

Так произошла гибель космонавта Комарова. Что касается ответственных за этот промах лиц, к ним относятся сотрудники Министерства авиационной промышленности. Однако ими была озвучена совершенно другая версия события. Они сказали, что внутри произошел выстрел со стороны крышки стакана с парашютами, и она попала в область разреженной атмосферы. Ввиду резких перепадов давления произошло деформирование стакана, который и привел к защемлению парашюта.

«Гибель выдающегося космонавта Комарова — утрата для всего советского народа»

Состыковать два «Союза», как это было изначально задумано, удастся только в январе 1969 года. Два космонавта — Евгений Хрунов и Алексей Елисеев — перейдут через открытый космос из одного корабля в другой. Последующие версии «Союзов» лишатся недостатков первых моделей — их будут использовать следующие 50 лет и назовут одними из самых надежных космических кораблей.

Владимир Комаров

Прах Владимира Комарова, вернее то, что смогли собрать на месте катастрофы, был погребен у Кремлевской стены. Но семья Комарова всегда считала настоящей могилой место его гибели в Оренбургской области. Спустя полтора месяца после трагедии военнослужащие дислоцированной неподалеку ракетной дивизии установили там самодельный обелиск. Позже его обновили.

Никакая детальная информация о трагедии в средствах массовой информации СССР раскрыта не была. Официальная версия случившегося появилась лишь через сутки.

«При открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжелой утратой для всего советского народа», — говорится в ТАСС от 25 апреля 1967 года.

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

53 года назад впервые в истории космонавт СССР погиб в космосе. Как это было
24 апреля 1967 года при возвращении на Землю корабля СССР «Союз-1» скончался космонавт Владимир Комаров. Впервые в истории произошла смерть человека во время…

Личная жизнь

Город Грозный для Владимира Комарова был самым романтическим городом на Земле. В 49-м он встретил здесь свою первую и единственную любовь, будущую жену. Он увидел ее фотографию в витрине фотосалона и влюбился с первого взгляда. Единственно, что удалось узнать у фотографа, что она учится в педагогическом институте. Владимир нашел ее. Валентина Киселева приехала в Чечню во время войны. Ее отец осваивал Чеченские нефтяные месторождения.

Владимир год ухаживал за Валентиной. Родители невесты вначале были против летчика, но через два месяца поняли – Валентине с женихом повезло. Вскоре молодые сыграли свадьбу. Валентина всю жизнь была верной женой и вместе с мужем стойко переносила все тяготы и лишения воинской службы Владимира.

В счастливом браке в семье Комаровых в 1951 году родился сын Евгений, а в 1958 году – дочь Ирина, которая впоследствии была военнослужащей.

В кругу семьи

Личная жизнь

Космонавт познакомился со своей будущей женой в Грозном в 1949 году. Мужчина увидел портрет девушки в витрине фотоателье. Ослепленный очарованием красавицы Комаров долго пытал фотографа, кто же изображен на снимке. Но работники студии знали только, что девушка — студентка педагогического университета. Как военный выяснит позже, красавицу звали Валентина.

Владимир Комаров с женой и дочерью

Вместе с другом Владимир проводил свободное от службы время неподалеку от учебного заведения, пока не встретил незнакомку с фотографии. Вместо букетов цветов будущий герой СССР приносил на встречи дефицитные плитки шоколада. Через полгода после первого свидания молодые люди поженились.

Сначала у новобрачных родился сын. Мальчика назвали Евгением, а еще через 8 лет на свет появилась дочка Ирина. После смерти супруга Валентина не вышла замуж, сделав центром собственной жизни подрастающих детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий