Конструкторы

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. Его отец – Павел Яковлевич Королев, учитель русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко, дочь нежинского купца.

Когда ему было 3 года, мама покинула семью, и его отправили в город Нежин к бабушке и дедушке. Учился Сергей Павлович в Киеве, затем в Одессе.

Именно в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Солдатская любовь

ППШ пользовался на фронте высоким авторитетом. Солдаты прозвали безотказное оружие «папашей», в честь него складывали частушки и стихи. Например, такие:

Я на фронте нашёл себе другаЕго просто зовут – ППШ.Я хожу с ним в метели и вьюги,И привольно живет с ним душа.

От солдат конструктор регулярно получал письма благодарности. Но в моей памяти остались рассказы отца, прошедшего с боями от Сталинграда до Вены и потом ещё немного повоевавшего с милитаристской Японией. Он рассказывал, что автомат, засыпанный землёй или песком, безотказно продолжал свою работу. Однажды два дня они просидели по горло в болотной грязи, отбиваясь от гитлеровцев, и всё это время мокрый и обляпанный грязью ППШ оставался надёжным боевым товарищем. Автомат выдержал, а вот мой отец после этого болота остался на всю жизнь с простуженными лёгкими.

С этим оружием наши воины прошли от Москвы до Берлина. ППШ с барабанным магазином стал одним из символов Победы.

После войны ППШ-41 был снят с производства, но за годы войны их было сделано 5,4 миллиона штук, и такого количества хватило бы не на одну победоносную войну. Что и произошло на самом деле. Автомат поставлялся на экспорт в развивающиеся страны, а в Африке это оружие верно служило до 80-х годов XX века.

Родина по заслугам оценила труд конструктора. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года Шпагину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В наградном листе было указано: за создание новых образцов вооружения, поднимающих боевую мощь Красной Армии.

Георгий Семёнович умер 6 февраля 1952 года. Конструктор похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Вятских Полянах открыт мемориальный дом-музей Шпагина, его имя носит и улица в этом городе.

Обложка: https://polkrf.ru

Работа в танко- и тракторостроении

В первые годы работы на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) Духов Николай Леонидович занимался конструированием различных приспособлений для трактора «Универсал». Работал над созданием первой советской «легковушки» «Ленинград-1». Участвовал в конструировании подъемного крана.

В 1936 г. был привлечен к работам над улучшением бронетанковой техники. Был переведен в СКБ-2, где начал создавать методику прочностного и тягового расчетов танка. Этими данными несколько лет потом пользовались и его коллеги. Затем был назначен руководителем группы конструкторов, которая занималась модернизацией танков Т-28. Работы были завершены в 1938 г. Бортовая же передача новой конструкции была выполнена лично Духовым.

В конце 1938 г. он показал новый проект тяжелого военного танка КВ-1, который впоследствии стал кошмаром для немцев. В 1939 г. ЛКЗ приступил к серийному выпуску новой техники по чертежам Духова. В 1940 г. он был назначен на должность заместителя начальника СКБ-2. Стал ведущим конструктором КВ-1 и внес большой вклад в создание КВ-2.

В 1941 г. заводу пришлось эвакуироваться в Челябинск. Предприятие было переименовано и стало называться сокращенно ЧТЗ. На базе местного тракторного завода началось производство танков серии КВ. В июле этого же года Духов был назначен ведущим конструктором третьего отдела и уехал в Челябинск. Работа была организована быстро. И в октябре 1941 г. Николай Леонидович стал замом главного конструктора завода. В 1943 г. был назначен на должность главного конструктора ЧТЗ. Работал им до 1948 г.

За это время Духов наладил конвейерное производство новых танков КВ. Возглавлял разработку их модификаций и артиллерийских установок. Были коренным образом модернизированы средние танки Т-34. Под руководством Духова проходила разработка новой серии ИС (1, 2, 3, 4). В послевоенное время им был создан новый трактор С-80 с закрытой кабиной.

Личная жизнь Сергея Королева

Гений, перешагнувший грань неизведанного, дважды был связан узами Гименея. Первой его избранницей являлась подруга детства Ксения Винцентини, уроженка Кишинева, имевшая итальянские корни, учившаяся вместе с ним в стройпрофшколе. Своенравная красавица долго не проявляла желания узаконить их романтические отношения. Он добивался ее согласия на брак целых 7 лет, ждал, пока она окончит Харьковский мединститут и поработает по распределению на Донбассе в Алчевске. Они поженились в 1931 году во время ее командировки в Москву.


Сергей Королёв и Ксения Винцентини

В 1935 у пары появилась на свет единственная дочь Наталья, ставшая во взрослом возрасте хирургом и доктором наук. Когда муж по ложному обвинению оказался в заключении, Ксении приходилось трудиться на трех работах, чтобы содержать дочь и иметь средства для поддержки супруга. После освобождения мужа на отношениях супругов сказались его постоянные командировки и занятость. В 1949 их брак был расторгнут.


Сергей Королёв и Нина Котенкова

Второй женой ученого была Нина Котенкова, уроженка Ижевска, переводчица техдокументации. Он познакомился с ней в 1947 на собеседовании при ее приеме на службу в НИИ, где Королев работал главным конструктором. После его развода они поженились. Женщина была дочерью коммерческого директора оборонного завода №8 в Подлипках, выпускницей Московского пединститута иностранных языков. Первым мужем ее был авиаконструктор Владимир Ермолаев, скончавшийся в 1944 году от тифа.

Конструкторская подготовка производства

В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов, после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующими моделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитацию используют для определения эстетических параметров, а также соответствию заданию. Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторская разработка изделия завершается, конструкторская документация передается в технический архив. Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологом разрабатывают техпроцесс. Также на этом этапе начинается разработка упаковки.

Когда после многочисленных изменений прототип завершён и детали изготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совместно с инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытному образцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методы контроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимно уничтожаются. Наиболее общий используемый показатель — коэффициент производительности процесса Cpk. Показатель Cpk = 1.0 считается минимальным для постановки изделия в производство.

Чем креативнее и качественнее, проанализировав, решение при разработке применил конструктор, тем меньше затрат уйдет на изготовление продукта – ресурсы, время изготовления, цена комплектующих, способ и простота изготовления и др.

Инженер конструктор несет ответственность за полный цикл решения задачи от идеи до готового продукта, его монтажа, срока годности, безопасности и др. На каждом техническом документе ставиться его подпись, чем заверяется полная работоспособность идеи, то есть человек осознанно готов нести всю ответственность за дальнейший путь изделия: деньгами, временем, энергией, вложением сил и исправлением неправильно принятого решения.

Конструктор может сопровождать изделие и вносить изменения и модификации в течение всего времени производства изделия. Этот принцип иногда называют «от колыбели до могилы».

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Сергей Королев | HSL

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Качества хорошего конструктора

Успешный инженер-конструктор много знает и умеет.

Он обладает такими профессиональными качествами, как:

  • ответственность;
  • активность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • аналитические и логические способности;
  • умение аргументировать собственное мнение и переубеждать;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • эрудированность и образованность;
  • владение профессиональной терминологией и навыками работы на ПК.

Наличие всех этих качеств чрезвычайно важно для профессии, ведь инженер несет персональную ответственность за свою деятельность, от которой зависит безопасность других людей

Читайте так же на «КтоТакой.com» — Кто такой инженер и чем он занимается?

При этом творческий подход во время выдвижения идей должен основываться на логических выводах и нормативных актах. Работа инженера достаточно монотонна, требует усидчивости и высокой концентрации внимания.

Обязанности инженера-конструктора

В должностные обязанности инженера-конструктора входит:

  1. Заполнение проектной документации и построение чертежей будущего изделия или строения.
  2. Оценка технического задания.
  3. Расчет стоимости производства.
  4. Определение окончательных сроков сдачи объекта (изделия) в эксплуатацию.
  5. Представление заказчику оптимальных вариантов решения проблемы в зависимости от его требований, пожеланий и действующих нормативных актов.
  6. Создание 3-D модели изделия (здания).
  7. Знание стандартов ГОСТа и других нормативных актов для проектирования и реализации разработок.
  8. Согласование работ с другими отделами, принимающими участиями в производстве.
  9. Осуществление персонального контроля и эффективности выполняемых работ.
  10. Участие в монтаже, сборке и пуско-наладочных работах.
  11. Защита проекта перед экспертной комиссией.
  12. Модернизация ранее спроектированных изделий.

Интересные факты из биографии:

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

Сергей Королев в молодости

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

Сергей Королев в молодости

В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Ход НОД

Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие?

Ответы детей: трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые.

Воспитатель: Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Выполняется упражнение на координацию речи и движения: “Умелые руки”

Наши руки умелые такие, Поворачивают то вверх, то вниз

Наши руки – руки золотые! Сжимают кулачки

Они умеют вышивать, Загибают пальцы

Шить и шарф вязать.

Подметать и стирать.

Суп варить, пыль вытирать.

Тарелки чисто мыть,

Красить и белить.

За порядком следить. Грозят пальцем

Вот они какие Поворачивают то вверх, то вниз

Руки золотые. Фонарики

Воспитатель: Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия?

Ответы детей.

Воспитатель: Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много! Давайте их назовем.

Проводится самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

1,2,3,4,. Дети! Сжимают кулачки

Много дел на белом свете. Хлопки ладонями и кулаками

Вот военные идут – Массаж каждого пальца

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла

Курам зерна принесла.

Воспитатель: Как вы думаете, люди, каких специальностей производят технику?

Ответы детей: инженеры, инженеры-конструкторы. .

Воспитатель: Какой специалист начинает первым работу по созданию новой техники? …

Ответы детей.

Воспитатель: Первым начинает свою работу конструктор.

Конструктор — это инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов, одежды. Вначале конструктор получает заказ на изготовление чего-либо, затем создает чертеж. После этого начинается производство изделия, и конструктор участвует в его создании. После изготовления изделия конструктор контролирует проведение испытаний. И как завершающий этап – презентация изделия заказчику.

Как вы думаете, какие инструменты необходимы для работы конструктору?

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами изображения рабочих инструментов. Вам необходимо найти те, которые не использует в своей работе инженер-конструктор.

Проводится игра «Убери лишние предметы».

Воспитатель: Молодцы. Работа конструктора требует большого внимания и сосредоточенности. В настоящее время выполнение чертежей происходит на компьютере. Поэтому конструктору необходимо выполнять гимнастику для глаз. Нам тоже полезно ее выполнить.

Проводится гимнастика для глаз.

Глазкам нужно отдохнуть. (Закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: Молодцы. Настроение улучшилось. Предлагаю вам пройти в конструкторское бюро. Занимайте рабочие места. Нам предстоит разработать модели моста через реку Сура, которая протекает в нашей Республики и побывать в роли конструктора. Я даю вам одну минуту подумать над своим проектом…Приступаем.

Дети приступают к самостоятельной деятельности.

Во время работы педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

Воспитатель: Ребята у вас получились интересные проекты моста. Молодцы.

Создание нового моста – это долгий, кропотливый процесс.

Сегодня мы разработали проект. Завтра продолжим начатое и поработаем над созданием моста

Сегодня мы хорошо потрудились. Молодцы. Спасибо за активную работу.

Терминология

В русском языке в начале 1990-х годов появилось слово «дизайнер», обозначающее творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств. При переводе иностранных публикаций и особенно теле- и радиопередач переводчики очень часто забывают, что англ. designer имеет несколько значений, которые переводятся по-разному. Также нельзя путать конструктора с чертёжником, который лишь изображает чертёж в соответствии с государственным стандартом (ЕСКД) и не занимается непосредственно разработкой. Как правило, конструктор ведёт разработку, изображая чертёж самостоятельно.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.

Сергей Королев | HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.

Сергей Королев | Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

Далее события развиваются стремительно:

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Образование

В 7 лет Николай пошел в начальную сельскую школу в Веприке. После ее окончания, в 1914 г., продолжил обучение в Гадячской классической гимназии. В ней было отличное преподавание иностранных языков, благодаря чему Духов в совершенстве овладел английским, немецким и французским. В 1919 г. гимназия была преобразована в трудовую школу 2-й ступени. Николай ее окончил в 1920 г.

Возможность продолжить образование для Николая появилась лишь в 22 года. Заводским комсомольским собранием было принято решение вручить Духову путевку на рабочий факультет Харьковского землеустроительного и геодезического института. После его окончания он смог поступить без экзаменов в Ленинградский политехнический вуз на механический факультет, где обучался конструировать и производить тракторы и автомобили. Окончил институт в 1932 г.

Полет первого космонавта

Основоположник космических полетов, Сергей Королев, прославил СССР тем, что отправил в стратосферу человека. Но конструктор не торопился запускать корабль. Сначала аппарату позволили сделать одну петлю, это помогло установить психологическое и физическое состояние космонавта.

Полет осуществился 12 апреля 1961 года, первым испытателем стал Юрий Гагарин. Вслед за ним в космос отправился Герман Титов на «Востоке-2», благодаря этому Сергей более детально изучил воздействие условий операции на работу человеческого организма. Позже космонавтами стали Николаев, Попович, Быковский, Терешкова. Но работу последней Королев не одобрил — он считал, что женщин в космосе быть не должно.

В 1964 конструктор создал более сложный корабль «Восход», на котором полет совершило уже три человека. А еще через год Леонов 20 минут провел в открытом космосе. Королев продолжал работу над созданием долговременной орбитальной станции. Первой подобной конструкцией стал «Союз», в корабле были отсеки, в которых экипаж мог находиться без скафандров. При полете планировалась автоматическое соединение двух аппаратов для свободного перехода человека через открытый космос. Но Королев не дожил до осуществления своей мечты.

Новый автомат

Главное же изобретение Георгия Семёновича – это пистолет-пулемёт ППШ-41. Наркомат вооружения дал задание создать новый пистолет-пулемёт. До этого выпускался ППД-40 (пистолет-пулемёт Дегтярёва), производство которого было трудоёмким, дорогостоящим и могло быть осуществлено только на заводах со специальным оборудованием.

Все понимали, что приближается война (а в Европе она уже началась), и перевооружение армии такими автоматами могло занять несколько лет, а этого никто не мог себе позволить.

Начав разработку нового оружия, Шпагин сделал особый упор на скорость производства. Со сложнейшей задачей он справился блестяще. Его пистолет-пулемёт могло сделать любое предприятие, располагавшее прессовым оборудованием, а во время войны таких предприятий было около двух десятков.

21 декабря 1940 года неприхотливое оружие системы Шпагина было принято на вооружение Красной Армии.

Первое производство было организовано в начале 1941 года в Вятских Полянах, где также работал Георгий Семёнович, продолжая усовершенствовать своего детище и организовывать массовое его производство.

Конструктор-преподаватель

Инженерно-конструкторскую работу Николай Леонидович совмещал с преподавательской деятельностью. С 1935 по 1940 гг. он занимался обучением студентов в Ленинградских автодорожном и политехническом институтах. В 1944 г. был открыт механико-машиностроительный вуз с танковой и механико-технологической кафедрами. Заведующим кафедрой был назначен Духов. Он же руководил и экзаменационной госкомиссией этого института.

Николай Леонидович, советский конструктор, всегда придавал большое значение подготовке высококвалифицированных специалистов. Именно Духовым был поставлен перед министерством вопрос о присуждении кандидатам технических наук ученых степеней. И первые 3 защиты прошли в 1962 г.

Последние годы

Королев страдал от полипов в прямой кишке. Их можно было удалить только хирургическим путем, доктора не боялись несложной операции. Проводил ее сам министр здравоохранения, профессор Б. Петровский. Но во время процедуры началось кровотечение, которое не удалось остановить.

Пришлось вскрывать брюшную полость, в которой обнаружили большую опухоль — саркому. Хирург удалил ее, а также часть прямой кишки. Из-за проблем с челюстями возникли проблемы при интубации трахеи. Все эти сложности привели к летальному исходу — 14 января 1966 года Королев скончался.

В 1973 газета «Вашингтон пост» обвинила хирурга Петровского во врачебной ошибке. Академик АМН Ф. Углов подтвердил это, указав на тот факт, что никакой саркомы не было, а у Королева нашли только полип. Но доказать это уже не удалось. Тело Сергея Павловича кремировали, урну с прахом захоронили в Кремлевской стене.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий