Биография 2
Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.
Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.
В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным – самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.
В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.
После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.
Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.
В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.
В 1991 году Маршал авиации (звание было присвоено в 1985 году) умирает, находясь на все той же почетной должности.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Февраль, 1945 год
Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.
Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых “Ла-7” предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).
Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял “немца” снизу, прямо «в брюхо»
Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».
Личная жизнь
В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.
Иван Кожедуб и его жена Вероника
В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.
В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.
Биография
Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне — Шосткинского района Сумской области) Украинской ССР в семье крестьянина — церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт — бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Лучший стрелок: путь от инструктора до лётчика-аса
Немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262 считался грозным противником. Встреча с ним в небе для советских пилотов не сулила ничего хорошего. Дело в том, что «немец» летал быстрее и мог находиться в небе дольше, чем советские самолёты. Но у него был один недостаток — манёвренность. Когда Ме-262 только появились, советские лётчики не знали, как с ними сражаться, поскольку тактика воздушных дуэлей ещё не была разработана. И 17 февраля 1945 года Иван Никитович Кожедуб встретил немецкий реактивный истребитель. Ему повезло, он заметил противника первым, поэтому решил атаковать. Его Ла-7 уступал Ме-262 по всем параметрам, кроме манёвренности. Этот козырь и решил использовать Иван Никитович. Немецкий пилот не ожидал появления противника, поэтому потерял бдительность. Совершив несколько манёвров, Кожедуб приблизился к нему на 500 метров. Оставалось совсем чуть-чуть, и можно было открывать огонь.
Иван Кожедуб. (Wikimedia Commons)
Но… неожиданно Кожедуб увидел, как в «немца» полетели трассы пуль — его сослуживец не выдержал накала и начал стрельбу раньше времени. Застигнутый врасплох вражеский пилот начал разворачивать свою крылатую машину, не оценив ситуацию. Расстояние между Ла-7 и Ме-262 резко сократилась. Кожедуб открыл огонь. Бой закончился и не начинаясь. «Немец» был уничтожен.
Та победа в воздушных дуэлях стала для Кожедуба 55-й по счёту. К тому моменту уроженец черниговского села Ображиевка был уже дважды удостоен звания Героя Советского Союза. И это в 24 года!
Интересно вот что: никаких побед и наград у молодого лётчика могло и не быть. Его боевой путь начался из рук вон плохо. Он родился в июне 1920 года, любил читать, рисовать, занимался спортом. В 13 лет Иван мог одной рукой поднимать двухпудовую гирю. А когда он влюбился в небо, все навыки, полученные в детстве, сильно пригодились. Глазомер, дисциплина, наблюдательность и физическая подготовка помогли Кожедубу стать одним из лучших в Шосткинском аэроклубе. Затем была армия и Чугуевская военная авиационная школа лётчиков. Здесь Иван и остался в качестве инструктора.
Началась Великая Отечественная война. Авиационную школу эвакуировали в Чимкент. В этом казахском городе поселился и Кожедуб. Он по-прежнему был инструктором и готовил пилотов. И лишь в марте 1943 года начался его боевой путь.
Первый воздушный бой сложился неудачно. Кожедуб попал под обстрел немецких самолётов и получил сильные повреждения. Иван направил подбитую машину на аэродром, но угодил под огонь своих же зенитных орудий. Позже летчик вспоминал, что хотел было катапультироваться из Ла-5, но передумал, решил рискнуть и посадить машину. Это у него получилось. Вот только командование сделало определённые выводы.
Истребитель Ла-7 Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино. (Wikimedia Commons)
На пилоте, конечно, крест не поставили, но в небо практически не пускали. Пока не вмешался командир эскадрильи. Требовались опытные пилоты, поэтому он дал Кожедубу второй шанс. И не прогадал. За короткий срок тот проделал путь до пилота-аса. А Героем Советского Союза он стал в начале февраля 1944 года. Эту награду он получил за 146 боевых вылетов и два десятка сбитых вражеских самолётов.
Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.
Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней – еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.
В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых – два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.
Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.
В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.
В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились – во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях – девять человек и 27 машин.
В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Апрель, 1945 год
Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники – американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял – в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!
Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще фигура высшего пилотажа (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел – и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».
На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.
Воздушные победы Ивана Кожедуба[1]
№ | Дата | Тип сбитого самолёта | Место боя/падения |
1. | 06.07.1943 | Ю-87 | зап. Завидовки |
2. | 07.07.1943 | Ю-87 | ст. Гостищево |
3. | 09.07.1943 | Ме-109 | Красная Поляна |
4. | 09.07.1943 | Ме-109 | вост. Покровки |
5. | 09.08.1943 | Ме-109 | Прелестный |
6. | 14.08.1943 | Ме-109 | Искровка |
7. | 14.08.1943 | Ме-109 | Коломна |
8. | 16.08.1943 | Ю-87 | Рогань |
9. | 22.08.1943 | ФВ-190 | Люботин |
10. | 09.09.1943 | Ме-109 | сев. Искровки |
11. | 30.09.1943 | Ю-87 | ю-з Бородаевки |
12. | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевки |
13. | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевки |
14. | 02.10.1943 | Ме-109 | Плоское |
15. | 02.10.1943 | Ю-87 | Петровка |
16. | 02.10.1943 | Ю-87 | ю-з Андреевки |
17. | 02.10.1943 | Ю-87 | ю-з Андреевки |
18. | 04.10.1943 | Ме-109 | с-з Бородаевки |
19. | 05.10.1943 | Ме-109 | ю-з Красного Кута |
20. | 05.10.1943 | Ме-109 | зап. Куцеваловки |
21. | 06.10.1943 | Ме-109 | Бородаевка |
22. | 10.10.1943 | Ме-109 | Днепрово-Каменка |
23. | 12.10.1943 | Ю-87 | сев. Плоское |
24. | 12.10.1943 | Ме-109 | юж. Петровка |
25. | 12.10.1943 | Ю-87 | юж. Домоткань |
26. | 29.10.1943 | Ю-87 | Кривой Рог |
27. | 29.10.1943 | Хе-111 | зап. Будовки |
28. | 16.01.1944 | Ме-109 | Ново-Злынка |
29. | 30.01.1944 | Ме-109 | вост. Нечаевки |
30. | 30.01.1944 | Ю-87 | зап. Липовки |
31. | 14.03.1944 | Ю-87 | Осиевка |
32. | 21.03.1944 | Ю-87 | Лебедин-Шпола |
33. | 11.04.1944 | PZL-24 | Сырка |
34. | 19.04.1944 | Хе-111 | сев. Яссы |
35. | 28.04.1944 | Ю-87 | ю-в Вултуру |
36. | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
37. | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
38. | 03.05.1944 | Ю-87 | Тыргу Фрумос-Думбрэвица |
39. | 31.05.1944 | ФВ-190 | вост. Вултуру |
40. | 01.06.1944 | Ю-87 | Чужа Вода |
41. | 02.06.1944 | Хш-129 | зап. Стынка |
42. | 03.06.1944 | ФВ-190 | Рэдиу-Улуй — Тэтэр |
43. | 03.06.1944 | ФВ-190 | Рэдиу-Улуй — Тэтэр |
44. | 03.06.1944 | ФВ-190 | сев-зап. Яссы |
45. | 07.06.1944 | Ме-109 | Пырлица |
46. | 08.06.1944 | Ме-109 | Кырлицы |
47. | 22.09.1944 | ФВ-190 | с-з Стренчи |
48. | 22.09.1944 | ФВ-190 | ю-з Рамниеки-Даксты |
49. | 25.09.1944 | ФВ-190 | с-з Валмиера |
50. | 16.01.1945 | ФВ-190 | к югу от Студзяна |
51. | 10.02.1945 | ФВ-190 | с-з р-н аэродрома Морин |
52. | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
53. | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
54. | 12.02.1945 | ФВ-190 | оз. Китцер-Зее |
55. | 17.02.1945 | Ме-190[] | вост. Альт-Фридлянд |
56. | 19.02.1945 | Ме-109 | сев. Фюрстенфельде |
57. | 11.03.1945 | ФВ-190 | сев. Брюнхена |
58. | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев. Кюстрина |
59. | 18.03.1945 | ФВ-190 | с-з Кюстрина |
60. | 22.03.1945 | ФВ-190 | сев. Зеелов |
61. | 22.03.1945 | ФВ-190 | вост. Гузов |
62. | 23.03.1945 | ФВ-190 | ст. Вербиг |
63. | 17.04.1945 | ФВ-190 | Врицен |
64. | 17.04.1945 | ФВ-190 | Кинитц |
Всего сбито: 64+0. Боевых вылетов: 330. Воздушных боёв: 120. Первые 46 побед были одержаны Кожедубом на истребителе Ла-5, следующие — на Ла-7. |
Другие биографии:
- Александр Сергеевич Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии
- Чехов Антон Павлович
Антон Павлович Чехов, известный русский писатель и драматург, родился 29 января 1860г. в г. Таганроге в многодетной купеческой семье.
- Рэй Брэдбери
Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки
- Князь Игорь Святославич
Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества
- Константин Бальмонт
4 июня 1867 года в Шуйском уезде, что во Владимирской области в дворянской семье появился на свет Константин Бальмонт. Мать поэта оказала на будущего поэта большое влияние.
Привычка к испытаниям
Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.
Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.
В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора “Триждыдубом”, но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.
Военная служба
В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.
Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.
Летчик Иван Кожедуб
Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.
Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.
Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба
За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.
Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.
Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.
Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.
Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами
Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.
Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.
Иван Кожедуб в последние годы
После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.
Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.
Лётчик-герой
Путь Ивана Кожедуба на фронт оказался достаточно долгим — его навыки инструктора использовались при подготовке других пилотов, когда в начале войны авиационную школу эвакуировали, и она продолжила свою работу в городе Чимкент (Казахская ССР). Как и многие другие выпускники авиационных школ предвоенного периода, Кожедуб выучился на лётчика без присвоения ему воинского звания. Даже знаки различия старшего сержанта он получил только 23 февраля 1942 года.
В войска из учебного подразделения его перевели в ноябре 1942-го, направив в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943-го Кожедуб в составе своей части был переброшен на Воронежский фронт.
«Участие в боевых действиях началось для Кожедуба неудачно. Его самолёт был повреждён снарядами, выпущенными вражеским мессершмиттом-109. Кроме того, он случайно попал под огонь своих же зенитчиков. После этого Ла-5 Кожедуба восстановлению уже не подлежал. Будущего героя хотели снять с лётной работы и перевести служить на пост оповещения. Остался в небе он только благодаря поддержке командира полка, увидевшего в молодом лётчике большой потенциал», — рассказал в интервью RT методист научно-методического отдела Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
Также по теме
«Обязать провести налёт на Берлин»: о чём говорят рассекреченные ко Дню ВВС документы Минобороны
Минобороны РФ сняло гриф секретности с части документов времён Великой Отечественной войны, посвящённых подвигам советских лётчиков. В…
6 июля 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге Иван Кожедуб, прикрывая советские войска от атак вражеских бомбардировщиков, сбил свой первый немецкий самолёт — юнкерс Ю-87. На следующий день на его счету был уже второй сбитый бомбардировщик. А 9 июля — сразу два истребителя Bf-109. Позже Кожедуб участвовал в Битве за Днепр и изгнании нацистов с Советской Украины.
4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу, сбившему 20 немецких самолётов, было присвоено звание Героя Советского Союза. В мае того же года ему передали новый истребитель Ла-5ФН — особенный самолёт, построенный на личные сбережения пчеловода Василия Конева. На этой машине во время боёв в Румынии ас одержал семь побед в течение одной недели.
В августе 1944-го за победы в воздушных боях Кожедуб был удостоен второй звезды Героя Советского Союза, получил капитанские погоны и был назначен на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Согласно документам, к январю 1945 года лётчик сбил 48 самолётов противника.
«После появления на фронте Иван Кожедуб обычно действовал в составе группы. Однако ближе к концу войны он часто вылетал на «свободную охоту», устраивал в небе засады на врага. Для противника он представлял огромную опасность», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.
17 апреля 1945 года Ивану Кожедубу в последний раз пришлось столкнулся в бою с врагом — в небе над Берлином он уничтожил два истребителя FW-190. Сразу после битвы за главный город Третьего рейха Кожедуба отправили в Москву — ему было поручено выступить по радио с поздравительной речью 1 мая.
- Советский лётчик, генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб во время раздачи автографов в Кремлёвском дворце съездов
- РИА Новости
В итоге День Победы он встретил в советской столице. К этому времени благодаря прессе Кожедуб был уже известен всей стране — увидев героя на улице, люди подхватили его на руки, и он полетел в воздух под восторженные крики: «Качать лётчика! Ура сталинским соколам! Ура советской авиации!»
По воспоминаниям Кожедуба, оказавшись в столице, он воспользовался случаем и зашёл лично поблагодарить авиаконструктора Семёна Лавочкина и оружейника Бориса Шпитального, создававшего пушки и пулемёты для его самолётов.
18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и в связи с празднованием дня ВВС прославленному военному лётчику в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Хотя в официальной советской статистике фигурировали данные о том, что Кожедуб сбил 62 самолёта противника, позже историки, сверив документы, выяснили, что на счету лётчика-героя за годы войны оказалось 64 сбитых самолёта. Согласно автобиографии самого Кожедуба, в 1945 году ему пришлось подбить два американских истребителя, которые по ошибке атаковали в небе над Германией советские самолёты.
«По итогам Великой Отечественной войны Иван Кожедуб стал самым результативным асом антигитлеровской коалиции», — подчеркнул Дмитрий Хазанов.