Мане, Эдуард

Творчество

В первой половине 1850-х годов Эдуард Мане обучался живописи у знаменитого мастера Тома Кутюра. Он был не в восторге от обучения, по причине все того же строгого академизма Тома. В данный период биографии он увлекался работами художников Раннего и Высокого Возрождения.

Тогда же Мане посетил немало европейских стран, где продолжал ходить в различные музеи. По приезду домой он особенно часто посещает Лувр, глубоко исследуя полотна великих мастеров. В результате, он становится автором ряда копий знаменитых картин.

В 1859 г. Эдуард решил, что он уже состоялся как художник и поэтому должен показать свое творчество Парижскому салону. Он предоставил комиссии свою картину «Любитель абсента», которая понравилась только Делакруа.

Интересен факт, что его бывший наставник Кутюр, раскритиковал полотно Мане. Комиссия негативно отнеслась к реалистическому изображению пьяницы, а также отходу молодого художника от основ композиции: была нарушена перспектива, тень персонажа не соответствовала его положению, не были задействованы полутона и т.д.

И хотя Эдуард непросто пережил критику, он не опустил рук. В 1861 г. комиссия Салона положительно отозвалась о 2-х его работах – «Портрете родителей» и «Гитареро». Благодаря этому, живописец обрел признание в обществе и получил немало денег.

Но что еще больше окрыляло Мане, так это похвала от отца, который к тому моменту биографии уже с гордостью отзывался о сыне, как о талантливом художнике. Далее он стал автором ряда картин, написанных на морские и испанские мотивы: «Лола из Валенсии», «Испанский балет», «Бега в Лонг-шане» и т.д.

Кроме этого, Эдуард Моне творил в историческом и религиозном жанрах – «Расстрел императора Максимилиана» и «Мертвый Христос». В 1863 г. жюри Салона отвергло полотна многих художников (в общей сложности – 2800 работ). В результате, это привело к громкому резонансу в обществе, в который вмешался сам император Наполеон 3.

Император распорядился организовать выставку – «Салон отверженных». Главной картиной выставки стало полотно Мане «Завтрак на траве», которое подверглось критике и насмешкам. Тем не менее, именно «Завтрак на траве» стал символом «Салона отверженных», вызвав массу дискуссий среди знатоков искусства.

В 1865 г. в биографии Эдуарда происходит очередная «неприятность». Его новый шедевр «Олимпия» был оценен современниками крайне негативно. Художника обвиняли в пошлости и вульгарности, за изображение на холсте обнаженной девушки, бесстыдно лежащей на кровати.

«Бар в Фоли-Бержер»

Мане снова оказался в центре громкого скандала. Тогда же он сближается с импрессионистами, среди которых были Поль Сезанн, Клод Моне и Эдгар Дега. Он продолжает придерживаться своего творческого курса, изображая на полотнах портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках.

В 1870-х годах Эдуард создает такие шедевры, как «Железная дорога», «В лодке», «За кружкой пива» и «В оранжерее». Только в последние годы жизни жюри разных салонов начинают осознавать все величие Мане, активно выставляя его картины на выставках.

Сближение с импрессионистами

Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. После франко-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Тем не менее Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке» были встречены очень тепло.

Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм

Неприятие Мане установившегося во Франции строя во главе с Наполеоном III выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана» — повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике. Эту картину Мане не смог выставить в сооружённом им по примеру Курбе бараке у моста Альма, в числе прочих и по причине сильнейшего политического резонанса.

С 1868 года, в период краха Империи, ни один из официальных салонов не принёс Мане славы и творческого удовлетворения. Продолжались нападки критиков и неприятие творчества художника буржуазной публикой.

“Сливы” Эдуарда Мане и Выстрел века.

Сейчас “Сливы” 1880 года создания находятся в музее Хьюстона, штат Техас. Примечательно, что музею картину подарила Энн Вудворд (Ann Woodward) в 1974 г.

Сальвадор Дали. Портрет миссис Вудворд (Woodward). 1953 г. Мурохаши музей современного искусства, Фукусима, Япония.

Скорее всего, картина досталась ей в наследство от покойного мужа, представителя благородного и состоятельного семейства. Энн Вудворд была до замужества танцовщицей в ночном клубе и начинающей актрисой. Уже будучи в браке, вела активную светскую жизнь.

Но больше всего миссис Вудворд печально известна тем, что убила своего мужа Уильяма Вудворда в 1955 году. Она застрелила его из охотничьего ружья, приняв его по ошибке в темноте за грабителя.

Газеты назвали это происшествие Выстрелом века. А высший свет тут же отверг миссис Вудворд, не веря в случайность убийства. Поговаривали, что мистер Вудворд хотел развестись с ней. Якобы Энн так не хотела лишиться денег мужа, что была готова на все, вплоть до убийства.

Однако убийство было признано судом непреднамеренным, так как Энн смогла пройти проверку детектором лжи. Также был задержан человек, который признался, что действительно пытался залезть в дом Вудвордов с целью ограбления в тот роковой день. Но общество было непреклонно – родилась даже версия, что этого несостоявшегося грабителя подговорили адвокаты семейства Вудвордов, чтобы замять скандал.

Энн провела остаток жизни, путешествуя и крутя романы с мужчинами моложе себя. Будучи склонной к депрессиям, её подкосило очередное обвинение в преднамеренности убийства. На этот раз со стороны знаменитого писателя Трумена Капоте, который в своём романе “Отвеченные молитвы” представил Энн Вудворд как циничного убийцу, ловко обманувшего правосудие и избежавшего наказания. В 1975 году Энн Вудворд покончила жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.

История этой семьи ещё печальна тем, что оба сына супругов Вудвордов также ушли из жизни, совершив самоубийства. Один из них выбросился из окна в 1978 году, будучи зависимым от героина. Второй под гнётом неразрешенных личных проблем после развода с женой также выбросился из окна в 1999 году.

Картины иногда интересны не только сами по себе, но и благодаря своим владельцам. Хотя даже если бы “Сливы” не принадлежали семейству Вудворд, она все равно являлась бы ещё одним маленьким шедевром импрессиониста Мане, таким притягательным в своей простоте.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Франко-прусская война

Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Музей Орсэ, Париж.

На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо он пишет пейзаж порта.

Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.

После обустройства в новой мастерской в 1873 году Эдуард Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock»), и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли.

Однако, начиная уже с 1874 года, Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить также дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).

Мане мореход

Закончив учёбу в 1848 году, Эдуард решил уступить отцу, который был категорически против планов сына стать художником, и подал документы в мореходную школу. Но вступительных экзаменов не выдержал в силу слабой общеобразовательной подготовки. Перед второй попыткой в числе таких же соискателей Мане идёт в учебное плаванье на паруснике.

Среди прочих стран судно останавливалось в Бразилии. Здесь Мане окончательно утвердился в своём стремлении обучаться живописи – так его очаровали богатые краски и экзотические виды тропиков. Из плавания Мане привёз множество рисунков и этюдов, в том числе с морскими пейзажами и набросками, в которых героями были члены команды и интересные типажи из числа жителей посещаемых стран.

Летом 1849 года Мане снова провалил экзамены. Но на этот раз есть что предъявить отцу.

Завтрак на траве. 1863 г.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане

Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы

Юность

Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе, Париж

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге. Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.

Биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Ирония судьбы или еще одна порванная картина

Уже после смерти Мане его сын (рождён до брака с Сюзанной, так и не был признан отцом официально) разрезал на несколько частей его картину “Казнь Максимилиана”. Ему показалось, что так фрагменты можно выгоднее продать.

Дега выкупил все уцелевшие фрагменты и бережно хранил их до самой смерти в 1917 году. Часть фрагментов утеряна. Отпрыск мастера растапливал ими камин.

Сейчас картина хранится в Лондонской национальной галереи, которая приобрела её сразу после смерти Дега в 1918 году.

Эдуард Мане. Казнь Максимилиана. 1868 гг. Лондонская национальная галерея.

Вот такой неожиданный сюжетный поворот! Порвав однажды чужую картину, вряд ли Мане предполагал, что его собственное произведение порежут на куски (по иронии судьбы созданное в том же году, что и “Портрет Эдуарда Мане с женой”).

Но Дега не стал злорадствовать, а, наоборот, совершил благородный поступок, сделав все, чтобы сохранить очередной шедевр своего друга.

Ещё об одной дружбе художников, Клода Моне и Огюста Ренуара, читайте в статье “Моне и Ренуар. Рассвет импрессионизма и загадочный портрет”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Биография Эдуард Мане

Эдуард Мане появился на свет 23 января 1832 года в фамильном особняке в Париже. Его отец был судьей, а мать — дочерью дипломата и крестницей шведского короля. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделает карьеру в области права. Но дядя Мане по материнской линии Эдмон Фурнье (Edmond Fournier) рано разглядел художественный талант племянника. Вместе они посещали Лувр и другие музеи. Помимо колледжа, в котором успехи мальчика были посредственными, он посещал курсы рисования.

В 16 лет Эдуард Мане столкнулся с решительным протестом отца против дальнейшего художественного образования. Компромиссным решением стала морская школа. Юноша отправился в путешествие на учебном судне, но и на нем учился писать морские пейзажи и портреты членов команды. Экзамены в результате были провалены, но качество рисунков убедило отца в творческом призвании сына.

С 1850 года Эдуард Мане посещал мастерскую академиста Томаса Кутюра, копировал старых мастеров и совершил несколько поездок по Европе. Спустя 6 лет он открывает собственную мастерскую. Уже тогда картины молодого художника сильно отступают от традиций академизма и реалистично отражают действительность в стиле Гюстава Курбе (Gustave Courbet). Критики и члены жюри Салона, где молодой художник мечтает выставляться, плохо воспринимали эти работы. Похвалы удостоился лишь «Испанский певец».

Хотя Мане никогда не ставил себе цель эпатировать общество, две его работы спровоцировали настоящий скандал. Это выставлявшиеся в Салоне отверженных «Завтрак на траве» и «Олимпия». Последняя вызвала беспрецедентный шквал возмущения со стороны почтенной публики, которая привыкла видеть на картинах прекрасных Венер, но не дам полусвета.

Постепенно художник сближается с импрессионистами и постимпрессионистами. Его друзьями становятся Клод Моне, Эдгар Дега (Edgar Degas), Поль Сезанн, Камиль Писсарро (Camille Pissarro) и Берта Моризо (Berthe Morisot). Но выставляться с импрессионистами Эдуард Мане не хотел. Он снова и снова пытался добиться признания в официальном Салоне, понимая, что это вопрос времени.

Умер Мане 30 апреля 1883 года. Уже тяжело больной, он успел завершить лучшую свою работу: «Бар в Фоли-Бержер». Также в последние годы были написаны изящные натюрморты. Хотя художник был женат на натурщице Сюзанне Линхофф (Suzanne Leenhoff), рожденного за год до свадьбы сына он официально не признал и детей-наследников после него не осталось. Сюзанна и ее сын изображены на картине «Чтение».

Путешествие в Бразилию

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году, однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству — из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

Краткая биография

  1. Во время путешествия на парусном судне в 1847 г. Эдуард Мане посетил Бразилию – солнечную страну экзотики. Он много рисовал: портреты матросов, тропические пейзажи, в которых было много красок и света, бразильских женщин, разноцветные карнавалы, море.
  2. Возвратившись из плавания, он в 1849 г. сдаёт повторный экзамен, который снова оканчивается провалом. Но сейчас отец уже смягчился: он увидел, что его сын действительно обладает художественным талантом, и разрешил ему заниматься живописью.
  3. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую Т. Кутюра. Но этот известный художник представлял классическую французскую школу живописи (академизм), что не устраивало молодого художника, он покинул его мастерскую, но затем снова вернулся по настоянию отца.
  4. Начались творческие поездки Мане, связанные с самообразованием: в 1851 г. он посетил художественные музеи Голландии, где его особенно привлекла живопись Ф. Халса.
  5. В 1853 г. отправился в Италию для изучения картин художников Возрождения – теперь на него особое впечатление произвёл Веласкес.
  6. На обратном пути он посетил европейские страны, изучая шедевры музеев Дрездена, Вены, Мюнхена, Праги. И во всех этих путешествиях он рисовал, копировал, делал наброски.
  7. К 1856 г. Мане уже был признан художником, подающим надежды. Он принят в высший круг парижского общества, подружился с Ш. Бодлером, самым модным в то время французским поэтом. Его работы 50-х годов можно назвать галереей человеческих характеров. Он сочетает реалистическое изображение с романтизацией образов.
  8. Самыми заметными работами этого периода являются картины «Любительница абсента» (1859) и «Лола из Валенсии» (1862).
  9. В 1863 г. появляется одна из самых известных работ Мане – «Завтрак на траве».
  10. К 1859 г. художественное образование Э. Мане было завершено – так он сам решил. Теперь надо выставлять свои картины в Парижском салоне (престижная ежегодная выставка). Для этого он выбрал картину «Любитель абсента» (1859), хотя его учитель Кутюр это решение не одобрил, а жюри салона картину отвергло, увидев в ней много недостатков. Это творческое поражение на некоторое время озадачило художника и приостановило его поиски новых путей в живописи.
  11. В 1861 г. две картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро» были одобрены жюри Салона.
  12. В 1862 г. он написал картину «Музыка в Тюильри», полностью порвав с академической техникой живописи, изобразив лица людей абстрактно, картину следовало рассматривать с некоторого расстояния. Это был новый шаг в живописи. Как обычно, новое часто вызывает непонимание – так случилось и с картиной Мане.
  13. В это же время Мане занялся офортом (разновидность гравюры на металле).
  14. В 1863 г. все представленные Мане картины были отвергнуты Салоном, как и 2800 картин других художников. При содействии Наполеона III была организована другая выставка – «Салон отверженных». Но картина Мане «Завтрак на траве» не только не получила высокой оценки, а даже была осмеяна, хотя в дальнейшем стала символом этого Салона.
  15. В 1864 г. художник выставляет свои картины в двух Салонах: официальном и «Салоне отверженных».
  16. Знаменитая ныне картина «Олимпия» (1863) в Салоне 1865 г. вызвала гнев и негодование, была признана непристойной и даже вульгарной. В результате всеобщей травли Мане сбежал в Испанию. А жюри Салонов с этого времени стало регулярно отвергать его картины.
  17. В 1874 г. Эдуард Мане особенно сближается с художниками-импрессионистами Моне, Сезанном, Дега, работает рядом с ними на пленэре (на природе), но в выставках импрессионистов не участвует.
  18. К 1874 г. он фактически уже выработал свой оригинальный стиль, во многом близкий к импрессионизму.
  19. Только в 1879 г. картины Мане «В оранжерее» и «В лодке» приняты Салоном.
  20. В последующие годы художник много пишет, в том числе создает полотна на исторические темы, а также портреты, жанровые картины городской жизни, натюрморты, пейзажи, занимается офортом и литографией.
  21. К 1877 г. Мане, наконец, приобретает признание. Его картины охотно принимаются Салонами.
  22. С 1879 г. его начинают одолевать болезни: сначала ревматизм, затем нарушается координация движений, Мане с трудом передвигается.
  23. В 1881 г. он награждён высшим французским знаком отличия – орденом Почётного легиона.
  24. В 1882 г. художник создает большое полотно «Бар в „Фоли-Бержер“», которое Салон принял с большим энтузиазмом. Это была последняя его работа.
  25. 19 апреля 1883 г. Мане ампутировали левую ногу, а 30 апреля 1883 г. он умер.

Путешествие в Бразилию

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году, однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству — из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

Франко-прусская война

Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Музей Орсэ, Париж.

На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо он пишет пейзаж порта.

Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.

После обустройства в новой мастерской в 1873 году Эдуард Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock»), и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли.

Однако, начиная уже с 1874 года, Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить также дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).

Путешествие через Атлантику

Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.

Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.

В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.

В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души. Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни. Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.

Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.

Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.

Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта. 

Последние годы

Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм

Неприятие Мане установившегося во Франции строя во главе с Наполеоном выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана» — повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике. Эту картину Мане не смог выставить в сооружённом им по примеру Курбе бараке у моста Альма в числе прочих по причине сильнейшего политического резонанса.

С 1868 года, в период краха Империи ни один из официальных салонов не принёс Мане славы и творческого удовлетворения. Продолжались нападки критиков и неприятие творчества художника буржуазной публикой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий