Мережковский Дмитрий Сергеевич

патологическая речь

Крупный мастер и теоретик патологической речи. Владел гностическим жаргоном.

теория патологической речи

ругательные слова

индивидуализм

Религия – частное дело, Privatsache. До чего доводит это утверждение мнимой религиозной личности, религиозного «индивидуализма» – мы видим воочию на страшных судьбах Германии… Нет, религия – не частное, а общее дело, самое общее, самое общественное из всех дел человеческих.

цепи
Великий инквизитор

приемы патологической речи

библейская аллюзия

Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22)

сочинения

  •  Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях русской литературы (1893)
  •  Мережковский Д. С. Трилогия «Христос и Антихрист»:
    • Смерть богов. Юлиан Отступник (1895)
    • Воскресшие боги. Леонардо да Винчи (1901)
    • Антихрист. Пётр и Алексей (1904—1905)
  •  Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский (1901 – 1902)
  •  Мережковский Д. С. Гоголь и черт (1906)
  •  Мережковский Д. С. Грядущий Хам (1906)
  •  Мережковский Д. С. Не мир, но меч. К будущей критике христианства // Полное собрание сочинений. — М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1914. — Т. XIII. — 168 с.

    • Меч
    • Революция и религия (Впервые в 1907 г.)
    • Последний святой (о св. Серафиме Саровском. Впервые в 1907 г.)
  •  Мережковский Д. С. В тихом омуте (1908)
  •  Мережковский Д. С. Больная Россия (1910)
  •  Мережковский Д. С. Мессия (1925)
  •  Мережковский Д. С. Наполеон (1929)
  •  Мережковский Д. С. Тайна Запада: Атлантида – Европа (1931)
  •  Мережковский Д. С. Иисус Неизвестный (1932 – 33)
  •  Мережковский Д. С. Павел и Августин (1937)
  •  Мережковский Д. С. Франциск Ассизский (1938)
  •  Мережковский Д. С. Данте (1939)

источники

  •  Гиппиус-Мережковская, З. Дмитрий Мережковский. — Paris: YMCA-Press, 1951.
  •  Колеров, Модест. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех» 1902-1909. — СПб.: Алетейя, 1996.
  •  Литературная энциклопедия. — М.: ОГИЗ, Советская Энциклопедия, 1934. — Т. 7.
  •  Помазанский, Михаил о. Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы // Православный путь. – 1951. — Дата обращения: 21.08.2017.
  •  Сарычев Я. В. Религия Дмитрия Мережковского. «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. — Липецк: Липецкое издательство, 2001. — 221 с. — ISBN 5-94570-006-1.
  •  Тихомиров Лев. Упадок творчества // Критика демократии. Статьи из журнала «Русское обозрение». — М.: Москва, 1997. — С. 419-428.
  •  Феодор (Поздеевский) сщмч. Современная моральная беспринципность в приложении к вопросу о характере христианской жизни // Новый священномученик Феодор Волоколамский (Поздеевский). Служба Богу и России. Статьи и речи 1904-1907 годов. — М.: Паломник, 2002. — С. 181-205.
  •  Флоровский Георгий о. Пути русского богословия. — Вильнюс, 1991.
  •  Cunningham James W. A vanquished hope, the movement for church renewal in Russia, 1905-1906. — Crestwood, N.Y: St. Vladimir’s Seminary Press, 1981.
  •  Grillaert Nel. What the God-seekers found in Nietzsche. The reception of Neitzche’s Übermensch by the philosophers of the Russian religious renaissance. — Amsterdam; New York, NY: Rodopi, 2008.
  •  Schmourlo Alexis de. La pensée de Merejkovski. — Nice, 1957.
Эта статья входит в число хорошо оформленных статей.

Сноски

Главные вехи творческого пути

Мережковский происходил из семьи мелкого чиновника. Он довольно рано увлекся литературой. Впервые его стихотворение напечатали в 1881 году (ему было на тот момент около шестнадцати). Известно, кстати, что некоторые свои ранние вирши юноша показывал Достоевскому и тот их раскритиковал. И в целом свои поэтические сборники Дмитрий Сергеевич стал выпускать уже в более зрелом возрасте — с 1888 по 1904 год.

Мережковский получил великолепное образование — он учился на историко-философских факультетах сначала в Петербурге, а потом в Москве. И еще обучаясь в университете, он знакомится с трудами философа Соловьева и становится приверженцем символизма.

В 1890-е годы Мережковский был занят тем, что делал переводы древнегреческих трагедий. С 1896 по 1905 год Мережковский писал свою знаменитое произведение «Христос и Антихрист», состоящее из трех частей.

Весной 1906 года Мережковский и его верная спутница и жена Зинаида Гиппиус отправились в Париж, и пробыли там вплоть до 1908 года. В этот период Гиппиус и Мережковский написали совместную книжку под названием «Царь и революция».

Стоит отметить, что в Европе прозаические сочинения Мережковского была весьма востребованна, а вот в родных краях они подвергались жесткому цензурированию. Писатель достаточно резко высказывался по поводу самодержавной формы правления, и это не могло не привлечь внимания цензоров. Спустя два года после Октябрьской революции Мережковские уезжают из неспокойной России в Варшаву, где занимаются не только литературными делами, но и политикой. Однако подписание мирного договора между Россией и Польшей вынудило их уехать еще западнее, в Париж — к коммунистам-большевикам Дмитрий Сергеевич относился с большим негативом. В Париже Мережковские в 1927 году образовали творческое философско-литературное объединение «Зеленая лампа». Оно было достаточно известно в эмигрантских кругах. Именно в Париже провел остаток жизни Дмитрий Сергеевич. Его не стало 9 декабря 1941 года.

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».

Зинаида Гиппиус, жена Дмитрия Мережковского

Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой — давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально — чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности — по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.

Портрет Дмитрия Мережковского

Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков — мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.

Дмитрий Мережковский

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.

Дмитрий Мережковский в последние годы жизни

В 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения — Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.

Краткая биография Мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский — основатель русского символизма, общественный деятель, писатель и поэт. Это мыслитель XX века, у которого были необычные философские идеи и взгляды на литературу. Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1865 года в Санкт-Петербурге, на Елагином острове. Его отец — тайный советник, а мать — красивая женщина с ангельским характером. Будущий философ учился в гимназии. Здесь на первом месте была зубрежка и выправка. В 13-летнем возрасте Дмитрий написал первые стихи. В это время юноша увлекался творчеством Мольера и организовал кружок. Отец по достоинству оценил талант сына и познакомил его с княгиней Воронцовой. В 1880 году Мережковский познакомился с Федором Достоевским. В этом же году в издании «Живописное обозрение» появились стихи «Тучка», «Осенняя мелодия». В 1882 году Дмитрий познакомился с Семеном Надсоном, который стал его лучшим другом. В 1884 году юноша поступил в Петербургский университет. Во время обучения Мережковский интересовался французской литературой и философией позитивизма. В 1888 году Дмитрий защитил свое сочинение о Мишеле де Монтене и получил диплом. В 1880-1889 годах Мережковский общался с Глебом Успенским, Василием Сютаевым и восхищался идеями народничества. Главными темами его творчества было одиночество и обманчивость чувств. В 1886 году Дмитрий тяжело заболел. После выздоровления он обратился к вере и совершил путешествие по южной части России. В Боржоме поэт встретил девушку, которая зимой 1889 года стала его женой. Это Зинаида Гиппиус — поэтесса, писательница и яркая представительница Серебряного века. Первая поэма Мережковского — «Протопоп Аввакум». Известность начинающему автору принесла книга «Стихотворения». Переводы произведений древнегреческих драматургов изначально не были востребованы. Сегодня они являются гордостью русской школы. В 1890 году в журнале «Русская мысль» появилась поэма «Вера». Это произведение оказало огромное впечатление на читателей. Следующие произведения автора — «Семейная идиллия» и «Смерть». В 1894 году в «Северном вестнике» был опубликован исторический роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». Это первая часть трилогии «Христос и Антихрист». Две другие части — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». В 1900 году Мережковский вместе с супругой организовали «мистические собрания». Их цель — формирование «новой церкви». На религиозно-философских собраниях обсуждались вопросы культуры, совершенствования человека. В 1903 году организацию закрыли. Дмитрий Мережковский — автор романа «Царство Зверя», новеллы «Святой Сатир», исторических эссе «Наполеон» и «Данте», стихотворений «Символы. Песни и поэмы». Много произведений посвящены христианству. Мережковский был яростным противником октябрьских событий 1917 года. Свои мысли он выражал на антибольшевистских лекциях и в статьях. В 1919 году Дмитрию предложили произнести речь, посвященную восстанию декабристов. Он отказался. Зимой 1919 года Мережковский с женой покинул Россию. Они жили в Минске, Варшаве, Висбадене и в 1920 году остановились в Париже, в своей квартире. В эмиграции Дмитрий Сергеевич написал книгу «Иисус Неизвестный», трилогия «Реформаторы». Мережковского десять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер 7 декабря 1941 года в Париже. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Поэта похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Новое на сайте: Краткая биография Мендельсона

Краткая биография Марка Твена

Краткая биография Стравинского

Краткая биография Андерсена

Краткая биография Никитина

Взаимоотношения с большевизмом

Мережковские в 1917 году еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе «грядущего хама». Немного позже, прожив в Советской России два года, он утвердился в своем мнении о том, что большевизм — нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда.

Дмитрий Сергеевич в конце 1919 года добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 года он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву. Здесь они активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, а супруги убедились, что «русскому делу» в этой стране положен конец, они уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

Поддержка Гитлера

Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 годов увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров — Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал «нравственной болезнью». После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь «Большевизм и человечество», в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов.

Значение творчества Д. С. Мережковского

Оценки исторического значения творчества Д. С. Мережковского в течение последних ста лет неоднократно менялись. Исследователи называли Мережковского в числе тех немногих классиков мировой литературы, которые «…постигаются в процессе отторжения общественным мнением», упоминая его в одном ряду с маркизом де Садом, Ф. Ницше и Генри Миллером.

Е. Евтушенко, назвал Мережковского «диссидентом нового типа — всенаправленным», который «…оказался в опале у всех, кто считал себя блюстителем морали и порядка»:

«В России меня не любили и бранили; за границей меня любили и хвалили; но и здесь, и там одинаково не понимали моего», — писал Мережковский Бердяеву.

Редкие эрудиция, учёность, писательское дарование и оригинальный стиль признавались современниками безоговорочно. Мережковский был объективно одним из самых образованных людей в Петербурге первой четверти XX столетия, о чём, в частности, говорил Н.Бердяев. К. И. Чуковский, анализируя в одной из своих ранних критических работ плачевное состояние российской культуры, «зубрами» среди «духовных босяков» называл «несколько культурных людей» в литературе, замечая: «мифическим существом, загадочным, непостижимым представляется нам культурнейший из них — Д. С. Мережковский».. Мережковский («певец культуры и ее пленник»), согласно О.Михайлову, «…походил на сложившийся уже в Европе тип художника-эссеиста, который явили нам Анатоль Франс, Андре Жид, Стефан Цвейг» и был, возможно, «первым у нас на Руси кабинетным писателем-европейцем».

Д. С. Мережковский одним из первых сформулировал основные принципы русского модернизма и символизма, отделив их от эстетики декаданса. По словам современного исследователя творчества Мережковского И. В. Корецкой, его труды стали «своеобразной энциклопедией» для идеологии символизма: «…отсюда брали начало многие идеалистические воззрения символистов в области историософии, социологии, эстетики, морали». Он же вошёл в историю как основоположник нового для русской (и, как полагают некоторые, мировой) литературы, жанра: историософского романа. Классиков экспериментального романа (А. Белого, А. Ремизова, Т. Манна, Дж. Джойса) некоторые исследователи относят к числу последователей Мережковского. Именно благодаря Мережковскому с 1900-х годов изменился сам статус исторического романа. Наследие Мережковского отразилось в романистике В. Брюсова, А. Толстого, М. Булгакова, М. Алданова.

← предыдущая  следующая →

Страницы:

27

«Собрание стихов»

Четвертый сборник «Собрание стихов» вышел в 1909 году. Новых стихотворений в нем было немного, поэтому книга эта являлась, скорее, антологией. Однако определенный подбор произведений, сделанный Мережковским, придал сборнику современность и новизну. В него были включены только произведения, отвечавшие изменившимся взглядам автора. Новый смысл обрели старые стихотворения.

Мережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как А. Блок, Андрей Белый, К. Бальмонт, даже касаясь «злободневных» общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. А Дмитрий Сергеевич даже в самых интимных признаниях выражал всеобщее чувство, надежду или страдание.

Краткая биография

  • В 1880 г. состоялась первая публикация его стихов.
  • В 1882 г. он познакомился с поэтом С. Надсоном, побывав на его выступлениях. Знакомство переросло в дружбу двух ярких личностей.
  • 1884-1888 гг. – время обучения в Петербургском университете (историко-филологический факультет). Об учёбе в нём Мережковский в дальнейшем отзывался с пренебрежением как о зря потерянном времени.
  • В годы учёбы познакомился со многими писателями-современниками: А. Плещеевым, Г. Успенским, И. Гончаровым, Я. Полонским, А. Майковым и др.
  • В 1885 г. начал работу в журнале «Северный вестник». Познакомился с писателями В. Короленко, В. Гаршиным, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом.
  • В 1886 г. тяжело болел, после этого «повернулся к вере».
  • В 1887 г. умер С. Надсон, эта потеря стала для Мережковского жестоким ударом.
  • В 1888 г. написана первая поэма «Протопоп Аввакум». В этом же году вышла первая книга его стихов.
  • После окончания университета путешествовал по югу России. В Боржоме познакомился с Зинаидой Гиппиус, с которой в январе 1889 г. обвенчался в Тифлисе, затем молодожёны переехали в Петербург. З. Гиппиус стала для него женой, другом и соавтором. С этих пор их жизнь и творчество становятся нераздельными.
  • Смерть матери в 1889 г. воспринял тяжело.
  • В 1880-1889-х гг. усиливаются религиозные взгляды Мережковского, он знакомится с проповедниками, толстовцами, путешествует по России, мечтает стать сельским учителем. Но позже отказывается от идей народничества.
  • В 1891 г. Мережковский и Зинаида Гиппиус путешествовали по Европе.
  • В 1896 г. Мережковского уже считали известным поэтом (так было указано в Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона).
  • В 1890-х гг. Мережковский пишет меньше стихов и переходит на прозу и публицистику. Его творческая активность поразительна. Формируется его идеология (религиозно-философская концепция «новое религиозное сознание»), верность которой он сохраняет до конца жизни.
  • В 1890-х годах Мережковский начал писать исторические романы.
  • 1906-1908 гг. Мережковские провели в Париже. Здесь сблизились с эсерами, в том числе с Б. Савинковым. Их привлекали его террористические методы борьбы с революционерами.
  • В 1905 г. появилась статья Мережковского «Грядущий хам», в ней он выразил свою позицию по отношению к революции. Большевики, по Мережковскому, это грядущие хамы.
  • Во многих публикациях 1906-1908 гг. выражена его политическая концепция: политическая революция невозможна без духовной.
  • В 1914 г. он выпустил собрание сочинений в 24 томах. Его книги читали, но не любили, его художественный мир оставался закрытым для всех.
  • Приветствовал февральскую революцию 1917 г. и приход к власти Временного правительства.
  • Октябрьскую революцию не принял.
  • В январе 1920 г. Мережковские тайно пересекли границу и уехали из России. В Польше агитировали Пилсудского выступить против Советской России, но безуспешно. Затем уехали в Париж.

З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Д.С. Мережковский

  • Организовали литературно-философское общество, ставшее центром интеллектуальной жизни русских эмигрантов. Художественная литература его стала интересовать меньше, он писал в основном религиозно-философские трактаты, всё глубже погружаясь в историю.
  • Фашистских главарей (Гитлера, Муссолини) он считал «божественными мессиями», которым предстоит борьба с «антихристом» – большевиками.
  • В 1939 г. Мережковский выступил по радио в Париже с приветственной речью Гитлеру, сравнив его с Жанной д’Арк.
  • Антисоветизм Мережковского привел его к коллаборационизму.
  • Русская эмиграция не приняла позиции Мережковского. Ему объявили бойкот.
  • Умер в Париже 7 декабря 1941 г.

Дмитрий Мережковский незадолго до смерти

Путешествия, переводы и обоснование символизма

В конце 1880-х и в 1890-е гг. они много путешествовали по разным странам Европы. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковался в таких изданиях, как «Труд», «Русское обозрение», «Северный вестник».

Мережковский в 1892 году прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и «мистическое содержание» могут расширить «художественную впечатлительность» русской словесности. Сборник «Символы» появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий