Микеланджело Ди Лодовико Ди Лионардо Ди Буонаррото Симони

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.

Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.

Работы художника

Дельфийская сивилла

Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Распятие святого Петра

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Святое семейство

«Тондо» – так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони – единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Страшный суд

Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.

Пьета остается единственной работой, которую он когда-либо подписывал

Джорджио Вазари, современник и биограф Микеланджело, упоминает, что во время установки Пьеты («Скорбящая мать») кто-то заметил, что эта работа другого скульптора, Кристофоро Солари. Вероятно, измученный этим утверждением, Микеланджело подписал скульптуру, вырезав на скульптуре и на поясе, расположенным на груди Марии, слова «МАЙКЛА GELUS BONAROTUS FLORENTIN FACIEBA » . Это означает: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец, делал это» . Эта подпись, по сути, похожа на те, которые использовали древнегреческие художники, Апеллы и Поликлет. Джорджо Вазари также сообщает, что Микеланджело сожалел об этом импульсивном действии и дал клятву, что никогда не подпишет другую работу. И он никогда этого не делал. Хотя, в свою очередь, он часто рисовал себя (или свое лицо) на некоторых из картин, над которыми он работал.

Подпись Микеланджело на Пьете

Микеланджело однажды попытался создать плагиат, чтобы заработать больше денег

В начале своей карьеры, в 1496 году, Микеланджело был талантливым 21-летним художником, который пытался найти новые способы нажиться на своем таланте. Это было время, когда многие коллекционеры искусства были очарованы идеей держаться за что-то изысканное. Их больше интересовало приобретение раскопанных классических скульптур, а не современных. Микеланджело принимал участие в создании скульптуры под названием «Спящий купидон». Он закопал её в землю, чтобы придать скульптуре древний вид. Затем выкопал и продал за большую сумму Кардиналу Раффаэле Риарио из Сан-Джорджо в Риме. Однако вскоре кардинал узнал о подделке. Интересно, что вместо того, чтобы злиться, он был чрезвычайно впечатлен качеством скульптуры и пригласил Микеланджело в Рим. Это приглашение Микеланджело конечно принял.

Спящий купидон

Самые известные произведения Микеланджело

Многие произведения Микеланджело хорошо знакомы каждому образованному человеку. Они давно причислены к величайшим шедеврам мирового искусства и считаются воистину бесценными. Среди творений гения особо выделяются следующие работы:

  • «Пьета» (Оплакивание Христа) (1499) — первая и самая знаменитая Пьета художника, безупречно проработанная до мельчайших деталей сложная скульптурная композиция. Копии этой работы сегодня украшают десятки католических храмов по всему миру.
  • «Давид» (1504) — огромная пятиметровая статуя кругового обзора, грандиозный символ искусства эпохи Возрождения. По преданию, Микеланджело так понравилась эта работа, что он в сердцах воскликнул, обращаясь к изображенному герою: «Почему ты молчишь!» Почти 370 лет статуя украшала площадь перед Палаццо Веккьо во Флоренции, а сегодня находится в Академии изящных искусств.
  • «Роспись свода Сикстинской капеллы» (1508-1512) — масштабная фреска на тему Ветхого Завета в центральном зале старинного здания. Самый популярный среди туристов экспонат среди всех музеев Ватикана и гордость католической церкви
  • «Моисей» (1515) — центральная статуя гробницы Папы римского Юлия IV. Ветхозаветный пророк изображен в оригинальной манере с двумя небольшими костяными наростами на голове. По мнению искусствоведов это объясняется неправильным переводом с иврита слова cornuta («рогатый» вместо «лучезарный») в Библиях XVI века.
  • «Купол храма Святого Петра» (1546-1564) — величайший архитектурный шедевр гения, самая грандиозная часть священного здания для католиков всей Земли и самый высокий в мире купол. Окончательно завершили работу мастера его ученики через 26 лет после смерти художника.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:

Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:

Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

КАПЕЛЛА ПАОЛИНА

Последними картинами Микеланджело стали две фрески в ватиканской капелле Паолина. Название капеллы объясняется тем, что она была возведена для папы Павла III. Строить её начали в 1537 году, и, похоже, с самого начала папа Павел III видел именно Микеланджело в качестве художника-оформителя. Поглощённый созданием «Страшного суд» в Сикстинской капелле, Микеланджело смог приступить к этой работе лишь в 1542 году. Темы фресок для капеллы Паолина («Обращение Савла» и «Распятие св. Петра»), скорее всего, связаны с желанием угодить заказчику: апостол Павел являлся небесным покровителем Павла III, а апостол Пётр – первым римским папой. В 1550 году фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше, но успел оценить мастерство художника.

Духовные искания и личная жизнь

Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX века

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Достаточно скоро «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягкой властностью в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало ее роли светской инокини, её скорби по умершему от ран супругу и её философии загробного воссоединения с ним». Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Для неё художником написано «Распятие», дошедшее до нас в поздних копиях. Идеи религиозного обновления (см. Реформация в Италии), волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомо-, или по крайней мере бисексуалом. Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным инстинктам, хотя друг и биограф Микельанджело Кондиви вообще описывал его целомудрие, подобное монашескому. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“ (un uoma in una donna). Его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». (В будущем ещё раз цензуре его стихи были подвергнуты его внучатым племянником перед опубликованием).

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Сонет №60

И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит. Жду ль радости, тревога ль сердце давит, Мудрейшая, благая донна, — вам Обязан всем я, и тяжел мне срам, Что вас мой дар не так, как должно, славит. Не власть Любви, не ваша красота, Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений В злосчастии моем несут вину, — Затем, что смерть с пощадою слита У вас на сердце, — но мой жалкий гений Извлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

Друг и биограф художника Кондиви пишет:

Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства… Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело. А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим.

Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело

Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один , также великого художника эпохи Возрождения.

Детство и юность

Будущий гений Возрождения появился на свет 6 марта 1475 г. в местечке Капрезе округа Казентино. Он был вторым сыном подесты Лодовико Буонарроти Симони и Франчески ди Нери. Отец отдал ребенка кормилице ‒ жене каменотеса из Сеттиньяно. Всего в семье Буонарроти родилось 5 сыновей. К сожалению, Франческа умерла, когда Микеланджело было 6 лет. Через 4 года Лодовико женился снова на Лукреции Убальдини. Его скудных доходов едва хватало на содержание большого семейства.

Дом в Капрезе, где родился Микеланджело

В 10 лет Микеланджело отдали в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Отец хотел, чтобы сын стал юристом. Однако юный Буонарроти вместо учебы бегал в церкви копировать работы старых мастеров. Лодовико часто поколачивал нерадивого мальчишку ‒ в те времена живопись считалась недостойным занятием для дворян, к которым причисляли себя Буонарроти.

Микеланджело подружился с Франческо Граначчи, который учился в мастерской известного живописца Доменико Гирландайо. Граначчи тайком носил рисунки учителя, и Микеланджело мог практиковаться в живописи.

В конце концов Лодовико Буонарроти смирился с призванием сына и в 14 лет отдал его на обучение в мастерскую Гирландайо. По контракту мальчик должен был учиться 3 года, но уже через год он покинул своего учителя.

Доменико Гирландайо Автопортрет

Правитель Флоренции Лоренцо Медичи задумал основать у себя при дворе художественную школу и попросил Гирландайо прислать ему несколько одаренных учеников. Среди них был Микеланджело.

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Биография Микеланджело

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони появился на свет в понедельник, 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Он был вторым ребенком в семье потомственного банкира аристократического происхождения Лодовико Буонарроти. Мать мальчика умерла, когда ему едва исполнилось 6 лет и отец женился во второй раз, а сына отдал на воспитание деревенской супружеской паре Тополино. Юный гений рано научился обращаться с глиной и проявил недюжинные способности к искусству.

В 1488 году отец отправил Микеланджело на обучение флорентийскому художнику Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), который научил мальчика азам живописи. Но подростка больше интересовала скульптура, поэтому через год он перебрался в школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), которой покровительствовал могущественный Лоренцо де Медичи (Lorenzo de Medici). Всесильный хозяин Флоренции моментально разглядел талант паренька и взял его под личное покровительство. Но в 1492 году Лоренцо умер, а Микеланджело был вынужден вернуться домой к отцу.

1495 год стал знаковым в жизни художника. Он получил первый крупный заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье и обрел известность по всей Италии. В 1496 году Микеланджело по приглашению кардинала Рафаэля Риарио (Raffaele Riario) переехал в Рим и прожил там 5 лет, создавая многочисленные скульптуры для папского престола и городских храмов.

На протяжении всей жизни Микеланджело часто переезжал из Флоренции в Рим и обратно. Его приглашали в столицу главы католической церкви и делали объемные заказы. В общей сложности художнику пришлось сотрудничать с девятью римскими папами, каждый из которых высоко ценил гения.

Помимо скульптурных работ Микеланджело много времени уделял созданию фресок. Росписью потолка Сикстинской капеллы мастер занимался целых 4 года, но результат превзошел самые смелые ожидания заказчиков. Эта грандиозная композиция включает более 300 тщательно прорисованных фигур, ею ежегодно любуются миллионы туристов, приезжающие в Рим.

Значительный вклад внес Микеланджело и в мировую литературу. Он оставил потомкам более 300 сонетов на любовно-философскую тематику. Практически все свои стихотворные произведения мастер посвящал поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой дружил около 40 лет. Но их отношения были сугубо платоническими, Микеланджело никогда не был женат и тщательно скрывал от посторонних свою личную жизнь.

С середины 1540-х годов художник получает большое количество архитектурных заказов. К числу знаменитых работ мастера относятся создание дворцового фасада Палаццо Фарнезе и нового убранства римского Капитолия. Но всемирную славу гению принесло его главное архитектурное творение — собор Святого Петра.

Именно Микеланджело принадлежит главная идея проекта знаменитого центральнокупольного сооружения. В общей сложности он руководил архитектурными работами в главном католическом храме мира 18 лет, а закончилось строительство собора уже после смерти гения в начале XVII века.

Творческое наследие Микеланджело в живописи заметно уступает по объему многочисленным скульптурным и архитектурным работам. До наших дней сохранилось всего несколько картин великого мастера, которыми он не особенно гордился. Зато гениальный художник оставил потомкам огромное количество сделанных собственноручно эскизов. Он создавал их сотнями в процессе работы над скульптурами и архитектурными проектами на протяжении всей жизни. Рисунки гения и сегодня поражают ценителей искусства величавостью форм и благородством стиля.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет. После смерти мастера Папа римский Пий IV отдал распоряжение построить для него роскошную гробницу в соборе Святого Петра, но этим планам не суждено было сбыться. Тело гения через 5 месяцев перевезли во Флоренцию и с большим почетом захоронили в базилике Санта-Кроче, рядом с останками другого великого итальянца Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli).

Над созданием уникальной гробницы Микеланджело трудились сразу 5 известных художников:

  • Джорджо Вазари (Giorgio Vasari);
  • Баттиста Лоренци (Battista Lorenzi);
  • Джованни делла Опера (Giovanni della Opera);
  • Валерио Чоли (Valerio Cioli);
  • Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini).

Личная жизнь скульптора

Судить о привязанностях и наклонностях великого мастера после стольких прошедших лет довольно сложно. Многие биографы и историки считают, что он был действительно страстной натурой, но вот физической близости избегал в любых ее проявлениях. Как было на самом деле, мы можем только догадываться.

Мужчины или женщины

Поговаривают, что точно также, как да Винчи, Микеланджело Буонарроти имел гомосексуальные склонности, хотя факт связи подобного рода ничем не подкреплен и никаких свидетельств тому нет. Однако точно известно, что мужская нагота ему, как художнику, была точно ближе, чем женская. В возрасте пятидесяти семи лет скульптор вдруг обзавелся учеником и верным другом, римским аристократом, молодым Томмазо Кавальери, которому на тот момент едва исполнилось двадцать три. Скорее всего, чувства так и остались платоническими.

По-настоящему влюбиться Микеланджело довелось только на склоне лет, когда в шестьдесят один он познакомился с сорокасемилетней маркизой Пескара, прекрасной Витторией Колонна. Она приехала в Рим в тридцать шестом и сразу же покорила сердце престарелого поэта. Что же касается женитьбы, то мэтр никогда не связывал ни с кем свою судьбу и потомков не имел.

Смерть великого Мастера: память об итальянском художнике

К концу жизни творец стал не очень хорошо видеть, а потом и вовсе слег в постель. За несколько дней до кончины он попросил своего друга, ученика и помощника, лекаря Федерико Донати написать письмо родне, и к нему примчался племянник Леонардо, который впоследствии занялся публикацией стихотворного творчества дяди. Восемнадцатого февраля 1564 года, так и не попав в родную Флоренцию, в своем римском имении, чуть не дотянув до девяностого дня рождения, Микеланджело Буонарроти отошел в мир иной, выплеснув в этот мир тот талант, который имел, в полной мере.

Действующий папа Пий IV желал хоронить великого творца в Риме, в специально выстроенной для этого гробнице, но она еще была не возведена. Потому после двухдневного прощания тело было возложено в титулярной базилике Санти-Апостоли. К началу марта, как и хотел скульптор, его прах был тайно перевезен на Родину во Флоренцию. В июле того же года он был похоронен во францисканской базилике Санта-Кроче, неподалеку от видного политика Никколо Макиавелли.

Свою светлую память этот действительно выдающийся творец увековечил в собственных работах, но имеются в мире и памятники ему. Главную фигуру в надгробном комплексе создал Валерио Чоли, художественное оформление принадлежит живописцу Джованни Баттиста Нальдини, а остальные элементы Баттиста Лоренци и Джованни дель Опера. Имеются и другие монументы, к примеру, во Вроцлаве, Риме, Вене и Флоренции, посвященные его гению. Образ этого человека использовался и в кинематографии. В честь него снято несколько игровых, документальных, а также публицистических лент.

Биография и творчество Микеланджело Буонарроти

Первые робкие шаги в искусстве

Матери своей мастер почти не помнил, а его многодетному отцу не очень интересно было возиться с мальчуганом. Обедневший флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти едва сводил концы с концами. Поэтому Микеланджело занималась деревенская кормилица. Именно из ее молока, по выражению самого гения, он извлек молот и резцы своего дарования. В подростковом возрасте, заметив в мальчике несомненный талант, Лодовико отдал его в ученики к художнику Гирландайо. А уже в 1489 году парень перешел в школу Бертольдо ди Джованни

Этой школе пристальное внимание уделял Лоренцо де Медичи, который заправлял фактически всей жизнью Флоренции. Он стал покровителем юноши, при его дворе родились первые шедевры – рельефная композиция «Битва кентавров» и мраморная «Мадонна у лестницы»

«Научился лишь читать по слогам»

Флорентийских периодов творчества Микеланджело было несколько. Они, как и работа по заказам папы Юлия Второго в Риме, явились самыми плодотворными в жизни Буонарроти. Ему уже было за 70, когда он выполнил великолепные архитектурные работы и стал главным зодчим собора святого Петра. 

Купол Ватиканского собора в Риме, внешний вид Капитолия, Палаццо Фарнезе, который «доводил до ума» Микеланджело, и сегодня свидетельствуют о несомненном его гении. К его гробнице во флорентийской церкви Санта-Кроче не прекращается поток поклонников высокого искусства. Об одном сожалел перед смертью почти 89-летний художник: что он умирает, только-только научившись читать по слогам в своем ремесле.

Единственные в своем роде

Невозможно привести все значительные работы Микеланджело. Остановимся на некоторых из них.

Тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» хранится во флорентийской галерее Уфицци. Это единственное дошедшее до наших дней завершенное произведение станковой живописи кисти Буонарроти. В центре композиции – Святое Семейство, Богоматерь принимает от Иосифа Младенца Христа.

Фреска «Страшный суд». Она расположена в Сикстинской капелле и занимает алтарную стену целиком. Над сюжетом о втором пришествии Христа мастер трудился 4 года.

Одно из ранних творений, доказавшее талант скульптора у юноши, – рельеф «Битва кентавров». Другое название – «Бой Геркулеса с кентаврами». Выставлен в Музее Буонаротти во Флоренции.

Нельзя не упомянуть мраморную скульптуру «Скорчившийся мальчик», ведь она находится в санкт-петербургском «Эрмитаже». Это единственная работа Микеланджело, которая есть в России.

Самые-самые

«Моисей» – статуя пророка, достигающая 235 см. Это центральная фигура гробницы папы Юлия Второго в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим). 

В соборе святого Петра есть шедевр, копии с которого распространены по всему миру. Это «Оплакивание Христа» – самая знаменитая пьета Микеланджело. И самая первая в его творчестве (он создал ее в 24 года). По легенде, мастер случайно услышал спор толпы об авторстве скульптуры и решил ее подписать. Таким образом, она явилась единственной подписанной работой Буонарроти. Стоит это гениальное произведение у входа в собор и ограждена от зрителей пуленепробиваемым стеклом (в начале 1970-х пьета пережила нападение фанатика-вандала).

Вряд ли найдется какой-либо более-менее грамотный человек, не представляющий себе статую «Давид». Эта фигура растиражирована, где только можно, и имеет миллионы копий самой разной величины. Гимн искусству Высокого Ренессанса выставлен во флорентийской Академии изящных искусств. Мраморный юноша высотой 5 м готовится к поединку с великаном Голиафом.

Кстати, совсем недавно, в 2007 году, архивы Ватикана преподнесли сюрприз. Там обнаружили набросок части купола базилики святого Петра. Специалисты установили, что именно эта зарисовка красным мелом – последнее, над чем работал художник перед кончиной в феврале 1564 года.

Пьета

По протекции Якопо Галло Микеланджело получил заказ от французского посла при Ватикане аббата Жана Билэра. Француз заказал скульптуру для своей гробницы под названием Пьета, изображающую Богоматерь, скорбящую по мертвому Иисусу. За два года Микеланджело создал шедевр. Он поставил себе сложную задачу, с которой прекрасно справился: разместить тело мертвого мужчины на коленях хрупкой женщины. Мария исполнена скорби и божественной любви. Ее юное лицо прекрасно, хотя на момент смерти сына ей должно быть около 50 лет. Художник объяснял это девственностью Марии и прикосновением Святого Духа. Обнаженное тело Иисуса представляет собой контраст с Богоматерью в пышных драпировках. Лицо его спокойно, несмотря на перенесенные страдания. Пьета ‒ это единственная работа, где Микеланджело оставил свой автограф. Услышав, как группа людей спорит об авторстве статуи, ночью он выбил свое имя на перевязи Богородицы. Сейчас Пьета находится в Соборе Святого Петра в Риме, куда была перенесена в 18 веке.

Микеланджело Пьета

Личная жизнь

Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.

Томмазо Кавальери

Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.

Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)

Виттория Колонна

Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.

Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий