Олеша Юрий Карлович

«Зависть» Юрия Олеши

В 1927 г. в «Красной нови» впервые публикуется роман Олеши – «Зависть». Строго говоря, это произведение не было первым крупным произведением Юрия Карловича. Поскольку к тому моменту уже были написаны «Три толстяка», но опубликованы они будут спустя 2 года.

Роман «Зависть» был очень тепло встречен критиками и читателями. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Олеша описал в нем трагичность судьбы современного ему интеллигента, который оказывается не нужным в новом советском обществе.

Однако всего через пару лет роман «Зависть» был поддан жесткой критике, поскольку не соответствовал социалистическому реализму.

А между тем, в нем Юрий Олеша биографию кратко изложил не только свою, но и сотен других деятелей культуры, которые оказались не нужны новой стране, но при этом не имели возможности ее покинуть. Ходили слухи, что образ Андрея Бабичева был списан с Маяковского.

Этот роман наделал много шума и вознес своего создателя на вершину. А после публикации «Трех толстяков» его автор стал признанным советским писателем. Теперь практически в любом учебнике встречалась большая или малая биография Юрия Олеши. Казалось, впереди его ждет долгожданное светлое будущие – но этого не случилось.

Последние статьи

  •   Жил ли Гитлер в годы Великой Отечественной на Украине и где еще в СССР успел побывать сегодня, 14:15
  •   Кто и зачем придумал новую биографию кумиру1980-х Жене Белоусову, который прожил не свою жизнь сегодня, 11:54
  •   6 культовых сцен в кино, которые попали в кадр почти случайно сегодня, 10:48
  •   Прощание с Абдуллой из «Белого солнца пустыни»: Чем запомнился зрителям актер Кахи Кавсадзе сегодня, 09:41
  •   Какие забавные кадры словила скрытая камера, установленная на кормушке во дворе 27.04.2021, 23:39
  •   В чём секрет самых популярных кукол из ткани: Тильда, тряпиенсы и их друзья 27.04.2021, 20:22
  • +1   Тернистый путь к славе доктора Купитмана из сериала «Интерны»: Как бывший двоечник стал актёром и кандидатом наук 27.04.2021, 18:50
  •   Как Папа Римский пытался спасти власовцев: Куда делись приспешники Вермахта в СССР после Великой Отечественной 27.04.2021, 15:15
  •   Часто ли ошибается сурок Фил и другие забавные факты о мохнатом метеорологе, который собирает тысячи туристов 27.04.2021, 13:40
  •   Маршал Баграмян и его царица Тамара: Похищенная любовь, которая стала ангелом-хранителем 27.04.2021, 11:55

Все статьи

Страницы из биографии Юрия Олеши

Юрий Карлович Олеша появился на свет 3 марта ( по старому стилю – 19 февраля) 1899 года. Будущий писатель, драматург и сценарист родился на Украине, в Елизаветграде (ныне это Кировоград). Отец Олеши происходил из рода обедневших польских дворян. В начале XX века семья Юрия переехала в Одессу.

К литературному творчеству Олеша приобщился в юном возрасте. В год, когда произошла революция в России, Юрий окончил гимназию. Учился он отлично – успехи юноши были отмечены золотой медалью.

В том же насыщенном событиями 1917 году Юрий становится студентом юридического факультета университета Одессы. Здесь он проучился два года. В этот период Олеша свел знакомство с Валентином Катаевым, Ильей Ильфом, Эдуардом Багрицким. Впоследствии все эти авторы стали основателями так называемой «южнорусской школы». Юрий активно участвует в деятельности поэтического кружка с романтическим названием «Зеленая лампа».

Когда в Одессе была установлена власть Советов, Олеша начинает сотрудничать с Бюро украинской печати. Так назывался информационный орган правительства советской Украины. Один из первых успешных литературных опытов писателя относится к 1921 году – он издает одноактную драму «Игра в плаху».

Тогда же писатель перебирается в Харьков и становится журналистом. Родители Юрия предпочли уехать из страны, обосновавшись в Польше. Но Юрий сделал другой выбор – он остался в обновленной России.

Олеша решает перебраться в Москву. Здесь он активно пишет статьи и фельетоны. Свои литературные работы Юрий подписывает псевдонимом «Зубило».

Юрий Олеша и его творческий путь

Прорывом в творчестве писателя можно считать 1924 год, когда был написан роман-сказка «Три толстяка». Это сочинение, опубликованное в 1928 году, способствовало усилению популярности Олеши. Позже Юрий по заказу театра создает одноименную пьесу. Она впоследствии шла на театральных сценах многих стран мира. По мотивам романа был снят фильм. А сама книга выдержала множество переводов на иностранные языки.

Одним из лучших произведений Олеши по праву считается и роман «Зависть». В этой книге автор рассказывает о роли и месте интеллигенции в событиях, происходивших в послереволюционной России.

В 1931 году свет увидел сборник «Вишневая косточка», В него вошли произведения разных лет.

В 1934 году Олеша выступил со скандальной речью на 1-ом съезде советских писателей. Он упомянул о себе как о «нищем, у которого всё отнято». После этого выпада произведения Юрия Карловича не издавали на протяжении двух десятилетий. О нем даже не упоминали официально. Многие друзья и знакомые Олеши в 30-е годы подверглись репрессиям.

Во время войны с фашистами Олеша был в эвакуации в Ашхабаде.

Публикация произведений Юрия Карловича возобновилась в 1956 году. В тот же период в альманахе «Литературная Москва» опубликованы его дневниковые записи.

По сценариям, написанным Юрием Олешей, создан ряд фильмов. Он также написал тексты песен для фильма «Море зовет» (1956).

Женой писателя и драматурга была известная художница Ольга Суок. Именно этой женщине Олеша посвятил свою замечательную сказку «Три толстяка».

Знаменитый писатель ушел из жизни в столице СССР 10 мая 1960 года. Могила Юрия Карловича находится на Новодевичьем кладбище.

Шумим, братцы!

Четвертая полоса газеты «Гудок» — советский «Арзамас», это общеизвестно.Катаев, Ильф, Булгаков, Бабель, Багрицкий, Паустовский, «самые веселые люди в тогдашней Москве» по замечанию последнего. Публиковались на четвертой полосе в основном фельетоны и читательские письма, чаще всего — перелицованные до неузнаваемости и снабженные заголовками вроде «Шайкой по черепу» или «И осел ушами шевелит».Юрий Олеша был в этой компании не просто равным — первым. «Мы потонули в сиянии его славы», впоследствии напишет об Олеше-фельетонисте ревнивый Катаев. Рука об руку с успехом шло и материальное благополучие:«За каждый фельетон мне платят столько, сколько путевой сторож получает в месяц. Иногда требуется два фельетона в день». Советский литератор периода НЭПа — это блистательный шумный драчливый гуляка, битком набитый деньгами.Наилучшим образом всё это описано, разумеется, у Катаева в книге «Алмазный мой венец», которая, кроме всего прочего, — важнейший (хотя и небеспристрастный) источник знаний о Юрии Олеше.

Фото: commons.wikimedia.org Михаил Файнзильберг, Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Юрий Олеша и Иосиф Уткин, 1930 год

Писать прозу Олеша начал еще в Одессе, но настоящая гигантская слава пришла после «Зависти». Роман этот — первый по-настоящему важный и великий текст о новой России и ее людях, написанный благонадежным, но критически мыслящим человеком.В этой России, по мысли Олеши, есть и «лишние люди» (главный герой Николай Кавалеров), и «хозяева жизни» (Андрей Бабичев), и социальное, и эмоциональное дно, и неустроенность, и горе.Но помимо сложной онтологической основы, у «Зависти» есть еще одно достоинство: это просто виртуозно написанный текст.Никто так не обращался в советской литературе с метафорами, как это умел Олеша. Ну а по части натурализма в описаниях ему не было равных и во всей предыдущей русской литературе.

 Фото: commons.wikimedia.org Обложка книги

Через год после «Зависти», в1928-м, выходят «Три толстяка» (написаны они были, впрочем, за четыре года до), книга, обеспечившая Олеше громадную славу уже не только у одних критиков, но у самого широкого читателя. Кстати, многие забывают, что критика как раз приняла сказку довольно холодно(зато ее энергично защищал Мандельштам), обвиняя автора в переизбытке образности и чрезмерной любви к описанию вещей при аналогичном невнимании к людям. Еще спустя три года выходит «Вишневая косточка», сборник рассказов, в которых Олеша поднимается до истинно бунинского уровня.В возрасте 32 лет писатель Юрий Олеша исчезает.

Личная жизнь

В начале 1920-х годов Юрий Олеша без ума влюбился. Познакомившись в Одессе с тремя сестрами по фамилии Суок: Лидией, Ольгой и Серафимой, он остановил выбор на младшей – Серафиме. Та ответила взаимностью.

Серафима Соук

Около 3 лет молодые жили вместе гражданским браком. Но характер у девушки был чрезвычайно ветреным. Она неоднократно уходила из дома и, в конце концов, сбежала к другу писателя Владимиру Нарбуту. Они поженились в 1922 году. Нарбут погиб в колымских лагерях, в 1938. А Серафима еще дважды выходила замуж.

Потеряв Серафиму, Олеша сделал предложение средней сестре Суок – Ольге. С ней он и прожил до конца жизни. Общих детей у них не было и супруги воспитывали сына Ольги Суок от первого брака. В 17 лет тот покончил жизнь самоубийством.

С Ольгой Соук

Ольга Густавовна прожила 79 лет, храня наследие мужа. В 1971 году она, вместе с драматургом Михаилом Вольпиным, переработала сценарий Юрия Карловича, по которому был снят мультфильм «Огонь».

Судьба-индейка

Миротворец: как Николай Носов придумал вселенную для Незнайки

И удалось ли ему сочинить учебник политэкономии для самых маленьких

Олеша прожил шестьдесят с небольшим — для русского литератора в кровавом ХХ веке это само по себе успех. Другое дело, что жизнь эта делится на две приблизительно равные по продолжительности части: первую прожил самый талантливый, вероятно, писатель своего поколения, вторую — полузабытый автор одной удачной детской книжки, пропивающий в буфете Дома литераторов гонорары от случайных переводов с туркменского. Впрочем, по законам жанра посмертная судьба Олеши оказалась едва ли не счастливей даже его молодости: статус классика он обрел мгновенно, как только был перечтен заново. (Справедливости ради, начало этой своеобразной реабилитации Олеша успел увидеть собственными глазами.)

Он родился в Елисаветграде в семье более польской, нежели русской, и по остроумному замечанию современного исследователя должен был в этом Елисаветграде окончательно обрусеть, да вот только родители переехали в Одессу. Самый космополитичный город империи оказался идеальной питательной средой для будущего писателя. Впрочем, из многочисленных одесс того времени — русской, украинской, еврейской, европейской — Олеша воспитан был только первой и последней. («В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе».)

Фото: commons.wikimedia.org

Юрий Олеша

Страницы детства

Московская международная книжная выставка-ярмарка сделала акцент на литературе для юных читателей

«Русским европейцем» Олеша остался навсегда — только не в высокопарном смысле этих слов, а в тривиально-бытовом. Он, например, обожал футбол (для русского писателя, обыкновенно к спорту равнодушного, черта нечастая), играл в юности за свою гимназию на первенство города и сохранил память об этом на всю жизнь. Проучившись недолго в университете, он выбрал ремесло журналиста — довольно обычное дело в послереволюционной России для лояльного (или равнодушного политически) интеллигента. Гражданскую войну провел в Одессе, видимо, тщательно отстраняясь от внешних бурь — в отличие от своих друзей — Катаева, деникинского офицера и белого подпольщика, и Багрицкого, красного партизана. Начинал в «Бюро украинской печати» и ЮгРОСТА, год провел в Харькове, а в 1922 году вместе с Катаевым перебрался в Москву. Работать они пошли, разумеется, в «Гудок».

Творческая депрессия Олеши

Как человек творческий, Юрий Карлович был довольно чувствительным и не замечать изменения в обществе в конце 20-х – начале 30-х гг. попросту не мог. Помимо горького разочарования в идеалах революции, Олешу постигла другая трагедия. То, о чем он хотел писать, не интересовало власть. Более того, оно не просто считалось не актуальным, но и постепенно приобретало статус незаконного.

В условиях советского реализма нужно было писать либо то, что от тебя ждет Партия, либо не писать вообще. Вот только на что жить, если ничего не писать? Тем более что не публикующийся автор автоматически причислялся к тунеядцу. А это уже было преступлением.

Разочаровавшись в современной литературе, Юрий Олеша впал в депрессию и стал часто выпивать. Через пару лет он стал хроническим алкоголиком. Усугубляло его состояние известия о репрессиях его коллег. А самоубийство Маяковского (который когда-то был для писателя светочем в литературе) и вовсе пошатнуло здоровье Юрия Карловича.

Некрасиво уйти

О причинах, приведших к тому, что в энциклопедиях тактично называют «более не создает цельных художественных произведений»,единого мнения нет.

Есть версия вульгарно-политическая.Олеша действительно не вписался в новую художественную реальность , каялся на первом съезде Союза писателей в каких-то невероятных грехах («Николай Кавалеров — это я»). Но его не репрессировали, даже не лишили куска хлеба: он писал сценарии, статьи (в том числе о футболе), рассказы, а кочующая из источника в источник фраза «про запрет на публикацию и упоминание» — просто выдумка.«Три толстяка» спокойно переиздавались, на книжку 1940 года Лидия Чуковская откликнулась рецензией в журнале «Детская литература» (ругательной, впрочем). Бабель, в 1937 году отвечая на вопрос какой-то анкеты, в числе крупнейших современных писателей называл и Олешу. То есть удачливым совписом подобно своему другу Катаеву Олеша не стал, но и полным изгоем явно не был.


Вторая версия может быть условно названа «фрейдистской».Всю жизнь Олеша страдал от неразделенной любви — правда, к нескольким женщинам. Валентина Грюйзанд ушла от него к Евгению Петрову, Серафима Суок (одолжившая свою фамилию в качестве имени одной из героинь «Трех толстяков») — к Владимиру Нарбуту.Драматизм личной жизни Олеши и ее влияние на творчество писателя исследователям кажется бесспорным. Но строить на этом превращение автора «Зависти» в футбольного репортера «Вечерки» всё же немного странно.

Фото: commons.wikimedia.org Юрий Олеша, 1958 год

Есть и третья версия. Ее редко озвучивают публично и наверняка мало кто из литературоведов ею занимается.В лучшем случае говорят о магнетической «лени» писателя (о чем много сказано в третьей большой книге Олеши, посмертной, «Ни дня без строчки»), о его любви к устным рассказам, застолью и пьянству — вещам, действительно мало способствующих литературному труду. Представляется, однако, что всё это — вплоть до пагубных привычек — не причина, а следствие.Никто не знает, как появляется гений. И почему мы говорим о гениальности как о константе. «Пушкин — гений», «Толстой — гений». Это всё правда. Ночто если предположить, что иногда, редко, но гениальность берет и пропадает? Не растворяется в рутине, не оборачивается суицидом, а просто исчезает, словно ее и не было никогда?И так ли уж это драматически критично для нас (для самого художника понятно, что да), если у нас всё равно остаются «Зависть», «Три толстяка» и «Вишневая косточка»?

Детство и юность

Любимый миллионами писатель родился в 1899 году в Елисаветграде (ныне Кропивницкий). Род Олеша старинный, его корни прослеживаются с XV века, от боярина Олеши Петровича, которому удельный князь Федор Боровский передал во владение село Бережное, тогда входившее в состав Великого княжества Литовского и Королевства Польского (сегодня Белоруссия). Православный Олеша Петрович полонизировался и перешел в католичество.

Юрий Олеша

Спустя два столетия после раздела Речи Посполитой земли перешли Российской империи, а Олеши стали белорусскими дворянами, оставив языком общения польский. Отец будущего писателя – Карл Олеша – был акцизным чиновником и помещиком: владел лесным имением, носившим название «Юнище». Карл с братом – заядлые картежники – продали поместье за долги.

В обрывках детских воспоминаний Юрия Олеши остались катание на рысаках, жизнь в роскошной квартире и скандалы из-за отцовских попоек и поздних возвращений из клубов. Позже Олеша напишет, что «клубы – одно из главных слов моего детства». Мама Юрия – талантливая художница и красавица Ольга, которую называли Рафаэлем.

Юрий Олеша в детстве с сестрой Вандой

Юрий прожил в Елисаветграде первые 3 года, затем семейство переехало в Одессу. Воспитанием мальчика занималась говорящая по-польски бабушка. Революционные события мелкобуржуазная семья Олеша приняла настороженно. Приход в Одессу мятежного броненосца «Потемкин» вызвал ужас и ожидание неизбежного конца благополучной прежней жизни.

В 11 лет Юрий стал учеником Ришельевской гимназии. Юного ироничного шляхтича в классе побаивались: попасть в поле внимания язвительного Олеши значило надолго стать посмешищем всей гимназии. Уже тогда мальчик обладал невероятной фантазией и метко выражался.

Юрий Олеша в молодости

Первые рифмованные строчки Юрий Олеша написал в старших классах. В одесском «Южном вестнике» состоялся литературный дебют юноши: редакция взяла стихотворение «Кларимонда» в печать. В 1917-м Юрий Олеша получил аттестат зрелости и поступил в Одесский университет, выбрав юридический факультет.

Благородные родители будущего писателя

Юрий Олеша (писатель, которого многие, по недоразумению, считают детским) появился на свет в семье потомков разорившихся польских дворян. Часто в биографиях этого автора пишут, что его отец был выходцем из знатного рода из Беларуси. Это не совсем верно. Действительно, Олеша – это фамилия знаменитых белорусских дворян XVI в. Однако со временем они приняли католичество и переехали в Польшу. По этой причине, к началу XX в. семейство Юрия Карловича Олеши было стопроцентными поляками.

Хотя мать будущего писателя (Олимпия Владиславовна) и его отец (Карл Антонович) – были людьми благородного происхождения, из-за финансовых проблем семейству приходилось жить скромно. Карл Олеша состоял на службе в качестве акцизного чиновника.

После революции Олимпия и Карл Олеши эмигрировали из Российской империи в Польшу, где и прожили до конца своих дней. Сам писатель отказался покидать родину, но очень переживал разлуку с родными. Кто знает, может быть, на старости лет даже сожалел, что отказался уехать с родителями Юрий Олеша. Биография его тогда могла бы сложить совершенно по-другому. Хотя, возможно, его талант мог полноценно раскрыться лишь у него на родине.

Последние годы

Несмотря на проблемы со здоровьем, хронический алкоголизм и депрессию писателя, он прожил еще 30 лет и умер в мае 1960 г.

Самым ярким достижением Олеши в этот период были его дневники. Их опубликовали отдельной книгой «Не дня без строчки» уже после смерти автора.

Однако если дневники – это творчество для души, то на жизнь «для тела» Юрий Карлович зарабатывал написанием пьес и киносценариев. Большинство из них – адаптации произведений Чехова, Достоевского, Куприна, а также «Трех толстяков» и «Зависти».

При этом были и пьесы собственного сочинения. В частности «Смерть Занда». В этом неоконченном произведении о судьбе писателя-коммуниста Занды, Олеша пытался изложить свои взгляды на окружающую его социалистическую действительность.

В последние десятилетия своей жизни практически нищенствовал Олеша Юрий Карлович

Биография для детей, которая подается во многих учебниках, редко уделяет внимание этому факту. Однако в этот период писатель вел практически жизнь бомжа

Дело в том, что у него не было своего жилья, и автор «Зависти» чаще всего жил у кого-то из друзей или знакомых. Кроме редких литературных заработков, получить деньги на еду ему помогало банальное попрошайничество на улице. А выпить удавалось за счет более удачливых молодых советских писателей, которые угощали его из уважения к великому таланту.

Будучи в молодости франтом, на старости лет Юрий Карлович вынужден был ходить в лохмотьях.

Умер писатель от банального сердечного приступа.

Как бывшего литератора, его похоронили на Новодевечьем кладбище г. Москвы. В первом ряду первого участка.

Еще в годы своей алкогольной депрессии Юрий Олеша шутил, что предпочел бы, чтобы его похороны были гораздо скромнее, чем ему положены за литературные заслуги. При этом он хотел бы при жизни получить в деньгах разницу стоимости обеих церемоний.

[править] Творчество

В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке.

Роман для детей «Три толстяка»

В 1924 году Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка» (опубликован в 1928), посвятив его Валентине Леонтьевне Грюнзайд, за которой он в то время ухаживал (позже женился на Ольге Густавовне Суок). Однако к моменту опубликования романа она уже стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева). Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

«Лишний человек» — писатель-интеллигент

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. Темой пьесы являются «сомнения интеллигенции насчет благодеяний и преступлений советской власти». В пьесе, хотя и «идейно выдержанной», фактически было выражено отношение автора к окружающей его действительности — к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несерьезно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция». В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Всеволод Мейерхольд. Спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям).

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил только в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда». Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как роман «Три толстяка». Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинства читателей страны.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 года не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 году).

Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» (опубликована в 1961 году, после смерти писателя)

Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки».

В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

Участие в одесском «Коллективе поэтов»

Однако так и не стал юристом Олеша Юрий Карлович. Биография его была изменена Революцией 1917 г. и последовавшими за ней перемены в общественном укладе страны.

Как и многие его друзья-литераторы – В. Катаев, И. Ильф, Э. Багрицкий, Олеша встретил все это с радостью и надеждами на появление нового, более совершенного и справедливого мира. Желая стать частью него, через 2 года учебы юноша бросил университет и сосредоточился на построении своей литературной карьеры. Возможно, толчком к этому также послужило то, что в 1919 г. будущий писатель переболел тифом и едва остался в живых.

Как бы ни было на самом деле, но уйдя из университета, Олеша, вместе с Ильфом, Катаевым и другими соратниками, организовал литературную группу «Коллектив поэтов».

Это учреждение просуществовало 2 года. За это время в его рядах побывало около 20 известных литературных деятелей (включая Владимира Сосюру, Веру Ибнер и Зинаиду Шишову).

На собраниях «Коллектива поэтов» его участники читали собственные произведения, а также декламировали стихи Маяковского, который был для них эталоном поэзии нового времени.

Помимо литературных вечеров, Олеша с товарищами занимались образовательной деятельностью. В частности они распространяли книги среди рабочих и красноармейцев, а также создали собственную библиотеку.

Активная и весьма плодотворная деятельность «Коллектива поэтов» была замечена в Москве, и к 1922 г. многих из них пригласили переехать в столицу СССР или работать в других важных городах страны. Из-за того, что главные руководители литературной группы уехали из Одессы – она распалась.

Юрий Карлович уехал из города у моря на год раньше этого события – его пригласили работать в Харькове.

Три музы Юрия Олеши

У начинающего писателя было несколько причин уехать из родного города. Одна из них – женщина.

Еще будучи одним из руководителей «Коллектива писателей», состоял в любовных отношениях с Серафимой Густавовной Суок Юрий Олеша.

Биография возлюбленной писателя ярко свидетельствует, что была она женщиной сомнительных моральных устоев. Однако в тот период в богемной сфере такое поведение казалось модным и даже прогрессивным.

Состоя в фактическом браке с Олешой, Серафима (Сима) завела кратковременный роман с одним из коммерсантов. Ходили слухи, что это сделано было чуть ли не по просьбе самого Олеши и Катаева. Якобы мужчины надеялись, что красавица Сима сможет раздобыть у состоятельного ухажера продуктовые карточки или другие дефицитные товары, которых так не хватало в то голодное время. Однако когда Суок переехала жить к «спонсору», Юрий Карлович испугался, что потеряет любимую навсегда, и увез ее домой.

К сожалению, после возвращения в скором времени ветреная Симочка увлеклась советским поэтом Владимиром Нарбутом и ушла от Олеши, став женой своего нового и перспективного избранника.

В отчаянье брошенный писатель женился на ее сестре Ольге, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.

Обе сестры Суок стали прообразом главной героини «Трех толстяков». Причем если официально это произведение было посвящено жене Олеши, то сам характер героини был скопирован с неугомонной Симочки, которая успела еще дважды побывать замужем после развода с репрессированным Нарбутом.

Помимо сестер Суок, была у Юрия Карловича еще одна муза, для которой он и написал «Трех толстяков». Имя этой красавицы — Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Хотя когда они познакомились — она была еще девочкой по имени Валя. Олеша был очарован ее детской грацией и пообещал написать для нее сказку, что впоследствии и сделал. Также он иногда шутил, что когда Грюнзайд вырастет – жениться не ней. Но повзрослев, Валентина стала женой его друга – Петрова.

Родились в один день

Дата рождения: 03.03.1899. Возраст: 122.
Знак зодиака: Рыбы (информация о знаке).
Гороскопы для Рыбы: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 308 дней.

МИШУСТИН Михаил Владимирович

Председатель Правительства Российской Федерации

1 место

ШМАТОВА Елена Александровна

Генеральный директор

2 место

БУЦАЕВ Денис Петрович

Бывший министр инвестиций и инноваций Московской области

3 место

КИЗИЯРОВА Алина Александровна (ЛАНИНА)

Актриса

4 место

ОКУНЕВСКАЯ Татьяна Кирилловна

Актриса

5 место

БРУНИЧ Николай Григорьевич

Генеральный директор

6 место

ВЕРБИЦКАЯ Ирина

Актриса

7 место

ЯРОЧКИН Анатолий Иванович

Руководитель Федерального агентства по туризму

8 место

РОСТ Сергей Анатольевич

Актер

9 место

ХРИПУН Алексей Иванович

Руководитель Департамента здравоохранения города Москвы

10 место

МАРКОВА Римма Васильевна

Актриса

11 место

ИВАННИКОВА Светлана Николаевна

Руководитель

12 место

ГОРЧИЛИН Александр Павлович

Актёр и режиссёр

13 место

АЛЕШИН Борис Сергеевич

Президент

14 место

ВОЛОШИН Александр Стальевич

Председатель Совета директоров АО «Норильский никель»

15 место

Юрий Олеша: биография, интересные факты

  • Родным языком с детства этот замечательный советский писатель считал польский. Русский он выучил позже, живя в Одессе. В этом ему помогла его бабушке, которая заодно научила мальчика арифметике.
  • У Юрия Карловича были родная сестра Ванда. Девушка родилась на два года раньше брата. Будущий писатель с самого детства был очень привязан к ней, и тяжело пережил ее смерть от тифа. Самым большим ударом было то, что Ванда заразилась от Юрия, который выздоровел, а она – нет.
  • В книге Валентина Катаева «Алмазный мой венец», помимо Есенина, Ильфа и Бабеля, был изображен и Юрий Олеша. Биография его, правда, была несколько замаскирована, а сам писатель фигурирует под именем художника-метафориста Ключика. Кстати, в этом же произведении довольно не лицеприятно описана и Сима Суок. Ей дан псевдоним «Дружочек».
  • Ольга Густавовна Суок, ставшая первой и единственной супругой писателя, на момент его сватовства была уже замужем и имела сына. После женитьбы Олеша забрал Ольгу с пасынком к себе.
  • В период с 1936 по 1956 гг. произведения Олеши не публиковались. После отмены этого негласного запрета стал позиционироваться как детский писатель Юрий Олеша. Краткая биография для детей сопровождала практически каждую публикацию «Трех толстяков». При этом в ней редко упоминалось о его депрессии и более серьезных произведениях.
  • Даже самая краткая биография Юрия Карловича Олеши содержит сведенья о том, что он с самого детства мечтал путешествовать. Однако в юности у него не было денег для этого. Повзрослев и не вписавшись в литературу социалистического реализма, автор стал не выездным, и был навсегда лишен возможности увидеть мир, как это удалось его другу Ильфу. Практически во все периоды своей жизни (и на пике славы, и в годы депрессии) Олеша более всего жалел именно об этом.

В заключение

Нередко успешные и талантливые, познавшие славу и любовь люди, вдруг разочаровываются в жизни. Все, что они делали, начинает казаться бессмысленным. Особенно часто это касается представителей творческой интеллигенции, которые, отдавая сегодня все силы и талант на служение очередному вождю, завтра становятся никому не нужны из-за его низвержения или смены общего курса страны и общества.

То же случилось и с Юрием Олешей. Вернуться в обойму востребованности ему не помогло даже показное раскаяние и славословие вождю. Конечно, не побывав на его месте, нельзя осуждать писателя. Но кажется, что не выступи он с покаянной речью, он мог бы еще творить и созидать. Унизив себя в глазах окружающих и еще больше в своих собственных, талантливый литератор словно потерял свой великолепный дар. А это привело к его, в общем то, несчастному существованию в последующие годы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий