Полоцкий Симеон

Богословие и педагогика

Симеон Полоцкий в присутствии Феодора III проверяет знания Никиты Зотова прежде назначения его учителем Петра I.

По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих»”. Книга является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды ссылались на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения христиан.

Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10 возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») — вопрос о времени пресуществлении св. Даров). Старообрядцы изначально резко отрицательно отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления». Наличие латинских богословских мнений было впоследствии отмечено и одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием. Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).

Несмотря на свои познания в области астрологии, Симеон Полоцкий активно боролся с экстрасенсами и шарлатанами. Он также не признавал заговоры и изобличал знахарей. Он написал проповедь «Поучение против суеверий».

Симеон Полоцкий. Фигурное стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661).

Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Симеон Полоцкий родоначальник русской силлабической поэзии

Симеон Полоцкий явился родоначальником русской силлабической поэзии, сообщив своему творчеству яркие барочные черты: это и стилистическое «украшательство», и мощное античное эхо, и орнаментализм (чего стоят его стихи, выполненные в виде звезды или сердца!), и нарочитая затрудненность речи, вызываемая необычным расположением слов… В 1678 году Симеон Полоцкий подготовил два поэтических сборника («Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»), открыв жанр поэтической книги в русской культуре, а также переложил на стихи Псалтирь. Кроме того, известны две его «нравоучительные» пьесы для придворного театра.

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович)
(1629—1680) — белорус по национальности, общественный и церковный деятель,
писатель, проповедник. Наставник детей царя Алексея Михайловича. Один из
инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии. Открыл в Кремле
типографию.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 468.

Симеон Полоцкий (в миру — Самуил
Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682),
писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского
Братского монастыря
в Полоцке. Когда царь Алексей
Михайлович
во время войны с Польшей вступил в
Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими
стихами. В 1660 славил царя торжественной
декламацией уже в Москве. После возвращения
Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664
выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В
1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа
при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666-67
переводчик, затем автор “Жезла правления” —
антистароверческого трактата, составленного по
материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей,
а кроме того, сочинял вирши к придворным
праздникам. В зарождающейся распре
“латинствующих” и грекофилов лидер первых: в 1672
участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким.
После восшествия на престол Федора
Алексеевича,
его воспитанника, Симеон Полоцкий
приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр.
Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился
открытия неподотчетной патриарху “Верхней”
(дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект
Академии. Пользовался прижизненной известностью
на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

Симеону Полоцкому принадлежат:
энциклопедический сборник “Вертоград
многоцветный”; “Рифмологион”, включающий
панегирические стихотворения и их циклы,
декламации, а также две пьесы — “Комедия притчи
о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”;
“Псалтырь рифмотворная” — полное стихотворное
переложение ветхозаветной книги псалмов, к
печатному изданию которых (1680) был еще
присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей
“Обед душевный”, “Вечеря душевная”.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Общественный и церковный деятель (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Громов М.Н.
Церковный деятель, переводчик, поэт, драматург (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Громов М. Н. Переводчик, поэт, драматург (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Перевезенцев С. Деятель восточно-славянской культуры
XVII века (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Русская национальная
философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. Л., 1935;

Избр. соч. / Подг.
текста, ст. и комм. П. И. Еремина. М.—Л., 1953;

Русская силлабическая поэзия
XVII—XXII вв. / Вступ. ст., подг. текста и прим. А. М. Панченко. Л., 1970;

Вирши / Сост., подг. текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У.
Звонаревой. Минск, 1990.

Литература:

Татарский И. Симеон Полоцкий. Его жизнь и деятельность. М., 1886;

Попов В.Е. Симеон Полоцкий как проповедник. М., 1886;

Серман И.З. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого и русская поэзия 18 в.
М.–Л., 1962;

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Майков
Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб.,
1889;

Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // Труды Отдела
древнерусской литературы Института русской литературы. (ТОДРЛ). 1948. Т. 6;

То же // Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.
Л., 1987;

Пушкарев Л. Симеон Полоцкий // Жуков Д., Пушкарев Л. Русские
писатели XVII в. М., 1972. (Сер. «ЖЗЛ»);

Панченко А. М. Русская стихотворная
культура XVII в. Л., 1973;

Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе
XVII в. М., 1974;

Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М.,
1982. (Сер. «Русская старопечатная литература. XVI — 1-я четв. XVIII в.»).

Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели
XVII века. М., 1972.

Эпоха правления Алексея Михайловича(1645 – 1676)

События, явления.Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление единства церкви, усиление её роли в жизни общества.

Церковная реформа, проводимая Никоном, при поддержке Алексея Михайловича, имела целью унифицировать  церковные обряды, способствовать нравственному совершенствованию как представителей духовенства, так и всего общества. Одним из сторонников царя в данном процессе был просветитель, религиозный деятель Симеон Полоцкий.

Дальнейшее развитие культуры страны.

Одним из ярких религиозно — общественных деятелей периода правления Алексея Михайловича был Симеон Полоцкий. Он многое сделал в развитии культуры страны: способствовал открытию школ,  сам написал несколько важных трудов по нравственному совершенствованию людей, был поэтом, одним из основателей  новой поэзии — силлаботонической, а также писал пьесы.

Биография

Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме звезды «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона».

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. В семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра[источник не указан 2190 дней].

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Поскольку в своих книгах и рукописях Симеон именовал себя «hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni» то некоторые исследователи высказывали предположение, что знаменитый писатель вступил в униатский монашеский орден базилиан (Ordo Basilianus S. Josaphat) Это мнение является ошибочным, так как Симеон лишь следовал средневековой латинской традиции, согласно которой все восточные монахи, руководствующиеся общежительным уставом свт. Василия Великого, именовались «василианами», членами легендарного ордена Святого Василия («Ordo S. Basilii»).

Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке, для которой в ещё 1655 году сочинил рождественскую пастораль «Гутркi пастоховыя»[источник не указан 622 дня]. При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

В «Сказании о зачатии и рождении… Петра Первого» П. Н. Крёкшина упоминается о том, что Симеон Полоцкий, якобы точно предсказал по звездам великую судьбу царского сына, будущего Петра I. Эта поздняя история не соответствует действительности. Вероятно, основанием для этой неё послужили поздравительные вирши, преподнесенные Симеоном в день крещения юного Петра I, в которых присутствуют свойственные барочной поэтике астрологические темы.

Симеон Полоцкий был представителем европейского барокко, и ему многое казалось в консервативной русской среде странным. Например, преследовались скоморохи, бродячие музыканты, народные гульбища; женщины сидели в теремах, даже изучение иностранных языков считалось греховным. Всё же организовывать первую при царском дворе постановку поручили именно Симеону Полоцкому.

Симеона Полоцкого считают основоположником российского искусствоведения. Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческой ересью. Он написал трактат об иконописи; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с крупнейшим русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование,  будучи преподавателем  в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу « Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком  катехизисе ( это официальный документ церкви, содержащий основы веры) . Им было написано много проповедей  («Обед душевный» (1681), « Вечеря душевная»(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

 Другим направлением была поэтическая деятельность.

 Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения ( в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый — «Вертоград многоцветный»(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия — справочник,  где читатель мог найти много интересных сведений из истории , географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология» ( 1679) — произведение,  в котором  были представлены речи на различные торжественны случаи в царской семье.

Талант Полоцкокго С. проявился и в драматургии. Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», « О Навуходоносоре и Олоферне « и «« О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы, при его содействии была открыта типография в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения — Славяно-греко-латинской академии, но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи . Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально  на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий — яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи  звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества,  учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно  образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий С. считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения  (задание № 25)по эпохам Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков — Л., 1935. — С. 89—119.
  • Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и комм. И. П. Еремина. — М., Л., 1953.
  • Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. — Ленинград : Советский писатель, 1970. — С. 164—173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонарёвой. — Минск : Мастацкая літаратура, 1990. — 447 с.
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. — Санкт-Петербург : Наука, 2004. — 280 с.X
  • Жезл правления. — Факсимильное издание, выпущенное по заказу ОАО «Белгазпромбанк» / Симеон Полоцкий; автор исследования А. Суша; адаптация церковнославянского текста, перевод на русский и белорусский языки, составление словарей А. Брезгунова. — Мн.: Издательство Национальной библиотеки Беларуси, 2013. — В 2-х кн.

Электронные публикации

  • Симеон Полоцкий «Жезл правления»
  • Венец веры Симеона Полоцкого . – , XVIII в. – 226, , л.; 1˚(31,5 х 20,5)
  • Букварь языка славенска. – Москва : Типография Верхняя, декабрь 1679 . – 1 пустой, 1 тит. л., -, 1-16, , 1-103, 1-36 = 160 л.; 8°.
  • Месяцеслов / стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. – 1680. – 18 с.
  • Во славу господа Бога в троице лиц в единстве естества славимаго Псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласноконечно по различным стихов родом преложенная… / / Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. – Москва : Типография Верхняя, апрель 1680 . – 1-8, 1 гравюра, 1-126, 126₂, 127-139, 1-18 = 167 л.
  • Обед душевный. – Москва : Типография Верхняя, октябрь 1681г. . – Тит. л., 1 лист в 2 гравюрами, 1-20, 1-560, 560, 561-688 = 771 л.

Смерть Симеона

Умер просветитель в 1680 году. Похоронили его в Заиконоспасском монастыре.

Увы, посмертная судьба оказалась к Симеону Полоцкому не слишком милостива. В конце 1680-х годов его религиозные сочинения были осуждены и запрещены — по настоянию Патриарха Иоакима, который всегда недолюбливал выходцев из юго-западной Руси, не без оснований считая их зараженными латинством. Лучший ученик Симеона Сильвестр Медведев, обвиненный в ереси, был обезглавлен.

Уже в XIX—XX веках чуть ли не общим местом стало мнение о посредственности поэтического творчества Симеона. Вряд ли это так. Явления прошлого нельзя судить по меркам современности; их можно понять, лишь погружаясь в ушедшие времена, в их «предметный» и духовный контекст. И с этой точки зрения Симеон Полоцкий выступает целой эпохой в истории отечественного просвещения (в современном понимании), его зачинателем. Да и в русской культуре, если непредвзято глядеть на факты, новое время открывается, пожалуй, его именем.

Смерть

Неизвестны интересные факты и подробности о последних днях жизни старца. О причине смерти летописцы тоже не пишут ничего конкретного. Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года в Москве. Богослов был погребен в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря Китай-города, где основал в свое время школу, ставшую прообразом Московской духовной академии. Сохранилась надгробная плита с могилы старца.

Надгробная плита Симеона Полоцкого

Сочинения автора на богословскую тему церковь осудила и запретила вскоре после смерти. Полагалось, что тексты не хранили чистоты православной веры, а были «заражены латинской ересью».

7 сентября 2003 года в Полоцке Симеону установили памятник работы белорусского скульптора Александра Финского. В городе работает музей-библиотека, где можно ознакомиться с рукописями и древнейшими изданиями писателя.

Симеон Полоцкий краткая история

Симеон Полоцкий, оставшийся под этим именем в истории, на самом деле при крещении получил имя Самуил, а фамилия его была — Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке или его окрестностях в 1629 году. В конце 1640-х годов учился в Киево-Могилянской коллегии, бывшей средоточием православной учености в юго-западной Руси. Позже, вероятнее всего, молодой человек продолжил образование в Виленской иезуитской академии, где, по некоторым данным, вступил в униатский базилианский орден. Исследователями этот факт часто ставится ему в вину, но по-другому получить приличное образование в те времена было невозможно — этот путь прошли многие выходцы из южной Руси, после униатского искуса вернувшиеся в лоно православия, перебравшиеся в Россию и ставшие знаменитыми церковными иерархами.

В 1656 году документально засвидетельствовано пребывание Самуила Ситниановича уже в Полоцке. Он принял монашеский постриг с именем Симеон, вступил в братию Полоцкого Богоявленского монастыря и стал дидаскалом (учителем) братского училища. В этом же году царь Алексей Михайлович, выехавший к русской армии, которая тогда воевала со шведами, побывал в Полоцке, где состоялось его личное знакомство с молодым учителем. Двенадцать учеников Симеона продекламировали приветственные стихи его сочинения, чем поразили самодержца в самое сердце, — такие вещи в Москве были тогда неизвестны. Знакомство упрочилось в 1660 году, когда Симеон Полоцкий в составе полоцкой делегации присутствовал на московском Соборе, посвященном самовольному оставлению Никоном патриаршего престола.

В начале 1660-х годов Полоцк вновь попал под власть Польши, и лица, выражавшие свои симпатии к России, почувствовали себя там неуютно. Есть глухие сведения о том, что на Симеона Полоцкого поступил донос, после чего он бежал на Русь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий