Рамус, Петрус

Сочинения

Arithmeticae libri tres, 1557

  • Aristotelicae Animadversiones ()
  • Brutinae questiones (1547)
  • Rhetoricae distinctiones in Quintilianum (1549)
  • Диалектика (Dialectique, перепечатана и изменена в и 1556)
  • Арифметика (Arithmétique, )
  • De moribus veterum Gallorum (Paris, 1559; second edition, Basel, 1572)
  • De militia C.J. Cæsaris
  • Advertissement sur la réformation de l’université de Paris, au Roy, Paris, (1562)
  • Commentariorum de religione christiana (Frankfurt, )
  • Три грамматики: Латинская грамматика (Grammatica latina, ), Греческая грамматика (Grammatica Graeca, 1560), Французская грамматика (Grammaire Française, 1562)
  • Scolae physicae, metaphysicae, mathematicae (1565, 1566, 1578)

Рамизм

Учение Рамуса получило широкий прием еще в семнадцатом веке. Последующие движения, такие как Baconianism , пансофизм и картезианство , по – разному построенного на Ramism и воспользовались пространством очищенного некоторыми упрощений (и упрощений) он осуществленные. Самая продолжительная ветвь рамизма была в систематическом кальвинистском богословии, где учебники с рамками рамизма все еще использовались в восемнадцатом веке, особенно в Новой Англии .

Первые сочинения о рамизме, появившиеся после смерти Рамуса, включали биографии и были написаны своего рода учениками: Фрейгием (1574 или 1575), Баносием (1576), Нанселиусом   (1599), из которых только Нанселиус был близко знаком тот человек. Последователями Рамуса в различных областях были Иоганнес Альтузиус , Каспар Олевиан , Джон Мильтон , Иоганнес Пискатор , Рудольф Снеллиус и Иероним Трейтлер.

Биография

Раме происходил из древнего, но совершенно обедневшего рода; его отец был плотником. Он сделался слугой дворянина де-Бросса, чтобы иметь возможность вместе с господином слушать лекции в Париже. Выдержав экзамен на магистра искусств (фр. maître ès arts), Раме стал читать лекции в Париже.

В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Раме выступал с резкой критикой схоластического аристотелизма.

В 1543 году Раме выпустил в свет два сочинения: «Dialecticae partitiones ad Academiam Parisiensem» и «Aristotelicae animadversiones», навлекшие на него ряд гонений (в особенности со стороны Пьера Галланда). За борьбу против схоластики Раме был отстранён от преподавания в Парижском университете (1544), а книги были сожжены. Такой суровый приговор критику Аристотеля неудивителен, если припомнить строгий эдикт Людовика XI против номиналистов (1473) и эдикт Людовика XIII, ещё в 1624 году запретивший под страхом смертной казни нападки на систему Аристотеля.

В 1547 году Раме получил разрешение читать лекции и печатать сочинения по философии. Он переиздал свои замечания по работам Аристотеля и, кроме того, издал комментарии к некоторым сочинениям Цицерона и к риторике Квинтилиана. Эти работы также подверглись преследованию со стороны Сорбонны; однако благодаря содействию кардинала Карла Лотарингского в 1551 году Раме был назначен профессором красноречия и философии в Коллеж де Франс.

В 1559 году Раме издал латинскую грамматику, в 1560-м — греческую, в 1562-м — французскую. Раме постепенно приобрёл большое значение в университете, его неоднократно выбирали в депутаты для ходатайств перед королём. В 1562 году Раме написал замечательный проект реформы университета «Advertissements sur la reformation de l’université de Paris, au Roy». Главным недостатком существующего порядка он считал слишком большое число учащих и рекомендовал поручить преподавание нескольким профессорам, получающим плату от правительства. Этот проект, главнейшие положения которого были впоследствии осуществлены, вызвал бурю негодования среди профессоров.

В 1568 году наступившие религиозные смуты заставили Раме, принявшего в 1561 кальвинизм, покинуть Францию. Он читал лекции в Гейдельберге, побывал в Швейцарии, вновь возвращался на родину, вновь должен был её покинуть и, наконец, погиб во время резни, известной под именем Варфоломеевской ночи. В его убийстве общественное мнение обвиняло профессора Жана Шарпантье.

Раме можно считать предшественником Декарта. Он боролся за права разума, признавая его высшей инстанцией. Он настаивал на том, что метод есть отличительная черта науки и что истинная методология может быть найдена, если будет постигнут человеческий дух. Освободить разум от «аристотелевских пут», упростить методы наук, прочно поставить изучение математики во Франции, добиться признания свободы совести, указать истинную цель философии как изучение человеческой души — вот главнейшие задачи, к осуществлению которых стремился Раме.

Философия

Обладая скептическим умом и замечательными диалектическими способностями, Раме употребил всю свою жизнь на борьбу с авторитетом философов и ученых Древней Греции. Недовольный схоластической интерпретацией аристотелевской логики, он подверг сомнению не только подлинную систему его силлогистики, но и то различие, которое Аристотель проводил между знанием и мнением, аналитическими и диалектическими рассуждениями. Раме писал:

Раме придавал наибольшее значение не развитию уже существующих идей, а открытию чего-то нового, до сих пор неизвестного. В трудах его предшественников по логике и диалектике его прежде всего интересовали методы поиска и способы обоснования новых истин. Схоластике, с её отвлечёнными спекуляциями, он противопоставлял идею логически обоснованного и практически ориентированного метода, т. н. искусства изобретения. По мысли Раме, средством создания такого метода должна служить «новая» логика, которая призвана изучать «естественный процесс мышления». Под влиянием идей Цицерона и Квинтилиана Раме выступал за сближение логики с риторикой.

В XVI—XVII вв. учение Раме пользовалось большим влиянием в различных странах. Его логические взгляды оказали воздействие на Лейбница и логику Пор-Рояля. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм продолжил этот путь реформы логики. Под влиянием взглядов Рамуса сформировался ряд течений и учений в философии США, особенно новоанглийский пуританизм.

Среди мыслителей, воспринявших некоторые идеи Рамуса, можно также назвать Дж. Беркли , который в своем произведении «Три разговора между Гиласом и Филонусом» ввел в своё философское учение понятия эктипов и архетипов, воспользовавшись тем самым рамистской терминологией.

Беркли «упростил» рамистскую иерархию источников знания, исключив из неё «энтипы». Для Беркли

Из противников Раме выдавался Шарпантье, или Карпентариус, на сочинение которого «Descriptio universae naturae ex Aristotele» Раме отвечал сочинениями «Scholarum physicarum libri octo» () и «Scholarum metaphysicarum libri quatuordecim» ().

Никакого вклада в физику первое из этих сочинений не внесло, но оно во многом содействовало падению авторитета философии Аристотеля в целом и его «Физики» в частности.

Работает [ править ]

Arithmeticae libri tres , 1557 г.

За свою жизнь он опубликовал пятьдесят работ, девять – после его смерти. Онг взял на себя сложную библиографическую задачу по отслеживанию своих книг по их изданиям.

  • Aristotelicae Animadversiones (1543)
  • Brutinae вопросы (1547)
  • Риторические различия в Quintilianum (1549)
  • Диалектика (1555)
  • Арифметическая (1555)
  • De moribus veterum Gallorum (Париж, 1559 г .; второе издание, Базель, 1572 г.)
  • Liber de Cæsaris Militia Paris, 1584 г.
  • Рекламное объявление о преобразовании Университета Парижа , Au Roy, Париж, (1562)
  • Три грамматики: Grammatica latina (1548), Grammatica Graeca (1560), Grammaire Française (1562)
  • Scolae Physicae, metaphysicae, mathematicae (1565, 1566, 1578)
  • Prooemium mathematicum (Париж, 1567 г.)
  • Scholarum mathematicarum libriunn et triginta (Базель, 1569) (его самая известная работа)
  • Commentariorum de Religione christiana (Франкфурт, 1576 г.)

Математик

Он был также известен как математик, ученик Йоханнеса Штурма . Было высказано предположение, что Штурм оказал влияние и по-другому, из его лекций, прочитанных в 1529 году о Гермогене из Тарса : рамистский метод дихотомии можно найти у Гермогена.

У него были свои ученики. Он переписывался с Джоном Ди по математике и однажды порекомендовал Елизавете I назначить его на кафедру университета.

Взгляды Рамуса на математику подразумевали ограничение практического: он считал теорию Евклида об иррациональных числах бесполезной. Акцент на технологических приложениях и инженерной математике сопровождался призывом к национализму (Франция сильно отставала от Италии и ей нужно было догнать Германию).

Логик

Логика Рамуса какое-то время пользовалась большой известностью, и существовала школа рамистов, имевшая многочисленных приверженцев во Франции , Германии , Швейцарии и Нидерландах . Однако нельзя сказать, что нововведения Рамуса знаменуют собой какую-либо эпоху в истории логики, и есть мало оснований для его претензий на замену Аристотеля независимой системой логики. Различие между естественной и искусственной логикой, то есть между неявной логикой повседневной речи и той же логикой, явной в системе, перешло в логические справочники.

Он исправляет силлогизм . Он допускает только первые три фигуры, как в исходной аристотелевской схеме, и в своих более поздних работах он также подвергает критике действительность третьей фигуры, следуя в этом прецеденту Лаврентия Валлы . Рамус также установил современную моду выводить цифры из положения среднего члена в предпосылках, вместо того, чтобы основывать их, как это делает Аристотель, на различном отношении среднего члена к большому члену и второстепенному члену .

Риторический

Как Джеймс Ясинский, “ареал риторики начал сужаться в течение 16-го века, отчасти благодаря работам Питера Рао” .В использовании слова “узкий” Ясинский ссылается на аргумент Ра для диворсинга риторики из диалектики (логики), ход, имевший далеко идущие импликации для риторических исследований и для популярных представлений о персониях публики. Современные риторики склонны отвергать точку зрения Рао в пользу более широкого (и во многих отношениях, аристотелевского) понимания риторических искусств как охватывающего ” спектр ординарных языковых практик”. Риторик,, имел пять частей, из которых изобретательство (изобретательство) было первым. Рао на риторику, которая будет изучаться наряду с диалектикой через два основных руководства: изобретательство и суждение под диалектическим руководством, и стиль и доставка в риторическом руководстве. Память, одна из пяти навыков традиционной риторики, рассматривалась Ра как часть психологии, а не как часть риторики, и, таким образом, была отделена от его идеи риторики и диалектики. Брайан Виккерс (Brian Vickers) сказал, что влияние рамистов здесь все же добавило риторики: оно больше концентрировалось на оставшемся аспекте элокутио или эффективного использования языка, и подчеркнул роль акулярных европейских языков (а не латыни). Рамистские реформы усилили склонность риториков сосредоточиться на стиле. Эффект состоял в том, что риторика применялась в литературе.

Изобретение включает в себя четырнадцать тем, включая определение, причину, следствие, предмет, адъюнкт, разницу, противоречие, сравнение, сходство и тестирование. Стиль охватывает четыре тропа: метафора, синекдоче, метонимия и ирония. Он также включает в себя правила для поэтического метра и ритмической прозы, фигуры, соответствующие аттит говорящий может принять, и репетирования. Доставка охватывает использование голосовых и услуг.

Его риторический le видится в определении логики как ars disserendi; он утверждает, что правила логики могут быть лучше изучены из наблюдения за тем, как Цицерон усвоил своих слушателей, чем из изучения трудов Аристотеля о логике (Органон).

Логик распадается, по мнению Ра, на две части: изобретательство (обращение с понятием и определением) и суждение (пение самого суждения, силлогизм и метод). Здесь на него повлиял Родольф Агрикола. Это деление породило жокулярное обозначение суда или матушки-вита как “секунда Петри”. Но то, что Рао делает здесь, на самом деле переопределяет риторику. Существует новая конфигурация, с логической и риторской, каждая из которых имеет две части: риторическая должна была покрывать elocutio и pronuntiatio. В целом, рамизму нравилось иметь дело с бинарными деревьями как с методом организации знаний.

Ранний период жизни

Он родился в деревне Катс , Пикардия ; его отец был фермером. В возрасте двенадцати лет (т.е. около 1527 года) он получил допуск в Коллеж де Наварр , работая слугой. Реакция на схоластику шла полным ходом в переходное время для аристотелизма . По случаю получения степени магистра в 1536 году Рамус якобы взял в качестве своей диссертации Quaecumque ab Aristotele dicta essent, commentitia esse ( все, что сказал Аристотель, ложно ), которую Уолтер Дж. Онг перефразирует следующим образом:

«Все вещи, которые сказал Аристотель, противоречивы, потому что они плохо систематизированы и могут быть вызваны в сознание только с помощью произвольных мнемонических приемов».

По словам Онга, в то время подобные впечатляющие тезисы были обычным делом. Несмотря на это, Онг задается вопросом, действительно ли Рамус когда-либо высказывал этот тезис.

После преобразования

Роберт-Флери, Жозеф-Николас (1797-1890), 1840. Рамус в ожидании своих убийц , картина Роберта Флери ( Библиотека Сорбонны , NuBIS)

В 1561 году он столкнулся с серьезной враждой после принятия протестантизма . Ему пришлось бежать из Парижа; и, хотя он нашел убежище во дворце Фонтенбло , его дом был разграблен, а его библиотека сожжена в его отсутствие. После этого он на время вернулся в свое кресло, но в 1568 году положение дел снова стало настолько угрожающим, что он счел целесообразным спросить разрешения на поездку.

Он провел около двух лет в Германии и Швейцарии. Второй Helvetic Исповедь заработал свое неодобрение, в 1571 году, разрывая его отношения с Без и ведущим Рамус писать гневно Буллингер .

Вернувшись во Францию, он пал жертвой резни в день Святого Варфоломея (1572 г.). Спрятавшись на время в книжном магазине на улице Сен-Жак , он вернулся в свою квартиру 26 августа, на третий день насилия. Там он получил ножевое ранение во время молитвы. С тех пор в отношении Шарпантье высказывались подозрения. Его смерть сравнил один из его первых биографов, его друг и коллега Николас де Нансель   , с убийством Цицерона .

Математика

Из математических сочинений Раме наиболее значимым было «Р. Rami prooemium mathematicum in tres libros distributum» (П., 1567). Предмет этого сочинения составляла собственно история математики, изложенная в размерах очень скромных по причине крайне скудного запаса доступных в то время материалов. Автор при этом старался использовать наиболее достоверные из находящихся в его распоряжении источников. Историю математики Раме делил на четыре периода:

  1. халдейский: от Адама до Авраама;
  2. египетский: от Авраама, который перенес математику в Египет;
  3. греческий: от Фалеса до Теона Александрийского со включением также и римских математиков и
  4. новейший: от Теона до последнего времени.

Первые три периода занимают в изложении автора всего 40 страниц. Что же касается новейшего, то автор предоставляет его разработку другим. В 1569 году рассматриваемое сочинение было введено автором в состав другого, также выдающегося его математического труда. Труд этот носил заглавие «Р. Rami Scholarum mathematicarum libri unus et triginta» (Франкфурт, ; Базель, 1569) и касался собственно всех отделов математики. Главное место в нём было отведено «Элементам» Евклида, к которым, в соответствии с общим направлением своей деятельности, Раме относился с резкой критикой и едва скрываемым порицанием. Нападая на Евклида, Раме не щадил и самую науку. Поэтому сочинение Раме почти не получило распространения между математиками. Даже особенно ценная историческая его часть вполне игнорировалась последними. Известными исключениями в этом отношении были только ученые: Андрей Таке, польский математик Ян Брозек (латинизированное Broscius) и финляндский математик Кекслерус, шедшие в своих многочисленных сочинениях по элементарной математике по стопам Раме и Питискуса.

Педагог

Центральная проблема заключается в том, что антиаристотелизм Рамуса возник из заботы о педагогике . Философия Аристотеля в ее ранней современной форме как схоластика, показывающая свой возраст, находилась в беспорядочном и беспорядочном состоянии. Рамус стремился привнести порядок и простоту в философское и схоластическое образование, возродив чувство диалектики как важнейшую логическую и методологическую основу для различных дисциплин.

В 1543 г. он опубликовал « Aristotelicae Animadversiones» и « Dialecticae Partitiones» , первый из которых подверг критике старую логику, а второй – новый учебник науки. По сути, свежие издания Partitiones появились в 1547 году как Institutiones Dialecticae , а в 1548 году как Scholae Dialecticae ; его « Диалектика» (1555), французская версия его системы, является самой ранней работой по этому предмету на французском языке .

В разделах «Диалектика» Рамус рекомендует использовать аннотации, заголовки, цитаты и примеры. Онг называет использование Рамусом контуров «реорганизацией всего знания и всего человеческого жизненного мира».

Изучив работы Рамуса, Онг пришел к выводу, что результаты его «методизации» искусств «являются дилетантскими работами отчаявшегося человека, который не мыслитель, а просто эрудированный педагог». С другой стороны, его работа оказала непосредственное влияние на вопрос о дисциплинарных границах, где педагоги в значительной степени приняли его аргументы к концу века.

Ранняя академическая карьера

Рамус, как выпускник университета, начал курсы лекций. В этот период он участвовал во многих отдельных спорах. Одним из противников в 1543 году был бенедиктинец Иоахим Перион   . Жак Шарпантье , профессор медицины, обвинил его в подрыве основ философии и религии. Арно д’Осса , ученик и друг Рамуса, защищал его от Шарпантье. Рамуса заставили дебатировать с Гованусом (Антонио де Гувейя) в течение двух дней. Дело было передано в Parlement из Парижа , и , наконец , до того Франциска I . Он был передан комиссии из пяти человек, которая признала Рамуса виновным в «опрометчивом, высокомерном и дерзком поведении» и запретила его лекции (1544 г.).

Литература[ | код]

Реформация и становление протестантизма (Лютер, Кальвин, Рамус) — в: Гусев Д. А., Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — М.: «Эксмо», 2004. — ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.

  • Львов С. Л. Жизнь и смерть Петра Рамуса (Исторический очерк) // Новый мир. — 1967. — № 9. — С.184-230.
  • Матвиевская Г. П. Рамус. 1515—1572 / Г. П. Матвиевская. — М.: Наука, 1981. — 152 с. — (Научно-биографическая серия). — 21 700 экз. (обл.)
  • Нкодиа О.-С.-Ж. Логические идеи Пьера де ля Раме (1515—1572) // Современная логика:проблемы теории, истории и применения в науке. — СПб., 2000. — С.563-564.
  • Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. — М.: Высш. шк., 1989. — 246 с. — (Учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов). — 21 000 экз. — ISBN 5-06-000003-6.

Дальнейшее чтение

  • Нелли Брюйер, Méthode et diali que dans l ‘oeuvre de La Ram : Renaissance et Age classique, Париж, Врин 1984
  • Десмаз, Чарльз. Петрус Ра, профессор eur au Collège de France, sa vie, ses ecrits, sa mort (Париж, 1864).
  • Хгольд, Мордехай; Вольноотпущенник, Иосиф С.; Рахр, (ред.). Влияние Петруса Ра . Исследования в области философии и наук в шестом и седьмом веках., Басель 2001,.
  • Фридман, Иосиф С. Философия и искусство в Центральной Европе, 1500 – 1700: Преподавание и тексты в школах и университетах (Ашгейт, 1999).
  • Грейвз, Фрэнк Рипонт. Питер Ра и Образовательная реформация Шестнадцатого века (Macmillan, 1911).
  • Хёффдинг, Харальд. История современной философии (английский перевод, 1900), т. 185.
  • Говард Хотсон, Commonplace Learning: Ramism and Its German Ramifications, 1543 – 1630 (Oxford: Oxford University Press, 2007).
  • Лобштейн, Пол. Петрус Раяльс Теолог (Штрассбург, 1878).
  • О, Перри. The New England Mind (пресса Гарвардского университета, 1939).
  • Милтон, Джон. Fuller Course in the Art of Logic соответствует методу Питера Рао (Лондон, 1672). Ред. и транс. J. Ong и Charles J. Ermatinger. Полное прозаическое сочинение Джона Милтона: том Изд. Морис Хи. Нью-Хейвен: Yale UP, 1982. с. 206-407.
  • Ong, J.J. (1982). Оральность и грамотность: слово. Нью-Йорк: Meth . (p. viii).
  • –.Ra, Метод и упадок диалога: От искусства дискурса к искусству разума (Harvard University Press, 1958; с новым форвордом от Johns, University of Chicago Press, 2004.https ://web.archive.org/web/20051228164528/http :///www.gag6bin/
  • -. Ra and Talon Inventory (Harvard University Press, 1958).
  • Оуэн, Джон. Скептики французского Ренассанса (Лондон, 1893).
  • Пранти, К. “Uber P. Ra ” в Munchener (1878).
  • Сайссе, Эмиль. Les précurs de Descart (Париж, 1862).
  • Шар т, Питер. “Нынешнее состояние исследований по Ра “, francesi 47-48 (1972) 301-13.
  • . “Недавняя работа о Петере Рае (1970 – 1986)”, Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric 5 (1987): 7-58.
  • . “Ra 2000”, “Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric 18″ (2000): 399 – 455.
  • Во . Uber den Ram der ФЗ (В, 1888).
  • Уоддингтон, Шарль Де Петри Рами вита, скриптис, философия (Париж, 1848).

Королевская поддержка

Он вышел из Парижа, но вскоре после этого вернулся, декрет против него был отменен Генрихом II, пришедшим на трон в 1547 году, через влияние Карла, кардинала Лоррейна. Получил должность в Коллеже Наве.

В 1551 году Генрих II назначил его региусом-профессором в Коллаж де Франс, но по его просьбе ему был присвоен уникальный и в то время контролирующий титул профессора философии и элокенции. В течение значительного времени он читал лекции перед аудиториями, насчитывающих до 2 000., другой профессор там, опубликовал Contra novam academiam Петри Рами оратио (1551), и назвал его “parricisde” за его отношение к Аристотелю. Более серьезное обвинение заключалось в том, что он был ноуакадемиком, другими словами скептиком. Аудомар Тала (Omer Talon c.1510 – 1581), близкий союзник Ра, действительно опубликовал в 1548 году работу, основанную на описании Цицероном академического скептицизма, школы Арцезилья и Карнеада.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий