Рерих Николай Константинович

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Биография Рериха

Николай Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье знаменитого юриста Константина Федоровича и его жены Марии Васильевны. У него было 2 брата – Владимир и Борис, и сестра Лидия.

Детство и юность

В доме Рерихов часто бывали разные известные личности, включая Дмитрия Менделеева и Николая Костомарова. Еще в раннем детстве у маленького Коли начали проявляться увлечения живописью, историей и археологией.

Родители отдали Николая в гимназию Карла Мая, которую он окончил в 19-летнем возрасте. После этого он продолжил обучение в художественном училище при Императорской Академии художеств. Одновременно с этим он получал образование на юрфаке Петербургского университета.

С 1895 г. Рерих занимался у известного живописца Архипа Куинджи. В данный период биографии он поддерживал дружеские отношения с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Сергеем Дягилевым и другими деятелями культуры.

Будучи студентом Рерих самостоятельно проводил археологические раскопки, находясь в составе Русского археологического общества. Параллельно с этим он занимался сбором материалов, касавшихся народного творчества. В 1897 г. он стал дипломированным художником. Интересен факт, что его дипломной работой была картина «Гонец», которая была куплена Павлом Третьяковым.

Тогда же Николаю доверили должность помощника заведующего Императорским музеем. Вместе с тем, он трудился в издательстве «Искусство и художественная промышленность». С 1898 г. он начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом, где несколько лет был лектором и одним из руководителей археологических раскопок в разных уголках страны.

Рерих сделал немало интересных находок, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае и начал коллекционировать различные предметы древности. К 1910 г. его коллекция насчитывала свыше 30 000 экспонатов из разных стран.

Отъезд из России

*    В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.*    Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.*    Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.*    За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.*    В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».*    Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.*    Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.*    В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Самые известные картины Николая Константиновича Рериха, по мнению искусствоведов и ценителей

Картины Николая Рериха — отражение его мистических взглядов. Всего художник создал около 7 000 произведений. Самые известные шедевры:

  • «Гонец. “Восстал род на род”» (1897). Картина написана под влиянием работ Куинджи. Сюжет для нее взят из Несторовой «Повести временных лет».
  • «Заморские гости» (1901). Сюжет родился во время водного путешествия Рериха к Новгороду. В 1902-м произведение для дворца в Царском селе приобрел российский император.
  • «И не убоимся» (1922). Картина входит в известный цикл Sancta. Сюжетом, возможно, послужила легенда о приручении Сергием Радонежским дикого медведя.
  • «Матерь Мира» (1924). Картина-икона появилась во время путешествия в Тибет. Образ Матери Мира — один из самых вдохновляющих и сильных в творчестве Рериха.
  • «Канченджанга» (1944). На картине изображена гималайская святыня — массив Канченджанга, состоящий из 5 вершин. С ним связано множество мифов и легенд.
  • «Гессар-хан» (1941). Произведение входит в цикл картин, посвященных легендарному герою Гэсэр-хану.

В памяти и истории Рерих остался как великий духовный учитель и мастер, безусловно верящий в человечество. Его творческое наследие продолжается в работах молодых талантливых художников.

Оценки Н. К. Рериха и его творчества

По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:

…Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением.

Николай Гумилёв дал высокую оценку творчеству Рериха:

Рерих — вот высшая степень современного русского искусства… Манера его письма — могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утончённая по существу — меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению.

Премьер-министр Индии Джавахарлала Неру

Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства.

Академик Российской академии наук Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал о Н. К. Рерихе:

Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.

Также Лихачёв считал Рериха, наряду с Ломоносовым, Державиным, Пушкиным, Тютчевым, Соловьевым и др. одним из «наиболее сильных и оригинальных мыслителей на Руси», которые внесли вклад в познание мира путём его художественного осмысления.

В октябре 2011 года, на вручении премии имени Николая Рериха, Леон.Мих. Рошаль сказал следующее:

Рерих для меня — это огромное преклонение перед человеком-гуманистом, который все время искал, который имел планы, осуществлял планы. Во всем у него была идея объединять людей и противиться всему тому недоброму, что есть в мире.

В октябре 1975 года премьер-министр Индии Индира Ганди, лично знавшая Н. К. Рериха, высказала следующее мнение о русском художнике:

Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией… Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.

Николай Рерих и его жена Елена

Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.

Николай Рерих с сыновьями

Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

О жизни и творчестве семьи Рерихов

 Н.К. Рерих     Е.И. Рерих     Ю.Н. Рерих     С.Н. Рерих

Рерих Николай Константинович

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники… О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом.

Беликов П.Ф. «РЕРИХ. Опыт духовной биографии»

К 100-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова

Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – 432 с., ил.

П.Ф. Беликов (1911-1982) – один из первых биографов Н.К. и С.Н. Рерихов, автор многочисленных публикаций о жизни и творчестве семьи Рерихов. Над книгой «Рерих: опыт духовной биографии» он работал в 1960-1970-х годах, основываясь на материалах своего много лет собираемого архива. Книга не была им закончена. В настоящем издании публикуется ее оригинальный текст с подробными комментариями.Издание богато иллюстрировано и адресовано рериховедам, исследователям и почитателям жизни и творчества семьи Рерихов.

ISBN 978-5-86988-234-9

А.П.Беликова, Е.П.Беликова, материалы из архива П.Ф.Беликова, 2011 Международный Центр Рерихов, 2011

Шапошникова Л.В. «Ученый, мыслитель, художник»

Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. – 192 с., илл.

В книге коротко и ёмко говорится о Николае Константиновиче Рерихе, значение которого для русской и мировой культуры огромно, но до сих пор еще в полном объеме не осмыслено. Личность уникальная: великий художник, оригинальный мыслитель, разносторонний ученый, неустанный путешественник исследователь и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал, как убедительно показано в книге, тем внутренним синтезом, при котором любая область в круге его интересов – будь то художество, наука, философия, поэзия или публицистика – оказывалась не только связанной с другими, но и находилась с ними во взаимопроникновении, была неотрывна от них…

ISBN 5-86988-172-2

Л.В.Шапошникова. Текст, составление, 2006 Международный Центр Рерихов, 2006

Рихард Рудзитис. «Николай Рерих. Мир через Культуру»

Николай Рерих. Мир через Культуру / Рихард Рудзитис; пер. с латыш. Л.Р. Цесюлевич. – Мн.: УП «Лотаць», 2002. – 160с.

Монография «Николай Рерих. Мир через Культуру» принадлежит перу известного латышского поэта и философа Рихарда Рудзитиса, долгие годы возглавлявшего Латвийское общество Рериха. Она повествует о жизни и творчестве великого художника Н.К. Рериха, о его борьбе за мир во всем мире. Значительное место в книге посвящено идее Рериха о защите культурных ценностей и объединении народов на ниве культурного сотрудничества под Знаменем Мира.

ISBN:985-6307-62-7

Рудзите Г.Р., 2002. Цесюлевич Л.Р., перевод на русский язык, 2002. УП «Лотаць», 2002.

Рериховское движение

В зарубежных странах рериховское движение начало развиваться ещё в 20-х годах XX века. Пионерами были США, Латвия, Франция и Маньчжурия. Далее последовало усиление движения в этих и многих других странах мира, включая постсоветское пространство. Общества, посвящённые Рерихам и их учению, продолжают существовать до сих пор.
В СССР рериховское движение не приветствовалось. Виной тому была антирелигиозная политика государства, под которую попали не только религии, но и разные околорелигиозные сообщества. Поэтому впервые «Живая этика» появилась в России только в 1957 году. Тогда в страну вернулся старший сын семьи Рерих, Юрий. Он обосновался в Новосибирске, активно выступал и там же в 1960 году организовал первую в Советском Союзе выставку, посвящённую Николаю Рериху. Конечно, не обошлось без осуждения движения в прессе, но крупных гонений не было.
По-настоящему популярной Агни-йога стала в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов. Тогда, сначала благодаря деятельности Святослава Рериха, а после из-за заинтересованности в рериховских организациях представителей российской науки и культуры, течение распространилось и среди населения.

Грани агни-йоги. Последователи

Подсчитать количество человек, считающих себя последователями учения Агни-йоги, невозможно. Учение позволяет им не указывать собственную идентичность. Определённые выводы можно сделать по сообществам социальных сетей. Так, к примеру, в крупнейшей группе по теме Живой этике «ВКонтакте» состоит чуть более двадцати тысяч человек. О числе последователей также можно судить по распространённости организаций, связанных с учением и творчеством Рерихов, по всему миру. Крупные центры располагаются в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве и в других городах.


Музей Николая Рериха в Нью Йорке. (wikipedia.org)

Организации, придерживающиеся учения Рерихов, отличаются в интерпретации текстов. Поэтому существует множество групп, основой для которых послужило учение Агни-йоги, однако в целом они имеют не слишком много общего между собой.


Международный центр Рерихов. (wikipedia.org)

В настоящий момент рериховское движение можно условно разделить на два направления: культурно-просветительское и оккультное. Преобладающим можно назвать первое из них. В его рамках участники занимаются издательской деятельностью, проводят вечера, лекции, выставки и семинары, изучают наследие Николая Рериха. На оккультное направление обращается гораздо меньше внимания. Оно содержит в себе огромное множество ответвлений. В них осталось не столь многое от изначальной идеи, прописанной в книгах Елены Рерих.
Разнообразен и состав участников движения. Они принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разный достаток и социальный статус. Живая этика не имеет единого штаба или сайта, регулярных конференций или лекций. Объединяющим звеном для всех членов движения является чтение книг Елены Рерих и почтительное отношение к тем, кто стоял у истоков учения.

Живопись

В 1900 г. Николай переезжает о Францию. Здесь он обучается в студиях живописцев Кормона и Пюви де Шаванна. Вернувшись домой, он начинает работать в историческом жанре. Его картины отличались глубоким философским содержанием и знанием истории.

Одновременно с этим Рерих продолжает посещать разные регионы России, все больше и больше узнавая о традициях, быте и менталитете различных народностей. Все это находит свое отражение в его картинах: «Вечер богатырства киевского», «Сходятся старцы, «Идолы» и др.

Начиная с 1905 г

Николай Рерих уделял большое внимание оформлению балетных, оперных и драматических спектаклей. В данный период биографии он делал все возможное для возрождения художественной Руси и сохранения культурного наследия

Рерих достигает больших высот в сферах станковой и монументальной живописи. Тогда же, он стал автором цикла этюдов с архитектурными памятниками России. В 1910 г. он участвовал в археологических экспедициях, в ходе которых смог обнаружить руины древненовгородского кремля.

К тому моменту биографии полотна Николая Рериха уже неоднократно представлялись на международных выставках. Его талант высоко оценивался рядом зарубежных экспертов, вследствие чего картины русского художника приобретали разные музеи, включая Лувр.

В зрелом возрасте в творчестве Рериха сочетаются реализм и символизм. Он экспериментирует с разными жанрами, находясь в поисках цвета. К примеру, он прибег к способу накладывания одного красочного тона на другой, что было положительно отмечено художественными критиками.

Николая Константиновича ценили за его оригинальность и самобытность в живописи. Помимо написания картин, он занимался оформлением книжно-журнальной графики. Он стал автором многих антивоенных полотен, среди которых «Зарево» и «Ангел Последний».

Мужчина по-прежнему продолжал заниматься «спасением» культурного наследия России, обращаясь за поддержкой к императору и другим представителям власти. Незадолго до Октябрьской революции 1917 г. Рерих отправляется в Финляндию.

После госпереворота в России Финляндия закрыла границы, по причине чего Николай не смог вернуться домой. Стоит заметить, что в последующие годы биографии он начал кампанию против большевиков. К тому времени он уже успел поучаствовать в нескольких крупных выставках, проходивших в Европе.

На каждой из них работы Рериха удостаивались наивысших похвал. В 1919 г. он вместе с семьей переезжает в Лондон, а уже в следующем году ему устраивают 3-летнее выставочное турне по американским штатам. В США его полотна также пользуются фантастическим успехом.

В Америке Николай Рерих написал цикл картин «Святые», посвященный русским святыням. Параллельно с этим, он выступает с лекциями, на которых рассказывает о русской культуре.

В скором времени мэтр открывает в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединенных искусств», созданный для сближения народов посредством культуры и искусства. Однако, пожалуй, самый значимый след в творческой биографии Рериха оставила его экспедиция в Гималаи.

В 1923 г. Николай вместе с семейством приехал в Индию, куда он уже давно мечтал попасть. Интересен факт, что во время путешествия по этой стране, Рерихи преодолели около 3000 км!

После этого художник отправился в экспедицию по труднодоступным и малоизученным регионам Центральной Азии. За 3 года странствий Рерих собрал богатый материал в археологической, этнографической, лингвистической и художественной областях.

Любопытно, что за эти годы Николай Константинович написал около 500 картин, сумев таким образом запечатлеть множество пейзажей экспедиционного маршрута. Он создал циклы работ «Гималаи», «Учителя Востока», «Матерь Мира» и т.д.

Важно отметить, что осенью 1927 г. под давлением британской разведки, экспедиция была задержана тибетскими властями неподалеку от Лхаса

На протяжении 5 месяцев Рерих с единомышленниками был вынужден находиться в заснеженном высокогорье.

Примечательно, что группе так и не разрешили посетить Лхасу, вследствие чего путешественникам пришлось в крайне тяжелых условиях прокладывать путь в Индию. Биографы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, какова была действительная цель данной экспедиции.

Выдвигались разные версии, включая художественные и этнографические цели, шпионаж в пользу ОГПУ, политические мотивы и поиск Шамбалы. Известно, что Рерих живо увлекался спиритизмом, который пользовался большой популярностью в России той эпохи.

По мнению некоторых советских биографов, со временем у Николая Рериха выработалось крайне отрицательное отношение к спиритизму. Сам он относил себя к мистикам и постоянно находился в поиске разных истин.

Гималаи

Розовые горы. Картина написана в 1933 году. В настоящее время хранится в собрании Нью –Йорского музея Николая Рериха. Всего художником написано до двух тысяч картин, посвященных Гималаям.

Образ гор у художника родом из Индии, где горы – неотъемлемая часть пейзажа этой самобытной страны.

Но для зрелого художника Гималаи – это не высочайшая горная система мира, не сползающие мощные ледники, не массивные снеговые сопки.

Горы – это живой организм, обладающий своим особым настроением. Переменчивость которого зритель ощущает за счет колебания оттенков. Где нежность розового цвета, любви, привязанности гармонирует с контрастами белого и синего и иссиня черного.

От переживания чувства умиротворения, безопасности, релаксации до отчаянья. Горы, как застывшая вечность.

Но если есть желание узнать, что за ними, то надо пройти их. Может, действительно за ними укрывается сказочная страна Шамбала, где нет места тревогам и печалям.

Агни-йога. Суть учения

Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.


Агни Йога. Диптих. Левая часть, 1928. (wikipedia.org)


Агни Йога. Диптих. Правая часть, 1928. (wikipedia.org)

В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия.
Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей.
Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России

“Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять”.



Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).

«история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».



Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).



Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).



Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188Музей изобразительных искусств. Туркменистан.

«Стрелы неба — копья земли»



Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).



Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.

“Весть Тирону”



Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).

«Ковка меча»



Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).



Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).



Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).



Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.



Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).



Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.



Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.

“Настасья Микулична”



Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

«Единоборство Мстислава с Редедей»



Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).



«Мадонна Орифламма». Николай Рерих

история любви Николая и Елены Рерихов

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.

4

Александр Невский

Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.

Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».

12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.

На переднем плане картины зритель видит полководца

Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней

За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.

Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.

Полемика

Существует критическое мнение Русской православной церкви о философском наследии Рерихов, в котором учение Живой Этики считается несовместимым с христианством. Данная точка зрения отражена в Определении Архиерейского Собора 1994 года.

Однако, В.Кувакин не имеет ни одной научной публикации по творчеству Н. К. Рериха, не участвовал ни в одной научной конференции и неизвестен в качестве рериховеда. Вопреки мнению В. Кувакина ВАК принимает к рассмотрению и утверждает диссетации по рериховедению и философскому наследию семьи Рерихов. С мнением Кувакина не согласны другие крупные ученые.

Последние статьи

  •   Жил ли Гитлер в годы Великой Отечественной на Украине и где еще в СССР успел побывать сегодня, 14:15
  •   Кто и зачем придумал новую биографию кумиру1980-х Жене Белоусову, который прожил не свою жизнь сегодня, 11:54
  •   6 культовых сцен в кино, которые попали в кадр почти случайно сегодня, 10:48
  •   Прощание с Абдуллой из «Белого солнца пустыни»: Чем запомнился зрителям актер Кахи Кавсадзе сегодня, 09:41
  •   Какие забавные кадры словила скрытая камера, установленная на кормушке во дворе 27.04.2021, 23:39
  •   В чём секрет самых популярных кукол из ткани: Тильда, тряпиенсы и их друзья 27.04.2021, 20:22
  • +1   Тернистый путь к славе доктора Купитмана из сериала «Интерны»: Как бывший двоечник стал актёром и кандидатом наук 27.04.2021, 18:50
  •   Как Папа Римский пытался спасти власовцев: Куда делись приспешники Вермахта в СССР после Великой Отечественной 27.04.2021, 15:15
  •   Часто ли ошибается сурок Фил и другие забавные факты о мохнатом метеорологе, который собирает тысячи туристов 27.04.2021, 13:40
  •   Маршал Баграмян и его царица Тамара: Похищенная любовь, которая стала ангелом-хранителем 27.04.2021, 11:55

Все статьи

Великая отечественная война

*    С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.*    Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.*    «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».*    В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин – «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

«Живая этика»

Николай Константинович Рерих — художник, философ и археолог — с юности был поглощён мистическими идеями. Своё отражение в «Живой этике» найдут и другие его интересы, например, любовь к русской древности и восточным мотивам. Елена Ивановна Рерих — философ, автор дневников, ставших основой для учения. Глубокая заинтересованность супругов в теософии и традиционных восточных текстах, таких как Бхагават-гита и Ламрим Ченмо, была решающей для создания собственной концепции.


Портрет Е. И. Рерих, выполненный В. Серовым, 1909. (wikipedia.org)

В семье Рерихов воспитывались два сына: Юрий и Святослав. Оба связали свои жизни с культурой востока и продолжали дело родителей. Юрий Рерих пошёл по научному пути и стал известным во всём мире востоковедом, специалистом по культуре и языку Тибета. Святослав Рерих посвятил себя искусству, много работал в Индии и активно поддерживал концепцию защиты культурного наследия.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.

Камень на месте кремации Николая Рериха

13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий