Рихтер Святослав Теофилович

Фредерик Шопен

Конечно, Шопен не был основой репертуара Святослава Рихтера. Но, несмотря на это, Рихтер благодаря его уникальному стилю, трудолюбию и самобытности показал новые грани польского гения. Рихтер был монументальным исполнителем — ему отлично подходили масштабные произведения, в которых можно было показать свою мощь и силу. А музыка Фредерика Шопена была зачастую камерной, возможно, именно поэтому Святослава Теофиловича она привлекала не так сильно, как многих других сольных исполнителей.

Но, несмотря на все это, полностью отказаться от исполнения произведений польского композитора он не мог: они одни из обязательных в репертуаре пианистов. Чтобы погрузиться в творчество Шопена, Рихтер читал дневники, воспоминания и автобиографии поляка. В основном он любил играть этюды, но, например, первое произведение, которое он исполнил, когда начал играть на фортепиано, был его «Ноктюрн».

Он не был склонен, как другие пианисты, трактовать Шопена только лириком или только трагиком. Как и в других случаях, тут проявилась его монументальная сторона — он открывал композиторов и музыку такими, какими их не слышали ранее.

Детство и юность

Святослав Теофилович родился 20 (или 7, по старому стилю) марта 1915 года в городе Житомире в семье обрусевших немцев. Когда мальчику исполнился год, семья перебралась в Одессу. Отец преподавал в Одесской консерватории и был талантливым музыкантом – играл на фортепиано и органе. Мама Рихтера, Анна Павловна, в девичестве носила фамилию Москалёва и происходила из дворянского рода.

Святослав Рихтер с родителями

Музыке мальчика начали обучать уже с 3-летнего возраста. Отец Святослава сначала совмещал должность преподавателя с игрой на органе в лютеранской кирхе, но затем коллеги обвинили Теофила в «служении культу», которое не подобает преподавателю в стране победившего атеизма. Рихтеру-старшему пришлось уйти из кирхи и заняться частными уроками.

Для обучения сына времени не оставалось, поэтому в плане музыкального воспитания Святослав во многом был предоставлен себе. Живой интерес к музыке привел к тому, что юный Рихтер просто-напросто начал играть все партии, ноты к которым находил дома.

Святослав Рихтер в молодости

Уровень его таланта не требовал академических знаний – закончив десятилетку, Святослав, ни одного года не проучившийся в музыкальной школе, стал концертмейстером Одесской филармонии. В этот период он много аккомпанировал выездным бригадам, расширяя собственный репертуар и набирая опыт.

Первый концерт юноша дал в мае 1934 года в возрасте 19 лет. В программе выступления были произведения Фредерика Шопена – композитора, чей ноктюрн стал первой пьесой, которую Рихтер научился играть. Вскоре после дебюта Святослав Теофилович был принят в Одесский оперный театр на должность аккомпаниатора.

Святослав Рихтер исполняет произведение Шопена “Scherzo no. 2, op. 31”

Несмотря на объективные успехи, о профессиональных навыках Рихтер не задумывался. Поступать в Московскую консерваторию он приехал лишь в 1937 году, и этот шаг был авантюрой – у юноши все еще не было никакого музыкального образования. Генриха Нейгауза, великолепного пианиста, у которого Святослав потом учился, студенты буквально уговорили прослушать талантливого одессита.

Исполнительский талант Рихтера впечатлил преподавателя – говорят, тогда он вполголоса признался ученице, что видит перед собой гениального музыканта. Святослава приняли в консерваторию, но почти сразу отчислили – он отказался изучать общеобразовательные дисциплины.

Пианист Святослав Рихтер

Восстановился он только после того, как на этом настоял Нейгауз, но учился с перерывами – диплом об окончании консерватории Святослав получил только в 1947 году. Преподаватель и Рихтер были очень близки – первое время юноша даже жил у учителя дома. Уважение к пианисту и восхищение им оказались настолько велики, что и спустя много лет Святослав Теофилович не включал в программы Пятый концерт Бетховена – считал, что лучше Нейгауза его никому не сыграть.

Первый концерт в столице Рихтер сыграл 26 ноября 1940 года. Тогда в Малом зале консерватории музыкант исполнял Шестую сонату Прокофьева, что до него делал только сам автор.

Святослав Рихтер исполняет Сонату №2 Сергея Прокофьева

Затем началась война, и пианист был вынужден осесть в Москве, ничего толком не зная о судьбе родителей, оставшихся в Одессе. При каждой возможности музыкант давал концерты, а в 1942 году и вовсе возобновил деятельность. За время войны он исколесил с выступлениями почти весь СССР, играл даже в блокадном Ленинграде, а в это время в Одессе разворачивалась трагедия его семьи.

Отцу и матери Рихтера было предложено эвакуироваться из города – враг наступал, и оккупация Одессы становилась вопросом времени. Анна Павловна уезжать отказалась. Впоследствии выяснилось, что у женщины был роман на стороне с неким Кондратьевым, за которым она ухаживала еще до войны – мужчина якобы болел костной формой туберкулеза и не мог себя обслуживать.

Святослав Рихтер

На деле все обстояло иначе – Кондратьев происходил из семьи царского чиновника и имел немало претензий к Советам, впрочем, как и они к нему. Мужчина планировал дождаться немцев и затем уйти вместе с ними. Теофил Рихтер не решился оставить жену в одиночестве и также отказался от эвакуации. В то время для властей это значило одно – немец ждет захвата города фашистами и метит в коллаборационисты.

Рихтера-старшего арестовали по статье 54-1а УК УССР за измену Родине и приговорили к расстрелу и конфискации имущества. За 10 дней до взятия города Теофила Даниловича расстреляли. Мать Святослава осталась с Кондратьевым и, когда Одессу освободили, ушла вместе с оккупантами. Затем женщина уехала в Румынию, после – в Германию и на протяжении 20 лет никак не общалась с сыном.

Музыка

Музыка всегда была основой жизни пианиста, возможно, благодаря ей Святослав Теофилович, при своих биографии и национальности, уцелел в обеих волнах сталинских чисток. Великий вождь был не чужд музыке, а его дочь часто ставила пластинки с исполнением Рихтера. Уважение к работнику искусства могло стать причиной того, что Святослава – и немца, и интеллигента – ни разу не арестовывали.

Пианист Святослав Рихтер

Когда война закончилась, к Рихтеру пришла настоящая популярность. Он победил на Третьем Всесоюзном конкурсе исполнителей, а слава ведущего пианиста была признана по всему СССР. Казалось бы, пришло время выступлений на Западе, но этого Святославу не дозволяли – сказывалась дружба с неугодными государству людьми. Например, когда в опалу попал Сергей Прокофьев, Рихтер упорно продолжал играть пьесы композитора.

Более того, единственный опыт выступления Рихтера в качестве дирижера был посвящен творению Прокофьева – Симфонии-концерту для виолончели с оркестром.

Легендарный концерт Святослава Рихтера в Лондоне

После смерти Сталина железный занавес для Святослава приоткрылся, и музыканта выпустили играть на Западе. Концерты в Нью-Йорке в 1960 году произвели настоящий фурор. За исполнение Второго фортепианного концерта Брамса Рихтера, первого в СССР, удостоили престижной «Грэмми».

Хотя отношения с политикой у пианиста оставались сложными – он ничего в ней не понимал, что приводило к небезопасным курьезам. Рассказывают об интересном и комичном факте разговора с Фурцевой.

Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер

Министр культуры пожаловалась Рихтеру на Ростроповича – мол, у него на даче живет опальный Солженицын. Святослав Теофилович ее горячо поддержал, согласившись, что это безобразие – у Мстислава ужасно тесная дача, Солженицыну лучше жить у самого Рихтера. Пианист просто не знал, в чем дело и почему такое высказывание опасно.

Репертуар музыканта был огромен – от произведений эпохи барокко до современных композиторов. Критики отмечали поразительную технику исполнения в сочетании с личным подходом к творчеству. Каждое произведение, которое исполнял Рихтер, превращалось в цельный, законченный образ. Публика внимала Рихтеру затаив дыхание.

Личная жизнь

О личной жизни Рихтер не рассказывал ничего, хотя о его ориентации ходили небезопасные для гражданина СССР слухи.

Святослав Рихтер и его жена Нина Дорлиак

Музыкант был женат на оперной певице Нине Дорлиак, отношения с которой начались с того, что Святослав предложил ей выступить вместе. Впоследствии они не раз давали совместные концерты. От этих выступлений осталось много трогательных фото. Впоследствии пара зарегистрировала брак, в котором Рихтер и Дорлиак прожили 50 лет. Однако на пересуды это никак не повлияло.

Вера Прохорова, с которой музыкант дружил много десятков лет, в воспоминаниях и интервью утверждала, что брак был фиктивным. Подозрения эти оправданы – отношения между супругами были далеки от стандартов. Они спали в разных комнатах, обращались друг к другу исключительно на «вы», детей у них не было.

Вера Прохорова

Прохорова нелестно отзывалась о Нине Львовне, считая ее домашним тираном. Якобы Дорлиак отнимала у Рихтера деньги, и когда Святослав Теофилович хотел помочь Елене Сергеевне, вдове Михаила Булгакова, ему якобы пришлось занимать у друзей.

Тем не менее, всю жизнь Рихтер прошел рука об руку с женой и говорил о Нине с искренней теплотой, называя не диктатором, а принцессой.

Святослав Рихтер в старости

Личной трагедией Святослава стало предательство матери, которая была для него как ближайшим человеком, так и морально-этическим мерилом. Встретив Анну Павловну после 20 лет разлуки, он так и не смог ее простить, хотя и не отказывал в помощи. Но друзьям говорил просто и однозначно, что мамы больше нет – одна маска.

Петр Чайковский — Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Это произведение считается одним из сложнейших в репертуаре музыкантов. Первый концерт играют почти все большие пианисты мира, его исполняют на фортепианных конкурсах, и часто для жюри он становится главным критерием оценки мастерства. Концерт Святослав Теофилович впервые сыграл через несколько месяцев после его московского дебюта, который имел триумфальный успех.

Уже будучи зрелым пианистом, Рихтер, играя произведения других композиторов, занавешивал портрет Петра Чайковского, который был у него около рояля. Режиссер и сценарист Юрий Борисов, который выпустил о музыканте книгу «По направлению к Рихтеру», вспоминал об этом так: «Чайковский ревнует ко всем, кого бы я ни играл! — объясняет свои действия Рихтер. — А к Дебюсси больше всего! Когда я играю его пьесы, Петра Ильича, лицо на портрете просто сияет».

Модест Мусоргский — «Картинки с выставки»

Именно исполнение русской музыки всегда особенно отмечают у Святослава Теофиловича. Не так-то просто играть композиторов-мелодистов вроде Модеста Мусоргского, Михаила Глинки или Петра Чайковского. Обычно российские музыканты любили «растянуть» широкую протяжную мелодию в лучших традициях русских народных кантиленных песен. А так как на фортепиано довольно тяжело это сыграть (звук, взятый один раз, гаснет после удара молоточком), исполнение таких длинных мелодий требует особого мастерства — не только технического, но и виртуозного музыкального слуха.

«Картинки с выставки», кроме того, имеют и жанровый подтекст. Они были написаны Мусоргским по картинам Виктора Гартмана, потому этот цикл является программной музыкой — то есть в основе этих пьес есть программа, сюжет. Тут и зловещие, неуклюжие, крадущиеся, игрушечные «Гномы», и «Старый замок» в средневековых итальянских мотивах с импровизирующим лютнистом неподалеку, и, наверное, самое у музыкантов любимое — «Балет невылупившихся птенцов», которые только-только выглядывают из своих скорлупок. Все это и правда было изображено Мусоргским в музыкальной партитуре, а Рихтер был одним из лучших его интерпретаторов.

Литература

  • Мильштейн Я. Святослав Рихтер. — «Советская музыка», 1948, № 10
  • Дельсон В. Святослав Рихтер. — М., 1961
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 3 изд.. — М., 1967
  • Рабинович Д. Портреты пианистов. 2 изд. — М., 1970
  • Гаккель Л. Для музыки и для людей // В сб.: Рассказы о музыке и музыкантах. — Л.М., 1973
  • Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. — М., 1983
  • Цыпин Г. М. С. Рихтер. Творческий портрет. — М., 1987
  • Башкиров Д. Безграничность ощущения музыки. — «СМ», 1985, № 6;
  • Нейгауз С. Нравственная высота, величие духа. — «СМ», 1985, № 6
  • Коган Г. Гордость советского искусства // В кн.: Избранные статьи в 3-х тт. — М., 1985
  • Мокрицкий Г. «Неразрезанные» страницы из книги жизни Мастера: Святослав Рихтер: Украина, Житомир / Поддержка проекта и консультации Н. Арндта. — Житомир: Волынь, 2002. — 24 с., ил.
  • Терехов Д. Ф. Рихтер и его время. Записки художника. Неоконченная биография (факты, комментарии, новеллы и эссе). — М.: Согласие, 2002.
  • Бруно Монсенжон. Рихтер. Диалоги. Дневники. — М.: Классика XXI, 2007
  • Рихтер С. О музыке: Творческие дневники. — М.: Игра слов, Отдел музыкальной культуры Пушкинского музея, 2007, 767 с.
  • Борисов Ю. По направлению к Рихтеру. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. 336 с., 3000 экз., ISBN 978-5-389-01751-1
  • Bruno Monsaingeon, Sviatoslav Richter: Notebooks and Conversations. — Princeton University Press, 2001
  • Rasmussen, Karl Aage. Svjatoslav Richter — Pianist. — Gyldendal, Copenhagen, 2007. — ISBN 978-8-70203-430-1.
  • Rasmussen, Karl Aage. Szvjatoszlav Richter — A zongorista. — Rozsavolgyi es Tarsa, Budapest, 2010. — ISBN 978-9-63877-648-8.
  • Rasmussen, Karl Aage. Sviatoslav Richter — Pianist. — Northeastern University Press, Boston, 2010. — ISBN 978-1-55553-710-4.
  • Borísov Yuri. Por el camino de Richter. — Barcelona, Ed. Acantilado, 2015. ISBN 978-84-16011-63-6

«Для меня мама умерла уже давно»

Когда Светик вернулся и я спросила его, как прошла встреча, он ответил: «Мамы нет, вместо нее маска». Я попыталась расспросить его о подробностях, ведь прошло столько лет.

– сказал Слава. Нина Дорлиак пыталась отвлечь мужа Анны Павловны, придумывая всякие уловки, например, прося показать дом. Но тот не поддался. После этого Светик еще несколько раз выезжал в Германию. Газеты писали: «Рихтер едет к матери», все выглядело очень мило. Но говорили они только об искусстве.

Когда Анна Павловна тяжело заболела, Рихтер все заработанные на гастролях деньги потратил на ее лечение. Его отказ сдать гонорар государству вызвал тогда большой скандал. О смерти матери он узнал от Кондратьева за несколько минут до начала своего концерта в Вене. Это было его единственное неудачное выступление.

– писали на следующий день газеты. Ездил он и на похороны. Мне он прислал открытку:

Награды и звания

  • Лауреат III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я премия).
  • Народный артист РСФСР (1955).
  • Народный артист СССР (13 января 1961).
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1975 года, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения.
  • Три ордена Ленина (19 марта 1965, 20 марта 1975, 20 марта 1985).
  • Орден Октябрьской Революции (14 ноября 1980) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия, 17 марта 1995) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие мировой музыкальной культуры.
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1985).
  • Золотой знак ордена Заслуг перед Польской Народной республикой (ПНР, 1983).
  • Большой крест со звездой и плечевой лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 1995).
  • Орден Мира и Дружбы народов (ВНР, 1985).
  • Ленинская премия (1961) — за концертно-исполнительскую деятельность.
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за концертно-исполнительскую деятельность.
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1987) — за концертные программы 1986 года, исполненные в городах Сибири и Дальнего Востока.
  • Государственная премия Российской Федерации (1996) — за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1981—1995 годы).
  • Премия «Грэмми» (1960).
  • Премия Роберта Шумана (1968).
  • Премия Леони Соннинг (1986).
  • Премия Франко Аббьяти (1986).
  • Премия «Триумф» (1993).
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия» — за запись Концерта для фортепиано с оркестром № 1 П. И. Чайковского.
  • Почётный доктор Оксфордского университета (1992).
  • Почётный доктор Страсбургского университета (1977).
  • Действительный член Академии творчества (Москва).
  • Почётный гражданин Тарусы (Калужская область, 1994).
  • Введён в Зал славы журнала Gramophone.

Анна Павловна ушла с немцами

Когда Одессу освободили, туда поехал знакомый Светика, инженер по профессии, который должен был оценить состояние города. Через него Светик передал матери письмо, мы тоже написали ей. Это было в апреле. Святослав уехал на гастроли, а мы ждали возвращения этого знакомого инженера. Уже прошел срок, когда он должен был вернуться, а у нас мужчина так и не появился. Тогда я сама поехала к нему за город. Отыскала его дом, вижу – он на огороде что-то делает. И такое у меня появилось предчувствие, что лучше бы мне к нему не подходить. Но я отогнала эти мысли.

– встретил меня мужчина.

Оказалось, что этот Кондратьев был до революции большим человеком и его настоящая фамилия чуть ли не Бенкендорф. В 1918 году при помощи дирижера Большого театра Голованова и его жены певицы Неждановой ему удалось поменять паспорт и стать Кондратьевым. Больше двадцати лет он притворялся инвалидом. А мать, которой так восхищался Светик, имела с ним роман. И в конце концов даже перевезла его к себе. Получилось, что ходила Анна Павловна не к больному товарищу, а к возлюбленному. И предала и мужа, и сына. Она ведь отдала мужа на смерть. Светик рассказывал:

За неделю перед сдачей Одессы родителям Рихтера предложили эвакуироваться. Но поскольку Кондратьева с ними не брали, Анна Павловна уезжать отказалась. Тем самым подписав мужу смертный приговор.

– рассказывал потом Светик.

Когда в город вошли немцы, Кондратьев обнародовал, кто он на самом деле. Более того, женился на Анне Павловне и взял ее фамилию. Когда много лет спустя Светик приехал к матери в Германию и увидел на дверной дощечке надпись «С. Рихтер», ему стало дурно.

– рассказывал он мне.

Светику за границей часто говорили: «Мы видели вашего отца». Он отвечал: «Мой отец был расстрелян». Вот так…

По дороге из Тбилиси, где он гастролировал, Светик остановился в Киеве у своей знакомой, жены знаменитого глазного врача Филатова, и она ему все рассказала о судьбе родителей. Она была ближайшим другом его отца. Сперанская ее фамилия.

– вспоминала она потом. Когда мы с сестрой встречали Славу на вокзале, у него было абсолютно больное лицо. Он вышел из вагона, словно выпал, и сказал: «Випа, я все знаю». До 1960 года эту тему мы не трогали…

Значение личности и деятельности

С. Рихтер страстно любил музыку и был настолько талантлив, что  знаменитый Генрих Нейгауз, его преподаватель в консерватории, признавался, что мало что мог дать своему ученику – он сам всё понимал и делал, надо было только лишь иногда что-то ему советовать. Нейгауз уже в консерватории характеризовал его как гениального музыканта.

Рихтеру пришлось учиться в тяжёлые годы войны. Он не имел своего инструмента, занимался ночами, ютился у товарищей, но, обладая редкой способностью работать в любой обстановке, поражал всех своим трудолюбием. Он играл по 8-9 часов ежедневно.

Но известность к нему пришла довольно поздно. Он уже был сформировавшейся личностью, всегда мыслил оригинально, имел безошибочный вкус, никогда не допускал по отношению к себе пошлость и вульгарность. Умел игнорировать прояв­ления суетности в человеке. Ненавидел злословие. Свой громадный авторитет использовал только во имя добра: помогал молодым музыкантам, и сам никогда не забывал добра по отношению к себе.

Всегда стремился к большому реперту­ару. Имея прекрасную память, учил произведение быстро. Постоянно совершенствовал мастерство. Создал свою технику. Его учитель Нейгауз говорил, что за 20 лет, которые он знает Рихтера, тот превратился из безвестного студента в пианиста с мировым именем. Но в душе остался таким же: честным и принципиальным в отношениях с людьми, верным в дружбе, преданным музыке, скромным.

В репертуаре Рихтера было почти всё, что было написано для фортепиано. За инструментом он глубоко прони­кал в замысел композитора, никогда не допуская собственной трактовки, не соответствующей авторской. А его требовательность к себе была беспредельной.

Рихтер всегда стремился донести до всех людей значение музыки, поэтому он играл не только для подготовленных слушателей в больших городах, но и в маленьких городах, где мало знали классическую музыку, выступал в сельских клубах, в провинциальных музыкальных школах, в рабочих поселках.

Рихтер принадлежал к тем великим артистам, которые старались своим искусством вос­питывать, просвещать людей. Он был организатором фестивалей музыки: в Тарусе с 1993 г., в Турени (Франция) с 1964 г., а также очень популярных «Декабрьских вечеров» в пушкинском музее с 1981 г. – всё с той же целью популяризации музыки.

Краткая биография

  1. В 1937 г. стал студентом Московской консерватории (класс Г. Нейгауза).
  2. Осенью этого же года отчислен, т.к. не сдал экзамены по общеобразовательным предметам. Возвратился в Одессу, но Нейгауз снова вызвал его в Москву. Диплом об окончании консерватории получил лишь в 1947 г.
  3. В 1940 г. выступал с Г. Нейгаузом в Малом зале Московской консерватории.
  4. В 1942 г. дал первый сольный концерт в Москве.
  5. В 1943 г. совершил первый концертный тур по стране, посетив несколько городов.
  6. В 1944 г. впервые исполнил «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха.
  7. В 1945 г. впервые выступил с певицей Н. Дорлиак, которая станет его женой. Концертировал в стране.
  8. В 1945 г. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей получил Первую премию.
  9. 1946-1947 гг. прошли в многочисленных гастролях по стране.
  10. В 1948 г. в Бухаресте выступил с Н. Дорлиак. Записаны его первые пластинки.
  11. В 1949 г. получил Сталинскую премию 1-й степени за вклад в искусство.
  12. В 1950 г. выступал в Чехословакии на фестивале «Пражская весна».
  13. В 1951 г. впервые исполнил Девятую сонату Прокофьева, посвященную Рихтеру.
  14. В 1952 г. состоялось первое и последнее выступление Рихтера-дирижёра.
  15. С 1954 г. и до конца жизни – систематические концертные выступления за рубежом. Не прекращал гастролей в своей стране.
  16. В 1958 г. входил в состав жюри I Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
  17. В 1960 г. Французская академия грамзаписи присудила Рихтеру «Гран-при» за лучшие записи предыдущего сезона.
  18. Весь 1960-й год прошёл в зарубежных гастролях, в том числе в США. Гастролировал и на родине.
  19. В 1961 г. получил Ленинскую премию.
  20. Последующие годы жизни Рихтера отмечены однообразной тематикой (он гастролировал), но разнообразной географией гастролей. 1962 г. – первые гастроли в Италии, затем Австрия, Германия, Чехословакия, Вена, снова Италия и СССР.
  21. 1963 г. – Англия, Париж, страны Восточной Европы, Германия, СССР. Встреча с Бриттеном.
  22. 1964 г. – концерты в Москве, Ленинграде, в Олдборо (Англия), в Германии, Шотландии, Париже.
  23. 1965 г. – Москва, Ленинград, Прага, Италия, США, Венгрия, Москва.
  24. 1966 г. – Прага, Зальцбург, Москва, Италия.
  25. 1967 г. – Венгрия, СССР, Италия.
  26. 1968 г. – Зальцбург. Моцартовская программа. Италия, Чехословакия, Рим, Берген (родина Грига), Болгария, Турция, Швеция, Англия, Париж, Москва.
  27. 1969 г. – Ленинград, Зальцбург, Белград, Италия, Испания, Португалия, Франция, Швейцария, Германия, Бельгия, Венгрия.
  28. В 1970 г. совершил первую концертную поездку в Японию. Продолжал гастролировать по всему миру и в СССР.
  29. В таком напряжённом ритме гастролей прошла вся его оставшаяся жизнь. Каждый год в перечне его концертов – множество стран и городов, но никогда не прекращает концертировать в своей стране.
  30. В 1975 г. получил звание Героя Социалистического Труда
  31. В 1985 г. награжден французским орденом «За заслуги в области искусства и литературы» (вместе с М. Плисецкой).
  32. В 1987 г. начинается ухудшение здоровья. В мае проведена операция в Хельсинки. Но концертная деятельность возобновляется в этом же году.
  33. За 1988 г. сыграно более 80 концертов.
  34. В 1989 г. перенёс операцию на сердце (Цюрих).
  35. В 1990 г. возобновил концертную деятельность.
  36. В 1992 г. сыграл около 100 концертов по всему миру и в России.
  37. В 1993 г. дал 60 концертов, некоторые записаны на пластинки.
  38. В 1994 г. избран почетным гражданином города Тарусы. Фирма Philips выпустила 21 компакт-диск с записями игры Рихтера.
  39. В 1995 г. резкое ухудшение здоровья. Операция в Париже.
  40. В 1996 г. отправился на гастроли в Японию, но из-за болезни возвратился в Европу, лечился во Франции, Германии и Италии. Вместе с женой жил на Средиземноморском побережье Франции.
  41. В 1997 г. возвратился в Москву.
  42. 1 августа 1997 г. умер от сердечного приступа в Москве.
  43. 4 августа 1997 г. похоронен на Новодевичьем кладбище.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий