Роллан, Ромен

Краткое содержание

Действие «Жан-Кристофа» Ромен Роллана происходит в небольшом немецком городке, где в семье музыкантов рождается мальчик. Маленького Кристофа восхищает все – звон капели, пение птиц, шум ветра. Повсюду он слышит музыку и, незаметно для себя, придумывает мелодии. Дед записывает и собирает их в отдельную тетрадь. Вскоре мальчик становится придворным музыкантом и зарабатывает свои первые деньги.

Большую часть дохода отец пропивает и мать вынуждена работать кухаркой. Кристоф понимает, что они бедны и окружающие смеются над их невоспитанностью и неграмотностью. Чтобы помочь семье, Кристоф играет в оркестре с отцом и дедом, дает уроки музыки. Он мало общается со сверстниками, и единственным утешением становятся беседы с дедушкой и бродячим торговцем.

Публикации текстов

  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 20 т.. — Л. : Кооперативное издательство «Время» : Художественная литература, 1932—1936.
  • Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений : в 9 т.. — М. : Музгиз : Искусство, 1938.
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 14 т.. — М. : , 1954—1958.
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 9 т. / Под ред. Н. М. Любимова. — М. : Правда, 1971. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 9 т. / Под ред. Н. М. Любимова. — 2-е изд. — М. : Правда, 1983. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Роллан Р. Музыкально-историческое наследие : в 8 вып. / Науч. ред. В.Н.Брянцева, Л.В.Кириллина. М.: Музыка, 1986-2019.

«Врата открываются»

Кристоф постепенно возвращается к жизни, друзья помогают ему найти учеников. Между Кристофом и женой доктора завязываются отношения. Когда измена открывается, Анна пытается покончить с собой, а Кристоф бежит из города в горы. Он пишет музыку и вскоре получает мировое признание.

Одна из учениц Кристофа влюбляется в него и они мечтают пожениться. Но ее сын всячески препятствует замужеству матери: симулирует нервные припадки и кашель. В конце концов он действительно тяжело заболел и умер. Грация винит себя в его смерти и не выносит этого – умирает вслед за сыном.

Потеряв любимую женщину, Кристоф чувствует, как рвется тонкая нить, соединяющая его с жизнью. Но именно в этот момент он создает самые глубокие произведения. Он устраивает судьбу сына Оливье и знакомит его с дочерью Грации. Кристоф тяжело болен, но тщательно скрывает это, не желая омрачать счастье молодых.

Умирающий Кристоф лежит в своей комнате и слышит оркестр, исполняющий гимн жизни, вспоминает мать, друзей, возлюбленных: «Вот аккорд, который я искал. Врата открываются».

Творчество Роллана

Ромен Роллан оставил на редкость многообразное творческое наследие: пьесы, эссе, романы, мемуары и биографии – Льва Толстого, Микеланджело, Рамакришны, Махатмы Ганди, Бетховена, Вивекананды. В 1914 году завершил роман «Жан-Кристоф», следом – «Кола Брюньон». В 1920-ом опубликовал повесть «Пьер и Люс». Статьи писателя о задачах искусства и социальных противоречиях собраны в сборниках «Через Революцию к миру» и «Пятнадцать лет борьбы».

В 1933 году выходит роман «Очарованная душа», следом очерки «Ленин», «Вальми», драма «Робеспьер». В 1942-ом Роллан завершил автобиографическое произведение «Внутреннее путешествие», в 1946 году выходит«Кругосветное плаванье», в 1944-ом – цикл о Бетховене, биография Пеги. За несколько месяцев до смерти французскому писателю посчастливилось увидеть Париж свободным. Умер Ромен Роллан в декабре 1944 года в оккупированном немцами Везле.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

Юный Ромен Роллан с сестрой

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.

Ромен Роллан в молодости

Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.

Ромен Роллан за фортепиано

Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.

Писатель Ромен Роллан

В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».

Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор

Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».

Ромен Роллан и Максим Горький

На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.

Ромен Роллан и Махатма Ганди

В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:

Ромен Роллан и Иосиф Сталин

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

«Жан Кристоф» и «Очарованная душа»

Эпопеи Роллана «Жан Кристоф» и «Очарованная душа» дают примеры становления характеров могучих и борющихся

Важно не только то, что Жан Кристоф композитор, важно, что он большой человек. И читатель, который захочет войти в просторный мир этой эпопеи, увидит мальчика, которому трудно жить, перечувствует снова—или впервые — надежды и разочарования вдумчивой и требовательной юности, убедится в том, какую силу при¬человеку убежденность, чья основа — культура и гуманизм

Жан Кристоф Крафт оставляет миру свою любовь, мужество, порыв, воплощенные в музыке.

Аннет Ривьер, «очарованная душа», героиня второй эпопеи Роллана, — не гений, это просто интеллигентная женщина, но она становится воплощением той же силы, что жила в Кристофе и Кола Брюньоне, — силы человеческого духа, способного, пережив бурю, подняться к вершинам ясной и доброй мудрости: люди будут жить все богаче в себе, все щедрее друг для друга, кто бы ни пытался им помешать, как бы ни мешали себе они сами. И эта огромная, нескончаемая перспектива очаровывает душу Аннет Ривьер. Жан Кристоф в одинокой борьбе погибает непобежденным. «Очарованная душа» не оказалась в одиночестве, она искала людей, люди нашли ее. Шаг за шагом показывает Роллан величавый и трудный путь Аннет Ривьер. И этот путь стоит пройти вместе с ней, стоит потому, что он ведет к постижению вечных человеческих ценностей, выработанных угнетенным человечеством в борьбе за свою свободу. Эти ценности — мир, труд, борьба за братство тружеников — наши ценности. И ими-то богат мир книг Ромена Роллана, мир тысячелетней европейской культуры. В него нужно войти. И он еще долго будет светить людям!

По материалам журнала “Семья и школа”, 1967 год

Общественная деятельность

После начала Первой мировой войны Роллан остался в Швейцарии. Он не раз предпринимал попытки примирить интеллектуальную элиту Франции, Германии и Бельгии. Аргументы романиста изложены им в серии статей, вошедших впоследствии в сборник «Над схваткой». Литературные заслуги Ромена Роллана признаны во всем мире. В 1915 году ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы. При награждении был отмечен высокий уровень его произведений, сочувствие и любовь к истине.

Роллан с воодушевлением принял Февральскую революцию в России, с одобрением отнесся к событиям Октября. Однако методы пришедших к власти большевиков он до конца не принял. Роллан считал, что далеко не всякая благая цель оправдывает средства. Писателю были ближе идеи Ганди, который проповедовал идею непротивления злу насилием.

После окончании Гражданской войны в России Роллан познакомился с Максимом Горьким. В 1932 году Роллан был избран Иностранным почетным членом Академии наук СССР. Будучи приглашенным в 1935 году Москву, писатель общался с Иосифом Сталиным. Позже Роллан писал руководителю Страны Советов, пытаясь вступиться за репрессированного Н.И. Бухарина. Однако ответа на свое послание он так и не получил. Писатель ушел из жизни в 1944 году во Франции после заболевания туберкулезом.

Вынужденный побег

Знакомство с французской актрисой наводит его на мысль уехать в Париж, но он не может оставить мать. Но судьба распорядилась иначе. На одном из деревенских праздников он ссорится с солдатами, на него заводят уголовное дело и он вынужден бежать из страны.

Грязный, суетливый Париж неприветливо встретил Кристофа. Он зарабатывает на жизнь частными уроками, и вскоре замечает, что французское общество ничуть не лучше немецкого. Лидеры партий прикрывают громкими фразами корыстные интересы. Пресса лжива, а произведения искусства создаются в угоду богачам. Молодой человек повсюду видит фальшь и бездарность.Сочиненную им симфонию публика освистывает.

Кристоф голодает, но не сдается. После тяжелой болезни он чувствует себя обновленным, и перед ним открывается неповторимое очарование Парижа. У него появляется друг – молодой поэт Оливье. В доме, где они снимают квартиру, живут люди различных социальных слоев и сторонятся друг друга. Но музыка Кристофа сближает их.

Тяжелые потери

После смерти деда, семья оказалась на грани нищеты. Отец пьет, и мать просит герцога, чтобы заработанные отцом деньги, отдавали сыну. На одном из концертов отец ведет себя отвратительно и ему отказывают от места. Кристоф пишет музыку и мечтает о великом будущем.

Но в его жизни не все гладко. Он нашел себе друга, но вскоре они с Отто расстались. Кристоф полюбил девушку из знатной семьи, но ему указали на разницу в положении. Умирает отец и семья вынуждена перебраться в жилье поскромнее. Кристоф знакомится с хозяйкой галантерейной лавки Сабиной. Неожиданная смерть любимой девушки оставляет в его душе глубокую рану.

Слова дядюшки – «Главное, это не уставать желать жить» – придают ему сил. В нем просыпаются неведомые силы. Ему слышатся фальшивые ноты в произведениях знаменитых музыкантов и народных песнях. Кристоф заявляет об этом во всеуслышание и пишет мелодию. Но народ не готов к новаторской музыке и вскоре от Кристофа отворачивается весь город.

Ромен Роллан: факты из биографии

Знаменитый французский романист Ромен Роллан родился в 1866 году в Бургундии. Учился в Высшей нормальной школе Парижа, где и получил высшее образование. После окончания школы будущий писатель два года провел в Италии. Здесь он изучал изобразительное искусство, постигал творчество великих композиторов. В студенческие годы Роллан серьезно занимался музыкой, превосходно играл на фортепьяно. Его перу принадлежит первая в истории Сорбонны докторская диссертационная работа по музыке. Роллан занимал должность профессора по истории музыки в Сорбонне.

Роллан состоял в переписке с Львом Толстым, чье влияние сыграло свою роль в становлении пацифистских и гуманистических взглядов романиста. Присущие творчеству Роллана мистицизм и романтизм стали отголоском знакомства писателя с немецкой литературой.

Биография Ромена Роллана

Ромен Роллан – французский писатель, был общественным деятелем. Кроме того признанный ученый-языковед. Одно из главных достижений Роллана то, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1915 году, как было написано: “За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине”. Ниже ознакомьтесь с краткой биографией Ромена Роллана.

Родился Ромен Роллан 29 января 1866 года в Бургундии. Отец был нотариусом. Когда Ромену было 15 лет, его семья переехала жить в Париж. Там он и получил высшее образование. С раннего детства Роллан очень увлекался музыкой. Он играл на фортепиано. В студенческие годы он продолжил серьезно заниматься музыкой и даже решил своей специальностью выбрать историю музыки. Можно сказать, что эта веха стала одной из ключевых в биографии Ромена Роллана.

Позже он защитил диссертацию на тему: “Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти”. Этот факт из биографии Ромена Роллана весьма интересен, поскольку это была первая в Сорбонне докторская диссертация на музыкальную тему. Роллан получил звание профессора истории музыки. Известно, что Роллан состоял в переписке с Толстым. Это сильно повлияло на него и сыграло большую роль в развитии его творчества.

Роллан выступал за создание новой драматургии, но его книга “Народный театр” не получила большого признания. Роллан добился большого успеха на французской сцене, как драматург. Он написал такие пьесы, как Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899). Позже исторические пьесы: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938).

В период Первой мировой войны Роллан был активным участником европейских пацифистских организаций. Ему принадлежит авторство множества антивоенных статей, которые позже вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

Говоря о творческой биографии Ромена Роллана, обязательно надо отметить, что в 1915 году он был награждён Нобелевской премией по литературе.

Возможно благодаря навеянным Львом Толстым идеям (читайте краткую биографию Льва Толстого), Роллан стал известным пацифистом. Ему нравились идеи М. Ганди в отношении сопротивления злу. А именно, что нельзя отвечать на зло насилием.

Также с 1920-х годов у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким (читайте краткую биографию Максима Горького). Он даже приезжал в Москву по приглашению Горького, где ему удалось пообщаться со Сталиным.

В 1937 году Роллан написал Сталину письмо. В нем он выражал обеспокоенность, и пытался выступить в защиту репрессированных Бухарина и Аросеева, но не получил ответа.

Также среди других его корреспондентов были такие личности, как Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.

В годы Второй мировой войны Роллан жил в оккупированном городе Везле. Там он продолжал свое творчество. Там же он и умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза.

Ознакомившись с биографией Ромена Роллана, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы. К тому же помимо биографии Ромена Роллана предлагаем вашему вниманию общий раздел по всем писателям – Биографии.

Повесть Р. Роллана “Кола Брюньон”

Ромен Роллан воспитывает примерами великих — вовсе не обязательно примерами признанных великих людей. Он воспитывает примерами великих душ. Вот Кола Брюньон, неунывающий мастер: он творит, сопротивляясь тому, что заказчики его, господа жизни, делают своей профессией разрушение. Его великолепные деревянные скульптуры гибнут у него же на глазах — а он думает о том, что можно создать из обломков. Для библии труд был наказанием божьим, дня Кола Брюньона — радостью жизни, потому что этот труд был творчеством. И труд этот, беззащитный, безоружный, был силой самой сильной в мире, бессмертной, как сама Франция—ее солнце, ее виноград, ее мастера.

Кола Брюньон не знал, что он, труженик, и есть подлинно великий человек. Зато читатель об этом узнает, узнает и еще раз почувствует свою силу: ведь труд — это вечная ценность, которая доступна каждому вне зависимости от возраста

Но не зря говорят, что основы мироощущения важно заложить именно в юности, которой так свойственны тяга к самовоспитанию, к поиску. Ведь воспитывать себя можно в разных направлениях, а найти можно не только хорошее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий