Сезанн, Поль

Дата создания картины: около 1895 г.Размеры: 71 х 57 смГалерея Курто, Лондон

«Реальная» синяя драпировка, на которой стоит тарелка, сливается с синей материей, изображенной на прислоненной к стене картине. Перья зеленого лука сливаются с ножкой стола на картине: таким образом, «реальное» и «искусственное», смешиваясь, образуют как бы новую «реальность». Помещенное на заднем плане яблоко одинаково по размеру с яблоком, лежащим на столе на переднем плане, что является нарушением законов перспективы. Правая нога Купидона бросает на подставку статуэтки косую тень, перекликающуюся по форме с правой луковицей.

Гипсовая статуэтка, которую Сезанн приобрел для этого натюрморта, сохранилась до наших дней – ее можно увидеть в музее художника в Эксе. Статуэтка эта не слишком крупна (она не достигает в высоту и 50 сантиметров), но та картине изображена так, что выглядит гораздо большей. Это один из самых непростых натюрмортов Сезанна. Его отличает прихотливая композиция.

Помимо гипсового Купидона, мы видим на холсте прислоненные к стене картины. Одна из них (ближняя к зрителю) – «Натюрморт с бутылкой мятного ликера» кисти Сезана, находящийся ныне в Национальной галерее в Вашингтоне.

На второй картине (в правом верхнем углу) изображена другая гипсовая статуэтка. Любопытно, что Сезанн пишет так, что порой очень трудно отделить «живые» трехмерные вещи (Купидон, фрукты и овощи, стол) от «плоскостных» (картины). Композиция составлена настолько необычно, что пространство в правой части картины словно сворачивается «наружу». Но, несмотря на всю необычность «построения», изображение великолепно сбалансировано и оттого не разваливается на части, а смотрится единым гармоничным целым.

Поль Сезанн картины

Пейзаж

Поль Сезанн : «Видишь ли, — пишет он Золя 19 октября 1866 года, — никакие картины, созданные в помещении, в мастерской, никогда не смогут сравниться с теми,
что написаны на пленэре. Когда пишешь картины на природе, то контраст между изображаемыми фигурами и фоном получается поразительным, да и сам пейзаж
великолепен. Я вижу потрясающие вещи, мне нужно решиться на то, чтобы работать только на пленэре»

Пейзаж с мельницейМорской пейзажВид на гору Сен Виктуар с ЛовСена в Берси
    
Пейзаж в Иль-де-ФрансВид Овер-сюр-УазДом доктора Гаше в Овере. 1874 гПейзаж 1866
    
Вид Боньер 1866г.Поляна 1867г.Дом в Провансе 1867гПейзаж 1867г
    
Пейзаж 1867гПейзаж с источникомMont Sainte-VictoireРядом Экс ан Прованс
    
Улица Де Сюлей. МонмартрИзгиб рекиДорога в ПровансеФабрики Рядом Мон-де-Cengle
    
Пейзаж 1870гПейзаж в Провансе 1870гL’Estaque под снегом1870гУсадьба в Жас де Боффан
    
Пейзаж с водяной мельницейАллея каштанов в Жас де БоффанДорогаМасляная мельница
    
Винный двор, вид с улицы Жусси 1872гДома в ОвереЭтюд. Пейзаж в ОвереДом повешенного в Овере
    
Бассейн в Жа де Буффан.Море в Эстаке. 1878гДолина Уазе. 1880гДеревня за деревьями. 1879г
    
Берег реки. 1905гДорога около горы Сент Виктория. 1902гСкалы около пещеры ниже Шато Нуар. 1904гГора Сент Виктория. 1906г
    
Пейзаж в Провансе. 1880гПейзаж с линией воды. 1879гВид на Эстак сквозь деревья. 1879гТающий снег в лесу Фонтенбло. 1880г
    
Вид на Овер. 1873гНад оврагом. 1879гМост и водопад в Понтуазе. 1881гКоте де Галлет в Понтуазе. 1880г
    
В долине Уазе 1874гПейзаж в Жа де Буффан. 1876гБассейн в Жа де Буффан. 1876гПейзаж в Провансе. 1875г
    
Пейзаж. 1876гДорога. 1876гДорога в Понтуаз. 1875гФруктовый сад в Понтуаз. 1877г
    
Дом и дерево. 1874гДеревья в Жа де Буффан. 1876гПоворот дороги в Овере. 1873гВид на Овер. 1873г
    
Крестьянский двор в Овере. 1880гДома в Эстаке. 1880гПейзаж в Иль де Франс. 1880гИль де Франс, пейзаж. 1880г
    
Залив Эстак с востока. 1882гВид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885гВид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885гВид на Эстак. 1883г
    
Фруктовый сад. 1882гДорога, деревья и озеро. 1882гСкалы в Эстак. 1882гМоре в Эстак. 1885г
    
Пейзаж. 1882гПейзаж в Жа де Буффан. 1885гЭстак, вид сквозь сосны. 1883гЭстак с красными крышами. 1885г
    
Дома в зелени. 1881гВ лесу Фонтенбло. 1882гВ лесу. 1885гПейзаж. 1885г
    
Река у моста трёх ключей. 1906гГарданн. 1886гГарданн, горизонтальный вид. 1885гДома в Провансе недалеко от Гарданна. 1886г
    
Поворот дороги. 1882гКаштаны и ферма. 1885гФерма в Нормандии летом. 1882гДома вдоль дороги. 1881г
    
Вид на Эстак и Шато д Иф. 1885гМулен де ля Кулёвр в Понтуазе. 1881гГора Сент Виктория, вид с Гарданн. 1886гАллея в Шантильи. 1888г
    
Замок морского ведомства. 1890гКаштаны в Жа де Буффан. 1887гЛес. 1890гГарданн. 1890г
    
Дом и ферма в Жа де Буффан. 1887гДом за деревьями по дороге в Толоне. 1887гДом с красоной крышей. 1890гЖа де Буффан. 1887г
    
Пейзаж в полдень. 1887гПейзаж с виадуком, гора Сент Виктория. 1887гБольшие деревья в Жа де Буффан. 1887гГора Сент Виктория. 1887г
    
Гора Сент Виктория. 1887гГора Сент Виктория с большой сосной. 1887гВысокие деревья в Жа де Буффан. 1887гАллея в Шантильи. 1888г
    
Берег Марны (Вилла на берегу реки). 1888гБольшая сосна. 1889гДеревья и дома. 1886гВид на Гарданн. 1886г
    
Акведук. 1890гФерма в Бельвю. 1892гДом с треснувшей стеной. 1894гГолубятня в Бельвю. 1890г
    
Лес. 1894гДом и деревья. 1894гМельничный жернов и бак под деревьями. 1894гГора Сент Виктория. 1890г
    
Гора Сент Виктория. 1890гГора Сент Виктория. 1890гГоры в Провансе. 1890гОтражения на воде. 1890г
    
Дом Марии с видом на Шато Нуар. 1895гГора Сент Виктория. 1895гГора Сент Виктория. 1897гГора Сент Виктория. 1898г
    
Деревья и жернова. 1894гКаменоломни Бибемюс. 1898гКаменоломни Бибемюс. 1898гКаменоломни Бибемюс. 1900г
    
Каменоломни Бибемюс. 1900гКрасная скала в Бибемюс. 1897гФерма в Монжеру. 1898гВ лесу. 1899г
    
Угол карьера. 1902гЛес у скальных пещер над Чёрным замком. 1904гДома на холме. 1903гХижина Журдена. 1906г
    
Хижина Журдена. 1906гБольшая сосна. 1905гМельница на реке. 1906гГора Сент Виктория. 1905г
    
Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905гГора Сент Виктуар. 1906гГора Сент Виктуар. 1902гГора Сент Виктуар. 1902г
    
В парке Шато Нуар. 1900гВ парке Шато Нуар. 1900гВ лесу. 1898гБольшая сосна и красная земля. 1895г
    
Деревья и жернова. 1894гПоворот дороги в лесу. 1906гГолубой пейзаж. 1903гШато Нуар. 1904г
    
Шато Нуар. 1904гШато Нуар. 1904гШато Нуар. 1904гШато Нуар. 1905г
    
Озеро в Аннеси. 1896гГора Сент Виктуар вид с Лов. 1903гГора Сент Виктуар вид с Лов. 1905гДеревня в Провансе.
    
Бассейн и умывальник в Жа де Буффан.Завтрак на траве.Мост над прудом.Деревья конского каштана в Жа де Буффан.
    
Гийомен в дороге.Равнина перед горой Сент Виктория.Река на равнине.Скалы.

Творчество

После выпуска из колледжа Поль Сезанн начал проявлять большой интерес к художественному искусству. Поскольку отец видел сына предпринимателем, он настоял на том, чтобы тот получил юридическое образование.

Одновременно с этим, Сезанн посещал местную школу живописи. Глава семейства был не против этого, поскольку и подумать не мог, что Поль свяжет свою жизнь с искусством. Юноша развивал свои способности, а также посещал разные галереи и выставки.

Позднее Сезанн уговорил отца позволить ему посетить Париж, куда его давно звал Эмиль Золя. Это привело к тому, что в 1861 г. он окончательно обосновался в этом городе, начав готовиться к поступлению в Академию художеств. В это время биографии он познакомился с еще малоизвестными Камилем Писсарро и Клодом Моне.

Достаточно долго Поль не верил в собственные силы. Он переживал, что никогда не сможет отобразить на полотне то, что чувствует и как видит окружающий мир. Параллельно с этим он испытывал стыд за то, что не смог оправдать ожиданий отца.

В результате, постоянные беспокойства подтолкнули Сезанна покинуть Париж и вернуться домой. Здесь он начал работать в банке отца, но правовые вопросы не доставляли ему никакого удовольствия. Вследствие этого, парень вновь уехал в столицу.

Поль намеревался поступить в Академию художеств, но провалил экзамены. В 1863 г. он увидел скандальную картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которая в тот время вызывала бурю негодования у искусствоведов. Однако именно это полотно, которое вскоре совершит переворот в живописи, во многом помогло Сезанну посмотреть на искусство с другого ракурса.

Тогда же Поль познакомился с Фредериком Базилем, который привел его в мастерскую Марка Глейра, учениками которого были такие мэтры, как Клод Моне и Огюст Ренуар. Изначально по причине врожденной застенчивости в кругу импрессионистов Сезанн чувствовал себя не в своей тарелке.

Первые работы Поля не привлекали внимания культурной общественности, поэтому Салон отказывался их представлять на выставках. Тем не менее, его ободряла поддержка Эдуарда Мане, который тепло отзывался о его картинах. Это помогло ему не отчаяться и продолжить трудиться.

В начале 1870-х годов Сезанн создал ряд этюдов на пленэре, в совершенстве освоив технику мелкого мазка. Самой импрессионистической работой того времени стал – «Дом повешенного». В последующие годы биографии он достиг больших высот как пейзажист.

Поля Сезанна абсолютно не привлекали различные планы пространства. Вместо этого он объединял все планы в одно живописное поле, стараясь достичь полного единства композиции. Отдельные перспективы на его полотнах как бы наплывали друг на друга.

Кроме этого, на пейзажах мастера практически отсутствуют прямые линии. Примечательно, что более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар. Поль был уверен, что в основе бытия лежит порядок, а также то, что творческая сила способна выстроить из хаоса гармонию.

«Игроки в карты»

Интересен факт, что Сезанн негативно отзывался о творчестве ряда современников, среди которых Гоген и Ван Гог. Это было связано с тем, что эти новаторы-художники отказывались от классицизма и романтизма, произвольно изображая на своих полотнах чисто индивидуальное видение мира.

В противовес этому Поль сочетал в своем творчестве как «классику», так и новые течения. При этом он стремился к 3-мерной живописи, поскольку она по его мнению наилучшим образом отображала на холсте действительную реальность. Вследствие этого он называл картины Гогена – «раскрашенными китайскими картинками».

На рубеже 1880-1890 годов художник уделял большое внимание фигурным жанрам. Тогда же он стал автором цикла полотен, посвященных картежникам

Все они увидели свет под одинаковым названием – «Игроки в карты».

За пару лет до своей кончины в парижском Салоне целый зал был предоставлен для показа работ Поля Сезанна. Данная выставка стала его первым настоящим успехом, более того – триумфом мэтра.

Интересные факты

По просьбе отца в 1861 г. Поль Сезанн расписывает стены салона усадьбы Жа-де-Буффан, столь любимой его родителем. Центральной росписью становится портрет Луи-Огюста. Уже после кончины художника росписи были демонтированы и превращены в станковые произведения. Посетители поместья могут увидеть видеопроекцию росписей, окунувшись в атмосферу усадьбы времен юности художника.

Более 25 лет художника связывали узы дружбы с Эмилем Золя. Окончанием этой дружбы станет издание писателем романа «Творчество», где в главном герое-неудачнике легко угадывается Поль Сезанн. Художник сухо поблагодарил автора за экземпляр книги и прекратил общение. Случилось это в 1886 г. Но впервые черная кошка пробежала между друзьями еще в 1864 г., когда Золя увел у приятеля девушку. Красотка по имени Александрина Мелей вскоре станет первой женой писателя.

На Салон, единственную значимую выставку Франции той эпохи, картины Поля Сезанна долгие годы не принимались. Унаследовавший от отца упрямство в достижении цели, 18 лет подряд живописец будет предлагать свои полотна жюри, пока, наконец, в 1882 году одну из его картин не выставят. Ею станет портрет отца художника, написанный в 1866 г.

В качестве моделей для знаменитого полотна «Пьеро и Арлекин» Сезанну позировали его любимый сын Поль и его школьный товарищ Луи Гийом.

Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Большую часть жизни Поля Сезанна его картины не считались достойными внимания. Его живопись оскорбляли, его самого унижали. Выстояв и разработав свою, ни на что не похожую удивительно логичную систему сочетания линии, цвета и мазка, он стал образцом для подражания целого поколения художников XX века. Сегодня гениального живописца часто называют «отцом» современной живописи.

Поль Сезанн (1839-1906 гг.) французский живописец — дверь в искусство:

  • Жизнь Сезанна. А. Перрюшо. Пер. с фр., послесловие К. Богемской., М.: «Радуга», 1991
  • Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. Сост. Яворская Н. В., М., 1972
  • Сезанн. Мурина Елена., М.: Искусство — XXI век, 2014

Личная жизнь

В 1869 г. 30-летний художник познакомился с 19-летней швеёй Мари-Ортанс Фике. Спустя год они начали жить вместе.

Портрет жены

А в январе 1872 г. у пары родился единственный сын Поль.

Портрет сына

Этот союз продлился почти 40 лет, хотя отношения были довольно сложными, часто супруги жили отдельно друг от друга.

Из-за страха перед отцом художник долгое время скрывал от него жену и сына. Мать же Поля знала обо всём и часто навещала любимого внука.

Когда Луи-Огюст узнал об Ортанс и маленьком Поле, у него с сыном произошла неизбежная ссора. Но вскоре они помирились, и в 1886 г. Сезанн и Фике узаконили свои отношения. На свадьбе присутствовал и сам Луи-Огюст.

Натюрморт с корзиной яблок (1894–1895)

Этот натюрморт стал настоящим прорывом в живописи конца 19 века. По столу из наклонённой корзины на белую скомканную скатерть рассыпались спелые яблоки. Бутылка вина и тарелка с едой словно ожидают своей очереди для подачи на стол.

Натюрморт смотрится очень цельно, так как Сезанн тщательно подбирал место для каждого предмета. Он любил экспериментировать с формой, цветом и контрастом. Его яблоки, рвущиеся с полотна, хочется попробовать, а белую скомканную скатерть — расправить руками. Крупные, немного грубоватые мазки добавляют предметам фактуру и объём. Необычный цветовой подход и передовые живописные приёмы Сезанна сделали эту картину настоящим живописным шедевром.

На нашем сайте most-beauty вы можете прочитать о выдающихся работах Сандро Боттичелли.

9

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.

Поль Сезанн в последние годы

Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.

Могила Поля Сезанна

Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.

Картина Поля Сезанна «Купальщицы»

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Творчество

Для ранних работ художника характерна темная палитра цвета, густые, плотные мазки. Это довольно мрачные картины с жутковатыми сюжетами. В них заметны отсутствие профессиональной школы и увлечение живописца полотнами Эжена Делакруа.

Подготовка к похоронам. 1867-1869 гг.

Поль Сезанн часто пишет не кистью, а мастихином – специальным инструментом для нанесения на холст густой краски. Работы далеки от гениальных и совсем не похожи на его поздние полотна. Тем не менее Камиль Писсарро видит в Сезанне настоящий талант, который совершит переворот в живописи.

С подачи мастера пейзажей в 1863 году Поль с несколькими своими картинами принимает участие в «Выставке отверженных» – организованной по приказу императора выставке полотен, не принятых жюри официального Салона. Однако его работы не привлекают внимания ни публики, ни критиков.

1860-е гг. для Сезанна время упорного труда. Он много пишет, часто посещает Лувр, учась у великих мастеров. Художник осознает нехватку знаний и опыта, потому ругает себя: «Волосы и борода у меня длинные, да вот талант короткий».

Писсарро вводит Сезанна в круг молодых художников, которые вскоре станут известны как импрессионисты. Излюбленное место их встреч – парижское кафе «Гербуа». Полю нравится там бывать, но в силу своего характера он обычно не участвует в общих беседах, держась особняком.

Идеи импрессионизма вдохновляют Сезанна, особенно он восхищается работами Эдуарда Мане. Но у него свой взгляд на живопись. В отличие от импрессионистов, стремящихся запечатлеть на картине мимолетное мгновенье, Полю интереснее изображать длительные состояния окружающего мира, саму суть вещей.

В 1870 г., не желая участвовать во Франко-прусской войне, Поль Сезанн переезжает в небольшой приморский городок Эстак. Это новый этап в творчестве художника. Здесь он открывает для себя пейзаж. Его палитра становится светлее, в работах просматривается заинтересованность формами.

Железнодорожная резка. 1870 г.

В 1872 г. Сезанн переезжает в Понтуаз, где на протяжении двух лет работает с Камилем Писсарро. Уроки пейзажиста оказали существенное влияние на манеру живописи художника – от своих прежних густых мазков он перешел к импрессионистской технике легких направленных мазков. Палитра осветляется, уходит излишняя структурность.

У Писсарро молодой живописец учится конструированию картин. Поль называет его великим художником, своим учителем и «добрым Богом». Много лет спустя на одной из выставок он подпишет свои работы: «ученик Писсарро».

В 1874 году Париж стал местом художественной революции – состоялась первая выставка импрессионистов. В ней принял участие и Поль Сезанн. Критики осудили художников. Но ни на кого не вылили столько сарказма, как на Сезанна. Его работы «Дом повешенного» и «Современная Олимпия» назвали живописью сумасшедшего.

Дом повешенного. 1873 г.

От участия во второй выставке импрессионистов расстроенный художник отказался.

В 1875 году Сезанн встречает первого почитателя своего таланта. Это таможенный инспектор Виктор Шоке, с удовольствием приобретающий картины непризнанного творца. К третьей выставке импрессионистов в 1877 г. Поль Сезанн пишет портрет Шоке, но снова сталкивается с жестокой критикой и издевательствами.

Все больше художник отходит от импрессионизма. 1880-е гг. – начало периода его зрелого творчества. Сезанн путем долгих исканий приходит к убеждению, что задача художника не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости. В интересе вечного характера мира, его устойчивых, неизменных черт.

Живопись для художника не столько искусство, сколько средство познания мироздания. Его метод – построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной геометрической формы.

Картины Поля Сезанна в новом стиле:

  • Купальщик (1885 г.);
  • Гора Сент-Виктуар с большой сосной (1886 г.);
  • Мадам Сезанн в красном платье (1888 г.);
  • Игроки в карты (серия из 5 картин 1890-1895 гг.).

В 1895 г. торговец предметами искусства Амбруаз Воллар устраивает персональную выставку работ живописца и разом покупает больше сотни его работ. С этого времени картины Поля Сезанна становятся все более популярными, их начинают с удовольствием приобретать. Успешные выставки его картин сменяют друг друга, делая художника все известнее.

В это последнее десятилетие жизни Поль Сезанн пишет такие свои шедевры как:

  • Большие купальщицы (1895-1906 гг.);
  • Мужчина в синем халате (1896-1897 гг.);
  • Озеро Анси (1896 г.);
  • Натюрморт с черепами (1901 г.).

В 1904 г. в Салоне под картины Поля Сезанна выделен целый зал. Эта выставка стала настоящим триумфом художника.

Учеба

В 1948 году мальчика отдают учиться в школу, которая находится в Сен-Жозеф. Юный Поль проявляет интерес к предметам и получает хорошие отметки. За прилежность в учебе отец подарил мальчику акварельные краски, которыми он увлеченно раскрашивал рисунки в журналах.

Спустя 4 года в биографии именитого художника начинается новый этап. По настоянию отца Поль продолжает обучение в колледже Бурбон, где успешно постигает азы математики, греческого языка и латыни. В стенах заведениях происходит судьбоносное знакомство юноши с Эмилем Золя. Впоследствии писатель организует Полю встречи с известными художниками – Ренуаром, Моне, Писсарро.

В 1858 году молодой человек попадает в музей, хранителем которого является Ж. Жибер – известный художник-портретист. Именно у него Поль постигает азы изобразительного искусства, посещая бесплатные уроки мастера. Юноша предпринимает первые попытки запечатлеть на бумаге предметы, находящиеся в музее. Но выбрать творческую профессию Поль пока не осмеливается – он не решается перечить воле отца.

Молодой человек успешно сдал экзамен на степень бакалавра, поэтому родитель грезил, что Поль выучится на юриста. Он подчинился отцу, но бросать рисование не хотел – днем нехотя учил правовые дисциплины, а на досуге занимался изобразительным искусством. Вскоре молодой человек сообщает родителю, что хочет стать портретистом и уехать в Париж, чтобы учиться в Академии художеств. Отцу затея категорически не понравилась. Он пытался переубедить сына, но тщетно. В конечном итоге родитель уступил и разрешил Полю развеяться и посмотреть, как живут столичные жители.

В Париже молодой человек посещает светские мероприятия, знакомится с творческими людьми. Поль Сезанн поступает в мастерскую Суиза, чтобы набраться опыта в изобразительном искусстве и успешно сдать экзамены в Академию художеств.

В каждом полотне молодой человек пытается продемонстрировать индивидуальность. Выбор цвета зависел исключительно от эмоционального состояния автора. Публика относится к творчеству Поля Сезанна неоднозначно.

Не все картины получаются удачными, и молодой человек начинает сомневаться в том, правильно ли он выбрал профессию. После долгих раздумий он принимает решение уехать домой.

Отец был рад возвращению Поля, желая, чтобы сын занимался делом, которое сулит хорошую прибыль. Несостоявшийся художник становится банковским служащим. Но молодой человек постепенно разочаровывается в профессии – ему скучно вычислять проценты и считать прибыль. Его все еще манила стезя художника. Поль втайне от отца стал посещать уроки рисования и впрок накупил красок и холста. Начинающий иллюстратор вновь вспомнил культурную жизнь столицы и захотел писать картины для парижан.

Итоги творчества Сезанна

Итоги творчества Сезанна не могут быть выражены в каких-либо однозначных формулировках. Многое зависит от того, в рамках какой традиции эти итоги осмысливать. Если осмысливать эти итоги в рамках не общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.

В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.

Главное при восприятии картин Сезанна — не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.

  • Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). ок. 1868. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Букет цветов в голубой вазе. 1873-1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Мост через Марну в Кретее (Берега Марны). 1888-1894. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
  • Курильщик. 1890-1892. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Гора св. Виктории. 1897-1898. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий