Шнитке Альфред Гарриевич

Музыка

Главным лейтмотивом всех произведений Альфреда Шнитке являются человек и его сущность. Переживания, испытываемые героем, личностные поиски, страсти и эмоции становятся заглавной темой композиций автора. В его музыке невероятным образом образуется симбиоз трагического и комического.

Композитор Альфред Шнитке

Маэстро оказался создателем термина «полистилистика», предполагающего совмещение разных эстетик. В 1972 году он написал первый балет «Лабиринты». В том же году в память о любимой матери композитор создал фортепианный квинтет, сформировавшийся впоследствии в «Реквием».

Шнитке был в числе композиторов, работавших с методом алеаторики, который позволяет исполнителям получить больший простор для импровизации. Показательным примером в этом случае оказалась созданная в 1974 году «Первая симфония». Впервые ее исполнил дирижер Геннадий Рождественский. Музыка такого рода считалась радикальной, поэтому, несмотря на наличие всех разрешений и допусков, филармонии Москвы и Петербурга не решились представить ее публике. Премьера состоялась в Нижнем Новгороде.

Композиция Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле»

Творчество Шнитке не имело жанровых или стилистических ограничений. В 1977 году «Concerto Grosso №1» принес популярность своему создателю. Его имя стало известным широкой публике. Любимым композитором автора был Иоганн Себастьян Бах. Создавая произведения, Шнитке вдохновлялся исполнительской манерой Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Анатолия Кремера.

Его увлекала полистилистика, вдохновляла народная духовная песня. Благодаря этому появился «Der Sonnengesang des Franz von Assisi». Позднее публика услышала «Вторую симфонию», за ней последовали еще 2. В том же 1977-м Шнитке пригласили в Парижскую оперу. В сотворчестве с художником Давидом Боровским и режиссером Юрием Любимовым маэстро создавал постановку «Пиковая дама» по произведению Петра Ильича Чайковского. Пушкинские цитаты и обновленное либретто сочетались со свежим взглядом на литературную основу.

Альфред Шнитке в театре

Из-за скандальной статьи Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, Любимова не выпустили из Советского Союза для проведения генеральной репетиции. Премьера была сорвана. Руководство Парижской оперы отказалось от постановки. Воплотить художественный замысел создателей удалось в 1990 году в Карлсруэ. Позднее, в 1993-м, постановку осуществили в Бостоне, и только в 1997-м ее удалось увидеть московской публике.

1980-е стали периодом повсеместного успеха и признания для Шнитке. В 1983-м свет увидела кантата «История доктора Иоганна Фауста». Композитор не побоялся воплотить идею, которая смущала самого Иоганна Гёте. На написание произведения ушло почти 11 лет. В 1986 году вышел «Концерт №1 для виолончели с оркестром», а годом позже «Пятая симфония» и «Concerto Grosso №4». В период с 1984 по 1987 годы Шнитке сочинил «Три хора православным молитвам», «Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци», «Стихи покаянные».

Мелодия Альфреда Шнитке «Полет» из кинофильма «Сказка странствий»

Наследие, оставленное Шнитке потомкам, насчитывает балеты и оперы, более 20 концертов, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, струнные квартеты, музыкальное сопровождение для кинокартин и спектаклей, вокальные и камерные сочинения. Композиции «Полет», «Вальс-раздолье» звучат в кинокартине «Сказка странствий». Произведение «Экипаж» написано для одноименной ленты. В фильме «Синдром Петрушки» использована мелодия «Танго в сумасшедшем доме».

Композитору присудили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и удостоили многочисленных наград, среди которых была и Госпремия за музыку к кинокартинам, преподнесенная в 1986 году.

Сюита Альфреда Шнитке из кинофильма «Экипаж»

Мультикультурный автор также был отмечен Государственной австрийской премией, врученной в 1991 году, и Императорской премией Японии, которую ему преподнесли годом позже. Шнитке работал по заказу Амстердамской и Гамбургской опер, был членом Шведской королевской музыкальной академии.

В 1992-м опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» была презентована публике в Амстердаме. Спустя 3 года «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фаустена» вышли в Вене и Гамбурге.

Шнитке в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы

Без малого одиннадцать лет, с 1961-го по 1972-й, Шнитке преподавал в той же Московской консерватории одновременно несколько дисциплин — читку партитур, полифонию инструментовку. В этот же период он стал активно проявлять себя как самостоятельный композитор, искать собственный стиль, склоняясь при этом, скорее, к европейскому авангарду. Довольно показательным в этом аспекте является произведение «Диалог для виолончели и семи инструментов» (год написания —1965).

Вдобавок к этому в шестидесятых Шнитке начинают привлекать для работы в кинематографе. Именно его музыка звучит в фильмах «Дневные звезды», «Экипаж», «Рикки-Тикки-Тави», «Горячий снег», «Ты и я», «Белорусский вокзал» и т.д.

С 1975 года Шнитке часто появлялся на сцене как пианист и исполнитель собственных сочинений. В 1977 году Шнитке поучаствовал в турне по странам Европы с оркестром, возглавляемым Саулюсом Сондецкисом. Среди прочего, на концертах в рамках турне звучал и Concerto grosso № 1 Шнитке. Причем Альфред Гарриевич лично исполнял клавесинную и рояльную партии. Данное турне принесло Шнитке всемирную славу. И вполне закономерно, что уже в 1979 году он вошёл в правление такого официозного органа, как Союз композиторов СССР.

Довольно значимым годом в биографии Шнитке, безусловно, является 1985-й. В этом году Альфред Гарриевич создал сразу два великих произведения — «Хоровой Концерт» на тексты философа и поэта Нарекаци (это виднейший представитель так называемого раннеармянского Ренессанса), и знаменитый «Альтовый Концерт». И если первый концерт наполнен оптимизмом, то второй можно назвать чрезвычайно трагичным.

В 1986 году Шнитке вручили Госпремию РСФСР за музыкальное оформление нескольких мультиков студии «Союзмультфильм» (в частности, мультика «Осень»).

Краткая биография

  1. В 1958 г. Альфред Шнитке окончил учебное заведение и получил диплом по классу композиции. Его преподавателем был известный композитор Евгений Кириллович Голубев. Затем молодой человек поступил в аспирантуру и окончил её в 1961 г.
  2. С 1961 по 1972 г. начинающий композитор работал педагогом по инструментовке, чтению партитур, полифонии и композиции в родной консерватории.
  3. В 1962 г. Шнитке вступил в Союз композиторов и занялся сочинением музыки к фильмам. Первым кинофильмом в его творческой карьере стала картина Игоря Таланкина «Вступление».
  4. В начале 60-х гг. музыкант увлёкся изучением современных композиционных тенденций и техник. Ему были близки идеи европейского авангардного музыкального течения. Композитор в этот период начал вырабатывать собственный оригинальный стиль, осваивал новые приёмы. Характерным произведением этого периода стал Второй скрипичный концерт, написанный для большого симфонического оркестра в 1966 г.
  5. В 1970 г. композитор написал музыку к фильму «Белорусский вокзал», а также – к экранизациям пьес А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».
  6. В 1972 г. Шнитке написал свой первый балет под названием «Лабиринты».
  7. Написанная в 1974 г. «Первая симфония» является примером применения мастером метода алеаторики, который допускает элемент случайности в музыкальном произведении, дающий возможность импровизации при исполнении. Премьера симфонии состоялась в Нижнем Новгороде, т.к. московские и петербургские филармонии сочли музыку слишком радикальной.
  8. В середине 70-х гг. Шнитке стал выступать на концертах в качестве пианиста, исполнял собственные произведения.
  9. В 1975 г. маэстро создал «Реквием»– произведение для хора.
  10. В 1977 г. состоялось европейское концертное турне композитора с литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса и скрипачами Гидоном Кремером и Татьяной Гриденко. Шнитке представлял свой Concerto Grosso №1, исполняя в нём партии клавесина и рояля. Этот концертный тур принёс маэстро всемирную славу.
  11. В этом же году по приглашению Парижской оперы Шнитке совместно с Ю. Любимовым начал работу над постановкой «Пиковой дамы» Чайковского. Но из-за запрета на выезд из страны Любимову премьера не состоялась. Постановку удалось осуществить лишь в 1990 г.
  12. В 1979 г. Шнитке стал членом правления Союза композиторов СССР.
  13. В 1983 г. вышла в свет кантата «История доктора Иоганна Фауста», над которой композитор работал более 10 лет.
  14. В 1987 г. удостоился звания «Заслуженный деятель искусств СССР». В том же году стал членом Шведской королевской музыкальной академии.
  15. В 1989 г. композитор был награждён премией Ника за музыку к фильму «Комиссар».
  16. В том же 1989 г. Альфред Шнитке получил стипендию от Берлинского научно-исследовательского института.
  17. В 1990 г. композитор стал лауреатом Ленинской премии, но отказался от неё «по этическим соображениям».
  18. В 1990 г. Шнитке с семьёй переехал в Германию и начал работать преподавателем в Высшей музыкальной школе Гамбурга.
  19. В 1991 г. композитору была вручена Государственная австрийская премия. В 1992 г. – Императорская премия Японии.
  20. В 1992 г. в Амстердаме была представлена опера Шнитке «Жизнь с идиотом».
  21. В 1995 г. в гамбургском оперном театре состоялась премьера написанной годом ранее оперы «История доктора Фауста». Произведение состояло из 3-х актов, с прологом и эпилогом. В 3-й акт вошла музыка из одноимённой кантаты Шнитке.
  22. В 1995 г. композитор начал работу над Девятой симфонией, ставшей последним его произведением.
  23. В середине 90-х гг. здоровье маэстро сильно ухудшилось, он перенёс 3 инсульта, но продолжал активно работать.
  24. 08.1998 в возрасте 63 лет Альфред Гарриевич Шнитке скончался в Гамбурге.

Проклятие 9-й симфонии

Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Перечисленных композиторов объединяет мифическое проклятие 9-й симфонии. Для каждого она стала последней в жизни. Альфреду Шнитке не удалось избежать их участи.

Он создавал симфонию левой рукой, будучи тяжелобольным, парализованным на правую половину тела, практически неспособным говорить. Вследствие чего партитура нуждалась в значительной доработке и интерпретации.

Альфред Гарриевич со второй супругой Ириной Федоровной

Премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке Г. Рождественским, прошла в Москве летом 1998 года. Альфред Гарриевич, посмотрев откорректированную партитуру и прослушав концертную запись, был крайне разочарован итоговым вариантом и запретил исполнять симфонию в данном виде.

Так неожиданно и печально завершилось не только длительное сотрудничество (Шнитке создал для Рождественского свыше 30 сочинений), но и теплая дружба гениев – композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича в воспоминаниях о композиторе не раз упоминали, что это потрясение стало причиной его скоропостижной смерти.

Ирина Федоровна обратилась к Н.С. Корндорфу с просьбой воссоздания Девятой симфонии по партитуре, написанной супругом. Но в процессе работы над интерпретацией Николай Сергеевич трагически скончался. Позднее вдова с этой просьбой обратилась к А. Раскатову, и дебют его вариации прошел 16 июля 2007 года.

Шнитке написал музыку для более чем 60-ти отечественных кинофильмов

При этом мистическим творением в жизни Шнитке стала не пресловутая 9-я симфония, а созданная ранее кантата для оперы по произведению Гете. После ее завершения у Альфреда Гарриевича произошел первый инсульт, а после написания самой оперы – последний, не давший великому музыканту шанса на выздоровление.

Примечания

  1. «Мои немецкие предки приехали сюда ещё при Екатерине II, а что касается еврейских предков, то они жили в Прибалтике, а потом в Германии и с 26 года в России»
  2. Валентина Холопова «Композитор Альфред Шнитке» (Глава «Семья. Юность. Музыкальное училище»). Научный редактор — кандидат искусствоведения, профессор УГК Л. А. Серебрякова. М.: Аркаим, 2003.
  3. // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  4. ↑ // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  5. Чигарева Е. И. Шнитке // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866—2006. М., 2007, с.617.
  6.  (нем.). Wissenschaftskolleg zu Berlin. Дата обращения: 14 ноября 2014.

Первые ступени в музыкальной карьере и два брака

Родился Альфред Гарриевич Шнитке в 1934 году в Энгельсе — тогдашней столице Республики немцев Поволжья (теперь это Саратовская область). И первым языком мальчика был как раз немецкий, «великим и могучим» он овладел позже.

Обучаться музыке Альфред начал с двенадцати лет. А уже три года спустя юношу взяли на хоровое отделение одного из московских училищ. Во время обучения в данном заведении Шнитке впервые пробует сочинять что-то свое.

В 1953 он стал полноправным студентом Московской консерватории. А потом, по завершении основного курса, продолжил свое образование как аспирант.

В 1956 году молодой талантливый музыкант сочетался браком с Галиной Кольциной, студенткой, с которой он повстречался на отдыхе у Черного моря. Этот брак продлился недолго — до 1959 года. Причиной развода супругов стало случайное знакомство Альфреда Гарриевича с очаровательной Ириной Катаевой. Шнитке давал Ирине частные уроки. В определенный момент он понял, что до беспамятства влюбился в красавицу-ученицу. Они поженились в 1961-м, и вскоре у них родился ребенок — мальчик Андрюша.

Биография композитора

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городке Энгельс, на Волге. Его отец был выходцем из еврейской семьи русского происхождения, которая переехала в СССР в 1926 году, а его мать была немкой. Шнитке начал свое музыкальное образование в 1946 году в Вене, куда была отправлен на работу его отец, который был журналистом и переводчиком. В 1948 году семья переехала в Москву, где Шнитке продолжил изучать игру на фортепиано и получил диплом по хоровому дирижированию.

Карьера композитора началась в 1953 году. С 1953 по 1958 год он изучал композицию в Московской консерватории.Там же он закончил аспирантуру в 1961 году и вступил в Союз композиторов в том же году. В 1962 году Шнитке был назначен преподавателем в Московской консерватории, эту должность он занимал до 1972 года. После этого он сочинял музыку к фильмам, к 1984 году в его послужном списке было 60 фильмов.

Детство и юность

Революционер в музыке Альфред Гарриевич Шнитке появился на свет 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, расположенном в живописном Поволжье, ныне Саратовская область. Родители будущего композитора были немецкого происхождения, поэтому разговаривать в детстве мальчик стал именно на этом языке.

Музыкальная биография Альфреда Шнитке берет начало с 1946 года, когда в возрасте 12-ти лет его отдают обучаться музыке. В это время семья проживает в Вене, а папа будущего композитора занимает должность собкора в местном новостном издательстве.

В 15 лет, выбрав дирижерско-хоровое отделение, одаренный юноша идет учиться в Московское музыкальное училище. На это время приходятся первые попытки написания собственной музыки.

Спустя четыре года, в 1953-м по окончании училища, Альфред Шнитке подает документы в Московскую консерваторию, где проходит основной курс, а позднее – аспирантуру. Завершив обучение, в этом же учреждении будущий композитор с 1961 по 1972 годы преподает инструментовку.

Творческий путь

Шнитке писал музыку в широком спектре жанров и стилей. Его «Концерт Гроссо № 1» (1977) был одной из первых работ, сделавших его имя известным в мире музыки. Многие работы Шнитке были вдохновлены Кремером и другими выдающимися исполнителями, в том числе Юрием Башметом, Натальей Гутман, Геннадием Рождественским и Мстиславом Ростроповичем.

Альфред Гарриевич Шнитке сочинил 9 симфоний, 6 концертов, 4 концерта для скрипки, а также 4 струнных квартета и много другой камерной музыки, балетов, хоровых и вокальных произведений. Премьера его первой оперы «Жизнь с идиотом» состоялась в Амстердаме (апрель 1992 года). Его две оперы: «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фаустена» были представлены в Вене и Гамбурге в 1995 году.

В 80-е годы музыка Шнитке получила международное признание. Композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он является лауреатом многочисленных наград, в том числе Государственной премии Российской Федерации за музыку к кинофильмам в 1986 году, австрийской государственной премии в 1991 году, Императорской премии Японии в 1992 году, его музыка была отмечена ретроспективами и крупными фестивалями по всему миру. Альфред Гарриевич Шнитке являелся членом Шведской королевской музыкальной академии.

В 1985 году Альфред Гарриевич перенес несколько инсультов. Тем не менее, несмотря на свою физическую слабость и плохое здоровье Шнитке продолжал работать и сохранял творческую активность. Начиная с 1990 года семья композитора стала проживать в Гамбурге, где Шнитке преподавал в Гамбургской высшей школе музыки. Он скончался, после очередного удара, 3 августа 1998 года в Гамбурге. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Краткая биография не охватывает всех событий, происходящих в жизни великого музыканта, а также его личных особенностей. Тем более что их огромное количество. Творчество Альфреда Шнитке ярко выделялось утонченностью и своеобразностью, из-за чего было понятно не всем.

Как-то в Воронеже, планировалось исполнение его Второго скрипичного концерта. Неожиданно накануне мероприятия объявляют об отмене, мотивируя болезнью исполнителя, что оказалось ложью. В вечер предполагаемого концерта скрипач и дирижер, одетые для выступления, стояли подле зала, чтобы люди видели, что причины срыва заключались в идейных суждениях.

Хоть Альфред Гарриевич написал всю музыку для кинокартины «Белорусский вокзал», основная композиция «Нам нужна одна победа» принадлежит Б. Окуджаве. Шнитке выполнил ее аранжировку и подобрал идею включения песни в финальные кадры фильма.

Джон Ноймайер, известный балетмейстер, был ярым поклонником творчества Альфреда Гарриевича и поставил балеты, покорившие публику, – «Отелло» и «Трамвай «Желание»» на созданные им композиции. Познакомившись лично с музыкантом в 1985 году, Ноймайер заказал ему балет «Пер Гюнт», дебютировавший в Гамбурге зимой 1989 года.

Вторая редакция была представлена публике в 2015 году. На сочинения Шнитке в память о композиторе хореограф поставил балет под названием «Звуки пустых страниц». Дебютное выступление прошло в 2001-м году в Мариинском театре.

Музыка Альфреда Шнитке пользуется любовью как в странах бывшего СССР, так и за границей

Композицию «Вариации на один аккорд» Альфред Гарриевич сочинил целенаправленно для выступления второй супруги Ирины в рамках концерта современной музыки, проходящего в Гнесинке в 1965 году. В 1977 году для работы над постановкой «Пиковой дамы» в Парижскую оперу пригласили творческую труппу из СССР. Режиссером спектакля был Ю. Любимов, художником и композитором – Д. Боровский и А. Шнитке.

Музыканты предложили радикально неожиданный и обновленный взгляд на постановку, подвергнув партитуру и либретто основательной редакции, включив в произведение пушкинские цитаты. Возмущенный их планами А. Жюрайтис, занимавший должность дирижера Большого театра, написал разгромную статью, что послужило толчком к скандалу в советской прессе.

В результате Любимову запретили выезд из страны. Он не попал на генеральную репетицию, а администрация театра отказалась от постановки оперы. «Пиковую даму» в интерпретации Любимова-Шнитке поставили только через 13 лет в Карлсруэ (1990), затем через три года в Бостоне и спустя еще четыре – в Москве.

Ведущим популяризатором творчества Шнитке был Ю. Башмет. Музыкант первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его управлением в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники неоднозначно относились к произведениям Альфреда Гарриевича. К примеру, С. Губайдулина, а также Э. Денисов разделяли его взгляды, положительно отзывались Р. Щедрин, Д. Шостакович, тогда как Г. Свиридов о творчестве композитора высказывался крайне негативно.

Творческое наследие А. Шнитке, оставленное потомкам, огромно

Училище, где великий создатель обучался в юности, в 1999 году переименовано в Московский институт музыки им А. Г. Шнитке. Композитор дал согласие собственнолично на присвоение учреждению своего имени. На базе вуза в 1998 году был сформирован Шнитке-центр, а в 2001-ом – создан единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй супруги Альфреда Гарриевича, он был идеален, как муж и человек в целом – добрый, справедливый, заботливый и предельно честный. Для Шнитке величайшим композитором всех времен был И.С. Бах.

Биография

Альфред Шнитке родился в Энгельсе в Республике немцев Поволжья в еврейско-немецкой семье. Его отец, Гарри Викторович Шнитке (1914—1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году (в некоторых источниках указывается 1926 год) вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях; рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик». Мать, Мария Иосифовна Фогель (1910—1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка. В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком Виктором Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1887—1956) и редактора Таубе (Теи) Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица», там же (1952), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» («Der letzte Udehe»; 1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Свет далёкой звезды» («Weither leuchtet ein Stern»; совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс». В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, а затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции (Р. Аллаяров). С 1962 года (особенно активно в 1970-е гг.) сочинял музыку к фильмам.

В 1989—1990 годах Берлинская научная коллегия предоставила Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Отпевание проходило в Москве, в церкви Иоанна Воина на Якиманке, отпевал композитора протоиерей Николай Ведерников.. Альфред Шнитке похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • Сестра — Ирина Гарриевна Шнитке (Комарденкова, род. 1940), преподаватель немецкого языка, редактор газеты «Neues Leben» (Новая жизнь) на немецком языке.
  • Двоюродный брат — Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), правозащитник и общественный деятель, председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост».
  • Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.
  • Первая жена (1956—1959) — Галина Ивановна Кольцина (1933—1987), музыковед, впоследствии звукорежиссёр на центральном телевидении.
  • Вторая жена (с 1961) — Ирина Фёдоровна Шнитке (урождённая Катаева, род. 1941), пианистка.

Музыкальный стиль

Критики превозносили Альфреда Гарриевича за высочайшую трудоспособность и владение всем спектром музыкальных жанров: от классики до электронной музыки. Список композиций, написанных Шнитке, поистине нескончаем: балеты, оперы, произведения для фортепиано, голоса и хора, оркестра. Также гений переложил на музыку стихотворения поэтессы М. Цветаевой. Шнитке ввел понятие «полистилистика», то есть комбинирование различных, подчас несовместимых эстетик. В музыке композитора чудесным образом совмещалась трагедия и комедия. Примером произведения такого жанра является его «Первая симфония», считающаяся революционной и провокационной.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий