Сологуб Федор

Произведения, что указали путь поэту

Жена поэта, составляя его биографию, рассказывала о трех книгах, которые Федор прочел в своем детстве.

Это «Дон Кихот» Сервантеса, «Король Лир» Шекспира и «Робинзон Крузо» Дефо. Впечатление от прочитанного у совсем еще юного мальчика было столь сильным, что дало ростки таланта, которому суждено было расцвести в зрелом возрасте и создать великого поэта, творящего под псевдонимом Сологуб. Краткая биография, созданная его женой, рассказывала, что эти книги были «своего рода евангелием».

А вот творчество Пушкина и Лермонтова, его основные мотивы были чужды юному Сологубу. Н. А. Некрасов был ему значительно ближе по духу, образы бедняка и его тяжелой судьбы трансформировались и нашли свое место и отражение в будущей поэзии преемника. Федор Сологуб в юности был поражен реалистичностью, с которой описывал Некрасов переживания и страдания простого человека.

Также значительное влияние на формирование мировоззрения и таланта писателя имело творчество С. Надсона.

Юность и поиски себя

Юность поэта проходила под влиянием мировой литературы и русских классиков, которых он имел возможность читать. Именно благодаря таковой возможности смог развить свой талант юный Сологуб (биография, написанная женой поэта, очень четко дает представление об этом).

В возрасте пятнадцати лет Федор Сологуб становится студентом Учительского института в Петербурге. Поступал сюда юный поэт с неоднозначными мыслями и благодаря протекции семьи Агаповых и учителя Федора, что разглядел в мальчике острый ум и талант, требующий огранки. Буквально первые занятия открыли для поэта совершенно новый мир творчества и свободы.

Директором института был К. К. Сент-Иллер – высокообразованный человек с прогрессивными и новаторскими взглядами. Благодаря его энтузиазму к преподаванию были привлечены самые передовые учителя того времени. В среде студентов, большинство которых было из обеспеченных семей, Федор был совершенно чужим. Его не привлекали студенческие посиделки и гуляния. Пока его одногруппники развлекались, он переводил классиков и делал первые шаги в прозе. С началом обучения в институте начнет роман «Ночные росы» Сологуб. Биография поэта расскажет нам, что роман этот он так и не закончит, но это будет хорошей попыткой, обогатившей его опытом.

В 1882 году будущий писатель-символист окончит с отличием институт и уедет в отдаленную деревушку Крестцы. С собою он заберет свою мать и сестру Ольгу. Здесь его ждала работа учителя, а также десять лет скитания по провинциям: Великие Луки и Вытегра были временным домом писателя и его семьи.

Здесь, в «медвежьем углу» писатель безумно страдал от своего одиночества и «провинциального болота». Позже он напишет об этом, сказав, что учитель обречен на одиночество и непонимание.

Символ смерти

Символ смерти часто появляется в произведениях Сологуба в первое пятилетие XX века. Федор Соголуб, биография и творчество которого в этот период обогащаются новыми символами и образами, в будущем применяет их для самовыражения в собственной творческой системе.

Часто в произведениях этих лет можно встретить образ смерти, которая приносит утешение. Например, часто он используется в сборнике рассказов “Жало смерти”. Главными персонажами все чаще становятся подростки или вовсе дети. Причем общее безумие, которое было в предыдущих сборниках, сменяется утешением перед вероятной гибелью.

Автор начинает обращаться к сатане, в котором видит не жуткое проклятье, отрицающее Бога, а только противоположность добру, которая необходима в мире. С философией автора того периода лучше всего можно познакомиться в эссе “Я. Книга совершенного самоутверждения”.

Во время революции 1905 года становится чрезвычайно популярным Сологуб. Краткая биография и творчество писателя пополнились политическими сказочками. Их охотно брались печатать революционные журналы.

Это особый жанр, созданный Сологубом. Эти “сказочки” яркие, короткие, с незатейливым сюжетом, иногда это стихотворения в прозе. Несмотря на то, что в них освещаются взрослые темы, автор активно использует лексику и приемы детских сказок. Лучшие из них Сологуб объединил в 1905 году в “Книге сказок”.

Наследие

Творчество Федора Сологуба по достоинству оценили современники. Восторженно высказывались о лирике Сологуба: Блок, Брюсов и Анненский. Даже враждебно настроенный к Сологубу Максим Горький отзывался о нем, как о превосходном поэте. Не изучив поэтическое творчество Федора Кузьмича Сологуба нельзя составить представление о всей российской поэзии рубежа веков.

Самые лучшие произведения Сологуба пропитаны скорбью, страданием, смирением и безысходностью. Он, обличая все злое, не призывал к борьбе, не указывал, куда нужно идти, чтобы избавиться от всего, приносящего страдания. Может это и явилось тем, что напитало лучшие стихи Сологуба.

Федор Кузьмич Сологуб кратко для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

Статья рассказывает о краткой биографии Федора Сологуба – известного русского поэта и писателя, одного из представителей течения символистов.

Биография Сологуба: ранние годыФедор Кузьмич Сологуб (Тетерников) родился в 1863 г. в семье бывшего крестьянина. Отец будущего писателя умер рано и мать, чтобы прокормить детей, устроилась прислугой в богатой дворянской семье. Сологуб не любил вспоминать своего детства, из чего можно заключить, что оно было очень тяжелым и наложило отпечаток на формирование мировоззрения писателя. Образование получил в нескольких училищах. С ранних лет начал писать стихи, некоторые из них дошли до нашего времени. Сологуб много читал, особенно уважая стихи Некрасова.Высшее образование Сологуб получил в Учительском институте Санкт-Петербурга, который закончил в 1882 г. В студенческие годы продолжал писать стихотворения, пробовал свои силы в прозе, занимался переводами. Современники отмечали замкнутость и отчужденность юноши, который с трудом находил контакт с людьми. Сологуб разделял демократические убеждения своего поколения, но не связывал их с широкими крестьянскими массами.После обучения около десяти лет проработал учителем в разных провинциальных школах.Первые стихотворения Сологуба были изданы в 1884 г.

Биография Сологуба: творческий расцветВ 1892 г. поэт поселился в Санкт-Петербурге, продолжая учительскую деятельность. Сологуб вошел в состав кружка символистов, где уже состояли Д. Мережковский, З. Гиппиус и др. Сологуб становится сотрудником журнала “Русский Вестник”, где начинают постоянно печататься его произведения в прозе и стихах, различные рецензии и переводы. В это же время поэт придумал свой псевдоним, впоследствии ставший официальной фамилией. Сологуб становится постоянным участником литературных вечеров, где собираются поэты новой эпохи.В середине 80-х гг. были изданы первые книги Сологуба, включающие роман “Тяжелые сны”, различные стихотворения и рассказы.В начале 90-х гг. писатель закончил работу над романом “Мелкий бес”, ставший наиболее известным произведением автора. Роман был издан отдельной книгой только в 1907 г. и сразу же приобрел огромную популярность благодаря своей необычности и ломке многих классических канонов.В 1904 г. выходят очередные сборники стихотворений, утвердившие поэтическую манеру Сологуба. В этот же период начинается публицистическая деятельность писателя. Она продолжалась около года, но была очень плодотворна (около семидесяти опубликованных статей). В статьях Сологуба обсуждались наиболее острые вопросы общественной и политической жизни начала XX века.Для творчества Сологуба характерно постоянное ожидание неминуемой смерти. Его стихотворения насыщены мрачными и безотрадными образами, увлекающими читателя в причудливый мир, сочетающий в себе реальность и сон.Революционные события 1905 г. были встречены Сологубом с восторгом, по этому поводу им был издан ряд стихотворений, проникнутых симпатией к революции. Особое место занимают политические сочинения писателя в сказочной и незатейливой форме, пользующиеся большой популярностью. В 1907 г. Сологуб оставил государственную службу и закончил карьеру учителя. В творчестве постепенно начинают нарастать мотивы отчуждения, замкнутости. Поэт занимает антиобщественную позицию. Сологуб начинает работать в области драматургии (пьесы “Литургия Мне”, “Победа смерти”).В 1909-1914 гг. двукратно издавалось полное собрание сочинений Сологуба (двенадцати и двадцатитомное). В это время писатель начинает издавать собственный журнал.Биография Сологуба при советской властиОктябрьскую революцию Сологуб не принял и хотел эмигрировать. Ему был разрешен выезд за границу, но после самоубийства жены писатель остался в России.Его отношение к большевикам постепенно менялось, вскоре Сологуб вновь приступил к публичным выступлениям. Поэт был признан в Советском Союзе и занимал ряд почетных должностей в литературном обществе. В последние годы жизни занимался в основном переводами.Сологуб скончался в 1927 г. Его творчество по-разному оценивается исследователями. Существуют как резко отрицательные, так и положительные отзывы. Несомненно одно – творчество поэта и писателя стало ярким проявлением эпохи, значительно усиленным своеобразием личности автора.

Личная жизнь

Женился Федор Сологуб один раз. Его супругой стала уроженка Курска Анастасия Николаевна Чеботаревская. Жена тоже была творческой натурой. Она занималась писательством, драматургией и переводами. Чеботаревская взяла на себя все заботы о муже, в том числе и о его творчестве, став, по сути, литературным агентом Сологуба.

С женой Анастасией

Она организовывала дома литературные вечера, где, среди прочих, бывали Анна Ахматова, Игорь Северянин, Сергей Есенин. Анастасия Николаевна во всем поддерживала мужа, проявляя иногда излишнюю энергию. Беда только в том, что она была не совсем здорова психически. Это привело к тому, что 23.09.1921 она покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста в Неву.

Федор Кузьмич искренне скорбел и посвящал стихи ушедшей жене. Итак, не наполненное светом творчество переполняется безысходностью, трагизмом и обреченным душевным одиночеством. В браке у Сологуба и Чеботаревской детей не родилось, и до своего последнего дня Федор Кузьмич жил один.

Происхождение и семья

Из рода Соллогубов, владевшего землями в Гороховецком уезде Владимирской губернии, племянник писателя графа В. А. Соллогуба.

Сын графа Льва Александровича Соллогуба (1812—1852, советник посольства в Вене, знаток искусства) и Марии Фёдоровны Самариной (сестра славянофила Ю. Ф. Самарина; по воспоминаниям Б. Н. Чичерина, блестяще образованная светская собеседница; содержала Андреевское училище в Бежецком уезде Тверской губернии); родители Фёдора (через В. А.) общались с Пушкиным и Гоголем.

Жена — Наталья (1851—1915), фрейлина императрицы Марии Александровны, дочь барона М. Л. Боде-Колычева. Дети — Елена (род. 3 янв. 1874), Вера (род. 2 янв. 1875), в замужестве Левшина. Усыпальницей семьи Соллогубов служил Донской монастырь.

Новые публикации

В период НЭПа издательская жизнь России ожила. В Советском Союзе даже вышел его новый роман – “Заклинательница змей”. Это реалистичное повествования об отношениях рабочих и их господ на фоне волжских просторов не было похоже ни на что, написанное им раньше.

Сологуб выпустил несколько сборников стихов, но скоро его перестали печатать. Он много работал, но все шло в “стол”. Чтобы заполнить пустоту в жизни, он сконцентрировался на работе в Союзе писателей Петербурга. Даже был избран его председателем.

В 1924 году широко отмечали 40-летие его литературной деятельности. Никто из участников праздника не предполагал, что с тех пор ни одной его книги не будет напечатано.

Личная жизнь

Женился на Анастасии Чеботаревской, молодая супруга также имела творческий потенциал. Главной деятельностью было писательство, на жизнь зарабатывала переводами. Брак счастливо просуществовал 19 лет, до тех пор, пока однажды ее психическое заболевание не обострилось. Она покончила с собой. Тело было обнаружено спустя месяцы.


Федор Сологуб и его жена Анастасия Чеботаревская

Смерти любимого человека автор посвящает стихотворения. Часто подчеркивает обреченность и душевное одиночество. Поэтому произведения наполнены трагизмом и безысходностью.

Детей в браке не было, а так как Сологуб оказался однолюбом, то и прожил всю оставшуюся жизнь один, как маленький человек в огромном мире.

Смерть

Накануне революции писатель разрабатывает собственный журнал. Лекции с успехом проходят в городах Германии и Франции. К переменам в стране он не был готов и не принимал новую власть. У него были попытки иммигрировать, но безуспешные.


Могила Федора Сологуба

В 1927 году писатель активно начинает трудиться над новым романом, неожиданно заболевает и скоропостижно умирает — событие происходит в Петрограде. Тело было предано земле, захоронение произошло на Смоленском кладбище, рядом с супругой.

Революция 1917 года

Февральскую революция Сологуб принял с восторгом, возлагал на нее большие надежды. В марте 1917-го участвовал в только что образованном Союзе деятелей искусства. Вскоре его статьи и публикации принимают ярко выраженный антибольшевистский характер.

Между тем в Союзе он возглавляет литературную группу, готовит созыв Собора деятелей искусства. Но в его публицистике при этом все чаще просматривается чувство надвигающейся беды.

После Октябрьской революции публицистические заявления Сологуба посвящены свободе слова, к большевикам он относится с неприкрытой враждебностью. Всем творческим людям в то время пришлось нелегко. Как вспоминает критик Лев Клейнборт, литераторы превратились в лекторов и жили за счет пайков. Сологуб лекций не читал, выживал за счет распродажи вещей, не имея возможности публиковаться, от руки писал по несколько книг своих стихов в день и продавал.

В 1919 году он обратился к советскому правительству за разрешением выехать из страны. Получить добро удалось только спустя полтора года. Однако это тяжелое время сломило жену писателя. Ее психика пошатнулась. В сентябре 1921 года она утопилась в реке Ждановке, бросившись с Тучкова моста.

После смерти жены Сологуб бросил мысли об эмиграции.

17 интересных фактов о Сологубе

  1. Федор Сологуб (1863-1927) – поэт, писатель, публицист и драматург.
  2. Любопытно, что подлинная фамилия писателя – Тетерников.
  3. Знаете ли вы, что Осип Мандельштам (см. интересные факты о Мандельштаме) критически отнесся к тому, что Федор Кузьмич решил воспользоваться псевдонимом?
  4. В возрасте 4 лет Сологуб лишился отца, по причине чего воспитание и обеспечение семьи полностью легло на плечи матери.

  5. В детстве мать настолько часто и жестоко била своего сына, что у того сформировался садомазохистский комплекс. Позже это нашло отражение в творчестве Сологуба.
  6. В начале своей карьеры Федор Сологуб зарабатывал на жизнь преподавательской деятельностью. На протяжении 10 лет он работал учителем в различных деревенских школах.
  7. Интересен факт, что первые 3 книги были опубликованы Сологубом на собственные сбережения.
  8. Настоящая слава к Сологубу пришла после того, как он издал роман «Мелкий бес», над которым трудился около 10 лет.
  9. Кроме стихов и романов, литератор также написал несколько басен.
  10. Знаете ли вы, что на творческих вечерах, устраиваемых Федором Сологубом, неоднократно присутствовали Константин Бальмонт, Александр Блок и Корней Чуковский?
  11. Свои первые стихи Федор сочинил в 14-летнем возрасте.
  12. Супруга Сологуба, страдавшая психическим заболеванием, покончила жизнь самоубийством. По этой причине поэт написал немало произведений в память о ней.
  13. Однажды Сологуб признался, что некоторые герои его стихотворений были позаимствованы из произведений Достоевского и Чехова (см. интересные факты о Чехове).
  14. Изначально Федор Сологуб с симпатий относился к идеям большевизма, но после Октябрьской революции 1917 г. он все больше убеждался в ошибочности своих мнений. В итоге, поэт полностью разочаровался в новой власти и даже захотел эмигрировать за рубеж, однако покинуть Россию ему не разрешили.
  15. Произведения Сологуба отличаются мрачностью и пессимизмом, поскольку именно такое отношение к жизни было у их автора.
  16. Со временем советские власти запретили печатать новые книги Федора Сологуба, поэтому они увидели свет уже после его смерти.
  17. В честь Сологуба были названы улицы в Москве и Вытегре (Вологодская область).

Это были самые интересные факты о Сологубе. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Детство и юность

Дата рождения — 1 марта 1863 года. Роды у матери были в Санкт-Петербурге. Папа будущего творца — уроженец полтавской глубинки. Семья бедствовала, отец не имел вольной и был крепостным. Единственный заработок — швейное дело. Родители Федора Сологуба были высокообразованными людьми. В доме всегда в наличии были книги. Отец занимался образованием детей и прививал им любовь к искусству и поэзии. Делился с ними крохами своих знаний о мировой культуре и литературе.

Федор Сологуб в детстве и молодости

Спустя два года после рождения Федора Сологуба родилась сестра, и без того сложная жизнь только ухудшилась. В полную нищету ввергла смерть отца семейства в 1867 году. Мама осталась одна с двумя детьми и без малейшей материальной поддержки. Вынужденной мерой стало ее устройство простой прислугой к состоятельным людям.

В доме у знатного семейства Агаповых и провел свое детство юный писатель. Аристократы с благосклонностью воспринимали мальчика и даже поддерживали в стремлении к учебе, давали для прочтения редкие экземпляры книг. На протяжении всей дальнейшей жизни в судьбу писателя часто вмешивались посторонние люди, помогавшие в трудную минуту с поисками себя.

Федор Сологуб и его сестра

Детство творческого человека нельзя назвать радужным. В жизни был контраст. С одной стороны — мир искусства, науки и музыки. С другой — атмосфера нищеты, тяжелого труда матери на пропахшей кухне и прачечной, заполненной паром. Иногда она доходила до изнеможения, только чтобы обеспечить едой детей. Часто от безысходности мать срывалась на детях. Бывали случаи избиения за малейшие провинности. Поэт вспоминал, как вечером опять мать приходила не в духе.

Немного позже, когда писатель уже состоялся, им было написано произведение «Утешение». Там без прикрас описал жизнь в тот печальный период. Крайне неохотно Федор Сологуб вспоминал именно эту часть своей биографии. Но для восстановления полной картины жизни творческой личности это просто необходимо.

Краткий обзор творчества

Творчество поэта и писателя богато и многогранно. Хоть сами критики позже относили его поэзию и прозу к символизму, многие черты его произведений выходят за рамки этого направления.

Начинал свой творческий путь Сологуб Федор Кузьмич (краткая биография, написанная Анастасией Чеботаревой, рассказывает об этом) со стихов.

Позже, в учительском институте он делает попытку создать прозаическую эпопею «Ночные росы». Приблизительно в это же время зарождается поэма «Одиночество», которой так и не суждено быть опубликованной.

В Петербургском «Северном вестнике» публикуются стихотворения поэта.

В 1902 году писатель завершает работу над своим романом «Мелкий бес». Произведение рассказывает о безумной нездоровой душе учителя-садиста Ардальона Передонова. Из-за своей откровенности и «рискованности» роман был обречен на «жизнь в столе». Однако, в 1905 году журнал «Вопросы жизни» берется публиковать произведение. В связи с закрытием журнала публикации оборвались, что не дало возможности роману полностью раскрыть себя.

В 1907 год «Мелкий бес» наконец-то выходит полностью и с того времени до наших дней остается одной из самых известный и изучаемых книг в русской литературе.

ИЗ ЦИКЛА «ТРИОЛЕТЫ»

21

Неживая, нежилая, полевая, лесовая, нежить горькая и злая, Ты зачем ко мне пришла, и о чем твои слова? Липнешь, стынешь, как смола, не жива и не мертва. Нежилая, вся земная, низовая, луговая, что таишь ты, нежить злая, Изнывая, не пылая, расточая чары мая, темной ночью жутко лая, Рассыпаясь, как зола, в гнусных чарах волшебства? Неживая, нежилая, путевая, пылевая, нежить темная и злая, Ты зачем ко мне пришла, и о чем твои слова?

10 июня 1913 Тойла

26

Будетлянка другу расписала щеку, Два луча лиловых и карминный лист, И сияет счастьем кубо-футурист. Будетлянка другу расписала щеку И, морковь на шляпу положивши сбоку, Повела на улицу послушать свист. И глядят, дивясь, прохожие на щеку — Два луча лиловых и карминный лист.

7 октября 1913 Жлобин—Гомель. Вагон

211

* * *

Пробегают грустные, но милые картины, Сотни раз увиденный аксаковский пейзаж. Ах, на свете всё из той же самой глины, И природа здесь всегда одна и та ж!

Может быть, скучает сердце в смене повторений, Только что же наша скука? Пусть печалит, пусть! Каждый день кидает солнце сети теней, И на розовом закате тишь и грусть.

Вместе с жизнью всю ее докучность я приемлю, Эти речки и проселки я навек избрал, И ликует сердце, оттого что в землю Солнце вновь вонзилось миллионом жал.

5 октября 1916 Люблинская—Омск. Вагон

Театральный художник

Эскиз декорации к «Гамлету» в Малом театре

Окончив Московский университет, служил товарищем прокурора. Больше всего Соллогуб работал для театра, изготовляя рисунки как костюмов, так и аксессуаров для дирекции Императорских театров и некоторых частных театров.

Соллогуб был преподавателем в Московских драматических училищах — частных и императорском — и был руководителем обстановочной части на сценах московских императорских театров.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует его творчество так: «все созданные Соллогубом костюмы обладают и исторической верностью, а подбор цветов костюмов показывает в Соллогубе художника-колориста». К. С. Станиславский пишет: «Чудесные декорации, костюмы, сделанные по эскизам большого таланта, каким был Соллогуб».

Детство и юность

Федор Сологуб, на самом деле, – Тетерников Федор Кузьмич. Он родился в Санкт-Петербурге в 1863 году. Отец будущего писателя, Кузьма Афанасьевич, был незаконно рожденным сыном помещика с Полтавщины. После отмены крепостного права он с семьей поселился в Петербурге, где стал работать портным. Однако прожил отец недолго и умер через 6 лет после того, как стал свободным, в 1867 году.

Федор в детстве

Мать Федора, Татьяна Семеновна Тетерникова, происходила из крестьянской семьи. Работала прислугой. Когда муж умер, она осталась с двумя детьми: четырехлетним сыном Федей и двухлетней дочерью Ольгой. О маме Сологуб говорил, что не видел более здравой умом женщины. Хотя та оставалась неграмотной почти до конца жизни. Татьяна Семеновна научилась читать лишь за 5 лет до своей кончины. Любое слово матери было в семье законом. Умерла она в 1894 году, проведя последние годы в семье сына.

Татьяна Семеновна Тетерникова — мать Федора

Взросление Федора пришлось на период, когда мать прислуживала в семье Агаповых. Глава семейства, бывший коллежский асессор, умер, и в доме командовала его вдова. Именно в семье Агаповых Федя впервые познакомился с литературой, историей и искусством. Тут же он, сын служанки, понял, как велико социальное расслоение в обществе.

В юности

С 1873 по 1878 Федор учился в приходском, уездном и городском училищах, а в 1878 году поступил в Учительский институт. Там он, тогда еще Тетерников, проучился 4 года. Педагоги отмечали его прилежность, а товарищи нелюдимость. Сам писатель говорил, что хотел поскорее встать на ноги и начать зарабатывать самостоятельно.

Закончив с отличием институт, Федор Кузьмич забрал мать с сестрой и уехал учительствовать в российскую глубинку, где провел следующие 10 лет.

Две трагедии в жизни писателя

В 1907 году скоропостижно умирает сестра Сологуба, которую он очень ценил и уважал – для него это стало большой трагедией. Многие считают, что именно так жизнь отомстила ему за то, как он к ней относился. С этого момента творчество Сологуба снова меняется: он показывает нам, что хочет уйти от этого мира и ждет часа, когда все закончится. То есть, теперь мы видим, что он готовится к своей смерти и ждет ее, как нечто неминуемое и негостеприимное.

Между тем, вскоре он удачно женится на прекрасной женщине, с которой живет в дальнейшем 19 лет. Но и эта история закончилась плохо: Анастасия Чеботаревская вдруг покончила с собой (при жизни у нее было психическое заболевание, и она не выдержала, видимо). Труп ее нашли лишь спустя месяцы.

Смерти любимой жены писатель посвящает много стихотворений. При этом, торопливо уходить вслед за ней он не спешит и еще долго терпит жизнь, которую так старательно не любит.

ИЗ ЦИКЛА «ТРИОЛЕТЫ»

21

Неживая, нежилая, полевая, лесовая, нежить горькая и злая,
Ты зачем ко мне пришла, и о чем твои слова?
Липнешь, стынешь, как смола, не жива и не мертва.
Нежилая, вся земная, низовая, луговая, что таишь ты, нежить злая,
Изнывая, не пылая, расточая чары мая, темной ночью жутко лая,
Рассыпаясь, как зола, в гнусных чарах волшебства?
Неживая, нежилая, путевая, пылевая, нежить темная и злая,
Ты зачем ко мне пришла, и о чем твои слова?

10 июня 1913
Тойла

26

Будетлянка другу расписала щеку,
Два луча лиловых и карминный лист,
И сияет счастьем кубо-футурист.
Будетлянка другу расписала щеку
И, морковь на шляпу положивши сбоку,
Повела на улицу послушать свист.
И глядят, дивясь, прохожие на щеку —
Два луча лиловых и карминный лист.

7 октября 1913
Жлобин—Гомель. Вагон

211

* * *

Пробегают грустные, но милые картины,
Сотни раз увиденный аксаковский пейзаж.Ах, на свете всё из той же самой глины,И природа здесь всегда одна и та ж!

Может быть, скучает сердце в смене повторений,
Только что же наша скука? Пусть печалит, пусть!Каждый день кидает солнце сети теней,И на розовом закате тишь и грусть.

Вместе с жизнью всю ее докучность я приемлю,
Эти речки и проселки я навек избрал,И ликует сердце, оттого что в землюСолнце вновь вонзилось миллионом жал.

5 октября 1916
Люблинская—Омск. Вагон

* * *

Я испытал превратности судеб
И видел много на земном просторе.Трудом я добывал свой хлеб,И весел был, и мыкал горе.

На милой, мной изведанной земле
Уже ничто теперь меня не держит,И пусть таящийся во мглеМеня стремительно повержет.

Но есть одно, чему всегда я рад
И с чем всегда бываю светло-молод, —Мой труд. Иных земных наградНе жду за здешний дикий холод.

Когда меня у входа в Парадиз
Суровый Петр, гремя ключами, спросит:«Что сделал ты?» — меня он внизЖелезным посохом не сбросит.

Скажу: «Слагал романы и стихи,
И утешал, но и вводил в соблазны,И вообще мои грехи,Апостол Петр, многообразны.

212

Но я — поэт». И улыбнется он,
И разорвет грехов рукописанье,И смело в рай войду, прощен,Внимать святое ликованье.

Не затеряется и голос мой
В хваленьях ангельских, горящих ясно.Земля была моей тюрьмой,Но здесь я прожил не напрасно.

Горячий дух земных моих отрав,
Неведомых чистейшим серафимам,В благоуханье райских травВольется благовонным дымом.

8 апреля 1919

213

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2021. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

Театральный художник

Эскиз декорации к «Гамлету» в Малом театре

Окончив Московский университет, служил товарищем прокурора. Больше всего Соллогуб работал для театра, изготовляя рисунки как костюмов, так и аксессуаров для дирекции Императорских театров и некоторых частных театров.

Соллогуб был преподавателем в Московских драматических училищах — частных и императорском — и был руководителем обстановочной части на сценах московских императорских театров.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует его творчество так: «все созданные Соллогубом костюмы обладают и исторической верностью, а подбор цветов костюмов показывает в Соллогубе художника-колориста». К. С. Станиславский пишет: «Чудесные декорации, костюмы, сделанные по эскизам большого таланта, каким был Соллогуб».

Литературное творчество

Впервые попробовал себя в поэзии Сологуб в двенадцатилетнем возрасте. Пытался описывать свои жизненные тяготы в период юношества, когда достижения доставались только благодаря собственному труду.

Портрет Федора Сологуба

С присущим только в раннем возрасте максимализмом Федор был убежден, что судьба – стать признанным поэтом. Твердо шел к цели, ни на миг не забывая о призвании. Посылая одно испытание за другим, судьба не была к нему благосклонной.

Если опустить тот факт, насколько была бедной семья, то можно упомянуть о модальных терзаниях начинающего поэта. Творчество проходило в захолустном городишке. Шансов прославиться было меньше, нежели преград. Первые стихотворения он отдавал в публикацию в провинциальных журналах с низким рейтингом и мизерным количеством читателей.

Переломным в судьбе автора стал 1891. В этот год молодой человек попал в столицу и там повстречал на своем пути Николая Максимовича Минского (являлся представителем на тот момент нового направления мистического символизма). Значение этой встречи переоценить нельзя. Несмотря на непродолжительное общение, Сологуб оставил для прочтения ранние стихи.

Константин Эрберг, Фёдор Сологуб, Александр Блок, Георгий Чулков

Еще одним знаковым событием того года стало зарождение журнала «Северный вестник», над созданием которого работали Николай Минский, Зинаида Гиппиус и другие знаменитые в литературных кругах деятели. В тот момент они были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского, «При свете совести…».

Подходило как нельзя больше творчество молодого автора. Произведения Сологуба помогли в оформлении журнала, а для поэта стали стартом творческого признания. Далее отметим значимые даты в судьбе писателя, рассказы которого способны будоражить умы не одного поколения:

В 1892 году поэт совершил переезд в Санкт-Петербург. Ворвался в творческий союз символистов того времени с непреодолимым желанием к творчеству.

1902 г. – автор завершает работу над знаменитым романом «Мелкий бес». Повествование произведения ввергает в состояние шока общественность, так как повествует о мыслях и чувствах учителя-садиста. Из-за такой тематики популярные издания отказываются произведения публиковать.

1905 г. – впервые один журнал берет в публикацию роман. Но из-за закрытия журнала статьи были прерваны и не дошли до читателя в полном объеме.

Книги Федора Сологуба

1907 г. – «Мелкий бес» выходит в полном формате. С того момента это произведение стало самым изучающимся романом в русской литературе.

1908 г. – заканчивает учительскую карьеру и женится.

1913 г. – вместе с супругой отправляется в турне по российским провинциям. Это дает силы к творческому порыву.

1918 г. – становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Федор Сологуб

Творчество Федора Сологуба, прозаика и поэта в одном лице, безгранично и многогранно. Хотя, по мнению критиков, творчество относится к символизму, большое количество написанных произведений не вписываются в рамки этого определения.

В начале творческого пути занимался исключительно поэзией и добился признания в этом деле. Позже, обучаясь в институте, он пытается создавать литературные произведения, но часто наталкивается на стену непонимания и неодобрения.

Литературная деятельность

Первые пробы первые Фёдор Кузьмич предпринял ещё в 12-летнем возрасте. Тяжёлое детство убедило мальчика в том, что для достижения каких-либо успехов нужно много трудиться. Уже в столь юном возрасте он понял, что самым главным делом в его жизни станет поэзия, и с юношеским максимализмом пытался отшлифовать поэтический талант.

Переломным в судьбе Фёдора Кузьмича стал переезд в город на Неве. Именно здесь судьба свела его с Николаем Минским — представителем нового на тот момент направления мистического символизма. Благодаря этому знакомству Фёдор Кузьмич стал публиковать свои ранее написанные произведения в журнале «Северный вестник», а также взял творческий псевдоним — Сологуб. Первым опубликованным произведением Сологуба стало стихотворение «Творчество».

При изучении краткой биографии Сологуба Фёдора стоит отметить 1896 год, когда вышли в свет сразу три книги литераторы: «Стихи, книга первая», объединённый сборник рассказов и второй книги стихов «Тени» и роман «Тяжелые сны».

В 1904 году вышли Третья и Четвёртая книги стихов. Они были написаны в сложный период в творчестве Сологуба, у которого постоянно менялись философские настроения.

Спустя 3 года Фёдор Сологуб опубликовал, пожалуй, самое скандальное своё произведение — роман «Мелкий бес», в котором описал мысли и чувства учителя-садиста. Роман поверг общественность в состояние шока и впоследствии стал одним из самых популярных произведений в русской литературе.

Роман “Творимая легенда”

Свои философские идеи Сологуб неоднократно формулировал в многочисленных статьях и эссе. В беллетризованном виде они обрели форму в романе “Творимая легенда”. Так называется трилогия, в которую вошли произведения “Капли крови”, “Королева Ортруда” и “Дым и пепел”.

Главный персонаж трилогии снова учитель. На этот раз по фамилии Триродов. В его поместье основана детская колония, в которой живут, так называемые “тихие дети”. Они позволяют Триродову чувствовать полноту окружающей его жизни.

За пределами поместья творятся немыслимые вещи, как и везде в то время по России. Казаки разгоняют демонстрации, интеллигенция сходится в спорах не на жизнь, а на смерть, политические партии ведут бескомпромиссную борьбу. Триродов, инженер и химик по образованию, пытается противостоять этой действительности.

К нему являются герои прошлых произведений Сологуба – бывший сумасшедший Передонов, ставший вице-губернатором, и даже Иисус Христос.

Критика восприняла роман с недоумением. Непривычно было все, начиная от жанра, заканчивая невероятным смешением волшебного и злободневных проблем действительности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий