Штраус, Рихард

Рихард Штраус. Биография композитора

Родины Рихарда уже не существует. В 1864 году Мюнхен был городом самостоятельного Королевства Бавария, затем влился в Германские земли. 11 июня в семье придворного музыканта Франса Штрауса родился сын. Отец служил в опере валторнистом (духовой инструмент, отдаленно напоминающий спиральную трубу). Именно он был первым учителем музыки Рихарда. Занятия доставляли неподдельную радость обоим, это привело к тому, что уже в 6 лет мальчик владел нотной грамотой и инструментом. Кроме того, самостоятельно сочинил первую оперу и не прекращал писать до самой смерти.

Наука отца казалась юноше слишком консервативной, он искал другое выражение в музыке. В 1874 году Рихард Штраус впервые знакомится творчеством Вагнера, его бесконечно покоряет стиль и настроение опер. Но отец искренне считает эти произведения музыкой низшего сорта и запрещает сыну даже слушать их. Лишь достигнув совершеннолетия, Рихард начинает глубокое изучение партитуры «Тристана и Изольды». Тем временем, он посещает репетиции Придворного оркестра и получает уроки оркестровки и теории.

«Дон Жуан» (1889 год)

В 25 лет Штраус достигает зрелого мастерства и завоевывает музыкальный мир этой сильной, яркой поэмой. Здесь чувствуется влияние и итальянского солнца, и влюбленности в свою ученицу де Ану. Посвящается поэма Людвигу Тюилле, с которым он учился в Мюнхене. Премьера состоялась 11 ноября, прошла безупречно и имела грандиозный успех.

«Дон Жуан» — это музыкальная история о безудержном влюбленном. Тема стремительных скрипок, жаждущих наслаждения, предшествует в феерическом вступлении, подобном фейерверку. Колокола и арфа рассказывают о самом волшебстве любви и нежности к женщине. Низкие звуки вартона и кларнета разговаривают нежным шепотом с тонким звучанием скрипок. Колокольчики в союзе с трубой наполняют душу бескрайним весельем. Кульминация пьесы – тремоло скрипок, и влюбленный вновь опустошен и одинок.

Детство и юность

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.

Рихард Штраус в детстве

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным. Отец запрещал сыну слушать эту музыку. Изучить ноты «Тристана и Изольды» Рихарду удалось, лишь став совершеннолетним.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.

Личная жизнь

Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.

Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. 

Родились в один день

Дата рождения: 11.06.1864. Возраст: 156.
Знак зодиака: Близнецы (информация о знаке).
Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 43 дней.

АХМАТОВА Анна Андреевна

Поэтесса, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик

1 место

МАЦУЕВ Денис Леонидович

Российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Народный артист РФ. Лауреат Государственной премии РФ

2 место

ПОЗОВ Дмитрий Тимурович

Юморист

3 место

СЕКИРИН Алексей Александрович

Актер

4 место

КОЛДУН Дмитрий Александрович

Певец

5 место

МИШУКОВ Владимир Владимирович

Актер

6 место

ТИХОНОВА Альбина Степановна

Актриса

7 место

ОГАРЁВА Серафима Александровна

Актриса

8 место

РОДИНА Маргарита (Харламова)

Стендап-комик

9 место

КУДРЯВЦЕВ Владимир Юрьевич

Начальник управления информационных технологий

10 место

КУСТО Жак-Ив

Французский исследователь

11 место

КОВАЛЁВ Илья Алексеевич

Исполнительный директор АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу»

12 место

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич

Русский публицист

13 место

КРЮКОВА Евгения Владиславовна

Актриса

14 место

МОЛДАЖАНОВА Гульжан Талаповна

Генеральный директор

15 место

Личная жизнь Рихарда Штрауса

Отдыхая в окрестностях Мюнхена летом 1887 года, Рихард познакомился с девушкой. Звали ее Паулина де Ана. Отец девушки был высокопоставленным военным, но был далек от предрассудков своей касты. Генерал любезно принимал у себя Штрауса и не чинил преград вспыхнувшему между молодыми людьми чувству.

Когда Рихар оставил Мюнхен и перебрался в Веймар, чтобы стать вторым дирижером придворного театра, Паулина отправилась за ним. Прошло несколько лет, молодые люди поженились. Эта решительная и властная женщина более полувека оставалась женой, лучшим другом, верной помощницей своего знаменитого, прославленного на весь мир супруга.

Штраус: первые шаги на музыкальный Олимп

Неугасимая творческая энергия, разносторонние способности и таланты, способность быть незаменимым – все эти качества прекрасно описывают личность Рихарда Штрауса. Он появился на свет 11 июня 1864 года в немецком Мюнхене. Отец Штрауса был выходцем из крестьянской среды, но ему удалось добиться положения в обществе аристократов. Франц-Йозеф был одним из лучших музыкантов придворного оркестра. Мать Штрауса, Иозефина, была из семьи знатного пивовара, но получила прекрасное музыкальное образование. В ее роду насчитывалось множество музыкантов. Мать и стала первой учительницей юного Рихарда. Она давала ему уроки игры на фортепьяно с четырех лет.

Способности к музыке у Рихарда проявились очень рано. В шестилетнем возрасте он уже сочинял пьесы, написал увертюру для оркестра. Родители не жалели сил и средств для того, чтобы дать сыну общеобразовательную и музыкальную подготовку. После гимназии была учеба в Мюнхенском университете, где Штраус изучал философию и историю музыки.

В возрасте одиннадцати лет Рихард постигал оркестровку под чутким руководством дирижера Ф. Мейера. Принимая участие в деятельности любительского оркестра, Штраус освоил несколько инструментов, что оказало ему неоценимую помощь в дальнейшем самостоятельном творчестве.

За неполные пять лет Штраус весьма преуспел в музыке, поэтому учеба в консерватории оказалась излишней. В возрасте 18-ти лет Рихард уже много писал, пробуя себя в самых разных жанрах. На фоне камерных пьес произведения Штрауса отличались налетом романтики и яркой мелодичностью.

Личная жизнь

Большое влияние на судьбу и творчество Рихарда Штрауса оказала его счастливая женитьба на Паулине Марии де Ане. Они познакомились в 1887 году в Мюнхене. Паулина только начинала свою сольную карьеру оперной певицы и брала уроки у композитора. Как протеже последовала за ним в Веймар. Блестяще дебютировала в 1890 году, в 1894 исполняла роль в опере своего учителя «Гунтрам». Венчание молодых состоялось 10 сентября в городе Марквартштайне.

Своенравный характер молодой жены Рихтер переносил стойко, оправдывая его свойством талантливой личности. По его некоторым высказываниям, дошедших до наших дней, после яростных ссор с Паулиной его посещает особо деятельная Муза вдохновения. Действительно, именно в период женитьбы Рихард Штраус создал свои лучшие произведения. Для своей супруги он написал несколько песен, после исполнения которых популярность певицы возросла.

Счастливая жизнь влюбленной пары закончилась по причине нелепой ошибки. Однажды жене передали записку для мужа, когда тот гастролировал по Германии, от незнакомой женщины. На следующий же день Паулина подала на развод. Вернувшись домой, Рихард пытался объяснить эмоциональной актрисе, что он ни в чем не виноват, но та не захотела его слушать. До конца своих дней композитор имел романтические чувства к бывшей жене, не раз писал для нее музыку и больше ни с кем не встречался.

Смерть

Рихард Штраус прожил долгую жизнь. Смерть застала его на 86-м году. Композитор был слаб и дряхл. Его организм сильно износился из-за усердной работы. Часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания. Причина смерти композитора оказалась естественной в силу его возраста. 8 сентября 1949 года он скончался.Могила Рихарда Штрауса

Музыку композитора Рихарда Штрауса во всем мире считают образцом позднего немецкого романтизма. Его называют оркестровым гением, его симфонические поэмы и оперы пережили столетия. В ноябре 1933 года Геббельс назначил аполитичного композитора президентом Немецкой музыкальной палаты. И Штраусу пришлось принять это назначение, ведь его невестка была еврейкой, и он стремился таким образом защитить ее, своего сына и внуков…

https://youtube.com/watch?v=Mslia9mGHDo

Стиль композитора

Музыка Штрауса – это поиск своего знаменитого стиля, который занял у Рихарда несколько лет. В 1882 году он поступает в институт философии и истории в Мюнхене, но оставляет через год обучение. Но именно там знакомится с Максом Шиллингсом. Двое молодых людей становятся такими близкими приятелями, что Штраус легко убеждает друга заняться любимой профессией всерьез. Благодаря этому Германия получает блестящего дирижера и композитора театральных постановок, а также педагога и автора оперы «Мона Лиза».

Сам Рихард Штраус отправляется в Берлин. Там получает пост дирижера и продолжает писать композиции в консервативном стиле своего отца. Показательным примером является его «Концерт для валторны №1». После 1883 года молодой Штраус знакомится с Александром Риттером. Дальний родственник Вагнера убеждает юношу, что его истинная музыка не может быть чьим-то повторением, что симфонические поэмы – это самый правильный путь для творчества композитора. С этого момента идет уверенное становление легкого и яркого стиля Штрауса.

Смерть

Рихард Штраус прожил долгую жизнь. Смерть застала его на 86-м году. Композитор был слаб и дряхл. Его организм сильно износился из-за усердной работы. Часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания. Причина смерти композитора оказалась естественной в силу его возраста. 8 сентября 1949 года он скончался.

Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.

«Веселые проделки» (1895 год)

«Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» Штраус посвятил своему другу Артуру Зайдлю. Они учились в одном университете в Мюнхене и сошлись на любви к творчеству Вагнера. Зайдль в свое время считался специалистом по работе и биографии композитора, которому всю жизнь подражал Рихард. Впоследствии Артур работал редактором центральных германских газет и с В. Клатте написал книгу о своем приятеле. «Характеристический очерк» является первой биографией и анализом музыкальной деятельности Р. Штрауса.

Поэма дебютировала в Кельне, ее исполнял Герцених-оркестр, дирижировал Ф. Вюльтерн. Продолжительность произведения всего 15 минут, но критики считают это вершиной таланта автора. В своей рецензии М. Кеннеди называет ее «остроумнейшей». Пьеса состоит из 27 эпизодов, которые раскладывают произведение на сюжет похождений легендарного героя Уленшпигеля от самого рождения до гибели.

«Саломея» (1905 год)

Драма Рихарда написана по произведению Оскара Уайльда, которую писатель написал для Сары Бернар. Премьера ознаменовалась таким скандалом в Берлине, что это можно принять за небывалый успех пьесы. Эротика и чувствительность, эмоциональный Восток, аморальный образ Саломеи в контрасте с чистотой Крестителя — вот вдохновляющая иллюстративность для такого композитора как Рихард Штраус. «Саломея» писалась полтора года. В процессе работы переписывался характер главной героини. Вместо плоского и прямого монстра, охваченного животным желанием, появилась хрупкая девушка, которую охватывает трагическая страсть.

В пуританской Германии опера вызвала противоречивые отзывы критиков. Даже певцы отказывались исполнять роли в пьесе, называя ее безнравственной. Первая актриса, которой предложили роль Саломеи, гневно ответила Рихарду: «Я приличная женщина!». Но все-таки именно эта певица М. Виттих взяла на себя смелость первого выступления.

«Альпийская» (1915 год)

Последняя симфоническая поэма немецкого композитора. Еще в ранней юности Рихарда волновала идея создания музыки, которая звучит как восхождение в горы. Трижды он начинал произведение, но каждый раз нотные листы отправлялись растапливать камин. Только в 1914, после оперы «Женщина без тени», автор вновь берется за разработку этой идеи.

Премьера состоялась 18 февраля в Берлине, дирижировал автор. «Альпийская симфония» — одна из самых популярных вещей нашего времени. Это программная музыка, разбитая по смыслу на 22 части. Последним знаменательным концертом Рихарда считается именно эта поэма в исполнении Баварского Государственного оркестра в 1941 году.

Песни композитора

В течение своей жизни автор написал немало песен для сопрано, которым пела его любимая женщина. В 1948 создается «Четыре последние песни». На концертах это произведение поют в завершении. Рихард Штраус, песни которого всегда были наполнены жаждой жизни и позитивом, в последнем сочинении писал об усталости и предчувствии смерти. Ожидание конца звучит спокойно, с уверенностью человека, активно прожившего жизнь.

«В вечернем свете» — первая песня говорит о душевном спокойствии, написана на стихи И. Эйхендорфа. Далее идут «Весна» и «Засыпая». Заключительная «Сентябрь» — потрясающее проникновение осенним настроением и светлым дождем. Эти произведения на стихи Г. Гессе. Все композиции — уникальное сочетание музыки и текста. Атмосфера и стиль настолько сильны, что критики, признавая песни несколько устаревшими даже для 48 года, и сейчас воспринимают их как сильнейшее творение автора.

Творчество Штрауса

Композитор Рихард Штраус старался не поддаваться «политическим бурям» в стране, но как истинный творец впитывал настроение своего народа. Он прожил более 80 лет и застал три разных правительственных режима. Уникальность композитора — в удивительной работоспособности. Писать музыку он мог всегда и везде, не испытывая творческий «застоев» или кризисов. Его первое произведение «Гунтрам», созданное в 1893 году, — это музыкальная драма, выстроенная классически для первой пробы на зрителя.

Дальнейшее творчество композитора обладает таким многообразием жанров, что создается впечатление о работе разных авторах. «Из Италии» (1886 г., Рихард Штраус) – симфоническая поэма, написанная по впечатлениям путешествия. В 21 год молодой композитор посещает романтическую страну в течение месяца и настолько полон волнительных эмоций, что выплескивает их на нотную бумагу. У зрителя отношение к симфонии неоднозначное, но о композиторе начинают говорить и запоминают его имя.

Путь к славе

Интересы Рихарда были очень разносторонними. Молодой человек с рано начавшей редеть шевелюрой уютно чувствовал себя в любой обстановке. Штраус не пренебрегал развлечениями, его часто можно было увидеть на балах. Жизнь музыканта была полна мимолетных романтических увлечений. Однако глубокие чувства пока не были ему знакомы. Все помыслы Рихарда занимала музыка

Со временем на Штрауса все чаще стали обращать внимание крупнейшие музыкальные авторитеты Европы

Отличавшийся суровостью Бюлов поначалу отнесся к Штраусу весьма сдержанно. Но после знакомства с произведениями Рихарда мнение его изменилось: он назвал молодого музыканта чрезвычайно одаренным человеком, сравнив с Брамсом. Когда Штраусу исполнился 21 год, Бюлов представил его на должность капельмейстера придворного оркестра.

Условия для развития музыканта складывались на редкость удачно. Вскоре он решил посетить Италию. Поездка заняла не больше месяца, но Рихард был пресыщен впечатлениями. Знакомство с Италией сняло внутренние барьеры, которые до тех пор сдерживали творческие порывы композитора. С этого момента Штраус почувствовал себя вольно и даже позволил себе нарушать музыкальные каноны.

В 1887 году Штраус представил публике симфоническую фантазию «Из Италии» Премьера произвела фурор и даже вызвала волну возмущения. А композитор всего лишь искал новые формы, стремясь нащупать свой собственный путь в музыке. Разразившийся скандал сделал Штрауса довольно популярной фигурой в высшем свете.

«Так говорил Заратустра» (1896 год)

В создании этой поэмы снова принял участие друг композитора Артур Зайдль. По роду своей деятельности он с 1898 по 1999 год являлся сотрудником Архива Ницше. Именно он подарил Рихарду книгу известного мыслителя «Так говорил Заратустра». Штраус под впечатлением прочитанного пишет великолепную симфоническую поэму. 9 фрагментов имеют названия из глав книги. Автор сам дирижирует первое выступление в Франкфурте.

Критики в восторге от яркого примера немецкого романтизма, в котором некая «занудность» сотрудничает с бешеным деспотизмом. Музыка часто используется в современном мире и кинематографии. Например, в заставке передачи «Что? Где? Когда?» и в фильме «Космическая одиссея». Режиссер С. Кубрик взял фрагменты симфонии «Так говорил Заратустра» (Штраус) для представления неземного развития вселенной.

«Макбет» (1888–1890 гг.)

После «Дон Жуана» Рихард Штраус пишет оперу «Макбет». Эта симфония не произвела большого фурора и считается критиками перенасыщенной. Отец композитора дает этому произведению резкую оценку и в своих письмах просит доработать материал. По его словам, идея неплохая, но стоит выкинуть все инструментальные излишества. Именно перебор мешает зрителю понять автора и услышать то, что он хотел сказать.

Но все-таки многие находят в ней близкое настроение своему душевному состоянию. Отражение Шекспира, трагизм и печать злодеяния – досягаемые понятия напряжения воли. Это произведение о карьеризме и жажде наживы людьми, которые не остановятся даже перед преступлением.

«Смерть и просветление» (1888–1889 гг.)

Эта опера Рихарда Штрауса — тонкое восприятие законов мира и человеческой слабости. Она написана на рубеже смены правительственного строя и отражает страх современного общества перед переменами и неясностью будущего. Идея нищеты и смерти в поэме Рихарда поражает своей интеллектуальностью.

По сравнению с другими вещами автора эта симфония проигрывает в силе, иллюстративности и напоре. Но как отдельное произведение является высокохудожественной интересной оперой. Весь смысл в отсутствии душевного утешения перед неизбежным и страшным концом для человека, который высоко ценит свое существование.

Симфоническая музыка Штрауса

В симфонической области яркая самобытность его музыки впервые отчетливо проявилась в симфонической поэме «Дон-Жуан» (1889). Далее последовали «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Смерть и просветление», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя», которые сделали имя Штрауса известным не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. К лучшим симфоническим произведениям композитора относятся также «Домашняя симфония» и «Альпийская симфония».

Все без исключения зрелые симфонические произведения Штрауса программны. Как и Лист, он основывал программы своих симфонических поэм на сюжетах мировой классики («Макбет» по Шекспиру, «Дон Кихот» по Сервантесу, «Дон Жуан» по Ленау). Правда, листовская обобщенная програм­мность, философичность были ему чужды. Его более интересовали чисто сюжетные перипетии, игра, «взаимоотношения» конкретных образов. Для большинства его симфонических поэм характерна сюжетно-повествовательная, «романная» программность, где различные разделы формы живо описывают происходящие «события». По сравнению с Берлиозом, Штраус больше тяготел к передаче внешней, «картинной» стороны этих «событий».

Творческие поиски Рихарда Штрауса внесли существенный вклад и в развитие других музыкальных жанров, в частности, в область инструментального концерта. Концертная сфера представлена следующими сочинениями композитора: концерт для скрипки (1882), Бурлеска для фортепиано (1885), концерты для валторны (1883, 1942), концерт для гобоя и малого оркестра (1946), «Дуэт-концертино» для кларнета и фагота со струнным оркестром и арфой (1947).

Исключительное явление представлял собой Штраус-дирижер. Его более чем полувековая дирижерская деятельность географически охватила всю Европу и многие страны американского континента. Он с полным основанием говорил о себе, что «дирижировал оркестрами почти всего цивилизованного мира». Последний раз он встал за дирижерский пульт менее чем за два месяца до смерти.

Значительно литературное наследие Штрауса. Интересна его автобиографическая книга «Размышления и воспоминания» о своем отце, годах учения, о постановках своих опер; обширна переписка с Роменом Ролланом, Гансом фон Бюловым, Гуго фон Гофмансталем, Стефаном Цвейгом. Величайший мастер оркестра, он принял участие в новом издании «Трактата об инструментовке» Гектора Берлиоза и снабдил его ценными комментариями.

Личная жизнь

Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.Рихард Штраус и Паулина Мария де Ан

Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».Рихард Штраус с женой и сыном

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.Рихард Штраус с родителями и сыном

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. Рихард Штраус с женой и сыном

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий