Суриков Василий Иванович

См. также

Александр Михалков Василий Суриков (1848—1916) Пётр Кончаловский (1839—1904)
Ольга Михайловна ГлебоваВладимир Михалков (1886—1932)Ольга Сурикова (1878—1958) Пётр Кончаловский (1876—1956) Максим Кончаловский (1875—1942)
Михаил Михалков (1922—2006)Александр Михалков (1917—2001) Сергей Михалков (1913—2009) Наталья Кончаловская (1903—1988)
Наталья Аринбасарова (р. 1946) Андрей Кончаловский (р. 1937) Юлия Высоцкая (р. 1973) Анастасия Вертинская (р. 1944) Никита Михалков (р. 1945) Татьяна Михалкова (Шигаева) (р. 1947)
Егор Михалков-Кончаловский (р. 1966)Мария Кончаловская (р. 1999)Пётр Кончаловский (р. 2003) Степан Михалков (р. 1966) Анна Михалкова (р. 1974) Артём Михалков (р. 1975) Надежда Михалкова (р. 1986)

Последние годы

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта  года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Кое-что останется

Потомок казаков – основателей Красноярска был и прост, и велик одновременно. Под занавес жизни, в 1913 году, Максимилиану Волошину на предложение написать его биографию ответил так: «Мне самому всегда хотелось знать о художниках то, что вы хотите обо мне написать; и не находил таких книг. Я вам всё о себе расскажу по порядку. Сам ведь я записывать не умею. Думал, так моя жизнь и пропадёт вместе со мною. А тут всё-таки кое-что останется». И перед поэтом-журналистом встали, как живые, все родственники Василия Ивановича, служилые казаки, за 200 лет. И появился мальчик, который с детства тянулся к рисованию. И вечный спор: а смог бы Суриков стать художником, если бы не поддержка губернатора енисейского Павла Замятина и золотопромышленника Петра Кузнецова? Никаких условий для этого не было. После смерти отца Суриковы обеднели до того, что сдавали второй этаж собственного дома внаём. Молодой Василий Иванович поступил в канцелярию писцом, чтобы помогать семье.

Дом, в котором жил и творил художник. Фото: Музей-усадьба В. Сурикова

«Его мать видела, как страдает сын без занятий изобразительным искусством, – рассказывает старший научный сотрудник Красноярского художественного музея Татьяна Резвых. –

Статья по теме

Жена Василия Сурикова умерла после поездки в Сибирь

Обращение к корням

В 1888 умирает любимая жена Сурикова Елизавета Шаре. Художник очень болезненно переживал ее смерть. Немного позднее он вместе с детьми уезжает в Красноярск и некоторое время путешествует по Сибири, изучая культуру и быт местных народов. Во время этой поездки художник работает над картиной «Взятие снежного городка» (1891). Позднее Суриков еще не раз посетит родные края в поисках подходящей натуры для своих картин «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Степан Разин» (1910).

В 1893 году художник был удостоен звания академика. К этому моменту за ним уже прочно закрепилась репутация выдающегося мастера исторической живописи.

Постепенно передвижничество изживало себя, и Суриков покинул Товарищество. В 1907 году он стал членом выставочного объединения «Союз русских художников», в ряды которого в свое время также вступили выдающиеся передвижники В. М. Васнецов и В. Д. Поленов.

В последние годы жизни Суриков активно путешествовал и работал над историческими картинами и пейзажами, ходатайствовал об открытии школы рисования в Красноярске.

6 марта 1916 года художник умер в Москве от болезни сердца.

Увековечение имени

Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)

Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге

  • Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
  • На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
  • В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
  • В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
  • Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
  • В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.

В Красноярске:

  • Улица имени В. И. Сурикова;
  • Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
  • Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
  • Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
  • Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
  • Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
  • Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
  • Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
  • Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).

Речные суда:

  • танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;
  • теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.

В филателии

Почтовая марка СССР, 1948 год

Почтовая марка СССР, 1948 год

Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков

Почтовая марка России, 1998 год

Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»

Последние годы

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта  года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.

Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова

Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.

Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.

Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.

Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Петр Кузнецов с семьей

Под ударом судьбы

После путешествия в Европу Суриков решает показать супруге свою родину. Впоследствии он будет винить себя за самонадеянность. От рождения слабая Елизавета Августовна вроде бы поправилась после поездки в Европу, но полтора месяца дороги до Красноярска вновь подорвали её здоровье. Болезнь настигла её уже после возвращения в Москву. Усилия лучших медиков оказались тщетны. После 10 лет счастливого брака Суриков овдовел, на руках у художника остались две девочки – 9 и 7 лет. Его супруге было всего 30 лет. Суриков больше никогда не женится, а из его картин надол­го исчезнут женские образы. Больше года он вообще не прикоснётся к мольберту, и только спасительная идея брата уехать в Сибирь вернёт художника миру. Из Красноярска Суриков привезёт «Взятие снежного городка».


Дважды приговоренный. Как Дзержинский спас от расстрела писателя из Сибири
Подробнее

Суриков станет регулярно приезжать в Красноярск за новыми образами. Приедет на прощальный погляд в 1914 году, за два года до смерти. И всегда, на любом выезде на природу, с ним будет мольберт. На вопрос, зачем он всё время с собой носит такую тяжесть, Суриков ответит: «Вы же не спрашиваете у охотника, почему он берёт с собой ружьё»? 

Статья по теме

Юрта как артефакт. Казачья среда заложила характер Василия Сурикова

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции «Люблино». Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.

Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст

В Петербурге Суриков познакомился со своей будущей женой француженкой по отцу Елизаветой Шаре. Он всю жизнь считал, что ему очень повезло. Елизавета смогла создать комфортные условия для его творчества и родила двух дочерей – Ольгу и Елену.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Но любимая жена ушла из жизни, когда девочки были еще маленькими. И Суриков не мог простить себе этого всю жизнь. После создания «Боярыни Морозовой» он решил впервые свозить жену в Сибирь и показать родные места. Дальняя дорога на лошадях, пароходами по рекам жарким летом плохо сказалась на здоровье Елизаветы, так как она с рождения страдала пороком сердца. Вернувшись из Красноярска, она тяжело заболела и умерла.

Портрет О.В. Суриковой

Для Сурикова это стало ударом, он каждый день ходил на кладбище, бесконечно заказывал панихиды, много читал Библию, думал о вере и почти не мог писать. Коллеги по цеху тогда решили, что художник больше ничего не создаст.

Спас художника родной брат. Он, никогда не выезжавший из Красноярска, приехал в Москву, чтобы его утешить, занялся племянницами и уговорил его вернуться в Красноярск. На родине брат же подал ему идею написать картину о старинной масленичной забаве «Взятие снежного городка». Эта работа возродила Сурикова. Он свозил ее на выставки в Москву, в Петербург, в Париж. Картина до сих пор путешествует – ее выставляют в разных городах мира.

«Взятие снежного городка»

Читать биографию Сурикова

Биография практически каждого знаменитого и выдающегося русского человека, который смог внести свой вклад в то или иной дело всегда является знакомой и доступной многим. Большинство людей, знают и любят каждого из них. Не стал исключением и Суриков Василий Иванович, русский художник, человек, который практически в каждой своей картине старался отобразить русский дух и настроение. Его картины очень часто называют живыми, их любят и признают даже в наши дни.

Родился данный художник в Российском городе Красноярске, в 1848 году, в зимнее время. Его семья по праву относилась к тем, которые считались выходцами из казачьего рода, людям осваивавшим Сибирь. Отцом маленького мальчика был губернский служащий.

Нужно отметить, что ещё с самого раннего детства мальчик постоянно рассматривал людей, изучая черты строения их лица, то как они выглядят, как себя ведут. Несмотря на совсем юный возраст ему всё было интересно и он подмечал каждую мелочь и деталь. Он мог проводить не то, что часы дни на пролет за копированием различных икон и портретов.

Вот именно с этого момента начиналась его самостоятельная художественная судьба. Взрослые, видя усилия своего ребенка, понимали, что в нем будет толк, самое главное – это постоянно развивать его талант.

В 8 возрасте мальчик начинает учиться в приходском училище. Естественно его тяга и его талант к живописи не могли остаться не замеченными. Видя, что мальчик является действительно талантливым, преподаватели начинают заниматься с ним отдельно. Этим поступком они вселяют веру в маленького мальчика, надежду на то, что он обязательно станет настоящим художником, самое главное – это много работать и усердно заниматься.

После смерти его отца для их семьи начинаются не самые лучшие времена, они начинают жить довольно бедно, не имея лишних денежных средств на какие-то либо приобретения.

Но, мальчик не отчаивается. Уже в возрасте 11 лет он начинает давать уроки акварели в приходском училище для других детей самостоятельно. В одном из губернаторских домов, где мальчик так же преподавал живопись, его талант замечают и решают помочь юному дарованию, направляя его на учебу в Северную столицу нашей страны. Такие образом настоящая биография будущего художника начинается с весьма крутого поворота судьбы, а именно с отъезда в чужой город.

Надо отметить, что там его поджидали и неудачи, мальчику не удалось сразу же поступить в Академию искусств, так как естественно не хватало различных знаний, однако Василий не расстраивается и изо всех сил старается убрать все пробелы в своей памяти, занимаясь на различных курсах. После этого ему всё-таки удается поступить в данную Академию.

Закончив Академию Суриков переезжает в Москву. И нужно отметить, что этот город ему очень понравился, он полюбил его все своей душой. Именно с этого отрезка времени он начинает всерьез заниматься живописью, применяя все свои полученные знания и умения. В этот период времени появляются знакомые и любимые многим художественные произведения данного автора.

После такого большого и сложного пути, Василий будучи уже достаточно известным художником понимает, что ему необходимо отправиться на родину, в Красноярск. Это было нужно для того, чтобы набраться сил и новых впечатлений.

Вернувшись в свои места детства вдохновение не заставляет себя долго ждать и художник тут же приступает к работе над новыми картинами.

Художник не бывалого, редкостного таланта именно так можно охарактеризовать этого человека. Нужно отметить, что его любят и помнят и в наши дни, ведь память о таких людях живет вечно.

годы жизни для детей

Интересные факты и даты из жизни

Критика

В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Литература

  • Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960
  • Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963
  • Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: 1977
  • Г. Васильева-Шляпина «Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника»// «Иван Федоров». Санкт-Петербург. 2002
  • В. Ануфриева «Отрада суриковская».//«Сибирские промыслы». Красноярск. 2007
  • Аференко В. А. «Суриков в Сухобузимском»//г. Железногорск, 1999
  • Кеменов В. С. «Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг.» М.: 1963
  • Машковцев Н. Г. «В. И. Суриков» М.: 1994
  • Евдокимов И. В. Суриков, 1933. — 164 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Шанин В. Я. «Суриков, или Трилогия страданий», 2010.
  • Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. 2016. № 8. С. 29-34.
  • М.П. Чебодаева Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова.—Санкт-Петербург, 2011. —90 С.

Если бы мама пожалела, он мог не стать художником

Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.

Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.

Портрет мамы Сурикова, написанный им

Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.

Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.

До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

«Покорение Сибири Ермаком»

Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.

Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.

От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.

«Утро стрелецкой казни»

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.

К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

«Боярыня Морозова»

Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.

Первый учитель

В училище Суриков учился успешно

Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования

Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.

Дорогой художник

Василий Иванович Суриков скончался в 1916 году. И, хотя история не признаёт сослагательного наклонения, не утихают споры о том, как встретил бы Великую Октябрьскую революцию гениальный художник. Стал бы он одним из пассажиров «философского парохода» или, напротив, принял бы народный бунт с восторгом?

«Суриков – это гений, одарённый способностью прозрения в историю, безо всяких высокопарных слов. Но это обычный человек со своими страстями, – рассуждает заведующая отделом проектной и образовательно-просветительной деятельности музея-усадьбы им. Сурикова Ольга Строганова. – Довольно прижимистый при жизни. Очень дорогой художник, знающий себе цену. Накануне революции это был состоятельный человек, со счетами в банках, не пьяница и не распутник, любивший всю жизнь одну женщину и сохранивший ей верность навсегда, один воспитавший обеих дочерей. Православный человек и глубоко верующий. Неизвестно, как бы он отнёсся к идее экспроприации, ведь он был довольно консервативен. Хотя у новой власти он всегда был в фаворе, и дети его никогда не подвергались преследованиям и репрессиям. И до сегодняшнего дня клан Михалковых-Кончаловских, его прямых потомков, продолжает творческую традицию рода».

Василий Суриков: «Да, смерть!» Какие трюки использовал знаменитый художник
Подробнее

Интересные факты из жизни художника

  • Как в своё время Михайло Ломоносов, Суриков отправился на учёбу с рыбным обозом! Позже он вспоминал, что выехал из Красноярска, сидя на огромном осетре, от которого сильно мёрз.
  • На экзамене в Академии художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительной деятельности. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев необходимыми умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его достойным зачисления в академию.
  • Очень часто идею картины подавала художнику судьба в виде яркого образа. «Меншиков в Берёзове» появился от скуки, «Боярыню Морозову» вызвала к жизни… ворона! «Утро стрелецкой казни» – свеча, зажжённая днём.
  • «Утро стрелецкой казни» у Сурикова приобрёл Павел Третьяков, основатель главной галереи страны. Тогда он отдал за полотно 8 тыс. рублей – огромные деньги. Пожалуй, впервые великий художник оказался обеспечен деньгами на несколько лет вперёд. «Меншиков в Берёзове» стоил собирателю 5 тыс. рублей. И, наконец, за «Боярыню Морозову» Третьяков заплатил 15 тыс.! Всего в собрании Третьяковской галереи находится 116 произведений Василия Сурикова.
  • Однажды Суриков получил приглашение на званый ужин, в котором было отдельно указано: явка строго в смокингах. Художник выполнил пожелание хозяев, отправив вместо себя… свой смокинг, который был им важнее.
  • Именно Василий Суриков и его друг, художник Леонид Чернышов, основали в Красноярске школу рисования.
  • Среди покупателей картин Сурикова были и коллекционеры, и меценаты, и государи всероссийские. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором России Николаем II для музея Александра III за 25 тыс. рублей, а «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» – за 40 тыс.!
  • За всю жизнь Суриков создал только одну заказную работу – 4 фрески для храма Христа Спасителя в Москве.
  • Последними словами перед смертью Василия Сурикова стали «я исчезаю».

Кстати

Знаменитые полотна Василия Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря».

Ранние годы

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске. Его семья была хорошо известна в городе: предки будущего художника приняли самое деятельное участие в закладке города. В роду Сурикова были люди сильные и смелые. Практически все женщины в семье были казачками. Неудивительно, что художник отличался отвагой и высокими понятиями о долге и чести. Например, когда кто-то из друзей смел оскорбить его возлюбленную, Суриков, не тратя времени на размышления, бросался защищать её честь.

В семье Василия Ивановича высоко ценились традиции. Отец будущего художника знал казачьи песни и с удовольствием пел их. Мать сохранила множество национальных нарядов и время от времени надевала их, что очень нравилось Василию Ивановичу.

Пользовались уважением в семье Суриковых и искусство с историей. Собравшись вместе, родственники обсуждали последние новости и делились своим мнением относительно дел давно минувшего прошлого. Быть может, на их становление и развитие оказало влияние знакомство со ссыльными декабристами.

Первые уроки рисования Суриков получил в приходском училище. В Василии Ивановиче довольно рано увидели талант художника и мягко развивали его способности. Однако искусство Суриков долгое время не рассматривал как дело всей своей жизни. Только помощь мецената Петра Кузнецова позволила Василию Ивановичу почувствовать почву под ногами и попробовать свои силы.

Биография Сурикова

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 г. в Красноярске. Он рос и воспитывался в семье коллежского секретаря Иван Васильевича и его жены Прасковьи Федоровны, которая была домохозяйкой. Суриковы происходили из казачьего сословия.

Детство и юность

Когда Сурикову было 8 лет родители отдали его в приходскую школу, в которой он проучился 2 года. Потом он продолжил обучение в уездном училище. В возрасте 11 лет ему пришлось пережить личную трагедию – от туберкулеза умер его отец.

В связи с этим семья начала испытывать серьезные материальные трудности. Вследствие острой нехватки денег, мать стала сдавать в аренду 2-й этаж собственного дома. Любовь к художественному искусству у Сурикова начала проявляться еще в детские годы биографии.

Его первым наставником был преподаватель рисования в училище Николай Гребнев. Поскольку мать не имела возможности продолжать оплачивать учебу сына, Василию пришлось оставить гимназию.

В результате, юноша начал трудиться писцом в губернском управлении. По счастливому стечению обстоятельств, его рисунки увидел высокопоставленный чиновник Павел Замятнин. Именно он убедил мецената и золотопромышленника Кузнецова, оплатить учебу Сурикова в Академии художеств.

Интересен факт, что первая попытка поступления в Академию оказалась неудачной, но Василий не опустил рук. Чтобы не терять зря времени, он прошел курс рисования в Санкт-Петербургской школе Общества поощрения художников.

Осенью Сурикову удалось сдать экзамены в Академию художеств и стать вольнослушателем. Примерно через год он был переведен уже в основную группу. В вузе, в котором он проучился 6 лет (1869-1875), его учителем был Павел Чистяков.

В данный период биографии Василий смог раскрыть свой творческий потенциал, что нашло отражение в денежных премиях и 4-х серебряных медалях

Любопытно, что он уделял особое внимание композиции, вследствие чего однокурсники прозвали его «Композитором»

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери — Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

«Меншиков в Березове»

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.

На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:

«Благовещение»

Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.

В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.

На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.

Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее

Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.

Светлана Хустик

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий