Священнослужители

Права клириков

Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

Актуальная информация

Великие старцы — такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят. К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:

  • 2 февраля 2018 года умер протоиерей Иоанн Слугин, служивший клириком в храме Сошествия Святого Духа в Москве. Ему было 77 лет;

  • 13 октября 2020 года отошел к Богу, старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры. Отзывы о священнослужителе передавались из уст в уста, многие люди мечтали о встрече с ним. Священнослужитель был одним из самых почитаемым старцев Православной Церкви;
  • 20 февраля 2020 года не стало архимандрита Кирилла. На момент смерти ему было 97 лет. Воспоминания людей, которым посчастливилось встретиться со старцем, легли в основу книги. Редактором издания выступил священнослужитель Виктор Кузнецов;
  • 1 декабря 2020 году после длительной борьбы с болезнью, умер Архимандрит Дионисий (Шишигин). Батюшка до самых последних дней был предан служению. Он не только встречался с людьми лично, но и передавал священные знания в своих статьях. Его работы можно встретить на крупных православных ресурсах. Одно из важнейших творений архимандрита — труд «Патриарх Пимен и его время», написанию которого он посвятил часть своей жизни;
  • Архимандрит Иероним (Шурыгин) последние годы которого проходили в Чувашии, отошел к Господу 28 августа 2013, в день Успения Богородицы. Но и сейчас с ним связаны необыкновенные явления. Люди, которые приходили на его могилку, заметили, что у них стали происходить настоящие чудеса. Все о чем они искренне просили — сбывалось. Могила находится в г. Алатыре, где ее часто посещают паломники. Архимандрит более 40 лет был насельником Успенского Псково-Печерского монастыря;
  • А также паломничества не прекращаются и в месте погребения саранского старца Феофана. Отец Феофан был очень светлой и отзывчивой личностью, все, кто знали его при жизни, любили святого отца. Он был духовником в Макаровском Иоанновском Богословском монастыре в Мордовии. Сейчас люди приезжают на могилку старца, как и раньше за советами, помощью и исцелением. Говорят, что чудеса стали происходить чаще.


Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении. Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.

Русская православная церковь в начале двадцатого века оказалась в затруднительном положении. Страна раскололась на два лагеря – красных и белых. Среди батюшек также не находилось единства.

Это привело к расколу церкви и образованию так называемой Западной православной церкви. Оставшиеся в России церковники вынуждены были принять условия советской власти и оказались сильно ограничены в своих возможностях.

Но священники не сломались под натиском трудностей и продолжали свое дело. Одним из них стал протоиерей Валериан. Продолжил он свои проповеди и в Российской Федерации.

Протоиерей Валериан (Кречетов). Его биография – готовый сюжет для мотивационного кино

Отец Валериан вырос в трудное послевоенное время, когда страна оправлялась после ужасов Великой Отечественной Войны. Долгое время работал инженером, но ближе к середине жизни пришел к Богу.

Сейчас он духовник Московской епархии, пишет духовные книги. Среди народа он заслужил уважение, и с каждым годом на его проповеди приходит все больше людей.

Московская духовная академия, в которой учился Кречетов

Ревизские сказки

Родословная священника с 1710 года до 1858 года может быть составлена на основе ревизских сказок. Сначала для священнослужителей писали отдельные от крестьян и других сословий ревизские сказки. Для каждого члена семьи указывался возраст, а для мужчин – и возраст по предыдущей ревизии и год смерти. В случае, если священнослужитель отрешен от должности, то указывалась причина (по болезни, по старости, за проступок и т.п.)

В ревизских сказках можно так же встретить перепись священнослужителей в дополнительных списках к основной ревизской сказке.

Поскольку часто священник – это была «профессия» семейная, то можно встретить запись в ревизских сказках: «определен на место отца своего в 1810 году».

Кроме того, ревизских сказках указаны сведения о переводе или перемещении из одного места службы в другое, что даст дополнительные сведения о послужном списке духовного лица.

Принятие сана священника

Когда подворье и храм появились, Анатолий сначала был «исполняющим обязанности», а потом стал настоятелем. В то же время священник проводил духовно-просветительскую работу в наркодиспансере, помогая многим больным встать на истинный путь. Затем в храм прислали другого священника, а Першин же остался в петербургской епархии и служил в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Сейчас отец Анатолий – настоятель прихода святителя Василия Великого в Осиновой Роще и одновременно служащий Архангело-Михайловского собора в Токсово.

Когда Першин ушел в веру, он долго не мог забыть ту драму, из-за чего забросил музыку, но иногда играл на гитаре для себя и близких. Однажды друзья священника посоветовали ему снова запеть; они организовали его концерт, собрав всех знакомых и друзей. Оказалось, что его творчество нужно людям, и отец Анатолий стал давать концерты. Телеканал «Союз» заинтересовался выступлениями музыканта и вскоре его пригласили вести авторскую передачу, которую он назвал «Лаврские встречи». Гостями этой программы становятся не только музыканты и авторы-исполнители, но и поэты, писатели и другие творческие люди.

Першин периодически выступает на песенных фестивалях, проводит творческие вечера, а также принимает участие в передачах на телеканале “Спас”. Песни священника можно услышать и в петербургском драматическом православном театре «Странник», куда приходят преданные поклонники его творчества.

В 2020 году из-за короновируса многие мероприятия срываются, поэтому отец Анатолий собирает квартирники или общается с поклонниками благодаря соцсетям. Он создал свой канал и теперь выходит в прямой эфир каждый понедельник, чтобы поговорить на актуальные темы, вспомнить что-то из прошлого, а также попеть душевные песни.

Юношеские годы и молодость

В 13 лет Валерий вместе с сестрой крестился. Он не мог себе объяснить, почему возникло это решение. Во время совершения Таинства Крещения юноша почувствовал перемену в своей душе. Его охватили радость и легкость. И уже не существовало никаких сомнений в том, что Бог есть.

Духовное образование

Отец Валерий всю молодость посвятил повышению уровня своего духовного образования.

Этапы:

  1. В 1992 году юноша становится пономарем и чтецом в Покровской церкви в родном городе.
  2. Позже он переезжает в столицу.
  3. В 1996 году оканчивает Московскую духовную семинарию. В расположенном при ней храме молодой человек нес послушание.
  4. В 2000 году будущий священнослужитель получает диплом об окончании Московской духовной академии (МДА). В период обучения там он занимался миссионерской и социальной работой. Часто посещал подследственных в СИЗО, разговаривал с ними о православной вере. Также занимался организацией сбора вещей и продуктов заключенным.
  5. Еще учась в МДА, будущий священник работал помощником проректора по воспитательной части.

Он являлся сотрудником Академического Миссионерского отдела. Также на открытых при МДА богословских курсах занимался преподаванием.

Работа в семинарии

В 2003 году Валерий Николаевич поступает на работу в Николо-Угрешскую семинарию Московской патриархии, которая находится в городе Дзержинском Московской области. Там он становится проректором по учебной работе.

Также священник занимает должность преподавателя византологии, апологетики, патрологии, основы и методики катехизации.

Краткая история

Православие – третье по количеству сторонников направлением христианства (после католицизма и протестантизма), его исповедует свыше 225 миллионов человек во всем мире. С апостольских времен была единая церковь, но в 1054 году произошел Великий раскол, и верующие разделились на католиков и православных.

Впоследствии христианство знавало разные времена, например, в СССР агрессивно пропагандировался атеизм и служителям культа зачастую приходилось проводить обряды тайно, чтобы об этом не узнали власти.

Так, в 30-е годы XX века все семинарии были закрыты, послабления произошли только во время Второй мировой войны, когда руководство страны было вынуждено признать необходимость веры человека в Бога.

Жизнь за границей

После расстрела демонстрации священник Гапон скинул рясу, сбрил бороду и уехал в Женеву – тогдашний центр русских революционеров. Об организаторе шествия к царю знала к тому времени вся Европа. И социал-демократы, и эсеры мечтали заполучить в свои ряды человека, способного руководить рабочим движением. В умении влиять на толпу ему равных не было.

В Швейцарии Георгий Гапон встречался с революционерами, представителями различных партий. Но стать членом одной из организаций он не спешил. Лидер рабочего движения считал, что в России должна свершиться революция, но только он может стать ее организатором. По словам современников, это была личность, обладающая редким самолюбием, энергией и уверенностью в себе.

За границей Гапон встречался с Владимиром Лениным. Он был человеком, тесно связанным с рабочими массами, а потому будущий вождь тщательно готовился к разговору с ним. В мае 1905 года Гапон все же вступил в партию эсеров. Однако его не ввели в центральный комитет и не посвятили в конспиративные дела. Это возмутило бывшего священника, и он порвал с эсерами.

Кто такой клирик

Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.

Происхождение слова

В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.

В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.

Значение понятия

В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.

«Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.

Юношеские годы и молодость

Учеба в семинарии, дружба с архиепископом Кириллом сыграли большую роль в становлении Чаплина как священника. Биография священнослужителя отличается стремительным продвижением по карьерной лестнице. Это сделало его заметной фигурой в Русской Православной Церкви .

Обучение в Духовной Семинарии

В 1985 году после окончания школы он начал работать в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году — окончил Московскую Духовную Семинарию, в которую поступил по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева). Уже во время учебы был рукоположен архиепископом Кириллом в сан диакона (1991), а затем — и в сан священника (1992).

В 1994 году окончил Московскую духовную академию. Является кандидатом богословия. Тема его диссертации: «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

Продвижение по карьерной лестнице

Благодаря способностям отца Всеволода, которые не оставались без внимания церковного начальства, его карьерный рост был довольно быстрым.

Всеволод Чаплин, строя свою карьеру, занимал много должностей, в том числе и руководящие посты:

  1. 1990—2009 — служба в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата : прошел путь от рядового сотрудника до заместителя председателя под руководством Смоленского архиепископа Кирилла.
  2. 1996—1997 — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
  3. 1997—2001 — глава новообразованного секретариата Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Церкви и общества.

Сокращения, принятые в церковных календарях

Персоналии

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы.

Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вел. — великий, великая
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • имп. — император
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. (вне календаря допустимопреп. ) — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • свящ. (вне календаря) — священник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Андрей Ткачев сейчас

Протоиерей призывает к морали, воспитывает дух традиций, вносит свой вклад в укрепление веры среди народа. Он хорошо общается с молодежью, и, несмотря на критику высказываний, к нему прислушиваются многие люди.

Ткачев активно:

У протоиерея есть свои официальные страницы в интернете, которые ведут редакторские группы. Там собраны его:

  • мысли;
  • проповеди;
  • размышления;
  • лекции на актуальные темы.

Проповедник продолжает писать книги о ценностях, духовной жизни, философии атеизма.

Протоиерей никогда не отказывает в приеме на проповедях, отвечает прямо на все вопросы, внимательно слушает прихожан. Растолковывает значения множества духовных писаний, раскрывает их внутренний смысл.

Несмотря на появляющуюся критику, в него верят, его слушают. Проповедник умело наставляет на правильный путь, пробуждает веру и призвание в слушателях.

По инициативе протоиерея создана первая в России социальная православная сеть, где собраны все проповеди и можно:

  • общаться;
  • искать по духу знакомых;
  • читать молитвы.

Проповеди протоиерея можно посещать в Храме Святителя Василия Великого, где он занимается своей миссионерской деятельностью.

Путь к священству

Именно в этом храме юноша впервые соприкоснулся с литургической жизнью, попробовал кагора, просфорки и толстых брянских блинов. Он записывал тексты всей Литургии Иоанна Златоуста в тетради, выводя аккуратно большие буковки. Будучи сыном священника, сам Василий не хотел идти по стопам отца, так как хорошо знал тяготы и лишения этого пути. Но отец настоял, чтобы юноша сразу после окончания школы поступил в Смоленское духовное училище. Он сдал экзамены, но в какой-то момент передумал и забрал документы.

Гелеван увлекался музыкой, поэтому мечтал заняться музыкальной карьерой. Он поступил в Брянское музыкальное училище (ныне Брянский областной колледж искусств), правда, вместо отделения гитары, пришлось выбрать дирижёрско-хоровое. Уже во время учебы одна преподаватель сказала ему судьбоносные слова: «Вася, понимаешь, музыкантов будет много, а вот священников не хватает.

Места службы

Юноша прошел обучение в Смоленской духовной семинарии, а затем работал в Смоленском епархиальном управлении в должности пресс-секретаря митрополита Смоленского и Калининградского. В 2001 году он уехал в Москву, где поступил в духовную академию. После учебы Гелеван служил в храмах Брянской епархии, а конце 2006 года его отправили в Рио-де-Жанейро в качестве настоятеля храма святой мученицы Зинаиды.

Это был очень интересный период в его жизни, но Василий очень хотел заниматься священством, а в Рио-де-Жанейро, как и в других русских храмах за границей, службы были только в воскресенье, а потом в храм целую неделю никто не приходил. Через восемь лет отец Василий вернулся обратно в Брянск. С 2016 года он выступает священником храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках — Патриаршего подворья при штабе ВДВ г. Москвы.

Священники

Это следующая ступень священства, название которой произошло от греческих слов «старший», «руководитель общины». Именно среди них выделяют черное и белое духовенство.

Белое духовенство

Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания:

  • протопресвитер – это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги.
  • протоиерей — с греческого языка это слово переводится как «первый иерей».
  • иерей.

Черное духовенство

Представители черного духовенства имеют звания:

  • архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея.
  • игумен – с греческого языка это звание переводится как «ведущий». Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году.
  • иеромонах – иереи из монахов.

Чинопоследование поставления

Порядок совершения церковного обряда поставления во чтеца находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Поставление во чтеца обычно совершается в храме в начале Литургии либо сразу после облачения архиерея на кафедре или в алтаре (во время чтения часов), либо уже во время пения антифонов (посреди храма):

  • Ставленник (или группа ставленников) в подрясниках с поясками выходит из алтаря диаконскими дверями, в два ряда подходит к архиерею и творит ему три земных поклона.
  • Архиерей каждого три́щи зна́менает крестовидно по главе (поставление во свещеносца), и по сем, возложа́ руку на главу его, глаголет первую молитву: Иже всю тварь светом просветивый чудес Твоих Господи,..
  • Начальные молитвы, тропари апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, «Слава.., И ныне..,» Богородичен,
  • Крестовидное пострижение волос,
  • Облачение в краткий фелонь,
  • Архиерей второй раз (начинается поставление собственно во чтеца) троекратно благословляет и возлагает руку на главу ставленника/ставленников с молитвой: Господи Боже Вседержителю, избери раба твоего сего и освяти его,..
  • Чтение посвящаемым Апостола, поклонение архиерею,
  • Снятие фелони,
  • Третье троекратное благословение архиереем поставляемого,
  • Осенение архиереем стихаря над крестом,
  • Облачение чтеца/чтецов в стихарь,
  • Назидание архиерея об обязанностях чтеца,
  • Благословение Господне, наречение во чтеца конкретного храма (обычно в котором совершалось посвящение),
  • Вручение чтецу/чтецам лампады (подсвечника со свечой),
  • Если новопоста́вленного чтеца далее не посвящают во иподиакона, то он (или группа новопоставленных чтецов) поворачивается к алтарю, крестится, кланяется, затем поворачивается к архиерею, кланяется ему, и двумя колоннами следует в алтарь диаконскими дверями,
  • Причащение новопоставленных чтецов с мирянами на ближайшей литургии,
  • Поздравление с посвящением и торжественное вручение свидетельства о хиротесии во чтеца.

Сын священника

Отец Василий появился на свет в 1975 году в городе Хуст, в Закарпатье. В семье также подрастали еще двое его братьев. Этот город примечателен тем, что его жители еще с рождения разговаривают сразу на нескольких языках, так как рядом находятся Венгрия, Чехия, Румыния и Польша. Граница находилась так близко, что будущий протоиерей и его друзья ходили за хлебом в булочную другой страны.

В 1983 году отец Гелевана стал священником и вскоре его назначили служить в Орловской и Брянской епархии. Примерно через год он получил назначение на приходское служение в храм, который находился в селе Голубея Брянской области. Василий вместе с братьями провели там все детство; они приезжали туда вместе с отцом каждое воскресение, из-за чего им приходилось просыпаться в шесть утра.

Степени священства

В Православной Церкви установлено три степени священства: диаконы, священники (иереи), епископы (архиереи).

Диакон в переводе с греческого означает “служитель”. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он со-служит священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий. Однако самостоятельно диакон никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Вторая степень священства — священник. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Епископ — это третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями. Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — это глава, предстоятель Церкви, который имеет титул патриарха.

Следует отметить, что в Русской Православной Церкви существует белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, вступившие в брак. К черному — насельники монастырей, которые дали обет безбрачия.

Право совершать Таинство Священства принадлежит только епископу. Все остальные церковные Таинства (Исповедь, Причастие, Крещение, Миропомазание, Соборование, Венчание) могут совершать священники.

Как стать священником в Православной Церкви: требование к кандидатам

Принять священство — значит посвятить всю свою жизнь для Церкви. В знак нераздельности жизни на частную и церковную с рукополагаемого в священники снимают обручальное кольцо и кладут на святом престоле в алтаре.

Как стать священником без учебы в семинарии? Согласно «Положению о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц» от 27 декабря 2016 года, лица, не имеющие высшего духовного образования, также могут быть рукоположены. Для этого они должны соответствовать определенным требованиям Церковного Канона.

Современный Устав Русской Православной Церкви определяет допустимый возраст для кандидатов на принятие священства. Для диаконов и священников — при достижении совершеннолетия, для епископов — старше 30 лет. Священником может стать как монашествующий, так и женатый христианин. Причем женат он должен быть только один раз (Апостольское правило, 17). В сан епископа в Русской Православной Церкви посвящается только монах.

Имеются особые требования и к жене ставленника (кандидата во священники). Она должна исповедовать православную веру, быть замужем первый раз. Жена священника должна подавать своим целомудрием, спокойствие и воцерковленностью пример для прихожан.

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) так говорил о высоком звании быть священником:

Епископы

Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.

В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.

Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.

Патриарх

Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».

При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.

Митрополит

Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.

В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.

Архиепископ

В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.

В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.

Епископ

Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.

Литературные труды

До того периода, как Георгий Максимов связал свою жизнь с верой, он писал прозу, связанную с религиозной тематикой. Жанр произведений, по его мнению, носил название православная фантастика.

Свои произведения священник Георгий публиковал на сайте «Самиздат», а также в журналах:

  • Реальность фантастики;
  • Фома;
  • Бастион;
  • Порог;
  • Меридиан.

За «Пробуждение» Георгий награжден премией «Бесобой». В 2008 г. АСТ публикует первый роман «Зиккурат». В 2012 году свет увидел собрание изложений священника «Христианский квартал».

В литературных трудах этого времени он раскрывал не только научно-технические вопросы, но и суть всего человеческого рода.

Известно большое количество прозаических произведений священника, но популярность обрели несколько:

  • «Больше, чем…»;
  • «Ветер перемен»;
  • «Помощник»;
  • «Узник»;
  • «Смерть атеиста».

Максимов верил, что осмысление православия многим откроет глаза.

Священник Георгий издал целый перечень монографий, брошюр, к которым относятся:

  • «Православие или ислам»;
  • «Православные святые, ушедшие в ислам»;
  • «Преподобные писания об исламе»;
  • «Религия креста и полумесяца».

Георгий – автор различных статей на темы исламоведения, агиографии, истории христианства и проблем взаимодействия с исламской религией. Последней теме он отдавал приоритетное значение, поэтому считается выдающимся специалистом в этом вопросе.

Священнослужитель написал рецензии на различные работы, среди которых значатся:

  • «Учёные записки Российского Православного Университета»;
  • «Новая книга о старчестве» и другие.

Некоторые произведения и статьи переведены и изданы в других странах, таких как Англия, Германия, Грузия, Болгария, Румыния и Македония.

Богатая биография Георгия Максимова говорит о посвящение его жизни Богу. Священник ведет активную деятельность в России и других странах, совершает миссионерские поездки за границу для развития Русской православной церкви, публикует книги, статьи на религиозную тематику. Его миссионерская деятельность направлена на проповедование Евангелие, выполнение заповедей Христа.

В видео ниже — священник Георгий Максимов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии. Современные вызовы перед воцерковленным человеком.

  • https://www.livelib.ru/author/123645-yurij-georgij-maksimov
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимов,_Георгий_Валерьевич
  • https://vk.com/id293099986
  • https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженныйепископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинцииили наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

 

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

«Служение евангелиста» древней Церкви

Таким же образом строились обязанности этих клириков первых веков существования христианской церкви, однако они не читали «в слух народа» Евангелие. Кроме того, чтецы:

  • хранили церковные книги;
  • зажигали светильники; несли их пред священниками во время определенных моментов службы.

Вот как представляет требования к поставляющимся на эту должность памятник первых веков Церкви, «Апостольские постановления»:

А сщмч. Киприан Карфагенский, как многие христиане, полагал, что поставление на эту должность означает признание Церковью даже исповеднического подвига. Например, им рукоположены Аврелий и Келерин, известные твердостью веры, а также перенесенными мучениями от язычников.

Кто такой чтец в православии

Сейчас эта степень посвящения считается первой, низшей для клириков. Следующей является служение иподиакона.

Обязанности

В настоящее время чтец:

  • совершает чтение служб Часов (поэтому богослужебная книга Часослов является для него основным руководством);
  • читает во время службы Писание (но не Евангелие);
  • возжигает светильники, несет свечу перед священнослужителями, когда это требуется порядком службы.

Древней обязанности толкования прочитанного у этих клириков сейчас нет.

О священниках и священстве на «Правмире»:

  • Зачем нужны священники?
  • О священниках|Ответы священников на вопросы
  • Как стать священником, или правило парашюта
  • Мифы о священниках
  • Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!
  • От чего устает священник
  • Священники тоже люди
  • Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?
  • Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны
  • Брак священника, или Битва за кольцо
  • Исповедь тюремного священника
  • Ответ священника философу
  • Священник, старец, духовник…
  • Дневник сельского священника
  • Священник должен поддерживать высокий уровень публичной риторики
  • Друг-священник: почему бы и нет?
  • Каково быть «бывшим» священником?
  • Священник цинично шутит, заболел или выпивает. Что это с ним?
  • Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец
  • Священники большого города. Отец Антоний Лакирев
  • Исповедь плохого священника

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует — это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача — помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий