Тихон (Василий Иванович Белавин)

Почитание

Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре. 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Московском Донском монастыре

Иконостас на могиле патриарха Тихона. Фото 7 апреля 1965 г., архив Церковно-археологического кабинета МДА

Русская Православная Церковь Заграницейисповедникалике святых новомучеников РоссийскихАрхиерейском Соборе Московского ПатриархатаДонского монастыряДонском монастыре

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим и́збранного/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́/ и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Ин тропарь, глас 3

В годи́ну тя́жкую Бо́гом и́збранный/ в соверше́нной свя́тости и любви́ Бо́га просла́вил еси́,/ во смире́нии вели́чие, в простоте́ и кро́тости си́лу Бо́жию явля́я,/ положи́л ду́шу за Це́рковь, за лю́ди своя́,/ испове́дниче патриа́рше свя́те Ти́хоне,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Ему́же сораспя́лся еси́,/ и ны́не спасти́ зе́млю Ру́сскую и па́ству Твою́.

Кондак, глас 2

Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,/ я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Первые патриаршие труды

Учитывая, в какой непростой для страны период вступил на путь своего служения патриарх Тихон, ему предстояло множество трудов. Учитывая, что патриарх был практически единственным выбранным народно руководителем, его с радостью встречали практически в любом уголке России. Когда патриарх приезжал служить в какой-либо провинциальный город, население не выходило на работу, чтобы попасть на службу.

Важно. Сразу после революции отношение правящей власти и Русской Православной Церкви стали очень напряженными и конфликтными. Вновь установленная власть советов всячески притесняла и унижала церковь, начался процесс гонений на православие

И патриарху Тихону приходилось постоянно балансировать между пастырским долгом и общественными представителями

Вновь установленная власть советов всячески притесняла и унижала церковь, начался процесс гонений на православие. И патриарху Тихону приходилось постоянно балансировать между пастырским долгом и общественными представителями.


Ковчег с мощами патриарха Тихона

Уже в 1918 году трагически погибли двое соратников Патриарха — о. Иван Кочуров, а также митрополит Владимир. Владыка Тихон очень тяжело отнесся к утрате и долго скорбел. Уже тогда ему стало ясно, что это только самое начало жестоких преследований.

Интересный факт. Однажды Патриарх был предупрежден о том, что в Петрограде собирается целая группа моряков, которые хотят арестовать Владыку и увезти его из Москвы. Он крайне спокойно отреагировал на это известие, не обратил на него никакого внимания. Ранним утром группа захватчиков прибыла в Москву, однако через несколько часов отправилась назад, даже не встретившись с церковным предстоятелем. Господь явно хранил своего избранника для больших дел.

В начале 1918 года Патриарх обнародовал послание, которое стало историческим. В нем призывались все, кто имел отношение к властям, остановить беззакония и жестокие расправы над народом. Также предавались анафеме и отлучались от Причастия все, кто имел непосредственное отношение к совершению преступлений. Несмотря на то, что в документе речь шла об отдельных лицах, в обществе обращение было воспринято как резкое несогласие с большевистской властью и осуждение ее как таковой. Конечно же, это только усугубило и без того непростые отношения Церкви с государством.

«Он же антисоветчик!»

Архиерейский собор 9—11 октября 1989 года, проходивший в московском Даниловом монастыре, был приурочен к празднованию 400-летия установления патриаршества в Русской Церкви. Именно на этом соборе было принято решение о канонизации Патриарха Иова — первого русского патриарха, избранного в 1589 году, и Патриарха Тихона — первого предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества Поместным собором 1917 /18 годов.

Для большинства верующих людей Советского Союза канонизация Патриарха Тихона была актом смелым и чрезвычайно прогрессивным. Если личность Патриарха Иова для большинства советских граждан была на тот момент малоизвестным «преданьем старины глубокой», то фигура Патриарха Тихона была, в общем-то, широко известной. И канонизация его была шагом, как сейчас говорят, «неполиткорректным».

Журнал «Красная деревня», 1923 год, публикация о Патриархе Тихоне

Тихон (Белавин)

Патриарх Тихон. Портрет работы Виктора Шилова.

Тихон (до пострижения в монахи в 1891 году –
Василий Иванович Белавин) (1865-1925) – патриарх
Московский и всея Руси. В 1907-1913 годы – возглавлял
один из отделов черносотенно-монархической
организации “Союз русского
народа
“. Избран патриархом 5 ноября
1918 года года 1-м Всероссийским поместным
собором. В мае 1922 года был привлечен к судебной
ответственности за выступление
против большевиков
и заключен под домашний
арест. В мае 1923 года 2-м Всероссийским поместным
собором, собранным обновленцами, лишен сана
патриарха, что не признали его сторонники. В июне
1923 года году вынужден был просить
Советскую власть о помиловании. Оставил
завещание, в котором призывал верующих к
сотрудничеству с Советской властью, так как
понял бесперспективность борьбы с ней в тех конктерных
общественно-политических условиях.

Святейший Патриарх Тихон у митрополита Московского и Коломенского Макария
(Невского) в Николо-Угрешском монастыре. Рядом с ним (слева направо)
священномученники: епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), архиепископ
Балахнинский Евфимий (Елисеев), с цветами – епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский)
и крайний справа епископ (впоследствии архиепископ) Звенигородский Николай
(Добронравов).

ТИХОН МОСКОВСКИЙ (в миру Василий
Иванович Беллавин), патриарх Московский и всея
Руси (19.01.1865 — 25.03/7.04.1925). Родился в Псковской губернии в
семье священника. Окончив Петербургскую
Духовную академию, он принял монашество, был
преподавателем, ректором в духовных семинариях,
а затем его призвали на архиерейское служение. На
Всероссийском Поместном Соборе митр. Московский
и Коломенский Тихон по жребию был избран первым,
после 200-летнего перерыва, патриархом.
Интронизация его была совершена в Успенском
соборе Московского Кремля
“среди огня и
орудийной смертоносной пальбы” на праздник
Введения, 21 ноября/4 декабря 1917 года. Новый патриарх
был олицетворением кротости, доброты,
сердечности, но при этом был непреклонно тверд в
делах церковных. В годы разрухи, гонений,
расколов он сохранил Церковь в чистоте
Православия. Святитель призывал паству
уклоняться от разрушительной политической
деятельности, но обратиться к созидательной —
искоренению греха и восстановлению единства с
Богом. Патриарх Тихон первым должен был установить
отношения Церкви с новой богоборческой властью,
стремившейся к полному уничтожению Православия.
Пришлось претерпеть ему и клевету, и нападки, и
покушения, и заключение. Он был воистину народным
молитвенником, печальником всея России. В
праздник Благовещения Господь призвал Своего
служителя. Тело его было погребено в малом соборе
Донского монастыряи чудесно обретено уже
после прославления свт. Тихона в лике святых.

Память свт. Тихону отмечается 25 марта/7
апреля, 26 сентября/9 октября, в воскресенье после
25 января/7 февраля.

Другие биографические материалы:

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Первый в советский период Патриарх Московский и всея Руси (Орлов
А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Шикман А.П. Патриарх (Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Голостенов M.E. Во время революций 1917 года (Политические деятели
России 1917.  биографический словарь. Москва, 1993).

Степанов А. Председатель отдела Союза Русского Народа (Черная сотня.
Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+,
Институт русской цивилизации, 2008
).

Анафема Патриарха Тихона революционерам (Святая Русь. Исторический
календарь-альманах. М. 2000).

Далее читайте (выступления Тихона,
документы о нём, справочная инфомация, сочинения и литература).

Послание патриарха Тихона

Одним из самых известных деяний Великого Святителя стало его Послание в связи с закрытием Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Причиной его написания стало вскрытие мощей Преподобного Сергия. И это событие должно было стать началом полного уничтожения духовной жизни народа, ибо не сможет православный человек войти в храм и воздать молитвы Богу, и не будет ни одного служителя, который бы смог помочь ему в этом.

Патриарх призывал до последнего стоять на страже народных церковных интересов, дабы не растерять духовный запас, который завещал Сергий. Он взывал православных людей к молитвам, что помогут вернуть благодетель, подаренную Преподобным, очистят сердце от всего злого и приведут к покаянию.

Сапоги от рабочих

Пожалуй, самые пронзительные воспоминания о Патриархе Тихоне составлены теми его современниками, кто не был посвящен в тонкости церковно-государственных отношений тех лет и просто видел в Святейшем гонимого пастыря Церкви Христовой.
Анастасия Цветаева в своих воспоминаниях («О чудесах и чудесном») уже в 1990 году вспоминала, как они с сыном ходили к Донскому монастырю — поддержать заключенного Патриарха Тихона.
«Тогда Патриарх Тихон находился в Донском монастыре (Москва), — пишет Анастасия Цветаева, — в не совсем понятном для его паствы положении, но в определенные часы дня он выходил на прогулку по длинному возвышению над двором, — и верующих, приехавших увидеть его, он обходил сверху — благословлял. Вот и я с моим тогда десятилетним или одиннадцатилетним сыном поехала в Донской монастырь.
Мы (москвичи) не знали, как Патриарха кормят, и кто мог, старался что-нибудь привезти ему: годы в стране были нелегкие, после гражданской войны, революции и разрухи, начинался, должно быть, НЭП (новая экономическая политика, введенная после голода Лениным). Потому я (после лет, когда я с сыном питалась подолгу сушеной картошкой — живые овощи были недостижимым лакомством) раздобыла где-то 400 грамм сахарного песку.
А еще, не зная, как Патриарх там живет, есть ли у него иконы, я взяла с собой цветную, на картоне — 30×20 сантиметров, икону Божьей Матери с Младенцем, за Ее плечом была даль и, мелко — Голгофа, 3 креста, осиянные светом. Двор был полон народом. Я передала икону вместе с мешочком сахару, радуясь его радости этой иконе. Но… разочарование, огорчение! Мне вернули икону. Но в одно мгновение огорчение стало — счастием! На обороте, на картоне было написано: „БЛАГОСЛОВЛЯЮ. Патриарх Тихон“.
Сын Андрей тянул икону к себе. Я прикладывалась, приложился за мной и сын. Он держал икону, к нам шли люди и, один за другим, в очередь, люди прикладывались — под подписью, и смотрели на икону Божьей Матери, которую держал мальчик с детской челкой русых волос, серыми большими глазами, правильными чертами и радостью на лице. Он был похож на отрока Варфоломея (с картины Нестерова), которому было видение ангела в образе старца. Икона эта была у меня цела до часа моего ареста в 1937 году».

Популярное за 7 дней

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Текст службы
24.04.21 15:20

Страстная седмица по дням
26.04.21 09:20

Митр. Антоний (Паканич) о том, как правильно завершить Великий пост
26.04.21 19:22

Вербное воскресенье: история, как праздновать, зачем освящать вербу
21.04.21 21:51

Что необходимо знать о богослужениях Страстной седмицы?
26.04.21 19:55

Прожить впустую: основные признаки бесполезной жизни
26.04.21 11:08

Митр

Антоний (Паканич): Важно, несмотря на все препятствия, достойно встретить Пасху Христову
22.04.21 10:08

Почему Вход Господень в Иерусалим – самое трагичное торжество в году?
23.04.21 23:06

Чему нас учат Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим?
23.04.21 10:58

Великий Вторник: что важно знать?
27.04.21 10:14

«Всё хи-хи, ха-ха и гладит кота»

Личность Патриарха Тихона не укладывается в рамки традиционного житийного стиля. В образе святителя нет гладкости и сусальности, присущих многим дореволюционным архиереям. Патриарх был выходцем из духовного сословия – то есть был священником далеко не в первом и не во втором поколении, — однако многие из сохранившихся свидетельств о нем резко контрастируют с рассказами о «кастовом» духовенстве старой России. Выражение архимандрита Тихона (Шевкунова), использованное применительно к подвижникам веры нашего века, — «несвятой святой», — вполне можно было бы отнести и к святителю Тихону.

По словам современника, с детства Тихон был «богобоязненным без лукавства и святошества». Его однокурсник, впоследствии протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке, вспоминал о нем:

Подчас Тихон легче находил общий язык со светскими людьми, нежели с монашеством. Выпущенный в 2007 году издательством ПСТГУ двухтомник «Современники о Патриархе Тихоне» содержит много свидетельств того, как Святейший легко устанавливал контакт даже с теми людьми, кто плохо знал церковный этикет и побаивался иерархии. Так, И. И. Василевский рассказывает о духовном концерте, на котором должна была выступать светская актриса — О. Л. Книппер-Чехова.

Ольга Леонардовна очень волновалось, так как выступать нужно было в храме, а в числе присутствующих был сам Патриарх. Устроитель концерта разыскал Святейшего перед началом и, рассказав о том, как нервничает актриса, просил его разрешения представить ее. Патриарх согласился, и когда актриса подошла к Святейшему, он «благословив, сказал ей тут же, без предисловий: „Ну вот, говорят, вы что-то пугаетесь нас. Не пугайтесь. Мы не очень-то уж страшные. Успокойтесь, все пройдет хорошо“, — и он с разговорами увлек ее в зал, где предложил ей место рядом с собою, так что она, сидя рядом с Патриархом и беседуя с ним, прослушала все первое отделение концерта».

Есть свидетельства о том, что Патриарх Тихон был страстным «кошатником».

Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот, Москва, 1918 год. Фото: oldmos.ru

Святейший, в свою очередь, сам подшучивал над лукавством монашеской братии. Сергей Волков оставил любопытную зарисовку о том, как он ходил к Патриарху хлопотать об устройстве академического храма:

Арест патриарха Тихона за неповиновение

Святейший принимал активное участие в грандиозных крестовых походах, какие устраивались по его благословению для подъёма в умах и сердцах народа религиозных чувств. Также он безбоязненно проводил службы в храмах многих городов, чем укреплял духовную паству. Рьяно выступал патриарх и против разгрома Церкви.

Результатом всех этих действий стал арест Тихона и его заточение больше чем на один год. Власти, не сумевшие сломить волю и дух святителя, были вынуждены отпустить его, но стали тщательно следить за каждым его шагом. Дважды даже были предприняты попытки убить патриарха. При втором покушении был трагически погиб сподвижник святого. Но несмотря на страшные гонения, Тихон продолжал жить и действовать во имя Церкви и народа.

Преследования и уголовные разбирательства

Массовые репрессии духовенства не обошли стороной и неугодного новой власти предстоятеля церкви. Открытое осуждение кровопролитной диктатуры большевиков и жестокого насилия против неугодных стало поводом к более пристальному вниманию к Русской православной церкви и ее деятельности. И как бы патриарх Тихон не призывал не связывать деятельность РПЦ с какой-либо политической силой, как бы не объявлял Церковь институтом вне государства, все равно его обвинили в антисоветской пропаганде и контрреволюционной деятельности.

После обыска в квартире, в 1918 году предстоятель РПЦ был заключен под домашний арест. Опасаясь за жизнь любимого Владыки, добровольцами был организован специальный конвой, дежуривший у стен Троицкого подворья, где был заключен святитель Тихон. Обвинялся он в массовых призывах к свержению советской власти, которых на самом деле никогда не делал. Напротив, позиция предстоятеля всегда была максимально примирительной и направленной на решение всех разногласий мирным путем, без кровопролития.

Следующим ударом от властей была компания по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей. Несмотря на острое неодобрение Патриарха и всенародное недовольство, кощунственным образом было вскрыто более 60 рак с нетленными мощами русских святых, в том числе и наиболее почитаемых в народе. Такое явное глумление над православными святынями ввергало церковь во все большее противостояние советской власти.

В 1922 году начался страшный голод в Поволжье. Стараниями патриарха Тихона был организован сбор гуманитарной помощи голодающим, в том числе из-за границы. Благодаря этой компании были спасены сотни и тысячи людей. Обратился Владыка и к официальным властям с предложением собрать помощь из церковного имущества, не имеющего весомого богослужебного значения.


Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Предполагал ли Святейший, чем обернется для Церкви такое предложение? Совсем скоро пришла официальная правительственная бумага, согласно которой изъятию подлежали вся церковная утварь из ценных металлов, а также содержащая драгоценные камни. Конфискации подлежали также предметы, непосредственно используемые в богослужебных целях. По сути, началась программа грабежа православных храмов по всей России. Таким образом, добровольное пожертвование части церковного имущества для помощи голодающим превратилось в самое масштабное в истории России насильственное изъятие ценностей.

Однако, Промыслом Божьим, большевикам не удалось собрать то, на что они расчитывали. По средним оценкам, удалось собрать тысячную долю того, что было запланировано. При этом фактическая сумма собранных средств была примерно равна затратам на проведение кампании по конфискации церковного имущества.

Но, несмотря на то, что большевикам не удалось существенно нажиться, Русской православной церкви был нанесен колоссальный ущерб: были потеряны многие святыни, стоимость которых не измерялась никакими деньгами. Старинные иконы в дорогих киотах, которые веками висели в храмах, были уничтожены и разобраны ради дорогих украшений и металлов. Передаваемые из поколения в поколение в священнических семьях предметы богослужебной атрибутики также были изъяты. По сути, все, что составляло величие и великолепие русских храмов до революции было разграблено, поругано и безвозвратно утеряно.

Начало жизненного пути угодника Божьего

Васий Иванович Белавин (именно так звали в миру будущего патриарха) родился в потомственной священнической семье под Псковом в 1865 году. Практически весь род Белавиных состоял из священства, поэтому с самого рождения Василий рос в атмосфере православия и любви к Богу.

Семья, как водится в то время, была многодетной — кроме Василия родители воспитывали еще троих сыновей. Несмотря на явную религиозную ориентацию, Василий рос простым и общительным, по определению многих его современников даже «светским» юношей.


Тихон Московский

Поскольку положение духовенства в конце ХІХ века было довольно тяжелым, единственным путем улучшить жизнь семьи было получение образования. И Василий успешно заканчивает духовное училище и семинарию в Псковской губернии, после чего благополучно поступает в знаменитую на всю Россию Санкт-Петербуржскую духовную академию.

Годы учебы не знаменуются какими-либо особо выдающимися происшествиями в жизни будущего патриарха. Учеба давалась ему ровно, без резких подъемов и спадов. Миновали его и серьезные духовные кризисы и испытания веры в этот период.

Интересно. Еще задолго до определения своего пути, во время учебы в академии, Василий получает от однокурсников прозвище «Патриарх».

Учитывая тот факт, что в те годы института патриаршества в царской России не было, никто в академии не мог и подумать, насколько пророческим станет подобное прозвище. По мнению его друзей из академии, в поведении Василия вовсе не было ничего сверх набожного или нарочито духовного. Наоборот, он всегда был общительным, простым молодым человеком, который легко шел на контакт практически с каждым. Этими качествами он и снискал уважение и признание среди других учащихся. Однако никто не ожидал, что после окончания курса Василий выберет монашеский путь.

Не определился до конца и сам выпускник, о чем честно признался по окончании духовной академии. Ближайшие три года, в раздумьях о своем будущем пути, Василий преподает в семинарии Пскова. Наконец, сделав свой выбор, в декабре 1891 года он принимает постриг под именем Тихон.

Первые труды архипастыря

После рукоположения в сан, иеромонах Тихон начитает трудиться в Холмской Духовной семинарии, где вскоре становится ректором. Следом за тем он рукополагается в епископа Люблинского. Проработав всего лишь год в семинарии, будущий патриарх заслужил глубокое уважение и любовь среди всех, кто его окружал. Провожало его на новую должность епископа множество людей, из которых большинство плакали и не хотели отпускать полюбившегося монаха. Архипастыря пытались удержать, используя силу. Люди блокировали отправление поезда, в котором он должен быть ехать. И только лишь увещевание самого епископа смогло остановить расстроенную толпу.


Фото Патриарха Тихона Московского

Пришлось потрудиться в окормлении паствы будущему патриарху и за пределами Родины. В 1989 году он был назначен викарием в Северной Америке. Большое количество людей из местного населения были обращены им в православие. Везде, где приходилось трудиться святителю Тихону, множество людей проникались искренней любовью и привязанностью к архипастырю. Он умел расположить к себе любого благодаря своей простоте и искренней вере в Бога.

Важно. Православная миссия в Америке значительно расширилась благодаря деятельности епископа Тихона. Были освящены новые православные храмы, создано множество православных приходов

Нередкими были случаи перехода американцев из других конфессий и вероисповеданий в православие. Кроме того, именно во время служения епископа Тихона в Америке были переведены на английский язык многие богослужебные тексты

Были освящены новые православные храмы, создано множество православных приходов. Нередкими были случаи перехода американцев из других конфессий и вероисповеданий в православие. Кроме того, именно во время служения епископа Тихона в Америке были переведены на английский язык многие богослужебные тексты.

«Архипасторям» и «пасторям»

Один из самых трудных моментов в понимании личности Патриарха Тихона (и то, что нередко ставится ему в вину церковными публицистами), — это его так называемое «Завещательное послание». Оно было опубликовано через неделю после смерти Патриарха, 15 апреля 1925 года, в газетах «Правда» и «Известия». Религиозная публицистика давно разобрала его текст на цитаты:
— «призываем всех возлюбленных чад богохранимой церкви российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага»;
— «молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться советской власти не за страх, а за совесть»,
— «не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть действительно — Народная Рабочая Крестьянская власть, и потому прочная и непоколебимая»…
Текст «Послания» режет глаз и советской орфографией (написанием слов «ЦЕРКОВЬ», «БОГ» со строчных букв, а «РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ», «СОВЕТСКАЯ» и пр. — с прописных), и своеобразной смесью синодальных и большевистских канцеляризмов. Но главное — в этом тексте четко заявлена примирительная позиция Святейшего по отношению к советской власти, готовность подчиниться ей «не за страх, а за совесть».
Послание называет советскую власть не только данной Богом, но и «искренне приветствуемой» Патриархом. Говорит о возношении молитв «о ниспослании благословения Божьего» на советскую власть. Духовенство и миряне, участвующие в любой антисоветской деятельности, решительно осуждаются в этом тексте и призываются к покаянию.
Большинство историков, в том числе представителей Церкви, склонны считать, что данный текст Патриарх Тихон написал под давлением властей. Что на такой шаг Патриарх Тихон пошел ради спасения вверенной ему паствы от преследований со стороны большевиков. Тем самым и известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года, приветствующая советскую власть от лица Церкви («ее успехи — наши успехи»), рассматривается как «продолжение линии Патриарха Тихона» в плане церковно-государственных отношений.
И все же в опубликованном советскими газетами тексте много того, что заставляет задуматься о его принадлежности Патриарху

В частности, обращает на себя внимание написание слов: «архипасторям», «пасторям»… Мог ли такой текст быть составлен церковным человеком, не говоря уже о Патриархе?
Вопросом подлинности «Послания» Патриарха Тихона детально занимался современный церковный историк Дмитрий Сафонов (в 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию под названием «Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922—1925 гг.»). Он убедительно доказывает, что текст «Послания», опубликованный в советских газетах, не был подписан Патриархом Тихоном.
Патриарх незадолго до смерти и в самом деле написал послание к пастве, однако в следственном деле оно не сохранилось

О том, что подлинное послание Тихона действительно было, свидетельствует его характеристика, сделанная одним из сотрудников ГПУ, возможно, самим Е. Тучковым, которая пришита к делу. Судя по пересказу тихоновского текста, который приводится в этой характеристике, он имел очень мало общего с тем документом, который от имени Патриарха был опубликован 15 апреля 1925 года.
Так, общий смысл первой части патриаршего послания выражен сотрудником ГПУ следующим образом: «Советская Власть терпима только как попущение Божие». В опубликованном варианте это положение отсутствует. Далее, судя по характеристике ГПУ, в подлинном тексте Патриарха имелись слова, в которых было «художественно, в артистически тонких намеках упомянуто о приниженном состоянии церкви, при царе главенствовавшей, а ныне сравненной со всяким обществами, члены коих „могут веровать во что угодно“». Причем сотрудником ГПУ отмечалось: «Намеренно вульгарные отношения здесь оттеняют презрительно нетерпимое отношение к самому духу Сов. Власти и соврежима». Очевидно, что в опубликованной версии «Послания» ничего подобного нет.

Биография патриарха Тихона Белавина

Мальчик родился в 1865 году в семействе священного служителя Псковской губернии, где ему дали имя Василий. Когда он подрос, то поступил в духовное училище

Преподаватели обратили внимание на него как на прилежного ученика, который вел праведную жизнь и проявил любовь к церковной службе

Он поступил в духовную академию Петербурга и по окончанию получил направление преподавателем в Псков. Через 3 года принял монашество с именем Тихон. Это было только наречение и ношение некоторого иноческого одеяния. Убедившись в своем намерении будущий патриарх:

  • окончательно постригся в иноки;
  • принял схиму послушания;
  • отказался от стяжательства.

Спустя десять лет он стал заместителем Холмского митрополита. Через несколько лет святителя направили в Америку на должность главы местной православной церкви, где он вел миссионерскую деятельность, возвел несколько православных храмов. Правительство Америке удостоило его чести звания гражданина США. По возвращению в Россию получил назначение на кафедру Ярославской области.

В 1917 году архиерей Тихон стал членом нового Синода. На съезде духовенства его избрали председателем Собора, а затем Патриархом. Заняв высокий пост, он не изменил монашеского образа жизни, оставался по характеру мягким и добрым. Это было неспокойное время, когда говорили, что патриарх Тихон Белавин предал царя. Но ему пришлось нелегко руководить церковью всей России в период гонения, голода и красного террора. Проповеди Тихона Булавина призывали только молиться, чтобы не допустить новых кровопролитий.

Во время голода на Поволжье в 1921 году святитель организовал комитет помощи. Он пожертвовал личные деньги, отдал церковное имущество. Как теперь известно, голод был создан специально советской властью.

В 1922 году большевики начали компанию по конфискации православных реликвий и драгоценностей. В это же время часть духовенства стала призывать к религиозной свободе, например:

  • разрешение на вступление в брак;
  • изменение порядка ведения церковной службы.

Патриарх Тихон был против, поэтому обновленцы и большевистская власть обвинили его антиреволюционной деятельности.

Компания по конфискации ценностей была поводом разорить и уничтожить церковь. Большевики надеялись, что многие высокопоставленные представители церкви будут возмущаться, а это хороший предлог расстрелять. Но глава церкви сам призывал помочь голодающим. Патриарха арестовали, но боясь народных возмущений, освободили. На его жизнь покушались дважды.

Тревожные годы деятельности подорвали его здоровье, он стал болеть и умер в 1925 году.

Воспоминания

Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, которая в то время была членом сестричества в храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище:

“В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он довольно часто служил там в 1920-х годах. Резиденция Святейшего помещалась недалеко, на Троицкой горке, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей. Бывало, после службы выйдет на амвон (а летом – на паперть), уже разоблачившись, стоит на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.

Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого, и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, – и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой. Время было тяжелое, 1924 год, начало. Иного он гладит по голове, кому-то серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик… “

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий