Тропинин Василий Андреевич

Снова Академия художеств

Портрет А. С. Пушкина 1827 г.

Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Старик-нищий» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.

предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве. В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.

Биография

В. А. Тропинин. Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за военачальника И. И. Моркова, вследствие чего и село, в котором жил Тропинин, и он сам стали собственностью Моркова. Отец Василия был старостой, что вызывало неприязнь односельчан. С раннего детства Василий рисовал людей, искусно отображая их характерные черты.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург. Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных. После обучения двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную. Однако вместо этого в 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине, где стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. Там он женился на вольной поселенке. По законам того времени муж и жена должны были иметь равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные и его жену. Позже в своих мемуарах Тропинин писал о благодарности графу, который сделал его большим художником[источник не указан 121 день].

В 1809 году родился сын Арсений, который до 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, а затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году, в возрасте 47 лет, художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской Академии художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Флигель на улице Волхонка, 11, стр. 6, где жил Тропинин и были написаны портрет Пушкина и автопортрет с видом на Кремль

Шедевр Тропинина В.А. – картина «Кружевница»

Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек».  Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году.  Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия, и женскими «головками», и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип.

Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии.  Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию.  Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета.  Колорит выполнен в сближенных тонах. Серый фон оживляет – по контрасту – сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы. В руке девушка держит коклюши. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу веден фрагмент тонких кружев.

Значение творчества

Василий Андреевич Тропинин, прожив долгую творческую жизнь, оказал чрезвычайное важное влияние на всё последующее русское изобразительное искусство. Он был современником «золотого века» отечественной культуры и стал его неотъемлемой частью

Обладая невероятной силой воли, целеустремленностью и твердостью духа, простой крепостной крестьянин, не имевший права получить полноценное художественное образование, сумел обрести славу лучшего портретиста своего времени. Его искусство стало частью эстетических идеалов эпохи, благодаря верности натуре, аналитическому взгляду на мир. Тропинин создал настоящее подспорье к становлению нового художественного стиля русского искусства – критического реализма второй половины XIX века.

Краткая биография

  1. 1804 – Василий Тропинин впервые представляет свою картину на академической выставке, в одном ряду с произведениями уважаемых профессоров и выпускников Академии. Когда Ираклий Морков узнает, что Тропинин пользуется успехом у высокопоставленных господ, он сразу же отзывает Василия из Петербурга в Украину, где тогда находилось его поместье. Моркову не нужен был выдающийся портретист среди его крестьян, а в услугах усадебного художника для росписи новой церкви он как раз нуждался.
  2. 1807 – При непосредственном участии Тропинина в усадьбе Моркова возведена церковь. Художник выполнил для нее все алтарные образы, расписал стены.
  3. 1812 – Во время Отечественной войны Морков, имеющий чин генерал-лейтенанта перебирается в Москву, где его назначают начальником местного ополчения. Тропинин обязан следовать за ним. В Москве Тропинин узнает, что графская усадьба сгорела, а вместе с ней и все юношеские полотна художника.
  4. 1813 – После окончания войны Морков с Тропининым возвращаются в Украину. В течение нескольких следующих лет Василий Андреевич руководит постройкой и украшением нового барского дома.
  5. 1819 – Страстный коллекционер русского искусства и издатель знаменитых «Отечественных записок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказывает на страницах своего журнала о художнике Василие Тропинене, благодаря чему у того появляется ряд постоянных заказчиков.
  6. 1821 – Семья графа Моркова окончательно перебирается в Москву. Там Тропинин вновь восстанавливает связи с друзьями и коллегами художниками. Он много работает и обретает известность, но факт того, что такой талантливый портретист является крепостным человеком, вызывает у многих возмущение.
  7. 1823 – Граф Морков в качестве пасхального подарка торжественно вручает Тропинину вольную грамоту. Жена и сын художника получат свободу только через пять лет. Несмотря на это, Василий Андреевич начинает новую независимую жизнь, посвятив ее любимому делу.
  8. 1824 – За портрет медальера К.А. Леберехта Совет Академии художеств присуждает Тропинину звание академика портретной живописи. У него появляются новые заказчики и покровители, а также ему дают должность преподавателя Академии и профессорское звание.
  9. 1827 – А.С. Пушкин заказывает Тропинину портрет, который тот планирует подарить своему другу С.А. Соболевскому. На этом знаменитом полотне художник изображает собственный идеал свободного человека, полностью соответствующий романтической эпохе.
  10. 1835 – Тропинин встречается с Карлом Павловичем Брюлловым. Приезд этого выдающегося художника в Москву оказал влияние на все русское искусство1830-1840-х годов. В том числе и у Тропинина появляются в художественном арсенале большеформатные полотна, он начинает использовать новые приемы, живописные аксессуары свойственные большому парадному портрету
  11. 1836 – Василий Андреевич пишет портрет самого Брюллова, где с присущим ему мастерством передает артистическую индивидуальность художника, которую он искусно подчеркивает фоном, где изображены античные развалины, лозы винограда, а также дымящийся Везувий.
  12. 1843 – Василий Тропинин становится почетным членом Московского художественного общества, которое принимало участие в создании в городе Рисовального класса – школы, где могли получать художественное образование способные молодые люди любого сословия.
  13. 1844 – По заказу Московского художественного общества пишет знаменитый автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Здесь он утверждает собственное творческое кредо истинно русского художника.
  14. 1855 – После смерти жены художник покидает квартиру, где они вместе прожили 30 лет и переезжает в Замоскворечье.
  15. 1857 – Василий Андреевич скончался 3 (16) мая. В последний путь его проводили сын, друзья, ученики и многочисленные почитатели его таланта. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Автопортрет (1846)

Учёба

Будущий живописец отучился четыре года в губернском народном училище, получив начальное образование. Вернулся в родное село. Вскоре хозяин, граф Морков, отправил его в Петербург на учёбу кондитерскому делу. В столице за подростком присматривал родственник графа, который однажды узнал, что мальчику иногда, в свободное время, удаётся попасть на занятия в Императорскую Академию художеств. Увидев результаты этих занятий, соглядатай подростка с явным дарованием выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за занятия сам.

С 1798 года вольнослушатель Тропинин, художник начинающий и уже окрылённый искусством, учится у профессора Щукина. Преподаватели, среди которых Угрюмов, Лампи-младший, Дуайен, отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии, императрицы Марии Фёдоровны.

Переезд в Москву

В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

Самые известные картины Василия Андреевича Тропинина

Картины Василия Тропинина обрели всемирную известность. Среди лучших произведений можно отметить следующие:

«Кружевница» (1823). Это шедевр жанрового портрета, когда модель изображается за каким-то занятием. Героиня очень женственна, а детально прописанные принадлежности для рукоделия передают ощущение уюта и покоя.
«Портрет А. С. Пушкина» (1827). По словам современников, портрет имеет поразительное сходство с гениальным поэтом, но потрясает он еще и одухотворенностью, глубоким проникновением во внутренний мир героя.
«Портрет К. П. Брюллова» (1836). Картина стала выражением теплых дружеских чувств, которые Василий Тропинин испытывал к своему коллеге Карлу Брюллову. Работа содержит черты европейского парадного портрета: изысканно одетый персонаж изображен в горделивой позе на фоне античного пейзажа.
«Голова мальчика» (1818). Портрет сына Василия Тропинина — один из лучших образов ребенка в русской живописи

Мальчик пребывает в собственных мыслях и вместе с тем притягивает к себе внимание зрителей.
«Гитарист» (1839). Гитаристов живописец рисовал не единожды

Здесь молодой человек изображен в непринужденной обстановке, в домашней одежде. Симпатию зрителя он вызывает мечтательным и нежным взглядом.

Хотя Василий Тропинин и родился крепостным, уникальный талант и стремление реализовать свои способности позволили ему с помощью искусства получить свободу, стать в итоге известным и обеспеченным живописцем. Узнаваемый почерк художника сделал его работы знаменитыми не только в России, но и во всем мире.

Желание хозяина – закон для крепостного

Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.

Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину). Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

19 марта (30 марта по новому стилю) 1776 г., село Карповка Новгородская область – 3 мая (15 мая по новому стилю) 1857 г., Москва

Лучший портретист первой половины XIX века. Из под его кисти вышла целая московская летопись той эпохи.

Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха.  Так сложилось исторически, что общество негативно относится к крепостничеству. Однако и тут была своя иерархия, и семья Тропининых занимала высокое место в ней. Отец русского художника за службу управляющим получил личную свободу, правда, семья его осталась крепостной. Четыре года мальчик обучался в новгородской «народной школе».

В 1790-х годах Тропинина передали новому хозяину – графу И. Моркову, который женился на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Отклонив просьбы отца Тропинина обучать мальчика живописи, граф Морков отправляет юношу учиться в Петербург на кондитера в 1793 году.

Не смотря на это, позднее, граф сделал Тропинина своим доверенным лицом и оценил его творчество. В то время многие дворяне жили трудами крепостных, потому что так диктовала эпоха крепостничества, даже либеральные. По другому они жить не умели.

В Петербурге, посилившись у графа Завадовского, обуреваемый страстью к живописи, молодой художник берёт уроки у проживавшего там же профессионального художника. За что получал наказания.  Жена кондитера приводила Тропинина с уроков живописи за уши и давала указания высечь ученика.

Не смотря на то, что у Тронинина был мягкий характер, он был настойчив и твёрдо шёл к своей цели. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина.  В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Началась война с Наполеоном, граф Морков, как начальник московского ополчения, с двумя сыновьями, едет на войну. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.

В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Росла слава портретиста, известные люди ходотайствовали Моркову освободить Тропинина, дать ему вольную. В 1823 году Тропинин стал свободным человеком, а его жена и сын ещё пять лет находились в крепостничестве.  В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Спустя год, за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.

С 1824 года, на протяжении тридцати лет, Тропинин живёт в доме Писаревой на Ленинке близ Большого Каменного моста. Тропинин писал портреты знаменитых людей, становился известным и общепризнанным художником, у него было много заказов. Русский художник близко сошёлся с другим не менее известным художником – Брюлловым.

В 1856 году русский художник потерял жену, с которой жил душа в душу. Тропинин переезжает в свой домик в Замоскворечье. Сын Арсений создал в доме хорошую обстановку, чтобы хоть как-то сгладить горе отца.

Ах, не говорите этого… Старуха моя умерла, да и дверей тех нет…»

Тропинин В.А.

Художник имеет в виду двери на Ленинке, на которых посетители оставляли автографы, не застав художника дома. «Был Брюллов», «Был Витали», «Снова был Брюллов».

Самые знаменитые картины Василия Тропинина

Он стал автором более трёх тысяч портретов, многие из которых известны во всём мире как лучшие живописные изображения некоторых исторически значимых личностей. Образы и простых людей удивительно трогательны и реалистичны.

Краткий список наиболее известных произведений Тропинина:

  • «Портрет Арсения, сына художника» (1818),
  • «Портрет историка Николая Михайловича Карамзина» (1818),
  • «Кружевница» (1823),
  • «Портрет А.С. Пушкина» (1827),
  • «За прошивками» (1830),
  • «Портрет К.П. Брюллова» (1836),
  • «Автопортрет на фоне Москвы» (1846).

Москвичи первой половины XIX века были счастливыми современниками чуткого, тёплого и светлого живописца Василия Тропинина, который удивительным образом, сочетая кротость и упорство, достиг самых вершин в изобразительном искусстве.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий