Ушинский Константин Дмитриевич

Семейная жизнь Ушинского и его дети

В 1851 году молодой Константин знакомится с казачкой Надеждой. Через год у них рождается старший сын Павел. В возрасте 18 лет, за несколько месяцев до ухода отца из жизни, юноша трагически погиб на охоте в Черниговской губернии. Всего у семейной четы Ушинских было 6 детей: 3 сына и 3 дочери.

Семья Константина Ушинского

Ученый любил крымские места. Имеются сведения, как пребывая в районе Бахчисарая, он лечился кумысом. После смерти старшего сына глава семейства решается на переезд. Сначала он купил дом в Киеве. Затем Ушинский с младшими детьми Владимиром и Константином снова отправился в Крым. Там и случилась с ним трагическая болезнь.

Сыновья Константин и Владимир по возрасту ненамного пережили своего отца, сразу после революции 1917 года они ушли из жизни. Дочери Ушинского занимались благотворительностью, строительством сельских школ, продолжали внедрять педагогические идеи в народные массы. Ольга Константиновна – известная художница, прожила 93 года.

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

“…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…”
“Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека”

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд – «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Память

Мемориальная доска (Сиротский институт)

Именем педагога названы:

  • Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского Российской академии образования в Москве;
  • Ушинское — до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области;

Учебные заведения:

В России
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ);
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве;
  • Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского (в Гатчине;)
  • Педагогическое училище (колледж) в Тамбове;
  • Гимназия в Гатчине;
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва);
  • Школа № 6 в городе Тула;
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск;
В Крыму

Гимназия № 1 в Симферополе;

На Украине
  • Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе;
  • Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского;
  • Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского;
  • Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев);
в других республиках
  • средняя школа им. К. Д. Ушинского в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области (Казахстан)
  • Школа № 210 в городе Ташкенте
в т.ч. ныне закрытые или поменявшие название
  • Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки); (Казахстан)
  • Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт);
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединён с экономико-правовым колледжем и стал НГК);

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле;
  • Улица в Липецке;
  • Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году;
  • Улицы в Киеве, в г. Миллерово, в Новокузнецке;
  • Улица и переулок в Харькове;
  • Улица в Симферополе;
  • Улицы Перми, Воронеже, Никополе, Батайске, Туле, Иркутске, Уфе, Котласе, Сочи.

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР);
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.).

Памятники и памятные доски:

  • Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник К. Д. Ушинскому работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
  • Москва, Моховая улица, д. 9 — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта к 150-летию педагога).

Константин Ушинский / Книги

  • Азбука из «Родного слова» К. Д. Ушинского. С прописями и образцами для первоначальной рисовки. — 1-е изд. (отдельное). — Санкт-Петербург : тип. В. С. Балашева, 1874. — 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка : рассказы для младшего возраста / рис. Е. Чарушина. —  : Детиздат, 1938.— 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка / К. Ушинский ; рисунки А. Лаптева. — Москва : Махаон, 2016. — с. : цв. ил. — (Мои любимые книжки).
  • Содерж.: Бишка; Васька; Коровка; Лошадка; Петушок с семьей; Уточка; Козел.
  • Ушинский К. Д. В лесу летом : . — Москва : Гос. Изд-во, 1928. — 10 с. с красочными ил. — .
  • Ушинский К. Д. Воскресные школы. Письмо в провинцию К. Ушинского. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1861. , 25 с. — .
  • Ушинский К. Д. Детский мир. Первое знакомство с детским миром : часть I: Из природы / Ушинский К. Д. / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 327 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 448 с. ; 22 см. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте / сост. К. Ушинский. — Санкт-Петербург : тип. Рогальского и К◦, 1864. — , 30, 74, II с. : ил. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. . Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово». Год первый и второй / сост. К. Ушинский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург : тип. И. Маркова и Компании, 1865. — , 98, с. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Азбука / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 64 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Первая после Азбуки книга для чтения / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 152 с. : ил. — (Русская классическая школа: образовательная система).
  • Ушинский К. Д. Спор животных : с вопросами и ответами для почемучек / К. Ушинский ; . — Москва : АСТ, 2017. — 188 , с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта).
  • Ушинский К. Д. Четыре желания / К. Ушинский ; . — Москва : Детская литература, 1972. — с. : ил. — (Мои первые книжки).

Биография

Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Внешние изображения
Ушинский К. Д. бронзовый портрет. Скульптор: Александр Павлович Скобликов народный художник УССР

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Поселился Ушинский на бульваре, в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики

Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Учения

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.

Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.

Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.

Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.

Константин Ушинский / Биография

Константин Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю), а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии.

После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета. После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для подготовки и получения профессорского звания.

Во время обучения в университете Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический опыт свидетельствовал: обучение — дело не настолько простое, как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку без специальной подготовки практически невозможно.

В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

Свободолюбивые взгляды не разделяло учебное начальство и Константин Ушинский был вынужден оставить лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.

В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.

В 1856 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования».

Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.

В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе. В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка.

Успех этих трудов Константина Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на личном опыте — преподавательском, и самое главное — на опыте воспитания в собственной семье.

В западноевропейских странах Константин Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.

После возвращения в Россию в конце 60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».

Умер в 1871 году в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.

https://youtube.com/watch?v=LE8Sx2_Ys2g%3F

Константин Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

Константин Ушинский

Женское образование

Прославился Ушинский и своими взглядами на этот вопрос. Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога.

Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.

Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.

Основные педагогические идеи

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

К. Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие.

Биография Константина Ушинского детям о главном

Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь это великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитать  детей. Однако он  для именно для них написал много интересных рассказов и сказок.

Писатель родился в Туле 19 февраля 1823 года в дворянской семье. Свои детские годы Костя провел в Черниговской губернии, потому что его отца отправили туда на службу. Когда мальчику исполнилось 12 лет, у него скончалась его мама, которую он сильно любил.

Вначале Ушинский учится в гимназии, а позже поступает в Московский университет. Константин после окончания получает диплом и становится квалифицированным юристом.  Карьера Константина стремительно летит вверх. Вот он уже исполняет обязанности профессора в  Ярославском лицее юридического направления.  Однако, Ушинского скоро убрали с этой должности, та как в лицее начались беспорядки по политическим соображениям среди студенческой молодежи.

Поле своего увольнения он вынужден был работать простым служащим в Министерстве внутренних дел. Константину Дмитриевичу такая работа не нравилась, и поэтому он одновременно начал заниматься творческой деятельностью. Он печатает свои труды в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».

Ушинский очень любил детишек и переживал за них. Ведь им было тяжело учиться, так как книги, по которым они занимались, были скучные и не заинтересовывали ребенка. И у Константина Дмитриевича созрела мысль- издать такой учебник, где  ребята  с удовольствием  бы получали знания.

В 1854 году Ушинский начинает преподавательскую деятельность в сиротском институте города Гатчина. Когда же Константина Дмитриевича в 1859 году назначают руководителем института благородных девиц, то он   самым главным  ввел изучение  русского языка и литературы. На занятиях же по химии и физике теперь можно все знания проверять на практике в виде опытов. Были введены для учениц каникулы и посещения родителей.

 И в это же время педагог создает для детей поучительные книги – «Родное слово» и «Детский мир». Это были познавательные и увлекательные учебники.  Дети, изучали материал с удовольствием, им все было понятно. Особенно много было рассказов для ребят, начинающих читать. Он  показал им, каким бывает интересным окружающий мир.

 Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос , каким может быть счастливый человек.

В 1862 году Ушинского отправляют за границу, и он воспринимает это как гонения на него. Но и там он изучает образовательную систему и, приехав назад, в Россию, он свои наблюдения публикует в виде научных тезисов в приложении к учебнику «Родное слово». Ученики могли теперь получать знания по разделам, которые знакомили их  с географией, историей. Ребенок читал произведения не только  русских классиков XIX века, но и заграничных писателей.

Особенно интересными стали для детского чтения цикл рассказов «Времена года», где писатель раскрывает картину сменяющейся природы наряду с воспоминаниями о своих детских годах

 В 1870 году Ушинский все больше со своими выступлениями бывает на Украине. И там же он простужается и заболевает. Вскоре погибает его сын Павел, и он со всем семейством переезжает на постоянное место жительство в Киев. Он собирается принять лечение в Крыму, но в пути ему становится хуже и он умирает.

Константин Дмитриевич оставил неизгладимый след, как в педагогике, так и литературе. Его именем названы во многих городах улицы и учреждения. А лучших  педагогов  с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Биография

Российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах. Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов К. Д. Ушинского.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий