Устинов, Питер Александр

«Чтобы быть мягким, терпимым и понимающим, нужна известная твердость характера»

Итак, Питер Устинов (16 апреля 1921 года — 28 марта 2004 года) родился в Лондоне. Но даже еще в престижной школе он не стал «англизировать» свою фамилию, оставив ее как есть, зато выбросил приставку «фон». Впрочем, впоследствии он стал сэром, то есть без титула не остался, был возведен в рыцарское достоинство, но уже за выдающиеся заслуги в области театра и кино. Говорил актер и драматург на восьми языках (и по-русски, конечно, тоже). Правда, несмотря на такие способности, колледж так и не закончил.

Во время Второй мировой войны он служил в армии. По его рассказам, тогда как над кроватям других военнослужащих были развешаны картинки голых девушек, «над моей койкой красовалась целая галерея портретов маршала Тимошенко».

Последний император

«Камо грядеши» принес Устинову первую номинацию на «Оскар». Устинов в те годы нарасхват — характерные роли второго плана, главным образом в исторических фильмах, в 1950-х становятся его коньком. Гедонистических аристократов он переиграл тогда немало. Фильмы эти давно и прочно забыты, как был бы забыт и актер Питер Устинов, если бы вновь не Древний Рим. Но на сей раз не роскошный, но примитивный пеплум, каким был «Камо грядеши», а почти гениальный «Спартак» (1960) Стэнли Кубрика.

Роль владельца школы гладиаторов Лентула Батиата сделала Устинова настоящей звездой. В «Спартаке» Устинов окончательно дошлифовал свой фирменный актерский почерк — чуть комиковатый (вне зависимости от жанра фильма), немного театральный, берущий не столько психологизмом, сколько эмоциями. На фоне прямолинейной игры Кирка Дугласа это смотрелось очень выигрышно. В следующие два десятилетия Устинов снимается почти в 30 лентах — практически никогда в главных ролях. Получает второй «Оскар» — за авантюрную комедию «Топкапи». Он не забывает о литературе и драматургии (перу Устинова принадлежат девять романов и свыше 20 пьес), а главное — получает возможность работать как кинорежиссер.

Человек с именем

Кирк Дуглас и Питер Устинов (справа), кадр из фильма «Спартак»

Фото: Getty Images/Mondadori

Выдающимся постановщиком Устинова назвать, конечно, нельзя, но о двух лентах, снятых подряд в начале 1960-х годов, упомянуть необходимо. Это «Билли Бад» (1962) по одноименной книге Германа Мелвилла —натуралистичная морская драма из эпохи наполеоновских войн, в которой Устинов попробовал себя, так сказать, в крупном формате. И снятая годом ранее «Романов и Джульетта» — очаровательная романтическая комедия, вольная интерпретация шекспировского шедевра, в которой роли отцов семейств Монтекки и Капулетти исполняют советский и американский послы в крошечной европейской стране. Это экранизация собственной пьесы Устинова, очень успешной, и режиссер сыграл в ней Генерала, блистательно перетянув на себя одеяло исполнителей главных ролей. Шутки из пьесы и фильма (вроде «Весь наш доход происходит от намеренного печатания марок с дефектами. Но даже филателисты уже начинают что-то подозревать») до сих пор часть британского культурного кода.

Актерская карьера

Свой дебют на сцене Питер Устинов отметил в 1938 году, а всего через 4 года получил роль в кино. Уникальная харизма и превосходная актерская игра открыли для него двери в ведущие кинокомпании в мире.

Режиссеры из Великобритании и США наперебой засыпали артиста предложениями. Одной из самых знаменитых ролей артиста признается неподражаемый Эркюль Пуаро, которого он неоднократно играл. Наибольшую известность получила картина “Смерть на ниле”. Питер Устинов сыграл в ней сыщика впервые.

“Воплощение на экране известного сыщика превзошло любые мои ожидания. Это прекрасно!”, говорит Агаты Кристи, комментируя фильм “Свидание со смертью”. Питер Устинов сыграл в нем Пуаро в последний раз. На сегодняшний день это является классикой, как Шерлок Холмс Василия Ливанова.

В 50-ые годы прошлого столетия артист пробует себя в постановках пьес. А уже в 1961 году решает занять режиссерское кресло. За 25 лет в этой профессии он поставил 5 фильмов и активно помогал в постановке еще минимум десяти.

Избранная фильмография

ГодРоссийское заглавиеОригинальное заглавиеРоль
1942фОдин из наших самолётов не возвратилсяOne of Our Aircraft Is Missingсвященник
1950фОдеттаOdetteлейтенант Алекс Рабинович
1951фКамо грядешиQuo VadisНерон
1954фЕгиптянинThe EgyptianКапта
1955фМы — не ангелыWe’re No AngelsЖюль
1955фЛола МонтесLola Montèsконферансье
1960фСпартакSpartacusЛентул Батиат
1964фТопкапиTopkapiАртур Саймон Симпсон
1965фЛеди Л.Lady L.царевич Отто Баварский; также режиссёр
1967фКомедиантыThe Comediansзасол Пинеда
1975фПропавший динозаврOne of Our Dinosaurs Is MissingХнап Ван, сотрудник китайских спецслужб
1976фБегство ЛоганаLogan’s Runстарик
1977фИисус из НазаретаJesus of NazarethИрод
1979фАшантиAshantiСулейман
1981фОгромное кукольное путешествиеThe Great Muppet Caperшофер грузовика
1989фФранцузская революцияLa Révolution françaiseОноре де Мирабо
1989тфВокруг света за 80 днейAround the World in 80 Daysдетектив Фикс
1992фМасло ЛоренцоLorenzo’s Oilдоктор Николаис
1999фХолостякThe Bachelorдедушка Джеймс Шеннон
1999фАлиса в стране чудесAlice in WonderlandМорж
2001тфВиктория и АльбертVictoria & Albertповелитель Вильгельм IV
2003фЛютерLutherФридрих III

См. также

Генеалогическое дерево

Леонтий (Луи Жюль) Бенуа (1772—1822)
Михаил Леонтьевич Бенуа (1799—1867) Леонтий Леонтьевич Бенуа (1801—1885) Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898)Юлий Леонтьевич Бенуа (1820—1898)Александр Леонтьевич Бенуа (1817—1875)
Александр Михайлович Бенуа (1862—1944) Алексей Леонтьевич Бенуа (1838—1902) Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере (1850—1933) Альберт Николаевич Бенуа (1852—1936) Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928)Михаил Николаевич Бенуа (1862—1931) Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) Юлий Юльевич Бенуа (1852—1929) Александр Александрович Бенуа (1852–1928)
Зинаида Серебрякова (1884—1967) Альберт Альбертович Бенуа (1879—1930) Надежда Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975)Константин Михайлович Бенуа (1885—1950) Николай Александрович Бенуа (1901—1988) Альберт Александрович Бенуа (1888—1960)
Питер А. Устинов (1921—2004) Михаил Константинович Бенуа (1912—1955)

Месье сыскарь

Споры о лучшем киновоплощении Эркюля Пуаро вроде бы благополучно завершились в пользу Дэвида Суше. Однако шесть фильмов о великом сыщике, вышедшие с 1978 по 1988 год с Питером Устиновым в главной роли тоже имеют свою вечную и благодарную аудиторию. Если Пуаре Суше (он, кстати, появился в одном из «устиновских» фильмов — в другой, разумеется, роли) — это в первую очередь высокомерный эстет, то Пуаре Устинова — жизнелюб и бонвиван, для которого расследование преступлений не долг и не работа, а интересное интеллектуальное времяпрепровождение. Разумеется, на «бывшего бельгийского полицейского» Устинов походил мало — уж больно много в нем было аристократического и британского, — но зато ни один из этих шести фильмов смотреть как минимум не скучно (что, признаемся честно, иногда бывало со знаменитым сериалом с Дэвидом Суше).

Человек с именем

Питер Устинов в роли Эркюля Пуаро

Фото: Global Look Press/ imago stock&people

Помимо плодотворной творческой деятельности, Устинов всегда был поразительно общественно активен. Много лет возглавлял Всемирное федералистское движение — небольшой интернационал радикально-либерального толка. Критиковал британскую экономическую политику (не только словом, но и делом — еще в 1960-е перебрался из-за высоких налогов в Швейцарию). Не забывал о родине предков: немного знал русский, бывал в СССР. Пристально следил за странами третьего мира, высоко оценивал Движение неприсоединения.

31 октября 1984 года Устинов встретил в Дели: там, в резиденции премьер-министра Индии, он должен был записать большое интервью с Индирой Ганди. Встреча не состоялась: по дороге из частных покоев в рабочие помещения Индира Ганди была застрелена собственными охранниками.

«Я оптимист, нераскаявшийся и воинствующий, — сказал как-то Питер Устинов. — В конце концов, чтобы не быть дураком, оптимист должен знать, каким печальным местом может быть мир. Только пессимист каждый день узнает это заново». Он тихо покинул этот мир, чуть-чуть не дожив до 83-летия. Всё тем же неисправимым оптимистом, кавалером высших наград Великобритании, Франции, ФРГ и Бразилии и, пожалуй, наиболее подходившей ему награды — польского ордена Улыбки.

Детство и юность

Родословная и семейная биография Питера Александра фрейхер фон Устинова, появившегося на свет (по некоторым данным, весом чуть больше 5 кг) в столице Великобритании в 16-й апрельский день 1921 года, поистине впечатляет.

Его двоюродный дед — художник Александр Бенуа, двоюродный прадед — архитектор Альберто Кавос (его сын — дирижер и балетмейстер Катерино Кавос), отец — репортер, дипломат и член разведывательной британской службы Иона Устинов, мать — художница Надежда Леонтьевна, дочь Леонтия Бенуа, академика архитектуры и последнего владельца «Мадонны Бенуа», чей брат-сценограф работал с Игорем Стравинским и Сергеем Дягилевым.

Embed from Getty ImagesПитер Устинов в молодости

Известно также, что предок по отцовской линии числился главным поваром у самого Павла Первого. Надежда и Иона познакомились в 1920-м в Петрограде, куда мужчина приехал на розыски матери и сестры, там же они спустя две недели и обвенчались. С помощью подделанных документов супруги перебрались в Амстердам, а затем в Лондон.

Их личная жизнь протекала не совсем гладко — Питер рос, окруженный постоянными родительскими скандалами. Образование он получил в Westminster School, где учился бок о бок с сыном Иоахима фон Риббентропа, брал уроки актерского мастерства у Мишеля Сен-Дени в столичной театральной студии.

Сценический дебют Устинова состоялся в Players’ Theatre в 1938-м, затем карьеру прервала Вторая мировая война. Во время службы он делал первые попытки написания сценариев и пьес и начал сниматься в кино.

Причины смерти писателя

Устинов — человек, интерес к которому был не только как к артисту, но и как к долгожителю. Журналистов интересовало, как актеру удается быть в отличном расположении духа в преклонном возрасте и не оставлять работу. На что любимец публики лишь улыбался и отвечал: “Я люблю жизнь, восхищаюсь ею и она отвечает мне взаимностью”.

Последние годы кинорежиссер мало работал, а больше наслаждался жизнью. Зимой 2004 года сэр Питер Александр решил организовать себе отпуск в теплом Таиланде, отдых прошел отлично, артист делился удачными снимками с теплого уголка мира. Но спустя неделю Устинов почувствовал себя нехорошо и сразу обратился к медицинским работника. Сдал сотни анализов, прошел полное обследование организма, но диагноз не удавалось поставить. Медики разводили руками, а актер понимает, что его конец близок. Последней его мечтой было дожить до 83 лет, но судьба распорядилась иначе. 28 марта 2004 года в местной больнице умер сэп Питер Александр Устинов. Смерть наступила мгновенно, врачи не смогли ничего сделать. После вскрытия так и не удалось установить причину кончины.

Похоронен артист в Швейцарии на местном кладбище. Его место захоронения сделано по проекту самого драматурга. Чувствуя конец жизни Устинов составил зарисовки внешнего вида могилы и завещал на памятнике выгравировать “Не ходите по траве!”.

Биография

Питер Устинов родился в лондонском районе Камден 16 апреля 1921 года в многонациональной семье Устиновых-Бенуа. При рождении он получил имя Петер Александр фон Устинов (Peter Alexander von Ustinov) и был крещён по протестантскому обряду как Petrus Alexandrus в одной из церквей города Швебиш-Гмюнд. Фамилия его дедушки писалась иначе, на немецкий лад: Plato Grigorjewitsch Ustinow.

Отец — немецкий журналист и дипломат барон Иона Платонович Устинов (Jona von Ustinov) (семейное прозвище — «Клоп»). Во время Первой мировой войны был британским разведчиком в Германии. Баронский титул, по (документально не подтверждённой) семейной традиции пожалованный Платону Устинову императором Вильгельмом I, выглядел более чем подозрительно в начале Второй мировой войны, потому семье Устиновых пришлось от него отказаться.

Мать Питера — художница Надежда Леонтьевна Бенуа, одна из дочерей петербургского архитектора Леонтия Бенуа. Родители Питера Устинова познакомились и обвенчались в 1920 году в Петрограде, куда Иона прибыл, по утверждению биографов, по просьбе матери, чтобы разыскать место смерти отца. Вскоре по фальшивым документам они отбыли на шведском пароходе из охваченной революцией России в Амстердам, а через некоторое время перебрались в Лондон.

Питер учился в Вестминстерском колледже, где его одноклассником был сын Риббентропа. Ещё в ранние годы ученичества Устинов проявил способности к изучению английского и французского языков и других гуманитарных предметов. В зрелом возрасте он свободно говорил на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и русском языках. Помимо этого он владел разговорным турецким и новогреческим языками, понимал идиш. Вместе с этим своенравному Устинову не были по душе такие обязательные школьные предметы, как латынь и математика.

Питер Устинов дебютировал на сцене в 17 лет, в 21 год впервые снялся в кино. Участник Второй мировой войны (воевал за Великобританию). После войны снимался не только в Великобритании, но и в США.

Устинов в роли Нерона в фильме 1951 года «Камо грядеши»

В 1952 году был удостоен премии «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана в фильме Мервина Лероя «Камо грядеши», где 30-летний Устинов сыграл Нерона. За эту же роль впервые в карьере был номинирован на премию «Оскар». В 1960 году Устинов сыграл роль Лентула Батиата в фильме Стэнли Кубрика «Спартак» и получил за эту работу «Оскар» за лучшую роль второго плана (Устинов стал единственным актёром из этого фильма, номинированным на «Оскар»). В 1965 году Устинов получил свой второй «Оскар» за лучшую роль второго плана, снявшись в фильме Жюля Дассена «Топкапи».

В 1950-е годы стал писать и ставить свои пьесы и играть в них. В 1969 году Устинов был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий (вместе с Айрой Уоллаком) за фильм «Горячие миллионы». В течение шести лет был ректором Даремского университета. В 1977 году вышла автобиографическая книга Питера Устинова «Dear Me» («Дорогой я»).

Устинов (слева) в роли Эркюля Пуаро и Джон Гилгуд в фильме 1988 года «Свидание со смертью»

В 1978 году впервые исполнил роль Эркюля Пуаро в фильме «Смерть на Ниле». Затем сыграл роль сыщика ещё в пяти фильмах, последний раз — в 1988 году.

31 октября 1984 года Устинов должен был встретиться с премьер-министром Индии Индирой Ганди, которая была убита по пути на встречу с Устиновым.

В 1987 году прокомментировал официальный обзор сезона «Формулы-1» 1987 года. В 1987 году посетил СССР.

В 1989 году исполнил роль Оноре де Мирабо в фильме «Французская революция», снятом к 200-летию события.

В 1990 году стал рыцарем-бакалавром, получил право использовать титул сэр.

В 2002 году Питер Устинов приехал в Берлин по поручению ЮНИСЕФ, чтобы в первый раз познакомиться с выставкой United Buddy Bears, которая пропагандирует мирное сосуществование наций, культур и религий. Устинов выступил за то, чтобы один из 140 медведей олицетворял Ирак. В 2003 году он в качестве покровителя открыл 2-ю выставку United Buddy Bears в Берлине.

Четырежды лауреат премии «Эмми» (последний раз за «Россию Питера Устинова»). Всего снялся в 88 фильмах.

Питер Устинов умер в Швейцарии от сердечной недостаточности в возрасте 82 лет.

Детство и юность

Питер Устинов родился 16 апреля 1921 года в Лондоне. Отец – Иона Устинов, дипломат и журналист русского и немецкого происхождения. Мать – Надежда Бенуа, художница с русскими, французскими и итальянскими корнями.

После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера отец Устинова, сотрудник немецкого посольства в Великобритании, начал работать на MI5 (служба безопасности) и получил британское гражданство.

Питер Устинов учился в школе Вестминстер, где его одноклассником был сын министра иностранных дел Германии Рудольф фон Риббентроп. В юности Питер хотел сменить фамилию на более привычную для англичан – Остин, но после передумал.

Личная жизнь

Высокий и статный мужчина (рост 182 см) был поистине обожаем противоположным полом. В первый раз Устинов женился еще в молодости, в 1940 году, на дочери Реджинальда Денема и Мойны Макгилл Изольде. Брак просуществовал ровно десятилетие, за это время у супругов родилась дочь Тамара.

Embed from Getty ImagesПитер Устинов и его жена Сюзанн Клотье

На День святого Валентина в 1954-м актер взял в жены канадку Сюзанн Клотье, подарившую мужу троих детей — Павлу, Андреа и Игоря. Несмотря на это, пара в итоге рассталась.

17 июня 1972-го третьей избранницей знаменитости стала Хелен дю Лау д’Аллеманс, с которой он прожил до конца своих дней.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий