Вахтангов Евгений Багратионович

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Театр в судьбе Вахтангова

Все постановки, которые режиссер осуществлял после революции, основывались на судьбах русского народа, его переживаниях и чаяниях, связанных с историей и событиями последних лет. Он рассказывал о социальных проблемах, героических подвигах и жизненных трагедиях.

Одновременно Вахтангов ставит камерные спектакли, в которых выступает не только как режиссер, но и как актер. Он постоянно находится в творческом поиске, исследует новые приемы и методики. Постепенно его перестает устраивать подход Станиславского и рамки, которыми тот ограничивал актеров.

Следующим увлечением Евгения становятся идеи Мейерхольда, и он работает над новыми образами и пьесами с совершенно обновленным подходом. Но и этот метод не вдохновляет Вахтангова долго и постепенно он вырабатывает свою собственную методику, значительно отличающуюся от тех, которые использовал ранее. Вахтангов называет ее «фантастическим реализмом» и создает собственный, неповторимый театр.

Как педагогу и режиссеру для него было главным найти тот уникальный образ, создаваемый актером, который бы отличался от уже предложенного и используемого в театре. Он начинает делать постановки, совершенно не похожие на те, к которым привыкли зрители. Для декораций брались обычные предметы обихода и быта и декорировались с помощью света и художественного оформления так, чтобы создать сказочный вид помещений или городов, в которых происходит действие. Чтобы полностью отделить театральное представление от реального мира, а актера – от его роли, Вахтангов предлагает исполнителям надевать костюмы прямо на глазах зрителей, поверх своей собственной одежды. Все его идеи были полностью воплощены в знаменитом спектакле «Принцесса Турандот».

После революции Вахтангов собирается создать народный театр, отличающийся от тех, что были в царской России, чтобы как можно ближе подвести театральное искусство к народу. Он постоянно работает над новыми проектами, собираясь воплотить на сцене образы великих людей и их историю. В его планах была постановка спектакля «Каин» по произведению Байрона и Библии. Но воплотиться в жизнь всем этим идеям было, к сожалению, не суждено в связи со смертью Вахтангова.

Театр

Всерьез театральная биография Евгения Вахтангова началась, пожалуй, с Московского художественного театра, где молодой режиссер ставил первые профессиональные спектакли и занимался с группой студентов, применяя экспериментальную модель Станиславского. Кроме того, Вахтангов придерживался устоев Леопольда Сулержицкого: нравственность, искренняя игра и проповедование добра, по мнению Евгения Багратионовича, составляют основу актерского мастерства.

Евгений Вахтангов в спектакле “Мысль”

Режиссерские работы Евгения Вахтангова того времени во многом строились на противопоставлении добра и зла. Таковыми являлись, например, спектакли «Потоп» и «Праздник мира». Также актеры и роли, которые тщательно прописывал Вахтангов, несли контраст внешнего аскетизма и богатства внутреннего мира (как, например, в спектакле «Росмерсхольм» по произведению Генриха Ибсена).

Педагогические усилия Евгения Вахтангова не ограничивались студией МХТ. Евгений Багратионович также с удовольствием преподавал в московских театральных школах и даже любительских театрах, помогая любителям спектаклей готовить интересные постановки.

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова во Владикавказе

Особой любовью Евгения Вахтангова пользовалась так называемая Мансуровская студия, получившая имя по названию переулка, в котором находилось здание. В 1920 году студия получит имя Московской драматической студии имени Вахтангова, а в 1921-м станет гордо называться Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.

Послереволюционные постановки Евгения Багратионовича отличались особым трагизмом: режиссер старался передать образ революции и переживания людей, которых коснулись эти исторические события. Сломанные судьбы, социальные проблемы и трагедия отдельно взятого человека — вот то, что интересовало Вахтангова в тот момент.

Евгений Вахтангов в спектакле “Сверчок на печи”

В 1920 году зрители увидели «Свадьбу» по произведению Антона Павловича Чехова. Вахтангову удалось передать трагедию застойного мещанства в плохом его смысле. Это явление Евгений Багратионович называл пиром во время чумы.

Противопоставление власти и народа получило воплощение в постановке «Эрик XIV»: в спектакле отражены противоречия в намерениях власть имущих и простых людей, что неизменно оборачивается трагедией даже в том случае, если властитель, с первого взгляда, добивается лишь честных и благородных целей.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в Москве

По свидетельствам театралов и критиков того времени, наибольшего развития конфликт светлого и темного, зла и добра, смерти и возрождающейся жизни достиг в постановке под названием «Гадибука» по пьесе Семена Ан-ского (таков псевдоним Шлоймэ-Занвла Раппопорта). Это история, созданная на основе древнееврейского мифа о диббуках — демонах, в которых обращаются души, проданные дьяволу.

Еще одним ярким творческим триумфом Евгения Вахтангова считается спектакль «Принцесса Турандот» по произведению Карла Гоцци. Сюжет сказки традиционен: капризная китайская принцесса по имени Турандот не хочет покидать отчий дом и выходить замуж. Однако родственники настаивают на замужестве красавицы. Тогда хитрая девушка ставит условие: рядом с ней достоин оказаться лишь тот, кто разгадает три загадки. Загвоздка в том, что загадки эти не так просты.

Евгений Вахтангов

Десятки смельчаков, не справившись с задачей, теряли жизни. Однако принц Калаф, влюбленный в своенравную красавицу, умудрился преодолеть препятствия и влюбить в себя Турандот. Постановка задумывалась как смелый эксперимент в плане игры актеров: лицедеи изображали не только персонажей пьесы, но и самих себя, играющих в спектакле.

Кроме того, многие сцены Вахтангов отдал на откуп импровизации, что позволило добиться невероятного эффекта. К сожалению, режиссеру так и не удалось увидеть премьеру этой постановки: на тот момент Евгений Багратионович уже смертельно болел, и состояние здоровья не позволило мужчине присутствовать на спектакле.

Евгений Вахтангов в спектакле “Каменный гость”

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра. Среди учеников великого мастера – актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.

Евгений Вахтангов считал, что театр — не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.

Биография

Дом на улице Армянской во Владикавказе, в котором родился и вырос Вахтангов.

Евгений Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе, в доме на улице Армянской, напротив Церкви Григория Просветителя, в зажиточной аристократической патриархальной семье табачного фабриканта, армянина
Богратиона Сергеевича Вахтангова и Ольги Васильевны Лебедевой. В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический).

С 1901 года участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 году поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева, его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов, учился вместе с Серафимой Бирман, вспоминавшей их быт во время учёбы (Питались те, у кого не было семьи и денег, черным хлебом и консервами из мелочной лавки, помещавшейся наискосок от школы. Мне кажется, что болезнь, сведшая Вахтангова впоследствии в могилу, началась именно от этих самых «консервов». Лавка была плохая, коробки проржавленные, содержимое — на уксусной эссенции. Перекисшее.), а про Вахтангова написавшей так: Не считаю, что новичок был красивым или эффектным, но внутренняя сила делала его примечательным. Черты лица Вахтангова были как бы до отказа пропитаны волевой энергией и какой-то стремительной мечтательностью. Он казался человеком, который настоит на своем..

По окончании школы в 1911 году был принят в число сотрудников МХТ.

Евгений Вахтангов в роли Тэкльтона. Спектакль «Сверчок на печи». 1-я студия Художественного театра. 1914—1918

Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, ; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, ), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).

В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова () и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.

Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци, художник Игнатий Нивинский (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова, Михаила Александровича Чехова и др.

Вахтангов скончался 29 мая 1922 года на 40-м году жизни. В январе 1919 года врачи обнаружили у режиссера рак желудка, но скрыли. В 1922 году Евгений Вахтангов не поднимался с постели, за несколько недель до премьеры спектакля “Принцесса Турандот” его во время антракта навестил К. С. Станиславский. 31 мая 1922 года Е. Б. Вахтангов был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Могила Вахтангова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Семья

  • Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов (?—1921), армянин, армяно-григорианского вероисповедания. Купец 2-й гильдии, табачный фабрикант. Начинал с самых низов, сумев добиться коммерческого благосостояния. Был близким другом отца Рубена Симонова. По словам Симонова, был известен во Владикавказе своей скупостью; по свидетельству самого Евгения Вахтангова и его жены, был домашним тираном, держал в страхе всю семью, в театр не ходил и увлечений сына не поощрял. Конфликт Вахтангова с отцом зашёл так далеко, что он перестал навещать родительский дом, а знакомых просил называть его Евгением Александровичем.
  • Мать — Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная. Происходила также из купеческого сословия, была дочерью владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе.
  • Сестра — Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (?—1923), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского. Была сотрудницей Полевого штаба Реввоенсовета Республики, затем служила в Московской чрезвычайной комиссии, в ВЧК и ГПУ.
  • Сестра — Нина Богратионовна Вахтангова (1887—1967) .
  • Жена (с 1905 по 1922 год) — Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова) (30 ноября 1885 — 8 марта 1968). Познакомились в 1901 году во Владикавказе, обвенчались осенью 1905 года в Москве. Участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.
    • Сын — Сергей Евгеньевич Вахтангов (1907—1987), архитектор.

Смерть

Последние годы жизни режиссера омрачились страшной болезнью: Евгению Вахтангову диагностировали рак желудка. Однако, несмотря на столь серьезный диагноз, Евгений Багратионович до последнего продолжал работать, целые дни проводя в стенах родного театра.

Евгений Вахтангов и Константин Станиславский

В 1922 году, за некоторое время до премьеры спектакля «Принцесса Турандот», режиссер почувствовал себя хуже. Евгений Вахтангов оставался дома несколько дней, не в силах отправиться на репетиции. В день премьеры режиссер также не нашел сил встать с постели, и в антракте Евгения Багратионовича навестил Константин Станиславский, принесший восторженные отзывы о постановке.

29 мая 1922 года Евгения Вахтангова не стало. Спустя два дня состоялись похороны великого мастера. Могила Евгения Багратионовича расположена на московском Новодевичьем кладбище. Надгробие мастера, помимо традиционного фото, украшает обелиск в виде человека в плаще.

Детство и юность Е. Б. Вахтангова

Родился Евгений на юге, в городе Владикавказе, в 1883 году, 13 февраля. Его биография насыщена знаковыми событиями, и за свою не очень долгую жизнь Вахтангов стал одной из самых значимых фигур в театре.

Когда в семье родился мальчик, отец мечтал том, что тот продолжит его дело, развивая табачную промышленность в России, ведь он был крупным владельцем фабрик.

Семья воспитывала мальчика в строгих традициях и по велению отца после окончания гимназии Вахтангов идет получать образование в университет: сначала на факультет естествознания, а затем переводится на юридический. Но уже во время учебы он понимает, что юристом ему не стать, потому что его безудержно тянет на театральную сцену.

Евгений уходит из университета и поступает в Театральную Школу Драмы, после которой – в 1911 году – получает направление в художественный театр. Во время учебы он знакомится со Станиславским и его новыми методиками работы с актерами, которые начинает активно пропагандировать среди творческой молодежи и получает поддержку своей деятельности со стороны великого мастера.

Решение уйти из университета и заняться театром, принятое Евгением, не получило одобрения со стороны отца. Искусство и творчество он не поддерживал, в итоге разорвал все отношения с сыном, полностью лишив его наследства.

Литература

  • Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26.
  • Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940.
  • Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957.
  • Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 274—275.
  • Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.).
  • Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл. ISBN 978-5-91674-111-7.
  • Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. – 703 с.; илл. ISBN 978-5-902492-36-8.
  • Вахтанговцы после Вахтангова: В 2 т. Т. 1: Документы / Публ., сост. и коммент. В.В. Иванова; Т. 2: Театр-дом. Фотографии. Рисунки. Воспоминания / Публ., сост. и коммент. А.М. Бруссер. М.: Театралис, 2020.  Т. 1 – 367 с., илл.; Т. 2 – 407 с., илл. ISBN 978-5-9022492-56-6
  • 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.).
  • Захава Б. Вахтангов и Чехов.— Сов. искусство, 1935, 29 янв.
  • Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М., 1982.
  • Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939.
  • Иванов В. В. Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального// Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Редколлегия: Г. Ф. Коваленко и др. М.,2003. С. 464—478. ISBN 5-02-006374-6.
  • Иванов В.В. Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е.В. Соколова. СПб.: Изд. «Левша. Санкт-Петербург», 2016. С. 6–19. ISBN 978-5-86845-208-6.
  • Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 157 с.
  • Луначарский А. В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959.
  • Масс А. В. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 5-7784-0316-X: 339.00.
  • Павлов А. Т. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 116. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
  • Филиппов В. Вахтангов. — Искусство трудящихся (М.), 1925, № 26, с. 3.
  • Цветаева М. Повесть о Сонечке.

Биография

Евгений Вахтангов — выдающийся режиссер, а также актер и преподаватель. Евгений Багратионович не только подарил театралам множество талантливых постановок, но и основал собственную студию, позже переименованную в Театр имени Вахтангова.

Евгений Вахтангов в детстве

Будущий режиссер родился 13 февраля 1883 года. Детство Евгения Багратионовича прошло во Владикавказе, в семье фабриканта. Однако мальчика не привлекали финансовые дела и коммерция. Душа Евгения Вахтангова тянулась к творчеству.

В 1903 году юноша поступил на факультет естественных наук Московского университета. Там Евгений Вахтангов проучился только год, а затем перевелся на юридическое отделение того же университета. Но и юриспруденция не смогла покорить сердце Вахтангова, и молодой человек вскоре нашел возможность заняться любимым делом.

Дом, где родился и вырос Евгений Вахтангов

Уже в 1905 году Евгений Вахтангов самостоятельно поставил первый спектакль в студенческом театре. Это была пьеса «Педагоги» по одноименному произведению Отто Эрнста. Эта постановка не была бесплатной: студенты собирали средства для помощи нуждающимся людям. Спустя год Евгений Багратионович открыл студенческий кружок драматического искусства.

Евгений Вахтангов в молодости

Окончив университет, Евгений Вахтангов решил продолжить театральную карьеру и отправился учиться в знаменитую школу драмы Александра Адашева. Молодому дарованию снова повезло: там преподавали талантливые педагоги Василий Лужский, Леопольд Сулержицкий и Василий Качалов. Позже Евгений Вахтангов признается, что непосредственно Сулержицкий оказал серьезное влияние на формирование его таланта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий