Завадский Юрий Александрович

Источники информации

Своеобразным человеком и великим актером, режиссером и педагогом был Юрий Завадский. Краткая биография и фильмография его имеются в любом справочнике о советских актерах. Вернее, биография имеется, а фильмография – нет, потому что с кино у Юрия Александровича взаимоотношения не сложились. О нем самом были сняты два документальных фильма – «Дома у Ю. А. Завадского» и «Юрий Завадский».

Нынешнему поколению трудно представить себе масштаб личности этого человека. Как-то Юрий Александрович хотел воспользоваться такси, а машина промчалась мимо. Буквально вся страна возмущалась этим таксистом. Существует много статей под названием «Юрий Завадский, биография». Советские актеры, режиссеры – все театральные деятели и, самое главное, зрители знали настоящую цену спектаклям этого гениального человека. Он был живой легендой и находился на недосягаемом уровне. Необходимо отметить, что Ю. А. Завадский никогда не боялся оказывать поддержку опальным актерам и режиссерам. Гонимый Анатолий Эфрос нашел приют в театре Юрия Завадского и гениально поставил спектакль с Р. Пляттом и Ф. Раневской «Дальше – тишина».

Счастливое детство и юность

Семья была интеллигентной, дружной и весьма обеспеченной – жили в центре Москвы в большой квартире деда. Юрий Завадский родился в 1894 году. Детей в семье было трое, их обожали и баловали, а его особенно – мальчик рос красивым и смышленым. Некоторые современники утверждали, что он так и остался избалованным непосредственным и восторженным 10-летним ребенком. Наверное, это пристрастное мнение. Учился Юрий Александрович в лучшей Московской гимназии – в 9-ой. Мальчик был щедро одарен – прекрасно рисовал, имел кроме блестящей внешности артистические данные, хорошо ему давались языки – после окончания гимназии он отлично владел французским и английским языками. В это же время он четко определился с увлечениями: ими стали рисование и драматический кружок.

Начало режиссерской деятельности

И в 1924 году он ставит свой первый спектакль по «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Он работал над ним с таким восторгом и самоотдачей и так был доволен результатом, что много лет спустя, почти перед смертью, называл его своей лучшей постановкой. А ведь к тому времени он был награжден за свои спектакли высшими наградами Родины. Их было так много, что он, явно кокетничая, боялся надевать их все сразу из-за тяжести. Его постановочные работы знают все, кто хоть как-то интересовался театром. А его актерские роли тех времен – Чацкий и граф Альмавива – вошли в золотой фонд советской театральной школы. Роли его всегда были отточены до мелочей, в них всегда присутствовала тонкая ирония и позаимствованный у Вахтангова четкий внешний рисунок.

Краткая биография

  • В 1913 году в выпускном классе учебного учреждения парень стал задумываться о будущей профессии. Родители настаивали на том, чтобы молодой человек поступил на юридический в университете столицы. И хотя Юрию увлекался больше творчество, все-таки послушался отца и мать и начал учится на факультете юриспруденции. Одновременно с обучением стал дополнительно заниматься в школе рисования Жуковского и большую часть времени проводил именно здесь, прогуливая лекции.
  • В 1914 году началась Первая мировая война, что, по сути, никак не влияла на жизнь студента, поскольку университет освобождал от воинской обязанности. А в 1915 в студии живописи молодой человек знакомится с Евгением Вахтанговым, который был режиссёром Московского Художественного театра, он пригласил Юрия к себе. Так у парня появилось еще одно увлечение – театр и начался его путь к известности. Самыми яркими работами в этот период считаются постановки:
    • «Чудо святого Антония»
    • «Принцесса Турандот»
    • «Женитьба».
  • В 1917 студент добился своего отчисления из Московского университета.
  • В 1919 впервые попробовал силы в качестве художника и режиссера, поставив пьесу «Обручение во сне».
  • В 1924 году Завадский сумел создать собственное творческое объединение. Руководил им до 1936 года. Тут поставили такие известные спектакли, как «Любовью не шутят», «Вольпоне», «Ученик дьявола». Маленькая студия быстро обрела популярность и переросла в театр, что вышел из-под подвалов.
  • С 1932 по 1935 Юрий Александрович был удостоен возглавлять Центральный театр Красной Армии со спектаклями: «Мстислав Удалой», выпущенный 1932 года; «Гибель эскадры», вышедший в 1934 году.
  • 1933 год несомненно внес вклад в звездную карьеру молодого человека. Завадский исполняет роль Калафа в спектакле «Принцесса Турандот», с помощью которой сумел убедить всех скептиков и критиков в наличии безупречного таланта. А зрительская симпатия была настолько сильна, что в силу своей популярности изображения Юрия в роли Калафа стали появляться на спичечных коробках.
  • В 1936 году труппу молодого режиссера перенаправили из Москвы в город Ростов-на-Дону из-за слишком ярких произведений, которые они ставили. Тут построили красивый театр, что внешне слегка напоминал трактор, но сцена внутри имела необычайно огромные размеры. Зрителям Ростова мастер представил около 20 спектаклей, наиболее популярные из них: «Горе от ума»; «Разбойники»; «Дни нашей жизни»
  • В 1940 году Завадский снова вернулся в Москву, где возглавил Театр имени Моссовета и уже остался в этом храме искусства до конца жизни. Его актерский талант был заметен всегда, но вот игра в пьесе «Трактирщица» показала мужчину совсем с другой стороны, открыв яркий комедийный дар артиста.
  • С 1940 года также начал преподавать в ГИТИСе, а в 1947 даже получил звание профессора.
  • Во время Второй мировой войны (1941-1945) в постановках режиссера все больше и больше виднелись суровые героические мотивы. Особенно сильно это заметно в таких спектаклях как «Нашествие», вышедший 1943 года и «Встреча в темноте», появившегося на сцене в 1944 году.
  • В 1948 году стал обладателем звания «Народный артист СССР».
  • В 1952 году была поставлена постановка «Маскарад», за которую Юрий Александрович удостоился правительственной награды.
  • В 1969 году режиссер поставил слегка сверхъестественное, местами мрачное представление «Петербургские сновидения», которое посвятил своему умершему учителю Евгению Вахтангову.
  • Юрий Завадский умер 5 апреля 1977 года. Причиной внезапной смерти на 83-м году жизни стало обильное кровотечение, открывшегося в пищеводе из-за разрывов сосудов и вен. У него было небольшое предсмертное желание – чтобы никто не видел его бездыханное тело, поэтому все друзья и знакомые прощались с прахом великого режиссера.

Смысл жизни – театр

Титулованный Завадский Юрий Александрович, личная жизнь которого обсуждалась непрерывно, женщинами был любим невероятно. Но семейная жизнь у него не складывалась. Во-первых, он был трудоголиком, театр он любил больше всего на свете, а во-вторых, на долгие привязанности он не был способен, они его тяготили. Его верная легендарная домработница Васена, известная всей театральной Москве, так характеризовала Завадского – «прохладный он у нас». От многих подруг уходил он сам, первая жена Анисимова-Вульф не выдержала бесконечных измен и ушла сама, хотя потом 40 лет была его верной помощницей. Правда, официально они не были расписаны, как с В. Марецкой и Г. Улановой. Недолгим был и его первый официальный брак – очень скоро ушел от В. Марецкой и маленького сына непостоянный Юрий Завадский. Жены, как правило, на него не обижались, и дальше с ним их связывали дружеские и творческие отношения. Его сын тоже стал режиссером и тоже работал в театре Моссовета, но выйти из тени великих родителей ему не удалось. Умер он в 2006 году.

Смерть

Завадский, не признававший ограничений, до старости жил полной жизнью. Причиной смерти главного режиссера театра имени Моссовета стало обильное кровотечение, открывшееся в пищеводе из-за разрыва сосудов и вен.

Юрий Завадский и Галина Уланова / Архив литературы и искусства

Близкие люди знали, что представитель мира искусства не желал, чтобы коллеги оплакивали бездыханное тело, поэтому скорбящим пришлось возлагать венки и цветы к урне, где содержался прах выдающегося человека.

Похороны состоялись в Москве в начале апреля 1977 года. У могилы на Ваганьковском кладбище, где впоследствии поставили памятник, звучали стихи Марины Цветаевой и много торжественных речей.

Личная жизнь

В личной жизни Завадского, считавшегося красавцем, постоянно присутствовали женщины. Безнадежно влюбленная поэтесса Марина Цветаева посвятила актеру сборник стихов «Комедьянт» и драматические произведения «Каменный ангел» и «Фортуна».

Несмотря на то, что поклонницы сценического таланта не давали прохода, Юрию Александровичу удалось обрести семейное счастье с коллегой Ириной Анисимовой-Вульф. Отношения не сложились из-за «его женщин» и многочисленных измен.

Второй женой талантливого режиссера стала актриса Вера Петровна Марецкая. В браке, длившемся почти два десятилетия, родился сын Евгений, пошедший по стопам отца.

Юрий Завадский и Вера Марецкая

Третья супруга появилась, когда к Завадскому пришла известность. Балерину Галину Сергеевну Уланову покорил обладатель премий и наград. В конце 1940-х чувства остыли, и пара задумалась о разводе. По слухам, супругов остановила процедура, требовавшая моральных и материальных затрат.

Коллеги рассказывали, что Завадский умудрялся дружить со всеми брошенными партнершами. Анисимова-Вульф оставалась ассистентом на протяжении 40 лет, а остальные, несмотря ни на что, восхищались мастерством и ходили на премьеры спектаклей.

Домработница Васена назвала покровителя «прохладным трудоголиком». Убирая квартиры в Уланском и Мансуровском переулке, заботливая и наблюдательная женщина знала все о романтических похождениях главного режиссера московских театров, но ни словом не обмолвилась о конкурентках в присутствии каждой из законных супруг.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Заслуженный артист РСФСР (1933)
  • Народный артист РСФСР (1942)
  • Народный артист Казахской ССР (1943)
  • Народный артист СССР (1948)
  • Ленинская премия (1965) — за постановку спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектаклей «Нашествие» Л. М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
  • Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Детство и юность

Юрий Александрович Завадский 12 июля 1984 года в столице России – городе Москва. Свои уникальные творческие способности он перенял скорее всего от собственных родителей. Его отец – Александр Францевич – был дворянским чиновником, и, хотя данная профессия не имеет ничего общего с театром, талант у него все же был – невероятно красивый бас. Мама Юрия – Евгения Иосифовна Михайлова (девичья фамилия) – вовсе мечтала стать актрисой, но карьера не состоялась.

Семья жила дружно и даже имела собственные традиции. Часто они проводили вечера музыки, где играли мать Юрия и его тетка, которая также была пианисткой, а отец исполнял песни. На такие небольшие семейные торжества Завадские даже приглашали знакомых музыкантов и певцов. Не удивительно, что Юрий вырос творческой личностью, ведь мальчика постоянно окружала обстановка гармонии и искусства.

С театром мальчишка познакомился тоже достаточно в раннем возрасте. Бабушка водила его на самые известные спектакли Большого театра, где блистали популярнейшие на то время актеры.

Поскольку семья была довольно не бедной, Завадский вместе с сестрой и братом росли очень разбалованными, так как родители позволяли им практически все. Лучшее обучение, развлечения и остальное. Уже во взрослой жизни даже сам Юрий говорил, что такое воспитание плохо повлияло на общение с другими людьми.

В 8 лет мальчик пошел учиться в одну из самых элитных гимназий Москвы – 9 (Медведниковская). В это заведение попадали только наиболее талантливые дети, поэтому можно отметить, что еще ребенком Юрий был весьма одаренным.

Юрий Завадский в молодости

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий