Бенуа Александр Николаевич

А. Бенуа – театральный художник

В своих воспоминаниях художник подчеркивает, что в детстве он был переполнен театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство культа театра. В искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.

А. Бенуа «Ведьма». Эскиз костюма к постановке «Спящая красавица» (1957)

А. Бенуа. Эскиз декорации к драме А. Дюма «Дама с камелиями» (1923)

А. Бенуа. Эскизы костюмов для балета К. Константинова «Березка» (1946)

Талантливый историк

Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).

Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе

Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.

Фонтан

Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.

После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.

Жизнь в Советской России

После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом.

Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Из докладной А. В. Луначарского от 09.03.1921, в ответ на секретный запрос №2244 следовало, что в начале революции он поддержал перемены, но впоследствии был огорчен жизненными невзгодами и выражал недовольство коммунистами, контролирующими музейную работу. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен, и его надо беречь.

Примечания

  1. ↑ Бенуа Александр Николаевич // Большая советская энциклопедия:
  2. artist list of the National Museum of Sweden
  3. См. главы 16, 17, 19 книги второй «Воспоминаний» А. Н. Бенуа.
  4. Ходяков М. В., Ходяков О. А. Знаменитые универсанты: питомцы Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 26. — 194 с. — ISBN 5-288-03197-5.
  5. Дульский П., Мексин Я. Иллюстрация в детской книге. — С. 50.
  6. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 170-175. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  7. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 45-49. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  8. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 90-95. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  9. Лапшина Н.П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики.. — М.: Искусство, 1977. — С. 276–277.
  10. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 206-209. — 310 с.: ил. с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  11. Бенуа А.Н. Версаль. — Пб.: Аквилон, 1922. — С. 15.
  12. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 116-119. — ISBN 978-5-94829-036-2..
  13. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 120-123. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
  14. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 115. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.

Сочинения

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

  • Азбука в картинках. А. Н. Бенуа. Санкт-Петербург. 1904;
  • Современное искусство (Benois, A. Die moderne Kunst. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 517—538).
  • Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 — февраль 1917;
  • Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;
  • Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;
  • Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;
  • Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917—1960 г.), М., 1968;
  • Memoirs, v. 1-2, L., 1960—1964. (англ.)
  • Бенуа А. Н. Мой Дневник: 1916—1917-1918 / Вступит. ст. Дж. Э. Боулта и Н. Д. Лобанова-Ростовского; Подгот. текста Н. И. Александровой и Т. В. Есиной; Коммент. Н. И. Александровой и А. В. Ревякина. — М.: Русский путь, 2003. 704 с, ил. ISBN 5-85887-163-1 (Всероссийская мемуарная библиотека, Выпуск 10)

Биография Александра Бенуа

Александр Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в доме возле Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Он стал девятым и младшим ребенком в семье признанного и известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его супруги Камиллы Альбертовны. Мальчик вырос в атмосфере творчества, а лето проводил в парковом ансамбле Петергофа среди аллей, фонтанов и дворцов, что повлияло на становление художественных взглядов и предпочтений живописца.

Александр Бенуа с раннего детства увлекался искусством, а учиться рисованию начал еще в одном из частных «детских садов» того времени — «Киндергартене». Окончив гимназию, он поступил в университет на юридический факультет. Первый очерк Бенуа об истории русской живописи вышел в 1894 году, искусствоведческий дебют художника вызвал бурное обсуждение и был положительно оценен критиками. После окончания университета живописец всецело посвятил себя изобразительному искусству.

Первая известная серия работ мастера — «Последние прогулки Людовика IV», написанная в 1896 году

Камерные композиции, выполненные в акварельной и смешанной технике, привлекли внимание Сергея Дягилева и Льва Бакста на выставке, организованной Павлом Третьяковым. Вместе они разработали концепцию объединения «Мир искусства», целью которого стал протест молодых художников против рутинных требований старой школы

Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью.

Параллельно с организацией выставки Дягилев вел активную работу над журналом «Мир искусства», а Александр Бенуа стал автором программы нового издания. Первый номер вышел в 1898 году и выделялся на общем фоне благодаря своей продуманности и высокому качеству исполнения. Год спустя состоялась выставка под эгидой издания, где были представлены работы блестящих мастеров того времени: Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Нестерова. Журнал выходил на протяжении шести лет.

Начиная с 1901 года, Бенуа много и плодотворно работал: писал монографии по истории искусства, публиковал критические очерки, рисовал декорации, занимался книжной иллюстрацией. Одно из самых значительных произведений мастера в области графики — рисунки к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Лаконичные и тщательно проработанные композиции не понравились заказчику, но получили высокую оценку художественного сообщества.

После Октябрьской революции Александр Бенуа оказался в числе художников, поддержавших новую власть — он заведовал картинной галереей Эрмитажа, одновременно занимался созданием декораций для Мариинского театра, был режиссером и художником БДТ, иллюстрировал литературные произведения. Мастер всегда был чужд политике, но в те времена заниматься творчеством и быть в стороне от государства было невозможно. Давление со стороны правительства, многочисленные запреты и страх ареста вынудили Бенуа в 1927 году эмигрировать во Францию.

В Париже художник работал над оформлением спектаклей и костюмов, сотрудничал с Сергеем Дягилевым, театром Ла Скала. Большая часть творческого наследия Александра Бенуа периода эмиграции относится к жанру книжной иллюстрации. Отъезд из России не лучшим образом повлиял на живописца — несмотря на высокий уровень мастерства, все его работы выглядят повторением уже пройденного. На закате жизни мастер много трудился над мемуарами. Художник скончался в ночь на 9 февраля 1960 года, причиной смерти стал грипп.

Творчество Бенуа

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г.

В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 года Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов.

Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Они составляют едва ли не половину его наследия. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории

Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV»

Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой; но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911); этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Александр Бенуа: его время и творчество

Подробности
Категория: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков
Опубликовано 11.07.2018 09:42
Просмотров: 1599

Александр Бенуа прожил долгую жизнь, наполненную творчеством. Он был художником, иллюстратором, критиком, литератором, художником по костюмам, декоратором.

Академия художеств оттолкнула его своим академизмом и нечуткостью к новым веяниям в искусстве. Но и новое искусство он поначалу отвергал, хотя и пытался понять. Когда модернизм стал преобладающим стилем в искусстве, Бенуа с горечью заметил: «Многие даровитые живописцы стыдились своих реалистических «замашек», пряча от посторонних глаз простые, здоровые этюды и выставляя только опыты кубических деформаций натуры, газетных этикетных наклеек и тому подобный вздор», – писал об этом периоде Бенуа.Его критиковали за рафинированность картин, но при этом он сотрудничал с советской властью, сберёг сокровища Эрмитажа и Русского музея. 

Литература

  • Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бенуа Александр Николаевич //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. М.: Театралис, 2012. — 208 с., ил., 300 экз., ISBN 978-5-902492-25-2
  • Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — 310 с.: ил. — ISBN 978-5-7793-1696-5
  • Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2
  • Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5
  • Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921;
  • Эткинд М. А. Н. Бенуа. Л. — М., 1965.

Семья

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:

  • Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895—1984). Её муж(с 1919) — Ю. Ю. Черкесов(1900—1943)
  • Елена (31.03.1898, Париж — 16.07.1972, Париж) Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939)
  • Николай (19.04.1901—31.03.1988)

Генеалогическое дерево

Леонтий (Луи Жюль) Бенуа (1772—1822)
Михаил Леонтьевич Бенуа (1799—1867) Леонтий Леонтьевич Бенуа (1801—1885) Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898)Юлий Леонтьевич Бенуа (1820—1898)Александр Леонтьевич Бенуа (1817—1875)
Александр Михайлович Бенуа (1862—1944) Алексей Леонтьевич Бенуа (1838—1902) Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере (1850—1933) Альберт Николаевич Бенуа (1852—1936) Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928)Михаил Николаевич Бенуа (1862—1931) Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) Юлий Юльевич Бенуа (1852—1929) Александр Александрович Бенуа (1852–1928)
Зинаида Серебрякова (1884—1967) Альберт Альбертович Бенуа (1879—1930) Надежда Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975)Константин Михайлович Бенуа (1885—1950) Николай Александрович Бенуа (1901—1988) Альберт Александрович Бенуа (1888—1960)
Питер А. Устинов (1921—2004) Михаил Константинович Бенуа (1912—1955)

Семья

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:

  • Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895—1984). Её муж(с 1919) — Ю. Ю. Черкесов(1900—1943)
  • Елена (31.03.1898, Париж — 16.07.1972, Париж) Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939)
  • Николай (19.04.1901—31.03.1988)

Генеалогическое дерево

Леонтий (Луи Жюль) Бенуа (1772—1822)
Михаил Леонтьевич Бенуа (1799—1867) Леонтий Леонтьевич Бенуа (1801—1885) Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898)Юлий Леонтьевич Бенуа (1820—1898)Александр Леонтьевич Бенуа (1817—1875)
Александр Михайлович Бенуа (1862—1944) Алексей Леонтьевич Бенуа (1838—1902) Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере (1850—1933) Альберт Николаевич Бенуа (1852—1936) Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928)Михаил Николаевич Бенуа (1862—1931) Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) Юлий Юльевич Бенуа (1852—1929) Александр Александрович Бенуа (1852–1928)
Зинаида Серебрякова (1884—1967) Альберт Альбертович Бенуа (1879—1930) Надежда Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975)Константин Михайлович Бенуа (1885—1950) Николай Александрович Бенуа (1901—1988) Альберт Александрович Бенуа (1888—1960)
Питер А. Устинов (1921—2004) Михаил Константинович Бенуа (1912—1955)

Семья

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:

  • Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895—1984). Её муж(с 1919) — Ю. Ю. Черкесов(1900—1943)
  • Елена (31.03.1898, Париж — 16.07.1972, Париж) Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939)
  • Николай (19.04.1901—31.03.1988)

Генеалогическое дерево

Леонтий (Луи Жюль) Бенуа (1772—1822)
Михаил Леонтьевич Бенуа (1799—1867) Леонтий Леонтьевич Бенуа (1801—1885) Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898)Юлий Леонтьевич Бенуа (1820—1898)Александр Леонтьевич Бенуа (1817—1875)
Александр Михайлович Бенуа (1862—1944) Алексей Леонтьевич Бенуа (1838—1902) Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере (1850—1933) Альберт Николаевич Бенуа (1852—1936) Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928)Михаил Николаевич Бенуа (1862—1931) Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) Юлий Юльевич Бенуа (1852—1929) Александр Александрович Бенуа (1852–1928)
Зинаида Серебрякова (1884—1967) Альберт Альбертович Бенуа (1879—1930) Надежда Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975)Константин Михайлович Бенуа (1885—1950) Николай Александрович Бенуа (1901—1988) Альберт Александрович Бенуа (1888—1960)
Питер А. Устинов (1921—2004) Михаил Константинович Бенуа (1912—1955)

Самые известные картины Александра Бенуа

Подавляющее большинство картин Александра Бенуа находится в частных коллекциях. Творческое наследие мастера состоит из небольших по размеру акварелей и рисунков, эскизов театральных декораций.

Среди самых известных произведений:

  • «Король прогуливается в любую погоду» (1898) — работа из серии акварелей о французском «короле-солнце» создана на основе гравюр и шпалер XVII века, сценки производят сильное впечатление на зрителя за счет контраста величественного пейзажа и маленьких людских фигурок.
  • Иллюстрации к «Медному всаднику» (1905) — в рисунках художнику удалось передать весь ужас одиночества человека в обществе, а Петербург предстает как холодный, страшный и тоскливый город.
  • Цикл «Пиковая дама» (1905) — сюжеты построены на противопоставлении образов и острой драме характеров.
  • «Купальня маркизы» (1906) — изящная и утонченная сценка из «Версальской серии», в которой стерты границы между реальной жизнью и театром.
  • «Комната Черномора» (1911) — одна из декораций к балетному спектаклю «Петрушка», эти работы считаются вершиной творчества Бенуа как театрального художника.

Наследие Александра Бенуа до сих пор сохраняет свою эстетическую и художественную ценность. Декорации к балету «Петрушка» стали классикой, иллюстрации много раз переиздавались, а труды по истории живописи изучают студенты вузов. Без упоминания его имени не обходится ни одно исследование, посвященное русскому искусству конца XIX – начала XX века.

Бенуа — юрист и искусствовед

Первый раздел выставки — семейный. Его открывает детский портрет художника — двухлетнего кудрявого и улыбчивого Шуру Бенуа изобразила его старшая сестра Екатерина. Рядом тоже ее работа — портрет отца Николая Леонтьевича, профессора архитектуры и главного архитектора Петергофа. В семье Николая и Камиллы Бенуа почти все дети — а их было девять! — стали художниками и архитекторами. Маленький Саша рос среди одаренных людей, увлекающихся искусством, поэтому родители не удивились, когда сын в возрасте полутора лет взялся за карандаш, а в пять лет сделал копию с фрески Рафаэля «Месса в Больсене».

В 1887 году Александр Бенуа поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, но через четыре месяца бросил учебу — заявил, что стать художником можно, только постоянно и усердно работая. Он занялся искусством под руководством брата Альберта, художника-акварелиста, однако высшее образование все же получил, окончив в 1894 году юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Бенуа изучал историю искусств по картинам Эрмитажа и специальной литературе. В 1893-м он увлекся копированием произведений голландских мастеров. С этим периодом его жизни на выставке можно познакомиться благодаря каталогу картинной галереи Эрмитажа с карандашными рисунками и комментариями художника. Среди пометок есть крайне любопытные: например, Бенуа отмечает, что работа «Крестьянское семейство» Адриана ван Остаде — не более чем лубочная подделка. Кстати, в том же 1893 году он принял участие в первой в своей художественной карьере выставке — Общества русских акварелистов, председателем которого был его брат и наставник Альберт.

После окончания университета Бенуа серьезно занялся искусствоведением — в 1894 году в сборнике «История живописи XIX века», выходящем в Мюнхене, напечатали целую главу о русском искусстве и художниках, написанную Александром Николаевичем. В начале 1900-х он выпустил несколько книг по истории русской и мировой живописи.

Одной из самых известных работ Бенуа-искусствоведа стала монография «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», издание которой представлено на выставке. Художник хотел показать Царское Село как интимную резиденцию монархов, место, где императорская семья отдыхала от шума и пышных торжеств. Создавая книгу, он много работал с архивами. Рядом с внушительной монографией об истории строительства Царского Села, его скульпторах и инженерах расположились витрины с письмами и архивными фотографиями художника, книги из его личной библиотеки, знаменитые и неизвестные портреты Бенуа, а также миниатюрные красочные открытки, на которых художник изобразил свои детские игрушки и любимые места.

Библиография

Документы, воспоминания и критика

Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве); Н. Д. Б. О пародии и о подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.

Исследования
  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. — М. : Театралис, 2012. — 208 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-902492-25-2.
  • Сеславинский, М. В., Тараканова О. Л. Книги для гурманов : Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века : альбом. — М. : Белый город, 2010. — 310 с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  • Сеславинский, М. В. Рандеву : Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века : альбом-каталог. — Москва : Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
  • Сеславинский, М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы) : монография. — Москва : ИД «Университетская книга», 2012. — 254,  с. — ISBN 978-5-454-00003-5.
  • Эрнст С. А. Бенуа. — П., 1921.
  • Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960 / . — Л.—М. : Искусство, 1965. — 215 с.
  • Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века / Марк Эткинд. — Л. : Художник РСФСР, 1989. — 478,  с.
Справочные издания
  • Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1905. — Т. доп. I. — С. 248.
  • Бенуа Александр Николаевич / В. М. Петюшенко // Бари — Браслет. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 201–202. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 3).

В заключение

Бенуа входит в число самых значительных критиков российского искусства начала прошлого века. Именно он ввел понятия «авангардизма» и «русского сезаннизма».

Его способность ценить самому и доносить до других все величие русского художественного наследия сыграло огромную роль в сохранении шедевров прошлого. Особый смысл это имело на заре XX века, когда промышленная революция и прагматизм готовы были уничтожить классический облик городов.

Как ни странно, но деятели Советской России тоже ценили Александра Николаевича. Луначарский называл его замечательным художником и очаровательным человеком, который, не являясь другом Советской власти, приносит много пользы. Однако противоречия с новым политическим строем и несогласие с большевистским надзором за всеми сферами личной и общественной жизни не позволили Бенуа остаться в СССР.

Но даже уехав в Париж, Александр Николаевич продолжал считать наибольшей художественной ценностью именно русское искусство. А память о родине была самым драгоценным в его жизни. Об этом говорят созданные им в эмиграции работы, первыми из которых стали знаменитые «Воспоминания» о старом Петербурге.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий