Чохов Андрей

Стреляла ли «Царь-пушка»?

Так же и предположения связаны с тем, что в исторических документах нет подтверждения того, что «Царь-пушка» стреляла. Ведь по своим техническим возможностям произвести выстрел снарядом такого веса и калибра довольно проблематично. С учетом этого довольно длительное время существовало мнение, что «Царь-пушка» была изготовлена исключительно в декоративных и пропагандистских целях. Однако исследования проведенные в 1980 году при реставрации орудия доказали несостоятельность этой теории. Царь-пушка стреляла только один раз и так же чисто символически прахом Лжедмитрия.

Царь-пушка и Царь-колокол – Москва

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля, на Ивановской площади. Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра. При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли. Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Фото района Кремля

Личная жизнь

О личной жизни Андрея Шляхового известно немного. Во всех источниках подчеркивается, что он активный сторонник здорового образа жизни. Ни когда не курил. Алкоголь употреблял в малых количествах и только на официальных мероприятиях. В течение многих лет исполнял обязанности президента Дальневосточной федерации бокса. Вносил достойный вклад в поддержку детских спортивных школ. Андрей Захарович имеет звание заслуженного экономиста Российской Федерации.

В семейной жизни Андрея Захаровича не все так плохо. Банкир дважды женат. В первом браке муж и жена вырастили двух сыновей. О причинах развода достоверной информации нет, только домыслы и слухи. Во втором браке у Шляхового родилась дочь, которую назвали Евой. Семья проживает в Москве. Есть у них квартира и в Хабаровске, где глава семейства проводит до трех месяцев в году.

Детство и юность

24 декабря 1982-го в Арзамасе у Ивана Полянина (такова фамилия знаменитости по отцу) родился младший сын Андрей. Несколькими годами раньше муж и жена приветствовали первенца Романа.

Продюсер Андрей Черный в детстве с родителями и братом

Семейная биография гласит, что бабушке мальчиков Екатерине Андреевне Поляниной (в девичестве Морозова) исполнилось всего 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. К тому времени она, весившая всего 40 кг, уже год работала вместе с матерью на животноводческой ферме. В одночасье родная деревня Забелино опустела, и им пришлось совмещать профессии доярки, скотника, ездового и грузчика, а также следить за своими хозяйством, огородом и скотиной.

Рытье окопов заканчивалось около двух часов ночи. Поэтому те, кто трудился на ферме, домой уже не ходили, а ложились спать на солому прямо в коровью кормушку — подъем был в 4 утра. Воспоминания женщины о страшных днях и историю о том, как ей вместе с подругами довелось поднимать упавшее животное с помощью вожжей и перекладины, записал и сохранил один из правнуков по имени Михаил.

Избранник Юлианны Карауловой трепетно относится к родителям, не забывая благодарить их на каждый личный праздник. Выпустившись из СОШ № 11, парень, в юном возрасте увлекавшийся КВН, на старте нулевых уехал из города под песню My Way легендарного Фрэнка Синатры и поступил в музыкальный вуз (кафедра баяна и аккордеона).

История царь-пушки

В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот.

Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль , и с тех пор она не покидала его пределы. На том месте царь-орудие стояло до начала ХVIII в., пока Петр I не задумал строительство Цейхгауза (Арсенал Московского Кремля), организуя в нем оружейное хранилище для древних и трофейных экспонатов.

Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, а потом оно охраняло его главные ворота. В 1835 году пушка была воздвигнута на новый лафет из чугуна, изготовленный по эскизам академика Брюллова А.П. Царь-пушка вместе с другими старинными орудиями была размещена вдоль Оружейной палаты. В 1960 г. Началось строительство Кремлевского дворца. Старая постройка Оружейной палаты была снесена и орудие снова доставили к Арсеналу.

Ближе к 1980 году царь-пушка вместе с лафетом и ядрами вывозят на плановую реставрацию. На прежнее место их вернули 1980 году.

Сегодня орудие можно посмотреть на Ивановской площади. Рядом расположена колокольня Ивана Великого и церковь Двенадцати апостолов.

Фильмы Андрея Лошака

Фильмография этого режиссера, сценариста, актера включает в себя почти 20 работ. В качестве режиссера он снял 8 работ документального плана. Самый популярный из фильмов, по мнению зрителей и экспертов, это картина-сериал «Холивар. История рунета», вышедший в 2019 году. Но были у Андрея Борисовича и другие успешные проекты:

  • «Россия. Полное затмении» (2012),
  • «Возраст несогласия» (2018),
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» (2014),
  • «Анатомия процесса» (2013) и другие.

По сценариям, написанным Андреем Лошаком, снято 4 документальных картины, одна из которых представлена в формате сериал – это проект «Российская империя». В нем ведется повествование об уникальных исторических местах государства со времен Петра Великого до нынешнего периода. Есть у Андрея Лошака и актерский опыт. Он снимался в 4 картинах, причем в одной из них исполнил роль «камео» – сыграл самого себя.

За свой профессиональный труд Андрей Борисович уже получил множество значимых и весомых наград. Он имеет медаль «За заслуги перед Отчеством». Ее он был удостоен за вклад в развитие российского телевидения, многолетний и плодотворный труд.

В 2003 году Лошак получил «ТЭФИ» как номинант категории «Лучший телерепортер». В 2005 году он получил премию «Человек года», а через 10 лет «Пальмовую ветвь» за свой фильм «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 2017 году Андрей Лошак получил награду правительственного уровня – премию Российской Федерации за популяризацию благотворительности на телевидении. Последняя награда Андрея – Гран-При за сериал «Возраст несогласия», которой он был удостоен на конкурсе «Артдоксеть» в 2018 году.

Время ученичества

На свет литейщик появился между 1540 и 1545 годами в Смоленске. Сына небогатого торговца отправили учиться грамоте и счету.

После этого этапа обычно подростков направляли к мастерам, где дети обучались ремеслу. В Смоленске возводились крепостные стены, отливались пушки с пищалями. Чохова и отправили в ученики к литейщику.

Из Москвы с известным зодчим Федором Конем прибыли и мастера литейного дела. К Ганусу и определили подростка. Под руководством опытных наставников Андрей выполнял первую работу.

Он отливал пищали. Тогда же начинающий ремесленник получил и первую награду. После завершения работ приезжие с учениками вернулись в Москву. Переезд круто изменил биографию Чохова.

Литейных мастеров селили на месте современной Пушечной улицы. Грозный силами старался укрепить армию

Внимание он уделял артиллерии

Биография

Андрей Владимирович Храмов родился 4 марта 1973 года в Горьком (ныне Нижний Новгород). В этом городе он поступил в музыкальную школу и окончил ее по классу аккордеона. Когда мальчик учился в пятом классе, его семья переехала на жительство в город Серпухов Московской области. Родители Андрея решили жить ближе к своим родственникам, которые проживали в деревне Съяново-2 Серпуховского района. В Серпухове будущий певец окончил среднюю школу №14.

В 1991 году он был призван в ряды Российской армии, где два года проходил срочную службу. После службы в армии Андрей занимался реставрацией архитектурных памятников, имеющих многовековую историю города Серпухова. Окончив профессионально-техническое училище, он восстанавливал церкви и монастыри Подмосковья.  

В 90–ых годах прошлого столетия Андрей Храмов работал во дворце культуры «Исток» города Серпухова. Одаренный певец по направлению комитета по культуре города принимал участие в различных музыкальных конкурсах областного и всероссийского масштаба. Его выступления всегда проходили с большим успехом у зрителей. Красивый тембр голоса и артистизм певца нравились публике.

Музыкальное образование Андрей получил в Московском высшем училище-колледже искусств. Он окончил училище в 2001 году по специальности «Эстрадный вокал».

С 1995 по 2002 годы музыкант работал в рок-группе «The Arrow», которая исполняла композиции в стиле пауэр-метал.

В 2002 году Андрей Храмов получил предложение от группы «Ария» стать участником их коллектива. Из группы ушел Валерий Кипелов и им был нужен новый вокалист. Андрей Храмов выступил с «Арией» в одном концерте, который прошел с успехом. Но Храмова в состав группы не утвердили. Это произошло в связи с приходом в «Арию» нового гитариста, по рекомендации которого в группу взяли его знакомого вокалиста.  

С 2005 по 2007 год музыкант работал в группе «Земляне». В этом коллективе за его долгую историю существования сменилось множество солистов. Андрей оказался в составе группы в период, когда она отмечала свое 30-летие.

В дальнейшем Андрей Храмов стал вокалистом кавер-группы «Green Town». Он исполнял всеми любимые и популярные песни, а также хиты 80–90–ых годов. На концертах «Green Town» нередко можно было увидеть музыкантов группы «Белый Орел». Они приходили послушать песни и приглашали Андрея перейти в их коллектив. Храмов был хорошо знаком с творчеством «Белого Орла». В определенный период жизни ему приходилось подрабатывать в ресторане, где он исполнял песни группы «Белый Орел» по заказу публики.

В 2010 году певец пришел в качестве вокалиста в группу «Белый Орел», в которой проработал пять лет. Музыканты группы отмечали, что с приходом в команду Храмова в песнях появилось роковое звучание и другие краски.

В настоящее время Андрей Храмов выступает в новом составе группы «Земляне». В феврале 2019 года в новой аранжировке прозвучали два их сингла «Боже» и «Борсалино». Успех группы, который ей сопутствовал 40 лет тому назад, в истории отечественного шоу-бизнеса повторился.

Дальнейшая судьба группы

С периодичностью примерно в один год Morandi выпускает новые композиции, радуя свое фанатское сообщество. Треки Everytime We Touch, Summer In December и Keep You Safe, вышедшие с 2013 по 2016 годы были высоко оценены музыкальными критиками и обычными слушателями, а также обзавелись клипами, которые коллектив публикует на своем YouTube-канале.

Андрей и Мариус тепло относятся к России и российским слушателям. Они приняли участие в записи документального шоу «Курс Евро» на телеканале «Матч ТВ», один из выпусков которого был посвящен родному городу группы – Бухаресту, а также поделились подробностями записи специального сингла, приуроченного к Чемпионату мира по футболу в России, состоявшемуся в 2018 году. Так родилась заводная песня Kalinka, посвященная российским поклонникам и большому спортивному празднику.

Детство и юность

Андрей Александрович Гуров родился 27 октября 1975 года в Ставропольском крае, в посёлке Привольное. Андрей был младшим ребёнком в семье, его брат Юрий родился четырьмя годами раньше. Братья Гуровы – одни из немногих участников «Ласкового мая», кто вырос в родной семье, а не в детском доме.

Отец Гуровых был футболистом, в молодости играл в команде «Динамо-Ставрополь», затем работал преподавателем физкультуры, и своих сыновей с детства приобщал к спорту. Андрей тоже очень серьёзно занимался футболом, выступал в команде на соревнованиях довольно высокого уровня и даже задумывался о профессиональной спортивной карьере. Позднее он стал заниматься также единоборствами, в частности – классической борьбой.

Другим увлечением Андрея Гурова была музыка. Его двоюродный дядя был музыкантом, играл в группе «Альтаир», и мальчику хотелось быть таким же, как он. Андрей с удовольствием посещал местный Дом культуры имени Свердлова, где осваивал игру на таких музыкальных инструментах, как балалайка, пианино, гитара. Кроме того, он посещал драмкружок, кружок художественной самодеятельности и выступал как вокалист на дискотеках.

В этом же Доме культуры тогда работал впоследствии знаменитый Андрей Разин – руководитель «Ласкового мая». В те годы он был ещё студентом Ставропольского культпросветучилища и проходил практику в Привольном, в том самом клубе, а также был заместителем председателя местного колхоза по снабжению. Разин познакомился с Юрием Гуровым, старшим братом Андрея, и позвал его играть на барабанах в составе группы «Ласковый май», которая тогда только формировалась. Позднее Разин пригласил и 12-летнего Андрея Гурова стать клавишником и вокалистом группы вместо ушедшего Константина Пахомова. Так юноша оказался в Москве и в одночасье стал богатым и знаменитым.

Миномет 2Б1 «Ока»: Андрей Чохов бы одобрил

После Второй мировой войны началась холодная война между США и СССР. Во время конфликта страны демонстрировали друг другу силу, в том числе и в виде гонки вооружений. Благодаря стремлению превзойти огневую мощь противника в СССР на свет появился монстр-миномёт 2Б1 «Ока». Самоходная установка имела ствол длиной 20 метров и могла реактивными минами поражать цели, удалённые на 50 километров. Кстати, вес одной такой «летающей» мины составлял почти 700 килограммов. После выстрела гигантская миномётная установка по инерции откатывалась на пять метров, так как в самоходной части не было противооткатных узлов. В 1957 году «Ока» приняла участие в военном параде в Москве. Тогда габариты орудия поразили зарубежную прессу. Поговаривали даже, что миномёт — не более чем бутафория.

2Б1 «Ока» в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее

Личная жизнь Андрея Ропчи

Талантливый музыкант так и не обзавелся семьей, хотя и обладает модельной внешностью, сводящей с ума поклонниц по всему миру. Он опровергает всяческие слухи о своей нетрадиционной сексуальной ориентации и утверждает, что состоит в отношениях, которых у певца было немало. Андрей не раз говорил, что мечтает о детях, а однажды разместил в сети фото с неким мальчиком, который, как оказалось, является его племянником.

На самом деле, Ропча довольно редко общается с журналистами, однако личная жизнь привлекательного мужчина постоянно находится под прицелом общественности. Андрей знаменит своим изысканным модным вкусом, старается одеваться стильно и современно. В этом ему помогает страсть к шопингу, хотя времени на него певец находит нечасто. На фотографиях музыкант предстает в одежде различных брендов, но чаще всего предпочитает уникальные вещи, создаваемые румынским дизайнером Irina Voinea. Отдельный элемент стиля певца – разнообразная бижутерия и парфюмерия.

Андрей Чохов

Реут, 1622г.
Московский Кремль
Фото К. Мишуровского

Андрей Чохов – знаменитый русский литейный мастер второй
половины XVI – первой четверти XVII века. Он работал на
протяжении 60 лет при правлении четырех русских государей.
Это был, пожалуй, единственный литейщик, прославившийся и
как великолепный пушечный мастер, и как замечательный
колокололитейщик.

Родился Андрей Чохов около 1545 года. Совсем юным поступил
в учение к известному пушечному мастеру Кашпиру Ганусову.
Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться
из массы учеников, выполнявших обычную работу. Для этого
ему надо было обладать большой настойчивостью и незаурядным
талантом: в учениках в те годы на Пушечном дворе ходили по
10-20 лет.

С 1590 года Чохов занимает уже ведущее положение среди
московских литейщиков и льет пушки. Всего за свою долгую
службу Чохов отлил не менее 27-ми только крупных орудий,
среди которых Царь-пушка (1586 г.), до сих пор поражающая
не только своими размерами, но и богатством декора.
По Царь-пушке его лучше всего знают (сейчас это памятник в
Московском Кремле)
. Его же работы и удивительная для тех
времен (1588 г.) стоствольная пушка. Чохову принадлежит
также изобретение скорострельной пушки, заряжающейся с
казенной части и имеющей клиновидный затвор с вращающимся
механизмом для быстрого открывания. (В 1880 году известный
пушечный “король” Фридрих Крупп, увидев чоховскую
скорострельную пушку в Военно-историческом музее
артиллерии в Санкт-Петербурге, пожелал приобрести экспонат,
и вот почему: изобретение пушки с клиновидным затвором
приписывали Круппу, а такой затвор на Западе до сих пор
называют “крупповским”. А тут такой “компромат”!..)

Чохов был также и непревзойденным колокольным мастером
своего времени. Кашпир Ганусов, у которого состоял в
учениках Чохов, сам колоколов не лил. Полагают, что
колокольному литью Чохов учился у мастера Луки или у
Ивана Афанасьева. Начинал тогда уже знаменитый пушечный
мастер с небольших колоколов, но быстро преуспел и в этом
деле: в 1594 году он отлил для Троице-Сергиевой Лавры
колокол “Лебедь” весом 625 пудов, а пятью годами позже
тоже для Лавры отлил “Годуновский” колокол весом
1850 пудов (колокол был разбит в 1930 году).

В 1600 году Чохов отлил второй “Годуновский” колокол, теперь
уже для Московского Кремля. Этот колокол весом
2450 пудов погиб в одном из пожаров до 1652 года (его
еще называют первым Царем-колоколом, впоследствии он был
перелит Емельяном Даниловым, затем Александром Григорьевым,
последний раз – Михаилом Моториным. Именно Царь-колокол
Моторина и стоит на постаменте в Кремле)
. Кроме этого
колокола Андрей Чохов отлил для Московского Кремля еще
несколько колоколов. Из них сохранилось три: небольшой
колокол без названия (высотой 88 см) и колокол “Глухой”
(100 пудов), отлитые им совместно с Игнатием Максимовым в
1621 году; а также “Реут” (1200 пудов, по другим данным –
2000 пудов, 1622 г.) – один из красивейших колоколов,
дошедших до наших дней. “Реут” находится на Успенской
звоннице, два других колокола Чохова – на Иване Великом.

Несколько противоречивы сведения различных источников о
колоколе, который, по-видимому, также был отлит Чоховым.
Колокол, как полагают, был отлит в 1600 году.
Его называли Старым Успенским, затем (с 1679 года) –
Воскресным. Этот колокол был перелит в 1761 году мастером
Слизовым и стал называться уже Большим Успенским колоколом.
В 1812 году этот колокол разбился, в 1817-1819 годах был
перелит мастерами Завьяловым и Русиновым в колокол, который
до сего дня висит в самом большом пролете Успенской звонницы
Московского Кремля и является его Благовестником.

Андрей Чохов имел много учеников, некоторые из них
впоследствии сами стали известными пушечными и
колокольными литцами: Проня Федоров, Кондратий Михайлов,
Григорий Наумов, Алексей Никифоров и другие. Умер Мастер
Андрей Чохов в 1629 году. А его работы можно и сейчас видеть
в Московском Кремле, Военно-историческом музее артиллерии
в Петербурге, Грипсгольмском замке (Швеция), а также
услышать в колокольных звонах Московского Кремля и
Троице-Сергиевой Лавры.

Светлана НАРОЖНАЯ
Июнь 2004г.

К рубрике “Русские литейщики”

Труды мастера-пушечника

Орудий отливали немало. Сразу же оружие шло в армию для артиллерийских отрядов. Рутинная работа превратилась для Андрея в дело жизни. Ему доставались и заказы уникальные.

Гигантские пушки были предназначены не только для обороны. Их использовали для впечатления иностранцев, прибывавших в Москву с непонятными целями.

В сентябре 1554 Чохов с Ганусом отлили огромнейшую пушку свыше тысячи пудов. В армию исполинскую мортиру не отправили, оставив напротив кремлевского храма Покрова на рву.

Спустя год рядом с ней появилась вторая пушка также авторства Чохова. На каждой красовалось клеймо с надписью «ученик Чохов». Вместе с учителем он и выполнил последние совместные работы. С 1566 работа проводилась без скончавшегося Гануса.

Отлитые в осень 1566 пушки промаркированы как изделия мастера Андрея Чохова. Его назначили одним из руководителей реконструирования Пушечного двора.

Новый начальник добился обустройства второй печи для литья, расширения территории для обустройства новой литницы для установки пушкоотливочных формы. Процедура отлива начиналось с макета из дерева.

На поверхности модели вырезался орнамент. Дерево обмазывали глиняным с примесью навоза слоем. Дерево удаляли после высыхания глины. Полученную форму помещали в специальную яму, опустив в середину отливки сердечник, обмазанное глиняно-навозной смесью бревно.

Остывшую отливку поднимали наверх, освобождали от глины, ставили на специальные козлы. Поверхность очищали от дефектов, шлифовали внутренний стволовой канал. Обычно мастер руководил деятельностью подмастерьев и учеников, таких, как ранее Чохов.

[править] Классические Царь-вещи

В этом разделе перечислены рекордные объекты, традиционно именующиеся с приставкой «Царь-».

Царь-книга

Лицевой летописный свод

Лицевой летописный свод Ивана Грозного, также известный как Царь-книга — иллюстрированный «в лицах» летописный свод событий мировой и русской истории «от сотворения мира» до 1567 года, уникальное по объёму и масштабу летописное издание. Создан в 60—70-х годах XVI века для царской библиотеки в единственном экземпляре. В свод входят 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги. Страницы лицевого свода содержат более 16 тысяч миниатюр.

Царь-пушка

Царь-пушка

Артиллерийское орудие, весом 39 тонн и калибром 890 мм, изготовленное в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым. Является памятником русской артиллерии и литейного искусства. Занесена в книгу рекордов Гиннесса как пушка-бомбарда самого большого калибра. Сохранившийся оригинал находится на Ивановской площади Кремля, у собора Двенадцати Апостолов на декоративном лафете XIX века с декоративными же чугунными ядрами рядом. Долгое время был распространен миф, что орудие не стреляющее, однако проведённые в 1980-х исследования ствола показали, что из него стреляли как минимум один раз.

Царь-фонарь

Царь-фонарь

Эпических размеров богато украшенный фонарь со свечами и слюдяным остеклением для крестных ходов был изготовлен в начале XVII века. Для переноски фонаря высотой более 2 метров и массой свыше 160 кг требуется 8 человек. Сохранившийся оригинал находится в Суздальском кремле.

Царь-колокол

Крупнейший по массе (200 т.) церковный колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Из-за пожара часть колокола откололась, пока он был ещё в литейной яме, где он и пробыл затем целых 100 лет. 17 августа 1836 года Царь-колокол был извлечён из литейной ямы и установлен Московском Кремле на постаменте.

Царь-ванна

Царь-танк

См. также:

Проект колёсного боевого устройства, вошёл в историю как самая крупная бронированная машина воплощённая в металле (высота 9 метров, ширина 12 метров). Разработка и испытания проводились в 1914-15 гг. Проект не был окончательно реализован из-за финансовых и конструктивных трудностей. Опытный экземпляр не сохранился.

Царь-бомба

Царь-бомба

Мощнейшая в истории авиационная термоядерная бомба АН602, разработанная в СССР в 50-х годах и испытанная 30 октября 1961 года на ядерном полигоне «Сухой Нос». Суммарная мощность взрыва составила около 57 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Этот показатель был в 10 раз больше суммарной мощности всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны.

Новый вид деятельности

По мере приобретения опыта русский отливщик приступил к руководству всем процессом. Им задумывался серьезный вклад в модернизацию технологии, потому и пошел опытный ремесленник в ученики к колокольному мастеру Луке.

С ним Чохов отливал колокола для Спасского монастыря Подмосковья. Но прежде всего мастер оставался пушечным. Есть данные, что в семидесятых Чохов наладил личную жизнь, женился. К началу Ливонской войны было отлито несколько пищалей для Смоленского кремля.

В 1575 изготовлена стенобитная пушка для белгородского кремля. Тогда же мастером был отлит один из наилучших образцов его творчества, пушка «Волк». Оригинальной новинкой стал сужавшийся к концу ствол. Стрельбу орудие могло вести и ядрами, и картечью.

Вместе с другими крупными пушками «Волка» включили в состав особого отряда, оставленного в Ливонии. В боях под Венденом захваченные шведами орудия настолько потрясли командующего, что он распорядился о перевозке трофеев в Вильно.

В зиму 1577 Чоховым была изготовлена самая внушительная пушка осадной артиллерии пищаль с единорогом, названная «Инрог». Литейщик осенью 1578 приступил к работе над новым «Волком». Его сразу увезли к месту боев.

В 1591 его захватили шведы. Оба трофея установили в замке Грипсгольма. Выкупленные при Петре Первом орудия вернули в Россию.

Краткая история

Многие слышали о Царь-пушке еще в детстве. В книгах это орудие называли Великаном Московского Кремля. С момента своего появления на свет она не перестает поражать своей красотой, силой и могуществом не только детей, но и взрослых.

Царь-пушка в Кремле отливалась на Пушечном дворе, литейщиком Андреем Чоховым. Состоялось это событие в 1586 году. Изначально ствол пушки поместили на деревянном раскате неподалеку от Лобного места . Позднее бревенчатые раскаты заменили надежными каменными.

Огромный вес делал её перевозку крайне проблематичной. Но с этой задачей удалось справиться при помощи 200 лошадей, которые тащили тяжеловесное оружие по бревенчатому настилу. Для удобства транспортировки на стволе с каждой стороны смонтированы четыре специальные скобы для закрепления канатных полос.

Пушку несколько раз переносили в разные места Кремля. После окончания строительства Кремлевского дворца съездов, орудие перенесли на новое место — Ивановскую площадь.

Сегодня Царь-пушка находится рядом с собором Двенадцати Апостолов на декоративном спецлафете, изготовленном гораздо позднее самой пушки в 1835 году на заводе Берда, в Петербурге.

Считается, что орудие создавалась для обороны Кремля, но современные исследователи уверяют, что Царь-пушка не справилась бы с возложенной на нее миссией. Из-за своих габаритов и особенностей конструкции она годится только для разрушения толстых крепостных стен.

По мнению историка Алексея Лобина, по своей конструкции Царь-Пушка и не пушка вовсе, а бомбарда. О чем говорит длина ствола — 3,4 калибра, что является эталонным соотношением для бомбард того времени, в то время как у классической пушки длинна ствола обычно превышает 40 калибров.

Перед пушкой сложены полые чугунные ядра, отлитые в 1835 году. Каждый снаряд весит почти две тонны. Правда, стрелять такими ядрами пушка не в состоянии — из-за их огромного веса пушку, скорее всего бы просто разорвало. Поэтому носят они исключительно декоративную функцию. По расчётам специалистов пушка могла стрелять каменными ядрами весом не более 1 тонны либо картечью.

Стреляла ли царь-пушка хоть раз?

Считается, что царь-пушка никогда не стреляла, а изготовлена была для того, чтобы наводить страх на иностранцев. Она должна была вселять страх во всех врагов, в том числе и предводителей крымских татар.

В 1980-х годах группа реставраторов пришла к выводу, что стрелять пушка никак не могла, о чём говорили наплывы и неровности в стволе, а также отсутствие следов зачистки после отливки орудия. Также не было сделано затравочное отверстие.

Есть и другая версия согласно которой, в канале пушки обнаружились частицы пороха, а значит, из бомбарды всё-таки стреляли как минимум один раз.

Оформление

Бомбарда и лафет декорирован литыми узорами и орнаментами. На стволе по бокам установлены крепления для транспортировки. С правой стороны изображен сидящий верхом на коне князь Федор Иванович. На голове у него корона, а сверху имеется надпись, описывающая личность правителя. Бытует мнение, что благодаря изображению Федора Ивановича, легендарная Царь-пушка получила такое название. Другая версия утверждает, что название у орудия связано исключительно с его большими размерами.

Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись: «Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».

Копии Царь-пушки

Царь-пушка на протяжении всех лет своего существования влюбляла в себя многих литейщиков. В 2001 году в Удмуртии изготовили точную копию орудия. Вес его составил 42 тонны, а вес ядра — 1,2 тонн. Копию эту торжественно подарили Донецку (Украина).

Есть и в Перми копия Царь-пушки. Орудие это относится к категории боевых. Его активно испытывали. Поэтому было сделано больше 300 выстрелов ядрами, а также бомбами, дальность полета которых составляла 1,5 км. Пермская Царь-пушка изготовлялась для Кронштадта, чтобы со стороны морской части надежно защищать северную столицу нашей страны.

Копии Царь-пушки и названные в ее честь памятники также есть в Йошкар-Оле и Ижевске.

Андрей Лошак – биография

Будущий журналист йАндрей Борисович Лошак родился в конце ноября 1972 года в Москве. Семья мальчика была творческой – папа и мама занимались художественной графикой, дядя был журналистом и редактором «Московских новостей», стратегическим директором культового издания «Коммерсант», а тетя возглавляла музей имени Пушкина.

Сам Андрей уверен, что именно такое творческое окружение повлияло и на то, как сложилось его мировоззрение, и на его выбор профессии. Еще в школьные годы он пробовал себя в другом направлении – работал на речном транспорте, но этот путь его не привлек. После окончания средней школы, не раздумывая, Андрей Лошак принял решение поступить на факультет журналистики МГУ. Он мечтал стать пишущим журналистом, газетчиком, но судьба распорядилась иначе – его стезей стало телевидение и кино.

Вуз Андрей окончил в 1996 году, а карьеру начал раньше – в 1995. Начинал он с должности простого администратора, но очень быстро вырос в шеф-редактора популярнейшей передачи на крупном российском телеканале.

Личная жизнь журналиста Андрея Лошака

Сам Андрей в своих интервью говорит, что он «женат на профессии», но и опыт других личных отношений у него был. Лошак был женат на своей родственнице – троюродной сестре Анжеле Боскис. Брак продлился 14 лет – с 1990 по 2004 год, но в итоге распался.

Вместе с Анжелой они работали на телевидении, выпускали ток-шоу «Про это». После того, как их семья распалась, разошлись и профессиональные пути бывших супругов. Сейчас Анжела Боскис, в прошлом Лошак, возглавляет креативный отдел детского российского телевизионного канала.

О новых романах журналиста Андрея Лошака или его намерении жениться вновь неизвестно ничего. Он закрыт в этом плане для коллег, не дает интервью личного характера, гораздо охотнее обсуждает профессиональные и творческие планы. И это его право – защищать личное простраснтво от чужих глах, ушей и языка. 

Гордость артиллерийской коллекции

Царь-пушка расположена на лафете из чугуна, выполняющем декоративную функцию. Саму пушку отливали из бронзы. Рядом лежат декоративные ядра из чугуна. С правой стороны пушки изображен Федор Иванович на коне. На голове у князя корона, а в руках он держит скипетр. Рядом с изображением написано, что это Великий Князь Федор Иванович, являющийся Государем-самодержцем Великой России. Считается, что название пушка могла получить благодаря изображению князя. Кроме царь-пушки, можно встретить другое название – «Дробовик Российский». Такое название связано с тем, что орудие отливали специально для стрельбы дробом, так называемой картечью.

На левой стороне пушки написано, что ее автором является «литец Ондрей Чохов». Ствол орудия декорирован красивейшим орнаментом. Отдельного внимания заслуживает лафет. Чтобы подчеркнуть высокий статус орудия, литейщики изобразили царя зверей – льва. Лафет покрыт незаурядным переплетением растений, среди которых символическое изображение льва, борющегося со змеей. Спицы больших колес выполнены в виде переплетающихся листьев.

Пушка поражает своими размерами:

  • Длина – 500 см;
  • Диаметр ствола – 120см;
  • Калибр – 890 мм;
  • Масса – почти 40 т.

Для перемещения пушки использовали силу 200 лошадей. По мнению некоторых специалистов, это громадное орудие никогда не стреляло. А изготовлено оно было исключительно для того, чтоб лишь напугать чужеземцев, в частности крымского хана.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий