АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)
Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы — все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.
Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
Трудовому подвигу народа — строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, ГТГ). Ее героиня — женщина- труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.
А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.
Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.
Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).
В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. — панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.
«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хочет видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю» — так сам художник определил цель своего творчества. И этому он неуклонно следовал всю свою жизнь.
Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР,
A. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича,
B. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.
Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».
Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…
Сбитый ас. 1943.
“Парашютный десант на Днепре”, 1944
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: “Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…” Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно
Оборона Севастополя. 1942.
«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. Если в ней нет позы, аффектации, то есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя. Это, как говорят практичные художники, «выигрышные моменты» для картины. Таких «выигрышных» ситуаций будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства». «Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце. Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается
Важно постоянно работать, возможно чаще писать, рисовать». А.А.Дейнека
Художник Александр Александрович Дейнека: биография и творчество
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.
После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.
После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.
В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.
В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.
Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».
В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.
После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.
Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.
Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
Живопись 1930 – 1939 гг
Крымский пейзаж1930 г
Мальчики, выбегающие из воды1930 – 1935 г
Пляж1930 – 1940 г
Поезд прошел. Из поезда.1930 г
Дорога на юг1930 г
На балконе1931 г
Наемник интервентов1931 г
Кросс1931 г
Пейзаж1931 г
Пейзаж с поездом1931 г
Теннис1931 г
Бега1931 г
Кросс.1931 г
Бомбовоз1932 г
Футболист1932 г
Игра в мяч1932 г
Кто кого?1932 г
Мать1932 г
Полдень1932 г
Севастополь. Вечер1932 г
Спящий мальчик с васильками1932 г
В воздухе1932 г
Кросс1932 г
Гражданская авиация. Панно для фабрики кухни.1932 г
Утренняя зарядка.1932 г
Подмосковье1932 г
Женский портрет1932 г
Коммунисты на допросе (В штабе белых)1933 г
Купающиеся девушки1933 г
Ночной пейзаж1933 г
Отдыхающие дети1933 г
Пирс1933 г
Сухие листья1933 г
Девочка у окна. Зима1933 г
Безработные в Берлине1933 г
Вечер. Ужгород1933 г
Из окна.1933 г
Подмосковный пейзаж.1933 г
Сельский пейзаж с коровами.1933 г
Солнечный день.1933 г
Утро.1933 г
Бегуны1934 г
Колхозное собрание1934 г
Крымские пионеры1934 г
Осень. Водопой1934 г
Парашютист над морем1934 г
Пейзаж со стадом1934 г
Пионер1934 г
Вратарь1934 г
Этюд с гидропланами1934 г
Вечер1934 г
Этюд с жеребятами1934 г
Совхоз. Новые дома1934 г
Деревня1934 г
Севастополь. Водная станция Динамо1934 г
Севастополь. Порт1934 г
Севастополь. У мола1934 г
Балаклава1934 г
Гидропланы.1934 г
Крестьянское восстание.1934 г
Портрет девушки с книгой.1934 г
Физкультурники1934 г
Танец1934 г
Два класса1934 г
Американский пейзаж1935 г
Донбасс. Обеденный перерыв1935 г
Дорога в Маунт-Вернон1935 г
Итальянский мотив1935 г
Колхозница на велосипеде1935 г
Монахи1935 г
Негритянский концерт1935 г
Нью-Йорк1935 г
Нью-Йорк1935 г
Ночь (фрагмент)1935 г
Парижанка1935 г
Париж набережная Сены1935 г
Париж. В кафе1935 г
Парк1935 г
Филадельфия1935 г
Филадельфия. Старая площадь1935 г
Портрет С.И.Л.1935 г
Рим. Переулочек1935 г
Скука1935 г
Танцоры в Гарлеме1935 г
Улица в Риме1935 г
Вашингтон. Капитолий1935 г
Тюильри1935 г
У воды1935 г
Натюрморт с дичью1935 г
Юноша-негр1935 г
Нью-Йорк1935 г
Нью-Йорк. Центральный Парк1935 г
Филадельфия1935 г
Американка1935 г
Париж. Площадь согласия1935 г
Сен-Жермен1935 г
Букинисты. Набережная Сены у Лувра1935 г
Итальянские рабочие на велосипедах1935 г
Итальянские рабочие. Завтрак1935 г
Стадион в Риме1935 г
Площадь в Риме1935 г
Парк1935 г
Рим. Площадь Испании.1935 г
Севастополь. 1935 г
Отец и сын в парке1935 г
Женский портрет1935 г
Бейсбол1935 г
Портрет С.И. Лычевой1935 г
Герои первой пятилетки1936 г
Натурщица1936 г
Портрет С.И.Л.1936 г
“Шесть монахинь”1936 г
Бегунья1936 г
Будущие летчики1937 г
На женском собрании1937 г
Портрет Шервинской1937 г
Стахановцы1937 г
Спор о меже (часть 1, 2).1937 г
Эскиз росписи потолка1937 г
Краснокрылый гигант1938 г
Ленин на прогулке с детьми1938 г
Портрет И. Ширвинской1938 г
Студентка1938 г
Женщина в красном1939 г
Окно в мастерской1939 г
Восстание 1905 года. Эскиз росписи для ВСХВ1939 г
Два класса. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г
Разгром барской усадьбы. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г
Никитка – первый русский летун. 1940.
где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского “авиатора”. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом
“Сутки советского неба”
(на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена “Маяковская”, всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной, и лишь в 1943 году откроется станция “Новокузнецкая” с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей.
В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно
“Знатные люди Страны Советов”
приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.
А в 1939 архитектурный проект станции “Маяковская” (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции “Метрокомната”) берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.
В 1941 году Дейнека создаёт картину “Левый марш”, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта
На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.
“Паровой молот на Коломенском заводе”, 1925
“Рабочий и крестьянин”
“Футбол”
“Спортплощадка. У финиша”, 1927
Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, “снайперское” искусство – вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время “более графическое, чем живописное”. В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт “своей любимой вещью” – полотно “Оборона Петрограда” с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем.
Новые горизонты.
В том же году Дейнека уходит из “Общества станковистов” вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи – плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: “Я думал, что ОСТ – это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в “Октябрь”. Нельзя сказать, что его надежды оправдались – новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в “Октябре” Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал “Даёшь”, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из “Безбожника”. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ
↑ Направление, стиль и тематика произведений
В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.
А.Дайнека. картина Полдень фото
В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».
А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото
Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».
Этот день в курской истории
1878 г. открыта земская школа в селе Елизаветовка Рыльского уезда (ныне Глушковского района) Курской губернии.
* * *
1894 г. родился Лев Николаевич Соловьёв – археолог, музейный работник, уроженец села Медвенка Обоянского уезда курской губернии (ныне Медвенский район Курской области).
* * *
1901 г. пущена электростанция постоянного освещения на берегу реки Тускарь в Курске.
* * *
1908 г. открыта библиотека имени Е.Л. Маркова (ныне МРУК «Щигровская межпоселковая районная библиотека»).
* * *
1951 г. создан Курский областной комитет добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- А. А. Дейнека: . — M., 1935;
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. — Л. 1937;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов: . — М.: ГТГ, 1944;
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- А. А. Дейнека: . — M., 1957;
- Konečny D., A. Dejneka. — Praha, 1961;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — С. 4.
Почтовая марка России, 2017 года, из серии «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Футбол в искусстве». На марке помещена репродукция картины А.А. Дейнеки «Футбол» (1928 год).
А. А. Дейнека: . — M., 1969;- Дейнека А. Жизнь, искусство, время. — М., 1974;
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
- А. А. Дейнека: . — M., 1980;
- Сысоев В. П. А. Дейнека. — Л., 1982;
- Ненарокомова И. «Люблю большие планы…»: Художник Александр Дейнека. — М., 1987;
- А. А. Дейнека: . — M., 1989;
- А. А. Дейнека: . — M., 2001;
- Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
- Дейнека. Графика. — М.: Интерроса, 2009;
- Якимович А. Дейнека и другие: свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76—85;
- Дейнека. Живопись. — М.: Интерроса, 2010;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура: ,/ Тексты И. Вакар, И. Лейтес, Л. Бедретдинова, Е. Воронович, К. Кэр. — M.: ГТГ, 2010;
- Воронович Е. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — № 8. — С. 11—15;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
- Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. — № 3. Сентябрь. — М., 2011. — С. 28—37;
- Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. — М.: Интерроса, 2012;
- ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
- EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012;
- Воронович Е. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. — М., 2017.
Сегодня по календарю
1848 г. Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сослан в Вятскую губернию.
1945 г. Партизанами схвачен и расстрелян Бенито Муссолини – фашистский диктатор Италии.
1947 г. Отправился в путешествие на плоту «Кон-Тики» норвежский этнограф Тур Хейердал. Целью его путешествия было намерение подтвердить свою гипотезу о возможности первоначального заселения Полинезии из Южной Америки.
1988 г. М.С. Горбачев на встрече с Патриархом объявил о возвращении церкви культовых зданий.
Родились:
1902 г. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902-1969) – советская детская писательница, написавшая трилогию «Васек Трубачев и его товарищи».
1906 г. Курт Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.
1916 г. Феруччо Ламборджини – итальянский промышленник, основатель компании, производящей самые дорогие автомобили в мире.
1924 г. Донатас Банионис – советский и литовский актёр театра и кино, режиссер, Народный артист СССР («Мёртвый сезон», «Король Лир», «Солярис», «Бетховен – дни жизни», «Приключения принца Флоризеля»).
1932 г. Юрий Витальевич Волынцев – актёр театра и кино, народный артист РСФСР (пан Спортсмен в телепередаче «Кабачок 13 стульев»).
Тридцатые годы
Творческие силы активно ищут выхода. Они просто выплескиваются на полотна
В это время окончательно складывается монументальный стиль художника, который окрашивается глубоким лиризмом, человечностью и вниманием к своим моделям
Вершиной явилась картина «Мать» (1932). Прекрасна и благородна материнская душа. Велика ее нежность к своему доверчиво лежащему на ее плече ребенку. Это поистине советская мадонна. Композиция полотна асимметрична, а колорит предельно сдержан, гармоничен и выразителен. Чуть позже будет писать Александр Дейнека картины, наполненные светом и солнцем.
Лирика на полотнах этого периода
Совершенно беззащитный образ мальчугана, который заснул и свернулся клубочком рядом с вазой с васильками. Это совсем другой Дейнека Александр, полный нежности к беспомощному ребенку. «Крымские пионеры» (1934) – это тоже светлое безоблачное детство, которое напоено у подростков ароматами моря. Ярчайшее солнце обесцветило все краски, оставив одну – радость и полноту жизни.
Глаза мальчиков на полотне светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих. В те годы Дейнека Александр создает много произведений, связанных с утверждением здорового образа жизни, который приведет к созданию совершенного человека. В 1935 году написана «Парижанка».
Как всегда, цветовое решение лаконично, и все работает на создание поэтичного образа молодой изящной женщины. Ее наряд и шляпка изысканно просты. Тронуты алой помадой губы, в глубокие тени погружены глаза. Модель задумалась и не обращает внимания на то, какой эффект она производит. Ей это сейчас безразлично. Эта одухотворенная молодая женщина полна душевной чистоты.
Примечания
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118524380 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
- ↑ 123 Дейнека Александр Александрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
https://wikidata.org/Track:Q17378135″>
- SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
- Берлинская академия художеств — 1993. https://wikidata.org/Track:Q414110″>https://wikidata.org/Track:P4114″>
- Могила А. А. Дейнеки на Новодевичьем кладбище
- Художник недели: Александр Дейнека (неопр.) . artinvestment.ru (30.07.2013). Дата обращения 22 января 2014.
- Эротика кисти Дейнеки бьет рекорды — BBC Русская служба (рус.). BBC Русская служба. Дата обращения 13 октября 2020.
- Юлия Логинова. «Возвращение Дейнеки». // Независимая газета. 21.04.2001 г.
- Денисов М. Е. А. Дейнеки» Архивная копия от 6 февраля 2020 на Wayback Machine // deinekagallery.ru, 2007.
- База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (9514) (англ.)