Модест Мусоргский фото

«Могучая кучка»

Мусоргский, как композитор, много трудится, знакомится и сближается с другими музыкальными деятелями. Обучение у Балакирева М. А. приводит его в состав «Могучей кучки» — содружества российских композиторов тех времён. Это событие являлось для композитора одним из самых важных в жизни. Модест Мусоргский пишет аранжировки, пьесы, сонаты и свою первую оперу, стараясь наделить их нетрадиционным драматизмом. Это приносит ему известность, а также приводит к распаду «Могучей кучки» в дальнейшем.

Модест Петрович Мусоргский является третьим по воспроизведению оперным русским композитором. Его «Бориса Годунова» играют в мировых театрах гораздо чаще, чем некоторые оперы Пуччини или Вагнера.

В середине 1870-х годов композитор работает сразу над двумя произведениями: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Но увлечение алкоголем вызвало у него проблемы со здоровьем, а также стало причиной трудного финансового положения. Он был на грани нищеты.

Мусоргский, будучи успешным и известным композитором, был одиноким человеком. За всю жизнь он ни разу не был женат и не имел детей. По некоторой информации, будучи молодым, Модест Петрович жил с одной певицей, но позже она сбежала от него к другому мужчине. Также некоторые рассказы его современников сообщают о том, что композитор был влюблён в Надежду Опочинину и посвящал ей многие композиции. Однако этим фактам нет никакого подтверждения. В 1881 году за неуплату Мусоргского выселили из съемной квартиры, откуда он попал в госпиталь. Модест Петрович скончался там утром 16 марта того же года.

Фортепианное произведение

В творчестве Мусоргского, помимо вокального жанра широко, представлена фортепианная музыка.

В 1874 году на свет рождается цикл “Картинки с выставки” Мусоргского. Толчком для написания работы явилась выставка художника Гартмана по инициативе Стасова (музыкального критика), которая произвела на Модеста большое впечатление.

Цикл состоит из 10 картин, чередующих реальность с выдуманными фантазиями и фигурами прошлого.

Интересный факт: все номера связаны между собой лейтмотивом (музыкальной темой), который ассоциируется с ощущением прогулки. Таким образом Мусоргский проводит аналогию с путешествием по галерее. Подобное сравнение является уникальным в своем роде. Каждому номеру дано индивидуальное название (на латинском и русском языках), как в живописи художественным картинам.

“Картинки с выставки” Мусоргского имеют десятки оркестровых аранжировок и фортепианных записей, а также присутствуют и в некоторых экранизациях, например студии “Союзмультфильм”.

Петербург, годы обучения в школе

Для детей обучение было организовано дома, а когда Модесту исполнилось 10 лет, его родители переехали в Петербург и определили сыновей в частную школу «Петришуле», так как в военное училище принимали только с 13 лет. Преподавание велось на немецком языке. Здесь были очень строгие порядки, но учиться Модесту нравилось, в школе давали обширные знания детям.

В биографии Мусоргского кратко стоит отметить один важный момент, который позволил ему познакомиться с произведениями великих композиторов и стать отличным музыкантом. Это уроки игры на фортепиано у известного преподавателя Антона Горке, много сделавшего, чтобы Модест стал отличным пианистом, хотя таланта будущего композитора не заметил. Он занимался с ним только игрой на фортепиано, которую оттачивал в своих учениках до блеска. Теорию музыки и композицию он Модесту не преподавал, зато видел в нем гениального пианиста, включал его в концерты. В одном из них, проходившем в модном салоне Рюминой, он представил его как вундеркинда. Его игра имела большой успех.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Популярные биографии

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Военный, Деятель, Полководец

  • Писатель

  • Активист/Реформатор, Писатель

  • Военный, Деятель, Полководец

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Художник

  • Писатель

  • Биологические науки, Писатель

  • Активист/Реформатор, Писатель, Художник

  • Деятель, Министр, Президент

  • Композитор, Музыкант

  • Деятель, Писатель

  • Писатель

  • Военный, Деятель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Композитор, Музыкант

  • Деятель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Архитектор, Биологические науки, Гуманитарные науки, Изобретатель, Математик, Писатель, Физик, Художник

  • Композитор, Музыкант

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель, Путешественник

  • Писатель

  • Композитор

  • Активист/Реформатор, Военный, Деятель, Полководец

  • Писатель

  • Писатель, Физик, Художник

  • Писатель

  • Деятель, Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Военный, Деятель, Царь

  • Композитор, Музыкант

  • Писатель

  • Писатель

  • Деятель, Писатель

  • Композитор, Музыкант

  • Писатель

  • Писатель

  • Писатель

  • Путешественник

  • Композитор

  • Композитор

  • Путешественник

Почему биографии великих людей остаются интересны потомкам и поклонникам даже спустя сотни лет после их рождения? Ответ прост – жизнеописание известных ученых, писателей, актеров, художников либо полководцев позволяет узнать их как личность, понять причины и предпосылки переломных моментов в их судьбе.

На нашем сайте представлены полные и краткие биографии великих людей – известных деятелей, живших в Древнем мире, Средневековье, в эпоху Возрождения и Нового времени, а также наших современников. Удобная навигация позволяет с легкостью найти жизнеописание интересного вам деятеля, просто выбрав соответствующий тематический раздел. На странице с персоналиями находится портрет либо фото и биография знаменитости, приведенная в полном варианте, а также кратко.

Модест Петрович Мусоргский. Новации в русской классической музыке XIX века

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Псковской губернии в селе Карево. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство мальчика прошло в родовом поместье в атмосфере крестьянского быта. По словам самого Мусоргского, время, проведенное среди простых русских людей, стало для него движущей силой будущих музыкальных импровизаций.

Как было принято среди дворян того времени, Модест вместе со своим братом Филаретом начальное образование получили дома. Музыкальный талант Мусоргского открылся в раннем детстве. И отец, и мать всячески поощряли занятия музыкой, но о будущем Модеста как музыканта никто не помышлял.

В 1849 году, по семейной традиции, десятилетнего мальчика отвезли в Петербург на учебу в Петропавловскую школу, а затем в Гвардейское училище подпрапорщиков.

Во время учебы Мусоргский был позитивно оценен императором. Вкупе с высоким дворянским происхождением перед юношей открывались блестящие перспективы военной карьеры.

И действительно, по окончании учебы в 1856 году Модест Петрович Мусоргский прибыл на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Но знакомство с Кюи, Балакиревым, Даргомыжским, Тургеневым, Писемским и другими талантливыми людьми поменяли мировоззрение юноши. В 1858 году молодой офицер уходит в отставку, чтобы всецело отдаться музыкальному искусству.

Страстное увлечение музыкой

Творчество Мусоргского развивается бурно. Он изучает теорию музыкального искусства, много читает, размышляет. Под руководством Балакирева композитор анализирует гармонию, читает партитуры для оркестра, играет произведения Бетховена, Шумана, Листа, Берлиоза.

В короткий промежуток времени Мусоргский добивается виртуозного исполнения на фортепиано. Имея хорошо поставленный баритон, с большим удовольствием выступает на музыкальных вечерах. В 1852 году публике была представлена первая фортепианная пьеса композитора – полька «Подпрапорщик».

Бурная творческая деятельность Модеста Петровича была сопряжена с нервными срывами и кризисами. Новые произведения открывали горизонты, в то же время многие из них оставались незавершенными. Это и оперы «Эдип» (по трагедии Софокла), «Саламбо» (по роману Гюстава Флобера), «Женитьба» (по сюжету пьесы Николая гоголя) и ряд других сочинений.

Наиболее известными произведениями Мусоргского считаются:

  • опера «Борис Годунов» на сюжет одноименной драмы А.С. Пушкина (1868-1872);
  • опера «Хованщина», посвященная жизни простого русского народа (1873-1880, не окончена);
  • комическая опера «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Н.В. Гоголя (1874-1880, не окончена);
  • цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874);
  • сборники сочинений для голоса с фортепиано, в том числе «Юные годы», «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877):
  • более ста песен и романсов, в основном, по мотивам русского быта и фольклора.

Последние годы жизни Мусоргского

Мусоргский тяжело переживал кризис сообщества «Могучая кучка» и неоднозначное отношение к своему творчеству в академической среде. Это привело композитора в полное уныние, вследствие чего он стал злоупотреблять спиртным.

На помощь Модесту Петровичу всегда приходили друзья – композиторы. Светлым лучиком на закате жизни композитора стали гастроли по югу России, устроенные подругой Мусоргского – оперной певицей Дарьей Михайловной Леоновой. Этот вояж принес композитору моральную и финансовую поддержку.

После очередного серьезного приступа в феврале 1881 года Мусоргский был помещен в один из петербургских госпиталей. Лечение не принесло результатов, и в марте великий композитор скончался. Одним из последних, кто посетил его в госпитале, был русский художник Илья Репин, написавший единственный прижизненный портрет Модеста Петровича Мусоргского.

Мусоргский. Картинки с выставки. Святослав Рихтер (1956)

Musorgsky Boris Godunov Coronation Scene

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Биография Мусоргского: последние годы жизни

В 1870-х годах наметился развал знаменитой «Могучей кучки». Разница во взглядах на музыку и ее развитие привела к тому, что общество почти распалось и трансформировалось. Модест Петрович болезненно переживал это событие, считал прочих членов музыкальными конформистами, малодушными и безнадежными, изменившими великой русской идее. Мусоргский считал, что другие композиторы недальновидны, что они не создают ничего ценного, ничего нового, а лишь переписывают то, что уже давно создано и озвучено.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского наступила темная полоса. Его творчество неизменно встречало непонимание критиков, зрителей и официальных лиц. Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями — членами «Могучей кучки» Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями.

Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение. Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы.

В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из «лесного ведомства» и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. М., взяла Модеста Петровича с собой на гастроли по южным регионам. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом. Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание.

Детство

Детские годы – это самое счастливое время в жизни Модеста Мусоргского. Он появился на свет в 1839 году в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии, в семье Петра Алексеевича и Юлии Ивановны Мусоргских. У них родилось четыре сына. Модест был последним, самым младшим. Два старших умерли в детстве. Поэтому Филарет стал единственным братом для маленького Моди.

Петр Алексеевич не отягощал себя заботами. Отслужив в сенате 8 лет, он в должности коллежского советника вышел в отставку, женился и поселился в имении, ничем себя не утруждая. Он почивал гостей, вел вольный образ жизни, потихоньку закладывая по частям имение.

Юлия Ивановна была также из знатного рода, одним из ее родственников был М. И. Кутузов. Она воспитывалась в пансионе благородных девиц и поэтому говорила по-французски, любила музыку и хорошо играла на фортепиано. Юлия Ивановна мечтала, чтобы ее сыновья стали военными.

Мать занимала самое важное место в жизни сына, так как именно она, помимо того что обожала своих мальчиков, первая заметила его способности и стала учить маленького Модеста основам музыки. Он быстро освоил игру по нотам, мог исполнить любое произведение на фортепиано по слуху

Модя все усваивал с такой легкостью, что родители, чтобы обучать его музыке дальше, пригласили в дом преподавательницу немку. Она занималась с детьми немецким языком и музыкальной грамотой.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Самые известные произведения:

  • опера «Борис Годунов»;
  • опера «Хованщина»;
  • опера «Сорочинская ярмарка»;
  • песня «Где ты, звездочка?»;
  • романс «Много есть у меня теремов и садов»;
  • романс «Что вам слова любви»;
  • колыбельная «Спи, усни, крестьянский сын».

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий