Гончаров Иван Александрович

Детство и юность

Будущий классик появился на свет летом, 6 июня 1812 года, в Симбирске. В семье уже воспитывался старший сын Николай. Родители ребенка – Александр Иванович и Авдотья Матвеевна — принадлежали к купеческому сословию. Через несколько лет после рождения Ивана в семье Гончаровых появились две дочки. Гончаров с теплом вспоминал детские годы в автобиографических очерках.

Иван Гончаров в детстве

Когда ребенку исполнилось семь лет, ушел из жизни отец Александр Иванович. Тогда воспитанием маленького Ивана занялся Николай Николаевич Трегубов – крестный мальчика. Он заменил Ивану отца. И хотя семейство потеряло кормильца, у Авдотьи Матвеевны хватало средств, чтобы не ущемлять образование детей.

Первым учителем для ребенка стал Трегубов. Затем Ивана отправили в частный пансионат. В возрасте десяти лет мальчика передали в училище, где уже находился брат. Там Гончаров пробыл до восемнадцати лет, хотя учеба будущему писателю не нравилась. Имя Ивана Александровича часто красовалось на «красной доске». В те годы у юноши пробудилась любовь к литературе и сочинительству. Он уделял много времени чтению книг.

Дом Гончаровых в Симбирске

Примером для подражания Гончаров считал поэта Александра Сергеевича Пушкина. Роман «Евгений Онегин» стал для Ивана настоящим откровением. Почтение к Пушкину литератор пронес через всю жизнь. Однажды Гончарову посчастливилось увидеться с кумиром. Встреча оставила радужные воспоминания.

В 1830 году Гончарова исключили из списка пансионеров по желанию матери. Любимое дело привело будущего творца к желанию получить образование в Московском университете. В 1831 году Иван Александрович сдал вступительные экзамены и стал студентом вуза. Три года в стенах заведения привнесли значимый вклад в биографию писателя. В одно время с молодым человеком в университете получали знания Михаил Лермонтов, Константин Аксаков, Виссарион Белинский, Иван Тургенев.

Иван Гончаров в молодости

В 1834 году учеба осталась позади, и Гончаров поехал в Симбирск, чтобы повидаться с мамой и сестрами. Молодой человек еще во время учебы решил, что не останется в родном скучном городе. Литератора влекла столичная жизнь. Но по приезде в родные пенаты Ивану Александровичу предложили должность секретаря. Он подумал и согласился.

Однако работа оказалась настолько скучной, что спустя одиннадцать месяцев Гончаров отправился в Санкт-Петербург, где устроился переводчиком переписки с иностранных языков. Дело оказалось необременительным и оставляло время на сочинительство. Тогда же Гончаров вошел в семью Николая Аполлоновича Майкова. Он обучал сыновей живописца латинскому языку и русской словесности. Поместье Майковых считалось культурным очагом Северной Пальмиры. Здесь Иван Александрович окунулся в мир богемы.

Лучшие друзья становятся преследователями

Обратимся снова к письмам Гончарова, в одном из них он пишет: «Около меня раскинуты какие-то тенета, в которые меня ловят, как зайца, и травят собаками. И затравят – Вы увидите. И все же я буду правее многих».

Мы видим, как разворачивается типичная картина бреда преследования с сопутствующими такому бреду защитными действиями. Поэтому Гончаров прячет от «врагов» рукопись, обертывая ее «синей бумагой», запечатывая и укладывая на дно чемодана.

Постепенно лучшие друзья становятся сообщниками преследователей. Гончаров пишет в произведении «Необыкновенная история»: «Так, например, я видел, что за мной следят и на улицах – и угадывал, кто именно, хотя эти личности употребляли такой маневр, что будто им до меня дела нет. Но мне стоило только обернуться, и я всегда узнавал того, кто следит».

Параноидная шизофрения у Гончарова развивается классическим образом. Присутствует начальный период, который носит затяжной характер и похож на клинику вялотекущей шизофрении. В возрасте 45 лет возникает первый аффективно-бредовой приступ с характерными для шизофрении синдромами: паранойяльный синдром протекает с постепенным расширением круга действующих лиц, а бредовые переживания усложняются в динамике и на пике активности переходят в параноидный синдром.

Смерть

В последние годы жизни писателя одолевала депрессия. Он ощущал себя одиноким и беспомощным. Одно время хотел сесть за новый роман, но бросил затею, так как сочинял медленно. Гончаров продолжал выпускать критические статьи к книгам.


Иван Гончаров на смертном одре

12 сентября 1891 года писатель простудился. Болезнь развивалась стремительно и спустя три дня литератор умер от воспаления легких. Наследство Иван Александрович завещал семье слуги.

В честь классика названы улицы в Москве, Пензе, Саранске, Чебоксарах, Симферополе и других городах. В Ульяновске и Димитровграде литератору поставили памятники, а в Марианске-Лазне установили мемориальную доску. Именем критика названы музеи, сквер, библиотека, театр и праздник. Учреждена премия по литературе имени Гончарова.


Памятник Ивану Гончарову в Ульяновске

В 2012 году выпущена монета с портретом Гончарова в честь 200-летия писателя. Тираж составил 5000 экземпляров.

В 2012 году вышла манга под названием «Великий из бродячих псов». Один из героев комикса носит имя Иван Гончаров. На фото персонаж изображен с длинными светлыми волосами до пояса, узкими глазами, курносым носом и большим ртом. Верхнюю часть головы покрывают бинты. У Ивана присутствует суперспособность «Обрыв».

Начало творчества

Гончаров

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства.
40-е годы — начало рассвета творчества Гончарова. Это была важная пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман «Обыкновенная история»

Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:

В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни».
Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Первые произведения писателя

Постоянные сотрудники журнала «Современник», верхний ряд: Лев Толстой, Дмитрий Григорович, нижний ряд: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. 1856. Фотография: Сергей Левицкий / photochronograph.ru

В 1834 году Иван Гончаров окончил университет и вернулся в Симбирск. Он хотел пожить несколько месяцев у родственников, а затем уехать в Москву. Но по рекомендации Трегубова писатель остался в родном городе и вскоре стал секретарем симбирского губернатора Александра Загряжского. Работу Гончаров называл «скучной»: он встречался с другими чиновниками, разбирал документы. Писатель вспоминал: «Я чувствовал, что стал врастать в губернскую почву».

В Симбирске Гончаров прожил около года, а затем уехал в Петербург. Там он устроился переводчиком иностранной переписки в Министерство финансов. Еще писатель подрабатывал частными уроками латыни и русского языка. Среди его учеников были Аполлон и Валериан Майковы.

На литературных вечерах в доме Майковых Гончаров познакомился с Федором Достоевским, Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым. Встречи с ними вдохновили начинающего прозаика, и он стал сочинять литературные произведения. В журналах «Подснежник» и «Лунные ночи» вышли первые рассказы и очерки писателя, среди которых «Лихая болесть», «Пепиньерка», «Лунные ночи». Тогда же Гончаров попробовал себя в поэзии. Он опубликовал стихи «Тоска и радость», «Весны пора прекрасная минула…», которые позднее включил в роман «Обыкновенная история».

В середине 1840-х Иван Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Николая Гоголя «Старосветские помещики».

Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Николаю Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой… страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»

В 1847 году «Обыкновенную историю» опубликовали в журнале «Современник», а через год она вышла отдельным изданием. Критики писали о таланте Гончарова, его легком слоге.

Литература

  • Барсов Н. Воспоминания о И. А. Гончарове // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. СПб.: Типография А. С. Суворина. 1891. Т. 46. — С. 624—635.
  • ГОНЧАРОВ Иван Александрович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 179—180. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Иван Александрович Гончаров и его сочинения. — Москва: Тип. И. И. Родзевича, 1883. — 223 с., 1 л. портр. — (Литературная «Детская библиотека» , т. 9)
  • И. А. Гончаров. Библиографический указатель (1832—2011) / Сост. А. В. Романова; науч. ред. С. Н. Гуськов; библиогр. ред. А. В. Островская. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2015. — 592 с. — ISBN 978-5-86007-798-0.
  • Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. — М., 1993.
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
  • Некролог // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. СПб.: Типография А. С. Суворина. 1891. Т. 46. — С. 549—552.
  • Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»). // Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX — начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. С. — 454—522. — ISBN 978-5-91304-151-7
  • Труайя Анри. Мильон терзаний» Ивана Александровича Гончарова; . — Москва: Центр книги Рудомино, 2012. — 157, с., л. фот. — ISBN 978-5-7380-0408-7
  • Хозиева С. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М.: Рипол Классик, 2002.

Расцвет творчества

Гончаров

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением — романом «Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Цензор, главный редактор, автор «Обрыва»

Петр Борель. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1864–1869. Изображение: goncharov.spb.ru

После публикации «Обломова» Иван Гончаров начал писать новый роман, «Обрыв». Прозаик задумал его еще в конце 1840-х, во время жизни в Симбирске, и работал над книгой около 20 лет.

Писатель долго прорабатывал образ «светского человека» Бориса Райского. Из-за того, что Райский казался Гончарову «непонятным характером», он постоянно медлил с написанием.

В 1860-х работа над «Обрывом» шла еще медленнее из-за работы Гончарова. В 1860 году писатель стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду русского языка и словесности. А вскоре его назначили редактором правительственной газеты «Северная почта». Гончаров писал своей сестре Александре Кирмаловой: «Работа поглощает меня всего… Равнодушие ко всему делает меня до того прилежным, что министр третьего дня выразил удивление, сказав, что он… ожидал всего, кроме трудолюбия, считая меня за Обломова. <…> Никуда не хожу, ничего не читаю, кроме «Северной почты», а там… читать нечего, да и не нужно. Эта газета не для чтения, а для узнания официальных новостей и кое-каких статистических сведений»</…>.

Продолжал Гончаров работать и как цензор. Другие писатели невзлюбили его за консерватизм. Гончаров запретил несколько статей «Современника» и «Русского слова», потому что они не соответствовали инструкциям цензурного ведомства.

В 1867 году из-за ухудшегося здоровья Иван Гончаров подал в отставку. Это позволило ему вернуться к работе над «Обрывом». Роман он называл «дитя моего сердца» из-за того, что писал произведение слишком долго.

«Обрыв» начали публиковать в «Вестнике Европы» в 1869 году. Гончаров остался недоволен романом, Афанасию Фету он писал: «Я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил».

Критики объединили «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в трилогию. Во всех книгах Гончаров описывал жизнь в Российской империи до Великих реформ Александра II. Однако именно «Обрыв» назвали самым слабым произведениям прозаика. Критики обвиняли книгу в затянутости и неудачной композиции, называли ее несвоевременной и считали, что ее нужно было выпустить еще в 1850-х. Юрист и друг Гончарова Анатолий Кони писал: «Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно, и этим в значительной степени объясняется гораздо меньший успех «Обрыва» сравнительно с двумя первыми его романами: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника».

Краткая биография

  1. В 1830 году он хотел поступить в Московский университет. К сожалению, в Москве свирепствовала эпидемия холеры, поступление пришлось отложить. Через год он поступает на факультет словесности. Вместе с ним там учатся Аксаков, Белинский, Герцен, Лермонтов. В Московском университете создаются кружки вольнодумцев, но будущий писатель совершенно равнодушен к политике. Все свободное время он посвящает чтению.
  2. В 1834 году он оканчивает высшее заведение. Еще во время учебы молодой человек понимает, что хочет жить в большом городе, где кипит духовная и культурная жизнь. Но ему приходиться ехать к матери и сестрам, там Ивану Александровичу предлагают место секретаря канцелярии. Скучная, монотонная жизнь быстро надоедает молодому человеку.
  3. Не прослужив и года, он бросает работу и едет в Петербург. Там поступает на службу в министерство внешней торговли и занимается переводами. Работа переводчиком была необременительна. У будущего писателя оставалось много времени для чтения, самообразования и сочинительства.
  4. Еще учась в университете, он начинает писать. Денег в министерстве платили мало, брать у матери Иван не хотел. Поэтому он устраивается в семью Майковых учителем. Он обучает русскому и латинскому языку Апполона и Валериана.
  5. В это время создаются его первые литературные труды. Это были переводы английских и немецких романов. Именно на них он оттачивает свое мастерство, создает свой стиль написания. У Майковых собираются различные писатели, художники. Здесь, в салонном альманахе, появляются первые произведения Гончарова: «Счастливая ошибка», «Пепиньерка», «Дурно жить на свете?». Друзья высоко оценили сочинения Гончарова. Вскоре он начинает работу над большим романом.
  6. «Обыкновенная история» — это первый его роман. Был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». Писал его автор почти шесть лет. Белинский высоко оценил это произведение, но гонорар был совсем маленький. Писатель продолжает работать переводчиком.
  7. В 1852 году он отправляется в кругосветное путешествие. Сбылась его давнишняя мечта. Плавание длилось более двух лет. В это время был создан очерк «Фрегат «Паллада». Иван Александрович посетил Японию, Англию, Индию, Китай, Африку.
  8. В 1855 году путешествие закончилось. В 1858 году выходит первая публикация «Фрегата «Паллада».
  9. В 1862 году он переходит на работу в газету «Северная почта». Уже в 1865 Гончаров входит в Совет по делам печати.
  10. Наконец, в 1866 его отпускают в отставку. Писатель полностью посвящает себя литературному творчеству.
  11. Он создает знаменитые романы: «Обломов», «Обрыв». «Обломова» он заканчивает в 1868 году. Вначале роман носил название «Художник», но после был переименован. Основным приемом здесь является внутренние монологи героев. Главный герой Илья Ильич – это представитель дворянства, интеллигентный, образованный человек. Однако он ведет праздный образ жизни, далек от реальной практической жизни. Он полностью безволен и безынициативен, хотя у него есть положительные черты: честность и порядочность. «Обломовщина» стала нарицательным названием. Она ассоциируется с ленью и бездельем.
  12. «Обрыв» — это последнее произведение писателя. Писалось оно очень тяжело, о чем говорил сам автор. Главный герой – художник Райский. Он является типичным представителем 19 века, олицетворяет патриархальную Русь. Главная героиня Вера, наоборот, любит свободу, стремится к эмансипации. Она бунтует против пережитков прошлого. После выхода в отставку прозаик живет в один.
  13. В 1891 году он заболевает пневмонией и скоропостижно умирает.
  14. Похоронили писателя в Александро-Невской Лавре.
  15. В 1856 году было произведено перезахоронение на Волковское кладбище.

Детские годы

Самые ранние воспоминания писателя связаны с отчим домом. Он был большим и каменным, имел просторный двор и шикарный сад, походил на целое имение или деревню. Погреба и амбары были заполонены мукой, пшеном и всякой другой провизией для пропитания семьи Гончаровых и их обширной дворни. Весь барский и поместный быт дореформенной России Гончаров познал ещё в детстве, что потом правдиво и ярко отобразил в своих произведениях.

Отец был старше матери более чем на тридцать лет. В 1819 году его не стало. Оставшись одна с четырьмя маленькими детьми, мать для них ничего не жалела. А в воспитании младших Гончаровых ей помогал старый друг семьи, крёстный отец Трегубов Николай Николаевич. Он был моряком в отставке и местным зажиточным помещиком, помимо этого входил в состав масонской ложи. Трегубов принадлежал к людям широко образованным, он увлекался политикой и историей, интересовался науками.

Для будущего писателя Николай Николаевич стал первым наставником и учителем. Он обучал мальчика грамоте, прививал любовь к чтению, литературе и истории, пояснял астрономию, физическую и математическую географию, навигацию и космогонию. Трегубов научил крестника пользоваться навигационными приборами. Иван обожал рассказы наставника о моряках и море, мальчик слушал их жадно, а потом зачитывался книжками о путешественниках.

Несмотря на то, что Николай Николаевич к некоторым явлениям современной жизни относился критически, он был добрейшей души человеком, редким и возвышенным, обладал прекрасным сердцем и природным благородством. Иван ласково называл его «добрым моряком» и был бесконечно благодарен за то, что Трегубов фактически заменил ему родного отца.

Николай Николаевич взял на себя всю заботу о детях Гончаровых, а их матушка помогала ему в хозяйстве и в решении житейских проблем. Их повара, кучера и дворня слились в один общий коллектив, которым и управляла Авдотья Матвеевна. Так что жили они общим двором, в котором материальной частью заведовала строгая, опытная и отличная хозяйка Гончарова, а все интеллектуальные заботы взял на себя Трегубов.

Путешествие на фрегате «Паллада»

В середине XIX века начинается соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской империи и Соединённых Штатов Америки (которые в ту пору принято было называть в России Северо-Американскими Соединёнными Штатами, сокращённо — САСШ). Главным объектом русско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. Прибытие иностранца на японскую землю каралось смертной казнью, и лишь для китайских и голландских кораблей с 1641 года было сделано небольшое исключение — им разрешалось заходить для торговли в порт Нагасаки. И России, и Америке очень хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской — коммодор Мэтью Перри. Русская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений в Северной Америке — на Аляске.

Обе экспедиции увенчались успехом — японцы подписали и с Соединёнными Штатами (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Коммодор Перри, прибывший в Японию в 1853 году со своей эскадрой, запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу — город Эдо (Токио). Адмирал Путятин 10 августа 1853 года прибыл в порт Нагасаки для проведения мирных переговоров, а в 1855 году закрепил налаженные отношения в договоре.

В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина. Перед отправкой Гончарова по Петербургу прошёл слух: «Принц де Лень отправляется в плавание». Так называли Гончарова. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись в 1854 году на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.

Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (—) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Ю. М. Лотман в одной из последних своих статей, обращаясь к этому произведению, писал:

Личная жизнь

У многих талантливых людей жизнь не сложилась по самым разным причинам, и они остались в одиночестве. Личная жизнь Гончарова для исследователей его творчества и многочисленных почитателей является тайной.

Юния Дмитриевна Ефремова

В жизни Ивана Гончарова она заняла важное место. Будущий писатель был очарован ею еще в те времена, когда она носила фамилию Гусятникова

С ней Иван Гончаров познакомился в доме семьи Майковых. Несмотря на хорошие отношения, которые сложились между ними, она выбрала себе в мужья совсем другого человека. Гончаров долгое время писал ей письма, делясь своими мыслями и событиями, происходящими в его жизни. Чужая супруга в те времена могла быть только хорошим другом. Прошло много лет, прежде чем новая встреча вернула писателя к жизни.

Елизавета Васильевна Толстая

В 1855 г

в жизни Ивана Гончарова произошло важное событие. Он познакомился с Елизаветой Васильевной Толстой

Эта встреча произошла в доме Майковых, с которыми он по-прежнему поддерживал дружеские отношения. Эту женщину Гончаров любил трепетно и нежно. Он отсылал ей письма, полные нежности и любви. Впервые за долгие годы у писателя появилась возможность наладить свою личную жизнь и создать семью. Однако и в этот раз ничего не получилось.

В 1857 г. его избранница вышла замуж за Мусина-Пушкина, человека, который еще и являлся ее родственником. В России такие браки не приветствовались. Она даже обратилась за помощью к Гончарову, чтобы он помог ей получить разрешение на свадьбу.

Писатель очень тяжело переживал эту потерю. К этому времени Иван Гончаров имел уже некоторую известность и вес в обществе. По его мнению, он был состоявшимся мужчиной, способным сделать счастливой находящуюся рядом женщину. Ее поступок сильно ударил по самолюбию писателя. За время этого любовного романа им было отправлено 32 письма, которые были опубликованы, несмотря на все возражения писателя. Иван Гончаров просил их уничтожить.

Героинями его книг были яркие запоминающиеся женщины, но критики и исследователи творчества Гончарова сходятся во мнении, что все они являются собирательными образами тех женщин, с которыми пришлось общаться в течение своей жизни писателю. Эти разочарования не могли не оставить следа в душе Гончарова. Он превратился в закоренелого холостяка, т.к. утратил веру в любовь, без которой не видел семейных отношений.

Никто не знает, почему все женщины Гончарова выбирали для семейных отношений других мужчин. Считается, что, несмотря на свою влюбленность, писатель оказывался неспособным любить по-настоящему. Гончаров считал, что сильные чувства отвлекают его, не дают возможности заниматься чем-то более значимым. Пережив свои влюбленности, Гончаров впоследствии относился к ним как к тяжелым болезням. Ко всем разговорам о семье Гончаров относился крайне отрицательно. Для него эта тема стала запретной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий