«Адмирал был политически наивным человеком. Он не понимал сложности политического устройства»
В штабе Сибирской армии. В первом ряду слева направо: командующий Р. Гайда, Колчак, начальник штаба Б. П. Богословский. Екатеринбург. Февраль 1919 года. Накануне генерального наступления. Изображение: wikipedia.org
И, наконец, Гинс даёт оценку личности своего патрона — Верховного Правителя России Александра Васильевича Колчака, признанного всеми лидерами Белого движения. Личность, без сомнения, трагическая. Главным и самым опасным противником советской власти он стал волею случая: был выбран в Совете министров большинством голосов.
И победившая советская власть обошлась со своим врагом жестоко: сначала без суда и следствия расстреляла и сбросила в прорубь. А потом на семь десятков лет предала его образ демонизации, извращению и шельмованию. Дошло до того, что в сибирских сёлах Колчаками стали кликать собак. С падением советского строя пришла другая крайность: адмирал был объявлен рыцарем без страха и упрёка — валом пошли хвалебные публикации, телепередачи, фильмы и церковные панихиды. Были установлены мемориальные доски (в Екатеринбурге, Москве, Омске, Санкт-Петербурге…) и даже памятники (Иркутске, алтайском райцентре Шипунове…). Понятно, что обе чёрно-белые оценки тенденциозны и односторонни.
«За эту поездку я впервые получил возможность ближе узнать адмирала. Что это за человек, которому выпала такая исключительная роль? Он добр и в то же время суров; отзывчив — и в то же время стесняется человеческих чувств, скрывает мягкость души напускною суровостью. Он проявляет нетерпеливость, упрямство, выходит из себя, грозит — и потом остывает, делается уступчивым, разводит безнадёжно руками. Он рвётся к народу, к солдатам, а когда видит их, не знает, что им сказать.
Десять дней мы провели на одном пароходе, в близком соседстве по каютам и за общим столом кают-кампании. Я видел, с каким удовольствием уходил адмирал к себе в каюту читать книги, и я понял, что он прежде всего моряк по привычкам. Вождь армии и вождь флота — люди совершенно различные. Бонапарт не может появиться среди моряков.
Корабль воспитывает привычку к комфорту и уединению каюты. В каюте рождаются мысли, составляются планы, вынашиваются решения, обогащаются знания. Адмирал командует флотом из каюты, не чувствуя людей, играя кораблями…
Что же читал адмирал? Он взял с собою много книг. Я заметил среди них «Исторический вестник». Он читал его, по-видимому, с увлечением. Но особенно занимали его в эту поездку «Протоколы сионских мудрецов». Ими он прямо зачитывался…
Ещё одна черта обнаруживалась… Адмирал был политически наивным человеком. Он не понимал сложности политического устройства, роли политических партий, игры честолюбий как факторов государственной жизни. Ему было совершенно недоступно и чуждо соотношение отдельных органов управления, и потому он вносил в их деятельность сумбур и путаницу… Увы! Приходится сказать, что не было у нас и Верховного Правителя. Адмирал был, по своему положению, головою государственной власти. В ней всё объединялось, всё сходилось, но оттуда не шло по всем направлениям единой руководящей воли. Голова воспринимала, соглашалась или отрицала, иногда диктовала своё, но никогда она не жила одной общей жизнью со всем организмом, не служила его единым мозгом.
Но если адмирал был неудачным полковником и политиком, то зато как обладатель морских и технических знаний он был выдающимся. В своей специальной области он обнаруживал редкое богатство эрудиции. Он весь преображался, когда речь заходила о знакомых ему вопросах, и говорил много и увлекательно. Как собеседник он был обаятелен. Много юмора, наблюдательности, огромный и разнообразный запас впечатлений — всё сверкало, искрилось в его речи в эти минуты задушевной и простой беседы…
Адмирал в кругу близких людей был удивительно прост, обходителен и мил. Но когда он одевался, чтобы выйти официально, он сразу становился другим: замкнутым, сухим, суровым. Не показывает ли это, что роль Верховного Правителя была навязана ему искусственно, что изображал он эту роль деланно, неестественно? Весь этикет, который создали вокруг него свита и церемониймейстеры, был не по душе человеку, который привык к солдатской рубахе и паре офицерских ботфорт.
Редкий в искренности патриот, прямой, честный, не умеющий слукавить, умный по натуре, чуткий, темпераментный, но человек корабельной каюты. Не привыкший управлять человеческими существами, наивный в социальных и политических вопросах — вот каким представлялся мне адмирал Колчак после нашей поездки в Тобольск. Я одновременно полюбил его и потерял в него веру…».
Адмирал Колчак в годы Гражданской войны
В ноябре 1917 года Колчак прибыл в Японию, где до него дошла весть о приходе к власти большевиков. В мае 1918 года, при поддержке Англии и Японии в китайском Харбине начал формировать вокруг себя антибольшевистские силы. В сентябре Колчак прибыл во Владивосток, где договаривается о совместных действиях против большевиков с руководителями чехословацкого корпуса. В октябре он прибывает в Омск, где был назначен военным министром в правительстве Директории. 18 ноября 1918 года в результате военного переворота Колчак провозглашен Верховным правителем России. Его власть признало все белое движение России, включая Деникина. Получив военно-техническую помощь от США и стран Антанты и, пользуясь золотым запасом страны, Колчак сформировал армию более 400 тыс. человек и начать наступление на Запад. В декабре, в результате Пермской операции были захвачены Пермь, а к весне 1919 г. – Уфа, Стерлитамак, Набережные Челны, Ижевск. Войска Колчака вышли на подступы к Казани, Самаре и Симбирску, это был пик успеха. Но уже в июне фронт под натиском Красной армии неотвратимо покатился на восток, а в ноябре был оставлен Омск. Сдача столицы привела в движение все враждебные Колчаку силы в тылу, начался хаос и дезорганизация. На станции Нижнеудинск он был арестован своими чехословацкими союзниками, а в январе 1920 года выдан ими большевикам, в обмен на свободное возвращение домой. После ареста начались допросы, в течение которых он подробно изложил свою биографию. Протоколы допросов Колчака в 20-е годы были изданы отдельной книгой. 7 февраля 1920 Александр Колчак вместе со своим соратником министром Виктором Пепеляевым по решению военно-революционного комитета был расстрелян на берегу Ангары.
Неоднократные попытки юридической реабилитации Колчака в постсоветское время были отклонены судом. В зале ожидания Иркутского железнодорожного вокзала находится мемориальная доска в память о том, что на этом месте в январе 1920 года Колчак был предан своими чехословацкими союзниками и выдан большевикам. А на месте предполагаемого расстрела Колчака на берегу Ангары возле Иркутского Знаменского монастыря в 2004 году ему был установлен памятник работы народного скульптора России Вячеслава Клыкова. Выполненная из кованой меди фигура адмирала высотой 4,5 метра стоит на постамента из бетонных блоков, на котором расположены рельефы красноармейца и белогвардейца, стоящих друг напротив друга скрестив оружие. Иркутский областной краеведческий музей проводит экскурсии «Колчак в Иркутске», в том числе в «Музей истории Иркутского тюремного замка имени А.В. Колчака», в котором оборудована экспозиция его бывшей камеры.
***
|
|
Русская полярная экспедиция
Руководил экспедицией геолог и исследователь Арктики Эдуард фон Толль. Колчак во время подготовки к плаванию встречался с Ф. Нансеном, прошел стажировку у него, а также в физической и магнитно-метеорологической обсерваториях России.
Круг обязанностей во время плавания у Колчака был очень обширным: помимо занятий гидрологией, он делал анализы воды, измерял напряженность магнитного поля, проводил маршрутную съемку, определял географические координаты. Колчак вел подробный дневник экспедиции, с описанием берегов и островов, состояния и развития ледового покрова. Во время зимовки на полуострове Таймыр к этому прибавились и геологические изыскания.
В 1902 году Эдуард фон Толль вместе с тремя спутниками решил идти дальше на север, к острову Беннетта. Колчак оставался на вмерзшей в лед “Заре”. По планам Толля, к концу лета освободившаяся изо льдов шхуна должна была подобрать его и вторую группу исследователей, отправившуюся на остров Новая Сибирь. Но пробиться сквозь льды к островам шхуна не смогла и повернула к югу.
К декабрю оставшиеся на шхуне члены экспедиции добрались к Петербургу. “Заря” осталась на вечной стоянке в бухте Тикси. Все материалы экспедиции и коллекции были спасены.
Начало карьеры
В 1895-1899 гг. он нес службу в военном Балтийском и Тихоокеанском флотах. В данный период биографии он смог трижды совершить кругосветное путешествие.
За это время ему удалось получить множество полезных навыков и практических знаний, касающихся морского дела. Помимо выполнения непосредственных обязанностей по службе, юноша серьезно интересовался исследованием Тихого океана.
Участники северной экспедиции на «Заре». Крайний слева — А. В. Колчак
Александр Колчак изучал океанографию и гидрологию, а также наблюдал за морскими течениями. Вследствие этого им были опубликованы первые научные статьи, в которых он делился своими наблюдениями.
В 1900 г. дослужившись до звания лейтенанта, Колчак был переведен в Академию Наук. Там он также продемонстрировал прекрасную успеваемость и неутомимую тягу к новым знаниям.
Колчак в кают-компании «Зари»
Именно в это время он задался целью отправиться в полярную экспедицию.
После того, как известный исследователь барон Эдуард Толль изучил некоторые его работы, он предложил Колчаку отправиться вместе с ним на поиски загадочной Земли Санникова.
После завершения экспедиции, будущий адмирал во всех подробностях описал, как она проходила, и каких успехов им удалось достичь.
Через год Колчак вместе с Толлем снова двинулись в северное плавание. Спустя несколько месяцев четверо путешественников во главе с Эдуардом, отправились на собачьих упряжках изучать арктическое побережье.
Однако никто из них обратно так и не вернулся. Поиски четверых полярников не дали никаких результатов, и вскоре всей команде, в том числе и Колчаку, пришлось возвратиться домой.
По приезду он сразу же написал прошение о том, чтобы организовать спасательную операцию по поиску Эдуарда Толля и трех его помощников.
Получив разрешение от Российской академии наук, Колчак совершает повторную экспедицию. Через какое-то время полярникам удалось отыскать пропавшую группу, однако все они оказались мертвы.
За время рискованного похода, Колчак серьезно простудился и чуть не умер от воспаления легких.
За успешно проведенные поиски Александр Васильевич был отмечен императорским орденом «Святого Равноапостольного Князя Владимира» 4-й степени.
Группа офицеров ледокольного парохода «Вайгач». В центре 1 ряда — командир корабля А. Колчак. Второй справа за его спиной — лейтенант Г. Брусилов, 1909 г.
На этот раз он также представил подробный отчет не только о спасательной операции, но и о научных исследованиях, которые он успел провести за это время.
Его труды были положительно восприняты учеными, в результате чего Колчака приняли в состав Российского географического общества.
2 Исследовательская морская деятельность
В 1896 году Александр Колчак начинает серьезно заниматься наукой. Сначала он получил должность помощника наблюдателя на крейсере «Рюрик», дислоцированного на Дальнем Востоке, затем провел несколько лет на клипере «Крейсер». В 1898 году Александр Колчак стал лейтенантом. Годы, проведенные в море, молодой моряк использовал для самообразования и научной деятельности. Колчак заинтересовался океанографией и гидрологией, даже опубликовал статью о своих научных наблюдениях во время круизов.
В 1899 году новая экспедиция вокруг Северного Ледовитого океана. Вместе с Эдуардом фон Толом, геологом и арктическим исследователем, молодой исследователь провел некоторое время на озере Таймыр. Здесь он продолжил свои научные исследования. Благодаря стараниям молодого помощника была составлена карта берегов Таймыра. В 1901 году Толл в знак уважения Колчака, назвал один из островов в Карском море его именем. Необитаемый остров был переименован большевиками в 1937 году, однако в 2005 году имя Александра Колчака ему было возвращено.
В 1902 году Эдуард фон Толл решает продолжить экспедицию на север, а Колчака отправляет обратно в Санкт-Петербург, чтобы доставить уже собранную научную информацию. К сожалению, группа затерялась во льдах. Спустя год Колчак организовал новую экспедицию, чтобы отыскать ученых. Семнадцать человек на двенадцати санях, запряженных 160 собаками, после трех месяцев поездки достигли острова Беннет, где нашли дневники и вещи товарищей. В 1903 году Александр Колчак, измученный долгим приключением, направляется в Санкт-Петербург, где надеялся жениться на Софии Омировой.
Другие биографии:
- Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд являлся известным ученым-психиатром, родоначальником теории психоанализа, вызывающей противоречивые дискуссии до сих пор.
- Некрасов Николай Алексеевич
22 ноября 1821 года в Подольской губернии, в городе Немирове родился Николай Некрасов. Будущий литератор имел дворянское происхождение, однако детство будущего русского поэта было отнюдь не радостным.
- Александр Михайлович Василевский
Родился будущий маршал в Ивановской области в маленьком посёлке Новая Гольчиха в 1895 году. Отец его был священнослужителем, мать – дочерью псаломщика. В семье было 8 детей, Александр был 5 ребёнком.
- Сергий Радонежский
Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.
- Рэй Брэдбери
Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки
Детство и юность
Александр Колчак родился в селе Александровском под Петербургом, там же через год родилась сестра Екатерина. Его отец, Василий Иванович, был военный инженер, дворянин. Он работал морским приемщиком на Обуховском сталелитейном заводе и характеризовался как прямой и педантичный человек. В 1889-м году вышел в отставку генерал-майором и потом 15 лет заведовал пудлинго-прокатной мастерской.
Мать, Ольга Ильинична Посохова, родилась в семье купца и почетного гражданина Одессы. Она была очень набожной и старалась передать это детям, посещая с ними церковь у Обуховского завода. Саша получил хорошее образование дома.
Александр Колчак в возрасте 12 лет
С 10 лет пошел в гимназию № 6. Учился плохо: 2-й класс закончил с двойками по французскому и русскому языкам. На переэкзаменовке исправил их на «3» с минусом. После 3-го класса решил поступать в Морское училище, преобразованное в кадетский корпус.
В юности
Классическая гимназия и Морской корпус
Александр учился в
Учёба в гимназии Александру не давалась. Однажды его за неуспеваемость хотели оставить повторно обучаться во втором классе, но ему удалось повторный экзамен сдать на положительную оценку.
По окончании третьего класса в 1888 году отец переводит его из гимназии в Морское училище. И тут у подростка коренным образом изменилось отношение к учёбе. В 1991 году училище переименовали в Морской кадетский корпус. И юный Колчак становится одним из лучших его воспитанников.
Через два года учёбы шестнадцатилетние кадеты впервые вышли в море на практику. На броненосном фрегате «Князь Пожарский» подняли флаг командующего учебной эскадрой адмирала Ф. А. Геркена. Морская практика и учебное плавание продолжалось три месяца. За это время они заходили во многие порты Балтийского моря.
В 1892 году кадеты 1888 года набора производятся в гардемарины. Александру как лучшему в учёбе присваивают звание младшего унтер-офицера и назначают фельдфебелем-наставником в младшую роту.
В 1994 году после сложного месячного плавания гардемарины начали сдавать выпускные экзамены. Колчак все экзамены сдал на «отлично». 15 сентября 1894 года Приказом Военно-Морского министра гардемарины были произведены в мичманы.
Киногерой и его прототип
Нашумевший фильм режиссера А. Кравчука «Адмиралъ» 2008 г. содержит апологетическую трактовку образа знаменитого предводителя Белого движения, адмирала Александра Колчака, в то время как историки, далекие от канонизации этого исторического персонажа, настаивают на том, что это псевдоисторическая мелодрама, и экранный герой слишком далек от реального. Какова доля правды и вымысла в киноверсии исторических событий?
Оценки фильма «Адмиралъ» варьируются от «смещения акцентов» до «изнасилования истории в изощренной форме», но в одном критики единогласны – слишком много отступлений от исторической правды, недомолвок и откровенной лжи.
Это просматривается как на уровне деталей (неточности в офицерском обмундировании, в изображении кораблей – эсминец вместо миноносца), так и в более масштабных формах (создатели фильма «забыли» о том, что у Анны Тимиревой был сын от законного мужа, которого она бросила из-за любви к Колчаку).
Адмирал Колчак и Анна Тимирева
Гражданская жена Колчака Анна Тимирева
Анна Тимирева действительно развелась с мужем, чтобы стать гражданской женой Колчака, а когда его арестовали, она добровольно пошла в тюрьму вслед за ним.
После смерти адмирала она 30 лет провела в тюрьмах, лагерях и ссылках.
Но чрезмерное внимание к любовной линии сюжета – история взаимоотношений Колчака с Анной Тимиревой – привело к тому, что значительным фактам его биографии внимание вообще не уделялось. Так, например, не упоминается о том, как адмирал проявил себя в Русско-японской войне, или о его участии в полярных экспедициях
Так, например, не упоминается о том, как адмирал проявил себя в Русско-японской войне, или о его участии в полярных экспедициях.
Гражданская жена Колчака Анна Тимирева
За кадром осталось и то, что Колчак был довольно жестоким военачальником и прославился беспощадным террором – его войска выжигали целые поселения, на их счету десятки тысяч убитых.
Только в Екатеринбургской губернии колчаковцы расстреляли свыше 25 000 человек.
Его личность получает крайне неоднозначные оценки историков, он был слишком противоречивым для такого плоского и «картонного» образа на экране.
Александр Васильевич Колчак
Адмирал Колчак
Историк Андрей Синельников утверждает, что события 1916-1917 гг. в фильме полностью вымышлены: никакого немецкого броненосного крейсера в апреле 1916 г. Колчак на мины не заманивал и не стрелял по нему из пушки.
Крейсер «Фридрих Карл» действительно существовал, но он взорвался на русских минных заграждениях еще в 1914 г., без участия Колчака.
Александр Колчак в жизни и в кино.
В роли адмирала — Константин Хабенский
Когда в фильме Колчак представляется командиром крейсера «Слава», это тоже очевидная нестыковка: адмирал никогда не командовал боевыми кораблями свыше 750 тонн водоизмещением, обычно это были миноносцы, но не крейсеры и линкоры.
Софья Федоровна Омирова-Колчак, законная жена адмирала, в жизни и в кино
Анна Ковальчук в роли Софьи Колчак и Елизавета Боярская в роли Анны Тимиревой
Многие легенды и домыслы о жизни Колчака родились из допросов адмирала в Иркутске, во время которых, по мнению историков, флотоводец преувеличил свои заслуги.
Кроме того, менее чем за годичное командование Колчаком Черноморским флотом русские морские силы понесли самые большие потери за всю войну.
За год своего правления адмирал массовыми казнями поднял против себя крестьян Сибири, подавшихся в партизаны.
Его называли марионеткой в руках Антанты.
Анна Ковальчук в роли Софьи Колчак и Елизавета Боярская в роли Анны Тимиревой
В ноябре 1918 г. Колчак был избран Верховным правителем России, к весне 1919 г. ему удалось собрать армию численностью 400 тысяч человек.
Но уже осенью 1919 г. его войска терпят одно поражение за другим. В январе 1920 г. он был арестован, а 7 февраля его расстреляли без суда и следствия. Из-за сильных морозов его тело не было предано земле – его сбросили в прорубь на Ангаре.
Художественные фильмы часто слишком вольно обращаются с историческими фактами.
Славный потомок турецкоподданного
Семья Колчаков вела свою родословную от пленного турецкого офицера, который в дальнейшем перешёл на русскую службу, и к началу 20 века была вполне петербургской семьёй. Отец будущего адмирала, Василий Иванович Колчак, был награждён офицерским Георгиевским крестом за мужество и храбрость при обороне Малахова кургана в Севастополе во время Крымской войны. Затем дослужился до звания генерал-майора и много-много лет был связан с Обуховским оружейным заводом, где отвечал за приёмку снарядов и орудий.
Будущий адмирал родился 16 ноября (по новому стилю) 1874 года. Был крещён в Свято-Троицкой церкви «Кулича и Пасхи». А его ранние детские годы прошли в доме № 6 на Поварском переулке, в квартире на четвёртом этаже.
Участники полярной экспедиции на борту шхуны, 1901. (журнал «Дилетант»)
После окончания третьего класса 6-й классической гимназии, располагавшейся на улице Зодчего Росси, Александр Колчак начал свою военную карьеру в Морском кадетском корпусе на Васильевском острове. В 1895 году лейтенант Колчак на броненосном крейсере «Рюрик» ушёл в плаванье из Кронштадта во Владивосток. Затем он служил вахтенным начальником на броненосцах «Полтава» и «Петропавловск». В декабре 1899 года Александр Васильевич был откомандирован в распоряжение Академии наук. Ему, соратнику адмирала Степана Осиповича Макарова по строительству ледоколов для полярных морей, предстояло пройти научную подготовку для участия в арктической экспедиции барона Эдуарда Васильевича Толля на шхуне «Заря».
В этот период жизни что-то постоянно разочаровывало молодого лейтенанта. Он даже подумывал об уходе в полярную исследовательскую деятельность, с тем чтобы навсегда распрощаться с военной службой. Возможно, дело было в том, что Колчак, всесторонне образованный, полный незаурядных идей, энергичный, в это время столкнулся с рутиной морской службы, с чинопочитанием, которым он всегда пренебрегал.
ВОЕННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЧАКА С 1906 по 1914 гг.
В 1906 г., с образованием Морского Генерального Штаба, Колчак стал начальником его Статистического отделения. А затем возглавил подразделение по разработке оперативно-стратегических планов в случае войны на Балтике. Назначенный военно-морским экспертом в 3-й Государственной Думе, Колчак вместе с коллегами разработал Большую и Малую судостроительные программы воссоздания Военно-морского флота после Русско-японской войны. Все выкладки и положения Программы были настолько безупречно выверены, что власть без проволочек ассигновала нужные средства. В рамках этого проекта Александр Васильевич Колчак в 1906-1908 гг. лично курировал постройку четырех броненосцев. В 1908 г., по предложению известного полярного исследователя Вилькицкого, Колчак организует морскую экспедицию вдоль берега Сибири. Эта экспедиция положила началу освоения Северного Морского пути. Для этого при активном участии Колчака в 1908-1909 гг. разрабатывается проект и организуется строительство знаменитых ледоколов “Вайгач” и “Таймыр”. В 1909-1911 гг. Колчак снова в полярной экспедиции. В результате им были получены уникальнейшие (не устаревшие до сих пор) научные данные. В 1906 г. за исследования Русского Севера Колчак награждается орденом Св. Владимира и “Большой Константиновской медалью”, которой были удостоены всего три полярных исследователя, включая Фритьофа Нансена. Его имя было присвоено одному из островов в районе Новой Земли (ныне остров Расторгуева). Колчак стал действительным членом Императорского Географического общества. С этого момента его стали называть “Колчак-полярный”. Картами Русского Севера, составленными Колчаком, пользовались советские полярники (включая военных моряков) вплоть до конца 50-х годов. В 1912 г. Колчак был приглашен контр-адмиралом фон Ессеном на службу в Штаб Балтийского флота. Фон Эссен назначает Колчака на должность флаг-капитана оперативной части Штаба. Вместе с фон Эссеном Колчак разрабатывает планы подготовки к возможной войне с Германией на море.
ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА КОЛЧАКА
В 1919 г. (осознав грозящую Советской власти катастрофу) большевики вынуждены были отказаться от экспорта мировой революции. Все боеспособные части Красной армии, предназначенные для революционного завоевания Центральной и Западной Европы, были брошены на Восточный Сибирский фронт против Колчака. К середине 1919 г. против 150-тысячной Колчаковской армии действовала более полумиллионная группировка Советских войск, включая 50 тысяч “красных интернационалистов”: китайцев, латышей, венгров и др. наемников. Правительство Ленина через своих тайных эмиссаров в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке начало секретные переговоры с Антантой. Большевики вынуждены были пойти на секретное компромиссное соглашение с АНТАНТОЙ о сдаче в аренду и предоставлении концессий иностранному капиталу после Гражданской войны, создания Свободной экономической зоны в виде т.н. Дальневосточной республики. Кроме того, эсерам и меньшевикам было обещано создать коалиционное с большевиками Правительство. В самый разгар боевых действий в войсках адмирала Колчака началась страшная эпидемия тифа. Было выведено из строя более половины всех войск. В это же время “союзники” полностью прекратили поставки вооружения и медикаментов, негласно аннулировав все прежние соглашения и уже оплаченные золотом военные заказы за границей. С согласия генерала Жанена Чехословацкий корпус в самый отчаянный момент полностью перекрыл стратегическую железнодорожную магистраль Николаевск-Иркутск. Единственную артерию, связывающую тыл с фронтом. С согласия АНТАНТЫ, командование Чешским корпусом передало 6 января 1920 г. Иркутскому большевистско-левоэсеровскому Политцентру адмирала Колчака (к этому времени сложившему с себя все полномочия и передавшему их атаману Семенову и генералу Деникину). За это генерал Жанен (с согласия Ленинского правительства) передал Чехам часть золотого запаса России. Шедшие к Иркутску на выручку Колчаку Ижевская и Воткинская дивизии (под командованием генерала Каппеля) подошли к городским предместьям слишком поздно. 7 февраля 1920 г. по приговору Иркутского Ревкома адмирал А.В. Колчак был расстрелян без суда на берегу притока Ангары речки Ушаковки. Убийство Адмирала было санкционировано (с ведома АНТАНТЫ) архисекретной телеграммой лично Ульяновым-Лениным Иркутскому Ревкому. Перед расстрелом Колчак отказался завязать глаза повязкой и подарил свой серебрянный портсигар командиру расстрельной команды.
Предательству в Нижнеудинске и трагедии Колчака посвятил стихотворение известный поэт Русского Зарубежья (и офицер колчаковской армии) Арсений Несмелов (А.И. Митропольский). Впервые оно было опубликовано в сборнике “Белая флотилия”, вышедшем в Харбине в 1942 г.
Память
В советском искусстве Колчак изображался как отрицательный персонаж, но для сторонников царского режима в изгнании он был, безусловно, культовой фигурой. Интерес к Колчаку вспыхнул с новой силой с открытием ему мемориала в Иркутске в 2004 году. Кроме того, в 2008 году был выпущен художественный фильм под названием «Адмирал» режиссера Андрея Юрьевича Кравчука, где роль адмирала Колчака исполнил Константин Хабенский.
Современные оценки деятельности Колчака неоднозначны. С одной стороны, Колчак – талантливый ученый, исследователь и настоящий виртуоз морского дела, истинный патриот, сослуживший незаменимую службу отечеству и внесший неоценимый вклад в историю развития русского флота. С другой стороны, Колчак и люди в его подчинении отличались особой жестокостью как в боевых действиях, так и вне оных. Частым явлением были массовые расстрелы несогласных с политикой и решениями стремящегося свергнуть большевиков адмирала. Как бы то ни было, его вклад в историю и науку неоценим и он, несомненно, запомнится как яркая и талантливая личность.
Первая мировая война
Кайзеровское командование готовилось к блицкригу Санкт-Петербурга. Генрих Прусский, командующий немецким флотом, рассчитывал уже в первые дни войны пройти по Финскому заливу к столице и подвергнуть ее ураганному огню мощных орудий.
Разрушив важные объекты, он предполагал высадить десант, захватить Петербург и покончить с военными притязаниями России. Осуществлению наполеоновских прожектов помешал стратегический опыт и блестящие действия русских морских офицеров.
Александр Колчак | Сплетник
Учитывая значительный перевес численности кораблей Германии, начальной стратегией борьбы с неприятелем была признана тактика минной войны. Колчаковский дивизион уже в течение первых военных дней поставил 6 тысяч мин в акватории Финского залива. Искусно расставленные мины стали надежным щитом для обороны столицы и сорвали планы германского флота захватить Россию.
В дальнейшем Колчак настойчиво отстаивал планы по переходу к более агрессивным действиям. Уже в конце 1914 года была предпринята отважная операция по минированию Данцигской бухты непосредственно у берегов неприятеля. Вследствие этой операции были подорваны 35 военных кораблей противника. Успешные действия флотоводца обусловили его последующее продвижение по службе.
Александр Колчак | Sanmati
В сентябре 1915 года он назначен командующим Минной дивизией. В начале октября им был предпринят смелый маневр по высадке десанта на берег Рижского залива для помощи армиям Северного фронта. Операция проведена настолько успешно, что неприятель даже не догадался о присутствии русских.
В июне 1916 года А. В. Колчак произведен Государем в чин главнокомандующего Черноморским флотом. На фото талантливый флотоводец запечатлен в парадной форме со всеми боевыми регалиями.
КОЛЧАК В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Блицкриг на суше против Франции кайзеровское верховное командование рассчитывало начать внезапным вероломным и сокрушительным ударом по Российской Столице – Санкт-Петербургу с моря. Огромный германский флот на Балтике под командованием Генриха Прусского готовился в первые дни войны (как на параде) войти в Финский залив. Германские корабли, неожиданно подойдя вплотную к Санкт-Петербургу, должны были обрушить на Правительственные и военные учреждения ураганный огонь 12-дюймовых крупповских сверхмощных орудий, высадить десанты и в течении нескольких часов захватить все важнейшие объекты Столицы и вывести Россию из войны. Этим наполеоновским планам Кайзера Вильгельма не суждено было сбыться. В первые часы Первой мировой войны, по приказу адмирала фон Эссена и под непосредственным руководством Колчака, минный дивизион выставил 6 000 мин в Финском заливе, которые полностью парализовали действия Германского флота на подступах к Столице. Этим был сорван вражеский блицкриг на море, спасены Россия и Франция. В 1941 г. по инициативе Наркома ВМФ адмирала Николая Герасимовича Кузнецова (изучавшего действия Балтийского флота в ходе Первой мировой) этот план был повторен в первые дни Великой Отечественной Войны для организации обороны Финского залива и Ленинграда. Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана уникальнейшая (не имеющая аналогов в мире) операция по минной блокаде немецких Военно-морских баз. Несколько Русских эсминцев пробрались к Килю и Данцигу и выставили на подходах к ним (под носом у немцев) несколько полей минных заграждений. В феврале 1915 г. уже капитан 1-го ранга Колчак, как командир полудивизиона особого назначения, лично предпринял повторный дерзкий рейд. Четыре эсминца вновь подошли к Данцигу и выставили 180 мин. В результате этого, на минных полях (выставленных Колчаком) подорвалось 4 германских крейсера, 8 эсминцев и 11 транспортов. Позже историки назовут эту операцию Русского флота самой удачной за всю Первую мировую войну. Во многом благодаря таланту Колчака, потери Германского флота на Балтике превышали наши потери в боевых кораблях в 3,5 раза, а по числу транспортов в 5,2 раза. 10 апреля 1916 г. Колчаку присваивается чин контр-адмирала. После этого его минная дивизия разгромила караван германских рудовозов, шедших под мощным конвоем из Стокгольма. За этот успех Государь произвел Колчака в вице-адмиралы. Он стал самым молодым адмиралом и флотоводцем России. 26 июня 1916 г. Колчак назначается командующим Черноморским флотом. В начале июля 1916 г. эскадра Русских кораблей (в ходе операции, разработанной Колчаком) настигает и в ходе боя тяжело повреждает германский крейсер “Бреслау”, который до этого безнаказанно обстреливал русские порты и топил транспорты на Черном море. Колчак успешно организует боевые операции по минной блокаде угольного района Эрегли-Зонгулак, Варны и др. турецких вражеских портов. К концу 1916 г. турецкие и германские корабли были полностью заперты в своих портах. Колчак записывает в свой актив даже шесть вражеских подводных лодок, подорвавшихся возле Османских берегов. Это позволило Русским кораблям совершать все необходимые перевозки по Черному морю, как в мирное время. За 11 месяцев своего командования Черноморским флотом Колчак добился абсолютного боевого господства Русского флота над вражеским.