Моне, Клод Оскар

Память

  • В честь Моне назван кратер на Меркурии.
  • Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне: от рассвета до заката.
  • «Завтрак на траве» — советский музыкальный художественный двухсерийный телефильм (), название которого, вероятно, дано по одноимённой картине Клода Моне из альбома импрессионистов, подаренного пионервожатым Иваном Ковалёвым юному карикатуристу-сюрреалисту Диме Мурашкину.
  • Ресторан, фигурирующий в сериале «Кухня», носит название «Claude Monet» (Клод Моне) — это действующий ресторан Москвы «Champagne Life».
  • В фильме «Титаник» мы также можем видеть картину Моне «Водяные лилии».
  • В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой похищает из музея картину Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках»; в фильме представлена и другая его картина «Стога сена (Конец лета)».
  • В фильме «Фальсификатор» (англ. The Forger, ) главный герой подделывает картину Моне 1874 года и подменяет ею оригинал.

ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ

В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.

Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.

Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.

Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.

В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.

В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин

Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно

На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.   

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Клод Моне в молодости

Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Биография Клода Моне

Оскар Клод Моне (1840-1926) — великий французский художник-импрессионист. Учился искусству живописи во Франции, в Париже, преимущественно в студии Сюиса. В годы, когда мастерство Клода Моне только-только зарождалось на него и его творчество оказывали большое влияние полотна таких мастеров как К.Корро, Т.Руссо, Ш.Добиньи, других мастеров Барбизонской школы, а так же японская гравюра на дереве. В своём стремлении обнаружить новое искусство, творить по своему, удивлять зрителя, Моне был отнюдь не одинок, вместе с ним, так сказать, как соотечественники или попутчики по живописи, шли такие живописцы, как Писсаро, Дега, Сезанн, Ренуар. Они то и зародили новое искусство, которое впоследствии стали называть импрессионизмом.

Клод Моне очень по своему подходил к изображению природы и натуры человека. В первую очередь он пытался не просто достоверно передать фотографическую сторону окружения, а именно поймать и запечатлеть сиюминутное впечатление от неё, эмоцию, спроецированную на природу. Также, в картинах Моне, не наблюдается каких либо законов наложения светотени этого жанра, художник экспериментирует и старается запечатлеть сиюминутное освещение, в зависимости от настроения, погоды и атмосферы и, от того, его работы совсем будто живые. Клод так же изобретает новое искусство рисования, так называемый рельефный мазок, с помощью которого можно передать трепет листвы, волнение воды, солнечные блики, котрые мерцают между листьев.

Искусство великого французского художника Клода Моне настолько было ново для его современников, что его просто не принимали на выставки, картины его не ценились и покупали их с большой неохотой за сущие копейки. В частности, Клод Моне придумал не смешивать краске в палитре, а ложить их рядом на холсте (напр: жёлтый и зелёный мазок рядом) для того что бы они смешивались в глазу у зрителя и давали куда больший эффект. Позднее творчество характеризовалось растворением реальных форм в различных пятнах и мазках. Его картины – это часто какие-то совсем случайные фрагменты из жизни (Бульвар Капуцинок). Художнику было очень сложно жить непризнанным, в абсолютной нищете, такой, что зачастую у него не было денег даже на хлеб или на те же краски.

Творчество

Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры

Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени  юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре

Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.

Дама в зеленом платье

Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.

Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.

Впечатление. Восходящее солнце

Картину, давшую название импрессионизму, Клод Моне создал в 1872 г. Полотно писалось с натуры в старом аванпорте Гавра. Публика впервые увидела эту работу на выставке в 1874 г. После ее посещения знаменитый критик Луи Леруа написал: «Там не было ничего, кроме впечатления». Благодаря его статье, название нового стиля вошло в обиход.

На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.

Бульвар Капуцинок

В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:

  • вибрацию воздуха;
  • изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
  • взаимодействие света и тени.

На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.

На обеих картинах присутствует эффект фотографии:

  1. Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
  2. Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.

Вокзал Сен-Лазар

Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.

Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.

Руанский собор

Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.

Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.

Нимфеи (водяные лилии)

Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.

Другие работы

У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:

  1. «Женщины в саду».
  2. «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее».
  3. «Прогулка. Дама с зонтиком».
  4. «Сад художника в Живерни».
  5. «Поле маков у Аржантёя».
  6. Цикл из 10 полотен «Долина Грёз».
  7. Серия «Стога», включающая 22 работы.
  8. «Тополя» – 11 картин.
  9. Цикл «Лондон», в рамках которого написано 38 видов города.
  10. «Венеция» – серия из 28 картин

На многих холстах Моне изображены жена и старший сын. Камилла была единственной натурщицей даже для тех работ, где присутствуют несколько персонажей. Например, с нее написаны все 3 дамы на полотне «Женщины в саду».

Кратко о жизни автора

Клод Моне родился в Париже в 1840 году. Его отец был бакалейщиком, и пока мальчик был маленьким, семья перебралась в Нормандию, в Гавр. Именно здесь парень начал заниматься рисованием, но тогда это были карикатуры, сделавшие его в городе довольно известным. Работы талантливого мальчика замечает Эжен Буден, который пишет пейзажи, он уговаривает Моне не останавливаться, а учиться дальше.

Отслужив в армии, юноша поступает в университет на факультет искусств. Обучение он начал в студии Шарля Глейра, где познавали азы Фредерик Базиль и Огюст Ренуар. Именно эта троица стала толчком для развития импрессионизма.

Анатолий Вассерман предложил компенсировать сбережения граждан СССР

Любовь против неудачного парфюма: что делать, если запах любимого раздражает

Ключевые игроки рынка общепита в РФ создают «Ассоциацию сетевых предприятий”

Клод Моне прожил 86 лет. У него было 2 сына: Жан и Мишель. Художнику дважды удаляли катаракту. На фоне этого у него изменилось цветовосприятие, что заметно по его картинам. После них он пишет в основном на природе. Умер Моне в Живерне от рака легких.

Одна из первых картин автора, сохранившихся до наших дней – портрет супруги под названием «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье». Работа написана в 1866 году, когда молодые люди еще не были женаты, они только познакомились, и Оскар был пламенно влюблен в Камиллу. Буквально за несколько дней художник написал портрет своей возлюбленной. И пускай она не идеальная, но в работе чувствуется душа и огромная страсть. Моне никогда не приукрашивал свои работы, он переносил на полотно то, что видел.

Рассчитайте время работы и не только: советы по определению зарплаты фрилансера

Заниженная цена: россиянам дали совет, как определить поддельный полис ОСАГО

Автомобиль стал роскошью. Россияне урезали свои траты на бензин

Направление в искусстве получило свое название «импрессионизм» благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце» – Impression. Sunrise.

Жизнь и творчество Клода Моне

Он появился на свет в 1840 году в Париже, столице Франции. Когда он был совсем маленьким, его семья переместилась жить в Нормандию. Родители надеялись, что сын пойдёт по стопам отца и станет торговцем.

Художник сам рассказывал, что свою молодость он провёл, как нищий. Он много времени проводил гуляя и путешествуя по природе, прогуливая школьные занятия. Он ненавидел школу. Клод был трудным ребёнком, не отличался хорошим поведением, поэтому школу считал тюрьмой. На скучных уроках он развлекал себя, рисуя на рабочих тетрадях, на которых изображал карикатуры на своих учителей. Вскоре это развлечение помогло ему научиться хорошо рисовать. К пятнадцати годам Моне прославился на весь свой город как карикатурист. Его популярность росла с каждым днем, довольно часто он получал заказы на карикатурные портреты. Художник понял, что этим можно заработать, тем более, его родители практически совсем не давали ему денег, поэтому стал брать за свои работы по 20 франков.

Со временем Моне стал известной личностью. В его городе была всего одна лавка, в которой продавались художественные принадлежности. В этой лавке выставлялись его карикатуры. Он был полон гордости и сильно радовался каждый раз, когда наблюдал, как люди любуются его шедеврами.

Стог сена в Живерни

Вскоре учителем Клода стал Эжен Буден,предшественник импрессионизма. Он пол года брал у него уроки, после чего решил поехать учиться в Париж. Родители художника были против такого решения, поэтому ему пришлось остаться дома. Они прекрасно видели, что у их сына есть талант, но отказывались поддерживать его, так как не были богаты. Через пару лет Клод все-таки смог ненадолго уехать в Париж, но через несколько недель решил остаться там насовсем. Его родители хотели, чтобы он пошел учиться в академию искусств, но молодой художник отказался от этой идеи и ослушался их воли. Из-за этого родители перестали оказывать ему финансовую поддержку, и художнику пришлось жить лишь на свои небольшие сбережения.

В 22 года Клод Оскар Моне поступил в отделение искусств и в скором времени покинул его, так как был разочарован обучением живописи, которое там было. После того, как покинул университет, он пошел учиться в студию Шарля Глейра. Там он встретил такого живописца, как Пьер Ренуар и несколько других, вместе с которыми в последствии заложил основы импрессионизма в искусстве.

Впечатление. Восход солнца.

В 1870 году художник уезжает в Лондон, в надежде, что его работы смогут выйти в свет. Но его работы отказались показать на выставке. Через год он покидает Англию и едет в Нидерланды, где впоследствии пишет пару десятков полотен. По приезде во Францию Клод создает полотно «Впечатление. Восходящее солнце». Картина стала очень знаменитой и дала название стилю импрессионизм, т.к. слово «впечатление» на английском звучит как «impression» . Эта работа была выставлена на первом показе импрессионистских картин.

Фотография Клода Моне

Художник ушел из жизни в 1926 году от рака легких. На тот момент ему было 86 лет, он прожил долгую жизнь. Его похоронили на небольшом кладбище в Живерни. Он не хотел пышных церемоний в свою честь и настаивал на том, чтобы его проводили по-простому, так его близкие и сделали, на похоронах было всего около пятидесяти человек.

Лилии в творчестве художника

Сад Моне в Жаверни

В Живерни (фр. Giverny) Клод Моне прожил 25 лет. Художник создал пруд в японском стиле, сам занимался организацией и дизайном сада, создав мостик и украсив поверхность пруда кувшинками и лилиями, заботливо подбирая и высаживая семена, как местные, так и из других стран: Южной Америки и Египта.

Мир водной глади с цветами становится его единственной темой в поздних работах. Тема с водяными лилиями, которые Моне называл пейзажами-отражениями, была неизменной на протяжении последних 26 лет его жизни. Один и тот же пейзаж художник писал в различных вариантах более двухсот раз, обращаясь к этой теме вновь и вновь. В 1898−1908 годах он написал серию картин с изображением воды, мостика и цветов, которая затем была выставлена в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году.

Картина «Водяные лилии» в 2015 году стала главным лотом аукционного дома Sotheby’s и была продана за рекордную сумму — $54 миллиона.

Сад Моне в Живерни существует и в настоящее время, оставаясь неизменным местом паломничества туристов и поклонников его творчества.

Пруд Клода Моне в Японии

В префектуре Гифу (Япония) есть городок Секи, возле которого стоит небольшой синтоистский храм с прудом. Водоём был ничем не примечателен, на протяжении долгих лет снабжая водой рисовые поля. В настоящее время он также стал местом паломничества туристов, так как в нём были посажены кувшинки и лилии: так водоём получил имя художника и стал отражением его картин. Местные жители развели в пруду живописных рыбок, теперь это любимое место почитателей таланта Клода Моне и многочисленных путешественников.

Биография

Основные события в жизни:

  1. 1860 г. – Моне призывают в армию. В армии он заболевает брюшным тифом. За счет своей тети Клод откупается от военной и службы и уже в 1861 году возвращается домой.
  2. 1861 г. – художник поступает в университет искусств. Там он разочаровывается в том, как преподносится живопись и покидает учебное заведение. Затем он поступает в студию живописи, которую создал Шарль Глейр. Здесь он заводит знакомство с другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Фредерик Базиль. По манере написания работ они были очень похожи между собой. В дальнейшем эти художники стали костяком группы импрессионистов.
  3. 1860 г. – Моне рисует портрет Камиллы Донсье. Этот портрет приносит ему известность. Вскоре сама Камилла становится женой Клода.
  4. 1870 г. – Клод уезжает в Англию, когда начинается франко-прусская война. В Англии он знакомится с картинами Констбела и Тёрнера. Также Моне удается познакомиться с человеком, который занимался продажей картин. Данное знакомство позволило ему решить его материальные проблемы.
  5. 1871 г. – Клоду отказывают в участии в выставке картин Королевской академии. Он покидает Лондон и приезжает жить в Нидерланды. Здесь он создает 25 работ. В Нидерландах художника начинают подозревать в революционной деятельности.
  6. 1872 г. – Моне возвращается во Францию. Здесь он рисует известное произведение «Впечатление. Восходящее солнце». Данное произведение дало наименование группе импрессионистов. Картина в 1874 году приняла участие на выставке импрессионистов. Их основная цель заключалась в чувствах к красоте одного мига. Рисование они осуществляли большими мазками и применяли чистые цвета, отказавшись от смешивания красок. Моне не использовал линии. Он проводил их замену мазками. Он в особенности любил лицезреть, как меняется природа, и передавал это в своих работах.
  7. 1871-1878 г. – Клод живет в Аржантее. Это село, которое находится около Парижа. Здесь он покупает дом и создает много известных работ. Среди них: «Впечатление», «Поле маков у Аржантея». В Аржантее художник живет несколько счастливых лет. Здесь он пишет Сену, ее окрестности, мосты и парусники. В 1874 г. художник на короткий период возвращается в Нидерланды.
  8. В 1880-1881 г. – к Клоду обращается Дюран Рюэль с предложением покупки и продажи его произведений. После этой сделки дела Клода стремительно поднялись в гору. Публику все больше начинают интересовать его картины.
  9. 1889-1891 г. – Моне создает серию из 22 работ, которая называется «Стога».
  10. 1892 г. – художником написано 11 картин. Серия называется «Тополя».
  11. 1883 г. – художник, поднакопив денег, покупает дом в Живерни. Живерня находится на берегу Сены. В этом месте происходят главные трагедии в жизни художника. Они связаны с уходом из жизни жены и старшего сына. Однако его финансовое положение в этот период хорошее, так как его картины хорошо продавались. В Живерни Клод продолжает создавать свои произведения и разводит большой сад. Помимо художественных талантов, Моне увлекался садоводством. В своем саду он создал много картин. Моне рисовал ни одну работу за раз: сначала он уделял несколько часов одному произведению, а затем переходил к другому. За счет этого он мог зафиксировать разное освещение. Он передает тонкости освещения в своих работах. К примеру, в серии с картинами с мысом Антиб, он представил работы в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем свете.
  12. 1904 г. – создана серия Лондон из 38 картин.
  13. 1912 г. – врачами Клоду поставлен диагноз двойной катаракты. По этой причине проводится оперативное вмешательство. Однако он не оставляет своего дела. На левом глазу ему удалили хрусталик. Клод вновь начинает видеть, но ультрафиолет кажется ему как голубой или лиловый. За счет этого его произведения приобретают новые цвета. Лилии в своей знаменитой картине «Водяные лилии» он видел в ультрафиолетовом диапазоне голубоватыми, когда для других они были просто белыми. Эта картина является самой дорогой картиной Клода.
  14. В 1920 г. выстроены два музея в Оранжери для того, чтобы хранить 8 фресок Моне с Нимфеями.
  15. 1926 г. – Моне умирает от рака легких. Он скончался в Живерни. Его возраст на момент смерти — 86 лет. Его похоронили на местном кладбище около церкви. Художник пожелал, чтобы прощание с ним было не торжественным. По этой причине на церемонию прощания посетило всего 50 человек.

Клод Моне в 1920 году

Детство. Шаржи – первые художества

Родился 14 ноября 1840 года в Париже, был вторым сыном в семье бакалейщика. В 1845 году семья переезжает в Гавр, где отец продолжает предпринимательскую деятельность, открыв лавку. Отец рассчитывал, что сыновья займутся семейным делом, но Клода влекла свобода – в море и на прибрежных скалах он бывал чаще, чем на занятиях. В школе был один интерес – у него ловко получались шаржи на товарищей и учителей – настолько, что он наладил продажу карикатур, а желающих заполучить свою физиономию похожей и смешной было много. В 15 лет он уже известен всему Гавру, где и началась биография художника.

Первые уроки живописи

Рисуя карандашом и углём, Клод внимает наставлениям преподавателя коллежа, где он учился, Давида Жака-Франсуа Ошара. В этот же период на глаза подростку попадаются пейзажи местного художника Эжена Будена, который удивляет жителей города тем, что пишет на природе, с натуры

Только лично познакомившись с Буденом, который отметил дарование Клода, Моне обратил внимание на природу, словно впервые увидел её. Душа юного художника наконец откликнулась, он полюбил природу настолько, что она стала единственным образцом и вдохновителем на всю жизнь

В Париж учиться

Буден уверен, что Клод должен заняться живописью серьёзно, для чего надо ехать в столицу. Убедить отца отпустить сына для пробы сил в Париже помогла тётушка юноши. Взяв сбережения от продажи карикатур и рекомендательные письма от покровителей Будена, которые имели знакомых в художественных кругах, в мае 1859 года Моне едет в Париж. Здесь он посещает Салон, Лувр, советуется с именитыми живописцами по поводу своих работ и в письмах к Будену подробно описывает всё происходящее и свои мысли. Совет поступить в мастерскую Тома Кутюра с целью овладения рисунком Моне игнорирует – академизм живописи Кутюра ему претит. Знакомится с работами Добиньи, натурализм работ которого — это шаг к будущему импрессионизму от Барбизонской школы.

ТАЛАНТ К РИСОВАНИЮ

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного – рисования, где Клод проявлял врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела, хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в тоже время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку считал, что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Много лет спустя он писал Будену: “Я не забыл о том, что именно вы первым научили меня видеть и понимать”.

1859-1860 годы Моне – отцу все-таки пришлось отпустить сына – проводить в Париж, где тот изучает искусство. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861 – 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь, давая уроки мастерства.

О работе:

На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.

Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан) на вершине холма. Они соединены с фигурами на первом плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой.

Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и выбором ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камила и Жак, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с передним планом композиции.

Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни – это живопись и садоводство. Когда он писал цветы, обе эти страсти объединялись. В «Поле маков», как и на многих других своих полотнах, Моне наслаждается дикорастущими, яркими цветами. Известны несколько прекрасных натюрмортов Моне со срезанными цветами, однако больше всего он любил писать цветы, росшие в его садах, сначала в Аржантёе, а позже в Живерни.

В 1871 году Моне вместе с семьёй переехал в Аржантёй, чтобы обрести там свой первый дом и свой первый сад. Однако главной страстью в жизни художника стал его сад в Живерни. Моне подбирал цветы для своего сада так, чтобы они располагались в определённом порядке, были контрастными по окраске и цвели круглый год. В своём саду он развел множество необычных цветов.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Художник Клод Моне

Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.

Клод Моне создал собственный сад

В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий