Муратова Кира (Ксения) Георгиевна

Фильмы

В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).


Кадр из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»

Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.

В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.


Кадр из фильма Киры Муратовой «Долгие проводы»

Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.

Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко. После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.


Кадр из фильма Киры Муратовой «Среди белых камней»

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».


Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную). Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.


Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик»

Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:

Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, о. Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.


Кадр из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение»

В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.

Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.

Михаил Державин. Биография

Мать, Наталья Исааковна Короткова-Скурту, была еврейского происхождения и являлась членом компартии Румынии. В послевоенные годы работала в министерстве культуры Социалистической Республики Румыния (СРР), врачом родильного дома «Polizu», а после заместителем министра здравоохранения СРР.

Когда Кира Георгиевна была ребенком, семья часто переезжала. В 1939 году Коротковы какое-то время прожили в Бухаресте, в 1940 году переехали в Кишинев, где и жили до эвакуации.

Когда Кире исполнилось 12 лет мать, работавшая в те годы в министерстве культуры, подарила ей пропуск во все кинотеатры Бухареста. Так будущий режиссер познакомилась с кинематографом.

После окончания школы Кира Георгиевна переехала в Москву и поступила в Московский государственный университет на факультет филологии. Спустя год она поняла, что ее влечет кинематограф и оставила МГУ, решив попытать счастье в Институте кинематографии (ВГИК).

В 1959 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Первые шаги в режиссуре

Началом творческой карьеры Муратовой стал короткометражный фильм «У крутого яра», снятый в 1961 году на Одесской киностудии совместно с ее первым мужем Александром Муратовым, с которым они познакомились еще в студенческие годы.

В 1964 году у супругов выходит еще один совместный полнометражный фильм под названием «Наш честный хлеб».

1967 год обозначился для Муратовой первой самостоятельной режиссерской работой, получившей название «Короткие встречи». В фильме-мелодраме 33-летняя Кира Муратова еще исполнила по вынужденным причинам главную женскую роль Валентины Ивановны, ответственной сотрудницы горсовета, которая переживает роман с геологом Максимом, на роль которого был приглашен Владимир Высоцкий. Картина вышла ограниченным тиражом, и лишь 20 лет спустя ее выпустили на широкий экран – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян. А Нина Русланова, исполнявшая вторую главную женскую роль, получила премию «Ника».

Фильмография

Режиссёр

  •  — У крутого яра (короткометражный)
  •  — Наш честный хлеб
  •  — Короткие встречи
  •  — Долгие проводы
  •  — Познавая белый свет
  •  — Среди серых камней
  •  — Перемена участи
  •  — Астенический синдром
  •  — Чувствительный милиционер
  •  — Увлеченья
  •  — Три истории
  •  — Письмо в Америку (короткометражный)
  •  — Второстепенные люди
  •  — Чеховские мотивы
  •  — Настройщик
  •  — Справка (короткометражный)
  •  — Кукла (короткометражный)
  •  — Два в одном
  •  — Мелодия для шарманки
  •  — Вечное возвращение

Сценарист

  •  — У крутого яра
  •  — Короткие встречи
  •  — Познавая белый свет
  •  — Перемена участи
  •  — Астенический синдром
  •  — Чувствительный милиционер
  •  — Второстепенные люди
  •  — Чеховские мотивы
  •  — Настройщик
  •  — Мелодия для шарманки
  •  — Вечное возвращение

Актриса

ГодНазваниеРоль
ф Наш честный хлеб Агапа
ф Короткие встречи Валентина Ивановна
ф Опасные гастроли Нина Александровна, революционерка
ф Сад желаний колдунья
ф Посторонний/Жираф Имя персонажа не указано

Гений кинематографа

Как режиссер Кира Муратова дебютировала в кинематографе в 1961 году, сняв на Одесской киностудии короткометражку «У крутого яра». Первым полнометражным фильмом в ее исполнении стали «Короткие встречи», вышедшие в свет в 1967 году. Муратова не только экранизировала собственный сценарий о судьбе провинциалки Нади в большом городе, но и сыграла одну с главных ролей. В фильме также снимались Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Алексей Глазырин.

Как о незаурядном режиссере о Кире Муратовой заговорили после выхода на экраны «Долгих проводов» с Зинаидой Шарко в главной роли. История о сложных взаимоотношениях матери и сына понравилась многим кинозрителям, но вызвала множество вопросов у партийного руководства.

Свои следующие фильмы Муратова снимала уже не в Одессе, а в Ленинграде. В городе на Неве в свет вышли «Познавая белый свет», «Среди серых камней», «Перемена участи».

Но самым запоминающимся фильмом советского периода от Киры Муратовой стал «Астенический синдром». Эта картина – диагноз обществу, которое вокруг нас, а значит – и нам самим. Фильм из двух серий, первая из которых черно-белая, а вторая – цветная, рассказывает о жизни и смерти, существовании после смерти любимого человека и о жизни после любви.

Во «Второстепенных людях», которые Кира Муратова снова снимала на Одесской киностудии, передано трагедию людей, непроизвольно ставших убийцами и пытающихся самостоятельно избавиться от трупа.

Приступая к съемкам «Настройщика» – психологической драмы о мотивах преступления, совершенного интеллигентным студентом консерватории, режиссер позвала в проект Георгия Делиева, Аллу Демидову, Ренату Литвинову, Нину Русланову, Наталью Бузько, Владимира Комарова, Юрия Шлыкова.

«Два в одном» – фильм о «маленьких людях», поставленных врасплох жизненными ситуациями, порадовал не менее звездным набором исполнителей. В свой проект Кира Муратова позвала Ренату Литвинову, Богдана Ступку, Наталью Бузько, Александра Баширова, Сергея Бехтерева.

Сняв в 2012 году «Вечное возвращение», Кира Муратова заявила о том, что навсегда уходит из кинематографа. Ее последний фильм – это история о мужчине и женщине, которые знакомые еще со студенческих времен, но потерявшие друг друга в этой жизни. Они ссорятся, ругаются, он уходит прочь, но возвращается… возвращается… возвращается, ведь никого знакомого в этом городе у мужчины больше нет. В картине задействованы Олег Табаков, Алла Демидова, Рената Литвинова и Сергей Маковецкий.

Уйдя из кинематографа, Кира Георгиевна не перестала интересоваться миром, которому отдала значительную часть своей жизни, вот только из режиссерского кресла она пересела в зрительское. Муратова внимательно следит за развитием современного кино и новыми тенденциями в этой среде.

К ней часто обращаются с предложениями принять участие в той или иной телевизионной программе, но чаще всего Кира Муратова отказывается от возможности «засветиться» на экране.

Личная жизнь отшельницы

В личной жизни Киры Муратовой все стабильно. Правда, с первым мужем – Александром Муратовым она прожила только десять лет. Познакомились они еще в студенческие времена, а поженились после того, как Кира получила диплом режиссера.

В 1961 году в этом браке родилась дочь Марианна (трагически погибла). Александр помогал жене при создании нескольких фильмов, но затем их пути разошлись. Муратов уехал в Киев, а Кира Георгиевна с дочерью осталась в Одессе.

Второй любимый мужчина в ее жизни появился после вынужденного переезда в Ленинград. В городе на Неве Кира Георгиевна  познакомилась с художником Евгением Голубенко. Поначалу новый знакомый помогал Муратовой в создании сценариев, а позже их отношения вышли за рамки рабочих.

Несмотря на то, что Евгений младше своей возлюбленной на два десятка лет, они по сей день живут в Одессе в мире и согласии. Муратову и Голубченко не часто встретишь на светских раутах и праздничных мероприятиях, они предпочитают вести «отшельническую» жизнь.

В гости выбираются редко, но тех, кто навещает их, встречают с интересом. Писать мемуары Кира Георгиевна пока отказывается, радуясь каждому прожитому дню.

Смерть

Последние годы Кира Георгиевна жила в Одессе и почти не выходила в свет.

Журналисты, побывавшие в гостях у режиссера, отмечают, что ее квартира удивительна – напоминает музей, в котором нашлось место мастерской супруга-художника. Муратова редко соглашалась на интервью, мемуары женщина писать тоже отказалась.


Кира Муратова в 2018 году

Летом 2020 года киношный мир облетала новость, что Кира Георгиевна стала членом американской киноакадемии, получившей право выбирать, кто достоин престижной награды «Оскар-2018».

6 июня 2020 года Киры Муратовой не стало. Об этом в соцсетях сообщил продюсер Юрий Минзянов.

Новая жизнь с другим мужчиной

После того, как дочь Киры Муратовой умерла, женщина начала новую жизнь. Марианну уже никто не вспоминал, а причина ее смерти осталась самым большим секретом женщины. Известно лишь то, что у Марианны были супруг и двое детей – Александр и Антон, судьба которых также неизвестна. Бабушка первое время пробовала снимать внуков в кино, но затем они перестали появляться на публике.

Муратова ушла в свободное плавание и начала снимать то, что ей нравилось. Но очень часто зрители не понимали смысла, который Кира Георгиевна пыталась передать через кино.

Кира Муратова с супругом

Женщина вышла замуж второй раз. Ее супругом стал Евгений Голубенко – гениальный живописец из Одессы. Именно от него журналисты узнали, что Кира Муратова умерла 6 июня 2018 года из-за проблем со здоровьем, но большего Голубенко рассказывать не стал. Коллеги Муратовой признались, что у нее было серьезное заболевание печени, но она отказалась от пересадки в силу возраста.

Интересно: Любава Грешнова: личная жизнь, муж, дети

Известный режиссер на красной дорожке

На момент смерти Кире Георгиевне исполнилось 83 года, и она считала, что прожила достойную жизнь. Вместе с ее уходом завершилась целая эпоха кино, которую уже невозможно вернуть. С ней прощались не только поклонники, но и политики Украины. Многие не понимали, почему Кира Георгиевна осталась жить в Одессе и не переехала в другой, более крупный город. Но женщина всегда говорила, что не сможет покинуть этот чудный край, где есть свой особый колорит и душа. Всю жизнь она была влюблена в Одессу больше, чем в свою профессию, и жизнь в ней вдохновляла Муранову на творчество, давая стимул к жизни.

Личная жизнь отшельницы

В личной жизни Киры Муратовой все стабильно. Правда, с первым мужем – Александром Муратовым она прожила только десять лет. Познакомились они еще в студенческие времена, а поженились после того, как Кира получила диплом режиссера.

В 1961 году в этом браке родилась дочь Марианна (трагически погибла). Александр помогал жене при создании нескольких фильмов, но затем их пути разошлись. Муратов уехал в Киев, а Кира Георгиевна с дочерью осталась в Одессе.

Второй любимый мужчина в ее жизни появился после вынужденного переезда в Ленинград. В городе на Неве Кира Георгиевна познакомилась с художником Евгением Голубенко. Поначалу новый знакомый помогал Муратовой в создании сценариев, а позже их отношения вышли за рамки рабочих.

Несмотря на то, что Евгений младше своей возлюбленной на два десятка лет, они по сей день живут в Одессе в мире и согласии. Муратову и Голубченко не часто встретишь на светских раутах и праздничных мероприятиях, они предпочитают вести «отшельническую» жизнь.

В гости выбираются редко, но тех, кто навещает их, встречают с интересом. Писать мемуары Кира Георгиевна пока отказывается, радуясь каждому прожитому дню.

Актёрская биография

  1. В 1952 году выпускница школы приехала в СССР, сдала документы в МГУ и стала студенткой филологического факультета. Но интерес к кинематографу вскоре из желания смотреть киноленты превратился в потребность участвовать в их создании.
  2. Проучившись год, Кира оставила МГУ, поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и в 1959 году окончила режиссёрский факультет. Её курсовая работа 1958 года – совместный короткометражный фильм «Весенний дождь», сделанный с будущим мужем Александром Муратовым. Она выступила в нём в трёх ролях: сценариста, режиссёра и актрисы в одном из эпизодов.
  3. В 1959 было получено распределение на Одесскую киностудию, куда выпускница ВГИКа отправилась вместе с супругом, выйдя замуж за А.И. Муратова.
  4. В 1961 году на «Мосфильме» была подготовлена ещё одна совместная работа – короткометражка «У крутого яра», в том же соавторстве. Актриса Муратова сыграла секретаря-машинистку в сельсовете.
  5. 1964 год в актёрском списке пополнился эпизодической ролью Агапы в своей режиссёрской работе – фильме «Наш честный хлеб». Жизнь людей в колхозе, их будни и праздники ярко показаны в массовых сценах, коротких срезах судеб простых людей. У каждого из них своя мечта. У Агапы – заиметь свою хату, чтоб не чувствовать себя лишней в семье родственников.
  6. В 1967 году состоялся премьерный показ фильма «Короткие встречи». С этой киноленты Муратова вела отсчёт своей работы в большом кино. Её актёрская работа в картине – роль работницы райсовета Валентины Ивановны Свиридовой. Её отношения с мужем-геологом (сыграл Владимир Высоцкий) вписаны в треугольник. Психологический портрет партработника получился живым. Кира Муратова преодолела тенденцию представлять женщин этой сферы уверенными в себе, деловитыми, решающими с лёту все проблемы. Она показала героиню, которая борется не за показатели в соцсоревновании, а отстаивает своё личное счастье. Фильм имел большой успех, его посмотрело 4 миллиона зрителей. Особенно были отмечены правдивые, естественные интонации голоса актрисы. По её воспоминаниям, самым сложным оказалось заплакать в кадре.
  7. В 1969 году Кира Георгиевна сыграла роль революционерки Нины Александровны в историко-революционном водевиле режиссёра Г. Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли». Это последняя актёрская работа в доперестроечный период на Одесской киностудии. Роль была небольшой, имя актрисы вырезали из титров.
  8. В 1970 году был снят фильм «Долгие проводы». Кира Муратова выступила как режиссёр и актёрской работы в нём для себя не планировала. Но она не предполагала, что в конечном итоге станет библиотекарем. Её ленту комиссия расценила как клевету на советскую действительность, усмотрев в ней противопоставление интеллигенции простому народу. Из министерства культуры пришёл приказ уволить Муратову за профнепригодность. Директор Одесской киностудии нашёл выход: перевёл талантливого режиссёра в библиотекари. Фильм же 16 лет пролежал в архиве.
  9. В это время опальный режиссёр возвратилась к профессии актёра в качестве преподавателя «Школы киноактёра», сочетая эту работу с библиотечной. Занятия в школе стали стартом для будущих артистов кино. Например, их с благодарностью вспоминал Николай Седнев, известный по фильмам «Одесса-мама», «Настройщик» и др.
  10. Конец 60-ых – начало 70-ых – Кира Муратова переезжает в Ленинград и ищет возможность заниматься «своим кино», которое изначально получило определение как «кино не для всех», чистый арт-хаус.
  11. 1979 год – фильм «Познавая белый свет» был запущен и снят после 8-и лет ожидания в очереди на финансирование. Во время этой работы в личной жизни Муратовой появился художник, оформитель и сценарист Евгений Голубенко, который стал её вторым мужем и соавтором сценариев.
  12. В 1987 году Кира Георгиевна сделала актёрскую работу в фильме «Сад желаний» как актриса эпизода. Она сыграла колдунью в лирической кинодраме Али Хамраева «Сад желаний», раскрывающей историю трёх сестёр в предвоенное лето. Для короткого появления на экране были найдены яркие краски, точная интонация, сочетающая юмор и экспрессию.
  13. В 1993 году вышел фильм «Посторонний/Жираф», относящийся к жанру фильмов-ужасов. Кира Муратова сыграла одного из персонажей, оставаясь неузнанной.
  14. Основные работы, принесшие Кире Георгиевне широкую известность в киномире, были осуществлены ею в качестве режиссёра. Наиболее заметные: «Перемена участи» – в 1987 г., «Астенический синдром» – в 1999 г., «Настройщик» – в 2004 г., «Мелодия для шарманки» – в 2009 г., «Вечное возвращение» – в 2012 г.
  15. Последние годы жизни К.Г. Муратова провела в Одессе, она тяжело болела. В своей квартире 6 июня 2018 года она умерла в возрасте 83 лет. Похоронена на Таировском одесском кладбище.

Награды и достижения

  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Большая премия» (1987)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1988)
  • народная артистка УССР (1990)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1990)
  • Специальный приз жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990)
  • премия «Кинотавр» в номинации “Специальные призы в конкурсе «Фильмы для избранных» (1992)
  • Почетный «Леопард» Международного кинофестиваля в Локарно (1994)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы российского конкурса» (1994)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1994)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» (1994)
  • Российская независимая премия «Триумф» (1995)
  • Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (1997)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы за режиссуру» (1997)
  • Главная премия Искусств (1999, Берлинская Академия искусств)
  • орден князя Ярослава Мудрого V степени (1999)
  • премия «Свобода» (2000, Американский фонд кино)
  • Государственная премия Украины имени Александра Довженко (2002) — весомый вклад в развитие отечественного киноискусства
  • орден Дружбы (2004) за большой вклад в укрепление и развитие российско-украинских культурных связей
  • орден князя Ярослава Мудрого ІV степени (2004)
  • орден князя Ярослава Мудрого ІІІ степени (2009)
  • приз жюри Международной федерации кинопрессы 31-го Мкф (2009)
  • Награждена памятной медалью, учреждённой МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005)
  • Награждена премией имени Мирона Черненко () Гильдии киноведов и кинокритиков России
  • Юбилейная медаль «20 лет независимости Украины» (2011)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтики» («Вечное возвращение») (2013)
  • премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую режиссёрскую работу и приз молодых кинокритиков («Вечное возвращение») (2014)
  • приз Золотой Дюк за вклад в киноискусство — Одесский международный кинофестиваль (июль 2014)

Цитаты Киры Муратовой

“Я ненавижу войну. Я вообще не понимаю, как это можно — в XXI веке убивать друг друга. Это должно быть запрещено, как людоедство. Хотя людоедство я еще как-то могу понять, потому что голодные люди едят как животные. Но война — это омерзительная вещь. Ни ради какой территории, даже если ты назовешь эту территорию родиной, мы не имеем права убивать друг друга”.

” Я сейчас не говорю, что я режиссер. Говорю: я была режиссером. Это было абсолютное чувство удовлетворения. Как наркотик, как страсть, как любовь. Конечно, это счастье. И очень нервное перемежение: то плохо, то хорошо. Потом плохо — и опять хорошо”.

“Человеческая жизнь — страшная. В ней есть много всего хорошего, и она может по‑разному сложиться, но она страшная. Ты многого не знаешь заранее: не знаешь себя, не знаешь, что ошибаешься, не знаешь цену своих поступков. Ты постфактум что-то понимаешь про свои предыдущие виновности. Спрашиваешь: а чего я тогда об этом не подумал? А ты и не мог подумать. У тебя не было для этого мозгов или чувств. Не может щенок понимать то, что понимает взрослое животное”.

“Я привыкла работать так: кончилась смена — до свидания. Есть актеры, которые от этого очень страдают, потому что хотят продолжать дружить, общаться. Но я не хочу посиделок, и дальнейшее общение для меня невыносимо. Может, это оттого, что я не пью?”

“Самая распрекрасная жизнь с самой распрекрасной любовью все равно кончается смертью”.

“Мне не надо, чтобы про меня снимали документальное кино. Дневники и все, что когда-то писала, хочу сжечь, уничтожить. И пепел мой развейте, раздуйте и на помойку меня выбросьте, отдайте в зоопарк на съедение зверям. Хочу, чтобы от меня остались только фильмы — и все”.

«Настройщик»

Одна из самых успешных картин в фильмографии Киры Муратовой — криминальная история «Настройщик». Фильм снят на основе мемуаров криминалиста царских времен Аркадия Кошко, лучшего сыщика мира по заключению конгресса криминалистов 1913 года.

Главную роль — уже третью в фильмах Муратовой — исполнила Рената Литвинова. Ее возлюбленного, настройщика роялей, сыграл Георгий Делиев. Фильм участвовал во внеконкурсной программе 61-го Венецианского фестиваля, а также получил несколько номинаций кинопремии «Ника».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий