Плеханов Георгий Валентинович

Семья Плеханова

Как уже отмечалось выше, с 1879 года Георгий Валентинович состоял в браке. Его жена Розалия Марковна (урождённая Боград) происходила из многодетной еврейской семьи, проживавшей в Херсонской губернии. Окончив вначале Мариинскую гимназию, а затем медицинский факультет Женевского университета, она получила диплом врача и некоторое время вела собственную практику. Детьми Плеханова, рождёнными в этом браке, стали четыре дочери. Две из них – Вера и Мария – умерли ещё в детстве, тогда как остальные – Лидия и Евгения – дожили до преклонных лет, но в России так и не побывали.

В середине 20-х годов Розалия Марковна переехала из Парижа в Ленинград, где принимала участие в подготовке издания архива своего покойного мужа, большинство материалов из которого она привезла с собой. С 1928 года она руководила одним из подразделений Российской национальной библиотеки, получившим название Дома Плеханова, а спустя десятилетие вернулась в Париж, где и скончалась 30 августа 1949 года. Один из внуков Георгия Валентиновича – сын его дочери Евгении Клод Бато-Плеханов – стал видным французским дипломатом, о судьбах же остальных его потомков мало что известно.

История семьи. Юность Плеханова, студенческие годы

Много веков тому назад татарский род Плехановых поступил на службу к московским царям. За подвиги на поле брани Плехановы получили имение в Тамбовской губернии. Отец будущего революционера Валентин Петрович Плеханов в соответствии с семейной традиции так же связал свою жизнь с военной службой. Он участвовал в Крымской войне, а в 1863 году подавлял Польское восстание. Старый Плеханов был суровым человеком, убежденным крепостником. Одна из его дочерей говорила, что он напоминал старого князя Болконского по прозвищу «прусский король» из «Войны и мира». Мать Георгия Плеханова — Мария Федоровна Белынская, напротив была мягкой и образованной женщиной развивавшей у своих детей страсть к чтению и любовь к справедливости.

Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 года в поместье своего отца, деревне Гударовка. В детстве молодой Плеханов желал пойти по стопам своих предков и стать военным. В 1868 году, в возрасте двенадцати лет Георгий поступил во второй класс Воронежской военной гимназии где он проучился до 1873 года. Несмотря на то, что гимназия считалась военной, режим в этом учебном заведение был весьма либеральным, а преподаватели придерживались передовых взглядов. Именно в стенах этого учебного заведения Георгий Плеханов познакомился с творчеством радикальных литературных критиков — Белинского, Чернышевского и Добролюбова. В гимназии Плеханов порвал и с религией. Между тем молодой Плеханов ещё не стал революционером. Семейные традиции крепко держали молодого человека. Георгия мучил вопрос — «в чём истинный долг человека, в верности Царю или в верности своей стране? Если он пойдёт на военную службу, как это сделали многие члены его семьи, то ему могут приказать действовать вопреки блага русского народа». В 1873 году Плеханов поступил в Константиновское военное училище в Петербурге, но под гнётом тревожащих его раздумий, он после первого же семестра оставил военную службу, и начал готовиться к экзаменам в Горный Институт. Подобно многим своим сверстникам Георгий Валентинович считал, что наибольшие услуги своему отечеству он сможет оказать занявшись точными и естественными науками. Приобщение к революции заняло у Плеханова долгие месяцы и даже годы. Даже начавшееся в 1874 году знаменитое «хождение в народ» обошло Плеханова стороной. Но в то же самое время Плеханов знакомится с революционным студенчеством, читает нелегальную литературу и даже укрывает скрывающихся от правительства революционеров. Учась в Горном институте Плеханов знакомится со своими будущими товарищами по революционной борьбе П. Б. Аксельродом, Л. Г. Дейчем, М.А. Натансоном. Но окончательное решение включится в активную борьбу против самодержавия было принято Плехановым только летом 1876 года.

Во время демонстрации на площади перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря 1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против правительства. После произнесения речи он успел переменить шапку, закутаться в башлык и неузнанным скрыться с площади. После этого Плеханов тотчас же перешел на нелегальное положение. После декабрьской демонстрации Плеханов со своей первой женой Натальей Смирновой эмигрировал за границу, где прожил до середины 1877 года.

Примечательно, как быстро Георгий Плеханов занял видное место в кругу студентов-подпольщиков. Его энергия и творческие способности заслужили всеобщее призвание. Даже своим обликом Плеханов выделялся в кругу молодых революционеров: «Своей внешностью и костюмом Плеханов, нисколько не походил на «нигилиста»: он одевался чисто аккуратно, но без претензий на франтовство; волосы на голове причесывались назад, небольшую темно-русую бородку своевременно постригал… Манерами, приемами и обращением Плеханов также резко отличался от нас: был вежлив, корректен производил впечатление «благовоспитанного молодого человека». Со времён учебы в военном учебном заведении Плеханов сохранил военную выправку, а от предков ему достался чуть смугловатый цвет лица.

Детство и юность

Георгий Плеханов появился на свет 29 ноября (11 декабря) 1856 года в семье отставного военного Валентина Петровича и его второй жены Марии, которая приходилось внучатой племянницей Виссариону Белинскому. Ранние годы биографии знаменитости прошли в селе Гудаловка Тамбовской губернии.

Георгий Плеханов в молодости / «Альбом по истории ВКП(б) 1926»

В детстве Георгий мечтал пойти по стопам отца и стать военным. Он окончил Воронежскую гимназию и поступил в юнкерское училище в Петербурге, но вскоре разочаровался в выбранном пути. После этого юноша стал студентом горного института, но был отчислен за неуплату. В этот период Плеханова увлекали идеи народничества, он занимался революционной пропагандой и неоднократно подвергался аресту.

В 1876 году идеолог выступил с речью в защиту Николая Чернышевского и из-за страха преследований был вынужден скрываться. В молодости он являлся участником «хождения в народ», состоял в организации «Земля и воля», которая выпускала одноименный журнал.

Но вскоре между участниками группы случился раскол. Часть из них выступала в поддержку террористических методов борьбы с властью вплоть до цареубийства, в то время как Плеханов и его сторонники были против таких мер. В итоге «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел», к которому присоединился Георгий.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Интимное мыло и красные линии России 
(4/1)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Свобода! Свобода? Свобода… 
(5/3)

Цифровые деньги  
(5/2)

Стоит над Россией Алёша, душ наших вечный комбриг!/Памяти Алексея Мозгового/  
(5/2)

Благотворительность или налоги? 
(5/1)

Новые источники энергии. Часть 1 
(5/1)

Интимное мыло и красные линии России 
(4/1)

Слово мафия в Задании №3 ЕГЭ по русскому языку 
(3/2)

Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)

Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

По Новостям и Событиям: “Буревестники” 
(5/4)

Свинство матрицы “успешности” и молодёжь  
(5/4)

Почему уголовники так любят маму 
(5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Биография

Теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра». Дядя Н.А. Семашко.
Родился в семье отставного штабс-капитана. В 1874 г. поступил в Петербургский горный институт, но не завершив учебу, начал революционную деятельность. В 1876 г. вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 1876 г. С 1880 г. Плеханов находится в эмиграции. В 1882 г. перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». В 1901 г. Плеханов – один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов. После 2-го съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным. Во время первой революции 1905–1907 Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий. Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. 31 марта на Финлянском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев. К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Предостерегал, что захват власти «одним классом или – ещё того хуже – одной партией» может иметь печальные последствия.
Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России. Г. В. Плеханов умер 30 мая 1918 года в Териоки и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Справочные материалы

  • Общественная мысль России XVIII-начала ХХ в. : энциклопедия. – М., 2005. – С. 404-407.: ил.
  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд. – Воронеж, 2009. – С. 413.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 62-66.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 446-447. : портр.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 578-579.: портр.
  • Славные имена земли Липецкой : биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 271-277.: ил.
  • История русской литературы конца XIX–начала XX века: библиогр. указ. / под ред. К. Д. Муратовой. – М.-Л., 1963. – С. 339- 347.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1999. – Т. 4. – С. 642-647. : портр.
  • Общественно-политические деятели Липецкого края: биобиблиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1980. – С. 3-4.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 84-88.
  • < Назад
  • Вперёд >

Жизнь в эмиграции

  • В 1880 году Георгий Валентинович прибыл в Швейцарию, где в то время находилось много политических эмигрантов из России. В этом же году он уехал в Париж. Здесь он посещал собрания Рабочей партии Франции и слушал лекции в Сорбонне.
  • В 1881 году Плеханов вернулся в Швейцарию и занялся изучением и анализом работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Также он сделал перевод на русский язык их совместного труда – «Манифест Коммунистической партии». Георгий Валентинович всё дальше отходил от народничества, становясь сторонником идей Маркса.
  • В 1883 году в Женеве им была создана первая марксистская группа России — «Освобождение труда», которая начала свою деятельность с организации издательской работы.
  • В период с 1883 по 1885 годы Плеханов написал работы «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», а также он составил два проекта программ для группы «Освобождение труда».
  • В 1887 году Георгий Валентинович простудился и заболел туберкулёзом. Оправится от болезни он смог только через год. В 1888 году им были написаны три статьи для сборника «Социал-демократ», издававшегося его группой.
  • В 1889 году два народовольца около Цюриха испытывали изготовленную ими бомбу, в результате внезапного взрыва один из них погиб, а другой был ранен. Власти Швейцарии очень жёстко прореагировали на случившееся. Из страны было выслано несколько политических эмигрантов, среди которых был и Плеханов.
  • В период с 1889 по 1894 годы революционер жил во Франции, где продолжал вести публицистическую деятельность. В разное время из-под его пера вышло около десятка работ. Также он два раза побывал в Лондоне, где встречался с Фридрихом Энгельсом.
  • В 1894 году ему удалось получить временное разрешение на проживание в Швейцарии. Приехав в страну, Плеханов продолжил писательскую деятельность. Теперь его книги, написанные под псевдонимами «Бельтов» и «Волгин», легально выходили и в России.
  • К 1895 году группа Плеханова «Освобождения труда» смогла установить связи с несколькими революционными организациями в России, в том числе с «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого стоял В. И. Ленин.
  • В период с 1896 по 1900 годы в Германии и России вышли книги Георгия Валентиновича «Очерки по истории материализма», «Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова В. В.» и другие, также марксист принял участие в работе 4-го конгресса второго Интернационала в Лондоне.
  • С 1900 по 1903 год революционер активно участвовал в создании газеты «Искра» и писал для неё статьи.
  • В 1903 году Плеханов принял участие во втором съезде РСДРП, проходившим в Брюсселе и Лондоне, где на некоторое время принял сторону фракции большевиков. Однако в дальнейшем его позиция изменилась, и он примкнул к меньшевикам.
  • Период с 1905 по 1917 годы Георгий Валентинович провёл в эмиграции, занимаясь писательской деятельностью и периодически участвуя в различных собраниях и съездах революционных организаций.

Литература о жизни и творчестве

  • Аптекман О. В. Георгий Валентинович Плеханов : из личных воспоминаний / О. В. Аптекман. – Л. : Колос, 1924. – 96 с.
  • Клоков А. Ю. К истории музея Г. В. Плеханова в Липецке // Бартеневские чтения : материалы межрегион. конф. 18-19 ноября 2003 г. – Липецк, 2005. – С. 113-117.
  • Бережанский А. Здесь жил Плеханов: музей человека, который предсказал последствия революции : // Музей. – 2005. – № 5. – С. 34-35.
  • Бережанский А. С. Плеханов: от народничества – к марксизму / А. С. Бережанский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Росспэн, 2006. – 264 с. – (Библиотека фонда Плеханова).
  • Георгий Валентинович Плеханов и деятели русской культуры : фотоальбом. – Липецк : Де-факто, 2006. – 33 с. – (К 150-летию Г. В. Плеханова).
  • Георгий Валентинович Плеханов : к 150-летию философа, мыслителя и общественного деятеля. – Липецк : Липец. обл. краеведческий музей : Респект, 2006. – 130 с.
  • Душа полна воспоминаний : Георгий Валентинович Плеханов и Липецкий край : из фондов Липецкой областной научной библиотеки, Государственного архива Липецкой области и архивного отдела г. Липецка. – Липецк, 2006. – 143 с.: ил.; 1 компакт-диск (CD-R).
  • Историко-философское наследие Г. В. Плеханова и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова, 5-6 дек. 2006 г. – Липецк: Ин-т развития образования, 2006. – 199 с.
  • Каталог мемориального фонда Г. В. Плеханова. – Липецк : Липец. обл. краеведческий музей, 2006. – 31 с.
  • Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) // Выдающиеся экономисты России и мира : сб. науч. трудов. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – C. 12-20.: фото.
  • Ненахов А. В. Об исторических взглядах Г. В. Плеханова // Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича: сб. материалов. – Елец, 2006. – Вып.7. – С. 99-101.: ил., фото.
  • Щукина Е. П. Георгий Валентинович Плеханов : // Вестник архивиста. – 2006. – Вып. 1. – С. 130-134.
  • Колтаков В. М. Дом-музей Г. В. Плеханова // Исторические и памятные места Липецка / В. М. Колтаков, А. В. Овчинников. – Липецк : Де-факто, 2007. – С. 77-83.: фото.
  • Григорьев Е. К. Маркс и его «ученики» на родине ленинизма : // Вопросы истории. – 2007. – № 1. – С. 58-78.
  • Шахов В. Великий сын Подстепья // Подъем. – 2007. – № 5. – С. 176-183.
  • Гудухин В. Озарение : документальная повесть о жизни и деятельности Г. В. Плеханова / В. Гудухин. – Липецк : Неоновый город, 2008. – 67 с.

Основные идеи Плеханова и их критика

Завершая краткую биографию Георгия Валентиновича Плеханова, нельзя обойти стороной те философские взгляды, которые нашли отражение в его многочисленных публикациях. Так, сопоставляя материализм и идеализм, он решительно отдавал предпочтение первому из этих учений. Основной тезис большинства его произведений, написанных на эту тему, состоял в том, что духовный мир людей является плодом окружающей их среды. Иными словами, Плеханов придерживался классической формулы марксизма, гласящей, что именно бытие определяет сознание.

В то же время, по мнению современных исследователей, принципиальным заблуждением Плеханова явился выдвинутый им постулат, согласно которому материя, под которой он подразумевал окружающую среду, делится на природу и зависящее от неё человеческое общество. Эта зависимость проявляется в формировании общественного мнения, соответствующего тем или иным природным, а точнее, географическим условиям.

Подобной точки зрения придерживались в прошлом и знаменитые французские философы-материалисты Гольбах и Гельвеций. К несчастью, ни они, ни их последователь Плеханов не учитывали, что основным свойством общественного мнения является тенденция к постоянному изменению под воздействием совершенно иных факторов, нежели сохраняющиеся в неизменном виде географические особенности. Ясность в этот вопрос внёс К. Маркс, развив выдвинутую им теорию «производственных сил».

Публицистическая деятельность в годы эмиграции

В событиях Первой русской революции (1905–1907) Плеханов активного участия не принимал, оставаясь всё это время за границей. Свою роль как одного из руководителей РСДРП Плеханов ограничил лишь публикациями в газете «Искра», среди которых наибольший общественный резонанс получила статья, вышедшая в феврале 1905 года. В ней он призывал к началу вооружённого восстания, но подчёркивал, что его успех будет зависеть в первую очередь от того, насколько широкий масштаб примет агитация, развёрнутая среди солдат и матросов. Дальнейшие события показали его полную правоту.

Кроме газеты «Искра», статьи Георгия Валентиновича печатались в общепартийных газетах, таких как «Социал-демократ», «Звезда» и ряде других, предоставлявших свои страницы как большевикам, так и их политическим оппонентам – меньшевикам.

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России

Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным  по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая  революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское  правительство, но он  ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом. Он считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.  Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной  революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Он является автором  работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

Памятные места

Почтовая марка СССР, 1957 год

Топонимы

  • улица Плеханова и Плехановская улица
  • Плеханово, Плехановское сельское поселение
  • Плехановский жилмассив в Новосибирске.
  • Плеханова, площадь в Томске
  • Улица Плеханова в Белгороде
  • Улица Плеханова в Пензе
  • Улица Плехановская в Харькове.
  • Улица Плехановская в Николаеве
  • Улица Плеханова в Оренбурге
  • Улица Плеханова в Минске

Памятники

Памятник Плеханову в Петербурге

Памятник перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге, Московский просп., 26, Загородный просп., 49 (скульпторы И. Я. Гинцбург, М. Я. Харламов, архитектор Я. Г. Гевирц). Открыт 3 мая 1925 года. Сначала памятник был из гипса, год простоял на Казанской площади. Теперь это ― монументальная бронзовая фигура перед технологическим институтом. Плеханов стоит за кафедрой, одну руку положив на книгу, другую подняв вверх. У основания гранитного пьедестала стоит рабочий со знаменем. Памятник монументального искусства Федерального значения. Объект культурного наследия № 7810080000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

  • Бюст на территории усадьбы Плехановых в Плеханове (Липецкая область)
  • Памятный знак работы Игоря Мазура в Плеханове (Липецкая область) 2006 год.
  • Памятник на улице Плеханова в Липецке.
  • С 1918 по 2013 год имя Плеханова значилось на стеле в Александровском саду (последним по счёту).

Учреждения

  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет) (до 2011 года)
  • Фонд Плеханова (создан в 2002 году)

Цитаты[править]

Русская философия

Основные представители

Западничество и славянофильство:Чаадаев • Белинский • ГерценХомяков • Киреевский • АксаковДанилевский • Страхов • Леонтьев

Философия революционных демократов:Чернышевский • Добролюбов • Писарев Русская религиозная философия:Достоевский • СоловьёвРозанов • Шестов • ЛосскийБулгаков • Бердяев • Карсавин • ФлоренскийФранк • Ильин • Лосев Народничество и марксизм:Бакунин • КропоткинПлеханов • Ленин • БогдановЛуначарский • Лифшиц Русский космизм:ФёдоровЦиолковский • Вернадский • Чижевский Младомарксизм и постмарксизм:Зиновьев • ИльенковМамардашвили • Щедровицкий

  • «В народнический период моего развития я, как и все народники, находился под сильным влиянием сочинений Бакунина, из которых я и вынес великое уважение к материалистическому объяснению истории… марксизм достиг до моего сознания, пройдя сначала через призму бакунинского учения»
  • «Призрак коммунизма пугает теперь не только европейских бар и мещан. С ним познакомился также и „Новый свет“, Северная Америка, страна долларов и быстрой наживы… Рабочий вопрос стал всемирным вопросом в полном смысле слова» (конец 1880-х)
  • «В Ленине поражает его неразборчивость в средствах, особенно обнаруживающаяся в —1907 годах»
  • «Наша обязанность защищать весь русский народ от немцев, защищать его от Гогенцоллернов»
  • «Россия не может изменить своим союзникам. Это покрыло бы её позором и навлекло бы на неё справедливый гнев и презрение всей демократической Европы»
  • «Задача левых партий заключается в систематическом упрочении позиций, добытых только что свершившейся революцией. Для решения этой задачи они должны не низвергать Временное правительство, как этого хотели бы некоторые политические фанатики, а дружно поддерживать его»
  • «Гражданская война уже началась» (29 августа )
  • «В. Ленин займёт место А. Керенского. Это будет началом конца нашей революции» (3 октября 1917)
  • «Толковать об организации социалистического общества в нынешней России значит вдаваться в несомненную и притом крайне вредную утопию»
  • «Русская история ещё не смолола той муки, из которой будет со временем испечён пшеничный пирог социализма»
  • «Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая в конце концов заставит его отступить далеко назад от позиций, завоёванных в феврале и марте нынешнего года» (октябрь 1917)
  • «Тактика Смольного есть тактика Бакунина, а во многих случаях просто-напросто тактика Нечаева» (январь )

Перлыправить

  • «„Пролетарий“ и „мужичок“ — это настоящие политические антиподы. Историческая роль пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль „мужичка“. На „мужичке“ целые тысячелетия непоколебимо держались восточные деспотии» ()
  • «Предстоящий теперь в цивилизованных странах „великий бунт“ рабочего сословия, наверное, не будет отличаться жестокостью. Торжество рабочего дела до такой степени обеспечено теперь самой историей, что ему не будет надобности в терроре»
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий