Растрелли, Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич)

Закат творчества

Со смертью Елизаветы Петровны канул в Лету помпезный и дорогостоящий стиль барокко, поэтому Бартоломео Франческо Растрелли оказался не у дел. На смену ему пришли новые мастера, более осведомленные в современном искусстве. Не имея заказов и испытывая материальные трудности, стареющий архитектор решается просить об отпуске и едет в Италию, якобы на лечение.

Здесь зодчий усиленно ищет заказчиков, однако у него ничего не получается. Параллельно с этим талантливый Растрелли узнает, что императрица Екатерина пользуется услугами другого архитектора. Так великий итальянец получает печальную отставку и достойную пенсию в тысячу рублей.

Вместе с семьей (у зодчего была любимая жена и двое детей) Растрелли покидает Россию. По дороге он встречается со своим былым покровителем Бироном и отправляется к нему на родину, дабы перестроить и улучшить курляндскую собственность бывшего регента Российской империи.

Говорят, что последней работой талантливого мастера стал проект церкви Святого Симеона и Святой Анны, который был преподнесен одаренным умельцем лично графу Панину с просьбой о вознаграждении в двенадцать тысяч рублей. Однако граф не счел нужным ответить на прошение Растрелли, хотя и построил церковь в согласии с чертежами после смерти архитектора.

Растреллиевский стиль

См. также: Елизаветинское барокко

Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко». В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у (3). 1750-е гг.

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).

Франческо Бартоломео Растрелли

Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) (1700—1771) —
архитектор, сын Б. К. Растрелли. Учился в Италии, в 1730— 1763 — придворный
архитектор. Представитель барокко. Возвел Зимний дворец в Петербурге, Большой
дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. Разработал принципы
регулярного барочного парка (Царское Село, Петергоф). Им также построены
Андреевская церковь (Киев) и Смольный монастырь (Петербург).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М.,
2012, с. 423.

Растрелли Франческо Бартоломео (1700, Париж – 1771, Петербург) – архитектор.
Родился в семье флорентийского скульптора
Б.К. Растрелли, в 1716
переселившегося в Россию. Достоверных сведений
об ученических годах Растрелли, проходивших за
границей, не обнаружено. Первой его
самостоятельной постройкой был не сохранившийся
дворец молдавского господаря Д.К. Кантемира,
имевший мало общего с последующим развитием
стиля Растрелли. После восшествия на престол
Анны Ивановны стал придворным
архитектором. Б.Р. Виппер писал о его работах:
“Растрелли не заимствует, не имитирует, он
вживается, впитывает в себя наиболее яркие,
наиболее специфические качества окружающей его
народной художественной стихии и перевоплощает
их в монументальный образный строй русского
барокко”. За 48 лет работы в России Растрелли
создал великолепные дворцы, особняки, культовые
здания, среди к-рых поражают смелостью
архитектурных решений, масштабом: Большой дворец
в Петергофе (1747 – -1752), Смольный монастырь (1748 – 1754),
Екатерининский дворец в Царском Селе ( 1752 – 1757) и
самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 – 1762)
– одно из интереснейших сооружений в стиле
барокко в истории мировой архитектуры (площадь
10441 кв.м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117
лестниц). Занимавший более 20 лет пост
“обер-архитектора” двора, Растрелли являлся
официальным руководителем всей архитектурной
деятельности правительства и во многом
сформировал облик новой столицы России. После
воцарения Екатерины II Растрелли
оказался в подчинении у И. И. Бецкого,
начальствовавшего над Канцелярией строения имп.
домов и садов, убежденного сторонника
классицизма. В 1762 Растрелли получил отставку,
ездил с семьей в Италию, предлагал свои услуги
Фридриху II, но, не получив заказов, вернулся в
Петербург. В 1770 по прошению Растрелли Академия
художеств избрала его “вольным общником”
(почетным членом). Место захоронения Растрелли
неизвестно.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997 г.

Переезд в Россию

После смерти “короля-солнца” Карло Растрелли получил приглашение от русского двора на трехгодичную работу в Северном царстве. В то время было привычным талантливым мастерам ездить на заработки в Россию, поэтому Растрелли-старший, недолго думая, собрал семью и отправился в Санкт-Петербург.

Столица встретила иностранцев благосклонно. Семья поселилась в собственном доме, пользовалась уважением и почетом. Петр I, занятый обустройством нового города, обходился с талантливыми ремесленниками любезно и предупредительно. Он, видя их умение и мастерство, снабжал специалистов заказами, за которыми следовало хорошее, поистине царское вознаграждение.

Примечания

  1. архитекторы, работающие в Швеции
  2. Инна Соболева. Утраченный Петербург. 2012
  3. Этот титул официально не был признан в Российской империи. После смерти Анны Иоанновны было устроено дознавательство, на каком основании Растрелли именует себя графом. Архитектор предоставил документы о том, что его отец при содействии папского нунция Ф.-А. Гуатерио приобрёл графский титул у ватиканского двора в 1704 году.
  4. ↑ Б. Р. Виппер. Архитектура русского барокко. Москва: Наука, 1978. Стр. 67, 71, 80, 91.
  5. На возведение Строгановского дворца ушло всего шесть недель.
  6. Статья о Растрелли в Большой советской энциклопедии.
  7. Дворец в Мраморном переулке (дом 1) позднее принадлежал П. М. Скавронскому, был расширен по проекту Л. Руска в начале XIX века и полностью перестроен К. К. Рахау в 1875-77 гг. для И. Ф. Громова.

Творец русского барокко

Проект ансамбля Смольного монастыря

Царствование Елизаветы для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего, но именно в годы ее правления он создает свои самые значительные и великолепные ансамбли.

Смольный монастырь

Таков например, ансамбль Смольного монастыря, где самой значительно частью является собор. Растрелли соединяет традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко, он тяготеет к ясным и четким построениям и в Соборе Воскресения ему удается это сделать с величайшим мастерством. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли.

Петергоф

Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны – начать строительство Верхних палат в Петергофе. Франческо не просто построил верхние палаты, он полностью перестроил обветшалый дворец. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года, еще пять ушло на декоративное убранство интерьеров. 15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Екатерининский дворец

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Как обычно, взявшись не просто достроить, а заново перестроить загородную резиденцию императрицы Расстрели и здесь достигает полной гармонии европейской красоты и пышности и русской простоты и точности.

Зимний дворец – вершина русского барокко

Зимний дворец

Но пожалуй самым известнейшим памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом. Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Он представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи.

Церковное убранство

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (Лиепая) (1742-58) с герцогской ложей.

В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собораНовоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

Талант, характер и монархи

Загородная резиденция императрицы. Екатериниский дворец

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год:проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец. Он состоял на службе у пяти русских монархов с 1736 по 1763 г. И хотя в признании и почестях не чувствовал недостатка, лишь Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал майора и орденом Св. Анны.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

Самый эффектный элемент петергофского интерьера – это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все – дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Память о Растрелли

  • Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге.
  • Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца.
  • Документальный фильм «Архитектор Растрелли» (1972 г., режиссёр М. Клигман).
  • Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 году по проекту Марии Литовченко.
  • В 1995 году на месте не сохранившегося в Санкт-Петербурге был открыт памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга», посвящённый его авторами архитектором В. Б. Бухаевым и скульптором М. М. Шемякиным, в частности, Растрелли.
  • Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.).
  • В 2011 году у станции метро «Горьковская» была установлена скульптурная группа «Зодчие», изображающая 8 ведущих архитекторов, повлиявших на облик Санкт-Петербурга. Автором идеи был скульптор Александр Таратынов.

Литература

  • Lexikon der Kunst: Malerei, Architektur, Bildhauerkunst в 12 томах. Karl Müller Verlag, Erlangen, .
  • Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 224,  с. — (Жизнь в искусстве). — 75 000 экз.
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.. — СПб: Искусство-СПб, 2000. — С. 205—371. — 632 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-210-01539-4.
  • Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история — СПб: Коло 2015—320 с. — ISBN 978-5-4462-0015-3
  • Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества.. — Л.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строит. материалам, 1963.

Величайший зодчий

В 1700 году, в Париже, в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки родился мальчик, которому было суждено стать величайшим зодчим XVIII века.

В 16 лет юный Франческо Бартоломео со своим отцом переезжает в Петербург по приглашению Петра I. В ту пору новая русская столица, с поразительной быстротой выраставшая на островах невской дельты, по размаху строительства превосходила все города Европы. Прошло более двух столетий, но Петербург и Растрелли вместе до сих пор.

Творческий путь будущего великого архитектора на российской земле начался под присмотром отца, но уже в 21 год он выполняет свою первую работу. Целеустремленность, увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, общение с поистине великими архитекторами оттачивали талант Варфоломея Варфоломеевича (так называли его на русский лад) с каждым годом, с каждым новым проектом.

Зодчий для Бирона

В 1730 годы Бартоломео Растрелли начинает тесно общаться с Бироном – фаворитом Анны Иоанновны. По протекции некоронованного императора зодчий становится королевским архитектором действующей императрицы. К слову, Елизавета Петровна, через пятнадцать лет пришедшая к власти с помощью дворцового переворота, также пользовалась услугами Растрелли как обер-архитектора.

Для Бирона зодчий разрабатывает и осуществляет проекты по строительству Митавского и Рундальского дворцов. Здесь мастер создает масштабные постройки, тяготеющие к замкнутой структуре, где доминирующим элементом является вытянутый центральный корпус.

С каждым новым чертежом искусство Бартоломео Растрелли развивается и совершенствуется, линии и приемы становятся все пластичнее и рельефнее.

Сохранившиеся постройки

#ИзображениеНазваниеРасположениеДата
1 Рундальский дворец ПилсрундалеЛатвия Латвия1736—17401764—1767
2 Митавский дворец ЕлгаваЛатвия Латвия1738—17401763—1772
3 Большой Петергофский дворец ПетергофРоссия Россия1747—1756
Церковь Большого Петергофского дворца ПетергофРоссия Россия1747—1751
4 Андреевская церковь КиевУкраина Украина1748—1767
5 Смольный собор Смольный монастырь,Санкт-ПетербургРоссия Россия1748—1764
6 Воронцовский дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия1749—1757
7 Большой Екатерининский дворец Царское СелоРоссия Россия1752—1756
8Павильон «Грот» Царское СелоРоссия Россия1753—1757
9Павильон «Эрмитаж» Царское СелоРоссия Россия1744—1754
10 Царский дворец КиевУкраина Украина17521870
11 Строгановский дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия1753—1754
12 Зимний дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия1754—1762

В источниках XIX и начала XX веков Растрелли приписывались едва ли не все парадные постройки елизаветинского правления — вплоть до зданий в таких провинциальных городах, как Ярославль и Ахтырка. Иногда эти утверждения некритично воспроизводят в современных краеведческих изданиях.

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова – энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Зимний дворец

С приходом к власти Анны Иоанновны одаренный зодчий начинает труд всей своей жизни – ему поручают достроить главный царский дворец в Петербурге. Что делает Бартоломео Растрелли? Зимний дворец, сооруженный еще в начале 1700-х годов, казался императрице небольшим и заурядным, поэтому она с радостью утвердила грандиозный замысел воодушевленного архитектора, в соответствии с которым необходимо было выкупить четыре стоящих рядом дома и на их месте воздвигнуть великолепный строительный комплекс.

Через несколько лет строительство было завершено, и перед глазами петербуржцев предстало добротное четырехэтажное здание, обращенное своими фасадами на Неву и вмещающее в себя почти семьдесят парадных залов и более ста спален, а также театр, галерею, капеллу и множество служебных и караульных помещений.

Дворец был искусно и богато оформлен, имел круглые рустованные колонны и скульптуры фронтона, а весь первый этаж дома занимали огромные галереи с арками.

Примечательно, что Растрелли пришлось еще раз переделывать Зимний дворец. Произошло это спустя двадцать лет, в правление Елизаветы Петровны.

Новая императрица нашла главную резиденцию Романовых грязной и не соответствующей своему статусу. Она захотела увеличить здание в высоту и длину. Для этого необходимо было снести строение, а на его месте построить новое, более уместное для приема иностранных министров и проведения праздничных торжеств.

Чем примечательна структура нового Зимнего дворца, возведенного под надзором Бартоломео Растрелли? Здание насчитывало полторы тысячи комнат и занимало территорию, равную шестидесяти тысячам кубических метров.

Дворец, обладающий формой огромного прямоугольника, располагал внутренним парадным блоком и массивным, великолепно убранным фасадом, который был оснащен широко расставленными колоннами и просторными окнами, всевозможными формами оконных наличников и многочисленными вазами и статуями, размещенными над парапетами.

Примечательно, что современный вид Зимнего дворца, называемого также Эрмитажем, почти полностью соответствует последнему проекту великого архитектора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий