Римский-Корсаков Николай Андреевич

Литература

  • Римский-Корсаков, H. A. и музыкальное образование: статьи и материалы / H. A. Римский-Корсаков. — Л.: Музгиз, 1959. — 327 с.
  • 100 опер: История создания: Сюжет: Музыка / . — Ленинград: Музыка. , 1968. — 624 с.
  • Бэлза И. Ф. «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова: Трагедия Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова — 3-е изд. — М.: Музгиз, 1959. — 132 с.: муз. пр. — (Путеводители по операм и балетам).
  • Гервер Л. Л. Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука, 2010. — Т. 7. — С. 190—200. — ISBN 978-5-02-037377-8.
  • Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844—1908). — 3-е изд. — М.: Музыка, 1988. — 160 с. — (Русские и советские композиторы). — 50 000 экз. — ISBN 5-7140-0075-7.
  • Пащенко М. В. Сюжет для мистерии: Парсифаль — Китеж — Золотой Петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна). — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
  • Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука. — Т. 7. — С. 190—200.
  • Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., перераб.. — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  • Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова — М.: Музыка, —1964. — 688c.
  • Стасов В. В. // Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Том третий. — М.: Искусство, 1952. — Т. 3.
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков / составитель Н. Хотунцов; оформление А. Веселова. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2017. — 93, с.: ил., портр — (Композиторы о композиторах). — ISBN 978-5-8128-0214-1

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Краткая биография о Римского-Корсакова. Биография Корсакова кратко

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908). Родина композитора – Новгородская губерния, провинциальный городок Тихвин. Начальное музыкальное воспитание будущий композитор получил дома, занимаясь со своей матерью. Впоследствии музыкальное образование он получает в пансионе, где музыка являлась одним из общеобразовательных предметов.Под влиянием отца и старшего брата, служившего в системе военно-морского образования, в 1856 г. Николай поступает в Морской кадетский корпус. Учится он усердно, поскольку любовь к морю живет в нем с детских лет и в 1862 г. с отличием завершает обучение.После смерти отца в 1861 г. семья композитора переезжает в Санкт-Петербург, где судьба сводит Николая Андреевича с известным композитором и общественным деятелем Милием Балакиревым, который знакомит его с композиторами «Могучей кучки» и обучает основам композиторского мастерства.Продолжается и служба морского офицера Римского-Корсакова во флоте. Множество ярких впечатлений получает композитор, побывав во время кругосветного плавания на клипере «Алмаз» во множестве стран, среди которых Италия, Англия, Польша, Франция, США, Норвегия и другие. Это путешествие подпитывало творческую фантазию музыканта в течение многих лет.В 1865 году, возвратившись в Санкт-Петербург, Римский-Корсаков, практически забросивший во время службы занятия музыкой, вновь попадает в круг профессиональных музыкантов «Могучей кучки». Здесь он встречается с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским, Александром Даргомыжским и с новой силой приступает к сочинению. В 1873 г. Римский-Корсаков начинает преподавательскую деятельность в качестве профессора консерватории в Санкт-Петербурге, годом позже принимает у М.А. Балакирева руководство музыкальной бесплатной школой и, продолжая традиции знаменитого музыканта, становится фактически главой русской новой школы музыки.Н.А. Римский-Корсаков создал большое (15!) количество опер. Особенно вдохновляют композитора образы сказочные, былинные. После первой оперы «Псковитянка», рассказывающей о пути становления единого государства Российского, появляются «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» по сюжетам Н.В. Гоголя, сказка «Снегурочка» по произведению А.Н. Островского, симфоническая картина и опера «Садко». Позднее написаны оперы «Золотой Петушок» по сказке А.С. Пушкина и опера «Кощей бессмертный».Музыкальное творчество и общественная деятельность величайшего русского музыканта стали подлинным украшением национальной культуры. Талантливый композитор, музыкальный критик, дирижер, общественный деятель был к тому же прекраснейшим педагогом. Среди знаменитых учеников композитора И.Ф. Стравинский, А.К. Лядов, С.С. Прокофьев и другие прекрасные музыканты.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого “возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала”. Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Творчество

Римский-Корсаков в дальнейшем увлекся изучением фольклора, после чего он создал симфоническую картину «Садко». Кстати, его музыкальный материал позднее был использован для создания одноименной оперы. Талантливый композитор использовал свои новаторские подходы, благодаря чему музыка звучала фантастически.

Современники считают, что от природы композитор был наделен цветным слухом, что позволило ему создавать потрясающие произведения. Из-под пера талантливого музыканта появилась сюита «Антар». Постепенно Николай начинает осваивать оперный жанр. Первая полноценная опера была написана им в 1872 году. Она получила название «Псковитянка». Премьера произведения состоялась в Мариинском театре.

Как называли Римского-Корсакова. Оперы Римского-Корсакова:

Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.

Интересные факты

  • Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • «Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
  • В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
  • Постановка «Царской невесты» фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «Шехеразада» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке» и «Царской невесте».
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания…» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года — квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой (Миллионная улица, д. 6);
  • 1867 — сентябрь 1871 года — доходный дом Аренс (7-я линия Васильевского острова, д. 4);
  • сентябрь 1871—1872 — доходный дом Зарембы (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, д. 11, кв. 9);
  • 1872 — осень 1873 года — дом Морозовых (Шпалерная улица, д. 4);
  • осень 1873—1883 — доходный дом Кононова (Фурштатская улица, д. 33, кв. 9);
  • 1883—1889 (Владимирский проспект, д. 18, кв. 5);
  • 1889 — 19 сентября 1893 года — дом Капеллы (набережная реки Мойки, д. 20);
  • 19 сентября 1893 — 21 июня 1908 года — дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой (Загородный проспект, д. 28, кв. 39), ныне — Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

Память

Памятники, музеи, учреждения

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
  • В 2016 году в Тихвине возле ДК им. Римского-Корсакова был установлен памятник композитору (скульптор В. Н. Селиванов).

Топонимы

Россия

  • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Улица Римского-Корсакова в Москве.
  • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
  • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
  • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
  • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Улица Римского-Корсакова в Луге.
  • Улица Римского-Корсакова в Плюссе (Плюсской район, Псковская область)

Другие страны

  • Улица Римского-Корсакова — улица в Донецке.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Сумах.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Алматы.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Сибиу.

Транспортные средства

  • В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя — Римский-Корсаков.
  • Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.

В филателии

Литература

  • Вересаев В. Спутники Пушкина. Т. 1.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., 1976. — С. 181—187.
  • Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л.: Наука, 1975. — С. 196.
Дата смерти 26 сентября 1820(1820-09-26)
Место смерти Флоренция
Страна Российская империя Российская империя
Профессии композитор
Первый выпуск Царскосельского Императорского лицея
Александр Бакунин • Сильверий Броглио • Владимир Вольховский • Александр Горчаков • Павел Гревениц • Константин Данзас • Антон Дельвиг • Семён Есаков • Алексей Илличевский • Сергей Комовский • Александр Корнилов • Николай Корсаков • Модест Корф • Константин Костенский • Вильгельм Кюхельбекер • Сергей Ломоносов • Иван Малиновский • Аркадий Мартынов • Дмитрий Маслов • Фёдор Матюшкин • Павел Мясоедов • Александр Пушкин • Иван Пущин • Николай Ржевский • Пётр Саврасов • Фёдор Стевен • Александр Тырков • Павел Юдин • Михаил Яковлев

корсаков николай александрович бердяев, корсаков николай александрович булганин, корсаков николай александрович загряжский, корсаков николай александрович лукашенко

Примечания

  1. ↑ Rimsky-Korsakov, Nicolas Andreievich (англ.) // Encyclopædia Britannica
  2. ↑ Римский-Корсаков // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания
  3. Римский-Корсаков Николай Андреевич // Большая советская энциклопедия:
  4. Римский-Корсаков Н. А. Из семейной переписки. — СПб: Композитор, 2008. — С. 8. — 248 с.
  5. , с. 28—30.
  6. , с. 34.
  7. В. А. Вахромеев. . «Belcanto.ru». Проект Ивана Фёдорова.
  8. А. П. Бородин. . Журнал «Sovfarfor».
  9. Е. Гордеева. . «Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича».
  10. . Большая Российская энциклопедия.
  11. Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 7) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
  12. . www.rimski-korsakov.narod.ru. Дата обращения: 12 декабря 2017.
  13. . Национальный Фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования.
  14. Стасов В. В. Статьи о музыке. Выпуск четвертый. — М: Музыка, 1978. — С. 35.
  15. И. Стравинский. Публицист и собеседник. — М: Советский композитор, 1988. — С. 72.
  16. Шерих Д. Ю. «Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.» К 290-летию Санкт-Петербурга. Издательство «Петербург — XXI век». 224 с., тираж 30000 экз. ISBN 5-85490-036-X
  17. . Сетевое издание «Киномания Ру (Kinomania.ru)».

В окружении композиторов Могучей кучки

Римский-Корсаков Н.А., портрет

Так продолжалось до того времени, пока он не вернулся из своего путешествия. Тогда он снова попадает в окружение композиторов Могучей кучки, где  знакомится с новым участником кружка – Александром Бородиным – молодым талантливым химиком, который также подает надежды, что станет прекрасным композитором.

Вскоре Балакирев познакомил Николая Андреевича с такими яркими людьми, как Петр Чайковский, Александр Драгомыжский и Людмила Шестакова.

В конце концов Милий Алексеевич попросту заставил начинающего композитора полностью переписать Первую симфонию. Чтобы с ним работать, надо было вообще обладать завидной скромностью и терпением, но все-таки пришлось полностью переписать скерцо, переделать всю оркестровку, и лишь затем учитель одобрил его работу. Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев. А потом так уж сложилось, что он стал главным исполнителем всех ранних произведений Римского-Корсакова.

https://youtube.com/watch?v=bVYqXGbsEhQ

Продолжение рассказа о жизненном пути и творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Римский-Корсаков – биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл “беспечно, безалаберно… плохо выдерживая ритм”. Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор “даже ни разу его не видел”. Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским – все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Биография

Детство

Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.

Образование

Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.

Творческий путь

В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.

По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.

Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма. «Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море. И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.

С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова. Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения. В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник). Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).

В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века. Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.

Личная жизнь

В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка». Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза. В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).

Смерть

Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий