Родченко Александр Михайлович

Признание в художественной среде

Современная композиция картин Александра Родченко обращает на себя внимание представителей новой власти, художника назначают главным оформителем нескольких важных объектов. Завершив работу по росписи зданий, Родченко назначается главой отдела ИЗО Наркомпроса и начальником Музейного бюро

В этот период Александр активно занимается разработкой концептуальных композиций, представляющих собой серии картин и иллюстраций, выполненных в технике раннего кубизма. Художник начинает исследовать жанр минимализма, пытаясь передать свое состояние при помощи всего нескольких черных штрихов на вощеной бумаге. Позже эти работы станут классикой отечественного минимализма и дадут большой толчок для развития советской и российской графики.

С середины 1910-х годов картины художника Родченко получают высшие награды на выставках, посвященных новому русскому искусству. Представители авангарда, минимализма, кубизма, футуризма и экспрессионизма постепенно объединяются в сообщество свободного искусства.

Александр Михайлович всегда рассматривал искусство как способ поиска новых форм и способов выражения чувств

Также художник находился в постоянном процессе экспериментирования, уделяя внимание черчению и радикальному минимализму

  • 1917-1918 годы. В это время картины художника-авангардиста Родченко становятся примерами для подражания и источниками вдохновения для многих начинающих авторов. Довольно простые по форме выполнения и наполненные глубоким смыслом работы художника в стиле «плоской живописи» получают высокие оценки современников.
  • 1919 год. Родченко пишет свою знаменитую картину «Черное на черном». Все работы мастера этого периода относятся к технике «фактурной живописи», Александр Михайлович определяет фактуру как «основу всего художественного направления эпохи», активно экспериментируя с различными типами и видами материи, железа, стекла. Картина Родченко мгновенно становится эталоном «фактурной живописи».
  • 1919-1920 годы. Основными элементами живописи Александра Михайловича этого периода становятся линии и знаки препинания. Художник считал эти символы невероятно важными элементами своей индивидуальной творческой культуры.
  • 1921 год. Конструктивизм в картинах Александра Родченко достигает своего пика. На московской выставке мастер продемонстрировал триптих из трех цветов без добавления каких-либо других оттенков. В работе были задействованы всего три цвета: желтый, синий и красный).

Биография

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, открывшемся в бывшем Пассаже Сан-Галли, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах «Все — опыты» и «Линия» зафиксировал своё творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал своё творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «55=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (жёлтый, красный, синий).

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

В конце 1919 Родченко стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомпросе РСФСР по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов РАБИСа. В 1920—1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».

Экспертиза и продажа картин Родченко

Где и как оценить картину Родченко

При оценке произведений художника лучше воспользоваться опытом профессионалов, так как конкретная работа может стоить больших денег. В ходе проведения экспертизы картины Родченко специалисты изучат ее на предмет подлинности, авторских приемов, сохранности и ценности для общества. На основании ряда исследований, проводимых в лабораторных условиях и в литературных источниках, они смогут назвать адекватную стоимость произведения.

Оценить картину Родченко по одному или нескольким характеристикам вы можете, в одном из центров научной экспертизы.

Где и как продать картину Родченко

После сбора всей необходимой информации о произведении, вы можете выставить ее в нашей галерее на условиях комиссии или продать непосредственно нам. Оба способа описаны в разделе о реализации картин Родченко.

Обсудить детали или задать вопрос вы можете по телефону: +7 (495) 969-14-05.

НАШИ ЛЮДИ

Янсонс, Карлис
Скульптура

латвийский скульптор

Янкелевич, Идель
Скульптура

бельгийский и французский скульптор и график

Янделл, Энид
Скульптура

американский скульптор

Якопо делла Кверча
Скульптура

итальянский скульптор переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения

Яковлев, Борис Иванович
Скульптура

русский и советский скульптор, работал большей частью в области станковой скульптуры

Якерсон, Давид Аронович
Скульптура

советский скульптор, график, оформитель

Яворский, Игорь Теодорович
Скульптура

советский и российский скульптор

Юрьевич, Сергей Александрович
Скульптура

французский скульптор русского происхождения; камергер при дворе Николая II

Биография Александра Родченко

Александр Михайлович Родченко родился 23 ноября 1891 года, в петербургской семье театрального бутафора. Скромный доход вынуждал родителей вместе с сыном ютиться в крошечной квартирке над сценой. До десятилетнего возраста мальчик рос среди актёров, приобщался к миру искусства.

Нужда заставила родителей Александра Михайловича покинуть столицу. С 1901 года семья проживала в Казани. Художественная школа стала первым по-настоящему серьёзным местом учёбы будущего фотографа, где он проходил основы живописи вместе с классом Николая Фешина. Здесь же он впервые увидел свою будущую супругу и верную помощницу, Варвару Степанову.

Значительное влияние на молодого живописца оказали футуристы во главе с Владимиром Маяковским, посетившие в 1914 году провинциальную Казань. Чтобы быть ближе к новым веяниям искусства, Родченко и Степанова вскоре перебираются в Москву. Здесь будущий фотограф активно включается в культурную жизнь столицы: знакомится с отцом русского авангарда — Владимиром Татлиным, спорит о смысле искусства с Казимиром Малевичем.

В творческие планы Родченко вмешивается Первая мировая война: в 1916 году его призывают в армию. Служба завхозом санитарного поезда заканчивается для Александра Михайловича во время Февральской революции 1917 года. Он снимает мундир и присоединяется к профсоюзу художников, получив место секретаря. Тогда же начинается его увлечение фотографией. Самым первым в СССР он оценивает весь потенциал фотомонтажа в деле ведения агитационной работы и иллюстрирования.

Идейный конструктивист, Александр Родченко много сил кладёт на развитие этого направления, считая его воистину пролетарским искусством. Но рисунку он уделяет внимания гораздо меньше, чем фотографированию. Повторное знакомство с Владимиром Маяковским позволяет ему создать самый знаменитый фотопортрет пролетарского поэта.

Художник, иллюстратор и дизайнер Александр Родченко считал, что главный приём — это ракурсы, при помощи которых можно донести новые идеи в эпоху строительства небоскрёбов, развития авиации и прочей техники до сознания массового зрителя.

Он работает фотокорреспондентом множества журналов, в 1933 году отправляется в секретную командировку на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда по поручению ГПУ привозит снимки заключительных этапов стройки и открытия новой водной артерии.

После окончания Великой Отечественной войны художник живёт в Москве. Дальнейший творческий путь складывается для него неудачно. Исключение из Союза художников в 1951 году наносит серьёзный удар по карьере Александра Родченко. Он больше не фотографирует, зарабатывает на жизнь оформлением книг, театральных и цирковых афиш. Только энергичным заступничеством супруги, через долгие четыре года, он получает возможность восстановиться в родной организации.

Здоровье Александра Родченко к тому моменту уже подорвано. Свою первую в Союзе фотографическую выставку он так и не смог увидеть, скончавшись 3 декабря 1956 года.

Примечания

  1. . Афиша. Дата обращения: 2 мая 2020.
  2. . goskatalog.ru. Дата обращения: 7 марта 2020.
  3. Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
  4. Е. Деготь. Советское искусство между Троцким и Сталиным. — Москва: Московский музей современного искусства, 2008. — С. 19. — 300 с.
  5. Климов, Олег; Богачевская, Екатерина. . Meduza (7 июля 2015). — «Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма.». Дата обращения: 28 июля 2015.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
  10. . moskvichmag.ru. Дата обращения: 2 мая 2020.
  11. . rusavangard.ru. Дата обращения: 2 мая 2020.

Интересные факты:

  • В 1925-м году Александр Родченко по предложению Владимира Маяковского поучаствовал в «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes» в Париже. Он представил проект рабочего клуба, многофункциональную систему интерьера, и разработанные «Реклам-конструктором» плакаты. За это он получил серебряную медаль в разделе «Искусство улиц».
  • В 1925-м году Родченко пробыл в Париже два месяца, и это путешествие стало единственной его поездкой за границу. Французская столица, признанный центр мирового художественного развития, не впечатлила авангардиста. Его удивляло, насколько слабо в Париже была развита реклама, насколько буржуазно и легкомысленно проводила время интеллигенция. По мнению Александра, французское искусство было простым украшательством жизни. По сравнению с СССР Париж в смысле художественного вкуса был «провинцией».
  • В начале 1930-х годов Родченко организовал фотогруппу внутри творческого объединения «Октябрь», куда входили передовые художники индустриальных искусств. В 1932-м году общество ликвидировали из-за критики в «мелкобуржуазном эстетизме», а Александр был вынужден отказаться от фотографии на несколько лет.
  • Свою автобиографию Александр Родченко назвал «Черное и белое». Как и у каждого художника, в жизни Родченко были черные и белые полосы. Подобная игра цветов составляла также основное творческое пространство для фотографа: два цвета и множества оттенков серого между черным и белом, с помощью которого можно выразить все тональности изображаемого.
  • В 2006-м году в Москве основана Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, специализирующаяся на образовании в области современного искусства, фотографии и видеоарта. В школе преподает внук мастера Александр Лаврентьев.

Деятельность фотографа

Фотографические работы Родченко представляют собой образец первой советской фотографии, созданной при помощи технологии пост-обработки и фотоколлажа. Александр Михайлович работал в жанре психологического фотопортрета

Он уделял большое внимание освещению лица человека и эмоциональной составляющей его взгляда

Также Родченко первым догадался использовать технику фотомонтажа при оформлении книг. Ярким примером является его работа, выполненная для Владимира Маяковского, ставшего впоследствии большим другом художника.

С 1925 года мастер начинает выставлять свои работы в различных художественных галереях, представляя сразу серии фотографий:

  • 1925 – «Дом на Мясницкой» – серия работ, посвященная уникальному зданию на Мясницкой улице, которое Родченко фотографировал при различном освещении в течение года.
  • 1926 – «Дом Моссельпрома» – аналогичная по выполнению работа, отнявшая, однако, гораздо больше времени у художника.

Конструктивизм и «конец живописи»

В октябре 1917-го года авангардисты начали активно сотрудничать с большевиками. Они создали профсоюз художников-живописцев, в котором Родченко занял место секретаря Молодой Федерации. Он поддерживал молодой большевистский режим, был сторонником левых идей, участвовал в большинстве художественных партийных проектов. Несколько лет Александр работал в Наркомате просвещения, затем стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомате, которая разрабатывала стилистический язык советской авангардной архитектуры), был одним из организаторов РАБИС — Союза работников искусств. В то время сами художники определяли, как будет развиваться советское «искусство для народа».

В Живскульптархе Родченко разрабатывал концепцию «города с верхним фасадом». Он верил, что в будущем, благодаря новым технологиям, люди будут летать над городом и любоваться городским пейзажем с непривычного для них ракурса — сверху. Он проектировал конструкции, переходы и висящие блоки на крышах и стенах зданий, которые и должны были стать «верхним фасадом города». Такая перспектива открывала бы для зрителя уникальные виды, новый взгляд на повседневность.

В 1920-м году сформировалось первое конструктивистское объединение — группа нового художественного видения в советской России. Ее участники считали, что творчество должно быть утилитарным, то есть практичным и удобным, а форма вещей максимально простой и запоминающейся. Советское правительство поддерживало эти идеи, потому что такой взгляд соответствовал большевистской идеологии об искусстве для народа — «производственном искусстве».

В 1921-м году Родченко объявил о «конце живописи»: «Я довел живопись до логического конца. Я выставил 3 холста: красный, синий и желтый. Все кончилось». «Искусство ради искусства» умерло, утверждал автор, наступил новый этап в жизни страны.

Александр Родченко. Красный. Желтый. Синий, 1921 год

В то же время Александр Родченко начал преподавать во е — на Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели-конструктивисты обучали «производственному искусству»: учили проектировать многофункциональные предметы, используя возможности формы и трансформирующейся структуры. Красота нового искусства рождалась из практичности и удобства. Многие выпускники курсов ВХУТЕМАС стали ведущими советскими дизайнерами.

Библиография

  • Родченко А. М. «Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма». М., «Советский художник», 1982. — 224 с., 10 000 экз.
  • Волков-Ланнит Л. «Александр Родченко» Советское Фото, № 12, 1961. стр. 19-22
  • Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. Фотографии. — М.: Планета, 1987. — 192 с. — 10 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: russian7.ru, , 

Александр Родченко: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Александр Родченко: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Закат творчества и наследие

В 1928-м году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Это было начало конца: советская власть, которая сначала поддерживала творцов-новаторов, к экспериментальной фотографии оказалась не готова к этому. Сказалось и общее ужесточение режима, который принимал форму тоталитаризма. Авангардистов обвинили в формализме, что для Родченко, который всецело поддерживал советскую власть и социалистические идеи, стало ударом.

Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.

В 1938-м году Родченко и Степанова выпустили парадный альбом о грядущих переменах в столице, разработанных Моссоветом — «Москва реконструируется». Они должны были доступно в художественной форме показать жителям столицы планируемые изменения, запечатлеть жизнь города на фотографиях или в графике, показать динамику движения Москвы в светлое будущее. Альбом стал достоянием полиграфического искусства: в книге сочетались графика, фотография, кинематографическое повествование и трехмерные конструктивные вставки.

В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.

Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.

Тяжелый период творческой жизни Родченко хорошо описывают слова его дочери: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи».

Революция в фотографии

С 1924-го года Родченко полностью посвятил себя фотографии. Тогда начал формироваться его авангардистский стиль, который стал настоящей революцией в искусстве. Первая фотосерия Родченко — шесть портретов Маяковского, снятых в мастерской Родченко на Мясницкой. Затем он запечатлел друзей и родных, самых важных людей его творческой жизни: супругов Брик, А. М. Довженко, мать. Он снимал без характерных светотеней, фонов, обобщений, которые обычно использовались в фото­ателье. Основной локацией для ранних фотоэкспериментов в городской среде стала Москва: современный индустриальный динамично развивающийся город, устремленный в будущее.

Манера Родченко все больше наполнялась эстетикой конструктивизма, демонстрируя «динамику в вещи», подчеркивая пространство и фигурность изображения. Он стремился сделать каждый снимок уникальным при помощи новых приемов. Одним из них был ракурс: повседневные вещи становились необычными в глазах зрителя, если взгляд на них падал под другим углом. «Родченковские» ракурсы «снизу вверх» и «сверху вниз» стали прорывом для каноничного фотоискусства 20-х годов.

Второй революционный прием — диагональ — основа композиции. Линия организовывала пространство и оживляла изображаемый сюжет. А двойная экспозиция, используемая в ряде снимков, превращала статичный кадр в движущийся киноролик.

Основными цветами Родченко были черный и белый. Он также использовал множество серых оттенков. Палитра усиливала ракурс и композицию. Фотограф применял и другие художественные принципы, чтобы выстроить пространство: крупный план, светотень и перспектива. Все это придавало изображению большую выразительность.

Экспериментатор хотел получить необычные кадры, снимая тривиальные ситуации: «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи». Строящаяся советская реальность стала идеальным полем для Родченко.

Современные фотографы используют принципы, разработанные отечественным фотоискусством: авторы «искажают» композицию и перспективу, ритмично задействуют цветовые палитры. Во второй половине 1920-х годов, когда в стране развивался тоталитаризм, Александр Родченко смог найти свободу для творчества. Он показал, что смелость и отсутствие канонов — основа фотографии. Это идея определяет и современное искусство.

Заключение

Александр Родченко был настоящим экспериментатором, основателем школы технической конструктивистской эстетики: свое предназначение он видел в сломе закостенелого и традиционного. Вдохновение художник находил в повседневных сюжетах. Так он раскрывал свой характер: в жизни мастер был скрытным, не позволял сентиментальности в обществе, но в его сюжетах открывался необыкновенный темперамент, энергичный и решительный нрав.

В последние годы Родченко впал в депрессию, дневниковые записи полны пессимизма: он жаловался, что жизнь с каждым днем становилось все скучнее, работы не было. Для пары Родченко-Степанова началась темная полоса.

В 1956-м году Александр Родченко умер, не дожив до первой персональной выставки, организованной Верой Степановой.
Последние годы изменили представление Родченко о власти и возможностях советского искусства: он отказался от поиска нового в повседневном и подчинился законам социалистического реализма, которые установила тоталитарная власть.

Смелое наследие Родченко осталось в истории. Искусство, ставшее памятником авангардной культуры. Вне времени и пространства. Современные художники, фотографы, дизайнеры помнят его яркие образы, обращаются к его специфическим техникам и работают с тем же свободным искусством, которое в свое время развивал Александр Родченко.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий