Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида Евгеньевна – картины художницы.

З. Серебрякова Перед грозой Село Нескучное

З. Серебрякова Горный пейзаж Швейцария

З. СЕребрякова Крестьянка с квасником

З. Серебрякова «Так заснул Бинька»

З. Серебрякова «Девочки сильфиды»

З. Серебрякова «Женщина с коромыслом»

«Автопортрет с дочерьми».

З. Серебрякова «Катя с куклами»

З.Серебрякова. Портрет дамы с собачкой

З Серебрякова «С.Прокофьев «

З. Серебрякова «Девочка в розовом»

З. Серебрякова «Сын Александр»

Смотрите еще!

Жили были дед да баба

Здравствуй, сладкая Пасха!

Колода карт

Фанни Ардан

Зонтик. Леонид Енгибаров.

Волшебные фотографии Кристины

Розовые сады от Bill Inman

Духовная поэзия Зинаиды Миркиной

О женщинах с улыбкой

Галя Моррелл – будьте выше своей судьбы!

Творчество Серебряковой

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За завтраком», «Балерины в уборной».

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Поездки в Марокко

В 1928 г. после написания серии портретов для бельгийского предпринимателя, на заработанные деньги Зинаида и Екатерина Серебряковы отправляются в путешествие по Марокко. Пораженная красотой Востока, Серебрякова делает целую серию этюдов и работ, рисуя восточные улочки и местных жителей.

Вернувшись в Париж, она устраивает выставку «марокканских» работ, собрав огромное количество восторженных отзывов, однако ничего не смогла заработать. Все знакомые отмечали ее непрактичность и неумение продавать свои работы.

В 1932 г. Зинаида Серебрякова повторно едет в Марокко, занимаясь там опять зарисовками и пейзажами. В эти годы к ней смог вырваться сын Александр, который также стал художником. Он занимается декоративной деятельностью, оформляет интерьеры, а также изготавливает на заказ абажуры.

Ее двое детей, приехав в Париж, помогают ей зарабатывать деньги, активно занимаясь различными художественными и декоративными работами.

Трагичный «Карточный домик»

Картина «Карточный домик» Зинаиды Серебряковой была написана спустя несколько месяцев после гибели мужа Бориса, когда художница впроголодь жила с детьми и своей матерью в Харькове, и стала самой трагичной среди ее работ. Сама Серебрякова воспринимала название картины как метафору собственной жизни.

Она была написана масляными красками, которые были последними в тот период, т.к. все деньги уходили на то, чтобы не умереть семье от голода. Жизнь развалилась как карточный домик. И впереди у художницы не было никаких перспектив в творческой и личной жизни, главное на тот момент было — спасти и прокормить детей.

Революция и голод

Революционные события 1917 г. дошли и до Нескучного, принеся пожар и бедствие. Усадьбу Серебряковых спалили «борцы революции», но сама художница с детьми успела из нее выехать с помощью местных крестьян, которые предупредили ее и даже дали в дорогу несколько мешков пшеницы и моркови. Серебряковы переезжают в Харьков к бабушке. Борис в эти месяцы работал в качестве специалиста по дорогам вначале в Сибири, затем в Москве.

Не получая от мужа никаких известий, сильно беспокоясь за него, Зинаида Серебрякова едет его искать, оставив детей у своей матери. Однако уже после их воссоединения в дороге Борис заразился тифом и умер на руках у любящей жены. Зинаида остается одна с 4-мя детьми и престарелой матерью в голодном Харькове. Она подрабатывает в археологическом музее, делая зарисовки доисторических черепов и за эти деньги покупая детям еду.

Дети в России

Двое детей художницы Евгений и Татьяна, оставшиеся в России с бабушкой, жили очень бедно и голодно. Их квартиру уплотнили, и они занимали только одну комнату, которую приходилось отапливать самостоятельно.

В 1933 г. ее мама Е. Н. Лансере, умерла, не выдержав голода и лишений, дети остались сами. Они уже выросли и избрали себе также творческие профессии: Женя стал архитектором, а Татьяна — художником в театре. Постепенно они устроили свою жизнь, создали семьи, однако много лет мечтали встретиться со своей матерью, постоянно ведя с ней переписку.

В 1930-е годы советское правительство приглашало ее вернуться на родину, однако в те годы Серебрякова работала над частным заказом в Бельгии, а затем началась Вторая мировая война. Уже после окончания войны она сильно заболела и не решилась на переезд.

Только в 1960 г. Татьяна смогла приехать в Париж и увидеть свою маму, спустя 36 лет после расставания.

Выставка в 2017 году

Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее — самая большая за последние 30 лет (200 картин и рисунков), приуроченная к 50-летию со дня смерти художницы, проходит с апреля до конца июля 2017 г.

Предыдущая ретроспектива ее работ состоялась в 1986 г., затем были осуществлены некоторые проекты, которые показывали ее работы в Русском музее в Петербурге и на небольших частных выставках.

В этот раз кураторы французского фонда Fondation Serebriakoff собрали большое количество работ, чтобы сделать грандиозную выставку, которая в течение лета 2017 будет размещаться на 2-х этажах Инженерного корпуса галереи.

Ретроспектива расположена по хронологии, что позволит зрителю увидеть различные творческие линии художницы Зинаиды Серебряковой, начиная от ранних портретов и балетных работ танцовщиц Мариинского театра, которые были сделаны в России в 20-е годы. Всем ее картинам присущи эмоциональность и лирика, позитивное ощущение жизни. В отдельном зале представлены работы с изображениями ее детей.

На следующем этаже собраны работы, созданные в Париже в эмиграции, в их числе:

  • бельгийские панно, сделанные на заказ барона де Броуэра (1937-1937), которые одно время считались погибшими во время войны;
  • марокканские эскизы и зарисовки, написанные в 1928 и 1932 гг.;
  • портреты русских эмигрантов, которые были написаны в Париже;
  • пейзажи и этюды природы Франции, Испании и др.

Немного биографии Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.

Автопортрет (1900), Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова родилась в талантливой и благополучной семье в 1884 году, она была шестым и последним ребенком. Отец – известный скульптор, мать – художница (дочь знаменитого архитектора Николая Бенуа). Практически все ее родственники – яркие деятели искусства. Поэтому не удивительно, что девочка чувствовала потребность рисовать с самого раннего возраста и отдавала своему любимому занятию все время. Родная усадьба «Нескучное», где она родилась, а потом проводила все летние месяцы, стала главной художественной школой Зинаиды. Большую часть года семья жила в Петербурге, но в усадьбе девушка работает с особенным упоением. Ей очень нравилось рисовать крестьянских девушек, пейзажи родного края…

З. Серебрякова «Крестьяне -Обед»

Потом она напишет цикл картин на тему народной жизни.

З. Серебрякова «Беление холста»

Серебрякова Зинаида Евгеньевна1884–1967

10 (22) декабря 1884 (имение Нескучное Курской губернии) — 19 сентября 1967 (Париж)

Живописец, рисовальщик

Выросла в художественной семье: отец — Евгений Александрович Лансере — скульптор, дед — Николай Леонтьевич Бенуа — архитектор, брат — Евгений Евгеньевич Лансере и дядя — Александр Николаевич Бенуа — художники. В 1886, после смерти отца, переехала в Петербург, в дом деда.

Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге. В 1901 недолго посещала художественную школу княгини М. К. Тенишевой. В 1902–1903 посетила Италию. В 1903–1905 занималась в мастерской О. Э. Браза в Петербурге. Копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. Каждое лето проводила в Нескучном, где делала свои первые работы. В 1905 вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения. Имела четверых детей (Евгений, род. 1906, Александр, род. 1907, Татьяна, род. 1911, Екатерина, род. 1913).

В 1918–1920 жила в Харькове, работала в Археологическом музее при университете. В 1919 овдовела. В 1920 вернулась в Петроград. В августе 1924 эмигрировала во Францию, поселилась в Париже. В 1925–1926 совершила путешествие по Англии, в 1927 посетила Германию и Бельгию. В 1928 и 1932 осуществила поездки в Марокко. В течение 1929–1939, 1945–1959 неоднократно бывала в Италии, Швейцарии, Англии, Бельгии.

Несмотря на активное участие в выставках, творчество художницы не получило «широкого признания» в Европе. Персональные выставки Серебряковой состоялись в галерее «Шарпантье» в Париже (1927, 1930/1931, 1932, 1938), галерее В. Гиршмана и галерее Бернхейма (1929). В 1931 совместно с Д. Д. Бушеном, провела выставки в Брюсселе и Антверпене. Принимала участие в выставках русского искусства в США (передвижная, 1924/1925), Париже (1927 и 1932), Брюсселе (1928), Берлине и Белграде (1930), Риге (1932), Праге (1935).

В 1934–1935 создала декоративные панно «Флора», «Правосудие», «Искусство», «Свет» для особняка барона Броуэра под Брюсселем.

В 1965–1966 в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске, а также в 1987 в Москве состоялись большие ретроспективные выставки Серебряковой.

Художница умерла в возрасте восьмидесяти двух лет и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа, под Парижем.

Творчество Серебряковой можно отнести к направлению неоклассицизма в русском искусстве, наиболее последовательными представителями которого были Александр Яковлев и Василий Шухаев. Истоки искусства Серебряковой — это русский крестьянский жанр Алексея Венецианова и итальянские мастера XIV–XVI веков.

Серебрякова оставила значительное живописное и графическое наследие, которое преимущественно находится в коллекциях отечественных музеев (Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее), а также в частных собраниях.

Биография Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном»

Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Примечания

  1. 12 Серебрякова Зинаида Евгеньевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Zinaida Evgenevna Serebryakova
  4. Бенуа Лансере Серебряковы (неопр.) (недоступная ссылка). www.bls-collection.com. Дата обращения 8 июля 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.[аффилированный источник? ]
  5. Серебряков, Александр Борисович (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 января 2014. Архивировано 30 сентября 2013 года.
  6. Серебрякова, Татьяна Борисовна (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 января 2014. Архивировано 20 ноября 2020 года.
  7. В Париже скончалась художница Екатерина Серебрякова (рус.), ТАСС . Дата обращения 8 июля 2020.
  8. Савицкая Т. А. З. Серебрякова. Избранные произведения. — М. : Советский художник, 1989. — С. 2—3.
  9. Одесский художественный музей. Живопись XVI — начала XX веков. Каталог / Л. Н. Калмановская, Л. Н. Гурова. — Одесса: ИМК «Город мастеров», 1997. — С. 128. — 177 с.
  10. Русакова, 2008, с. 74.
  11. Буряковская, Татьяна. Харьковские «тайны» Зинаиды Серебряковой(неопр.) . Время (27 сентября 2017). Дата обращения 6 августа 2020.
  12. Ефремова, 2006, с. 94.
  13. Русакова, 2008, с. 75.
  14. Русакова, 2008, с. 195.
  15. Русакова, 2008, с. 77.
  16. Русакова, 2008, с. 83—84.
  17. Красиков М. М. Доброе искусство, Конторская 25(неопр.) . Творчество и экскурсии Красикова М. М. (28 ноября 2016). Дата обращения 6 августа 2020.
  18. Русакова, 2008, с. 220—221.
  19. Русакова, 2008, с. 160.

Зинаида Серебрякова: биография, первые успехи в живописи

Она родилась в 1884 г. в знаменитой художественной семье Бенуа-Лансере, которая прославилась несколькими поколениями скульпторов, художников, архитекторов и композиторов. Ее детство прошло в прекрасной творческой атмосфере в кругу большой семьи, окружавшей ее нежностью и заботой.

Семья жила в Петербурге, а на лето всегда переезжала в поместье Нескучное около Харькова. Живописи Зинаида Евгеньевна Серебрякова обучалась частным образом вначале у княгини Тенищевой в Петербурге, далее у портретиста О. Браза. Позднее она продолжила образование в Италии и Франции.

По возвращении из Парижа, художница вступает в общество «Мир искусства», объединявшее художников тех времен, названных впоследствии эпохой Серебряного века. Первый успех пришел к ней в 1910 г., после показа своего автопортрета «За туалетом» (1909), сразу же купленного П. Третьяковым для галереи.

На картине изображена красивая молодая женщина, которая стоит перед зеркалом, занимаясь утренним туалетом. Ее глаза приветливо смотрят на зрителя, рядом на столике разложены женские мелочи: флаконы духов, шкатулка, бусы, стоит незажженная свеча. В этой работе лицо и глаза художницы еще полны радостной молодости и солнца, выражают светлый эмоциональный жизнеутверждающий настрой.

Этапы большого пути

Со студенческой скамьи юная художница старалась воплотить в своих картинах истинную любовь к великолепию окружающего мира. Ее первые полотна – «Сад в цвету» (1908) и «Крестьянская девушка» (1906) – громко «говорят» об этом.

«Мой любимый супруг был в длительной командировке. В 1909 году зима наступила раньше обычного, все покрылось пушистым снегом – везде высокие сугробы, из дома выйти не так просто, как в теплые месяцы. Но в нашем доме уют и красота, я взяла в руки кисть, масло и стала изображать свое отражение в зеркале, а также бусы, две свечи, четыре шпильки для шляпок». Это произведение искусства было впервые представлено публике в начале следующего года.

В 1911 году Зинаида Серебрякова стала членом общества «Мир искусства».

Спустя пять лет Бенуа Александр Николаевич получил выгодный заказ от Казанского вокзала, он пригласил, одаренных живописцев внести свой вклад в работу в их число, попала и Зинаида Евгеньевна. Выбор талантливой женщины пал на тематику Востока. В данный период художница также работает над картиной о славянских мифах, которая так и осталась недописанной.

В 1919 году она попала, в бедственное положение у Зинаиды не было, финансовых средств на покупку масляных красок и художница стала рисовать углем, простым карандашом.

В 1929 году Зинаида Евгеньевна уехала в Марокко. В ее работах снова заиграли яркие краски, стало светить алое солнце, и вернулась давно забытая радость. В жаркой стране Серебрякова рисует Атлас, местных девушек в национальной одежде и юношей с чалмой на голове.

Послереволюционный период творчества Зинаиды Серебряковой.

З. Серебрякова «За завтраком», 1914

Следующий период жизни Зинаиды Серебряковой начался с трагедии. Она теряет любимого мужа, с которым она прожила 10 счастливых лет в любви и согласии, родила 4-х детей. Больше она замуж не выйдет и останется верна своему мужу навсегда

З.Серебрякова «Портрет Б.А.Серебрякова» ок.1905

Муж скончался у нее на руках в 39 лет. Именно столько лет было отцу Зинаиды, когда он ушел из жизни. Девочке было тогда всего 2 года. Эти ранние смерти двух красивых талантливых мужчин, являются рамками, в которые вошла счастливая безоблачная жизнь художницы. Ее идеальная семья, в которой все так нежно любили друг друга, распалась как карточный домик.

З. Серебрякова «Карточный домик» 1919

После революции Зинаида Серебрякова нашла силы выстоять в сложном катастрофическом для всей страны периоде. Художница ищет новые формы самовыражения. Она хватается за всё. Принимает участие во всех проектах, в которые она могла вписаться в эти новые для нее времена, будь то вывески новых учреждений или большевистские агитплакаты. Страх, боль, отчаяние переполняют сердце. Она находит утешение в работе, особенно, когда пишет портреты своих любимых детей, единственной ее отдушины.

З. Серебрякова «У зеркала»

Беды и лишения были общими для всех, каждый искал пути выживания. Были люди, которые приняли новый уклад жизни и реализовали себя. Но у Зинаиды Серебряковой все сложилось иначе. Она уехала за границу, получив интересный заказ, с надеждой на лучшее будущее. Она работает во Франции и надеется забрать детей. Она их забрала. Но только двоих – дочь Катю и сына Шуру. По очереди и с большим трудом. Так распорядилась Судьба. Александр и Екатерина стали художниками и в течение всей жизни были настоящей  опорой для мамы.

З. Серебрякова «Катя на террасе»

Таня и Женя, оставшиеся в России, были разделены с матерью, но переписка была всегда. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Татьяна стала театральным художником, а Евгений — архитектором-реставратором. Они помогли маме приехать в Москву на ее выставку, были пропагандистами ее творчества, а значит, духовная связь между матерью и детьми постоянно сохранялась. Да и на родине ее не забывали. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования.

З. Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова.

К счастью, искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой не утратило своей ценности как эталона подлинной русской культуры. И сейчас мы видим новый виток популярности картин этой чудесной художницы.

Детские годы

Зинаида Евгеньевна появилась на свет 28 ноября 1884 года. Девочка выросла в большой и дружной семье, которая окружала ее заботой и лаской. Семья проживала в Санкт-Петербурге, а на летние каникулы отправлялась в загородное поместье недалеко от Харькова. В семье Лансеров нельзя было не заниматься живописью: старшие члены семьи часто гласили, что «все наследники выходят из чрева матери с кистью в руке».

·      Отец – Лансере Евгений Александрович. Русский скульптор-анималист.

·      Мать – Лансере Екатерина Николаевна. Художник-график.

·      Дедушка – Бенуа Николай Людовикович. Зодчий.

·      Брат – Евгений Евгеньевич. Занимался графикой.

·      Двоюродный племянник – Устинов Питер Александрович. Британский продюсер и драматург.

Зинаида была ученицей весьма непродолжительное время. В семнадцатилетнем возрасте девушка несколько месяцев обучалась в художественной школе, которую основала Мария Тенишева. «Неистово трудилась, много рисовала, не гналась за художественной модой. У Зинаиды получалась работа, если она вкладывала в нее душу», – говорил о ней родной брат Евгений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий