Биография
Родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда Московской губернии (ныне — поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы).
В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. Изучал естественные науки и философию, в которой потом совершенствовался в Гейдельберге и Берлине. Получил золотую и серебряную медали за предоставленные на конкурс сочинения (одно математическое: «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое — гуманитарного характера).
В доме отца, ветерана войны 1812 года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета — Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Салиас-де-Турнемир).
Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Деманш, ставшей его любовницей. Несчастным стечением обстоятельств он был вовлечён в дело об убийстве Деманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге[источник не указан 2890 дней]. Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление. Вопрос о причастности драматурга к этому убийству остаётся предметом споров между его биографами, однако предпочтительной представляется версия о его невиновности.
Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей создал свою первую и самую популярную пьесу. «Свадьба Кречинского», написанная в 1850—1854 годах, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 году была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одной из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») изданы в 1869 году под заглавием: «Картины прошедшего».
В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К. Д. Ушинского устроил в своём имении Новое Мологского уезда Ярославской губернии, куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей. После пожара семинария была переведена в Углич (ныне это Угличский педагогический колледж). В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина.
Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов «Учение Всемира».
В 1900 году он переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной — Луизой в Больё-сюр-Мер, недалеко от Ниццы, где и скончался 24 марта 1903 года от воспаления легких. Был похоронен на местном кладбище. В 1988 году прах А. В. Кобылина и умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом дочери Луизы был извлечён из могил, у которых закончился неоплаченный срок хранения и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище. 21 сентября 2009 года в рамках Европейских дней сохранения культурного наследия на кладбище в Больё-сюр-Мер состоялось открытие мемориальной доски, которая должна закрыть ячейку колумбария. где покоятся останки Сухово-Кобылина.
Новые публикации
РКИ в эпоху пандемии 28.04.2021
27 апреля 2021 г. состоялся Международный онлайн-семинар «РКИ в эпоху пандемии», посвящённый наиболее успешным практикам работы в новых для отрасли условиях. Семинар был организован Центром «Златоуст» (Санкт-Петербург) и Русским домом науки и культуры в Париже.
Юные техники русского зарубежья 28.04.2021
В 2021 году отмечается 100-летний юбилей кружкового движения в России. В новые времена кружки трансформировались, но сохранились и классические сообщества авиамоделистов, судомоделистов, ДОСААФ, станции юных техников. Причём не только в России, но и за рубежом.
Баттл на балалайках 26.04.2021
I Международный онлайн-конкурс «Балалайка – душа России» собрал участников со всей страны, а также с Украины, из Белоруссии, Донецкой Народной Республики. О том, что балалайка сегодня – это уже не только народные наигрыши, а вполне современная музыка и даже джаз, рассказал директор Московского фестиваля «Балалайка – душа России» Михаил Киселёв.
Волонтёры из ФРГ: поможем Донбассу! 26.04.2021
Уже 28-ю фуру с гуманитарным грузом в Донбасс немецкие волонтёры снаряжали без оглядки на пандемию и стягивающиеся к линии разграничения украинские войска. «Прорвёмся!», – решили они.
Верба зацвела – весна пришла 25.04.2021
Основной атрибут Вербного воскресенья, конечно же, скромная верба. Однако этот символ весны и обновления жизни не так прост, как кажется на первый взгляд. Принято считать, что верба приносит счастье в дом, охраняет его обитателей от напастей. Она неприхотлива и жизнелюбива, растёт и множится с большим удовольствием…
«Пока в России не до музыки». Эмигрантский путь Сергея Прокофьева и возвращение на родину 23.04.2021
«Иногда я бродил по огромному парку в центре Нью-Йорка и, глядя на небоскрёбы, окаймлявшие его, с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки…» – писал Сергей Прокофьев в 1918 году, сразу после эмиграции.
Эффективный Русский мир 22.04.2021
Участники круглого стола по вопросам правовой защиты соотечественников за рубежом признали, что в нынешних непростых для России внешнеполитических условиях возросло и давление на наших соотечественников, которые всё чаще подвергаются преследованию. Одно из предложений, которое возникло в ходе обсуждения, – создание ситуационного центра, своего рода оперативного штаба по поддержке соотечественников за рубежом.
Как советские детские книги стали культовыми в Индии 21.04.2021
Литературное наследие СССР продолжает жить в Индии. Уже став взрослыми, многие индусы, когда-то с упоением читавшие советские книжки и журналы, сохранили любовь к книгам своего детства и даже занялись их коллекционированием. Здесь также ценят научную и учебную литературу, издававшуюся в СССР, особенно по точным и инженерным специальностям, – эти книги до сих пор пользуются спросом среди студентов индийских политехов.
Литература
- Сухово-Кобылин, Александр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гроссман Л. П. Преступление Сухово-Кобылина. 2-е изд., доп. — Л., 1928.
- Гроссман Л. П. Театр Сухово-Кобылина. — М.—Л., 1940.
- Гроссман Л. П. Нераскрытое убийство. Чем мешала Александру Сухово-Кобылину Луиза Деманш. — М.: Алгоритм; Эксмо, 2008.
- Гроссман В. А. Дело Сухово-Кобылина. — М.: Художественная литература, 1936.
- Милонов Н. А. Драматургия А. В. Сухово-Кобылина. — Тула: Тульское книжное издательство, 1956. — 112 с.
- Рудницкий К. Л. А. В. Сухово-Кобылин: Очерк жизни и творчества. — М., 1974.
- Старосельская Н. Д. Сухово-Кобылин. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей.) — ISBN 5-235-02566-0
- А. В. Сухово-Кобылин: библиографический указатель литературы о жизни и творчестве писателя, постановках трилогии / [Сост. Е. К. Соколинский]. — СПб.: Гиперион, 2001. — 163, с. — ISBN 5-89332-046-8
- Дело Сухово-Кобылина. / Сост. В. М. Селезнёв, Е. О. Селезёва. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 544 с. — (Россия в мемуарах). — ISBN 5-86793-210-9
- Соколинский Е. К. Гротеск в театре и Сухово-Кобылин. — СПб., 2012. — 278 с.
- Отрошенко В. О. Сухово-Кобылин : Роман-расследование о судьбе и уголовном деле русского драматурга. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 297, с., л. ил. — (Жизнь замечательных людей. Малая серия; вып. 56). — ISBN 978-5-235-03666-6.
История жизни Александра Васильевича Сухово-Кобылина
Во всех трех пьесах Сухово-Кобылин исследует искусственно состряпанное дело о подлоге, сопровождая развитие действия сгущением сатирических красок и гротескно-мрачных тонов. Финал предыдущей пьесы служит завязкой следующей. Первая пьеса начинается как вполне традиционная и смешная комедия о промотавшемся игроке Кречинском, стремящемся женитьбой поправить свои денежные дела. Но главный герой оказывается далеко не комическим персонажем – это жестокий циник. Сложность образа подчеркивает «тень» Кречинского – его прихлебатель и подручный Расплюев, полностью опрокидывающий привычное понимание «маленького человека».
Расплюев стал нарицательным образом мелкого подонка, не имеющего за душой ничего святого. Благородная барышня Лидия Муромская обманута и опозорена не только мошенничеством Кречинского – ее семья попадает в паучьи сети чиновничьего сутяжничества. Водевильная ситуация обманутой столичным хлыщом провинциалки в последнем действии неожиданно окрашивается в драматические тона. Благородный поступок Лидии, принявшей на себя чужую вину, в финале становится завязкой следующей пьесы – драмы Дело, в которой дело о подлоге затягивается и превращается в «черную дыру», всасывающую в себя все состояние и саму жизнь Муромских. «Колеса, шкивы и шестерни» чиновничьей машины перемалывают свою жертву. Умирает вконец разоренный отец Лидии. Семейные деньги присваиваются самым хитрым и ловким чиновником Варравиным. Финал Дела – присвоение денег – становится завязкой следующей пьесы Смерть Тарелкина.
Авторское жанровое определение горько-иронично. В «комедии-шутке» Смерть Тарелкина нет ни одного персонажа, вызывающего хотя бы сочувствие. В ней показана схватка чиновников-хищников между собой. О характерах действующих лиц можно судить хотя бы по тому, что Расплюев, подонок и ничтожество, в пьесе становится блюстителем порядка – квартальным надзирателем.
Трилогия Сухово-Кобылина изобразила современную ему русскую жизнь в трех составляющих: падение дворянства, беззаконие, распад личности, обуреваемой наживой и местью. Сценическая судьба трилогии (за исключением Свадьбы Кречинского, которая сразу вошла в театральный репертуар) была необычайно трудна. Только в 1917 Вс. Мейерхольд поставил эти пьесы именно как трилогию в Александринском театре.
До конца своих дней Сухово-Кобылин принимал деятельное участие в театральной жизни своих пьес и продолжал заниматься философией. В 1902 он был избран почетным академиком по разряду изящной словесности Российской Академии наук.
Семья
- Отец: Василий Александрович Сухово-Кобылин (1784—1873) — участник походов и генеральных сражений русской армии с наполеоновской армией
- Мать: Мария Ивановна Сухово-Кобылина, урождённая Шепелева (1789—1862)
- Сёстры:
- Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир (1815—1892) — писательница, хозяйка литературного салона.
- Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825—1867) —художница
- Евдокия Васильевна Петрово-Соловово
- Дочь: Луиза, родилась 3 июня 1851 года в Париже (мать — Надежда Нарышкина), названа в память о погибшей француженке Луизе Симон-Деманш; носила фамилию Вебер, после официального признания отцовства — Сухово-Кобылина, в замужестве де Фальтан
- Первая жена: француженка Мари де Буглон из старинного французского рода, венчание состоялось в августе 1859 года в Париже; весной 1860 года заболела туберкулёзом, скончалась 26 октября 1860 года по дороге во Францию на ямской станции в Вилькомире; похоронена во Франции
- Вторая жена: англичанка Эмилия Смит, венчание состоялось в 1867 году; в середине января 1868 года, находясь в России, простудилась и 27 января скончалась; похоронена рядом с Луизой Симон-Деманш