Память
- В 1939 году Театральному училищу при театре имени Е. Б. Вахтангова присвоено имя Б. В. Щукина.
- На доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска (Большой Лёвшинский переулок, 8а).
- Имя Б. Щукина в 1939—1994 годах носил Большой Лёвшинский переулок. Сейчас его имя носит улица в Кашире.
- В 1994 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Игорем Волчеком был создан мультфильм «Скерцо», действие которого проходило в доме-музее имени Б. В. Щукина.
- В 2018 году в Кашире открыт Дом творчества имени Б. В. Щукина.
- В 2019 году в связи с 125-летием Б. В. Щукина было принято решение о создании комнаты-музея известного актёра в Доме творчества. Ведётся комплектование материалов.
- В Донецке есть улица, носящая его имя.
«Иван Васильевич Щукин с сыновьями»
Иван Щукин, сын Василия Петровича, сначала продолжал семейное дело с братьями, но потом захотел создать свое собственное. В 1840-х годах он основал фабрику по производству кисеи, а затем — фирму «Иван Васильевич Щукин», которую в 1878-м преобразовал в торговый дом «Иван Васильевич Щукин с сыновьями». Помещение арендовали у Московского купеческого общества на третьем этаже Шуйского подворья.
Щукинские ситцевые, шелковые, льняные и шерстяные ткани быстро прославились в России и за рубежом. Особенно любили их в Персии (теперь — Иран). Деньги лились рекой.
Иван Щукин носил звание купца первой гильдии и потомственного почетного гражданина, был учредителем и членом комитета Московского коммерческого банка, членом совета Московского учетного банка, гласным Московской городской думы, коммерции советником.
Иван Васильевич любил роскошную жизнь. Он признавал только самые дорогие вина, обожал разнообразные деликатесы. Тратить деньги он любил не только на себя: не жалел средств на нужды церкви, жертвовал больницам, учреждал стипендии, помогал вдовам и сиротам купеческого сословия.
У него было шестеро детей. Совладельцами фирмы он сделал четырех сыновей — Николая, Петра, Сергея и Владимира. Самым достойным своим преемником отец считал старшего, Николая, но того больше интересовала светская жизнь и коллекционирование старинного серебра и картин. Любовь к искусству дети Ивана Васильевича переняли от матери, Екатерины Петровны Боткиной.
Примечания
. Сподвижницы Аввакума сестры Соковнины (в замужестве — Ф. П. Морозова и Е. П. Урусова), заточенные сначала в Боровский острог, а затем в земляную яму, где они в 1675 году скончались. Из опасения паломничества старообрядцев захоронены тайно. Любопытно, что в числе первых приобретений С. И. Щукина были этюды В. И. Сурикова к историческому полотну «Боярыня Морозова», купленному П. М. Третьяковым.
. Этот дар передавался в семье даже через поколения. Профессор медицины Сергей Петрович Боткин не страдал манией собирательства, а сын, врач Сергей Сергеевич, сделался тончайшим коллекционером русского рисунка. А еще доктор С. С. Боткин приходился зятем коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову: он был женат на его дочери Александре.
. По образованию купцу–самоучке Боткину трудно было найти равных. Итальянский и испанский он выучил сам, а французский, немецкий и английский, которые преподавали в пансионе, довел до блеска. Юному Боткину хватило одного года заграничного путешествия по Германии, Франции, Италии, чтобы, вернувшись в 1835 году, заинтересовать своей персоной московских интеллектуалов. «Боткин — молодой купец, недавно приехавший из–за границы, — писал Станкевич, — человек, каких я, кажется, не встречал: столько ума, столько гармонии и святости в душе… Может быть, я увлекаюсь, но нельзя не увлечься, встретив человека, в котором так много прекрасного».
Петербургский исследователь Б. Ф. Егоров, десятилетиями изучавший историю Боткиных, недавно выпустил капитальное исследование о всех поколениях этой семьи. См.: Егоров Б. Ф. Боткины. СПб.: Наука, 2005.
. Михаил был младше Василия на 28 лет.
. «Несмотря на то, что во внешнем нашем положении не было ни малейшего сходства, наше внутреннее заключало в себе много невольно сближающего», — сухо комментировал впоследствии А. А. Фет свое сватовство к Мари Боткиной, которую встретил в доме ее брата. Фет писал, что «она безотлагательно приняла мое предложение, чистосердечно объявив, что у нее ничего нет, за исключением небольшого капитала». Братья вошли в положение сестры и выделили супругам 100 тысяч, на которые и было приобретено ими имение в Орловской губернии. Марии Петровне исполнилось 29 лет, и братья потеряли всякую надежду выдать сестру замуж
«Право, все это сбылось так неожиданно, что я до сих пор боюсь верить. <…> Я радуюсь еще и тому, что Фет человек благоразумный и расчетливый и попусту бросать деньги не любит, — а это в муже и при их средствах вещь не последней важности
На Машу письма Фета производят действие электричества, а сегодня от депеши она едва могла расписаться о получении ее и несколько минут не могла выговорить ни одного слова», — писал Василий Петрович брату Дмитрию Петровичу.
. До последних дней Иван Васильевич вел деятельную жизнь, хотя, вспоминает Петр Иванович, здоровье уже было не то, и «в театрах отец обыкновенно не досиживал до конца представления, и в ложах Московского Большого театра, где имеется комнатка с диваном, обыкновенно засыпал во время итальянской оперы, несмотря на то, что очень ее любил».
. Как и его старшие братья, С. И. Щукин был крещен в храме Архидиакона Евпла на Мясницкой — Щукины жили в его приходе; младших крестили в церкви Успения на Покровке. Оба храма снесены в советское время.
. Уроженцами Мюльгаузена были химик–колорист Штейнбах, внедривший ручную набивку многоколерных рисунков, и его зять рисовальщик Эмиль Циндель, основатель учрежденного в 1874 году в Москве Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель», продукцией которого торговали Щукины.
. После женитьбы на племяннице Марии Петровны Фет–Боткиной ученый–агроном А. И. Иост, управлявший орловскими имениями Фета и его родственников, станет управляющим сахарным заводом Боткиных. Алексей Лагодин, муж четвертой сестры — Антонины Щукиной, тоже был специалистом по сахароварению.
. Надежда Щукина вышла замуж за товарища прокурора Тульского окружного суда Александра Мясново. После революции ей удавалось переписываться с сыном Николаем, которого приютил у себя в Париже брат Сергей Иванович. Благодаря письмам, доходившим до Надежды Ивановны из Франции, и стали известны некоторые подробности жизни семьи ее любимого брата в эмиграции.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Младший брат — Жан Броше
Младший брат Сергея Щукина Иван тоже был коллекционером, а также известным журналистом, критиком. Он окончил Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая, затем юридический факультет МГУ. Предпринимательство совсем его не интересовало, еще в годы учебы молодой человек писал об искусстве для московских газет и журналов под псевдонимом Жан Броше (Jean — франкофонный вариант имени Иван, а Brochet в переводе с французского — «щука»).
Как коллекционер он специализировался на философских и богословских книгах, а также картинах импрессионистов. Именно он познакомил с их творчеством старшего брата Сергея и первым в семье начал покупать Сезанна. Со временем испанские импрессионисты вытеснили в его сердце французов: старая коллекция была продана, начала собираться новая. Близким другом Ивана стал художник Игнасио Сулоага.
В 1895 году Щукин переехал в Париж. Там он основал российский художественный и литературный кружок, который назвали «Щукинскими вторниками». Среди участников были Антон Чехов, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и многие другие. Молодой человек дружил с Пьером Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Огюстом Роденом.
В это время оказалось, что многие картины испанской коллекции поддельные, поэтому Щукин не смог продать их, когда того требовала плачевная финансовая ситуация. В семейный бизнес он так и не влился, братья не стремились ему помогать, пришлось влезть в долги. Иван Щукин трагически погиб в 33 года. Подлинные картины из коллекции отправились в европейские музеи.
Роли пролетариев
Борис ЩукинКадр из фильма «Летчики», 1935 г.
Переломным в судьбе театра Вахтангова оказался 1925 год, когда начали ставить первые спектакли по советским пьесам. Они были посвящены, естественно, героике Гражданской войны, борьбы с врагами Советской власти и становления социалистического государства. Щукин «поймал волну» в изображении несколько простоватых, но горячо преданных новому делу людей. Амплуа было выбрано очень убедительно, актера заметил сам министр культуры Анатолий Луначарский.
А в 1932 году Щукину очень удалась роль Егора Булычева в одноименной постановке Бориса Захавы. Персонаж — очень энергичный человек, который с большим трагизмом осознает, что его время проходит. Но он цепляется за жизнь, старается уберечь молодое поколение от своих собственных ошибок. Эта была та роль, которая поглощает актера без остатка, заставляет выложиться на все 100! И, соответственно, убивает очень много нервных клеток, потому что нужно играть с надрывом.
Пьеса очень понравилась Горькому, возможно, он до конца и сам не представлял, что его героя можно играть с таким накалом. Первый пролетарский писатель отплатил актеру хорошей монетой: настоял на том, чтобы именно Щукину доверили играть роль Владимира Ильича Ленина в спектаклях, подготавливаемых к 20-летию со дня победоносной Октябрьской революции. И хотя сам Горький вскоре скончался, но роли у Щукина отбирать не стали…
Биография
Борис Щукин родился, по одним данным, в Москве, по другим — в Кашире Тульской губернии, в семье служащего.
В 1899 году семья Щукиных переехала в Каширу (ныне Московской области), где отец владел железнодорожным буфетом.
ЩУКИН, БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ (1894–1939), русский актер. Народный артист СССР (1936). Лауреат Государственной премии СССР (1941, посмертно). Родился 5 (17) апрел…Все видео
В 1902 году Борис поступил в трёхклассное железнодорожное училище (начальную школу при железнодорожной станции Кашира). Уровень образования, полученный в этом учебном заведении, был крайне невысоким. В 1905 году отец послал его учиться в Москву, в частное реальное училище Воскресенского. Из-за разницы в программах мальчику пришлось повторить начальное образование вновь, начиная с 1-го класса.
Реальное училище Борис Щукин закончил в 1912 году, после чего некоторое время работал, одновременно играя свои первые роли в любительском театре, который был открыт в том же году при станции местным отделением Общества попечительства о народной трезвости.
В 1913 году продолжил образование, поступив на механическое отделение Московского высшего технического училища. В начале осени 1916 года царское правительство призвало в армию студентов старших курсов высших учебных заведений. По завершении четырёхмесячных курсов по подготовке офицеров в московском Александровском военном училище Борис Щукин получил звание прапорщика, и в декабре 1916 года был направлен на службу в запасный полк, расквартированный в Саратове, где обучал солдат. В свободное от службы время выступал на местных сценах, где завоевал симпатии офицеров и солдат.
Осенью 1917 года, при Временном правительстве, Щукин был направлен на фронт — в Калишскую губернию, в район реки Стоход, вдоль которой находились позиции Калишского пограничного полка.
После заключения Брестского мира в 1918 году участник Первой мировой войны прапорщик Щукин был демобилизован и вернулся в Каширу, где работал слесарем железнодорожного депо, помощником машиниста паровоза. Для заработков пригодилось и умение фотографировать, которым Щукин владел профессионально. После организации курсов всевобуча местный отдел всеобщего военного обучения принял бывшего прапорщика на работу на должность инструктора. В августе 1919 года Щукин вернулся на кадровую военную службу в Красную Армию и был направлен в Москву, где получил назначение на должность адъютанта школы старших инструкторов при 2-й артиллерийской бригаде.
Ещё в 1920 году Щукин поступил в драматическую студию под руководством Е. Б. Вахтангова (3-я студия МХАТ), однако в первые месяцы учёбу в ней приходилось сочетать с воинской службой (разрешение демобилизоваться из 2-й артиллерийской бригады Щукин получил только в 1921 году). По окончании студии был принят в труппу Театра им. Вахтангова.
Большое влияние на творчество Щукина оказала эстетика его учителя Е. Б. Вахтангова с её яркой театральностью, иронией, близостью народной буффонаде, гротеску.
Щукин являлся одним из крупнейших представителей советской реалистической школы, блестяще соединявшим в своём искусстве комедийное и драматическое начала.
Щукин был одним из первых советских актёров, воплотивших на сцене и в кино образ Ленина и заложившим традиции исполнения этой роли.
Выступал и как режиссёр, принимал участие в постановке спектаклей: «Темп» Н. A. Погодина (1930, совм. с др. режиссёрами), «Человеческая комедия» по О. Бальзаку (1934, совм. с Козловским) и др.
Вёл педагогическую работу в школе при театре (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина.
Б. В. Щукин умер 7 октября 1939 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Биография
Борис Щукин родился в Москве (по другим источникам — в Кашире Тульской губернии), в семье служащего.
В 1899 году семья Щукиных переехала в Каширу (ныне Московской области), где отец владел железнодорожным буфетом.
В 1902 году поступил в трёхклассное железнодорожное училище (начальную школу при железнодорожной станции «Кашира»). Уровень образования, полученный в этом учебном заведении, был крайне невысоким. В 1905 году отец послал его учиться в Московское частное реальное училище К. П. Воскресенского. Из-за разницы в программах мальчику пришлось повторить начальное образование вновь, начиная с 1-го класса.
Реальное училище окончил в 1912 году, после чего некоторое время работал, одновременно играя свои первые роли в любительском театре, который был открыт в том же году при станции местным отделением Общества попечительства о народной трезвости.
В 1913 году продолжил образование, поступив на механическое отделение Императорского Московского технического училища. В начале осени 1916 года царское правительство призвало в армию студентов старших курсов высших учебных заведений. По завершении четырёхмесячных курсов по подготовке офицеров в московском Александровском военном училище получил звание прапорщика, и в декабре 1916 года был направлен на службу в запасный полк, расквартированный в Саратове, где обучал солдат. В свободное от службы время выступал на местных сценах, где завоевал симпатии офицеров и солдат.
Осенью 1917 года, при Временном правительстве, был направлен на фронт — в Калишскую губернию, в район реки Стоход, вдоль которой находились позиции Калишского пограничного полка.
После заключения Брестского мира в 1918 году участник Первой мировой войны прапорщик Борис Щукин был демобилизован и вернулся в Каширу, где работал слесарем железнодорожного депо, помощником машиниста паровоза. Для заработков пригодилось и умение фотографировать, которым он владел профессионально. После организации курсов всевобуча местный отдел всеобщего военного обучения принял бывшего прапорщика на работу на должность инструктора. В августе 1919 года вернулся на кадровую военную службу в Красную Армию и был направлен в Москву, где получил назначение на должность адъютанта школы старших инструкторов при 2-й артиллерийской бригаде.
Ещё в 1920 году поступил в драматическую студию под руководством Е. Б. Вахтангова (с 1921 — 3-я студия МХАТ, ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина), однако в первые месяцы учёбу в ней приходилось сочетать с воинской службой (разрешение демобилизоваться из 2-й артиллерийской бригады получил только в 1921 году). По окончании студии был принят в труппу Театра им. Е. Б. Вахтангова.
Большое влияние на творчество актёра оказала эстетика его учителя Е. Б. Вахтангова с её яркой театральностью, иронией, близостью народной буффонаде, гротеску. Был одним из крупнейших представителей советской реалистической школы, блестяще соединявшим в своём искусстве комедийное и драматическое начала. Один из первых советских актёров, воплотивших на сцене и в кино образ Ленина и заложивших традиции исполнения этой роли.
Выступал и как режиссёр, принимал участие в постановке спектаклей.
Вёл педагогическую работу в школе при театре (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).
Борис Васильевич Щукин умер 7 октября 1939 года в Москве от болезни сердца. Похоронен 9 октября 1939 года на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Поклонник Матисса и Пикассо
Искусство тоже было не чуждо «дикобразу»
Правда, всерьез он обратил на него внимание после сорока. В 1896 году он побывал во Франции, где увидел полотна импрессионистов и постимпрессионистов и начал скупать их
Особенно ему пришлись по нраву Поль Сезанн, Пюви де Шаванн, Поль Синьяк. Кстати, Сергей Щукин стал первым русским, купившим картину Клода Моне (это было полотно «Скалы в Бель-Иль»). Тогда все эти художники еще не получили всеобщего признания и Щукина называли чудаком.
Еще одной страстью Сергея Ивановича было творчество Анри Матисса, ставшего для него настоящим другом. Того поначалу совсем не понимали в России. Сергей Иванович писал Матиссу: «Из-за Вас надо мной понемногу издеваются». Тем не менее он любил подтрунивать над посетителями, которые приходили к нему на экскурсии, и часто говорил, показывая на любимые картины: «Сумасшедший писал, сумасшедший купил».
С Матиссом они познакомились в 1905 году. Щукин побывал в его мастерской, а потом пригласил в гости. Художник, довольный радушным приемом, сделал два декоративных панно для лестницы дома Щукина («Танец» и «Музыка»). Он познакомил Щукина с Пабло Пикассо, и коллекция предпринимателя пополнилась и его картинами («Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса», «Любительница абсента», «Женщина с веером» и многое другое). Обоим художникам Щукин щедро помогал деньгами.
Примерно в это же время погиб 17-летний сын Щукина, Сергей-младший. Вскоре не стало и жены Лидии. Еще через два года умер еще один сын, Григорий. Недоброжелатели почему-то винили в несчастьях «странные» картины. У Щукина осталось двое детей — дочь Екатерина и сын Иван (стал создателем самой крупной в Европе библиотеки русской философской и религиозной мысли, доктором Сорбонны по истории восточных искусств).
Свою коллекцию Щукин завещал Третьяковской галерее. Это решение он принял в ночь смерти супруги. А еще он пожертвовал 200 тысяч рублей на строительство Психологического института: его возлюбленная горячо увлекалась психологией. Учреждению присвоили ее имя (сейчас это Психологический институт Российской академии образования). На его содержание Щукин тоже исправно выделял деньги. В 1915 году женился повторно, родилась дочь Ирина.
После революции 1917-го коллекцию национализировали. Сергей Иванович отправил семью в Германию, а сам остался в России. Его дом стал музеем, Щукина взяли туда в качестве хранителя и экскурсовода. В здании ему выделили крохотную комнату. В таких условиях он выдержал год, после чего отправился во Францию. Накопленные средства позволяли жить, не нуждаясь, но на бизнесе, как и на коллекционировании, был поставлен крест.
Сергей Щукин умер в 1936 году. За несколько лет до кончины он сказал, отвечая на вопрос о своей коллекции: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Любительская студия при депо
Борис Щукин
В Москву он не поехал, справедливо полагая, что все самые трагические события только-только начинаются. Решил отсидеться в скромной Кашире, где его охотно приняли слесарем в паровозное депо, тем более что «технарей» в то время не хватало. Потом перешел на другую работу — помощником машиниста паровоза. А в свободное время, вечерами посещал любительскую театральную студию при депо.
Вот здесь и осуществилась мечта Щукина стать актером. За недолгие два года он сумел сыграть более ста ролей, причем в некоторых спектаклях число его ролей доходило до 4−5.
По иронии судьбы первую значительную роль Щукин сыграл в одной из самых последних работ Вахтангова. В мае 1922 года 39-летний Евгений Багратионович скончался от рака желудка. Но остались его ученики — режиссеры Рубен Симонов (один из первых исполнителей роли Иосифа Сталина), Борис Захава, талантливые актеры. Именно на них и легли основные нагрузки…
Создатель Музея российских древностей
Большие надежды возлагались и на второго сына, Петра. Казалось, молодого человека ждет блестящая карьера: он стажировался в лучших компаниях Берлина, Лиона и Гамбурга, там его высоко ценили как специалиста. К работе в отцовской конторе он подошел во всеоружии. Однако потом стало понятно, что дело всей его жизни вовсе не предпринимательство.
Все свободное время Петр Щукин проводил в поисках редких старинных вещиц, особенно он любил бывать на Сухаревском рынке, где продавали антиквариат. Еще в Лионе он начал собирать редкие французские книги, литографии и гравюры. В командировках часто менял маршрут, чтобы заглянуть к антикварам. В 1891 году он купил земельный участок на Малой Грузинской улице, чтобы построить музей для своей коллекции.
Архитектором стал Борис Фрейденберг, создавший к тому времени проект здания городской думы, Александровского коммерческого училища и многого другого. Фрейденберг и Щукин ездили вместе в Ярославль, осматривали старинные постройки — заказчик хотел получить что-то в таком духе. Выстроенное по проекту Фрейденберга здание в неорусском стиле высоко оценил сам Александр III. Музей российских древностей открылся в 1893 году. Сейчас там находится Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева.
Постоянно пополняемая коллекция быстро заполнила сказочный терем, поэтому хозяин решил построить еще одно здание. Второй проект, также в неорусском стиле, делал архитектор Адольф Эрихсон. Оба дома соединили с помощью подземного тоннеля. Чуть позже рядом появилось еще одно здание — одноэтажный корпус для музейного склада и архива, проектом занимался Федор Кольбе.
В 1895 году Петр Щукин начал издавать «Щукинские сборники» — каталоги своей коллекции. Всего вышло в свет 45 томов. Тогда же его музей начал принимать посетителей — совершенно бесплатно. О самых интересных экспонатах рассказывал сам хозяин. Здесь можно было найти церковные древности, книги (персидские, грузинские, армянские), оружие, ковры, гобелены, старинные предметы быта, украшения, картины русских и зарубежных художников. В 1905 году Щукин передал коллекцию Историческому музею. Коллекцию он продолжал пополнять до самой своей смерти в 1912 году.