Шуман, Роберт

Международный конкурс имени композитора

Биография Шумана и его творчество настолько популярны в музыкальном мире, что нередко организовываются именные конкурсы и награды в честь знаменитого композитора. Еще в 1956 году в Берлине был проведен первый конкурс для исполнителей академической музыки, который называется Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb.

Первое мероприятие было приурочено 100-летию со дня смерти композитора, и первым победителями конкурса стал представитель ГДР Аннерозе Шмидт в номинации «Фортепиано», а также представители СССР: Александр Ведерников, Кира Изотова в номинации «Вокал». Впоследствии конкурсанты из СССР практически каждый год занимали призовые места вплоть до 1985 года. После развала Советского Союза лишь в 1996 году конкурс удалось выиграть представителю из России – Михаилу Мордвинову в номинации «Фортепиано».

Любовь Роберта и Клары

Роберт и Клара

Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.

«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак.
Роберт и Клара Шуман

Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» – цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.

Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились

Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность

В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.

Родились в один день

Дата рождения: 08.06.1810. Возраст: 210.
Знак зодиака: Близнецы (информация о знаке).
Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 40 дней.

ВУЛИЧЕНКО Екатерина Владимировна

Актриса

1 место

АБДУЛЛА (ВАРНИНА) Сюзанна

Певица, победительница шоу “Артист” в 2014 году

2 место

СТОРЧАК Сергей Анатольевич

Заместитель Министра

3 место

ЯКИН Александр Владимирович

Актер

4 место

ПОРУБЕЛЬ Екатерина Олеговна

Актриса

5 место

АУГ Юлия Артуровна

Актриса

6 место

МЕДВЕДЕВ Юрий Митрофанович

Заместитель руководителя

7 место

ЛОГИНОВ Антон Владимирович

заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области

8 место

ЕЛАХОВСКИЙ Денис

Телеведущий

9 место

КОРШУНОВА Клавдия Александровна

Актриса

10 место

ВАСИЛЬЕВ Сергей Александрович

Член Правления, заместитель Председателя

11 место

АХМЕТОВ Спартак Галеевич

Депутат Государственной Думы

12 место

ОСЬМАКОВ Василий Сергеевич

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации

13 место

Межвоенный период

Он Робера Шумана, путе из Мозеля (1929) .После Первой мировой войны Эльзас-Лоррейн был возвращён Франции, а Шуман стал французским ценом в 1919 году.

Шуман стал активен во французской политике. В 1919 году он был впервые избран в качестве члена Палаты депутатов по региональному списку и позже занимал пост депутата от Тьонвиля (Мозель) до 1958 года, с междуречьем во время войны. Внёс крупный вклад в драп и парламентский ход повторного введения французского Гражданского и Торгового кодексов французским парламентом, когда регион Эльзас-Лорраин, находившийся тогда под властью Германии и, таким образом, немецким законодательством, вернулся во Францию. Гармонизация регионального закона с французским получила название “Lex Schuman”. Шуман также расследовал и терпеливо раскрепощал послевоенную коррупцию в сталелитейной промышленности Лоррейна и в Эльзасе и на железнодорожных путях Лоррейна, которые были куплены за дерзкую цену могущественной и влиятельной семьёй де эля в том, что он назвал в парламенте “пил “.

Другие факты

  • В жизни Шуман был весьма закрытым и необщительным человеком.
  • Вместе с Кларой Вик композитор совершил путешествие в Голландию.
  • Большим увлечением Шумана стало языкознание. Он даже работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
  • Когда Шуман впервые увидел Клару Вик, она была одиннадцатилетней девочкой.
  • Разница в возрасте между супругами составляла девять лет.
  • Жена Шумана пережила его на сорок лет.
  • Клара Вик была именитым музыкантом своего времени. Во время многих своих выступлений она играла произведения, сочиненные мужем.
  • В 1844 году Шуман вместе с женой побывал на гастролях в Москве и Санкт-Петербурге.

Учеба юного Роберта Шумана

Клара Вик

По желанию родных Роберт поступил в университет (Лейпцигский, а потом Гейдельбургский). Занятия на юридическом факультете он был намерен совмещать с музыкой. Но с течением времени Шуман понял, что он не юрист, а музыкант, и стал настойчиво добиваться согласия матери (отец к тому времени умер) на то, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Согласие, в конце концов, было дано. Большую роль сыграло ручательство видного педагога Фридриха Вика, который заверил мать Шумана, что из ее сына при условии серьезных занятий получится выдающийся пианист. Авторитет Вика был не пререкаем, ведь его дочь и ученица Клара, тогда еще девочка, уже была концертирующей пианисткой.
Роберт снова перебрался из Гейдельберга в Лейпциг и превратился в старательного и покорного ученика. Считая, что ему надо скорее наверстать упущенное время, он занимался без устали, а для того чтобы добиться свободы движения пальцев, изобрел механическое приспособление. Это изобретение сыграло роковую роль в его жизни – оно привело к неизлечимому заболеванию правой руки.

Роковой удар судьбы

Это был ужасный удар. Ведь Шуман с величайшим трудом добился разрешения родных бросить почти законченное образование и посвятить себя целиком музыке, а в итоге он мог только кое-как непослушными пальцами что-то наигрывать «для себя»… Было от чего прийти в отчаяние. Но без музыки он уже не мог существовать. Еще до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьезно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной

Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание.

Шуман-критик

Известность Шумана-критика предшествовала известности Шумана-композитора.

Шуману было всего двадцать пять лет, когда он отважился на то, чтобы организовать собственный музыкальный журнал. Он стал издателем, редактором и основным автором статей, появлявшихся от имени членов «Давидова братства» – «Давидсбунда».

Того братства, от имени которого выступал шумановский «Новый музыкальный журнал», в действительности не существовало, это была литературная мистификация. Был небольшой кружок единомышленников, но Шуман считал членами братства всех передовых музыкантов, в частности Берлиоза и Шопена, чей творческий дебют он приветствовал восторженной статьей. Сам Шуман подписывался двумя псевдонимами, в которых были воплощены разные стороны его противоречивой натуры и разные грани романтизма. Образ Флорестана – романтика-бунтаря и Эвсебия – романтика-мечтателя мы находим не только в литературных статьях Шумана, но и в его музыкальных произведениях.

Шуман-композитор

А музыки писал он в эти годы много. Одна за другой создавались тетради его фортепианных пьес под непривычным для того времени названиями: «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. Сами названия говорят о том, что в этих пьесах отразились разнообразные жизненные и художественные впечатления Шумана. «В «Крейслериане», например, созданный писателем-романтиком Э. Т. А. Гофманом образ музыканта Крейслера, своим поведением и даже самим существованием бросавшего вызов окружавшей его мещанской среде. «Детские сцены» – мимолетные зарисовки жизни детей: игры, сказки, детские фантазии, то страшные («Пуганье»), то светлые («Грезы»).

Все это относится к области программной музыки

Названия пьес должны дать толчок воображению слушателя, направить его внимание в определенную сторону. Большинство пьес – миниатюры, в лаконичной форме воплощающие какой-то один образ, одно впечатление

Но Шуман часто объединяет их в циклы. Самое известное среди таких сочинений – «Карнавал» – состоит из ряда небольших пьес. Здесь и вальсы, и лирические сцены встреч на балу, и портреты реальных и вымышленных персонажей. Среди них наряду с традиционными карнавальными масками Пьеро, Арлекина, Коломбины мы встречаем Шопена и Паганини, встретим, наконец и самого Шумана в двух лицах – Флорестана и Эвсебия, и юную Кьярину – Клару Вик.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Основные произведения

Основная статья: Список произведений Роберта Шумана

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, ор. 2. Музыка оркестрована Н. Н. Черепниным для балета М. Фокина «Бабочки» (1912).
  • [[Интермеццо op. 4
  • Танцы давидсбюндлеров, ор. 6 (1837)
  • Токката до мажор, ор. 7
  • Allegro си минор, ор. 8
  • Карнавал, ор. 9. Музыка оркестрована в 1902 году группой русских композиторов, среди которых был Н. А. Римский-Корсаков; в 1910 году использована М. М. Фокиным для постановки балета «Карнавал», сюжет которого близок заявленной Р. Шуманом программе цикла.
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14 «Концерт без оркестра»
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, ор. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Блюменштюк, ор. 19
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Ночные пьесы, op. 23
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82
  • Пёстрые листки, op. 99
  • Утренние песни, op. 133
  • Тема с вариациями ми-бемоль мажор

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
  • Konzertstück для четырёх валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134
  • Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, op. 73
  • Märchenerzählungen, Op. 132

Вокальные произведения

  • «Круг песен» (Liederkreis), ор. 24 (сл. Гейне, 9 песен)
  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 12 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта» (Dichterliebe), ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
  • «Семь песен. На память о поэтессе Елизавете Кульман», ор. 104 (1851)
  • «Стихотворения королевы Марии Стюарт», ор. 135, 5 песен (1852)
  • «Геновева». Опера (1848)

Камерная музыка

  • Три струнных квартета
  • фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 63
  • фортепианное трио № 2 Фа мажор, соч. 80
  • фортепианное трио № 3 соль минор, соч. 110
  • Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
  • Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120

Увертюры

  • Увертюра, скерцо и финал для оркестра ор. 52 (1841)
  • Увертюра к опере «Геновева» ор. 81 (1847)
  • Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра ор. 100 (1850—1851)
  • Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой ор. 115 (1848)
  • Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра ор. 128 (1851)
  • Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра ор. 136 (1851)
  • Увертюра к Сценам из «Фауста» Гёте WoO 3 (1853)

Мемориалы

Могила Роберта Шумана в церкви Сен-Квен, в Ски-Шази, недалеко от Меца, Франция Монумент “Оммаж отцам-подкидышам Европы” перед домом Шумана в Ски-Шази Русский художник Жаб Церетели, не 20 октября 2012 года. Статуи представляют четырёх предков Европы – Альчде де Гаспа, Робера Шумана, Жана Монне и Конрада Аденя.

Район Шуман в Брюсселе (включая метро/железнодорожную станцию и тоннель, а также площадь) назван в его честь. Вокруг площади (“Schuman roundabout&quot); можно встретить различные европейские институты, в том числе здание Berlaymont, которое является штаб-квартирой Еврокомиссии и имеет памятник Шуману снаружи, а также ключевые здания Европарламента. В близлежащем парке Цинквантенер находится бюст Шумана как мемориал ему. Европейский парламент присуждает Robert Schuman Scholarship университетским для прохождения стажировки в Европейском парламенте и получения опыта в различных, законодательных процессах и рамках Европейского союза.

Университет социальных наук, названный в его честь, находится в Страссо (Франция) вместе с президентом Авеню Робером Шуманом в Европейском квартале этого города. В Люксембурге есть Rond Point Schuman, Boulevard Robert Schuman, школа под названием Lyc Robert Schuman и Robert Schuman Building, европейского парламента. в E -sur-Alzette, Люксембург, есть Rue Robert Schuman. Дом, где он родился, был восстановлен Европарламентом и может быть посещен, как и его дом в Scy-Chazoи недалеко от Меца.

В 1952 году Шуман был награждён почётной докторской грамотой в Нидерландах, в eke Econom Hog ool Tilburg, в настоящее время Тилбургский университет.

В Аикс-ан-Провансе, городке в Буше- -Роне, Франция, находится авеню Робера Шумана, в которой расположены три университетских здания городка и в Ирландии находится здание в Лимерикском университете по имени “Роберт Шуман”.

В Европейском университетском институте во Флоренции, Италия, находится Центр перспективных исследований им. Роберта Шумана (RSCAS), в центре внимания которого находятся “междисциплинарные, сравнительные и политические исследования по основным вопросам процесса европейской интеграции”.

Институт Роберта Шумана в |, Венгрия, европейский учебный институт семьи Европейской народной партии, занимается пропагандой идеи единой Европы, поддержкой и процессом демократических преобразований в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе, а также развитием христианско-демократических и правоцентристских политических партий также носит имя Роберта Шумана.

В 1965 году Роберт Шуман в Св. Его именем был назван Манг-субурб города Кемптен на юге Баварии.

Интересные факты из биографии

Кто знает, как сложилась бы жизнь композитора, если бы он не повредил пальцы на руке и все-таки стал пианистом… Возможно, Шуман, биография которого оборвалась в 46 лет, прожил бы более долгую жизнь и не помешался бы умом.

Кстати, существует версия, что композитор повредил свои пальцы, создав самодельный тренажер для них по типу инструментов Генри Герца и Тициано Поли. Суть тренажеров в том, что средний палец руки привязывался к бечевке, которая крепилась к потолку. Этот инструмент призван был тренировать выносливость и амплитуду раскрытия пальцев. Но при неумелом использовании можно и порвать сухожилия таким образом.

Существует еще одна версия, по которой Шуману пришлось лечиться от сифилиса модным тогда способом – вдыхать пары ртути, что вызвало побочный эффект в виде паралича пальцев. Но жена Шумана не подтвердила ни одну из этих версий.

Суть творческой мысли Шумана

Шуман больше, чем любой другой композитор, смог воплотить истинную природу романтизма. Он воспринимал музыкальные структуры прежних лет как слишком ограниченные, а потому прилагал много усилий, чтобы разорвать этот круг. В силу его эстетических предпочтений и интеллектуальной глубины ему удалось это сделать.

Он взывал к духовной человечности. Как следствие, при жизни его едва ли понимали должным образом. Это сейчас его работы рассматриваются как смелое и оригинальное явление своего времени.

Несмотря на всю свою новизну, его творчество было тесно связано с традиционной немецкой музыкальной классикой.

Фортепианные произведения Шумана представляют собой концептуальные сюжетные линии из сценок, танцев, масок и женских образов. Кроме того, в его циклах также часто встречаются музыкальные портреты различных композиторов тех времен.

Реализовал Шуман свои идеи и в вокальном творчестве. При этом необычайно высокой была роль инструментального сопровождения.  Но в то же время Шуман крайне негативно относился к виртуозному франтовству и всячески его бичевал в своих публикациях.

Женитьба

Октябрь 1838-го года ознаменовался переездом в Вену. Но его проживание в Вене длилось совсем недолго, и очень скоро он вновь перебрался в Лейпциг. В следующем году он получил звание доктора философии, а 12 октября  сочетался браком с дочерью своего учителя, Кларой Вик, которая к тому же была замечательной пианисткой.

Клара Шуман (1819-1896), супруга Роберта Шумана

В год своего бракосочетания Шуман опубликовал 140 своих композиций. Следующие несколько лет они прожили вполне счастливо, и у них родилось восемь детей. Жена часто исполняла музыку мужа, а тот сопровождал ее в гастрольных поездках.

Но в 1844-м году, когда он вместе со своей женой был в гастрольной поездке в Москве и Санкт-Петербурге, а потом переехал в Дрезден, у него стали проявляться первые признаки нервного расстройства. И лишь спустя пару лет он смог вновь начать писать музыку.

Последние годы жизни

В Голландии Шуман пытался покончить с собой, бросившись в Рейн

В 1850-1853-е годы он стал городским директором музыки в Дюссельдорфе, но на своем месте не удержался из-за постоянных разногласий с руководством. Поэтому, когда срок контракта подошел к своему завершению, его не стали возобновлять, а вместо этого Роберт вместе со своей женой переехал в Голландию. Его там приняли очень радушно, но в следующем году у него вновь проявились признаки тяжелой депрессии, и он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн.

Его спасли, но поместили в психиатрическую клинику. Там он прожил до 1856-го года. То есть, до года своей смерти.

После его смерти его дело продолжили другие передовые музыканты тех времен, среди которых и Петр Чайковский, и Рубинштейн, а также представители «Могучей кучки».

Личная жизнь

В 1840 году, ближе к 30 годам, Роберт Шуман женился. Его избранницей стала дочь его учителя, Фридриха Вика.

Клара Вик была достаточно известной и виртуозной пианисткой. Она также имела отношение к композиторскому искусству и поддерживала своего мужа во всех начинаниях.

Шуман, краткая биография которого к 30 годам была насыщена музыкальной деятельностью, ни разу не был женат, и казалось, собственная личная жизнь мало его беспокоила. Но перед бракосочетанием он честно предупредил свою будущую жену, что характер у него весьма непростой: он часто поступает наперекор близким и родным людям, почему-то так выходит, что делает больно именно тем, кого любит.

Но невесту эти недостатки композитора не очень испугали. Бракосочетание состоялось, а Клара Вик и Роберт Шуман прожили в браке до конца своих дней, оставили после себя восьмерых детей и были похоронены на одном кладбище.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.

Роберт Шуман в молодости

Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них — тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.

Рояль Роберта Шумана

Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.

Композитор Роберт Шуман

Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.

Памятник Роберту Шуману

При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – Мендельсон отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

↑ Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей.
С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя.
Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке.
Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически

Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений

Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием.
Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Детство и юность

Роберт Шуман появился на свет в Германии в небольшом провинциальном городке Цвиккау 8 июня 1810 года. Отца звали Фридрих Август Шуман, будучи юношей он увлекался поэзией. Но бедное положение семьи Шуманов повлияло на род деятельности Фридриха, и тот устроился в торговлю к купцу. Фридрих обожал книги, мог ночами на пролет читать и даже написал собственный роман, который не был опубликован. Это произведение помогло познакомиться с владельцами книжной лавки, где Фридрих смог устроиться на работу.

Мать Роберта Шумана — Иоганна Кристиана Шнабель (в девичестве) после замужества занималась домашними делами и воспитанием детей. Семья Шуманов была большая — шесть детей, Роберт был самым младшим ребенком.

Роберта в семье обожали и терпели все его проказы и шалости. В 6 лет мальчика отправили в школу Денера, где Роберт проявлял лидерские качества. В целом, Шуман в школе учился неплохо, его богатый творческий характер начал проявляться сразу.

У Роберта был отличный музыкальный слух и талант к написанию стихов достался от отца. Маленький Шуман вместе со своим другом писали небольшие пьесы — трагедии и комедии, разыгрывая спектакль на публику. Таким способом мальчикам удавалось заработать немного денег.

Спустя несколько лет Роберт уже умел играть на пианино, импровизировать и сочинять музыку. Первые произведения, которые он сочини были танцы. Юноша умел с помощью звуков изобразить характер человека. Роберт часто изображал своих друзей, чем самым развлекал их и веселил.

В молодости

Европейская политика

19 марта 1958 года в Страссо состоялось первое заседание Европейской Парламентской Ассамблеи под председательством Роберта Шумана. Позже Шуман занимал пост министра юстиции, а затем стал первым председателем Европейской Парламентской Ассамблеи (преемником Общей Ассамблеи). Считается одним из основоположников Евросоюза. Он возглавлял Европейское движение с 1955 по 1961 год. В 1958 году он получил Премию германского города А людям, внесшим вклад в европейскую идею и европейский мир, комментируя Шарлемя, правителя того, что сейчас и Франции, и Германии, который жил и похоронен в Ае. Шуман также был сделан кавалером ордена Пия IX.

Шуман был очень религиозным и ученым Библа. Он похвалил сочинения папы Пия XII, который признал как фасцизм, так и коммунизм, но чье руководство католической церковью во время войны остается предметом контроля, включая утверждения о публичном молчании и бездействии в отношении судьбы евреев. Он был знатоком медиафилософии, особенно сочинений святого Фомы Аквинского, и он высоко думал о философе Жаке Маритене, современнике.

Начало композиторской деятельности

Роберт Шуман, биография которого после получения травмы была полностью посвящена композиторской деятельности, скорее всего, очень переживал по поводу того, что уже никогда не сможет осуществить свою мечту и стать знаменитым пианистом. Характер молодого человека после этого изменился – он стал неразговорчив, слишком раним, перестал шутить и разыгрывать своих друзей так, как только он умел это делать. Однажды, еще в молодости, Шуман зашел в магазин музыкальных инструментов и в шутку представился гофмейстером английского лорда, который поручил ему выбрать рояль для занятий музыкой. Роберт переиграл на всех дорогих инструментах в салоне, забавляя тем самым зевак и покупателей. В итоге Шуман сказал, что через два дня даст владельцу салона ответ по поводу покупки, а сам как ни в чем не бывало уехал в другой город по своим делам.

Но в 30-х гг. с карьерой пианиста пришлось распрощаться, и молодой человек всецело посвятил себя созданию музыкальных произведений. Как раз на этот период и пришелся расцвет его композиторского творчества.

Итог жизни

Роберт Шуман был великим композитором, педагогом и музыкальным критиком. Его написанные произведения оказали большое влияние на развитие музыки второй половины XIX века. Особенно его талант оценили русские композиторы, а именно Кюи, Чайковский и Бородин. Его творчество повлияло на их восприятие музыки и романтизма. Шуман через все свои произведения лейтмотивом проносит идею романтической мечты.

Шуман обладал уникальной чертой характера, которую отмечали его современники, он впадал в искреннее восхищение, когда видел перед собой талантливого человека. При жизни Роберт Шуман не узнал, что такое шумная слава и мировое признание. Не имея хорошего музыкального образования, он смог создать шедевры, которые под силу только настоящему мастеру. Роберт Шуман посвятил всю свою жизнь музыке, которую до сих пор заслушивают ценители романтизма.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий