Тициан (Тициано Вечеллио)

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Рафаэль – краткая биография, Мадонны Рафаэля, Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Рубенс – краткая биография

Биография Тициана Вечеллио

Тициан Вечеллио появился на свет в конце XV столетия в семье государственного чиновника в городке Пьеве-ди-Кадоре недалеко от Венеции. К сожалению, точная дата рождения великого мастера неизвестна, но по мнению большинства исследователей жизни художника это произошло в 1488 или в 1490 году.

Тициан Вечеллио рано проявил интерес к искусству. В 1500 г. мальчик навсегда покинул родной городок и переехал в Венецию, чтобы начать обучение рисованию. В течение последующего десятилетия ему удалось поработать в мастерских выдающихся местных художников:

  • Себастьяно Дзуккато (Sebastiano Zuccato);
  • Джентилле Беллини (Gentile Bellini);
  • Джованни Беллини (Giovanni Bellini).

В годы обучения Тициан познакомился со многими молодыми художниками. Особенно близкие отношения его связали с Джорджоне (Giorgione) после совместного труда над росписью дворца Фондако-деи-Тедески. К сожалению, от этих образцов раннего творчества великого мастера до наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты.

После преждевременной кончины Джорджоне от чумы в 1510 году Тициан дописал за друга несколько незаконченных картин. Постепенно молодой живописец начинает вырабатывать собственный художественный стиль и обретает известность.

Среди множества ранних работ особо выделяются следующие шедевры гения:

  • «Цыганская мадонна» (1512);
  • «Женщина перед зеркалом» (1515);
  • «Динарий кесаря» (1516);
  • «Флора» (1517).

В 1517 году после кончины Джованни Беллини к Тициану заслуженно переходит титул первого художника Венецианской республики. Картины живописца впечатляют публику удивительными контрастами и жизненными художественными образами. В 1525 году Тициан вступает в официальный брак с Чечилией Сольдано, но через 5 лет жена умирает во время родов, оставляя на руках художника четверых детей.

В 1530-х годах наступает расцвет творчества Тициана, который продлится около 25-30 лет. Именно в этот период из-под кисти мастера выходят самые известные портреты, эмоциональные картины на мифологическую и религиозную тематику. Среди них:

  • «Даная» (1546);
  • «Венера и Адонис» (1554);
  • «Похищение Европы» (1562).

Великий мастер продолжает творить до самой смерти. В произведениях позднего периода отчетливо присутствует трагическая глубина композиции. Это наиболее ярко заметно в картинах: «Коронование терновым венцом» и «Пьета» (обе — 1576).

Тициан умер в собственной мастерской 27 августа 1576 года. По самым скромным подсчетам великому гению на тот момент было уже 86 лет.

Биография

Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.

Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.

https://youtube.com/watch?v=K4g6z1VX40w

Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.

Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.

Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).

В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.

Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.

Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.

Творчество

Тициану Вечеллио было суждено прожить целое столетие в удивительную и неповторимую эпоху. Известно, что еще до достижения им тридцатилетнего возраста он был признан самым талантливым творцом в Венеции.

Его современниками были великие Микеланджело, да Винчи, Рафаэль. К концу Ренессанса никого из них не осталось в живых. Творил только один Тициан. По утверждениям искусствоведов, ему удалось создать почти столько же шедевров, сколько его великим современникам вместе взятым.

Ранний период

В своем раннем творчестве художник уделял большое внимание сюжетам из библии и мифологии. К его наиболее известным ранним работам относят:. «Портрет Джироламо Барбариго» (1509 г.);

«Портрет Джироламо Барбариго» (1509 г.);

В 1510-м эпидемия унесла Джорджоне, его друга и наставника. Молодому художнику довелось несколько месяцев заниматься дописыванием начатых им картин.

В 1510-1520 гг. художник создает полотна, посвященные воспеванию красоты женщин. Он пишет множество изображений мадонн и привлекательных молодых мещанок. Среди известных полотен того времени называют:

«Женщину с зеркалом» (1515 г.);

После кончины Джорджоне, признанного лучшим художником в Венеции, Тициан унаследовал его звание. К этому времени его стиль сформировался уже полностью.

Художник верен библейским темам, однако его работы становятся более монументальными. Картины Тициана восхищают знатоков масштабностью и широтой размаха, необычностью композиции. Некоторые полотна расположены мастером диагонально. Благодаря такому композиционному решению они потрясают мощным динамизмом и жизненной силой.

Особо знатоки выделяют:

«Вознесение Богоматери» (1518 г.);

  • «Вакха и Ариадну» (1523 г.);
  • «Мадонну Пезаро» (1526 г.);
  • «Флору» (1515-1517).

Зрелость

Уже к началу 1520-х позиция Тициана как ведущего венецианского живописца была упрочена. Основу его творчества в этот период составляет создание образов для оформления алтарей, выполнение дорогостоящих частных заказов.

В 1530-м году живописец был представлен ко двору. В 1533-м Тициан, единственный за всю историю живописи, стал дворянином – ему был пожалован графский титул. В этот период Тициан активно разъезжает по Италии и Испании. Художника связывает дружба с сыном императора Карла – Филиппом II.

Портреты

В зрелый период художник занимался в основном написанием портретов. Мастер выполнял заказы знатных вельмож и простых горожан, а также писал по своему выбору. Он легко схватывал суть образа портретируемого, правдиво отражал его настроение, характер.

Тициан писал одиночные и групповые портреты, заменяющие в те годы фото. К каждому образу мастер умел подобрать неповторимое, сугубо индивидуальное решение.

Критиками отмечена характерная особенность стиля художника – старательная проработка цветов. Использование ярких красок, резких или плавных переходов света и тени, переливов оттенков, позволяло Тициану достигать глубокого психологизма его полотен. Каждый из героев на портретах выглядит одушевленным – живописец умел передать в них проявление даже мимолетных чувств.

Колорит его полотен составляли тончайшие тональные оттенки, причем художник тщательно разделял доминирующие и подчиненные тона, состоящие из почти неуловимых мелочей.

Среди наиболее значительных его работ отмечают:

  • «Мадонну Пезаро» (1526 г.);
  • «Портрет Карла V с собакой» (1533 г.);
  • «Красавицу» (1537 г.);
  • «Мужчину с перчаткой» (1523 г.);
  • «Портрет папы Павла III (1545 г.);
  • «Портрет Карла V. (1548 г.);
  • «Клариссу Строцци» (1542 г.).

Другие картины

Середину сороковых критики называют периодом зрелости Тициана. Помимо портретов, в этот период им создаются шедевры:

«Се человек» (1543 г.);

  • «Венера и Адонис» (1553 г.);
  • «Даная» (1554 г.) и др.

О позднем периоде

Основным признаком творчества Тициана последних лет искусствоведы называют усовершенствованную им технику колористического хроматизма. Его мастерство применения цветовых оттенков для передачи мельчайших нюансов человеческих настроений, эмоциональной насыщенности сюжетов и пейзажей достигло ювелирного уровня.

В эти годы Тициан изобрел новый метод нанесения на холст красок. Он отказался от использования кистей, начал наносить краску вручную или при помощи шпателя. При этом наложение мазков получалось неровным, местами просвечивал незакрашенный холст, но применение этой техники обеспечивало создание полотен, полных драматизма.

Среди известных творений позднего периода искусствоведы называют:

«Кающуюся Магдалину» (1560 г.);

  • «Положение во гроб» (1559 г.);
  • «Аллегорию благоразумия» (1565-1570 гг.);
  • «Несение креста» (1565 г.);
  • «Пьету» (1576 г.) и др.

Последнее из перечисленных полотен осталось незаконченным.

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия» (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Детство и юность

Тициан (Tiziano Vecellio) появился на свет в местечке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), провинции Беллуно Венецианской республики. По месту рождения его иногда называют да Кадоре. Сам он позднее утверждал, что родился в 1474 г., что весьма неправдоподобно. Современные исследователи склоняются к мнению, что родился будущий художник не ранее 1488 г. и не позднее 1490 г.

Отцом его был Грегорио Вечеллио, который занимал пост инспектора угольных шахт в регионе. Помимо работы на государственной должности, он являлся начальником народного ополчения. Семья имела средний достаток, однако мальчик не получил хорошего по меркам того времени образования. Известно, что он не владел латынью и другими древними языками, что служило показателем классического обучения.

О матери его, Лючии, практически ничего не известно, кроме того, что она была отличной хозяйкой и очень любила своих четверых детей. У Тициана был старший брат Франческо и две сестры. Отец мечтал, что сыновья станут нотариусами и займут престижное место среди жителей городка.

Первую художественную работу – изображение Пресвятой Девы Марии – мальчик выполнил самодельными красками для ткани из домашней красильни. Образ на беленой стене так впечатлил родителей, что они решили отправить братьев на учебу подмастерьями художника в Венецию.

Около 1500 г. они попали сначала в ученики к признанному мастеру мозаики Бастиано Дзуккато (Цуккато). Потом в мастерскую к Джентиле Беллини.

Живописное мастерство Беллини ценилось и за пределами Италии. Он обучил братьев азам композиции, научил толочь пигменты и смешивать краски. Однако рисунок Тициана его категорически не устраивал, он безапеляционно заявил своему ученику, что профессиональным художником тому не бывать. Тогда юноша перешел в мастерскую к младшему из братьев Беллини – Джованни.

Здесь произошло судьбоносное знакомство. Альбрехт Дюрер, гений рисунка северного Возрождения, указал начинающему мастеру не только на ошибки в рисовании. Благодаря Дюреру молодой Тициан получил возможность распространять копии-гравюры со своих живописных полотен. Таким образом было возможно продать больше работ, познакомить со своим творчеством большой круг ценителей прекрасного. Тициан сначала выполнял гравюры самостоятельно. Будучи уже признанным мастером, он тщательно отбирал исполнителей для этой работы.

Автопортрет с друзьями

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo (“Се человек”). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Смерть и наследие

Тициан продолжал рисовать до своей смерти, 27 августа 1576 года в Венеции. По сообщениям, он умер от чумы.Эта же болезнь унесла жизнь его сына Оразио несколько месяцев спустя. Его второй сын, Помпонио, продал дом своего отца и его содержимое в 1581 году. Некоторые из произведений искусства в настоящее время можно найти в музеях по всему миру, в том числе в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия, и в Национальной художественной галерее в Вашингтон, округ Колумбия.

Благодаря большому количеству произведений, которые он оставил, Тициан вдохновил бесчисленные поколения художников. Рембрандт, Диего Веласкес, Антуан ван Дейк и Питер Пауль Рубенс — всего лишь несколько художников, на которых оказал влияние великий венецианский художник.

Петербург, Россия, и Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

Интересные факты

Необычность техники позднего Тициана не была одобрена современниками, однако позже ее стали популяризировать в различных школах живописи.

О личности великого художника Г. фон Гофмансталем, австрийским писателем, была написана пьеса «Смерть Тициана». Полотно «Динарий кесаря» (1516 г.) также было отмечено в литературе – впечатленный им Ф. Достоевский посвятил картине целую главу в «Братьях Карамазовых».

Дружба Тициана с королем Филиппом II нередко подвергалась опасности быть разрушенной из-за сребролюбия художника. Известно, что он писал монарху горы писем, как только тому доводилось по какой-либо причине задерживать выплату гонорара.

По сохранившейся легенде, однажды в процессе работы над портретом императора Карла V Тициану случилось уронить кисть. Монарх наклонился и протянул ее художнику. При этом он отметил, что услужить Тициану не зазорно для императора.

Мастер прожил около 90 лет (по неточным подсчетам). Для тех времен это считается невероятным сроком продолжительности жизни. В среднем люди доживали тогда до 35-летнего возраста.

Жизнь художника, отличающегося крепким здоровьем, исполнена множества любовных историй, героинями которых становились преимущественно его натурщицы, дамы различных сословий – от куртизанок до графинь.

Тициановские женщины – в основном дородные, пышнотелые красавицы с прядями золотисто-рыжего цвета. Творчество великого художника породило термины: «тициановская женщина» и «тициановский цвет волос».

Привкусом скандала окрашена любовная история, связывающая Тициана и красавицу Виоланту – дочь его венецианского коллеги Пальмы, которая была вдвое моложе возлюбленного. Девушка охотно позировала великому художнику. Но отец девушки бурно негодовал против их романа.

Стиль работы Тициана отличался медлительностью и основательностью, которые нередко раздражали заказчиков. В последние годы он допускал в работе небрежность, оставляя картины незавершенными.

Быть моделью для полотен Тициана считалось очень почетным. Знатные особы выстраивались в очередь перед его мастерской. В 16 веке верили, что оказаться запечатленным кистью великого Тициана – означало обрести бессмертие.

Тициан – один из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Он создавал полотна, на которых изображал библейские и мифологические сюжеты, но также был выдающимся портретистом. Он писал портреты даже с королевских особ.

О творчестве и жизни Тициана дополнительно узнайте из видео ниже.

  • https://24smi.org/celebrity/16146-titsian.html
  • https://kulturologia.ru/blogs/110518/38904
  • http://www.artariya.ru/titsian-vechellio-interesnyie-faktyi-iz-zhizni-izvestnogo-hudozhnika
  • https://wanderings.online/20-interesnyh-faktov-o-titsiane
  • https://gallerix.ru/album/Titian
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий