Жуковский Николай Егорович

Труды

“Кинематика жидкого тела”; “Случай движения жидкой площади по инерции” (“Мат. сб.” т. VIII); “Sur la percussion des corps” и “Sur un cas particulier de mouvement d’un point matériel” (в журнале Лиувилля, 3-е Serie, т. IV); “К вопросу о наибольшем ударе”; “Связь между вопросами о движении материальной точки и о равновесии гибкой нити” (“Мат. сб.”, т. IX, 1878); “К вопросу о движении материальной точки под притяжением одного в двух центров” (“Зап.” Имп. моск. общ. ест. пр., 1881), “О реакции втекающей и вытекающей жидкости” (“Журн. русск. физ.-хим. общ.” т. XIV, 1882); “О прочности движения” (“Универс. известия”, 1882); “О влиянии колебаний штатива на время качания маятника” (“Зап. Моск. общ. исп. прир., 1882); “О характеристических функциях Якоби и Гамильтона” (1882); “Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева” (“Журн. Рус. физ.-хим. общ.”, т. XV, 1883); “Упрощенное изложение Гауссова способа определения планетных орбит” (“Мат. сб.” т. XI, 1883); “Об ударе двух шаров, из которых один плавает в жидкости” и “О графическом решении основного уравнения при вычислении планетных орбит” (“Записки” Новороссийского общества естествоиспытателей); “Геометрическое разъяснение некоторых вопросов теории уравнений с частными производными”; “О начале наименьшего действия” (“Математ. сборн.”, т. IX, 1879); “Sur une démonstration nouvelle du théorème de Lambert” (“Зап. Моск. общ. исп. прир.”, 1884, “Sur la construction des courbes syndynamiques et synchroniques” (в “Annales de l’Observ. de Moscou”); “Решение одной задачи из теории комет” (“Зап. Моск. общ. исп. прир.”, 1884); “Вывод основных формул теории упругости (“Мат. сб.”, т. XI); “Об ударе абсолютно-твердых тел” (две статьи в “Журн. Русск. физ.-хим. общ.”, 1884, XVI и 1885 XVII); “О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородною капельною жидкостью” (“Журн. Русск. физ.-хим. общ.”, 1885, т. XVII), “О реакции втекающей и вытекающей жидкости” (2-я статья, “Мат. сб.”, т. XII, 3885); “О гидродинамической теории трения хорошо смазанных тел” (“Журн. русск. физ.-хим. общ.”, 1886, т. XVIII); “Решение одной задачи гидростатики” (“Bull. d. 1. Soc. Imper. des naturalistes de Moscou”, 1886); “О движении вязкой жидкости, заключенной между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями” (“Сообщения Харьк. математич. общ.”, 1887), “Теоретическое исследование о движении подпочвенных вод” (“Журн. Русск. физ.-хим. общ.”, 1889, т. XXI); “О влиянии давления на насыщенные водою пески” (“Труды отделения физ. наук общ. люб. естествознания”, т. III, 1890); “О форме судов” (“Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.”, т. III); “Об артиллерийских снарядах Шапеля” (там же); “Ueber den Mittelwerth des kinetischen Potentials” (“Записки Матем. общества Новороссийского унив.”, т. VIII); “К теории летания” (“Журн. Русск. физ.-хим. общ.”, т. XXII, 1890); “Определение силовой функции по данному семейству траекторий” (“Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.”, т. III; “Видоизменение метода Кирхгоффа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока” (“Мат. сб.”, т. XV 1890); “О парадоксе Дюбуа” и “Прибор для определения коэффициента вязкости масел” (“Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.”, т. IV): “О парении птиц” (там же); “Sur un appareil nouveau pour la détermination des moments de l’inertie des corps”; “Определение движения жидкости при каком-нибудь условии, данном на линии тока” (“Журн. Русск. физ.-хим. общ.” т. XXIII); “Условия конечности интегралов одного уравнения” (“Мат. сб.”, т. XVI); “Локсодромический маятник Гесса” (“Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.”, т. V); “О гироскопическом шаре Д. К. Бобылева” (там же, т. VI).

ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ, ИНЖЕНЕР, ПЕДАГОГ

Жуковский не был только аэродинамиком. 180 написанных им научных трудов затрагивают вопросы математики, механики — теоретической, прикладной и строительной,— астрономии, баллистики и многие другие. Это был великий ученый и великий инженер.

Интереснейшие решения трудных инженерных задач заключены в работах Жуковского «О форме судов», «О спутной волне», «Об устойчивости полета продолговатого снаряда», «Бомбометание с аэропланов», «О вращении веретена».

Жуковский не пугался практических задач. Напротив: он любил их. Они давали ему почву для создания новых теорий.

К Жуковскому, например, обратились как-то за помощью в таком сугубо практическом деле. На московском водопроводе происходили частые аварии: магистральные трубы лопались без всяких видимых причин. Жуковский установил, что одной из главных причин этих аварий являлось ударное действие воды, которое развивалось в трубах, когда их быстро открывали или закрывали. Аварии прекратились, как только на трубах были поставлены специальные краны, медленно закрывавшие доступ воды. Так называемые вентили.

Это был практический вывод. За ним последовал теоретический. Жуковский создал общую теорию гидравлического удара в трубах, опубликованную впоследствии на всех языках и вошедшую во все учебники гидравлики.

Жуковский пользовался большой популярностью и трогательной любовью студенчества. Он был не только лектором, но и воспитателем. Он особенно заботился о развитии инженерского мышления, о техническом кругозоре юношей. Он страстно желал все свои знания передать молодежи, чтобы дальше двигать русскую науку.

Почти накануне смерти, уже не вставая с постели, Жуковский говорил: «Мне бы хотелось еще прочесть специальный курс по гироскопам. Ведь никто не знает их так хорошо, как я». Это был великий педагог.

Научные заслуги Жуковского получили широкое признание. Николай Егорович был членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом многих научных русских и иностранных обществ.

Но Жуковский, человек величайшей скромности и бескорыстия, не искал славы. Он отказался от избрания в действительные члены Академии наук, так как не мог совмещать работу в Москве и Петербурге, где находилась тогда Академия, а согласиться на формальное избрание в члены Академии наук не считал возможным.

Жуковский Николай Егорович

Жуковский Николай Егорович – русский учёный в области механики, основоположник современной аэро- и гидромеханики. Он родился в 1847 г. в деревне Орехово Владимирской губернии в семье инженера. Воспитывался в 5-й московской гимназии, а затем получил высшее образование в Московском университете. Окончил курс в 1868 г. со степенью кандидата по математическому разряду, поступил в Императорское техническое училище, от которого был командирован за границу. С 1872г. Жуковский преподавал математику в Московском техническом училище (позже МВТУ), в 1886г. был избран профессором Московского университета, а в 1887г. назначен руководителем кафедры механики Технического училища.

С начала XX в

основное внимание Николая Егоровича было направлено на разработку вопросов аэромеханики и авиации. В 1885г

он опубликовал большой труд “О движении твёрдого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью”. Методы, разработанные Жуковским, дают возможность решать задачи в области астрономии, баллистики.

В 1902 году под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном его участии в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория.

Во время Первой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики. В декабре 1918 года Советским правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 году был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года – Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

В январе 1947г. правительство СССР в связи со столетием со дня рождения Жуковского учредило за лучшие научные исследования по авиации, а также за выдающиеся учебные пособия по авиационным дисциплинам две медали имени Жуковского, две ежегодные премии и стипендии имени Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и Московского высшего технического училища. В 1956г. в Москве был организован научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчётно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчёт аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованіе устойчивости конструкціи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза в 1920 году.

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Интересные факты

Жуковский никогда не любил летать. Лишь однажды, будучи на всемирной выставке в Париже, он поднялся на небольшую высоту на воздушном шаре, но там, наверху плохо себя почувствовал. Больше не летал никогда.

В 1890 году Жуковский написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлёй Нестерова».

НОВАЯ МЕЧТА

Юный магистр поехал за границу. Он посещал лекции крупнейших ученых, знакомился с инженерами и изобретателями.

Здесь он впервые встретился с авиационными исследователями. В то время не было еще аэропланов. Но мысль человека все упорнее обращалась к этой идее. В разных странах появились исследователи, которые строили модели аппаратов тяжелее воздуха и производили с ними всевозможные испытания.

Профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной

Эти модели приводились обычно в движение небольшими двигателями. Так, например, профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной мощностью в 1 лошадиную силу. На испытаниях этот аппарат—автор назвал его «аэродромом» — пролетел против ветра 160 метров за 1 минуту 46 секунд. Современным авиамоделистам этот результат покажется весьма скромным, но тогда, на заре развития авиации, это было настоящим достижением.

За границей Жуковский наблюдал полеты моделей, построенных европейскими конструкторами. Многое в тайне полета было еще не разгадано. Вернее, здесь все было неясно. Одни загадки. И с этого времени до гробовой доски Жуковским овладела мечта о покорении воздушной стихии.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчётно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчёт аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованіе устойчивости конструкціи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза в 1920 году.

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Научная деятельность

Полное собрание трудов Н. Е. Жуковского. Издание 1938 года

В 1883 году в статье «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышёва» Н. Е. Жуковский применил аппарат теории ускорений высших порядков (созданной в трудах А. Трансона, А. Резаля и О. И. Сомова) к теории механизмов — в задаче о синтезе симметричного прямолинейно-направляющего механизма Чебышёва.

В 1890 году появилась публикация в Математическом сборнике Московского университета большой работы Н. Е. Жуковского «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока». В этом же году он сделал попытку разработать теоретические основы определения подъёмной силы винта или крыла — «К теории летания».

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892 году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть при постоянном угле атаки), Жуковский нашёл траектории при различных условиях движения воздуха..

В 1895 году Н. Е. Жуковский ездил в Германию, где встречался с пионером авиации Отто Лилиенталем и приобрёл один из его планёров для исследований.

В 1897—1898 гг. Н. Е. Жуковский исследовал причины возникновения аварий в Московском водопроводе; 21 февраля 1898 года сделал на собрании учёных и инженеров в Политехническом обществе доклад о явлениях гидравлического удара, вскрыв его механизм, вывел формулы, связывающие скорость течения, давление, плотность с радиусом трубы, в зависимости от времени и расстояния рассматриваемого сечения от выбранного начала координат.

Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании». В этом же году он разработал оптимально экономичные способы горизонтального полёта — «О крылатых пропеллерах».

В 1904 году Жуковский сформулировал теорему, дающую количественную величину подъёмной силы крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. Им был прочитан 15 ноября 1905 года доклад «О присоединённых вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъёмной силы крыла аэроплана. Свои открытия он опубликовал в 1906 году в работе «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси».

В 1910—1912 годах он прочитал курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором систематизировал свои теоретические работы и экспериментальные исследования в кучинском институте, а также исследования С. А. Чаплыгина. Им был разработан математический аппарат для решения задач обтекания крыла.

В работах 1912—1916 годов Жуковский установил закон распределения скорости у лопасти винта, ставший теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

В годы Первой мировой войны он разработал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов.

Личная жизнь

Официально Жуковский не женился ни разу. Но любимая женщина, которую можно назвать гражданской женой, у него была. Звали ее Надеждой Сергеевной Сергеевой. Она жила в доме Жуковских, так как служила у них прислугой. При этом еще и была фиктивно жената на мужчине по фамилии Антипов. После рождения детей от Николая Егоровича, Надежда Сергеевна дала им фамилию мужа, а не настоящего отца.

Первой, в 1894 году, родилась дочь Елена. В 1900-м на свет появился сын Сергей. Ученый усыновил детей лишь после смерти своей матери в 1912 году. Их мать до этого момента не дожила – умерла от туберкулеза.

С дочерью Еленой

В дочери Жуковский, что называется, души не чаял. Она, окончив в 1911 гимназию, получила высшее математическое образование. Елена Николаевна безотлучно находилась возле отца и сопровождала его и на научных мероприятиях, и на испытательных полигонах, и в театрах, и на пеших прогулках. К большому горю Николая Егоровича, девушка умерла на несколько месяцев раньше него. Причиной смерти, как и у мамы, стал туберкулез.

Эта болезнь настигла и сына Сергея, став причиной его смерти в 1924 году. Сергей Николаевич, как и его сестра, подавал большие надежды, связанные с развитием авиации в России. Он был курсантом военно-воздушной академии. И дочь, и сын покоятся, рядом с отцом, на кладбище Донского монастыря.

В заключение

Научное наследие «отца русской авиации» чрезвычайно велико. Гениальность и предвидение Жуковского не вызывает сомнения. Современники и потомки отдавали дань уважения этому человеку. В честь ученого названы города, улицы, институты и, даже, кратер на Луне.

Но есть факты, которые могут удивить читателя. Так, исследователь и теоретик полетов, знавший все об этом досконально, никогда не летал на самолетах. Он поднялся в воздух единственный раз, и то на воздушном шаре, во Франции.

Удивительны высказывания ученого о теории относительности Эйнштейна

Отрицая ее важность, которая сегодня доказана абсолютно точно, Жуковский говорил о метафизическом характере рассматриваемого вопроса

Хотя, может именно это наиболее ярко свидетельствует о гениальности Жуковского. Ведь многие открытия, перевернувшие представление об окружающем мире, были сделаны теми, кто выдвигал теории, кардинально отличающиеся от бытующих в обществе представлений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий