Аркадий и Борис Стругацкие (АБС)

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Детство и юность

Писатель появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Его отец Натан Залмалович Стругацкий пребывал на должности искусствоведа, библиографа и иконографа. На момент рождения сына мужчина был назначен научным сотрудником музея.

Аркадий и Борис Стругацкие с мамой

Любовь к литературе Борис Натанович и его брат впитали вместе с молоком матери: Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, преподавала русскую литературу в школе. За свои старания эта женщина удостоилась звания «Заслуженного учителя РСФСР» и награждена «Знаком Почета».

Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.

Борис Стругацкий в молодости

Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде, а в 1942 году Натан Залманович отправились вместе с Аркадием в эвакуацию вдвоем, так как Борис был болен. К сожалению, в семье Стругацких произошла трагедия: глава семейства умер от голода в дороге, в Вологде.

В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.

Борис Стругацкий

Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».

После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Советская Фантастика 50-х годов.

В середине прошлого века, если писатель решал стать фантастом, язык изложения был один – фантастика научная (НФ). В СССР того времени по определению не было, и быть не могло фентези или мистической литературы. Все это пребывало под строгим табу. Не то, что не писалось, даже практически и не переводилось. Что касается зарубежной научной фантастики (НФ), то переводили её с большим разбором и мало, опасаясь занести какой-нибудь идеологический вирус. Поэтому у советской НФ того времени был свой плюс. Изоляция от находок, приемов и богатых традиций мировой (зарубежной) фантастики, позволила ей, никого не копируя и не повторяя, развиваться по собственному пути.  К тому же романтика космических путешествий питала и зажигала энтузиазмом ума и сердца читателей, да и писателей.  С замиранием сердца следили за приключениями советских космонавтов, покоряющих просторы галактики. Пылали жаждой экспедиций к неизведанным пределам, неведомым глубинам. Даже зрелые умы – инженеры, ученые, литераторы – искренне признавались в том, что именно НФ  раскрепостила их сознание, разбудила мысль и волю к победе, столь важную для творческого поиска.

Прочая деятельность

Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

«Путь на Амальтею»

А вот повесть «Путь на Амальтею» явилась квинтэссенцией нового творческого метода Стругацких. На страницах этой повести авторы родились как единый оригинальный художник.  Именно здесь появилась столь любимая поклонниками творчества АБС стилистика и драйв. «Путь на Амальтею» – живая, красивая вещь, настоящая жемчужина, пожалуй, не только раннего периода, но и всего творчества братьев. Она до сих пор трогает сердца и захватывает умы. Задумана она была еще в 1957 году, основная работа над текстом велась в 1959 году и завершится к декабрю. В 1960 году повесть была опубликована. «Путь на Амальтею» насыщен запоминающимися репликами (превращенными вскоре читателями в афоризмы), остроумной игрой слов и изящными шутками. Преобразовалась и литературная техника Стругацких. Произошло радикальное изменение структуры текста. Лаконичность, многозначительные смысловые подтексты, отказ от лишних объяснений, метафор и эпитетов.  Текст стал легким и воздушным. Теперь часть авторского текста  лаконично размещается внутри текста диалогического. Эффект впечатляющий. Уменьшилось число прилагательных, эпитетов, сложных конструкций. Многое просто недоговаривается до конца. Стругацкие считали, что читатель сам всё поймет, читателя не надо недооценивать. Читателю дается возможность самому додумать. Ничего лишнего! Все подчинено  сюжету и общему замыслу. Рожденный на страницах повести «Путь на Амальтею» и отточенный в следующих произведениях стиль и метод успешно использовался Стругацкими вплоть до 80-х годов.

Столкновение с советской цензурой

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Личная жизнь

Первой супругой писателя была Инна Шершова. Они познакомились, когда Аркадий Натанович служил в Канске. Но этот брак оказался непрочным: в середине 50-ых пара рассталась. Совместных детей у Инны и Аркадия не было.

Аркадий Стругацкий с первой женой Ириной

Второй раз Аркадий Стругацкий женился в 1955 году на Елене Вознесенской (в девичестве Ошаниной). У нее уже была дочь от первого брака – Наталья. Аркадий Натанович воспитал девочку как родную.

Аркадий Стругацкий с женой Еленой

Во втором браке родилась дочь Маша. Мария Стругацкая вышла замуж за политика Егора Гайдара, внука писателя Аркадия Петровича Гайдара.

Мировая фантастика

В 1952 году на Камчатке Аркадий Стругацкий написал научно-фантастическую повесть «Четвертое царство (На грани возможного)». Произведение увидело свет в новом веке: в 2001 году издательство «Сталкер» опубликовало повесть в составе полного собрания сочинений Стругацких. Как утверждал брат Аркадия, Борис Стругацкий, «публикация этого текста представляет интерес исторический: так в те времена понимали, задумывали и писали фантастику».

С конца 50-х Борис и Аркадий Стругацкие совместно писали повести и романы в жанрах фантастической утопии и антиутопической фантастики, вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Первым совместным творением становится роман «Извне», опубликованный в 1958 году. В 1959 появилась знаменитая повесть «Страна багровых туч».

Аркадий и Борис Стругацкие

Но главные сочинения – романы и повести «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Стажеры» и «Понедельник начинается в субботу» – братья Стругацкие написали позже. В 1968 году вышла сатирическая повесть Стругацких «Сказка о Тройке», в которой прослеживается связь с повестью «Понедельник начинается в субботу».

В середине 60-х Аркадий Стругацкий в соавторстве с братом опубликовали в сборнике фантастики «Эллинский секрет» часть научно-фантастического романа «Улитка на склоне». Спустя два года советские читатели увидели еще одну часть повести в журнале «Байкал». В полном объеме «Улитку на склоне» напечатали в 1972 году в западногерманском издательстве «Посев». Братья Стругацкие назвали повесть своим самым совершенным и значительным произведением.

Писатели братья Стругацкие

В 70-х Аркадия Натановича Стругацкого выбрали членом редколлегии литературных изданий, таких как популярный журнал «Мир приключений» и антологий «Библиотека современной фантастики» и «Знание – сила».

С 1972 года Аркадий Стругацкий выдал несколько повестей и рассказов, которые подписал псевдонимом «С. Ярославцев». Это «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей».

В 1974 году вышла повесть-сказка Аркадия Стругацкого «Экспедиция в преисподнюю». Ее первое название звучало как «Погоня в Космосе». Примечательно, что Аркадий Стругацкий снова подписался творческим псевдонимом С. Ярославцев. В повести, переведенной на чешский и болгарский языки, использованы элементы юмористической фантастики.

Член союза писателей Аркадий Стругацкий

В период с 1971 по 1982 год братья-фантасты написали роман «Хромая судьба», который читатели увидели в журнале «Нева» в 1986 году. За год до публикации, в 1985 году, Аркадий Стругацкий избран редактором журнала «Уральский следопыт». С этих пор издание – главный рупор, в котором печатаются произведения советской и зарубежной фантастики.

В конце 80-х в той же «Неве» появился новый роман писателей «Град обреченный», который называют одним из наиболее философских сочинений Стругацких. Название позаимствовано у картины художника Николая Рериха, поразившей Аркадия и Бориса «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей». Рабочее название романа – «Новый Апокалипсис». Рассматривалось и второе название – «Мой брат и я», что говорит о первоначальной автобиографичности произведения.

Выступление Аркадия Стругацкого

Братья написали роман за два года, завершив его в мае 1972 года. Но читатели увидели «Град обреченный» только в перестроечные времена. Первые главы опубликовал журнал «Радуга», затем роман разместила на своих страницах «Нева».

Братья Стругацкие известны и своими рассказами. В 1960 году под названием «Шесть спичек» вышел сборник рассказов, превратившийся в бестселлер. Некоторые рассказы Стругацких вышли после их смерти. Например, юмористический рассказ «Трезвый ум», посвященный критике фантастики в середине XX века, опубликован в 2005 году в книжной серии «Неизвестные Стругацкие» уже после кончины Аркадия Стругацкого.

Аркадий Стругацкий собрал за свою творческую жизнь множество наград и премий, среди которых российские и зарубежные. За свои сочинения фантаст награжден премией Жюль Верна, наградами «Аэлита» и «Великое Кольцо».

Личная жизнь

Борис Натанович Стругацкий был однолюбом. Большую часть своего времени писатель провел с женщиной, с которой познакомился, будучи студентом. Аделаида Карпелюк стала любовью всей его жизни. В 1959 году у счастливых супругов родился сын Андрей.

Борис Стругацкий и его жена Аделаида

Вне литературной деятельности Борис Стругацкий интересовался политикой и имел четко выраженную гражданскую позицию: голосовал за Явлинского и хотел отдать свой голос партии «Яблоко», а также в 2010-м высказался по поводу десятилетнего правления Владимира Путина, назвав Россию «авторитарной страной».

Кроме того, современники вспоминали, что Борис Стругацкий ни при каких обстоятельствах не говорил, над чем он работает, руководствуясь правилом «никогда не говори – я делаю, всегда говори – сделал». В противном случае, по словам писателя, вся работа идет насмарку.

«Вся работа была, по сути, сплошной спор…»

В августе 2005
Аркадию Натановичу Стругацкому исполнилось бы 80 лет. О каком из невоплощенных
совместно с братом замыслов вы более всего сейчас жалеете?

Осталось несколько замыслов, но они, на мой нынешний взгляд,
малоинтересны. Во всяком случае, огорчаться их «невоплощению»
я бы не стал. Больше всего жалко тех замыслов, которые могли бы у нас возникнуть
в новейшие времена, но не возникли и теперь никогда уже не возникнут.

Как вам работалось
вдвоем? Как вы поступали в том случае, если ваши с братом мнения по поводу
дальнейшего развития сюжета или судеб героев расходились?

Как нам работалось вдвоем, я описывал уже многократно в
самых разнообразных интервью и в своих «Комментариях к пройденному». Если кратко: бывало и трудно, бывало легко и
всегда было — дьявольски интересно. Вся работа была, по сути, сплошной
спор (иначе вдвоем, по-моему, нет никакого смысла и никакой возможности
работать). Спор, впрочем, всегда был конструктивным и приводил, как правило, к
консенсусу. Если же (в редких случаях) согласия достигнуть не удавалось,
прибегали к жребию, и проигравший (ворча) покорялся
судьбе.

Ваш старший брат…
Каким он был?

Очень разным. Но главное — единственным и незаменимым.

Есть ли у вас
проверенные годами и опытом рецепты, как не опустить руки, не поддаться
депрессии, когда жизнь «бьет ключом по голове»?

Никаких рецептов, кроме терпения и терпеливого ожидания
лучших времен, нет. Во всяком случае, я их не знаю. Жди, надейся и продолжай
работать — вот и все рецепты, пока ты молод и здоров.

Знаю, что вы никогда
не любили говорить о своих планах. Но все же… Может быть, скажете несколько
слов хотя бы о том, что намечено на самое ближайшее время?

Я никогда не говорю о своих планах на будущее. Я человек
суеверный. И вам не советую. «Никогда не говори: я сделаю; говори только: я
сделал».

После смерти старшего
брата Борис Натанович уже пятнадцатый год работает один, работает много:
руководит семинаром петербургских фантастов, возглавляет журнал «Полдень, XXI век», участвует в жюри различных литературных премий,
отвечает на бесконечные вопросы в интернете… А
самое главное
БНС продолжает
писать, хоть и сетует, что работать без соавтора очень трудно: «Словно груженый
воз толкаю в гору…».

Журнал «Мир
фантастики» от души желает мэтру крепкого здоровья, новых читателей и новых
книг!

Обложки книг предоставлены Владимиром Борисовым.

«Мир фантастики» поздравляет Владимира Ларионова (автора
интервью и участника семинара Бориса Стругацкого) с 50-летним юбилеем и желает
ему долгих лет фантастической жизни.

Досье: Борис Стругацкий

Борис Натанович Стругацкий родился в Ленинграде в 1933 году.
Окончил университет по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской
обсерватории. С 1960 года — профессиональный писатель. Большинство книг создал
в соавторстве со старшим братом, Аркадием. В 1958
опубликованы первые рассказы братьев Стругацких («Извне» и «Спонтанный
рефлекс»), а в 1959 вышла дебютная книга АБС — повесть «Страна багровых туч».

В общей сложности Стругацкие написали 26 романов и повестей,
и одну пьесу (не считая киносценариев). Их произведения изданы в СССР и России
общим тиражом около 45 миллионов экземпляров. В 33 странах мира выпущено 460
иноязычных изданий и переизданий книг АБС. Многие произведения соавторов
экранизированы. После смерти брата Борис Стругацкий написал (под псевдонимом С. Витицкий) философско-фантастические романы «Поиск
предназначения, или 27-я теорема этики» (1995) и «Бессильные мира сего» (2003).

Борис Стругацкий — лауреат Государственной премии РСФСР
(1986), премии Президента Российской Федерации (2001). На счету БНС — огромное
количество самых разных фантастических и литературных наград, в том числе
премия имени Владимира Высоцкого «Своя колея» (2000). Стругацкий уже более
тридцати лет руководит семинаром фантастов при писательской организации
Санкт-Петербурга, возглавляет созданный в 2002 «толстый»
литературно-художественный журнал «Полдень, XXI век», входит в жюри целого ряда
литературных премий. Живет в Санкт-Петербурге.

Страница братьев Стругацких на сервере «Русская фантастика»
— rusf.ru/abs/.

↑ Борис Стругацкий

        Младший брат Аркадия Стругацкого родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. В этот же город он возвратился и после эвакуации, поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и окончил его с дипломом астронома. После окончания ВУЗа работал в Пулковской обсерватории. С 1960-го года стал профессиональным писателем, но работал, в основном, в соавторстве с братом Аркадием. Был популярен как переводчик американской научной фантастики – и тоже в творческом тандеме с братом (как переводчики Стругацкие работали под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Вместе с режиссером К. Лопушанским стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за работу над сценарием к фильму «Письма мертвого человека» в 1986 году. Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.

Экранизации

Половина романов, созданных фантастами, экранизированы. Первой на экране зрители увидели повесть «Отель «У погибшего альпиниста», написанную в жанре фантастического детектива в 1970 году. В англоязычных странах повесть вышла под названием «Головоломка инспектора Глебски». Снял картину российский режиссер Григорий Кроманов. Детективная лента киностудии «Таллинфильм» вышла на экраны в 1979 году. В ней рассказывается об удивительных событиях, которые происходят в отрезанной от остального мира сошедшей с гор лавиной гостинице. Картина снята на эстонском языке и продублирована на русском.

Экранизация романа «Отель «У погибшего альпиниста»

Жизнь на киноэкране получило и произведение «Пикник на обочине», которое Борис и Аркадий Стругацкие написали в начале 70-х. Фильм получил название «Сталкер» и вышел на экраны в 1979 году. Сценарий к нему писался братьями Стругацкими вместе с режиссером Андреем Тарковским.

Андрей Тарковский и Аркадий Стругацкий на съемках “Сталкера”

В 1982 году советские зрители увидели замечательный новогодний фильм «Чародеи», ставший культовым. Далеко не все зрители, внесшие эту картину в перечень своих любимых фильмов, знают, что в его основе лежит произведение братьев-фантастов «Понедельник начинается в субботу». Правда, настолько измененное, что писатели даже попросили убрать из титров их имена. В любимой миллионами картине рассказывается романтическая и фантастическая история любви Алены Саниной и Ивана Пухова, которых разлучило колдовство директора института НУИНУ Киры Шемаханской.

В главных и второстепенных ролях «Чародеев» снялись любимые миллионами звезды российского кинематографа Александр Абдулов, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин и Михаил Светин.

Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме “Чародеи”

Фильм «Дни затмения» Александра Сокурова, вышедший на экраны в 1988 году, как и «Чародеи», основан на произведениях Стругацких. При этом картину сложно назвать экранизацией. Драматург Юрий Арабов написал сценарий по мотивам повести «За миллион лет до конца света», написанной Аркадием Стругацким в соавторстве с братом, изменив детали произведения. Но фантасты не возражали против интерпретации повести и даже участвовали в создании сценария.

Знаменитая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» экранизирована дважды. В 1989 году немецким режиссером Петером Фляйшманом, а в 2013 российским режиссером Алексеем Германом. Это последняя лента, снятая Германом: ее выхода на экраны он, как и Аркадий Стругацкий, не дождался. В этой фантастической драме снялись Леонид Ярмольник, Юрий Цурило и Евгений Герчаков.

Леонид Ярмольник в фильме «Трудно быть богом»

В 1990 году режиссер Аркадий Сиренко презентовал картину «Искушение Б.». Фильм примечателен тем, что сценарий к нему написали сами братья Стругацкие, а за основу взят их роман «Пять ложек эликсира».

Фильм «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского зрители увидели в 2006 году. Это экранизация одноименной повести Стругацких. Картину показали в рамках конкурсной программы «Кинотавр», она получила теплые рецензии критиков, но в широкий прокат не вышла.

Аркадий Стругацкий не дожил до экранизации одного из самых популярных произведений – романа «Обитаемый остров». Одноименная экранизация – лента-антиутопия – появилась в 2009 году, после смерти Аркадия Натановича. Экранизировать роман рискнул Федор Бондарчук. Фильм вышел в двух частях, в нем снялись Василий Степанов, Петр Федоров и Юлия Снигирь.

Раздельные произведения

Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Подведение итогов

С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий