Метерлинк, Морис Полидор Мари Бернар

Начало писательской карьеры

Он делает окончательный выбор. Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Вдохновленный Метерлинк оставляет юриспруденцию навсегда. Теперь литература – это все, чем занят Морис Метерлинк. Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.

Известно, что Метерлинк был очень склонен к использованию метафор и подтекстов в своих произведениях. Поэтому поначалу он пишет главным образом сказки и пьесы. Его герои общаются между собой краткими, однако очень емкими и многозначительными, фразами. Особенно у Мориса получается писать пьесы для марионеток – ведь, в отличие от живых актеров, через искусственную куклу гораздо проще передать символ и выразить подтекст.

Главные произведения

В 1895 году писатель впервые встречает девушку, ставшую для него и спутницей, и секретарем, и помощницей во всех делах – Жоржетту Леблан. А в 1896 году пара переезжает в столицу Франции – Париж. С этого времени Метерлинк пишет множество метафорических рассказов, которые входят в его сборники. Это «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел». В последнем, к примеру, суетная человеческая жизнь сравнивается с жизнью пчел.

Одно из наиболее популярных произведений Метерлинка – «Синяя птица» – было поставлено Станиславским в Москве. Премьера произошла в 1908 году. Постановка имела большой успех на театральных сценах других столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Впервые здесь узнают о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы…»

Биография

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать – дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Как потом он сам вспоминал, детство «провел меж двумя монастырями», там «полный почтения слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве». Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.В Париже юноша жил в доме знакомого семьи – известного писателя-символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд – вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака».В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».

Страница 1 из 5 | Следующая страница

Другие биографии:

Иван Тургенев Морис Ришар Ромен Роллан Жорж Санд Морис Шевалье

Сочинения

Пьесы

  • Принцесса Мален
  • Слепые (Les Aveugles, 1890).
  • Непрошенная (L’Intruse, 1891).
  • Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
  • Пеллеас и Мелизанда (Pelléas et Mélisande, 1892).
  • Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
  • Там внутри (Intérieur, 1894).
  • Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
  • Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
  • Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
  • Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
  • Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
  • Жуазель (Joyzelle, 1903).
  • «Чудо Святого Антония» (Le Miracle de saint Antoine, 1903).
  • «Синяя птица» (L’Oiseau bleu, 1908).
  • Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913).
  • Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919).
  • Обручение (Les Fiançailles, 1922).
  • Беда проходит (Le Malheur passé, 1925).
  • Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925).
  • Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926).
  • Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929).
  • Берникель (Berniquel, 1929).
  • Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935).
  • Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).

Философские эссе

  • Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
  • Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
  • Жизнь пчёл (La Vie des Abeilles, 1901).
  • Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
  • Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
  • Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
  • Смерть (La Mort, 1913).
  • Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
  • Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
  • Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
  • Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
  • Жизнь муравьёв (La Vie des Fourmis, 1930).
  • Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
  • Великий закон (La Grande Loi, 1933).
  • Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
  • Песочные часы (1936).
  • Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
  • Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
  • Широкие врата (1939).
  • Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942).

Стихи

  • Оранжереи (Serres chaudes,1889)
  • Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896)
  • Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900)

Мемуары

Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»)

Биография

Бельгийский период

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Отец также был владельцем нескольких теплиц. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.

В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском колледже. В этом колледже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.

Во время учёбы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.

В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета. В 1888 году увидел свет изданный за счёт средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine) — первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо. В последующие годы Метерлинк написал серии символистских пьес, характеризующихся фатализмом, мистицизмом, из которых наиболее известны «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) и «Пеллеас и Мелизанда» (1892). В 1889 году вышел сборник стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в 1896-м — сборник «12 песен» (в 1900-м — «15 песен»).

Метерлинк во Франции

С 1896 года Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с Жоржеттой Леблан, с которой он встречался с 1895 по 1918 год. Она повлияла на все его работы написанные за два десятилетия. В произведениях Метерлинка начали появляться персонажи, особенно женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Лебланк играла этих персонажей на сцене. Хотя мистицизм и метафизика влияли на его творчество всю жизнь, он, все же заменил свой символизм более экзистенциалистскими чертами.

В 1895 году родители Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем за испанцем, а церковь не давала ей права на развод. В этот период Метерлинк со своей гражданской женой принимают много гостей, путешествуют по Нормандии. В этот период он публикует стихи «Двенадцать песен» (1896), «Сокровище смиренных» (1896) и «Жизнь пчёл» (1901).

Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», (обе 1890) — пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пеллеас и Мелизанда», 1892 — символическая драма идеальных влюблённых, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.

В 1906 году Метерлинк и Лебланк переехали на виллу Грасс. Там он проводил время в раздумьях и прогулках. В этот период ему диагностируют неврастению и он арендует Бенедиктинское аббатство, таким образом спасая его от разорения. В это время он написал эссе «Разум цветов» (1906), в котором выражал симпатию социалистическим идеям.

Детство и юность

Мальчик, полное имя которого звучало как Морис Полидор Мари Бернар, родился в зажиточной семье Метерлинк в 1862 году. В семейном доме в центре Гента царила атмосфера вечного праздника, потому что жившие там люди не привыкли к лишениям и труду.

Мать Матильда Коллета Франсуаза была наследницей солидного состояния, а отец Полидор работал нотариусом в центральном бельгийском суде. В свободное время мужчина увлекался садоводством и земледелием, поэтому в фамильном особняке росли цветы и кустарники.

Морис Метерлинк в молодости

Получив начальное образование у гувернанток, Морис поступил в иезуитскую школу, где запрещали читать книги романтиков, написанные на французском языке. Детей заставляли учить цитаты из Библии и стихи о небесных благах, закрепляя знания с помощью наказаний и замечаний в дневнике.

Из-за этого в детстве Метерлинк отвернулся от преподавателей и католической церкви, чем в значительной степени расстроил набожных отца и мать. Он сочинял светские романы и короткие поэтические произведения, которые по совету одноклассников однажды решил записать.

Постепенно это вошло в привычку, и подросток погрузился в творчество, отвлекавшее от напряженной психологической обстановки и неинтересных учебных тем. Но, когда пришло время сдавать экзамены, Морис взял себя в руки и получил диплом об образовании, не испытывая проблем.

В начале 1880-х годов отец определил сына в университет Гента, и юноше волей-неволей пришлось изучать историю и закон. По окончании престижного заведения Метерлинк не стал профессиональным юристом, а отправился в Париж, чтобы познакомиться с символистами и заняться писательским ремеслом.

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Книги

В 1888 году Метерлинк издал книгу «Оранжереи», где были собраны стихотворения, написанные в течение студенческих лет. Потом появилась пьеса «Принцесса Мален», отправленная Октаву Мирабо для рецензии, и вскоре восхищенный драматург и критик предоставил положительный хвалебный ответ.

В 1890-х годах Морис сочинил еще ряд произведений, которые благодаря уникальному стилю прославили его в литературных кругах. «Слепые» и «Пеллас и Мелизинда», пронизанные классическим духом символизма, рассказывали о том, как равнодушные люди без любви погружаются во мрак.

Похожие идеи бельгиец выразил в ряде публицистических сборников, самыми популярными из которых стали «Разум цветов» и «Жизнь пчел». Философские темы и прекрасные образы в сочетании с классической риторикой тронули и задели каждого, кто их в то время прочел.

Критики, положительно отозвавшиеся о Метерлинке, говорили, что писатель постиг суть молчания, потому что его книги строились на недомолвках и десятках недосказанных фраз. Метафоричное изображение любви и смерти, а также характеры героев делали оригинальным и ценным любой напечатанный рассказ.

Вершиной литературного творчества бельгийца стала пьеса-притча «Синяя птица», написанная и поставленная в театре в 1908 году. Драматург показал, что счастье находится с человеком рядом, но многие его не замечают.

Морис Метерлинк и Жоржетта Леблан

Та же идея появилась в произведении «Обручение», которое было создано под влиянием гражданской супруги Жоржетты Леблан. Женщина также приложила руку к «Марии Магдалине» и «Марии Виктории», желая, чтобы на их основе автор когда-нибудь написал роман.

Метерлинк, предпочитавший малые формы, не стал размениваться на крупное сочинение и, несмотря на это, получил Нобелевскую премию в 1911 году. В торжественной речи была отмечена многогранность драматурга и философа, а также его поэтическое воображение и любовь к писательскому труду.

Признание подстегнуло Мориса двигаться в выбранном направлении, и он пополнил библиографию рядом новых пьес. В годы вооруженной борьбы с фашистами бельгиец проникся духом времени, и военная притча «Бургомистр Стильмонда» вызвала особый интерес.

В старости Метерлинк отошел от драматургии, занявшись поэзией и публицистикой, а также создал мемуары «Счастливые воспоминания» (или «Голубые пузыри»). В них он рассказал о творчестве и собственном мировоззрении, поставив читателей и критиков на место беспристрастного жюри.

Влияние на современное творчество

В «Эвакуаторе» Дмитрия Быкова в предисловии даётся полная версия стихотворения «Пришли и сказали…» из сборника «Пятнадцать Песен» в переводе Ксении Рагозиной, а затем главный герой часто по тексту повторял цитату.

Стихотворение Мориса Метерлинка из сборника «Пятнадцать песен» легло в основу песни «А если бы он» пятого альбома фолк-рок группы «Мельница» «Дикие травы».

Марсель Пруст в 4-м томе эпопеи «В поисках утраченного времени», романе «Содом и Гоморра», неоднократно приводит аналогии поведения влюблённых людей с поведением насекомого около цветка, навеянные ему книгой Мориса Метерлинка «Разум цветов».

Один из альбомов группы Белая Гвардия называется «Сказки Метерлинка». В одноимённой песне с альбома имеются отсылки к пьесе «Синяя Птица».

Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые» легла в основу одноимённой оперы композитора Леры Ауэрбах, поставленной режиссёром Дмитрием Белянушкиным на сцене МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 2012 году в рамках фестиваля «Лаборатория Современной Оперы».

В 1940 году итальянский композитор Гвидо Паннаин написал оперу «Непрошенная».

Личная жизнь

Судя по сохранившимся фотографиям, Метерлинк был привлекательным молодым человеком, но, несмотря на это, в ранней молодости не получилось наладить личную жизнь. Только в 33-летнем возрасте он отдал сердце юной актрисе, которая замечала привязанность и улыбалась мужчине из-за кулис.

В 1895 году Морис собрался с духом и назначил первое свидание красавице Жоржетте Леблан. Разносторонне развитая девушка любила живопись и музыку, и бельгийский литератор сразу понял, что попал в любовный капкан.

Исполнительница ролей в Гентском театре была готова официально выйти замуж, но ее супруг и католическая церковь не дали разрешение на развод. Пришлось жить в гражданском браке, поначалу осуждаемом обществом, а потом мадам Метерлинк сумела утихомирить говорливый народ.

Актриса стала музой Мориса, его редактором и верным другом, помогавшим договориться с издательствами о публикации и продаже пьес. Но философские темы не были популярными в период расцвета романтизма, и отсутствие каких-либо гонораров вызывало семейный стресс.

Embed from Getty ImagesМорис Метерлинк и его жена Рене

Со временем Жоржетта устала от финансовых ограничений и, начав самостоятельно оплачивать расходы, вынудила супруга разделить бюджет. Женщина приобретала платья и дорогие аксессуары, а у мужчины в кармане часто было только несколько мелких монет.

Из-за этого в 1910-х отношения писателя и актрисы разрушились, к счастью, в этот момент в жизни Метерлинка появилась молодая Рене Даон

Девушка играла в спектакле по произведению бельгийца, и он, заметив ее внимание, был чрезвычайно польщен

Дальнейшие отношения развивались стремительно, и вскоре литератор женился на девушке, которая обладала добрым характером и поддерживала мужа во всем. Когда в начале Второй мировой войны Мориса вынудили покинуть Европу, Рене без малейшего сожаления рассталась с актерским ремеслом.

Долгие годы в глубине души пара мечтала о детях, но в итоге у них родился недоношенный мертвый сын. Женщина стойко перенесла утрату, а 73-летний мужчина до конца жизни не смог выбраться из темных горестных глубин.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий