Мухина Вера Игнатьевна

Чекист-провокатор

Дела мужа шли ещё хуже. Коллеги завидовали деньгам, которые приносила частная практика Замкова. В ОГПУ регулярно поступали доносы на доктора, а 9 мая 1930 года, в день рождения Алексея, сотрудники института, где он трудился, опубликовали в «Известиях» коллективное письмо, в котором врача называли шарлатаном. В итоге Алексея уволили из института, а его препарат запретили. Дальше в жизнь супругов вмешался провокатор из ОГПУ Ахмед Мутушев, который уговорил их бежать из страны — сначала в Персию, а оттуда в Латвию, к богатым родственникам Веры Игнатьевны. Чекист рассчитывал получить награду за поимку изменников родины. В Харькове Замкова и Мухину задержали и под конвоем отправили назад в Москву. И снова на помощь пришли влиятельные знакомые. На этот раз за супругов хлопотал Максим Горький, который был пациентом Алексея Замкова. Врача всего лишь на два года отправили в ссылку в Воронеж, куда к нему приехала семья. Потом Замкова вернули в столицу и назначили руководителем новой лаборатории. Вере Игнатьевне разрешили получить в Латвии наследство, на которое она купила дорогой электронный микроскоп для мужа, а также мрамор и бронзу для своих скульптур.

Операция на обеденном столе

Вера уехала в Москву, окончила курсы медсестёр, стала работать в инфекционном отделении одного из госпиталей. Через два года сюда поступил умирающий от тифа молодой доктор Алексей Замков. Вера выходила его — и снова влюбилась. Объяснение было достойным популярных в то время дамских романов. В госпиталь попал снаряд, и Вера, дежурившая у постели Алексея, от взрыва потеряла сознание. Когда очнулась, над ней склонился молодой человек и сказал, что если бы она погибла, он не смог бы продолжать жить. Летом 1918 года они поженились. А ещё через год Алексея едва не расстреляли — он как бывший офицер помогал сослуживцам, боровшимся с большевиками. Выручило личное знакомство с Вячеславом Менжинским, начальником Особого отдела ВЧК, который своим решением отпустил Алексея. Больше Замков политикой не занимался. Он посвятил себя медицине — и к началу 1930-х годов стал очень известным врачом, изобретателем уникального лекарства, которое излечивало от многих заболеваний, в том числе помогало от переутомления и недостатка мужской силы. Это был гормональный препарат гравидан, его получали из мочи беременных женщин (лат. Graviditas — «беременность»). Пациентами Алексея Замкова были многие кремлёвские чиновники. В 1925 году Всеволод, сын Веры и Алексея, сильно поранил ногу, у него началось туберкулезное воспаление. Не доверяя другим врачам, Алексей прооперировал мальчика в домашних условиях, на обеденном столе. Вера ассистировала мужу. Операция прошла успешно, ребёнок выздоровел. По версии некоторых литературоведов, Алексей Замков был прототипом профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Бюст товарища Сталина

За эту работу Мухина получила орден Трудового Красного Знамени и свою первую Сталинскую премию. Казалось, автора наконец-то ждёт безоблачное будущее. Но судьба приготовила Вере Мухиной очередное испытание. Ей позвонили из Кремля: товарищ Сталин хочет, чтобы вы сделали его бюст. Вера Игнатьевна объяснила, что не лепит по фотографиям, и для создания бюста потребуются сеансы с натуры. Судя по всему, Сталин узнал о своеволии Мухиной и затаил обиду. Вера Игнатьевна продолжала получать премии и заседать в авторитетных комиссиях — но при этом её скульптуры при жизни автора так и не устанавливались, у неё никогда не было персональных выставок, её не выпускали за границу. Институт, в котором работал Алексей Замков, внезапно закрыли и переоборудовали в лечебницу для алкоголиков. Единственный в стране электронный микроскоп, купленный на деньги Мухиной, выбросили со второго этажа. Замков с трудом устроился на работу обычным терапевтом в районной поликлинике. В начале войны его оформили консультантом в институт Склифосовского. Работа была бесплатной, и Мухина, чтобы поддержать мужа, тайком привозила деньги его начальникам, а те выдавали их Замкову в качестве заработка. В 1942 году Алексей Замков в возрасте 59 лет скончался от инфаркта.

Не было бы счастья

1913 год, Париж. «Бессмысленно пытаться размером творения компенсировать недостатки мастерства! — насмешливо прищурившись на трехметрового глиняного великана, бил наотмашь учитель, Эмиль-Антуан Бурдель. — И почему у вас ноги всегда разной длины? А торс? Знаете, вам следует без устали изучать и изучать строение мужского тела». Приземистая, ширококостая, слишком серьезная Верочка залилась мучительным румянцем. Она не ходила у Бурделя в любимых ученицах. Он вообще советовал ей оставить монументальный жанр и заняться прикладным искусством, к примеру, проектированием стеклянной посуды, куда более подходящим для женщины.

Вера в мастерской Бурделя

Любимым учеником Бурделя был другой русский студент — Александр Вертепов, презанимательная личность. Сначала он был революционером-террористом, одним из группы, застрелившей в Кисловодске генерал-губернатора Одессы Карангозова. Потом бежал за границу, в Брюсселе изучал естествознание, в Париже — искусство… Вера была в него тайно влюблена.

Сама она вела свой род из очень богатой купеческой семьи, ее дед торговал с Голландией и Англией пенькой, льном и зерном, имел несколько поместий. Отец, впрочем, быстро растратил дедово наследство. Он был чудаком и мечтателем, вечно изобретал какие-то машины и рано умер, оставив двух дочерей — Марию и Веру — круглыми сиротами (матери не стало, когда Вере едва минуло два года). Хорошо еще, что богатые дядья взяли барышень к себе, в Курск, и лишений Вера с Марией не знали: собственный выезд, горничные, уроки верховой езды, летом поездки на курорты в Тироль и Дрезден, зимой балы в Купеческом и Дворянском собраниях… «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных», — вздыхали потом. За Веру сватался гвардейский офицер. «Самый красивый из всей гвардии!», — всю жизнь потом гордилась Мухина. Но увы, на этом список его достоинств исчерпывался. По умственным способностям ей в женихи он решительно не годился.

Сёстры Мухины Вера и Мария. 1908 г.

Вере был 21 год, когда опекуны позволили ей и сестре переехать в Москву — там и портнихи получше, и балы пошумнее, и женихов побольше. Но, оказавшись в Москве, Вера словно потеряла голову: часы напролет простаивала в толпе восторженных барышень у дверей поэтических салонов. Смотрела, как подлетают к подъезду, обгоняя друг друга, холеные кони Морозова, Рябушинского, Третьякова. Как, страстно жестикулируя, Андрей Белый доказывает что-то торжественному, величавому Валерию Брюсову. Как флиртует с очередной спутницей веселый Бальмонт. Все окликали друг друга, все были знакомы. И Вере страстно хотелось тоже стать своей в этом блестящем кругу. Словом, вместо женихов да нарядов она увлеклась искусством и стала усердно посещать известную живописную студию Юона и Дудина.

Поступить в студию было легко: «Просто приносите бумагу, резинку, карандаши и будете заниматься», — сказал Юон. А вот учиться оказалось трудно. Но у Верочки Мухиной были и способности, и упорство. А вскоре она почувствовала, что живописи ей мало. «Скульптура — чудо. Все совершается, как в Библии. Сначала было слово. Замысел. Потом — глина. Из нее вылеплен Адам», — восторгалась она. Стала проситься у опекунов учиться в Париж, но те решительно воспротивились. И так, дескать, барышня совсем сбилась с толку, все бегает со своим мольбертом, а ведь давно пора подумать о замужестве, годы-то немалые, да и не сказать, что писаная красавица…

Как это нередко случается в жизни, Мухину выручило несчастье. На Рождество 1912 года всей семьей катались с гор на санях, Вера налетела на дерево, искалечила лицо. Ей сделали 9 пластических операций, после чего долго не давали зеркала, опасаясь самоубийства. Она разглядывала свои шрамы, ловя отражение в ножницах. И ничуть не думала из-за этого умирать. Что она теряет, любовь гвардейских офицеров? В этом, что ли, весь смысл?

Через полгода ей разрешили ехать в Париж — опекуны сочли, что теперь о её замужестве можно забыть.

Биография

Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.

Вера Мухина в мастерской

Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.

Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.

Вера Мухина в молодости

В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.

В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.

Шедевр с огорода

Вера Мухина в начале 1920-х годов трудилась как художник-модельер. Совместно с Надеждой Ламановой она создавала театральные костюмы и наряды для женщин. В 1925 году творческий дуэт получил Гран-при на выставке в Париже — за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов (сукна, бязи, холста, бумазеи). Собственной мастерской Мухина не имела — и для души занималась скульптурой на огороде в родной деревне мужа. Тем не менее её работа «Крестьянка», отлитая в бронзе, в 1927 году заняла первое место на художественной выставке в честь 10-летия Октябрьской революции. Вере Игнатьевне досталась большая по тем временам премия — 1000 рублей. Но главное — о женщине-скульпторе заговорили не только в СССР, но и в Европе. «Крестьянку» послали на выставку в Венецию, там её купил музей итальянского города Триеста. В настоящее время скульптура хранится в коллекции музея Ватикана. Окрылённая Мухина создала ещё несколько проектов идейно выдержанных шедевров: «Освобождённый труд», «Революция». Но эти работы не воплотились в жизнь, поскольку коллеги-художники и высокое начальство припомнили автору её буржуазное происхождение.

Самые известные скульптуры Веры Мухиной

Помимо знаменитого произведения «Рабочий и колхозница», у мастера много узнаваемых работ. Среди известных скульптур Веры Мухиной можно отметить следующие:

«Хлеб» (1939) — композиция была создана для выставки «Пищевая индустрия»

Произведение, также известное под названием «Урожай», воспевает свободный и гармоничный труд.
«Наука» (1950-1952) — композиция, ставшая символом МГУ, подчеркивала, что тяга к знаниям была важной чертой советского гражданина.
«Памятник Чайковскому» (1954) — гениальный композитор изображен в порыве творческого вдохновения. Скульптура установлена у Московской консерватории, и Петр Ильич словно прислушивается к музыке, льющейся из ее окон, дирижирует ей в такт.
«Земля» и «Вода» (1957) — фигуры были выполнены уже после смерти Веры Мухиной по ее эскизам

Мужской и женский образы олицетворяют собой две стихии, подвластные человеку.

Семейный круг

Семья Веры Мухиной:

Замков Алексей Андреевич (1883 — 1942) — муж, врач, профессор.

С мужем Алексеем

  • Всеволод Алексеевич (1920 — 2003) — сын, кандидат физико-математических наук.
  • Рождественская (Гаврилова) Наталья — невестка.
  • Марфа Всеволодовна (1949 —) — внучка, художница, искусствовед.
  • Рождественский Дмитрий Дмитриевич (1954 — 2002) — внук, музыкант, телевизионный режиссер.
  • Рождественская Анастасия Дмитриевна — правнучка, кинопродюсер.
  • Веселовский Алексей Игоревич — правнук, живописец.
  • Мухин Михаил Михайлович — правнук.

С сыном Всеволодом

В Москве в Пречистенском переулке стоит дом Веры Игнатьевны. Часть дома по-прежнему принадлежит ее потомкам. В 2018 году здание отреставрировано, как объект культурного наследия.

Память о В. И. Мухиной

Мастерская В. И. Мухиной в Пречистенском переулке, д. 5а

  • В Риге на улице Тургенева, д. 23/25, в доме, где родилась В. Мухина, открыт музей.
  • Народный «Музей Веры Игнатьевны Мухиной» работает в Феодосии.
  • В Москве, в районе Ново-Переделкино, в честь скульптора названа улица.
  • «Вера Мухина» — так называется теплоход ОАО «Северного морского пароходства».
  • В 1953 году имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу.
  • В Москве в Пречистенском переулке установлен памятник В. И. Мухиной; авторы памятника — Народный художник СССР М. К. Аникушин и Заслуженный архитектор РСФСР С. П. Хаджибаронов
  • В Москве на доме 5А в Пречистенском переулке (где с 1947 по 1953 год жила и работала скульптор) в ноябре 1956 года была установлена мемориальная доска скульпторов З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленской.
  • Монумент «Рабочий и колхозница» изображён на значках и советских юбилейных монетах 1967 года и стал эмблемой киностудии «Мосфильм».
  • Портрет скульптора помещён на советской почтовой марке 1989 года.
  • В Свердловском округе Иркутска в честь скульптора названа улица.
  • В Кривом Роге (Днепропетровская область, Украина) в честь скульптора названа улица в Долгинцевском районе города.
  • В её честь назван кратер Мухина на Венере.

Скульптурография

1915-1916 гг. – скульптурные работы: “Портрет сестры”, “Портрет В.А. Шамшиной”, монументальную композицию “Пиета”.

1918 г. – памятник Н.И. Новикову для Москвы по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник не осуществлен).

1919 г. – памятники “Революция” для Клина, “Освобожденному труду”, В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову (“Пламя Революции”) для Москвы (не осуществлены).

1924 г. – памятник А.Н. Островскому для Москвы.

1926-1927 гг. – скульптуры “Ветер”, “Женский торс” (дерево).

1927 г. – статуя “Крестьянка” к 10-летию Октября.

1930 г. – скульптуры “Портрет деда”, “Портрет А.А. Замкова”. Проект памятника Т.Г. Шевченко для Харькова,

1933 г. – проект памятника “Фонтан национальностей” для Москвы.

1934 г. – “Портрет С.А. Замкова”, “Портрет сына”, “Портрет Матрены Левиной” (мрамор), надгробия М.А. Пешкову и Л.В. Собинову.

1936 г. – проект скульптурного оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница»

1937 г. – Монтаж скульптуры “Рабочий и колхозница” в Париже.

1938 г. – памятник “Спасению челюскинцев” (не осуществлен), эскизы монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста.

1938 г. – памятники А.М. Горькому для Москвы и Горького, (установлен в 1952 г. на площади Первого мая в Горьком, архитекторы П.П. Штеллер, В.И. Лебедев). Скульптурное оформление советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Конец 30-х – По эскизам Мухиной и при ее участии сделаны в Ленинграде “Кремлевский сервиз” (хрусталь), вазы “Лотос”, “Колокольчик”, “Астра”, “Репка” (хрусталь и стекло). Проект памятника Ф.Э. Дзержинскому для Москвы.
1942 – “Портрет Б.А. Юсупова”, “Портрет И.Л. Хижняка”, скульптурная голова “Партизанка”.

1945 г. – проект памятника П.И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского). Портреты А.Н. Крылова, Е.А. Мравинского, Ф.М. Эрмлера и X. Джонсона.

1948 г. – проект памятника Юрию Долгорукому для Москвы, портрет из стекла Н.Н. Качалова, из фарфора композиция “Юрий Долгорукий” и “С.Г. Корень в роли Меркуцио”

1949-1951 гг. – совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, памятник А.М. Горькому в Москве по проекту И.Д. Шадра (архитектор 3.М. Розенфельд). В 1951 году он установлен на площади Белорусского вокзала.

Скульптура и творчество

Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.

Скульптор Вера Мухина

После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.

Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.

Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде

Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.

В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.

Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания

Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.

В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.

Женщина — легенда

Признанный мастер монументальной скульптуры, неоднократный Лауреат Сталинской премии, обладательница высоких наград и званий Вера Игнатьевна Мухина, тем не менее, оказалась недооцененной при жизни. Большая часть ее идей и творческих замыслов хранится в виде эскизов, макетов и рисунков. В мастерской скульптора на стеллажах теснятся гипсовые и глиняные модели неосуществленных композиций. Она называла их «мечты на полке».

Мухина — новатор: впервые для скульптуры «Рабочий и колхозница» она использовала нержавеющую сталь, которая считалась не пластичной. Вера Игнатьевна участвовала и в разработке технологий изготовления собственных монументальных фигур. Благодаря ее работам появился термин «статуестроение».

Конечно, она была «белой вороной» в художественной среде своего времени, не вписываясь своей неординарностью в основные тенденции развития искусства. Творческое наследие женщины-легенды, его осуществленная часть, и сейчас поражают полетом мысли и талантливым воплощением.

Ранние годы

В 1889 году в Риге появляется на свет будущая народная художница Вера Игнатьевна Мухина. Отец ее — 13-й ребенок в зажиточной семье купцов из Смоленской губернии. Он женится на дочери аптекаря Надежде Вильгельмовне Мюде и продолжает семейное дело — торговлю пшеницей, пенькой, льном. Игнат Кузьмич увлекается живописью и помогает художникам и людям искусства.

Мать умирает от туберкулеза, когда Вере нет и 2-х лет, а старшей дочери Маше идет пятый год. Отец увозит детей в Крым, переживая за их здоровье. У младшей дочери в гимназии проявляется склонность к рисованию. В Феодосии она берет частные уроки живописи у преподавателя В.Н.Трегубова.

В юности

Через 13 лет отца не стало. Сирот забирают курские родственники. Гимназию девушка заканчивает с золотой медалью. Сестры с разрешения опекунов переезжают в Москву.

В молодости

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий